Шведская Ост-Индская компания
Родное имя | Шведская Ост-Индская компания |
---|---|
Тип компании | Публичная компания |
Промышленность | Торговля |
Основан | 14 июня 1731 г. [1] |
Основатель | Хенрик Кинг Колин Кэмпбелл Никлас Салгрен |
Несуществующий | 13 декабря 1813 г. [2] |
Судьба | Растворенный |
Штаб-квартира | , |
Веб-сайт | www |
Шведская Ост-Индская компания ( швед . Svenska Ostindiska Companiet или SOIC ) была основана в Гетеборге , Швеция, в 1731 году с целью ведения торговли с Индией , Китаем и Дальним Востоком . Это предприятие было вдохновлено успехом Голландской Ост-Индской компании и Британской Ост-Индской компании . Это сделало Гетеборг европейским центром торговли восточными продуктами. Основными товарами были черный перец , специи , шелк , чай , мебель, фарфор, драгоценные камни и другие самобытные предметы роскоши. Торговля с Индией и Китаем некоторых новых обычаев привела к появлению в Швеции . Культурное влияние возросло, и в шведских домах начали появляться чай , рис , арак (напиток, приготовленный из ферментированного сока или сахарного тростника) и новые корнеплоды. [3]
В XVIII веке она стала крупнейшей торговой компанией Швеции: всего было совершено 132 экспедиции на 37 различных кораблях. Компания закрылась в 1813 году; тем не менее, он оставил четкие следы, которые до сих пор можно увидеть в Гетеборге. [4]
Фон
[ редактировать ]Швеция была последней из наиболее известных морских европейских стран, участвовавших в Ост-Индской торговле. Королевские привилегии Шведской Ост-Индской компании (SOIC) были предоставлены почти через столетие после основания других европейских торговых компаний. [5]
С появлением Ост-Индской торговли в 17 веке в Швецию стали импортировать китайские и индийские товары. Пить чай, носить одежду из индийского ситца и иметь китайские предметы стало пиком моды среди шведских светских людей и среднего класса. Культура, философия, искусство, сельское хозяйство и архитектура также изучались и копировались. Наиболее ярким примером этого является Китайский павильон в Дротнингхольме , за которым последовали меньшие парки, подобные тому, который построил Жан Абрахам Гриль в Годегорде . Кульминацией этого стал XVIII век, когда многие шведские ученые и политики даже предложили управлять Швецией интеллектуальными бюрократами, « мандаринами », возглавляемыми суверенным королем на китайский манер. [6]
Ранние попытки
[ редактировать ]Первую попытку организации Шведской Ост-Индской торговой компании предпринял фламандский купец Виллем Усселинкс . [7] В 17 веке голландские купцы доминировали в недавно основанном Гетеборге на западном побережье Швеции. Город считался идеальным для международной торговли Швеции, поскольку большая часть товаров перевозилась на кораблях, и это был единственный крупный шведский порт, доступный без необходимости прохождения датской таможни в Эресунне . [8] 14 июня 1626 года Усселинкс получил королевские привилегии для торговой компании сроком на двенадцать лет от шведского короля Густава II Адольфа . Привилегии включали положения об этике торговли с иностранцами, коренными народами. Первым приоритетом было установление дружественных, долгосрочных отношений, которые были бы взаимовыгодны для обеих сторон. Это предприятие поддержали ряд видных шведов, включая самого короля, но собрать необходимые деньги оказалось сложнее. Политические трудности и участие Швеции в Тридцатилетней войне , в которой был убит король Густав II, поставили крест на этих планах. Вместо этого ресурсы были использованы для небольшой компании, торгующей в Европе. [9]
Следующую попытку основать торговую компанию предпринял в 1661 году немецкий купец Эрленкамп, предложивший путь через Северный Ледовитый океан , Северный морской путь , мимо Японии и далее в Китай и Индию . Целью было обойти испанскую и португальскую блокаду. План не получил никакой поддержки, поскольку ледяные преграды оказались еще более трудными. [10] В конце 1660-х годов шведскому королю Карлу XI проработавшего в Голландской Ост-Индской компании было отправлено прошение дипломата и жителя Лондона Йохана Лейонберга относительно некоего Олле Борга, восемнадцать лет . Борг заявил, что в случае войны между Швецией и Данией он мог бы передать датский форт в Тарангамбади шведам , Индия. Кнут Курк, Петер Шнак и Йохан Оливкрейц были назначены директорами компании, но политические волнения в Швеции в то время, а также проблемы с фактическим получением обещанных денег от инвесторов также помешали этому предприятию, и в 1674 году устав был растворен. Оставшиеся ресурсы были использованы для отправки двух кораблей, « Солен» («Солнце») и «Трумслагарен» («Барабанщик») в Лиссабон за солью. [11]
Более позднюю попытку наладить шведскую торговлю в Ост-Индии предприняли пираты, отплывшие с Мадагаскара . Напав на другие торговые суда, они разбогатели и искали место, где можно было бы поселиться и вложить свои деньги в законное предпринимательство. Пиратов насчитывалось около 1500 человек, и они располагали значительным и хорошо вооруженным флотом кораблей. Начали с того, что предложили шведскому королю Карлу XII полмиллиона фунтов стерлингов и 25 вооруженных кораблей для его защиты, но дело не решилось. В 1718 году представители пиратов снова встретились с королем в его лагере во время кампании против Норвегии . Новое предложение заключалось в поставке 60 кораблей, вооруженных и снабженных товарами, при условии, что пиратам будет разрешено обосноваться в Гетеборге и начать торговлю с Ост-Индией под шведским флагом. Один капер по имени Морган фактически получил устав Ост-Индской компании и письмо о назначении себя губернатором колоний, что могло стать результатом такого предприятия. Когда король был застрелен и умер 30 В ноябре 1718 года предприятие закрылось. [12]
Швеция после Великой Северной войны
[ редактировать ]Швеция обеднела после Великой Северной войны , и торговля рассматривалась как вариант восстановления страны. Мнения о том, будет ли торговля с Ост-Индией достаточно прибыльной, разошлись. [13] компании Наибольшее беспокойство вызывало то, что у Швеции не будет достаточно ресурсов для защиты кораблей и торговых постов . Торговые компании из Англии , Франции и Нидерландов, не колеблясь, нападали на другие корабли, чтобы предотвратить конкуренцию. Неудачная попытка основать конкурирующую торговую компанию в Австрии , Ostend Company , обескуражила. [14]
Что, в конечном итоге, сделало шведское предприятие возможным, так это сильная поддержка со стороны иностранных торговцев и купцов, в первую очередь британских, но также и голландских, которые были лишены доступа к компаниям в своих странах. Большинство инвесторов, а также покупателей импортируемых компанией товаров были иностранцами. [15]
Предоставление разрешения на чартер не было полностью бесспорным в то время, когда доминирующей идеей в торговле был меркантилизм , который выступал за регулирование, направленное на поощрение производства экспортных товаров и сокращение импорта. Противодействие стало еще более очевидным после первого путешествия, совершенного кораблем Friedericus Rex Sueciaes в 1735 году. [16] выдвигались требования В риксдаге о санкциях и ограничениях для торгового общества, был написан ряд брошюр , в которых утверждалось, что шведская сталь и лес расточительно обмениваются на такие «никчемные товары», как чай и фарфор . [а] Одним из самых ярых критиков Хартии был Йохан Арккенхольц. Он заговорил даже о моральных аспектах, заявив, что шведское население «отвыкнет от труда и ремесел и потеряет здоровье, силы и дух, употребляя продукты из более теплого климата». [18]
Торговля также угрожала развивающейся шведской текстильной промышленности, и вскоре новая компания пообещала воздержаться от поставок текстиля. Из шестидесяти одного успешного обратного рейса между 1733 и 1767 годами только три (в 1735, 1740 и 1742 годах) доставляли хлопчатобумажные и шелковые ткани, а также шелк-сырец из Бенгалии . [б] Некоторая оппозиция, возможно, коренилась в чистой зависти к прибылям, которые SOIC получал от этой торговли. [20] Те, кто поддерживал создание шведской торговой компании, утверждали, что, если людям нужны товары из Китая, они все равно будут их покупать, и было бы лучше импортировать их, используя шведские корабли и торговую компанию, и тем самым сохранять прибыль внутри Швеции. [5]
Создание СОИК
[ редактировать ]После приостановки действия устава Остендеской компании императором Карлом VI в мае 1727 года инвесторам этой компании пришлось искать другие способы стать частью прибыльной торговли с Ост-Индией, и теперь они обратились к Швеции. [21]
Шотландский купец Колин Кэмпбелл , ранее работавший в компании Остенде, встретился со шведом Никласом Салгреном во время пребывания Салгрена в Амстердаме в конце 1720-х годов. Вместе они строили планы создания шведской торговой компании, но было очевидно, что движущей силой предприятия был Кэмпбелл. Поскольку в Швеции иностранные инвесторы были встречены с подозрением, им нужен был респектабельный швед, который возглавил бы компанию. [22] Этим человеком будет комиссар Хенрик Кёниг, швед немецкого ( бременского ) происхождения. [23]
В 1729 году Хенрик Кёниг подал заявку на чартер двух кораблей. Он поддержал свою просьбу по хартии, переданной ранее другим претендентам, но реакция шведского правительства была неохотной: закрытие Остендской компании в 1731 году после британского дипломатического давления в рамках Венского договора не сулило шведам ничего плохого. конкуренция против главных держав, когда торговля и политика были так тесно связаны. Кениг передал дело в шведский парламент и добился успеха, получив для компании королевские привилегии 14 июня 1731 года, первоначально сроком на 15 лет. [с] [24] Этими привилегиями была Первая Хартия, или Первая Октроя . [25]
Королевская хартия
[ редактировать ]Устав был передан компании Henrik König & Compagnie и состоял из восемнадцати четких параграфов, описывающих, как следует вести торговлю: [26]
- Компания будет иметь право на всю торговлю и судоходство к востоку от мыса Доброй Надежды до Японии, за исключением портовых заводов других европейских стран, если только заранее не будет получено свободное согласие.
