Jump to content

Колин Кэмпбелл (Шведская Ост-Индская компания)

Колин Кэмпбелл, с портрета, который сейчас находится в Морском музее Гетеборга.

Колин Кэмпбелл (1   ноября 1686 – 9   мая 1757) был шотландским купцом и предпринимателем, соучредителем Шведской Ост-Индской компании и шведского короля Фредрика I первым посланником к императору Китая .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Он родился в ноябре 1686 года в семье Джона Кэмпбелла. [ 1 ] юрист и известный гражданин Эдинбурга и его жена Элизабет Кэмпбелл из Мой , Инвернессшир. Они были родственниками благородной семьи клана Кэмпбелл из Кавдора , позже известного в звании пэров . Колин был младшим из трех братьев (после Арчибальда и Хью ), и все они последовали за своим отцом и стали нотариусами , торговцами и видными гражданами. Колин стал бюргером Эдинбурга в 1720 году, когда в цитате он был описан как « из Лондона ».

В 1723 году он потерял много денег и остался обремененным долгами после впечатляющих инвестиций и последующего финансового краха, известного как « пузырь Южных морей» . Он поклялся вернуть все свои долги и сделал это перед смертью, но тем временем ему пришлось бежать от своих должников в Остенде в Священной Римской империи . Эта территория была тогда частью Австрийских Нидерландов , где Кэмпбелл помогал австрийцам в их попытках создать австрийского конкурента Британской Ост-Индской компании . Он оставался там до 1730 года, в основном в качестве супергрузчика , сопровождая корабли и управляя продажами. Австрийский план не увенчался успехом, в основном из-за противодействия Великобритании, поэтому он переехал в Стокгольм , в Швецию . В следующем году он переехал в Гетеборг , главный порт Швеции, где уже давно обосновались другие шотландские купцы.

Гетеборг

[ редактировать ]

В Гетеборге он вступил в партнерство с богатыми шведами, имеющими хорошие связи. [ 1 ] Хенрик Кёниг (1686–1736) был брокером по импорту/экспорту из Стокгольма из семьи немецких ганзейских купцов, хотя сейчас проживал в Швеции. [ 2 ] Его брат Кристиан (1678–1762) был секретарем канцелярского кабинета, и через него Генрих имел контакты с королем Фредриком I. Кёнинг разрабатывал торговую схему с Ост-Индией вместе с Никласом Сальгреном , купцом, который работал с Голландской Ост-Индской компанией и который уже участвовал в возможном проекте Шведской Вест-Индии. [ 3 ] Кэмпбелл обратился к Салгрену, который пригласил его в Швецию. [ 1 ]

Шведская Ост-Индская компания

[ редактировать ]
Герб Кэмпбелла на китайском фарфоре в Городском музее Гетеборга

В апреле 1731 года риксдаг (шведский парламент) утвердил Королевскую хартию, предоставляющую Шведской Ост-Индской компании монополию всей шведской торговли с «Ост-Индией» (имеется в виду любой порт к востоку от мыса Доброй Надежды ). [ 4 ] Компании было категорически запрещено торговать на любых территориях, находящихся под контролем других стран (например, Великобритании и Нидерландов) без их разрешения, а «привилегии», которые им давала Хартия, сводились не более чем к «общим правам природы и народов» (как сказал один комментатор), но ожидаемое богатство было отмечено тем, что компания согласилась платить королю около 25 000 серебряных долларов за рейс. [ 5 ] И действительно, компания добилась успеха, сделав директоров (одним из которых был Кэмпбелл) очень богатыми. Поскольку директорами компании могли быть только шведы, Кэмпбелл подал заявление о натурализации в качестве шведа (14   июня 1731 г.) и был возведен в дворянство. [ 6 ] с гербом, напоминающим о его происхождении из Кэмпбеллов, и девизом « Memento Deus dabit vela » (Помните, что именно Бог наполняет паруса). [ 7 ]

Первое путешествие в Кантон

[ редактировать ]

Корабль и команда

[ редактировать ]

Первым рейсом компании стал корабль Fredericus Rex Sueciae, отплывший из Гетебурга 9   февраля 1732 года. [ 1 ] Колин Кэмпбелл был супергрузом, обладающим всей властью Компании, которому Первому капитану Георгу Герману Тролле пришлось подчиняться . На борту корабля находились иностранцы. [ 8 ] включая второго капитана Джорджа Китчина, мистера Барона, старшего помощника капитана и Хиндрика Бремера, второго помощника капитана, главного плотника, мистера Брауна, Джека, судового мальчика, а также Дэниела Кэмпбелла, Джеймса Мойра и Густава Росс, всех помощников Кэмпбелла, который был Первый Супергруз. Вторым, третьим и четвертым супергрузами были мистер Грэм (также известный как Браун), Чарльз Морфорд и Джон Пайк. [ 9 ]

Посол в Китае

[ редактировать ]

