Jump to content

История Мавритании (1960–1978)

Исламская Республика Мавритания
Исламская Республика Мавритания   ( арабский )
аль-Джумхурия аль-Исламия аль-Муритания
Исламская Республика Мавритания   ( французский )
1960–1978
Девиз: честь, братство, справедливость   (араб.)
«Честь, Братство, Справедливость»
Гимн:   Государственный гимн Мавритании. Продолжительность: 40 секунд.
Расположение Мавритании (темно-зеленый) в Западной Африке.
Расположение Мавритании (темно-зеленый) в Западной Африке.
Капитал Нуакшот
Правительство Унитарная однопартийная исламская социалистическая республика под авторитарной диктатурой
Моктар ульд Дадда
История  
• Учредил
1960
• Упразднено
1978
Код ISO 3166 МИСТЕР
Предшественник
Преемник
Колониальная Мавритания
История Мавритании (1978-1991)

Мавритания , официальное название — Исламская Республика Мавритания, — страна арабского Магриба в Западной Африке . Он граничит с Атлантическим океаном на западе, с Марокко на севере, с Алжиром на северо-востоке, с Мали на востоке и юго-востоке и с Сенегалом на юго-западе. Оно названо в честь древнего берберского королевства Мавретания , которое позже стало провинцией Римской империи , хотя современная Мавритания занимает территорию далеко на юге от старого берберского королевства, не имевшего с ней никакого отношения.

Независимость и гражданское правление

[ редактировать ]

Политический кризис во Франции , приведший к рождению Пятой французской республики в 1958 году, потребовал принятия новой французской конституции . Эта новая конституция , также принятая народом Мавритании на референдуме в сентябре 1958 года, предусматривала создание Французского сообщества , членами которого будут автономные республики . Но статус автономного члена Французского сообщества быстро потерял свою привлекательность, поскольку Мавритания стала свидетелем волны национализма, охватившей африканский континент. Как только в октябре 1958 года была провозглашена Исламская Республика Мавритания, Территориальная ассамблея сменила название на Учредительное собрание и немедленно приступила к работе над проектом национальной конституции ; документ был единогласно принят Учредительным собранием в марте 1959 г. вместо французской конституции, а 28 ноября 1960 г. Мавритания провозгласила свою независимость. [ 1 ]

Формирование нового политического образования было непростой задачей в стране, в которой все еще происходил постепенный распад прочно укоренившейся племенной иерархии и ее власти. общество Мавритании Кроме того, преимущественно кочевое не подходило для создания административных органов; следовательно, вокруг тех лидеров, которые уже осуществляли племенную власть, сформировались многочисленные политические партии. Большая часть населения, соблюдавшая демократические кочевнические традиции, в которых влияние не всегда передавалось напрямую от отца к сыну, земля не принадлежала отдельным лицам, а материальные блага широко распределялись, а не концентрировались в нескольких руках, в конечном итоге приняла централизованное управление. . [ 1 ]

С обретением независимости лидеры партии осознали необходимость консолидации, чтобы обеспечить создание сильного и независимого правительства, которое также представляло бы региональное и этническое разнообразие Мавритании. Следовательно, у некоторых возникла тенденция попытаться отложить в сторону свои разногласия. Президент Моктар ульд Дадда смог постепенно заручиться поддержкой многочисленных оппозиционных партий благодаря своей продемонстрированной готовности включить в свое правительство тех, кто ранее выступал против него. Таким образом, даже после того, как Дадда обвинил Партию национального возрождения Мавритании (Нахда) в коррупции, запретил этой партии участвовать в выборах в первое Национальное собрание Мавритании в мае 1959 года, объявил партию незаконной и арестовал пятерых ее лидеров, Нахда все еще ответил на настоятельный призыв Дадды сохранить единство и независимость. [ 1 ]

