История Гетеборга
История Гетеборга периода ( швед . Göteborg ) начинается с основания города в 1621 году, хотя к тому времени люди жили в этом районе уже тысячи лет, начиная с неолита , и более того, здесь уже произошел ряд более ранние поселения на нижнем Гёта-Эльве , в том числе одно, которое также носило название Гетеборг.
Гёта-Эльв имел решающее значение на протяжении всей истории Швеции как единственный прямой выход страны к Северному морю и, следовательно, к более широкому миру за пределами Балтийского моря . Однако на протяжении многих столетий границы с норвежским Бохусленом и датским Халландом проходили вплоть до устья реки, что делало шведские поселения в этом районе чрезвычайно уязвимыми для нападений. Угроза была значительно уменьшена благодаря завоеванию Бохуслена и Халланда в середине семнадцатого века, что дало Гетеборгу возможность стать крупнейшим портом Швеции и одним из ее главных промышленных центров.
Предыстория
[ редактировать ]Юго-западное побережье Скандинавского полуострова было заселено уже несколько тысяч лет. В каменном веке здесь существовало поселение Сандарна , [ 2 ] недалеко от устья Гёта-Эльва, давшего название более широкой Сандарнской культуре процветавшей на юго-западе Скандинавии в период 8400–6000 гг. до н.э. [ 3 ] есть одиннадцать наскальных рисунков . В районе Гетеборга [ нужна ссылка ]
возникли королевства Дания, Норвегия и Швеция Когда в конце эпохи викингов , оказалось, что вся западная береговая линия Скандинавии принадлежала Норвегии и Дании, а Гёта-Эльв обозначал границу между двумя королевствами. Однако в эпоху Высокого Средневековья шведы, похоже, завоевали или иным образом взяли под свой контроль участок земли на южном берегу Гёта-Эльва, а также плацдарм на южной стороне острова Хисинген и тем самым обеспечили себе доступ к Северное море впервые. Неясно, когда именно произошло это территориальное приобретение, но, вероятно, это было в середине тринадцатого века. [ 4 ] [ 5 ]
Предшественники Гетеборга
[ редактировать ]Свинцовый глаз
[ редактировать ]Самым ранним предшественником современного Гетеборга был город Лёдёзе , расположенный в 40 км вверх по течению от нынешнего города, на восточном берегу Гёта-Эльва . Город впервые возник в конце эпохи викингов и стал процветающим торговым центром в средние века . Одно из самых ранних свидетельств названия Лёдёзе содержится в завещании 1260 года некой Маргареты Персдоттер, в котором город упоминается как «claustro lydosiensi». [ 6 ]
Лёдёсе также несколько раз упоминается в исландских сагах . Стурлы Тордарсона « Сага о Хаконаре Хаконарсонар» включает скальдический стих, в котором упоминается Лёдёсе в связи со встречей в городе норвежского принца Хакона Младшего и шведского правителя Биргера ярла в 1249 году. [ 7 ] В вольном переводе этот стих гласил:
Вся река была так красива,
Как будто кто-то видел цвета сияющего золота,
Когда знаменитые королевские люди направили свои корабли в Лёдёзе.
У Лёдёсе был главный недостаток: он располагался выше по течению от норвежской крепости Бохус , а это означало, что во время войны находившийся там гарнизон мог мешать речному сообщению между Лёдёзе и морем. Это не было проблемой на протяжении большей части Средневековья, поскольку войны между Швецией и Норвегией в этот период обычно были нечастыми и короткими. Однако, начиная с 1448 года, Швеция была втянута в частые войны с Данией и Норвегией , что серьезно ограничивало возможности Лёдёзе торговать с внешним миром.
Нью-Лёдёзе
[ редактировать ]В 1473 году шведский регент Стен Стуре Старший попытался основать альтернативное поселение ниже по течению Бохуса, в месте слияния реки Сэвеон с Гёта-Эльвом, чтобы не допустить вмешательства крепости в шведскую торговлю. Формально он был известен как Гётахольм , но вскоре его стали называть «Новым Лёдёзе» ( швед . Nya Lödöse ), так как многие из первых жителей были бывшими гражданами (Старого) Лёдёзе. [ 8 ]
Однако новое место (на территории нынешнего района Гамлестаден в восточном Гетеборге) оказалось уязвимым для датско-норвежских набегов, и Нья Лёдёзе неоднократно подвергалась разграблению , особенно в декабре 1507 года Хенриком Круммедиге .
