Jump to content

Букусу

(Перенаправлен от народ Букусу )
Букусу
Бабукусу
Общая численность населения
Более 1,2 м
Регионы со значительным населением
 Кения Более 1,2 м (есть).
Языки
Поддержка S
Религия
христианство
Связанные этнические группы
Мариголи Тахон Калли Гису

Люди Букусу ( Букусу : Бабукусу ) являются одним из 17 кенийских племен народа Лухья Банту из Восточной Африки , проживающих в основном в графствах Бунгомы и Транс -Нзоия . Они являются крупнейшим племенем нации Лухья , где 1188 963 идентифицируют как Букусу в кенийской переписи 2019 года. Они говорят на диалекте Букусу .

Происхождение

[ редактировать ]

Мифы о происхождении Букусу утверждают, что первый человек, Мвамбу (искащик или изобретатель), был сделан из грязи Уэл Хакаба (то есть « Бог Создатель ») в месте, называемом мамбо (что переводится на «Запад»). Затем Бог создал женщину, известную как Села, чтобы быть его женой. Мвамбу и его потомки переехали из Мамбо и поселились на предгорьях горы Элгон (известный им как Масаба), откуда росли их потомки, образуя нынешнюю популяцию Букусу. [ Цитация необходима ]

Антропологи считают, что Букусу не отличался от остальной части населения Лухья до конца 18 -го века в самом раннем. Они переехали в центральную Уганду в рамках гораздо большей группы людей, многие из которых формируют восточное расширение миграции Великой Банту из Центральной Африки. [ Цитация необходима ] Слово Букусу для подтушки, такого как Букусу, а также меньшие кланы (например, китанга) или фатрии (такие как Китуика, в клане Китанга) в рамках народа Букусу, является Эхоло . Букусу являются одним из основных суб-племен народа Лухья. [ 1 ]

Урегулирование

[ редактировать ]

Считается, что вместе с другими подпадами Лухья Букусу впервые обосновались к северу от озера Туркана в месте под названием Энамбукуту . Оттуда они поселились в холмах Черангани в месте под названием Embayi, также известным как Silikwa-Mbayi . После того, как злые и плохие предзнаменования преодолели их, они рассеяли шесть маршрутов: пять, проходящие по западной стороне горы Элгон и один через восточную сторону горы Элгон. Те, кто пошел через западную сторону горы Эльгон, были Базиликва, Банабаи, Банеле, Бакикайи и Бамалаба . Кластер Mwalie пошел по восточной боковой маршруте и поселился на холмах Мвали. Эта область уже была заселена некоторыми календзинами субнациональными , такими как Лаку, Сабини (известная Букусу как Басавинджа), Бонгомек и Себеи, которые были враждебны по отношению к своим новым соседям. Чтобы защитить себя от этих племен, букусу построил укрепленные деревни, древнее искусство из их происхождения в Мисри.

Копия хижины Букусу

В настоящее время Букусу в основном обитают в Бунгомы , Транс -Нзойя , Уасин Гишу , Какамега и Бусиа округах западного региона Кении. [ 2 ] Бамасаба диалектами Уганды . очень тесно связана с Бабукусу, со многими общими таможными и тесно связанными Ранее букусу называли как Киттош колонизаторами ; Это было слово, полученное от Нанди и Квави, которые использовали это слово, чтобы описать Бабукусу. Китош означает «ужасные»; Они назвали их этим, потому что воины Букусу были безжалостны и решительны на полях сражений. После активных кампаний название Kitosh в конечном итоге было заменено Букусу в середине 1950-х годов. [ 3 ]

Устная традиция

[ редактировать ]

Букусу прослеживает их происхождение от Мунту, которую мы Энтеббе, который жил в Табаси Мисри. Мунту был великим воином, который позже был брошен игрой Мисри. Его сын Мвамбу женился на Селе, внучке Самбе Амбаларани, которая, как полагают, является Авраамом ивритом. Мвамбу основал города Куш, Набиба (Нубия), Намелу ( Мерео ), Рва (Алва) и другие, включая Соба и Балана. [ 4 ] Мвамбу стал отцом Мваабини, изобретателя и открывателя. Мвабини был отцом Конголо и Сабы.

Масаба, отец Букусу и Кису, привел людей к эмбайям, которые позже стали Сирикой или Падшим Царством. Это упало после того, как люди не повиновались их Богу Хакабе, поэтому он послал гигантский валун с неба, который попал в землю Мбайи, вызывая землетрясение, за которыми следуют роя жаленых насекомых, эпидемии и других бедствий, которые заставили субъектов Сириквы разбегать. Они рассеялись и поселились среди Кипсигиса , Нанди , Самбуру , Мараквета , Бораны и дальше. Основное тело населения направлялось на юго -восток и запад под знаменами Басириквы, Банабаи, Бакикайи, Банале, Бамалабы и Бамвали. [ 5 ]

Традиционная жизнь

[ редактировать ]

Букусу жил в укрепленных деревнях и не имел структуры центральной власти. Наивысшей властью был деревенский главный врач по имени Омукаса , который обычно избирался людьми деревни. Были также целители и пророки, которые приобрели большой статус благодаря своим знаниям о племенных традициях, лекарствах и религии. Элайджа Масинде , лидер сопротивления и традиционная медицина , была уважается как целитель в начале 1980 -х годов.