На новых выборах, состоявшихся в соответствии с положениями новой конституции в августе 1961 года, Нахда агитировал за Дадду, который победил на выборах при дополнительной поддержке черной партии — Мавританского национального союза . Новое правительство, сформированное в сентябре 1961 года, включало представителей Нахды и Мавританского национального союза в важные министерства. Эта избирательная, тогда правительственная, коалиция была официально оформлена в октябре 1961 года с объединением Мавританской партии перегруппировки , Нахды, Мавританского национального союза и Мавританского мусульманского социалистического союза в Мавританскую народную партию ( Parti du Peuple Mauritanienne , PPM). 25 декабря 1961 года ППМ была создана как единственная юридическая партия. Его политика включала внешнюю политику неприсоединения и противодействия связям с Францией . [ 1 ]

В соответствии с целью нового правительства заручиться поддержкой чернокожих, Дадда включил в свой кабинет двух чернокожих. Кроме того, Национальное собрание, возглавляемое чернокожим, состояло из десяти чернокожих и двадцати Моров . В результате появления единой доминирующей партии Дадда, генеральный секретарь партии, еще больше сосредоточил власть в своих руках. PPM провозгласила Мавританию однопартийным государством в 1964 году, а Национальное собрание приняло поправку к конституции в 1965 году, которая институционализировала PPM как единственную легальную партию в государстве. Отныне организованная оппозиция была ограничена каналами внутри партии. [ 1 ]

Возникающая напряженность

[ редактировать ]

Жесткий контроль политической жизни со стороны ППМ усилил высокоцентрализованную систему. Введение однопартийного правления среди очень разнообразного населения вызвало возникновение скрытой напряженности, особенно среди чернокожего населения Юга, которое боялось арабского доминирования. Их опасения усугубились решением 1966 года сделать изучение арабского языка хасания обязательным в средних школах и решением 1968 года сделать арабский язык хасания, а также французский язык , официальным языком. Разногласия по языковым и расовым вопросам впоследствии вызвали забастовки и демонстрации студентов и профсоюзных деятелей в 1968, 1969 и 1971 годах; все демонстрации жестко подавлялись правительством, которое в 1966 году запретило обсуждение расовых проблем. Другая напряженность существовала среди чернокожих Моров, которые все еще считались членами класса рабов, хотя рабство было объявлено вне закона согласно Конституции Франции и Мавритании. (См. также «Рабство в Мавритании ».) [ 2 ]

Политические разногласия внутри профсоюзного движения также вспыхнули, что привело к расколу движения в 1969 году на две фракции: одна выступала за интеграцию в PPM, а другая лоббировала независимую форму профсоюзного движения. PPM, игнорируя последнюю фракцию, объединила профсоюзы в 1972 году. Их действия последовали за серией забастовок в конце 1971 года, включая двухмесячное закрытие железного рудника, которым управляла компания Mauritanian Iron Mines Company ( Société Anonyme des Mines de Fer). де Мавритания , МИФЕРМА). Вскоре после объединения профсоюзов было сформировано неофициальное профсоюзное движение, а в 1973 была создана подпольная левая политическая партия — Мавританская партия Кадихине . Другая тайная группа, Партия мавританской справедливости , была создана в 1974 году и призывала к большей политической свободе. [ 2 ]

Радикализация

[ редактировать ]

В 1969 году, после официального признания Марокко Мавритании, правительство преследовало более радикальную политическую программу по снижению своей экономической зависимости от Франции. Первый крупный шаг на пути к этой цели был сделан в 1972 году, когда правительство объявило, что пересмотрит соглашения, подписанные с Францией после обретения независимости, и подпишет новые, более строгие соглашения о культурном, техническом и экономическом сотрудничестве в 1973 году. Новые соглашения о военном сотрудничестве и валютное сотрудничество были демонстративно прекращены, и Мавритания вскоре заявила о своем намерении выйти из Западноафриканского валютного союза и его зоны франка и ввести свою собственную валюту, угию , при поддержке Алжира и других арабских стран. В 1974 году MIFERMA, которая контролировалась французскими интересами и обеспечивала 80 процентов национального экспорта, была национализирована, а название изменено на Национальную горнодобывающую и промышленную компанию ( Société Nationale Industrielle et Minière , SNIM). Также в 1974 году Мавритания присоединилась к Лиге арабских государств. (Лига арабских государств). Наконец, во время съезда PPM в августе 1975 года Дадда представил хартию, призывающую к исламской, национальной, централистской и социалистической демократии. Хартия была настолько популярна, что и мавританская партия Кадихине, и Партия мавританской справедливости отказались от своей оппозиции правительству Дадды. [ 3 ]