- Все отправления и прибытия должны были осуществляться из Гетеборга, а груз должен был быть продан с аукциона в Гетеборге сразу по прибытии.
- Шведское государство должно было получать 100 риксдалеров за каждый груз (около 2,5 тонны). [д] и два риксдалера за последнюю доставку в город Гетеборг за каждую отправку, плюс налоги. [и]
- Компания могла использовать столько судов, сколько хотела, но они должны были быть построены и оборудованы в Швеции, если только не произойдет что-то, что потребует закупки материалов в других странах.
- Корабли должны были плавать под шведским флагом и иметь шведские судовые документы.
- Компания имела право использовать для экспедиций столько денег, сколько необходимо, и имела право выпускать акции для финансирования предприятия.
- Компании было запрещено ввозить в страну или вывозить из страны шведские серебряные монеты. Однако им было разрешено торговать любым другим видом серебра.
- После того, как корабли были загружены для отправления, а по возвращении они могли свободно зайти в любой порт Швеции.
- Все необходимое для компании оборудование, вооружение и запасы были освобождены от шведской таможни.
- Товары с кораблей считались приоритетными, и их можно было бесплатно перевозить или хранить по любой дороге и в любом городе.
- Офицеры компании будут иметь те же полномочия, что и шведские военно-морские офицеры.
- Экипаж был освобожден от службы в шведской армии.
- Офицеры роты имели право арестовывать и задерживать любого члена экипажа, пытавшегося дезертировать или сбежать.
- Когда груз с судов был продан, покупателям не нужно было платить за товар никаких дополнительных сборов.
- Совет компании всегда должен состоять как минимум из трех директоров.
- Компания имела право нанимать на корабли столько людей, сколько было необходимо. Это могли быть шведы или иностранцы, главное, чтобы они были наиболее опытными.
- Компания имела право защищаться, «противопоставлять силе силой».
- Компании было предписано хранить в тайне информацию о своих финансах и акционерах.
Выпуск акций был таким, что ранние подписчики подписывались на каждое путешествие и имели возможность вывести свой капитал после его завершения в традиционной форме корпоративного торгового партнерства; в 1753 году, [21] Поскольку это было сочтено неудобным, было решено, что капитал следует считать вложенным в компанию в целом по образцу других Ост-Индских компаний. Партнер, желающий вывести свои средства, должен был найти другого, готового заменить свой капитал. [31]
Причины секретности финансов и акционеров были как внутренними, так и внешними: британским гражданам было запрещено заниматься торговлей в Азии от имени Шведской Ост-Индской компании, а внутри Швеции подозрения были высокими в отношении иностранцев, поскольку считалось, что они угрожают шведским прибылям. в регионе. Свою роль сыграла и зависть со стороны торговцев, не входящих в компанию. Таким образом, книги были сожжены после того, как они были закрыты и отредактированы, что эффективно скрыло деятельность компании от современников и историков. [ф] [33]
Привилегированное письмо было переведено на французский и латынь и распространено среди крупных держав. Их реакция была неохотной, и они ясно дали понять, что считают новую компанию самым нежелательным конкурентом. Шведский посол в Великобритании не осмелился передать письмо британскому правительству. На обещания оказать помощь на их базах в случае необходимости не последовало ответа. Франция и Нидерланды заявили, что рассматривают Швецию как конкурента и не будут способствовать или помогать в таком предприятии. [34]
Торговля
[ редактировать ]После того как Швеция управлялась рядом автократических и амбициозных королей, Швеция к моменту создания SOIC практически управлялась без участия короля. Реальная политическая власть принадлежала Сословному риксдагу, где первые две политические партии, « Шляпы» и « Шапки» , боролись за власть. Королю даже не пришлось присутствовать на заседаниях риксдага; его заменили печатью с его именем. Королем, или принцем-консортом, в то время был Фридрих I , которого многие современные политики и более поздние историки считали самым некомпетентным королем Швеции. [35] Его единственными интересами были охота и женщины; Отсутствие короля дало риксдагу и бюрократам полную свободу действий в развитии торговли и науки. [36]
За все время своего существования с 1731 по 1813 год СОИК совершил 131 рейс, [г] используя 37 различных кораблей. [38] Из них восемь кораблей были потеряны полностью или частично. Самой тяжелой потерей, вероятно, стал « Гетеборг» в 1745 году, поскольку он затонул недалеко от крепости Эльвсборг у въезда в Гетеборг, сумев благополучно добраться до Китая и обратно. [38] Несмотря на то, что большая часть книг была сожжена, очевидно, что плавания были чрезвычайно прибыльными для акционеров, и многие шведы разбогатели благодаря SOIC. [42]
Из Гетеборга суда везли железо, как в слитках, так и обработанное в виде топоров, якорей, стали и т. д. Привозили также медь и древесину. Экспедиции заходили в Кадис , где торговали товарами, чтобы приобрести необходимое испанское серебро, от которого торговля с Китаем. зависела [17] в виде монет, песо-дурос , поскольку в уставе говорилось, что серебро, перевозимое в Китай, в чеканном или нечеканенном виде, не могло быть шведским. [43] Компания также должна была платить налог Дею Алжира и иметь марокканские паспорта, тем самым обеспечивая защиту от набегов берберийских пиратов . Эти операции оформляются чеками. [44]
Отдача от экспедиций могла составлять около 25–30% от вложенного капитала, но достигалась до 60%. Многое зависело от купцов и капитана; купцам приходилось заключать многочисленные выгодные сделки, а перед капитаном стояла непростая задача благополучно провести корабль в Китай и обратно. Суда имели длину около 50 метров (160 футов), и помимо груза и людей на каждом корабле также было около 25–30 пушек для самообороны и подачи сигналов. В большинстве лет периода после 1766 г. в Кантоне загружались один-два корабля SOIC, а то и четыре (1785–86). [45] Последнее судно вернулось в Гетеборг в марте 1806 года, и хотя у компании были чартеры до 1821 года, в 1813 году она прекратила свое существование. [46]
Жизнь на кораблях была тяжелой и опасной, экипаж недоедал и не привык к жаре и влажности портов, которые они посещали во время путешествия. Вдобавок к этому, врачи на борту были совершенно беспомощны в борьбе с лихорадками и тропическими болезнями. По оценкам, на службе в роте погибло около 2000 человек. [47]
Первые октры (1731–1746)
[ редактировать ]Первыми тремя директорами SOIC были Хенрик Кениг, Колин Кэмпбелл и Франс Бедуар. Кениг был купцом из Стокгольма. Бедуар был сыном французского производителя париков, который переехал в Швецию, чтобы импортировать французское вино. [48] Кэмпбелл был движущей силой всего предприятия, поскольку он из первых рук узнал о торговле в Китае супергрузами для компании Остенде. Он был посвящен в рыцари королем Фридрихом I и переехал в Гетеборг, чтобы организовать первую экспедицию. [49]
