Конституция Кении (1963 г.)
![]() |
---|
![]() |
Конституция Кении 1963 года, также называемая Конституцией независимости, была основана на стандартном « шаблоне Ланкастерского дома », который использовался для бывших британских колоний в Африке, подвергалась ранним поправкам и была заменена в 1969 году. [1]
Согласно Конституции Кении , британский монарх , королева Елизавета II , была представлена в качестве главы государства генерал -губернатором Кении . [1] Конституция также предусматривала создание двухпалатного парламента – Национальной ассамблеи , состоящей из Сената и Палаты представителей . В каждой провинции было выборное собрание. [1]
В 1964 году в Конституцию были внесены поправки, согласно которым страна стала республикой с президентом как главой государства и главой правительства, а в 1966 году члены Сената и Палаты представителей были объединены в однопалатное Национальное собрание. [1]
История
[ редактировать ]КАНУ и КАДУ
[ редактировать ]Кенийский африканский национальный союз (KANU) и Кенийский африканский демократический союз (KADU) были двумя основными политическими партиями в Кении в начале 1960-х годов, причем KANU была более популярной из двух. [2] У KADU и KANU были противоположные взгляды на структуру правительства, и, поскольку обе стороны участвовали в разработке Конституции независимости, это усложнило процесс, что было очевидно на конференциях по независимости. [2]
KANU выступал за в значительной степени централизованную структуру правительства, в которой власть была бы сосредоточена в центре, в то время как KADU были сторонниками регионализма, при котором власть будет по-разному распределяться по различным географическим регионам. [2]
Конференции по независимости
[ редактировать ]Между 1960 и 1963 годами были проведены три конференции независимости, также называемые конференциями Ланкастер-хауса (Кения) , между британскими официальными лицами, европейскими поселенцами и кенийской делегацией в Ланкастер-хаусе . [3] Эти конференции сыграли важную роль в обеспечении независимости Кении от Великобритании и объединении политических фракций в Кении. [1] Конференции по независимости представляли собой две вещи. Во-первых, существовал большой дисбаланс сил, который Британия все еще имела над Кенией даже на пороге независимости, и во-вторых, существовали глубокие внутренние разногласия между политическими фракциями Кении, которые представляли угрозу стабильности молодого независимого государства. [1]
Прежде чем «освободить Кению», британцы хотели убедиться, что их интересы по-прежнему являются частью системы принятия решений в Кении. [4] На протяжении первых двух конференций между KANU и KADU возникали постоянные разногласия, которые препятствовали достижению какого-либо реального прогресса.
Конференция по независимости 1960 года
[ редактировать ]На этой конференции было решено, что конституция Кении будет основана на Вестминстерской модели. [1] И кенийская делегация, и британское правительство выдвинули требования, которые не были согласованы, и поэтому конференция завершилась без принятия официальных решений. [1]
Конференция за независимость 1962 года.
[ редактировать ]Между KADU и KANU продолжалась политическая вражда. [1] Их разногласия также отвлекли внимание от потребностей коренных кенийцев, которые не были хорошо представлены на этих конференциях. [5]
Конференция за независимость 1963 года.
[ редактировать ]
Джомо Кеньятта стал премьер-министром Кении после всеобщих выборов 1963 года, в результате которых KANU стала доминирующей политической партией в Кении. [6] В результате политическая напряженность, которая присутствовала на предыдущих конференциях по независимости, отсутствовала на этой заключительной конференции. [6] Конференции по независимости прошли с 25 сентября по 19 октября 1963 года, и Конституция независимости была наконец принята. [6] 12 декабря 1963 года Кения официально провозгласила свою независимость. [6]
Основная схема
[ редактировать ]Поскольку Конституция независимости была основана на Вестминстерской системе , она следовала базовой структуре наличия законодательной, исполнительной и судебной власти. В Конституции также изложен Билль о правах. [7]
Главы
[ редактировать ]- Глава 1: Гражданство
- Глава 2: Защита основных прав и свобод личности
- Глава 3: Генерал-губернатор
- Глава 4: Парламент
- Глава 5: Исполнительная власть
- Глава 6: Регионы
- Глава 7. Особые положения, касающиеся законодательной и исполнительной власти центра и регионов
- Глава 8: Финансы
- Глава 9: Полиция
- Глава 10: Судебная власть
- Глава 11: Государственная служба Кении
- Глава 12: Земля
- Глава 13: Местное самоуправление
- Глава 14: Чередование региональных границ
- Глава 15: Разное
Билль о правах
[ редактировать ]Источник: [8]
Свойство
[ редактировать ]- Принудительное приобретение собственности любых лиц должно иметь общественное обоснование.
- Обоснование приобретения чужого имущества должно быть разумным.
- Те, у кого отобрали имущество, имеют право на полную компенсацию за утрату.