В начале 1970-х годов правительство Дадды добилось определенного прогресса в достижении национального единства и экономической независимости. Эти достижения, однако, были более чем компенсированы экономическими трудностями, вызванными засухой в Сахеле , продолжавшейся с 1969 по 1974 год. Тысячи кочевников мигрировали в трущобы за пределами городов, в результате чего городское население увеличилось с 8 процентов от общей численности населения до 25 процентов в период с 1962 года. и 1975 г. Но другие проблемы заставили лидеров Мавритании переключить внимание с внутренних событий на внешние: деколонизация соседней Западной Сахары в конце 1975 года; последующая оккупация этой бывшей испанской территории Марокко и Мавританией; и освободительная борьба коренных народов Западной Сахары, которая втянула Мавританию в длительную и дорогостоящую войну. [ 3 ]

Конфликт в Западной Сахаре

[ редактировать ]

До конца девятнадцатого века Западная Сахара, земля, населенная кочевым сахарским народом , оставалась в значительной степени свободной от какой-либо центральной власти. Но когда конкурирующие европейские колониальные державы приступили к разделу Африки , Испания заявила права на Западную Сахару. Испания исторически имела интерес к этой территории, прежде всего потому, что она находилась недалеко от принадлежащих испанцам Канарских островов . В 1884 году Испания оккупировала Западную Сахару и оставалась там до 1976 года. [ 4 ]

В течение первых пятидесяти лет после оккупации периодическое сопротивление сахарцев испанскому правлению на территории, которая тогда называлась Испанской Сахарой, фактически вынудило испанских оккупантов ограничить свое присутствие несколькими прибрежными анклавами. Лишь в 1950-х годах, после открытия огромных залежей фосфатов в Бу-Краа , сахарский национализм развился. Впервые испанская Сахара оказалась ценной для коренного населения, а также для правительств Марокко, Алжира и Мавритании. Открытие месторождений также возобновило историческое соперничество между Алжиром и Марокко, которые поощряли агрессию Сахары против испанских оккупантов. В 1973 году ряд групп коренного населения испанской Сахары сформировали организацию под названием ПОЛИСАРИО , целью которой было обеспечение независимости от Испании. [ 4 ]

К середине 1970-х годов правительство Испании, похоже, было готово отказаться от территории, управление которой становилось все более дорогостоящим. Кроме того, внезапный крах португальской империи в Африке и последующее освобождение Мозамбика и Анголы укрепили решимость ПОЛИСАРИО избавиться от испанского колониального правления, а нападения на испанские поселения и форты стали более интенсивными. Марокко, Мавритания и Алжир также организовали международную оппозицию в Организации Объединенных Наций продолжающейся испанской оккупации. Испанское правительство окончательно прекратило свои претензии на Испанскую Сахару в феврале 1976 года и завещало эту территорию, переименованную в Западную Сахару, совместно Марокко и Мавритании, обе из которых согласились позволить Испании разрабатывать фосфаты Бу-Краа. Испания исключила Алжир из соглашения о выходе, главным образом потому, что Алжир намеревался помешать Испании эксплуатировать месторождения Бу-Краа, и это решение в значительной степени способствовало растущим разногласиям в и без того неспокойном регионе. [ 4 ]

