Карамоджонг люди




Карамоджонг Каримоджонг или — нилотская . этническая группа [ 1 ] Это агро-скотоводы, живущие в основном на северо-востоке Уганды . Их язык также известен как нгакаримоджонг и является частью нилотской языковой семьи . Их население оценивается в 475 000 человек. [ 1 ] [ 2 ]
![]() Ежегодный культурный фестиваль Карамоджонг | |
Общая численность населения | |
---|---|
475,000 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 371,713 [ 3 ] [ 4 ] |
Языки | |
Карамоджонгский язык , английский язык | |
Религия | |
Христианство , Традиционная вера [ 5 ] | |
Родственные этнические группы | |
Другие нилотские народы |
История
[ редактировать ]Карамоджонги живут в южной части региона на северо-востоке Уганды , занимая территорию, эквивалентную одной десятой территории страны. По мнению антропологов, карамоджонги являются частью группы, которая мигрировала из современной Эфиопии около 1600 года нашей эры и разделилась на две ветви, одна из которых переместилась в современную Кению , чтобы сформировать группу Календжин и кластер масаи . [ 6 ] Другая ветвь, названная Атекер, мигрировала на запад. Атекер далее разделился на несколько групп, в том числе Туркану в современной Кении, Итесо , Додота , Цзе , Карамоджонга и Кумама в современной Уганде, а также Джие и Топоса в южном Судане, все они вместе теперь известны как «Кластер Тесо». или «Кластер Карамоджонг». [ 7 ]
Говорят, что карамоджонги изначально были известны как Цзе. Название Карамоджонг происходит от фразы «екар нгимоджонг», что означает «старики не могут идти дальше». [ 1 ] Согласно традиции, народы, ныне известные как кластер Карамоджонг или кластер Тесо, мигрировали из Абиссинии между 1600 и 1700 годами нашей эры как единая группа. Когда они достигли территории вокруг современной кенийско-эфиопской границы, они, как говорят, разделились на несколько групп, включая те, которые стали Туркана, Топоса и Додот. Группа, которая стала известна как Топоса, продолжила свое существование на территории современного Южного Судана; Додоты поселились в Апуле, в северной части современной Карамоджи. Туркана поселились в Кении, где они остаются и по сей день, и считается, что сегодняшняя Цзе Уганды отделилась от них, поднявшись по откосу в сегодняшний район Котидо. Основная часть продолжила движение на юг и, как сообщается, состояла из семи групп или кланов, которые поселились на территории сегодняшней южной Карамоджи, и в конечном итоге слились в три существующих сейчас клана: Матенико на востоке вокруг горы Морото, Пиан на юге и Бокора на западе. . Однако значительная группа двинулась на запад и сформировала Итесо, Кумам и Ланги. Говорят, что именно эта группа использовала фразу «старики не могут идти дальше».
В их честь назван Lygodactylus karamoja , вид гекконов, описанный в 2023 году.
Язык
[ редактировать ]Относится к туркане: в языке карамоджонг народ и язык имеют удобные префиксы ŋi- и ŋa- соответственно. Отсутствие приставки указывает на землю, где они живут. Все вышеупомянутые ответвления Атекера говорят на взаимопонятных языках. Ланго в Уганде также этнически и генетически близки к ŋiKarimojong, о чем, среди прочего , свидетельствуют схожие имена, хотя они приняли диалект языка луо.
Культура
[ редактировать ]Основным видом деятельности карамоджонгов является выпас скота , который имеет социальное и культурное значение. Выращивание сельскохозяйственных культур является второстепенным видом деятельности, осуществляемым только в тех районах, где это практически осуществимо. [ 8 ]
Из-за засушливого климата региона карамоджонги всегда практиковали своего рода пастбищное отгонное животноводство , при котором в течение 3–4 месяцев в году они перегоняют свой скот в соседние районы в поисках воды и пастбищ для своих животных.
Доступность еды и воды всегда вызывает беспокойство и влияет на взаимодействие карамоджонгов с другими этническими группами.
Социальная организация
[ редактировать ]Доминирующей чертой общества карамоджонг является их возрастная система, которая строго основана на поколении. Поскольку последующие поколения все больше перекрываются по возрасту, это логически ведет к распаду системы, который, по-видимому, произошел после того, как в девятнадцатом веке правила были смягчены среди их близких соседей, Цзе. Однако система Карамоджонг достаточно гибка, чтобы сдерживать нарастание напряженности между поколениями в течение примерно 50 лет. Когда этот вопрос больше не может быть решен мирным путем, нарушение порядка приводит к переходу власти от правящего поколения к его преемникам и новому статус-кво. Следующее изменение ожидается примерно в 2013 году, и к настоящему времени мы должны знать, оправдался ли прогноз. [Дайсон-Хадсон, Невилл (1966), Политика Каримоджонга , Clarendon Press, Оксфорд. Спенсер, Пол (1998), Пасторальный континуум: маргинализация традиций в Восточной Африке , Clarendon Press, Оксфорд (стр. 99–119).]