Дискриминация
[ редактировать ]Конституция Кении гласит, что ни один закон не может быть принят с целью дискриминации другого лица, и ни один человек не может дискриминировать другого человека и заявлять, что это оправдано законом или государственной властью. [9]
Однако, несмотря на все, что говорится против дискриминации, Конституция разрешает некоторые формы дискриминации. [9] Было проведено различие между законодательными и административными действиями, и первые допускали дискриминацию в определенных случаях. [9]
Гражданство
[ редактировать ]Идея гражданства была сложной проблемой, поскольку на момент обретения независимости в Кении проживало множество различных иммигрантских общин. [10] Иммигранты в Кении не были уверены, хотят ли они быть гражданами Кении, а кенийцы не были уверены, что они достаточно доверяют преданности иммигрантов, чтобы сделать их двойными гражданами. [10]
В конце концов, большинство коренных жителей автоматически стали гражданами Кении. [10] Чтобы любой другой человек мог автоматически стать гражданином, он должен был родиться ко Дню независимости Кении, иметь одного родителя, родившегося в Кении, и быть гражданином Соединенного Королевства. [10]
Государственная структура
[ редактировать ]Источник: [11]
Законодательная власть
[ редактировать ]Законодательный орган Кении был двухпалатным: 41 сенатор в Сенате и 129 членов в Палате представителей. [12] С принятием третьей поправки законодательный орган стал однопалатным Национальным собранием. [12]
Исполнительный
[ редактировать ]В 1963 году главой государства была королева Елизавета II , которую в Кении представлял генерал-губернатор. [12] Затем этот генерал-губернатор мог выбрать премьер-министра от любой политической партии, имеющей большинство в Палате представителей. [1]
судебная власть
[ редактировать ]Члены судебной власти были выбраны Комиссией судебной службы. [10] Комиссия по государственной службе была создана, чтобы обеспечить каждому из шести регионов возможность иметь представительство в правительстве. [10] Основная функция заключалась в поддержании Конституции.
Регионы
[ редактировать ]Очень спорный раздел Конституции. [13] По сути, в Кении было два источника власти: центральный и региональный, но власть центрального правительства всегда рассматривалась как угроза власти регионов. [13] Группы меньшинств в Кении смогли подать петицию о добавлении положений в конституцию, чтобы сохранить часть своей власти. [10] В соответствии с Конституцией независимости были определены семь регионов, каждый со своей законодательной и исполнительной властью. [1]
Поправки
[ редактировать ]В период с 1964 по 1969 год в Конституцию независимости было внесено 10 поправок. [14]
Нет. | Действие | Год | Описание |
---|---|---|---|
1 | 28 | 1964 | Создал Кению как республику с президентом и создал структуры для преемственности. |
2 | 38 | 1964 | Началось лишение власти региональных правительств. |
3 | 14 | 1965 | Завершена дестабилизация регионализации и ослаблен процесс внесения поправок в конституцию. |
4 | 17 | 1966 | Введены жесткие требования к явке членов парламента и предоставлены президенту право назначать и увольнять государственных чиновников. |
5 | 17 | 1966 | Обозначено, что может заставить депутата отказаться от своего поста. |
6 | 18 | 1966 | Дал президенту больше полномочий, лишив при этом полномочий в других ветвях власти, чтобы контролировать исполнительную власть. |
7 | 40 | 1966 | Создан однопалатный законодательный орган. |
8 | 16 | 1968 | Отменен регионализм. |
9 | 45 | 1968 | Всеобщие выборы установлены как способ избрания президента. |
10 | 5 | 1969 | Сведены воедино ранее перечисленные поправки. |
Прием Конституции независимости
[ редактировать ]С самого начала конференций за независимость в 1960 году кенийцы были против идеи основывать свою конституцию на Вестминстерской модели. Кенийцы изо всех сил пытались понять, как западные формы правления будут работать с традиционными кенийскими системами. [5] Было ясно, что, хотя это и было названо Конституцией независимости, британцы по-прежнему имели высокий уровень контроля над своей бывшей колонией. [5] Кроме того, хотя интересы KANU и KADU можно увидеть во всей Конституции независимости, проблемы меньшинств и народов по всей Кении редко учитывались. Это привело к насилию и волнениям со стороны таких меньшинств, как сомалийцы и арабы в 1963 году. [10]
KANU, сторонники центрального правительства, открыто выступили против региональных аспектов конституции. Отсутствие поддержки конституции в целом ослабило ее, поскольку KANU стремился лишить эту часть власти власти. [15]
Учитывая, что на момент принятия Конституции независимости Кения была независимой всего около десяти лет, неудивительно, что большинство кенийцев не считали Конституцию особенно важным политическим документом. [16] Когда дело доходило до политических вопросов, кенийцы вместо этого прибегали к другим способам разрешения конфликтов. [16] Потребуется еще несколько лет и принятие последующих конституций, чтобы обеспечить более высокий уровень легитимности для кенийцев. [17]
Переход от Конституции независимости и установление диктатуры
[ редактировать ]Со времени первой Ланкастерской конференции стало очевидно, что Конституция независимости не будет долговечным документом. Ее основа в западных правительственных структурах, чрезмерно сложные и трудные для понимания положения, а также отсутствие кенийского представительства сделали Конституцию 1963 года чем-то, с чем большинство кенийцев не могло согласиться. [18] В 1969 году была создана новая конституция, которая закрепила все поправки к конституции 1963 года и прояснила многое из того, что сбивало с толку раньше. [12] Это совпало с созданием де-факто однопартийного государства после того, как основная оппозиционная партия была одновременно запрещена. [19] что привело к тому, что Африканский национальный союз Кении установил полное доминирование в кенийском государстве до тех пор, пока оппозиционные партии не были снова легализованы в 1991 году .