Предыстория политики Мавритании

[ редактировать ]

Марокканский фактор

[ редактировать ]

Роль Мавритании в конфликте в Западной Сахаре находилась под сильным влиянием предполагаемых и реальных угроз марокканского экспансионизма. В 1950-х годах Марокко выдвинуло свою концепцию Большого Марокко , которая включала всю территорию Мавритании, основанную на исторической (хотя в настоящее время умирающей) преданности марокканскому султану как политическому и религиозному лидеру. Что еще хуже, большинство государств Лиги арабских государств, Советский Союз , несколько прогрессивных африканских государств, а также группы внутри Мавритании поддержали эту позицию. Например, Мавританской Антанты лидер Хорма ульд Бабана утверждал, что союз с Марокко защитит права Моров от посягательств со стороны чернокожего населения. [ 5 ]

Даже после того, как Марокко, наконец, признало независимость Мавритании в 1969 году — через девять лет после того, как она была предоставлена ​​Францией — и отозвало свои претензии на территорию Мавритании, правительство Дадды по-прежнему с подозрением относилось к намерениям Марокко. Таким образом, Мавритания выступала за использование Западной Сахары в качестве буфера между ней и Марокко, либо путем контроля всей или части Западной Сахары, либо путем создания независимого государства. [ 5 ]

Внутренние факторы

[ редактировать ]

С момента обретения независимости до середины 1970-х годов политика Мавритании в отношении Западной Сахары колебалась, поскольку правительство стремилось сбалансировать свои собственные интересы с интересами более могущественного Марокко. До 1974 года правительство Дадды поддерживало самоопределение Западной Сахары, которое должно было осуществляться посредством референдума, при условии, что сахарцы захотят присоединиться к Мавритании. Это предположение было разумным: между сахарцами и морами существовали тесные этнические связи; большое количество сахарских кочевников мигрировало в Мавританию; и многие моры жили в Западной Сахаре. Однако в период с 1974 по 1975 год, после того как Марокко ясно заявило о своем намерении оккупировать Западную Сахару, Мавритания проводила политику, чреватую противоречиями. Чтобы угодить международному сообществу, от которого Мавритания зависела в плане экономической помощи, Дадда продолжал поддерживать политику самоопределения сахарского населения. Но, чтобы угодить доминирующим Моресам Мавритании, правительство вновь ввело концепцию Великая Мавритания , отстаивающая права страны на всю Западную Сахару. Третья политика, признающая реальность власти Марокко, предусматривала раздел Западной Сахары, что привело Мавританию к долгой и дорогостоящей партизанской войне с ПОЛИСАРИО. [ 6 ]

Кампания Мавритании по аннексии Тирис аль-Гарбии (южной провинции Западной Сахары) не нашла большой поддержки внутри Мавритании. Некоторые мавританцы вместо этого выступали за полную интеграцию Западной Сахары, в то время как другие, назвавшие себя сахарскими беженцами, поддерживали независимость. Категорически противилось поглощению чернокожее население юга Мавритании, которое рассматривало возникшее в результате увеличение численности моров как угрозу. Для чернокожих конфликт в Западной Сахаре был арабской войной. [ 6 ]

Мадридские соглашения

[ редактировать ]

В начале 1975 года и Марокко, и Мавритания согласились подчиниться решению Международного Суда о статусе Испанской Сахары, но когда в октябре 1975 года суд постановил, что ни одна из стран не имеет права претендовать на суверенитет над этой территорией, оба правительства решил проигнорировать это решение. В ноябре 1975 года они заключили Мадридские соглашения с Испанией, согласно которым Марокко приобрело северные две трети территории, а Мавритания – южную треть. Соглашение также включало условие, что Испания сохранит за собой акции горнодобывающего предприятия Бу Краа. Мавритания согласилась на соглашения, исходя из предположения (вероятно, правильного), что Марокко, обладающее превосходящей военной мощью, в противном случае поглотило бы всю территорию. [ 7 ]

