Колин Кэмпбелл (Шведская Ост-Индская компания)

Колин Кэмпбелл (1 ноября 1686 – 9 мая 1757) был шотландским купцом и предпринимателем, соучредителем Шведской Ост-Индской компании и шведского короля Фредрика I первым посланником к императору Китая .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в ноябре 1686 года в семье Джона Кэмпбелла. [ 1 ] юрист и известный гражданин Эдинбурга и его жена Элизабет Кэмпбелл из Мой , Инвернессшир. Они были родственниками благородной семьи клана Кэмпбелл из Кавдора , позже известного в звании пэров . Колин был младшим из трех братьев (после Арчибальда и Хью ), и все они последовали за своим отцом и стали нотариусами , торговцами и видными гражданами. Колин стал бюргером Эдинбурга в 1720 году, когда в цитате он был описан как « из Лондона ».
Остенде
[ редактировать ]В 1723 году он потерял много денег и остался обремененным долгами после впечатляющих инвестиций и последующего финансового краха, известного как « пузырь Южных морей» . Он поклялся вернуть все свои долги и сделал это перед смертью, но тем временем ему пришлось бежать от своих должников в Остенде в Священной Римской империи . Эта территория была тогда частью Австрийских Нидерландов , где Кэмпбелл помогал австрийцам в их попытках создать австрийского конкурента Британской Ост-Индской компании . Он оставался там до 1730 года, в основном в качестве супергрузчика , сопровождая корабли и управляя продажами. Австрийский план не увенчался успехом, в основном из-за противодействия Великобритании, поэтому он переехал в Стокгольм , в Швецию . В следующем году он переехал в Гетеборг , главный порт Швеции, где уже давно обосновались другие шотландские купцы.
Гетеборг
[ редактировать ]В Гетеборге он вступил в партнерство с богатыми шведами, имеющими хорошие связи. [ 1 ] Хенрик Кёниг (1686–1736) был брокером по импорту/экспорту из Стокгольма из семьи немецких ганзейских купцов, хотя сейчас проживал в Швеции. [ 2 ] Его брат Кристиан (1678–1762) был секретарем канцелярского кабинета, и через него Генрих имел контакты с королем Фредриком I. Кёнинг разрабатывал торговую схему с Ост-Индией вместе с Никласом Сальгреном , купцом, который работал с Голландской Ост-Индской компанией и который уже участвовал в возможном проекте Шведской Вест-Индии. [ 3 ] Кэмпбелл обратился к Салгрену, который пригласил его в Швецию. [ 1 ]
Шведская Ост-Индская компания
[ редактировать ]
В апреле 1731 года риксдаг (шведский парламент) утвердил Королевскую хартию, предоставляющую Шведской Ост-Индской компании монополию всей шведской торговли с «Ост-Индией» (имеется в виду любой порт к востоку от мыса Доброй Надежды ). [ 4 ] Компании было категорически запрещено торговать на любых территориях, находящихся под контролем других стран (например, Великобритании и Нидерландов) без их разрешения, а «привилегии», которые им давала Хартия, сводились не более чем к «общим правам природы и народов» (как сказал один комментатор), но ожидаемое богатство было отмечено тем, что компания согласилась платить королю около 25 000 серебряных долларов за рейс. [ 5 ] И действительно, компания добилась успеха, сделав директоров (одним из которых был Кэмпбелл) очень богатыми. Поскольку директорами компании могли быть только шведы, Кэмпбелл подал заявление о натурализации в качестве шведа (14 июня 1731 г.) и был возведен в дворянство. [ 6 ] с гербом, напоминающим о его происхождении из Кэмпбеллов, и девизом « Memento Deus dabit vela » (Помните, что именно Бог наполняет паруса). [ 7 ]
Первое путешествие в Кантон
[ редактировать ]Корабль и команда
[ редактировать ]Первым рейсом компании стал корабль Fredericus Rex Sueciae, отплывший из Гетебурга 9 февраля 1732 года. [ 1 ] Колин Кэмпбелл был супергрузом, обладающим всей властью Компании, которому Первому капитану Георгу Герману Тролле пришлось подчиняться . На борту корабля находились иностранцы. [ 8 ] включая второго капитана Джорджа Китчина, мистера Барона, старшего помощника капитана и Хиндрика Бремера, второго помощника капитана, главного плотника, мистера Брауна, Джека, судового мальчика, а также Дэниела Кэмпбелла, Джеймса Мойра и Густава Росс, всех помощников Кэмпбелла, который был Первый Супергруз. Вторым, третьим и четвертым супергрузами были мистер Грэм (также известный как Браун), Чарльз Морфорд и Джон Пайк. [ 9 ]
Посол в Китае