Первые две экспедиции оказались опасными и сложными, поскольку остальные торговые страны не одобрили попытку Швеции заняться торговлей. Первый корабль был захвачен голландцами, второй уничтожен англичанами и французами. Это усилило сопротивление торговле в Швеции, и SOIC начал масштабную PR-кампанию о преимуществах торговли с Ост-Индией. Они также согласились пойти на определенные уступки относительно того, какие товары импортировать из Китая. Чтобы избежать конфронтации с другими торговыми странами, компания воздержалась от торговли с Индией и вместо этого сосредоточилась на Китае. [50]
Всего во время первого чартера было совершено 15 экспедиций при поддержке 25 кораблей. Четыре корабля погибли в море. [51] Только три из этих экспедиций отправились в Бенгалию ; остальные отправились прямо в Кантон. [52]
Книги и отчеты о первых экспедициях частично или полностью отсутствуют, но, начиная с восьмой экспедиции (корабли Fredericus Rex Sueciae , Стокгольм и Риддархусет в 1740 году) и до закрытия последней в 1748 году, записи были настолько полными, что, по оценкам, за это можно было бы получить прибыль. Общая сумма доходов от импортированных товаров составила 24,649 миллиона риксдалеров (около 1 222,6 миллиона долларов США), что составляет в среднем около 39%. В те годы доля прибыли пяти директоров составила 550 000 риксдалеров (около 27,28 млн долларов США), а общая сумма пошла на 53 суперкарго. [час] составляла около 800 000 риксдалеров (около 39,67 млн долларов США). [41]
Нежелание авторитетных торговых держав, в первую очередь Англии, Нидерландов и Франции, помогать и признавать SOIC в первые годы было основано на подозрении, что компания была всего лишь прикрытием для тех торговцев, которые хотели обойти правила и положения SOIC. Ост-Индская торговля со своими странами. Эти подозрения были вполне обоснованы. Все инициаторы SOIC не были шведами или иностранного происхождения. Шведское законодательство позволило любому, кто инвестировал в компанию, получить шведское гражданство, а большая часть экипажа на борту кораблей в течение первого и второго октября были иностранцами. Из 53 суперкаров за первую октрой, [я] около 22 процентов были шведами . [54]
Первая экспедиция
[ редактировать ]Первую экспедицию организовал Кэмпбелл. Его реконструированный дневник путешествия, обнаруженный заново в 1986 году, содержит полный отчет об экспедиции. [Дж] Все началось 9 февраля 1732 года, когда корабль Friedericus Rex Sueciae отплыл из Гетеборга. Кэмпбелл был первым супергрузом на борту, а также был назначен королем послом при китайском дворе. Остальные три суперкарго были английскими: Чарльз Грэм, Чарльз Морфорд и Джон Пайк. Капитаном « Фредерикуса» был Георг Герман аф Тролле, опытный моряк, выросший в Амстердаме и ранее служивший на английских, французских, голландских и датских кораблях. Он также работал капером в городе Мидделбург . И он, и Кэмпбелл ранее посещали Китай. Экипаж корабля насчитывал около ста человек. [56]
Экспедиция началась удачно — миновав мыс Доброй Надежды и пересекнув Индийский океан , судно в сентябре 1732 года благополучно прибыло в Кантон (ныне известный как Гуанчжоу ), торговый порт для иностранцев в Китае в то время, в сентябре 1732 года. , торги прошли успешно. Первоначально различные специи были основным товаром наряду с чаем, шелком и другими предметами роскоши, но в более поздних путешествиях фарфор и чай составляли основную часть торговли, чтобы удовлетворить спрос на такие товары в Европе. [57]
По возвращении судно было остановлено голландцами между Явой и Суматрой и доставлено в Батавию . Кэмпбелл выразил протест и предъявил свои документы, но голландцы заявили, что подозревали судно в ложном плавании под шведским флагом. [58] В конце концов экспедиция была освобождена. [к] но время было потеряно, а ветер был неблагоприятным. Многие моряки погибли в пути, и, достигнув побережья Норвегии, кораблю пришлось набирать новых норвежских моряков. [60]
Спустя почти полтора года после отбытия судно вернулось в Гетеборг 27 августа 1733 года. Экспедиция имела огромный экономический успех: на аукционе было продано около 900 000 шведских риксдалеров. Выплаченные дивиденды составили 75% от вложенного капитала. По данным Главных таможенных палат морской торговли Гетеборга, за 1733–1734 годы было вывезено товаров на 518 972 риксдалера; остальные остались в Швеции. [61]
Второй октрой (1746–1766)
[ редактировать ]Хартия продлевалась в 1746, 1766 и 1786 годах, в результате чего были созданы Второй, Третий и Четвертый октруа. [52] [17]
По условиям второго устава было отправлено 36 кораблей, три в Сурат , остальные в Кантон, и только один был потерян. [62]
Прибыль акционеров во время первой хартии вызвала большой интерес ко второй хартии. За исключением иностранных инвесторов, большинство торговцев во время первого чартера были из Гетеборга. Со второй хартией ряд купцов из Стокгольма начали проявлять интерес к торговле. 23 сентября 1745 года фирма «Абрахам и Якоб Арфведссон и компания» представила заявку на второй октрой . На это они получили предварительный грант. Пару недель спустя второй запрос на октрой поступил от компании Anders Plomgren & C:o и ее партнера Карла Бромана. Директора первой хартии подали свой запрос 20 января 1746 года. [63]
Комиссия по расследованию заявлений была назначена 24 марта 1746 года, а несколько недель спустя, 14 мая, они пришли к выводу, что директора первого устава лучше всего подходят для руководства и вторым. [64] Однако количество директоров было увеличено с трех как минимум до семи. Помимо Колина Кэмпбелла, Никласа Салгрена и Теодора Анкаркроны, директорами были бывший секретарь исполнительного совета Магнус Лагерстрём, стокгольмские купцы Андерс Пломгрен и Абрахам Гриль . Эти шесть членов правления позже избрали Класа Гриля , Якоба фон Утфаля Джинсона, С.Н. Веннгрена и Нильса Стрёма. директорами [65]
Второй устав был рассчитан на 20 лет, и директора следовали пути первого октроя. Они собрали средства у инвесторов для финансирования каждого из первых 14 кораблей отдельно. В 1753 году компания была реорганизована в акционерное общество путем создания постоянного фонда, на акции которого мог подписаться любой желающий, но не менее чем на 500 риксдалеров серебром. [31]
Даже после того, как компания стала публичной, она по-прежнему сохраняла секретность своего бизнеса. Руководство намеренно скрывало информацию от акционеров или лгало о том, насколько прибыльными были части бизнеса. Директора заявили, что прибыль от торговли с Китаем снижается и что компании следует дать разрешение на отправку корабля в Индию, что противоречит действующим на данный момент правилам торговли. В 1749 году было предоставлено освобождение, и корабль был отправлен в Сурат в Индии. По возвращении в 1752 году этот корабль принес прибыль в 103%, и еще два корабля были отправлены в Сурат. Англичане и голландцы контролировали большую часть торговли в городе и делали все, чтобы помешать шведам вести там дела, и произошло несколько инцидентов. Вместо этого компания решила переориентироваться на торговлю с Китаем. Эта сделка принесла среднюю прибыль в размере 30–40% во время второго чартера. [66]