Ведение войны в пустыне

[ редактировать ]

В 1976 году, когда мавританские войска оккупировали провинцию Тирис аль-Гарбия в Западной Сахаре в соответствии с условиями Мадридских соглашений, им сразу же пришлось столкнуться с ожесточенными боями с партизанами ПОЛИСАРИО. Боевые действия затянутся на два года, истощая и без того импровизированную экономику, провоцируя этнический конфликт и вызывая большое количество жертв. Прямые издержки колониального предприятия Мавритании оказались непомерными. Мавритания быстро увеличила свои вооруженные силы с 3000 в начале 1976 года до примерно 12 000 в начале 1977 года; к середине 1978 года вооруженные силы Мавритании насчитывали от 15 000 до 17 000 человек. В период с 1975 по 1977 год расходы правительства увеличились на 64 процента, большая часть которых была выделена на оборону. Это наращивание военной мощи легло тяжелым бременем на слабую экономику и отвлекло средства, столь необходимые для проектов развития. Еще одним отчуждением населения стал специальный налог на оборону, который правительство взимало со всего населения; несмотря на налог, страна оказалась на грани банкротство к концу 1977 года. Более того, по мере развития войны мощь мавританских вооруженных сил росла, что способствовало внутренней разобщенности и слабости гражданского правительства, неспособного решить проблемы национального строительства. [ 8 ]

Имея более 6400 километров незащищенных границ с Мали и Алжиром, Мавритания была очень уязвима для нападений партизан ПОЛИСАРИО, которых вооружал и поддерживал Алжир. Неспособность правительства защитить крупные города Мавритании, даже Нуакшот , подвергшийся нападению в июне 1976 года, вызвала опасения, что марокканские войска войдут в Мавританию, якобы для пресечения партизан, но также и в качестве экспансионистского авангарда . Также существовали опасения по поводу возможного плана со стороны врага Марокко, Алжира, по замене правительства Дадды марионеточным режимом . [ 8 ]

Участие зарубежных стран

[ редактировать ]

Со своей стороны, стратеги ПОЛИСАРИО стремились сначала вывести Мавританию из конфликта, а затем направить свои усилия против гораздо более сильных марокканских сил. В середине 1977 года ПОЛИСАРИО начал общее наступление на Мавританию, чтобы подорвать ее экономику и спровоцировать внутреннюю оппозицию войне, надеясь тем самым, что правительство либо выйдет из конфликта, либо будет свергнуто другим, более симпатизирующим делу ПОЛИСАРИО. В мае партизаны ПОЛИСАРИО атаковали операции SNIM в Зуйрате , убив двух французских техников и взяв в плен еще шестерых. Остальные экспатрианты в Зуйрате немедленно покинули страну, и Мавритания немедленно запросила помощь у Марокко. В июне 1977 года военное командование Марокко объединилось с командованием Мавритании в Высший совет обороны , и для защиты Зуйрата прибыло 600 марокканских военнослужащих. После дальнейших нападений на железную дорогу, связывающую железорудные рудники SNIM с портом Нуадибу , правительство Мавритании изменило прежнюю позицию и запросило — и получило — военную помощь от Франции. В декабре 1977 года французская авиация в своем первом бою атаковала партизан ПОЛИСАРИО, возвращавшихся после налетов на Мавританию. [ 9 ]

Несколько богатых арабских нефтедобывающих государств, таких как Саудовская Аравия , Кувейт и Абу-Даби , также предоставили Мавритании значительную помощь для сдерживания революционного рвения, за которое выступает ПОЛИСАРИО. В частности, в период с 1976 по 1978 год Саудовская Аравия предоставила средства, вдвое превышающие годовой бюджет Мавритании. [ 9 ]