[ редактировать ]Кэмпбелл также имел при себе морские пропуска и паспорт, подтверждающий его должность полномочного министра при императоре Китая , Великом Моголе и других азиатских принцах – все выданные на голландском языке на случай, если их остановит флот, что на самом деле и было. [ 10 ] Он никогда не вступал в контакт с китайским императором или Великим Моголом . Тем не менее, он установил прочную и выгодную связь между Швецией и Кантоном. [ 6 ]
Путешествие
[ редактировать ]Путешествие длилось 550 дней, с пребыванием в Кантоне 120 дней . [ 11 ] Фактически, подавляющая часть последующих рейсов Компании направлялась в Кантон и лишь один или два раза приближалась к современной Ост-Индии. Она прошла через Норвегию , Кадис и мыс Доброй Надежды . [ 12 ] Оттуда он отправился в Сент-Пол , Зондский пролив и далее в Кантон, став на якорь 19 сентября 1732 года, через шесть с половиной месяцев после отъезда из Швеции. [ 13 ]
Датч, останови их
[ редактировать ]На пути домой 3 февраля 1732 года они были остановлены в Зондском проливе семью голландскими кораблями, офицеры которых отказались признать проходы, эвакуировали корабль, посадили на борт отряд голландских солдат и приказали ему плыть в Батавию , штаб-квартира голландцев. На борту остался только Колин Кэмпбелл. В Батавии генерал-губернатор Дирк ван Клун проверил пропуска Кэмпбелла, извинился и разрешил ему продолжить путешествие под конвоем 9 февраля. [ 14 ] Кэмпбелл вел дневник/отчет о путешествии, но уничтожил его при приближении голландцев на случай, если они подумают, что он шпионил, и на случай, если они узнают какую-либо коммерческую информацию. Кэмпбелл старательно отказался предоставить какую-либо информацию о своем грузе. Годы спустя он мысленно реконструировал дневник, и его рукопись была опубликована в 1996 году. [ 15 ]
Путешествие домой
[ редактировать ]Они проследовали в Европу, остановившись на острове Фернанду-ди-Норонья у побережья Бразилии , чтобы пополнить запасы и немного выздороветь от цинги . 7 сентября 1733 года «Фредерикус РС» снова находился в Гетебурге, через восемнадцать месяцев после отбытия. [ 16 ] Кэмпбелл немедленно изложил список жалоб на голландцев. [ 6 ] Для акционеров рейса был объявлен первый дивиденд в размере 25%, за которым последовал второй дивиденд в размере 50%. Очень удачное путешествие, несмотря на голландцев. [ 17 ]
Успех, богатство и смерть
[ редактировать ]В течение следующих 15 лет состоялось более 20 последующих путешествий, и Кэмпбелл разбогател, прежде чем выплатить все свои долги и умереть в 1757 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Френгсмир 1990 , с. 20.
- ^ Линдквист 2002 , с. 30.
- ^ Кьельберг 1975 , с. 311.
- ^ Френгсмир 1990 , с. 21.
- ^ Кьельберг 1975 , с. 39–41.
- ^ Jump up to: а б с Боэций, Б (1927). «Колин Кэмпбелл» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке). Том. 7. Стокгольм: Национальный архив Швеции . стр. 264 . Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ Нильссон, Ян-Эрик. «Китай и Швеция: заветные воспоминания» . www.gotheborg.com . gotheborg.com . Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ Линдквист 2002 , стр. 34–35.
- ^ Кьельберг 1975 , стр. 202–207.
- ^ Линдквист 2002 , с. 35.
- ^ Кьельберг 1975 , с. 44.
- ^ Кьельберг 1975 , с. 59.
- ^ Чельберг 1975 , стр. 177.
- ^ Линдквист 2002 , стр. 40.
- ^ Кэмпбелл, Колин; Халлберг, Пол; Конинкс, Кристиан (1996). Путешествие в Китай: дневник Колина Кэмпбелла о первой экспедиции шведской Ост-Индской компании в Кантон, 1732–1733 гг . Труды Regiae Societatis Scientiarum e Literature Gothoburgensis. Гуманитарный, 0072-4823; 37. Гетеборг: Королевское общество искусств и наук. ISBN 91-85252-55-7 .
- ^ Френгсмир 1990 , с. 25.
- ^ Френгсмир 1990 , стр. 26–27.
Библиография
[ редактировать ]- Кормак, Александр, А. Колин Кэмпбелл 1686–1757. Купец, Гетеборг, Швеция. Его завещание – с аннотациями. Шотландско-шведское исследование . Абердин, 1960 год.
- Френгсмир, Торе (1990). Шведская Ост-Индская компания: люди, приключения и экономическая мечта [ Шведская Ост-Индская компания: люди, приключения и экономическая мечта ] (на шведском языке) (2-е изд.). Хёганес: Викен. ISBN 91-7024-653-Х . Проверено 19 июля 2014 г.
- Чельберг, Свен Т. (1975). Шведская Ост-Индская компания 1731–1813: специи, чай, фарфор, шелк [ Шведская Ост-Индская компания 1731–1813: специи, чай, фарфор, шелк ] (на шведском языке) (2-е изд.). Мальмё: Алхем. ISBN 91-7004-058-3 . Проверено 19 июля 2014 г.
- Линдквист, Герман (2002). История ( жителей Ост-Индии на шведском языке). Гетеборг: Ханссон и Лундвалль. ISBN 91-85023-02-7 . Проверено 19 июля 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на шведском языке) Устав Шведской Ост-Индской компании