Третий октрой (1766–1786)
[ редактировать ]Когда пришло время продлевать устав в 1766 году, первыми директорами были Роберт Финли ирландского и шотландского происхождения, швед Фабиан Лёвен и Георг Герман Конради немецкого происхождения, все проживавшие в Стокгольме. При этом власть внутри руководства перешла из Гетеборга в Стокгольм, где также были куплены два новых корабля. [67] Шведское правительство вымогало у SOIC ссуду под 6%, подлежащую выплате в течение 1766–1769 годов, которая, по оценкам в 1813 году, была эквивалентна 100 000 фунтов стерлингов, а также еще одну, беспроцентную, на половину этой суммы, подлежащую погашению. импортных пошлин, [52] по сути предоплата пошлины. [68]
За время третьего чартера было совершено 39 рейсов в Кантон и ни один корабль не был потерян или поврежден, но прибыль от торговли с Китаем снижалась. Поворотный момент для Швеции наступил в 1780 году, во время Войны за независимость в США, когда Франция, Голландская республика и Испания объединили свои силы против Британии и после этого были заблокированы от торговли с Китаем. Цена на чай упала в Кантоне из-за отсутствия спроса, но выросла в Европе, где Швеция теперь была практически единственным поставщиком чая. Это отразилось на общей сумме прибыли третьего октроя, которая оказалась на 58% выше двух предыдущих. [69]
Товары, экспортируемые из Швеции, также изменились за этот период. Бывшие основные продукты, такие как железо, древесина и смола, отсутствуют в списках грузов. Вместо этого самым крупным предметом было серебро, за ним следовали английский свинец и шведская шерстяная ткань или сукно . [70] В конце третьего чартера для одного из суперкаров стало обычной практикой постоянно оставаться в Кантоне в течение многих лет. Одним из них был Джин Абрахам Грилл, который широко использовал свое время для своих личных дел, и эту практику продолжили другие суперкары-резиденты. [71] Карл Линней и Шведская королевская академия наук также использовали корабли компании. Они отправили учёных и исследователей собирать информацию о животных и растениях из всех мест, которые посещали корабли, и вести подробные журналы. Компания не допускала на борт праздных пассажиров, поэтому большинство ученых прошли «ускоренные курсы» богословия и были поспешно рукоположены на корабельные капелланы. Эти договоренности начались во время второго чартера и достигли своего пика во время третьего. [72]
В 1758 году шведы наконец смогли поставить свои корабли на якорь и пополнить запасы продовольствия в Кейптауне (ныне известном как Кейптаун ), порту, контролируемом голландцами, из-за политических изменений в Европе. Но с окончанием американской войны в 1783 году Швеция потеряла свое преимущество в торговле чаем и упадок компании возобновился. Супергруз SOIC в Кантоне в 1777 году, финский Питер Йохан Блад, поразмыслил над этим и предложил послать к императору Китая эмиссара с предложением, чтобы европейская торговля с Китаем велась через одну единственную европейскую компанию, управляемую Швецией. . Он заявил, что, если британцев не остановить вовремя, они проникнут в Китай так же, как они это сделали в Индии, «обеспечив там невыносимое господство». Запрос так и не был отправлен, так как директора хотели продолжить торговлю так же, как и раньше. [73]
Коммерческая экспансия SOIC во время третьего октября послужила основой для Якоба Валленберга комикса Min son på galejan («Мой сын на [ sic ] галерее ») [74] написано во время 18-месячного путешествия туда и обратно в Кантон в 1769–1771 годах. [л] Среди других своих шуток и случайного расизма Валленберг пародирует серьезные отчеты, опубликованные странствующими натуралистами в широкой сети переписки Карла Линнея. [м]
Четвертый октрой (1786–1806)
[ редактировать ]SOIC продолжила существование четвертого устава, почти той же компании, которая существовала в последней части третьего. Управление осталось прежним, существовал фиксированный фонд, а некоторые сборы, налоги и правила были изменены. В этот октрой компания владела 12 судами, которые совершили в общей сложности 31 рейс. Три корабля были потеряны, а один был поврежден и продан. Акционеры не получили дивидендов в течение четвертого октября. [77]
Прибыль от торговли продолжала снижаться, во многом из-за новых правил и положений, касающихся импорта чая в Англию. Большая часть предыдущих партий чая SOIC была переправлена контрабандой в Англию, но прибыль больше не компенсировала риск такого предприятия. [78] Разговоры о закрытии компании начались в 1789 году, а после 1804 года корабли из Швеции больше не отправлялись. 27 июня 1808 года компания проинформировала акционеров о ситуации, а 18 мая 1811 года компания четвертой устава была объявлена банкротом. [79]
Упадок и падение
[ редактировать ]Был пятый октрой, начавшийся в 1806 году с привилегиями сроком на 15 лет, но он сильно отличался от предыдущего. Теперь любой имел право торговать со странами по другую сторону мыса, если СОИК не начал торговлю, спустив на воду корабль в течение двух лет. Поскольку вера инвесторов в торговлю теперь подорвана, корабли не отправлялись, и на собрании акционеров 13 декабря 1813 года компания закрылась, за восемь лет до окончания октрой. Оставшиеся запасы и инвентарь были проданы иностранным покупателям, и в 1814 году торговля была объявлена свободной для всех. [46]
Груз
[ редактировать ]Главным ценным грузом из Китая был чай. В обзоре 1774 года его доля составляла около 90%. Большая часть чая была реэкспортирована и ввезена контрабандой в Англию, что снизило цены собственной торговой монополии этой страны, принадлежавшей Ост-Индской компании . Фарфор также имел важное значение: он составлял около 5% стоимости груза. По оценкам, за прошедшие годы SOIC импортировал около 50 миллионов предметов фарфора. Ценным считался и спиртовой арак , новый для Швеции товар. [80]
Подсчет грузов, напечатанный Уильямом Милберном в 1813 году, показывает следующее.
Ящики с чаем:
- Бохеа , 1 030 642 фунта (467 491 кг) в 2885 сундуках.
- Конго (90 589 фунтов (41 090 кг))
- Сушонг (67 388 фунтов (30 567 кг))
- Пекое (17 205 фунтов (7 804 кг))
- Хайсон и «Скин Хайсона» [н] (вместе 5713 фунтов (2591 кг))
Текстиль:
- Дамасский и более тяжелый дамаст для мебели.
- Атласный шелк , некоторые из него «цветные и цветочные».
- Падуасой
- Грограм, также известный как горгорон
- Тафта ,
- Лампы
- Нанковая ткань
- 33 сундука шелка-сырца
Наркотики:
Разнообразный:
- Перламутр , часть его нарезана тонкими жетонами.
- Тонкие трости для обручей
- Крашеные обои
- Лакированные ( японированные ) шкатулки для кадрили
- Туалетные столики
- Таблетки для столешниц
- Аррак (используется в шведском пунше ), [3] 6 метрических тонн (13000 фунтов)
- Фарфор, в 274 сундуках и 989 бочках и других упаковках.