В качестве обряда посвящения в мужественность, а также в качестве требования для помолвки молодой мужчина Карамоджонг должен бороться с женщиной, на которой он желает жениться. [ 1 ] Если ему удастся выиграть поединок против женщины, он теперь считается мужчиной и ему разрешается жениться на женщине. Это гарантирует, что мужчина будет достаточно силен, чтобы заботиться о своей жене и защищать ее. После успешного брака разрешается начать переговоры о приданом. В случае, если молодой человек не может победить женщину в поединке по борьбе, его люди не будут считать его мужчиной и часто уйдут, чтобы жениться на женщине из другой народной группы, где испытание на силу является испытанием на силу. не требуется. Если мужчина, не принадлежащий к карамоджонгу, желает жениться на женщине из карамоджонга, он также должен пройти эту церемонию.
Традиционный танец Карамоджонг замечателен и выдержал испытание временем. [ 9 ]

Конфликты
[ редактировать ]Карамоджонги участвовали в различных конфликтах, связанных с практикой угона скота . [ 10 ]
Карамоджонги находятся в постоянном конфликте со своими соседями в Уганде, Южном Судане и Кении из-за частых угонов скота. Это связано с тем, что крупный рогатый скот является важным элементом переговоров о невесте, а молодые люди используют набеги как обряд посвящения и способ увеличения своих стад для получения статуса. В последние годы характер и результаты рейдов стали все более жестокими после приобретения автоматов АК-47 Карамоджонгом .
Правительство Уганды попыталось разоружить карамоджонгов, но они не хотели сдавать свое оружие из-за необходимости защитить себя от трансграничных набегов скота. [ 1 ] Департамент по делам Карамоджи был создан правительством Уганды для удовлетворения особых потребностей региона; По оценкам, в 2000 году у народа Карамоджонг было от 100 000 до 150 000 единиц оружия. В декабре 2000 года правительство Уганды приняло Закон о разоружении, согласно которому в обмен на оружие предлагались железные листы и плуги. Карамоджонги сопротивлялись этой идее; было обнаружено менее 10 000 единиц оружия. [ 11 ]
Карамоджонг постоянно подвергаются дискриминации в современную эпоху, сначала за сопротивление британским колонизаторам на территории нынешней Уганды, а в конце 20-го и 21-го веков, а также за сохранение слаборазвитых деревень по сравнению с более городскими частями страны. [ 12 ] Тогдашний премьер-министр Милтон Оботе сказал в 1963 году знаменитую фразу: «Мы не будем ждать развития Карамоджи », призывая правительство Уганды фактически отказаться от своих соотечественников. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Уильямс, Виктория Р. (24 февраля 2020 г.). Коренные народы: энциклопедия культуры, истории и угроз выживанию . АВС-КЛИО. стр. 540–543. ISBN 978-1-4408-6118-5 .
- ^ Полли (05.11.2019). «Люди Карамоджонг | Культурный туризм Уганды | Сафари Уганды» . Сафари в Уганде . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ «Уганда» . Всемирный справочник меньшинств и коренных народов . 19 июня 2015 г.
- ^ Статистическое бюро Уганды. «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2014 года — Основной отчет» (PDF) .
- ^ «Состав населения» (PDF) . ubos.org . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Фриис-Хансен, Эсберн (12 июля 2017 г.). Децентрализованное управление адаптацией к изменению климата в Африке . КАБИ. стр. 123–127. ISBN 978-1-78639-076-9 .
- ^ Полли (14 сентября 2017 г.). «Карамоджонг» . Национальный парк долины Кидепо . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Кавлав (25 октября 2021 г.). «Традиционная культура Карамоджонг | Карамоджонги | Парк долины Кидепо» . Совершите туры по гориллам . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ «Уганда. Искусство танца» . www.southworld.net . 01.07.2021 . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Достаньте пистолет»: нарушения прав человека Национальной армией Уганды в ходе операций правоохранительных органов в регионе Карамоджа . Хьюман Райтс Вотч. 2007. стр. 4–21.
- ^ Куинн, Джоанна Р. (1 апреля 2009 г.). Примирение(я): переходное правосудие в постконфликтных обществах . McGill-Queen's Press - MQUP. п. 177. ИСБН 978-0-7735-7673-5 .
- ^ Нтунгверишо, Колман (25 июня 2019 г.). «Больше не нужно ждать, пока Карамоджа разовьется» . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Чемберлен, Марк. «Путешествие в темноте» . Католическое агентство по зарубежному развитию . Проверено 28 апреля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]