Несмотря на полученную военную помощь, Мавритания не смогла помешать ПОЛИСАРИО бомбардировать Нуакшот во второй раз, в июле 1977 года. Ракетный обстрел столицы ошеломил Дадду, который немедленно реорганизовал как армию, так и правительство, назначив впервые военный офицер занял пост министра обороны. Ранее Дадда сопротивлялся привлечению военных в свое гражданское правительство, опасаясь военного переворота. [ 9 ]

К концу 1977 года Дадда столкнулся с растущей оппозицией войне и своей администрации. В армии чернокожие новобранцы с юга, которые вступили в армию из-за отсутствия других возможностей трудоустройства и составляли большую часть сухопутных войск, мало интересовались борьбой с партизанами ПОЛИСАРИО на севере. Более того, чернокожие мирные жители возмущались необходимостью платить налог для поддержки войны между арабами. Кроме того, многие солдаты Мора сочувствовали целям ПОЛИСАРИО, с которым их связывали этнические связи. Наконец, антимарокканские националисты внутри ПНП выступили против войны на том основании, что она дала Марокко возможность расширить свое влияние. [ 9 ]

Свержение режима Ульд Дадды

[ редактировать ]

Экономические трудности также тяжелым бременем легли на режим Дадды. В течение 1977 года расходы на оборону увеличились, поскольку международный спрос на железную руду (основной источник иностранной валюты в Мавритании, см. Горное дело в Мавритании ) упал. Засуха, опустошившая посевы и стада, еще больше ухудшила экономику. Мавритания выжила только благодаря грантам и кредитам Саудовской Аравии, Франции, Марокко и Ливии . [ 10 ]

В январе 1978 года во время специального съезда ППМ Дадда безуспешно пытался найти выход из войны в Западной Сахаре; однако все более изолированный лидер оказался неспособен предпринять какие-либо дипломатические или политические инициативы. Кроме того, отношения между Даддой и старшими армейскими офицерами были напряженными, поскольку президент постоянно переводил старших офицеров с одной должности на другую, чтобы защититься от возможного переворота. [ 10 ]

В феврале 1978 года в отчаянии Дадда назначил полковника Мустафу ульд Салека командующим армией. В конце 1960-х годов Дадда отправил Салека, которого подозревали в профранцузских взглядах, в резервный корпус. (Салек вернулся на действительную военную службу только в 1977 году, когда его назначили командующим Третьим военным округом в Атаре , и отношения между Даддой и Салеком все еще были натянутыми.)

10 июля 1978 года вновь назначенный командующий армией возглавил группу младших офицеров в бескровном свержении восемнадцатилетнего правительства Дадды. [ 10 ] [ 11 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Уорнер, Рэйчел. «Независимость и гражданское правление». В Хэндлофе.
  2. ^ Перейти обратно: а б Уорнер, Рэйчел. «Возникающая напряженность». В Хэндлофе.
  3. ^ Перейти обратно: а б Уорнер, Рэйчел. «Радикализация». В Хэндлофе.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Уорнер, Рэйчел. «Конфликт в Западной Сахаре». В Хэндлофе.
  5. ^ Перейти обратно: а б Уорнер, Рэйчел. «Марокканский фактор». В Хэндлофе.
  6. ^ Перейти обратно: а б Уорнер, Рэйчел. «Внутренние факторы». В Хэндлофе.
  7. ^ Уорнер, Рэйчел. «Мадридские соглашения». В Хэндлофе.
  8. ^ Перейти обратно: а б Уорнер, Рэйчел. «Война в пустыне». В Хэндлофе.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Уорнер, Рэйчел. «Вовлечение зарубежных стран». В Хэндлофе.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Уорнер, Рэйчел. «Свержение режима Ульд Дадды». В Хэндлофе.
  11. ^ Ковен, Рональд (11 июля 1978 г.). «Президент Мавритании свергнут в результате военного переворота» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Проверено 26 января 2024 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d73e70453aa99dcb403d4872df6a19ee__1721152620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/ee/d73e70453aa99dcb403d4872df6a19ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Mauritania (1960–1978) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)