Корабли
[ редактировать ]Корабли, используемые Шведской Ост-Индской компанией. [83] [38]
Корабль | Построен в | Читать | Пушки | Экипаж | Путешествия |
---|---|---|---|---|---|
Первая октрой 14 июня 1731 г. - 14 июня 1746 г. | |||||
Фридрих, король Швеции | Пристань Терра Нова, [п] Стокгольм | 200 | 20 | 100 | 5 |
Королева Ульрика Элеонора | Бывший английский корабль The Heatcot | 250 | - | 103 | 1 |
Тре Кронор | Неизвестное место за пределами Швеции | 255 | 28 | - | 1 |
Швеция | Пристань Терра Нова, Стокгольм. | 283 | 28 | 120 | 2 |
Гетеборг (I) | Пристань Терра Нова, Стокгольм. | 340 | 30 | 120 | 3 Потерялся в Гетеборге 12 сентября 1745 г. |
Стокгольм | Пристань Клейсона, [д] Стокгольм | 260 | 28 | 120 | 3 Затерян на Шетландских островах 12 января 1745 г. |
Рыцарский дом | Пристань Класонс, Стокгольм | 340 | 30 | 135 | 2 |
Спокойствие | Слово | 254 | 22 | 100 | 3 |
Королева Швеции | Стокгольм | 387 | 30 | 130 | 2 Затерян на Шетландских островах 12 января 1745 г. |
Наследная принцесса Ловиса Ульрика | - | 320 | 24 | 120 | 1 |
Радость | Пристань Терра Нова, Стокгольм. | 260 | 22 | 120 | 1 |
Кронпринсен Адольф Фридрих | Пристань Стора Стадс, [р] Стокгольм | 387 | 27 | 140 | 1 |
Вторая октрой 17 июня 1746 г. - 17 июня 1766 г. | |||||
Принц Густав | Пристань Терра Нова, Стокгольм. | 236 | 28 | 110 | 1 |
Гота-Лейон | - | 310 | 28 | 120 | 3 |
Радость | Тот же корабль, что и в первой октрой, перешел ко второму октру. [88] | 260 | 22 | 130 | 1 |
Прыжок | Пристань Терра Нова, Стокгольм. | 280 | 28 | 30 | 2 |
Наследная принцесса Ловиса Ульрика | Тот же корабль, что и в первой октрой, перешел ко второму октру. [89] | 320 | 24 | 120 | 1 |
Соглашение | Пристань Юргордена, [с] Стокгольм | 375 | 28 | 140 | 4 |
Кронпринсен Адольф Фридерик | Тот же корабль, что и в первой октрой, перешел ко второму октру. [91] | 387 | 27 | 140 | 2 |
Принс Карл | Пристань Класонс, Стокгольм | 350 | 30 | 140 | 6 |
Принс Фридерик Адольф | Пристань Терра Нова, Стокгольм. | 398 | 26 | 130 | 4 Затерянный в Южно-Китайском море 3 сентября 1761 г. |
Принцесса София Альбертина | Пристань Стора Стадс, Стокгольм. | 402 | 26 | 134 | 3 |
Стокгольмский замок | Пристань Стора Стадс, Стокгольм. | 454 | 31 | 154 | 3 |
Поместья Рейха | Пристань Терра Нова, Стокгольм. | 460 | 34 | 170 | 3 |
Финляндия | Пристань Стора Стадс, Стокгольм. | 450 | 30 | 150 | 2 |
Третий октрой 17 июня 1766 г. - 17 июня 1786 г. | |||||
Адольф Фридрик | Построенный как военный корабль, превратился в жителя Восточной Индии в пристань Юргорден , Стокгольм | 493 | 24 | 160 | 7 |
Ловиса Ульрика | Пристань Юргорден, Стокгольм. | 380 | 24 | 140 | 4 |
Наследный принц Густав | Разработан Фредриком Хенриком из Chapman. | 480 | 28 | 154 | 6 |
Поместья Рейха | Тот же корабль, что и во второй октрой, перешел к третьему октру. [92] | 460 | 16 | 150 | 1 |
Финляндия | Тот же корабль, что и во второй октрой, перешел к третьему октру. [92] | 450 | 20 | 150 | 5 |
Стокгольмский замок | Тот же корабль, что и во второй октрой, перешел к третьему октру. [92] | 454 | 16 | 140 | 3 |
Королева София Магдалена | Пристань Стора Стадс, Стокгольм. | 485 | 18 | 150 | 4 |
Ньюфаундленд | Пристань Терра Нова, Стокгольм | 503 | 18 | 150 | 4 В свое 4-е путешествие вместе с Густав Адольф , они сошли конечно, скучаю по пассату и должен был оставаться в порту в Хайнань за 10 месяцев до этого продолжая путь в Кантон. [93] |
Густав III | Пристань Юргорден, Стокгольм. | 512 | 18 | 155 | 4 |
Густав Адольф | Пристань Стора Стадс, Стокгольм. | 518 | 18 | 150 | 1 См . Терра Нова выше. |
Четвертая октрой 17 июня 1786 г. - 17 июня 1806 г. | |||||
Густав Адольф | Тот же корабль, что и в третьей октрой, перешел к четвертому октру. [91] | 518 | 18 | 150 | 3 |
Королева София Магдалена | Тот же корабль, что и в третьей октрой, перешел к четвертому октру. [92] | 500 | 18 | 150 | 5 Затерянный в Ла-Манше 27 октября 1801 г. |
Гетеборг (II) | Пристань Викен, [т] [в] Гетеборг | 530 | 20 | 170 | 3 Потерялся в Кейптауне 8 марта 1796 г. |
Наследный принц Густав | Тот же корабль, что и в третьей октрой, перешел к четвертому октру. [91] | 488 [v] | 18 | 150 | 1 |
Густав III | Тот же корабль, что и в третьей октрой, перешел к четвертому октру. [91] | 499 | 29 | 160 | 5 |
Королева | Пристань Викен, Гетеборг | 542 | 20 | 150 | 3 Потерян в Хумбероне, Норвегия. 1 января 1803 г. |
Мария Каролина | Франция | 320 | 10 | 80 | 3 |
Эстергётланд | Норчепинг | 266 | 14 | 56 | 2 |
Вестергётланд | Старая пристань, [В] Гетеборг | 162 | 8 | - | 1 Сел на мель в Кейптауне Продано в Амстердаме 1802 г. |
Фредрика | Куплена в Иль-де-Франс. | 243 | 12 | 56 | 3 |
Принцесса | Карл Великий | 283 | 16 | 70 | 2 |
Игра | Карл Великий | 477 | 20 | 167 | 1 |
Флаг
[ редактировать ]Согласно первому уставу, судам SOIC разрешалось использовать только шведский торговый флаг — прямоугольный синий флаг с желтым крестом. С возобновлением устава в 1746 году компании было разрешено добавлять к флагу шифр своего названия или монограмму , чтобы отличать корабли от других торговых судов. Вскоре после этого корабли СОИК стали использовать флаг с раздвоенным или ласточкиным хвостом. Намерение заключалось в том, чтобы корабль напоминал военный корабль и тем самым не привлекал пиратов. Шведские военные корабли или корабли с военным командиром использовали шведский флаг в виде треххвостого или ласточкиного хвоста и язычка прямоугольного флага. Это противоречило действующим в то время правилам и нормам использования флагов. Использование ласточкиного хвоста было запрещено королевским указом 1751 года, но SOIC проигнорировал это и вместо этого заказал свои флаги в Кантоне. Парусники даже использовались в носовой части корабельных шлюпов , когда на них перевозили директора компании. Это было двойное преступление, поскольку флаги следует использовать только в корма шлюпа. [99]
Запрет не обеспокоил руководителей SOIC, и самым старым сохранившимся флагом в Швеции является ласточкин хвост с корабля «Ловиса Ульрика» (в Кантон, 1767–1768 гг.). Похожий флаг, заказанный директором SOIC Клаасом Грилем , хранится в Свиндерсвике . [100]
В то время не было стандартизированных сигнальных флагов ; вместо этого корабли использовали в качестве сигналов разные, заранее оговоренные способы поднятия флага или флагов, иногда в сочетании с вымпелами и пушечными выстрелами. Некоторые из этих сигналов предназначались только для отдельных кораблей, а некоторые использовались на международном уровне. Иногда это даже включало в себя демонстрацию флагов других национальностей. Эти флаги также использовались в качестве обмана, если корабль находился в месте, где могли встретиться вражеские корабли, и капитан хотел избежать конфронтации. Есть записи о том, что корабли SOIC приближались к суше под французским или английским флагом, чтобы забрать или купить еду в местах, где шведским кораблям было запрещено стоять на якоре. [101]
Современная Шведская Ост-Индская компания
[ редактировать ]28 декабря 1993 года была зарегистрирована новая компания под названием Svenska Ostindiska Companiet Aktiebolag (Шведская Ост-Индская компания с ограниченной ответственностью). Он был создан для строительства точной копии Гётеборга . Компания зарегистрирована в сфере судостроения , образования, исследований, рекламы и маркетинга в сфере шведского судоходства и международной торговли. Компания расположена в Гетеборге. В 2013 году оборот компании составил 19 миллионов крон. [102] Компания является дочерней компанией Stiftelsen Ostindiefararen Götheborg (Фонд East Indiaman Götheborg), зарегистрированной в 2008 году. [103]
Реплика корабля компании