Эльвсборг
[ редактировать ]Замок Эльвсборг был построен в 1360-х годах в устье реки Гёта-Эльв. [ 9 ]
В ноябре 1545 года король Густав I решил переместить Нья Лёдёзе на участок, непосредственно прилегающий к замку, чтобы город мог воспользоваться его защитой. Переселение горожан произошло летом 1547 года, а 30 июля того же года новый город впервые упоминается в документах под названием «Город Эльвсборг» ( швед . Älvsborgs Stad ). [ 10 ]
Однако в 1563 году, когда началась Северная Семилетняя война , датская армия напала на Эльвсборг, захватила замок и разрушила город Эльвсборг. [ 11 ] [ 12 ]
Гетеборг Карла IX.
[ редактировать ]В 1607 году сын Густава, король Карл IX , основал новое поселение прямо через Гёта-Эльв от Эльвсборга, на южной стороне острова Хизинген , на территории нынешнего района Ферьенес . Он назывался Гетеборг (Гетеборг) и был первым поселением, носившим это имя.
Гетеборг Карла был почти полностью населен голландскими купцами и иммигрантами, а голландский официальным языком в городе был . Поселенцев привлекли в Швецию обещанием свободной торговли и свободы религии . Они пользовались такими привилегиями, как 20-летнее освобождение от налогов и пониженные таможенные ставки. В свою очередь, Швеция и западное побережье могли бы воспользоваться навыками и торговыми связями голландцев. [ 13 ]
Однако Гетеборг оказался столь же уязвимым для датско-норвежских нападений, как и его предшественники в Нья-Лёдёзе и Эльвсборге, а возможно, даже в большей степени, поскольку часть Хизингена ( Hisingsskipreide ) фактически была норвежской территорией в это время. Вскоре после начала Кальмарской войны , 12 июня 1611 года, город был атакован и сожжен датско-норвежскими войсками. [ 14 ]
Основание Гетеборга
[ редактировать ]В 1621 году король Густав II Адольф , сын и преемник Карла IX, решил предпринять еще одну попытку основать город на Гёта-Эльве. По легенде, царь искал подходящее место, как вдруг к его ногам приземлился голубь , спасавшийся от орла , ища убежища. Густав воспринял это как знак Божий и заявил: Här skall staden ligga! («Здесь будет лежать город!»). [ 15 ] Чтобы новое поселение не постигла та же участь, что и его предшественники, оно было снабжено обширной сетью укреплений , позже дополненной крепостями-близнецами Скансен Кронан и Скансен Лежонет .
Как и в Гетеборге Карла IX, большинство первых жителей Гетеборга Густава Адольфа были иммигрантами, и прежде всего из Голландской Республики . Действительно, первоначальный городской совет состоял из десяти голландцев, семи шведов и одного шотландца. [ 16 ] Голландские строители были наняты для планирования нового города и строительства его укреплений, отчасти из-за их опыта строительства на болотистой местности. Чтобы осушить болотистую местность и обеспечить доступ для судоходства, Гетеборгу была предоставлена сеть каналов , подобная сетям голландских городов, таких как Амстердам , и действительно, похоже, что планы сети каналов были смоделированы по образцу тех, которые использовались для недавнего голландского колониального поселения Батавия (современная Джакарта , Индонезия). [ 17 ] Голландское влияние на Гетеборг в первые десятилетия его существования было настолько сильным, что иногда его считали голландской колонией на шведской земле; например, один современный писатель описал его как Gotheburg ab Hollandis aliisque Belgis incolitur («Гетеборг, населенный голландцами и другими бельгийцами»). [ 18 ] [ 19 ]
Однако со временем в город стало переезжать все больше и больше коренных шведов, и вскоре они стали составлять большинство населения. Этот демографический сдвиг отражается в том факте, что городской совет стал однородно шведским после 1652 года, когда умер последний голландский советник. [ 20 ]
В течение этих первых нескольких десятилетий своего существования Гетеборг также приобрел пожарную команду , которая, основанная в июле 1639 года, обычно считается старейшей пожарной командой в Швеции. [ 21 ]
По Роскилдскому договору (1658 г.) Дания-Норвегия уступила датскую провинцию Халланд и норвежскую провинцию Бохуслен Швеции, тем самым отодвинув границы с Данией и Норвегией от Гёта-Эльва и оставив Гетеборг в гораздо менее уязвимом положении. . Впоследствии город смог превратиться в важный порт, отчасти благодаря тому, что это был один из двух портов на западном побережье Швеции (второй — Марстранд ), которому было предоставлено право торговать с купцами из других стран. . [ 20 ]