См. также
[ редактировать ]- Конституция Кении , 2010 г.
- Конституционные реформы в Кении
- Референдум по конституции в Кении, 2005 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к История создания конституции в Кении . Фонд Конрада Аденауэра. 2012. стр. 1–23.
- ^ Jump up to: а б с Анджело, Анаис, изд. (2019), «Кеньятта, земля и деколонизация (1961–1963)» , Власть и президентство в Кении: годы Джомо Кеньятты , Африканские исследования, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 95–114, doi : 10.1017/9781108625166.004 , ISBN 978-1-108-49404-5 , S2CID 240749261 , получено 15 ноября 2020 г.
- ^ Анджело, Анаис, изд. (2019), «Кеньятта, земля и деколонизация (1961–1963)» , Власть и президентство в Кении: годы Джомо Кеньятты , Африканские исследования, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 95–114, doi : 10.1017/9781108625166.004 , ISBN 978-1-108-49404-5 , S2CID 240749261 , получено 15 ноября 2020 г.
- ^ Суберу, Ротими Т. (1 апреля 2012 г.). «Преданная нация: Нигерия и Комиссия по делам меньшинств 1957 года; Плацебо как лекарство: бедность вмешательства в целях развития и стратегии разрешения конфликтов в регионе дельты Нигера в Нигерии» . Журнал современных африканских исследований . 30 (2): 359–367. дои : 10.1080/02589001.2012.666390 . ISSN 0258-9001 . S2CID 154110084 .
- ^ Jump up to: а б с Густафсон, Линдси (1 мая 1995 г.). «Кения: Борьба за создание демократии» . Обзор закона BYU . 1995 (2): 647–670.
- ^ Jump up to: а б с д Анджело, Анаис, изд. (2019), «Кеньятта, земля и деколонизация (1961–1963)» , Власть и президентство в Кении: годы Джомо Кеньятты , Африканские исследования, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 95–114, doi : 10.1017/9781108625166.004 , ISBN 978-1-108-49404-5 , S2CID 240749261 , получено 15 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Конституция Кении: 1963 год» . КонституцияНет . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ «Конституция Кении: 1963 год» . КонституцияНет . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Окот-Огендо, HWO (1972). «Политика конституционных изменений в Кении с момента обретения независимости, 1963-69» . Дела Африки . 71 (282): 9–34. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a096213 . ISSN 0001-9909 . JSTOR 720361 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Восточноафриканский юридический журнал». Восточноафриканский юридический журнал . 3 : 177–217 – через Hein Online.
- ^ «Конституция Кении: 1963 год» . КонституцияНет . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Верунга, Мурумба (1986). Переходные десятилетия – конституция Кении достигает совершеннолетия . Парламентарий. стр. 3–6.
- ^ Jump up to: а б Окот-Огендо, HWO (1972). «Политика конституционных изменений в Кении с момента обретения независимости, 1963-69» . Дела Африки . 71 (282): 9–34. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a096213 . ISSN 0001-9909 . JSTOR 720361 .
- ^ Камунде-Акино, Нелли (июль 2014 г.). «Конституционная история Кении» (PDF) . Законодательный проект REDD+ .
- ^ Окот-Огендо, HWO (1972). «Политика конституционных изменений в Кении с момента обретения независимости, 1963-69» . Дела Африки . 71 (282): 9–34. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a096213 . ISSN 0001-9909 . JSTOR 720361 .
- ^ Jump up to: а б Келли, Барбара (15 апреля 1973 г.). «Конституция Кении и вопрос о преемственности: влияние сильного лидера» . Юстиция . 1 (1): 43.
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Уоллер, Ричард (июль 2012 г.). «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛОЖНЫХ РАССВЕТ В КЕНИИ - Кения: между надеждой и отчаянием, 1963–2011 гг. Дэниел Бранч. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2011. Стр. xi + 366. 35 долларов, в твердом переплете (ISBN 978-0-) 300-14876-3)" . Журнал африканской истории . 53 (2): 275–276. дои : 10.1017/S0021853712000357 . ISSN 0021-8537 . S2CID 163905285 .
- ^ Окот-Огендо, HWO (1972). «Политика конституционных изменений в Кении с момента обретения независимости, 1963-69» . Дела Африки . 71 (282): 9–34. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a096213 . ISSN 0001-9909 . JSTOR 720361 .
- ^ Кении Межпарламентский союз