[ редактировать ]В 1993 году начался проект по воссозданию East Indiaman Götheborg и отправке его из Гетеборга в Гуанчжоу. Проектом управляет фирма, которая использует то же название, что и первоначальная компания. Судно было реконструировано и отплыло в Китай в октябре 2005 года и прибыло в июле 2006 года со смешанным экипажем, состоящим из профессионалов и студентов. С тех пор корабль побывал во многих местах и на морских мероприятиях по всему миру. [106] [107]
Настоящее название реплики — Гётеборг III . Это точная копия « Гетеборга» , затонувшего недалеко от Гетеборга в 1745 году. Второй корабль с таким же названием был построен в Гетеборге в 1786 году. Он был вторым по величине (самым большим из них был « Дроттнинген» ). [108] из всех судов SOIC и совершил три рейса в Кантон: 2 февраля 1788 г. - 13 мая 1790 г., 13 ноября 1791 г. - 12 июня 1793 г., а 5 декабря 1795 г. корабль отплыл в Кантон, но был потерян в Кейптауне 8 марта 1796 г. по пути из Гетеборга. [109]
См. также
[ редактировать ]- Уильям Чалмерс , шведский купец шотландского происхождения, директор Шведской Ост-Индской компании.
- Андерс Юнгстедт , шведский купец.
- Никлас Салгрен , шведский купец, директор Шведской Ост-Индской компании .
- Шведская Южная компания , основанная в 1626 году.
- Шведская Вест-Индская компания , основанная в 1786 году.
- Ост -Индская компания (Англия), основанная в 1600 году.
- Датская Ост-Индская компания , основанная в 1616 году.
- Датская Вест-Индская компания , основанная в 1671 году.
- Голландская Ост-Индская компания , основанная в 1602 году.
- Голландская Вест-Индская компания , основанная в 1621 году.
- Португальская Ост-Индская компания , основанная в 1628 году.
- Французская Ост-Индская компания , основанная в 1664 году.
- Список торговых компаний
- Якорная стоянка Вампоа
Примечания
[ редактировать ]- ^ Современные аргументы за и против Шведской Ост-Индской компании (SOIC) рассматриваются в последней главе Кристиана Конинкса. [17]
- ^ Koninckx, цитируется в «Европейских торговых компаниях». [19]
- ^ Повторное появление некоторых антверпенских банкиров, которые были членами Остендской компании, в качестве инвесторов Шведской Ост-Индской компании, ввело в заблуждение некоторых историков, рассматривающих SOIC как своего рода прикрытие для продолжения Остендской компании; это заблуждение развеяно Конинксом. [17]
- ^ «Läst» — единица измерения тоннажа корабля . В 1723 году это рассчитывали по формуле: 5/6 длины (корабля) × ширина × высота. Позже это вычисление оказалось неудовлетворительным и было заменено измерением корабля с определенных точек, умножением их, как и раньше, и делением на 112. [27] «Лест» также можно охарактеризовать как около 2,5 метрических тонн (5500 фунтов). [28] В 1726 году «длина корабля» была определена как 2448 килограммов (5397 фунтов), а в 1863 году была введена «новая длина» и определена как 4250 килограммов (9370 фунтов). [29]
- ^ 1 риксдалер 1730 г., это ок. 49,6 долларов США на основе индекса потребительских цен . [30]
- ^ Разрозненные архивы были собраны в цифровой архив Шведской Ост-Индской компании, 1731–1813: совместный проект библиотеки Гетеборгского университета и исторического факультета Гетеборгского университета : Svenska Ostindiska Companiets Arkiv . [32]
- ^ Число варьируется. Во вторичном источнике Кьельберга количество путешествий в тексте о четырех октрях равняется 25, 36, 39, 31, всего 131, [37] а в списках кораблей цифры 25, 35, 39, 32 всего 131. [38] В третичных источниках , таких как Frängsmyr и веб-сайт Северного музея, общее количество рейсов указано как 132. [39] [40] Во всех источниках термин «экспедиция» употребляется как для реальных экспедиций, так и для плавания, совершаемого одним кораблем. Первые пять экспедиций содержали только один корабль, но начиная с шестой в состав каждой экспедиции входили два корабля, а затем три или четыре. [41] Термин «экспедиция» в основном использовался во время первых октрой, позже использовались только «путешествия», когда один корабль соответствовал одному рейсу.
- ^ Аберкромби, Артур; Баррингтон, Чарльз; Барри, Джерард; Бейер, Габриэль; Бок, Адр. Братт, Чарльз; Кэмпбелл, Дугалд; Кэмпбелл, Колин; Кэмпелл, Уолтер; Коппингер, Джеймс Адам; Круазье, Жан Батист; Каммингс, Дорнье; Эллиотт, Уильям; Фландрин, Андреас Дж.; Фотрингем; Гадд, Андерс; Гирс, Пастан; Гетеен, Андреас; Грэм, Чарльз; Грейфф, Джейкоб; Хигг, Николас; судебный управляющий; Ирвин, Чарльз; Кампе, Петер фон; Китчин, Джордж; Книпер, Стивен; Коре, Карл; Король, Фредрик Вильгельм; Король, Хенрик; Король, Питер Теодор; Лориол, Йохан; Матсен, Джон Генри; Меткалф, Джон; Мойр, Джеймс; Морфорд, Чарльз; Ольберс, Андреас; Пайк, Джон; Росс, Александр; Росс, Густав; Стром, Никлас; Стром, Олоф; Табуто, Огюст; Тэм, Себастьян; Тэм, Волрат; Томсон, Томас; Туролоен, Х; Клокландер. Ганс Филип; Утфолл, Якоб фон; Вербеке, Михилл; Виддрингтон, Джон; Виньо, Даниэль; Уильямс, Джон; Молодой, Джон. [51]
- ↑ В списке на страницах 177–78 в Кьельберге 53 названия суперкаров в первом октру, но в сводке указано, что «... было 40 иностранных суперкаров против 11 шведских суперкаров». во время первой октрой. [53]
- ↑ Кэмпбелл уничтожил свой дневник, когда корабль был захвачен голландцами, и реконструировал его по памяти и некоторым разрозненным бумагам; он был переведен и опубликован Полом Халлбергом и Кристианом Конинксом. [55]
- ^ «С этого периода Шведской Ост-Индской компании разрешено вести свою торговлю без малейших перерывов, но она ограничивается исключительно Китаем», - резюмирует Милберн о Шведской Ост-Индской компании. [59]
- ↑ Роуз изучает комический рассказ о реальном путешествии. [75]
- ^ «Подмена Линнея». [76]
- ^ Определение кожи Хайсона варьируется: «Светлые и нижние листья отделены от Хайсона веяльной машиной». [81] ...высший сорт зеленого чая с круглыми, узловатыми, ярковатыми листьями; но большая часть того, что импортируется, имеет низкое качество, желтоватый раскрытый лист, чем-то напоминающий одиночный, и, как следствие, сильно варьируется в цене». [82]
- ↑ Реконструкция Карла Бьёрлинга, 1916 год, из «Поместье», написанной в 1674 году. книги Йохана Хольма [84]
- ^ Пристань Терра Нова, также известная как Кёпманнаварвет (Торговая пристань), [85] был основан Абрахамом Грилем в 1716 году. Он располагался в центре Стокгольма, где Страндвеген сегодня находится . Пристань была продана в 1782 году, а в 1819 году земля перешла шведскому государству. [86] [87]
- ^ Пристань («Класонс варв») была основана Йоханом Клейсоном в 1725 году и позже унаследована его сыном. Он был расположен в юго-восточной части полуострова Блазихольмен в центре Стокгольма. [86] [87]
- ↑ Пристань («Stora Stadsvarvet») была основана в 1687 году и управлялась городом Стокгольм до 1694 года, когда она была арендована Антони Грилем и различными членами Торгового дома Grill . Он был расположен в южной части Стокгольма, на западном берегу Тегельвикена, прямо напротив Фофангана. [86] [87]
- ↑ Пристань («Югордсварвет», позже «Лоцак-Кирманска Юргордсварвет») была основана Эфраимом Лосаком в 1735 году. После смерти Лосака пристань перешла к Густаву Кирману, который женился на вдове Лосака в 1752 году. После банкротства После смерти Кирмана пристань перешла в собственность консорциума, который управлял пристанью до середины 19 века. Он расположен в Юргордене в Стокгольме, рядом с тем местом, где Грёна Лунд . сегодня находится [86] [87] По состоянию на 2014 год [update]Причал все еще работает, хотя и в меньших масштабах. В 2009 году он был отремонтирован вместе с прилегающими домами. [90]
- ↑ По словам Келлберга, корабль был построен на пристани Викен Жаном Фредриком Ремпке, но вместо этого Хьюго Хаммар указывает на Старую пристань. [94] Дискуссия может носить академический характер, поскольку две пристани располагались близко друг к другу, а в 1752 году они были объединены и эксплуатировались как единое целое. [95] Корабль был построен в 1786 году.
