Шведская Вест-Индская компания
Шведская Вест-Индская компания ( швед . Svenska Västindiska Kompaniet ) была шведской чартерной компанией , базирующейся в Вест-Индии . За время своего существования он был основным оператором шведской работорговли .
Между 1786 и 1805 годами компания работала со шведского острова Сен-Бартелеми . Компания была частным предприятием с королевской монополией на всю шведскую торговлю через Сен-Бартелеми. Три четверти прибыли достались компании, одна четверть — шведскому государству.
Деятельность компании
[ редактировать ]Вест-Индская компания была основана 31 октября 1786 года по предложению государственного секретаря Швеции Джона Лильенкранца. По его предложению компания должна была быть зарегистрирована 1 января 1787 года сроком на 15 лет. Компания запросила акции у английских бизнесменов, а королю Швеции Густаву III принадлежало 10% акций, что делало его крупнейшим акционером. Хотя штаб-квартира компании находилась в Стокгольме, основная торговая деятельность осуществлялась в Густавии на острове Сен-Бартелеми. Основной целью компании было не только открыть торговлю между Швецией и оставшимися силами Новой Швеции в Карибском бассейне и Северной Америке , но и монополизировать эту торговлю. [ нужна ссылка ]
Поскольку Вест-Индская компания также вмешивалась в колониальные дела и нарушала право колониальной администрации получать прибыль от торговли, между двумя сторонами возникло много споров. Прибыль от торговли была разделена: король получил одну четверть, а Вест-Индская компания - три четверти. Раздел 14 устава компании предусматривал, что она имела право заниматься работорговлей между Африкой и Карибским бассейном . [1] Это была трехсторонняя торговля : африканские рабы отправлялись в Карибский бассейн, карибский сахар, хлопок и табак отправлялись в Европу , а европейская ткань, оружие и спиртные напитки отправлялись в Африку .
История
[ редактировать ]Сен-Бартелеми был объявлен свободным портом в 1785 году. После основания Вест-Индской компании в 1787 году она готовилась к первому исследованию Африки. Однако из-за начала войны между Швецией и Россией в 1788 году купцы и приказчики компании могли торговать только в частном порядке.
Остров Сен-Бартелеми какое-то время был центром работорговли, лишь небольшая часть которой перевозилась на шведских кораблях. По данным шведских правительственных архивов, между 17 и 19 веками шведские корабли перевозили рабов всего около 50 раз, тогда как через Атлантику на тот момент была осуществлена 34 941 перевозка рабов. [2] В архиве 10 кораблей зарегистрированы как шведские, четыре из них имеют на корпусах шведское происхождение. Поскольку шведские корабли составляли лишь 0,02% всех судов для перевозки рабов и 0,14% от общего количества перевозок рабов, Швеция участвовала лишь в небольшой части работорговли. Таким образом, Вест-Индская компания не перечисляла записи о работорговле отдельно.
Судоходство начало приходить в упадок в 1794 году, что побудило Вест-Индскую компанию запросить финансовую помощь у государства. Хотя в 1801 году он подал заявку на продление торгового патента, в то время было всего несколько судоходных операций. Патент был окончательно отозван в 1805 году, когда пошлины и другие доходы пошли непосредственно правительству, что означало, что золотой период свободной торговли Вест-Индской компании прошел. 22 мая 1805 года Шведская Вест-Индская компания была официально распущена.
Другие шведские чартерные компании
[ редактировать ]Компанию не следует путать со Шведской Южной компанией 17-го века , также называемой Новой Шведской компанией , наиболее известной благодаря основанию Новой Швеции в регионе Делавэр (или большей части сегодняшней долины Делавэр ), которая действовала между 1638 и 1655 годами.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Законодательство о работорговле на Сен-Бартелеми» . 02.06.2009. Архивировано из оригинала 2 июня 2009 г. Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ «Путешествие рабов» . www.slavevoyages.org . Проверено 18 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Память о Сен-Барте | История Сен-Бартелеми (архивы и история рабства, работорговли и их отмены) , Комитет по связям и использованию исторических источников.