Jump to content

Шокируйте людей

Чок общество, жившее на откосе Эльгейо в Кении.

Этимология

[ редактировать ]

Отмечается, что старики, жившие в Покоте в начале ХХ века, были единодушны в этом;

всегда жили два коренных племени сук на откосе Эльгейо . Названия этих двух племен были Чок или Чук, что означает короткий меч, похожий на орудие, и Секкер, что означает «раковины каури».

- Сук - Их язык и фольклор, Бич, М., 1911 г. [ 1 ]

Территория

[ редактировать ]

Их территория находилась «на откосе Эльгейо», и пока они жили на откосе Эльгейо, долина Керио была оккупирована Самбуром . «...Если суки когда-либо спускались из своей крепости, это племя подвергало их набегам и преследованиям». [ 2 ]

Образ жизни

[ редактировать ]

Резиденция

[ редактировать ]

Фон Хеннель, писавший после своего путешествия к озеру Туркана, отметил резиденции суков, используя во многом те же термины, которые использовали другие писатели;

...Оседлые суки обитают на восточных склонах горы и живут в симпатичных маленьких круглых хижинах, сделанных из отесанных стволов деревьев с конической соломенной крышей из стеблей дурры. Большинство их поселений представляют собой скорее деревни, чем деревни...

- Фон Хеннель, 7 июля 1888 г. [ 3 ]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Бич (1911) отмечал, что чок были «чисто земледельческим народом, выращивавшим просо и элевзиновое зерно, выращенное в холодном воздухе вершины, и, возможно, немного табака». [ 4 ] «Просо [выращивалось] на плодородных и хорошо орошаемых равнинах у подножия откоса Эльгейо и [поливалось] посредством орошения, в то время как элевзиновое зерно (выращивалось) высоко на склонах холмов и зависело от дождя» . Ирригационная система, как отметил Бич, «в высшей степени изобретательна, и ее первоначальная конструкция, должно быть, потребовала огромного труда и терпения». [ 5 ] Макдональд, который наткнулся на сельскохозяйственную деревню Сук в последнее десятилетие девятнадцатого века, описал аналогичную модель существования.

...Та часть народа сук, с которой мы сейчас познакомились... строят свои хижины и небольшие деревушки высоко на склонах холмов... множество красивых ручьев текут с холмов и находят выход на равнины внизу... Сук с помощью умелых ирригационных каналов используют эти ручьи для орошения своих полей у подножия холмов, где иногда можно увидеть большие площади под посевами зерна. Стада коз и овец спускаются днем ​​из их горной крепости, чтобы пастись по берегам многочисленных ручьев...

- Макдональд, 1892 г. [ 6 ]

Такой образ жизни был запечатлен в семейных традициях покотца по имени Дунгурия.

Когда мой отец был молод, он и его семья наслаждались многими благами жизни в Покоте на горе Чептулель. Их террасные сады, орошаемые резным «водным мостом», ведущим от прохладных горных ручьев, всегда давали достаточно зерна, чтобы дополнить молоко, кровь и мясо их большого стада крупного рогатого скота и коз. Но когда отец стал таким же юношей, как я, великая эпидемия внезапно уничтожила большую часть стад и даже диких животных по всей земле. Это было время, когда в стране стало темно .

— Домонгурия [ 7 ]

В Чоке было две известные отрасли промышленности: гончарное дело и кузнечное дело , первое из которых выполнялось женщинами, а второе - мужчинами. [ 8 ]

Значение кузнечного дела Чок иллюстрируется традицией, сложившейся среди нанди в начале 20 века. Там кузнецы Уасин Гишу рассказали о прибытии своих предков в Нанди; что человек по имени Арап Сутек был единственным кузнецом в стране тогда, но что после того, как уасингишу масаи покинули свои дома и разошлись в разные стороны, некоторые из тех, кто забрел в Нанди, были гостеприимно приняты Арап Сутеком и к началу 20-го века века в каждом роду был кузнец.

Среди нанди к тому времени также использовался меч, известный как ротуэт-ап-чок (меч Чока), который производился параллельно с предыдущим ротуэтом , изготовленным в Нанди. [ 9 ] Возможно, хотя и неясно, что Чок экспортировал это оружие до этого времени.

Торговля

[ редактировать ]

Чок получили ослов от Турканы , и, по-видимому, они взяли с собой несколько ослов в Нанди, но были вынуждены избавиться от них, так как считалось, что они испортят пастбища для скота. [ 10 ]

Культура

[ редактировать ]

Самым известным элементом их культуры был Чок, от которого они получили свое название. Бич отмечает, что по состоянию на 1911 год он видел только женщин с этими мечами «... на пути к зерновым полям». [ 11 ]

Уникальным для Чок обычаем была выплата приданого пальмовым вином или медом . [ 12 ]

Внешние связи

[ редактировать ]

Лойкопцы

[ редактировать ]

Традиции самбуру описывают их отношения с покотами как межэтнические лангата, то есть тесную, но осмотрительную связь, которую лучше всего воспринимать как дружбу, рожденную как разрешение прошлого конфликта.