- ^ Пристань («Викенс варв»), также называемая пристанью Баггенса, была основана в 1749 году Питером Самуэльссоном Багге и Фредриком Хенриком аф Чепменом . Он находился в Майорне, к западу от Старой пристани; Позже две пристани были объединены. [95] [96]
- ^ Корабль был повторно измерен, и его вес составил 488,2 лэста. [97]
- ^ Пристань («Гамла варвет») была основана в результате перемещения верфи Эльвсборгс в Гетеборг где-то до 1630 года. Она располагалась ниже Стигбергета . Впервые пристанью управлял шотландец Александр Форат. Пристань прошла через многочисленных владельцев, и во время SOIC 1752–1767 она была арендована Питером Самуэльссоном Багге, объединена с пристанью Викен и эксплуатировалась как единое целое. Большая часть пристани была уничтожена пожаром в 1820 году. [95] [98]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чельберг 1975 , стр. 39.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 163.
- ^ Jump up to: а б «Дом Ост-Индской компании» . История споттинга . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ «Шведская Ост-Индская компания» . www.soic.se. Шведская Ост-Индская компания.
- ^ Jump up to: а б Линдквист 2002 , стр. 28.
- ^ Линдквист 2002 , стр. 22–25.
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 10.
- ^ Линдквист 2002 , стр. 29.
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 10–11.
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 11.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 35–37.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 37.
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 12.
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 19–20.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 38–40.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 46.
- ^ Jump up to: а б с д Конинкс 1980 .
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 46–47.
- ^ Джонсон и Пракаш 1998 , стр. 80.
- ^ Линдквист 2002 , стр. 43–45.
- ^ Jump up to: а б Лече, В; Нистром, Дж. Ф.; Варбург, К; Вестрин, Т., ред. (1914). «Ост-Индские компании» [Ост-Индские компании]. Семейная книга северных стран – издание Owl (на шведском языке). Том. 20. Стокгольм: Nordisk familjeboks forl, стр. 1060–1062.
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 20.
- ^ Линдквист 2002 , стр. 30.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 38–39.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 43.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 39–42.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 300.
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 169.
- ^ «Пояснения» [Глоссарий]. ostindiska.nordiskamuseet.se (на шведском языке). Северный музей . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ Эдвинссон, Ронни; Седерберг, Йохан (2011). Индекс потребительских цен в Швеции, 1290–2008 гг., Обзор доходов и благосостояния . Том. 57 (2-е изд.). Стокгольм. стр. 270–292 . Проверено 28 сентября 2014 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кьельберг 1975 , стр. 72–73.
- ^ «Архив Шведской Ост-Индской компании» [Архив Шведской Ост-Индской компании]. www.ub.gu.se (на шведском языке). Гетеборгский университет . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 23.
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 23–24.
- ^ Лече, В; Нистром, Дж. Ф.; Варбург, К; Вестрин, Т., ред. (1908). «Фридрих I» . Семейная книга северных стран – издание Owl (на шведском языке). Том. 8. Стокгольм: Nordisk familjeboks, стр. 1255–1258.
- ^ Линдквист 2002 , стр. 12–15.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 312–318.
- ^ Jump up to: а б с д Кьельберг 1975 , стр. 177–184.
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 43.
- ^ «Экспедиции : Корабли Компании». ostindiska.nordiskamuseet.se . Северный музей . Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Кьельберг 1975 , стр. 67.
- ^ Линдквист 2002 , стр. 120–122.
- ^ Милберн 1813 , стр. 575–577.
- ^ Свенссон, Хокан; Хелльстрем, Лассе (30 июня 2011 г.). «Мореплавание в XVIII веке» . www.ostindiska.se (на шведском языке). Фонд развития знаний и навыков. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ Милберн 1813 , с. 578.
- ^ Jump up to: а б Кьельберг 1975 , стр. 161–163.
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 90.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 40–41.
- ^ Боэций, Б (1927). «Колин Кэмпбелл» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке). Том. 7. Стокгольм: Национальный архив Швеции . стр. 264 . Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 43–51.
- ^ Jump up to: а б Кьельберг 1975 , стр. 177–178.
- ^ Jump up to: а б с Милберн 1813 , с. 577.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 316.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 124.
- ^ Кэмпбелл, Холлберг и Конинкс 1996 .
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 43–44.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 44–46.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 44.
- ^ Милберн 1813 , стр. 576–78.
- ^ Линдквист 2002 , стр. 42.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 45.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 314.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 69–71.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 71.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 73.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 314–316.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 131–133.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 317.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 134–135.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 137.
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 104–105.
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 137–105.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 147–150.
- ^ Валленберг, Джейкоб; Грейвс, Питер (1994). Мой сын на камбузе, перевод оригинала 1769 года: Min son på galejan . Серия пресс-релизов Norvik. А; 10. Лондон: Норвик пресс. ISBN 1-870041-23-2 .
- ^ Роуз 2000 , стр. 217–232.
- ^ Роуз 2000 , стр. 220–223.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 151.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 153.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 318.
- ^ «Пунш, Дар Божий (перевод)» . naringslivshistoria.se . 4 апреля 2018 года . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ Гоув Филип Бэбкок, изд. (1993). «Шкура Хайсона» . Третий новый международный словарь английского языка Вебстера, полный . Мерриам-Вебстер. Кёльн: Кенеманн. ISBN 3-8290-5292-8 .
- ^ Даниэль Дефо (1815). Робинзон Крузо . Лондон: Джозеф Моуман. п. 400 .