Кэмпбелл также имел при себе морские пропуска и паспорт, подтверждающий его должность полномочного министра при императоре Китая , Великом Моголе и других азиатских принцах – все выданные на голландском языке на случай, если их остановит флот, что на самом деле и было. [ 10 ] Он никогда не вступал в контакт с китайским императором или Великим Моголом . Тем не менее, он установил прочную и выгодную связь между Швецией и Кантоном. [ 6 ]

Путешествие

[ редактировать ]

Путешествие длилось 550 дней, с пребыванием в Кантоне 120 дней . [ 11 ] Фактически, подавляющая часть последующих рейсов Компании направлялась в Кантон и лишь один или два раза приближалась к современной Ост-Индии. Она прошла через Норвегию , Кадис и мыс Доброй Надежды . [ 12 ] Оттуда он отправился в Сент-Пол , Зондский пролив и далее в Кантон, став на якорь 19 сентября 1732 года, через шесть с половиной месяцев после отъезда из Швеции. [ 13 ]

Датч, останови их
[ редактировать ]

На пути домой 3   февраля 1732 года они были остановлены в Зондском проливе семью голландскими кораблями, офицеры которых отказались признать проходы, эвакуировали корабль, посадили на борт отряд голландских солдат и приказали ему плыть в Батавию , штаб-квартира голландцев. На борту остался только Колин Кэмпбелл. В Батавии генерал-губернатор Дирк ван Клун проверил пропуска Кэмпбелла, извинился и разрешил ему продолжить путешествие под конвоем 9 февраля. [ 14 ] Кэмпбелл вел дневник/отчет о путешествии, но уничтожил его при приближении голландцев на случай, если они подумают, что он шпионил, и на случай, если они узнают какую-либо коммерческую информацию. Кэмпбелл старательно отказался предоставить какую-либо информацию о своем грузе. Годы спустя он мысленно реконструировал дневник, и его рукопись была опубликована в 1996 году. [ 15 ]

Путешествие домой

[ редактировать ]

Они проследовали в Европу, остановившись на острове Фернанду-ди-Норонья у побережья Бразилии , чтобы пополнить запасы и немного выздороветь от цинги . 7   сентября 1733 года «Фредерикус РС» снова находился в Гетебурге, через восемнадцать месяцев после отбытия. [ 16 ] Кэмпбелл немедленно изложил список жалоб на голландцев. [ 6 ] Для акционеров рейса был объявлен первый дивиденд в размере 25%, за которым последовал второй дивиденд в размере 50%. Очень удачное путешествие, несмотря на голландцев. [ 17 ]

Успех, богатство и смерть

[ редактировать ]

В течение следующих 15 лет состоялось более 20 последующих путешествий, и Кэмпбелл разбогател, прежде чем выплатить все свои долги и умереть в 1757 году.

  1. ^ Jump up to: а б с д Френгсмир 1990 , с. 20.
  2. ^ Линдквист 2002 , с. 30.
  3. ^ Кьельберг 1975 , с. 311.
  4. ^ Френгсмир 1990 , с. 21.
  5. ^ Кьельберг 1975 , с. 39–41.
  6. ^ Jump up to: а б с Боэций, Б (1927). «Колин Кэмпбелл» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке). Том. 7. Стокгольм: Национальный архив Швеции . стр. 264 . Проверено 22 октября 2014 г.
  7. ^ Нильссон, Ян-Эрик. «Китай и Швеция: заветные воспоминания» . www.gotheborg.com . gotheborg.com . Проверено 16 июля 2015 г.
  8. ^ Линдквист 2002 , стр. 34–35.
  9. ^ Кьельберг 1975 , стр. 202–207.
  10. ^ Линдквист 2002 , с. 35.
  11. ^ Кьельберг 1975 , с. 44.
  12. ^ Кьельберг 1975 , с. 59.
  13. ^ Чельберг 1975 , стр. 177.
  14. ^ Линдквист 2002 , стр. 40.
  15. ^ Кэмпбелл, Колин; Халлберг, Пол; Конинкс, Кристиан (1996). Путешествие в Китай: дневник Колина Кэмпбелла о первой экспедиции шведской Ост-Индской компании в Кантон, 1732–1733 гг . Труды Regiae Societatis Scientiarum e Literature Gothoburgensis. Гуманитарный, 0072-4823; 37. Гетеборг: Королевское общество искусств и наук. ISBN  91-85252-55-7 .
  16. ^ Френгсмир 1990 , с. 25.
  17. ^ Френгсмир 1990 , стр. 26–27.

Библиография

[ редактировать ]
  • Линдквист, Герман (2002). История ( жителей Ост-Индии на шведском языке). Гетеборг: Ханссон и Лундвалль. ISBN  91-85023-02-7 . Проверено 19 июля 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1a6f4ac699935c980c4453a112f0078__1724113620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/78/e1a6f4ac699935c980c4453a112f0078.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Colin Campbell (Swedish East India Company) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)