Самбуру оставили клятву за пределами памяти живущих, и, поскольку многие знающие информаторы Самбуру рассказывают подробную устную историю, начиная, по крайней мере, с 1880-х годов, вполне вероятно, что эти отношения были установлены с Чок.

В некоторых традициях говорится, что клятва была возобновлена ​​примерно в то время, когда возрастная группа Меришо была мурраном (в начале 1900-х годов), что указывает на возобновление клятвы после ассимиляции чока с идентичностью покот. [ 13 ]

Отклонить

[ редактировать ]

На Чок совершили набег Лайкипия Масаи, вынудив некоторых из них бежать в Капукох в Уганде . [ 14 ]

Рассредоточение

[ редактировать ]

Уасин Гишу Масаи

[ редактировать ]

В повествовании кузнецов Нанди их предки, прибывшие с плато Уасин Гишу с мечом, известным как ротуэт-ап-чок (меч Чока), идентифицируются как Уасин Гишу Масаи. [ 9 ] Точно так же иммигранты из соседней общины (т.е. Секкер, упомянутый старейшинами Покота) были известны как сегелаи масаи. [ сломанный якорь ] . [ 15 ]

Ассимиляция и расширение

[ редактировать ]

Традиции Чока вспоминают о своей территориальной экспансии под новой идентичностью, они помнят, что пришло время, когда «… среди суков появился волшебник, который приготовил оберег в виде палки, которую он поместил в Лойкопских скотных краалях, с в результате они все умерли».

После победы над лойкопами в Эн-гиньянге (около 48 км к северу от озера Баринго) было основано поселение, вероятно, группой покотозеков. [ 16 ] [ 17 ] Это событие означало создание пастырской общины Чок, то есть Покот. [ 14 ]

С созданием общины Покот у многих чоков возникло желание перенять скотоводческую культуру. Целью и амбициями каждого сельскохозяйственного чока было накопить достаточно скота, чтобы переехать в долину Керио и присоединиться к своим пастушеским родственникам. [ 14 ] Они добивались этого за счет получения крупного рогатого скота в качестве выкупа за невесту у своих родственниц или путем усыновления; в последнем случае бедная молодежь Чока усыновлялась членами формирующейся общины Покот в первую очередь в качестве мальчиков-пастушков. [ 18 ]

К началу 20-го века сообщество Покот расширялось, поскольку многие представители Чок присоединились к их ряду, и к тому времени многие Покоты, которых колониальные администраторы называли Сук, не признавали это название для своего племени. [ 11 ]

  1. ^ Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. The Clarendon Press, Оксфорд, 1911 г., стр. 2 онлайн.
  2. ^ Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1911, стр.7.
  3. ^ Хёнель, Риттер фон (1894). Открытие озер Рудольфа и Стефани; рассказ об исследовательской и охотничьей экспедиции графа Сэмюэля Телеки в восточную экваториальную Африку в 1887 и 1888 годах . Лондон: Longmans, Green and Co. p. 234 -237.
  4. ^ Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1911 г., стр. 4.
  5. ^ Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1911 г., стр.15.
  6. ^ Остин, Гербет (1903). С Макдональдом в Уганде: повествовательный отчет о мятеже в Уганде и экспедиции Макдональда . Лондон: Э.Арнольд. п. 65 .
  7. ^ Роббинс, Пэт (2010). Красно-пятнистый бык: Покотская жизнь (PDF) . Копенгаген: Международная рабочая группа по делам коренных народов. п. 52. ИСБН  9788791563706 .
  8. ^ Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1911, стр.17.
  9. ^ Перейти обратно: а б Холлис AC, Нанди - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1909, стр.33.
  10. ^ Холлис AC, Нанди - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1909 г., стр.22.
  11. ^ Перейти обратно: а б Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1911, стр.1.
  12. ^ Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1911, стр.32.
  13. ^ Хольцман, Дж., Убивая своих соседей: дружба и насилие в Северной Кении и за ее пределами, стр. 134-135
  14. ^ Перейти обратно: а б с Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1911, стр. 4.
  15. ^ Спир, Т. и Уоллер, Р. Быть масаи: этническая принадлежность и идентичность в Восточной Африке. Издательство Джеймса Карри, 1993, с. 91
  16. ^ Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1911, стр.xii.
  17. ^ Хорробин, Д., Путеводитель по Кении и Северной Танзании, Springer Science & Business Media, стр. 33 онлайн
  18. ^ Бартон, Дж., Заметки о племени сук в кенийской колонии, Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии, том. 51 (январь-июнь 1921 г.), стр. 82-99 онлайн.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1f933d762ad81a7c381c32804f96442__1722276120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/42/b1f933d762ad81a7c381c32804f96442.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chok people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)