Структура семейства Букусу традиционно смоделировалась на структуре Лухья, она была и до сих пор смоделирована на самой культуре Букусуса. Семьи, как правило, были многогенными, с первой женой в ее соавцах присвоила особый статус. Общество было полностью патриархальным: женщины присутствовали не только в качестве родовщиков, но и в качестве признака статуса. Кроме того, практика многоженства означала больше рук для работы по областям, что является преимуществом в обществе, основанном на сельском хозяйстве.

Дети унаследовали клан своего отца, и им не было разрешено жениться ни на своем собственном клане, ни в клане их матери. Первый сын первой жены обычно был главным наследником его отца, и у него было особое имя, обозначающее этот статус: Симакулу . При рождении детей обычно назвали в честь бабушек и дедушек или известных людей или после погоды. Мужские и женские имена были разными: мужские имена часто начинались с «W», в то время как женские имена обычно начинаются с «n». Так, например, мальчика, родившегося во время голода, мог быть назван «Ванджалой», в то время как девочку можно назвать «Нанджалой». Оба имена имеют одно и то же корневое слово «njala», из «enjala», слова Букусу для голода.

Инициация

[ редактировать ]

Букусу практикует мужское обрезание. Считается, что они приняли практику из контакта с Календззином на горе Элгон . Другие утверждают, однако, что присутствие практики в других племенах Лухья указывает на более раннее усыновление, прежде чем Букусу поселился на горе Элгон .

На церемониях, которые были расположены примерно в двухлетнем возрасте, молодые мальчики определенного возраста (обычно около 15 лет), получая откровение от своих родителей, приглашают родственников и друзей на их посвящение.

Посвящение было публичным событием, засвидетельствовавшимся всеми. Проходя через операцию, не показывая никаких признаков боли, считается индикатором храбрости. После обрезания посвященное стало членом возрастной группы .

Есть восемь возрастных групп, известных как «Бибингило». Это ( Bakolongolo (2000-2010), Bakikwameti (2012-2022), Bakananachi (2024-2034), Bakinyikeu (2036-1946), Banyange (1948-1958), Бамайна (1960-1970 ) , Basawa (1988-1998)) ), образуя циклическую систему, охватывающую более 100 лет, причем каждая возрастная группа длится 12 лет (состоит из 6 подборов по 2 года каждый), кроме Бачумы , которая длится 16 лет (сделано вверх по 8 подзадатам по 2 года), один из которых длился с 1872–1886. Причиной этого была традиция того, что из предыдущего цикла был старик возрастной группы Басавы , который все еще был жив, и он не должен был жить и увидеть следующую басаву. В конце концов старик умер в 1884 году, и Басава начал следующий период посвящения в 1888 году. Затем было согласилось избежать таких задержек, и что любой человек, который живет достаточно долго, чтобы появиться, достигнув второго цикла. Это была традиция с тех пор. Как только последняя возрастная группа была достигнута, первая перезагружена и так далее. Например, Возрастная группа Бачумы длилась с 1872 по 1886 год: каждый букусу, обрезанный в этот период (то есть в 1872 году по 1886 год), принадлежит этой возрастной группе. В 1888 году началась возрастная группа Басава и продолжалась до 1898 года. Каждая возрастная группа представлена ​​раз в каждые века.

Женское обрезание не является традиционной практикой Букусу, хотя, как говорят, некоторые кланы практиковали. Это особенно относится к горе Элгон , где соседние племена Календзин также практикуют форму женского обрезания.

Хотя обрезание было универсальным среди букусу, форма церемонии варьировалась в соответствии с кланом. В частности, торжества и церемонии, сопровождающие последнюю стадию посвящения, когда теперь испуганные посвященные вышли из-за уединения, чтобы воссоединиться с их семьями как «мужчины», были специфичными для кланов и были переданы в значительной степени нетронутыми на сегодняшний день. [ 6 ] В это время многое учили этим молодым инициативам, что позволило им столкнуться с браком с информацией. [ 7 ]

Первые браки, как правило, между мужчинами в возрасте от 18 до 20 лет и женщинами около 16 лет. Было два типа первых браков: договоренно-соблюдение браков и принудительное сражение. Если молодой человек приехал из зажиточной семьи, он попросил бы своих сестер найти девушку для него, чтобы жениться. Способность девушки хорошо готовить, нести детей и работать на полях, была основными достопримечательностями потенциальной жены. Как только девушку опознали, ее родителям отправили эмиссар, чтобы попросить ее руку. Девушка не имела никакого отношения к тому, чтобы обсудить невесту , и после того, как она заплатит, ее отправят, чтобы жить со своим новым мужем. Эта форма брака распространена в традиционных домохозяйствах.