- ^ «Экспедиции : Корабли компании». ostindiska.nordiskamuseet.se (на шведском языке). Северный музей . Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ «Холмс Томтбок, södra förstaden östra, 1674» [Книга поместья Холмс, восточный южный пригород, 1674 г.] (PDF) . www2.ssa.stockholm.se (на шведском языке). Город Стокгольм — Городской архив — Цифровой архив . Проверено 31 июля 2014 г.
- ^ «Страндвэгшамнен» [Порт в Страндвегене]. www.stockholmshamnar.se (на шведском языке). Порт Стокгольма . Проверено 14 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Зетелиус 1956 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д Хёгберг 1969 , стр. 28.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 178.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 179.
- ^ Гилленберг, Ева-Карин (15 ноября 2009 г.). « Пристань Юргордена возвращается к жизни». Dagens Nyheter (на шведском языке) . Проверено 31 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Линдквист 2002 , стр. 138–139.
- ^ Jump up to: а б с д Кьельберг 1975 , стр. 181.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 134.
- ^ Нильссон, Ян-Эрик. «30. Гетеборг (II)» . www.ostindiefararen.com (на шведском языке). Проект Ост-Индиамен Гетеборг III . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Варвет Викен» [Пристань Викена]. gamlagoteborg.se (на шведском языке). Старый Гетеборг . Проверено 21 июля 2014 г.
- ^ Фредберг, Карл Рудольф А:сон (1919–1924). Старый Гетеборг. Местно-исторические изображения, персоналии и особенности культуры / Часть 1 [ Старый Гетеборг. Краеведение, наблюдения, личности и культура / Часть 1 ] (на шведском языке). Гетеборг: Через проект Рунеберг. стр. 286–287 . Проверено 21 июля 2014 г.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 181–183.
- ^ Фредберг, Карл Рудольф А:сон (1919–1924). Старый Гетеборг. Местно-исторические изображения, персоналии и особенности культуры / Часть 1 [ Старый Гетеборг. Краеведение, наблюдения, личности и культура / Часть 1 ] (на шведском языке). Гетеборг: Через проект Рунеберг. стр. 331–336 . Проверено 21 июля 2014 г.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 174–175.
- ^ Седерберг, Бенгт Г. (1968). Замки и усадьбы Швеции. Сёдерманланд [ Замки и усадьбы Швеции. Сёдерманланд ] (на шведском языке). Мальмё: Издательство Allhem. стр. 170–171 . Проверено 16 сентября 2014 г.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 176.
- ^ «Свенска Остиндиска Компаниет Актиеболаг» [Шведская Ост-Индская компания с ограниченной ответственностью]. www.allabolag.se . Allabolag.se . Проверено 19 октября 2014 г.
- ^ «Stiftelsen Ostindiefararen Götheborg» [Фонд жителей Восточной Индии в Гетеборге]. www.allabolag.se (на шведском языке). Allabolag.se . Проверено 19 октября 2014 г.
- ^ «Корабль» . www.soic.se. Шведская Ост-Индская компания . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ «Самый большой в мире деревянный парусник прибывает в Норфолк» . www.itv.com . ИТВ . 4 сентября 2015 г. Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Аренсберг 2009 .
- ^ Аландер и Лангерт 2009 .
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 47.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 182–184.
Библиография
[ редактировать ]- Аландер, Бьорн; Лангерт, Йенс (2009). Корабельный журнал - жизнь на борту East Indiaman [ Корабельный журнал - жизнь на борту East Indiaman ] (на шведском языке). Гетеборг: Шведская Ост-Индская компания. ISBN 978-91-633-4889-1 . СЕЛИБР 11607831 .
- Аренсберг, Ингрид (2009). Шведский корабль Götheborg снова отплывает [ Шведский корабль Götheborg снова отплывает ] (на шведском и английском языках). Гетеборг: Шведская Ост-Индская компания. ISBN 978-91-633-4846-4 . СЭЛИБР 11614816 .
- Кэмпбелл, Колин; Халлберг, Пол; Конинкс, Кристиан (1996). Переход в Китай: дневник Колина Кэмпбелла о первой экспедиции Шведской Ост-Индской компании в Кантон, 1732–1733 гг . Acta Regiae Societatis scientiarum et litterarum Gothoburgensis. Гуманитарные науки, 0072-4823; 37. Гетеборг: Королевское общество искусств и наук. ISBN 91-85252-55-7 . СЕЛИБР 7747182 .
- Френгсмир, Торе (1990). Шведская Ост-Индская компания: люди, приключения и экономическая мечта [ Шведская Ост-Индская компания: люди, приключения и экономическая мечта ] (на шведском языке) (2-е изд.). Хёганес: Викен. ISBN 91-7024-653-Х . СЕЛИБР 7591876 .
- Хёгберг, Стаффан (1969). Внешняя торговля и судоходство в XVIII веке: основные товары шведского экспорта и импорта 1738–1808 гг. [ Внешняя торговля и судоходство в XVIII веке: товары шведского экспорта и импорта 1738–1808 ]. Экономика и общество, 99-0119059-2 (на шведском языке). Стокгольм: Боннье. СЭЛИБР 8075889 .
- Джонсон, Гордон; Пракаш, Ом, ред. (1998). [Индийские государства и переход к колониализму], 5, европейское коммерческое предприятие в доколониальной Индии . Новая Кембриджская история Индии . 2. Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать. ISBN 0-521-25758-1 . ЗНАМЕНИТОСТЬ 607418 .
- Чельберг, Свен Т. (1975). Шведская Ост-Индская компания 1731–1813: специи, чай, фарфор, шелк [ Шведская Ост-Индская компания 1731–1813: специи, чай, фарфор, шелк ] (на шведском языке) (2-е изд.). Мальмё: Алхем. ISBN 91-7004-058-3 . ЗНАМЕНИТОСТЬ 107047 .
- Конинкс, Кристиан (1980). Первая и вторая хартии Шведской Ост-Индской компании (1731–1766): вклад в морскую, экономическую и социальную историю северо-западной Европы в ее отношениях с Дальним Востоком . Кортрейк: Ван Геммерт. СЭЛИБР 218016 .
- Линдквист, Герман (2002). История ( жителей Ост-Индии на шведском языке). Гетеборг: Ханссон и Лундвалль. ISBN 91-85023-02-7 . СЭЛИБР 8843398 .
- Милберн, Уильям (1813). Восточная торговля: содержит географическое описание основных мест Ост-Индии, Китая и Японии с их продукцией, производством и торговлей . Лондон: Блэк, Парри и компания. СЭЛИБР 13784206 .
- Исраэль Рейниус; Биргит Лунелунд; Герман Йохан Рейниус (1939), Журнал, хранившийся во время поездки в Кантон в Китае, 1745-1748 гг ., Сочинения, опубликованные Шведским литературным обществом в Финляндии (на шведском языке), Хельсинки: Общество шведской литературы в Финляндии , ISSN 0039-6842 , Викиданные Q113519134
- Роуз, Свен-Эрик (2000). «Забавное дело Шведской Ост-Индской компании: гендерные и имперские шутки в путевых заметках Якоба Валленберга». Исследования восемнадцатого века (печать) . 1999/2000 (33) (2). Беркли: Калифорнийский университет Press, 1967–: 217–232. дои : 10.1353/ecs.2000.0017 . ISSN 0013-2586 . S2CID 161575281 . СЕЛИБР 3363374 .
- Зетелиус, Густав А. (1956). «Причалы Стокгольма в XVIII веке». Ежегодник морской истории 1955–56 . Стокгольм: Морской музей: 57–102. ISSN 0349-019Х . СЕЛИБР 9878825 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оригинальный Устав первой Шведской Ост-Индской компании 1731 года.
- Оригинальные документы Шведской Ост-Индской компании в библиотеке Гетеборгского университета.
- Цифровой архив рукописных документов, собранных Жаном Абрахамом Грилем в Северном музее .
- Список архивов с материалами, имеющими отношение к Шведской Ост-Индской компании.
- Шведская Ост-Индская компания - Ост-Индийский проект.