В некоторых случаях потенциальный жених будет от бедной семьи и не мог позволить себе заплатить вероятной ценой невесты. Традиционное общество позволило таким мальчикам похитить девочек, на которых они намеревались жениться. (Девушка должна была дать возможность быть «похищенной», поэтому ее сотрудничество было необходимым.) Затем пара оставила бы свой дом, чтобы жить с далеким родственником, пока мальчик не приобрел достаточно богатства, чтобы заплатить оригинал Цена невесты, а также штраф для родителей девушки. Эта практика с тех пор вымерла.

Букусу очень одобряет смешанные ввязи между собой и Бамасааба ; Они имеют сходство в кодексах поведения, обычаи брака, обрезания традициях и фольклоре. Среди наиболее известных из Bukusu Braision Custames-огромное уважение, придаваемое родственникам. Например, дама с большим уважением относится к своей тесть, и им не разрешается вступать в физический контакт каким-либо образом. То же самое относится и к человеку и его свекровью.

В браке обязанности были строго разделены. Работа по дому и сельскохозяйственные обязанности выполнялись женщинами и детьми. Старшие мальчики присматривали за скотом. Молодые, недавно женатые мужчины сформировали воинов сообщества, в то время как мужчины среднего возраста мало что делали. Пожилые люди сформировали Старейшины Деревенского Совета и разрешенные споры. Наказание за преступления обычно находилось на основе глаз для глаз, в то время как мелкие преступления, такие как воровство, были наказаны преступниками из деревни, а их имущество конфисковало и перераспределяется на ошибочную сторону.

Крупный рогатый скот был очень важен в качестве основного средства обмена, наряду с снарядами Cowrie (известный как Chisimbi). Большинство ценностей, от красоты девушки до цены на область земли, были выражены с точки зрения голов крупного рогатого скота. Обладая скотом, богатством и процветающим сельским хозяйством, Букусу иногда восхищались не только, но и завидовали соседним общинам. Время от времени между ними и другими общинами происходило смешанные браки, и у соседей Календжина было обычной практикой, чтобы у них было обычным делом ухаживать за их стадами крупного рогатого скота. Во времена голода , которые, как говорят, часты среди их соседей Календзин , последние даже продавали своих детей в Букусу. Букусу также посылал своих собственных молодых мальчиков для роста с семьями Календзин или Маасаи , в некоторых случаях для целей шпионажа. [ 8 ]

Будучи сидячими скотоводствами , у них было время заботиться о своих больных и похоронить своих мертвых. За больным ухаживал, пока он не выздоровел или не умер. Когда человек умер, он был похоронен в могиле с оружием воина, если он был старшим. Несколько функций были выполнены во время и после похоронной церемонии. Обычно ямы для захоронения составляли 3–4 фута (0,91–1,22 м) глубину, намного меньше, чем сегодня. Люди были похоронены лицом к востоку, направление, в котором поднимается солнце. Есть два известных клана среди букусу, которые похоронит своих людей в сидячем положении.

Дикие животные, такие как гиены, иногда бы вытащили трупы из могил и ели их. В таком инциденте люди восстановили череп оскверненного тела и повесили его в листовом дереве. Когда семья умершего мигрировала, они заваривали пиво ( Камалва Ке Хуухаланга ) для церемонии передачи черепа с ними в новый дом или поселение. Старшая женщина была поручена ответственности за передачу черепа на новый сайт. Похороны мертвых были укоренились в традициях Букусу. [ 9 ]

Демография

[ редактировать ]

Люди Букусу являются самым большим субтуризом народа Лухья в Кении, проживающих в основном в графствах Бунгомы и Транс-Нзойя. В кенийской переписи 2019 года общее количество Лухьи было оценено в 6 823 842. Из них 3, 944, 257 добровольно вызвано информацию о своих суб-птрихах, а Букусу назван 1188 963 людьми. [ 10 ]

Экономическая деятельность

[ редактировать ]

Учетные записи Букусу указывают на то, что племя практиковалась как сельскохозяйственная, так и пастырская экономика так долго, как можно вспомнить. [ 11 ] Это аутентифицируется огромным количеством знаний, касающихся практики сельского хозяйства, их богатого пастырского словаря и разнообразия легенд, связанных с пастырской жизнью. Сегодня они в основном занимаются кукурузой для натурального и сахарного тростника в качестве денежного урожая в районе Бунгомы , а также пшеницу в районе Китале . Крупный рогатый скот и овцы общеприняты: крупный рогатый скот для молока и овцы для мяса и церемониальных функций (например, предложения для жертвы). У больших или полигамных семей, как правило, есть команда волов для вспашки и перевозки. Цыпленка, традиционная деликатеса, в настоящее время сохраняется для коммерческого производства яиц. Букусу также практиковал мастерские навыки керамики, ткачество и кузнечное дело. [ 12 ]

Политика

[ редактировать ]

Букусу в настоящее время образуют одну из основных баз поддержки управляющей коалиции в Кении через Форум для восстановления демократии - Кения (Форд -Кена) политической партии во главе с Моисеем Ветгулой и новой партией Форд Кении во главе с Юджином Вамалвой. Ранее они были связаны с оппозицией во владение календзином бывшего президента Даниэля Арапа Мои . Их политические лидеры включали Майкла Кристофера Вамальва Киджана, Масинде Мулиро, Джорджа Валина Каптен, Мусикари Нацистского Комбо и Моисея Масика Ветангула, Питера Кисуя, Ваколи Бифволи, Вафла Вамуньяйи, Дэвида Эсели Симию и Лоуринс Сифуна.

Культура

[ редактировать ]

Букусу играют традиционную семидесятую лиру, известную как литунгу и силили . Элайджа Масинде , который формализовал традиционную веру через Дини Я Мсамбву , был старшим Букусу; Он продвигал культуру и веру Букусу и, следовательно, Лухья и африканских народов. В Dini Ya Msambwa Элайджа Масинде сопротивлялся колониализму и истреблению образа жизни народа Лухья. [ 13 ] Обрезание Обрезание Букусу делается для мальчиков, которые находятся в возрасте от 12 до 28 лет. Они играют в торговле Jingle Bells "chinyimba", как они звонят, посещают всех родственников, чтобы сообщить им дату обрезания. Мальчик будет обрезан, сделает все и убедится, что он все сообщил. Третий день до дня D, мальчик будет размазан просотой мукой, «Хучукмамо», который будет использоваться для совершения алкоголя в день обрезания. Второй последний день он посетит своего дядю, где у Быка будет забит (likhoni), чтобы обозначить связь с местом дяди. Это будет день празднования, и там, после того, как мальчик будет доставлен на следующий день в место под названием «Ситоси/Сивонго», которое будет размазано грязью, прежде чем он вернет домой, стоять во дворе (Etiang'i) и быть обрезанным.

Примечательные люди

[ редактировать ]

Примечательные люди Букусу включают:

Мухиса - генеральный секретарь Unctretad
Юджин Вамальва
Майкл Бой Вамальва -вице -президент
Моисей Ветангула

Смотрите также

[ редактировать ]
  • Кинту , миф о творении буганды
  1. ^ De Wolf, J. (2019). Дифференциация и интеграция в Западной Кении: изучение религиозных инноваций и социальных изменений среди букусу . Изменения и преемственность в Африке. Де Грюйтер. п. 60. ISBN  978-3-11-080807-0 Полем Получено 5 августа 2024 года .
  2. ^ Вагнер, Гюнтер (1949). Банту Северного Кавирондо . Лондон: издательство Оксфордского университета. п. 23
  3. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2014-03-13 . Получено 2013-08-20 . {{cite web}}: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка )
  4. = 10 (20) около 12
  5. ^ Айот, Генри Окелло (1977). Найроби, Кения: Кенийское литературное бюро.
  6. ^ Были, Гидеон С. (1967) История Абалуйи Западной Кении: c. 1500-1930 . Найроби, Кения: Восточноафриканский издательство.
  7. ^ Onzee Peter Simiyu-начальник Thetoya
  8. ^ Баркер, Эрик Э. (1975) Короткая история Ньянзы. Найроби, Кения: Восточноафриканское литературное бюро.
  9. ^ Макила, FE (1978) . Найроби, Кения: Кенийское литературное бюро.
  10. ^ Роберто, Муела (24 февраля 2020 года). «Ведущий список Bukusus из большинства густонаселенных суб-племен Luhya» . Tuko.co.ke. ​Получено 3 марта 2023 года .
  11. ^ Джойс, Томас Атол (1911). "Кавирондо" . В Чисхолме, Хью (ред.). Encyclopædia Britannica . Тол. 15 (11 -е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 701–702.
  12. ^ Мойя, Розмари (9 сентября 2023 г.). «Природа традиционной / коренной системы образования Букусу, 1850 - 1894» (PDF) . Международный журнал науки и исследований (IJSR) . 12 (9): 1881.
  13. ^ Дэвид Э Рид из Института нынешних мировых дел в 1954 году
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fcf43696d3d120d09a362efc0ebabae1__1726079700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/e1/fcf43696d3d120d09a362efc0ebabae1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bukusu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)