Ранний современный Гетеборг
[ редактировать ]Во время Великой Северной войны Гетеборг стал базой для каперов, нападавших на датско-норвежское судоходство, самым известным из них был Ларс Гатенхильм , известный как Лассе I Гатан . У датско-норвежцев был свой морской герой в лице харизматичного норвежского капитана Педера Торденшельда нападал на Гетеборг и сеть окружающих его крепостей , который несколько раз в течение 1717-1719 годов. [ 22 ]
В начале восемнадцатого века рыболовство было основной отраслью промышленности Гетеборга, но в течение следующих нескольких десятилетий его затмила торговля. В 1731 году в Гетеборге была основана Шведская Ост-Индская компания , а процветание города происходило благодаря высокодоходным торговым экспедициям в страны Азии. Одним из кораблей Компании был « Гётеборг» , потерпевший крушение в Гётеборгском архипелаге в 1745 году при возвращении из путешествия в Китай . Копия Гетеборга была построена в 1995–2005 годах и сейчас является главной туристической достопримечательностью. [ 23 ] [ 24 ]
Гавань превратилась в главную гавань Швеции для торговли на запад и была основным портом отправления шведских эмигрантов в Северную Америку . Эта история отражена в основании Дома эмигрантов ( Emigrernas Hus ). в городе в 2004 году музея [ 25 ] Влияние Гетеборга как главного порта прибытия шведских эмигрантов отражено в Гетеборге, штат Небраска , небольшом шведском поселении в Соединенных Штатах.
Современный Гетеборг
[ редактировать ]В 19 веке Гетеборг превратился в современный промышленный город, который продолжал существовать и в 20 веке. Население увеличилось в десять раз за столетие: с 13 000 (1800 г.) до 130 000 (1900 г.). В 20 веке в число крупнейших компаний, которые развивались, входили SKF (основанная в 1907 году) и Volvo (основанная в 1926 году).
Однако в последние годы промышленный сектор столкнулся с рецессией, которая стимулировала развитие новых секторов, таких как рост торговли, туризма и культурных и образовательных учреждений. [ нужна ссылка ]
В 1902 году город приобрел систему общественного транспорта в виде сети электрических трамваев . Гетеборг был одним из двух шведских городов (второй — Норчёпинг ), в которых сохранились трамваи после перехода на правостороннее движение в 1967 году, и поэтому город стал особенно ассоциироваться с этим видом общественного транспорта в шведском воображении. [ 26 ] хотя за прошедшие десятилетия несколько других городов создали новые трамвайные сети.
В июне 2001 года крупные протесты произошли в городе во время саммита ЕС и визита президента США Джорджа Буша .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Клара Невеус и Брор Жак де Верн: Новая шведская книга по оружию , Штрайферт, Стокгольм, 1992, стр. 70
- ^ Андерссон, Стина, Сандарна: поселение каменного века в Гетеборге: культурное наследие, природная территория , Археологический музей Гетеборга, Гетеборг, 1984 г. ISBN 91-85488-09-7
- ^ Буренхульт, Г. 1999. Археология на Севере, Часть 1. Природа и культура. Стокгольм. Страница 200
- ^ Олссон, Гуннар, "Sverige ochlandet vid Göta älvs mynning under medeltiden", Гетеборг, 1953 г.
- ^ Лейон, Ингвар, «Сухопутный коридор к Западному морю: как Швеция получила землю в устье реки Гёта», Гетеборг, 2002 г., ISBN 91-974119-2-2
- ^ www.nad.riksarkivet.se , шведский дипломатический номер. 468
- ^ Угглас, Карл (1931). Старый Лёдёзе. История и археология . Гетеборг. стр. 33.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Историко-статистическое описание Гетеборга: от основания до наших дней , Карл Магнус Ридквист, CF Arwidsson Tryckeri, Гетеборг 1860 с. 3–4 (взято непосредственно из письма о привилегиях)
- ^ Берг, Вильгельм (1902). Замок Эльфсборг . Гетеборг.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гетеборг, прошлое и настоящее , серия писем Göteborgs hembygdsförbund IV, опубликованная Göteborgs hembygdsförbund 1966, стр. 35ff, «Что могут означать хроники - переезд Нии Лёдёзе в замок Эльвсборг в 1540-х годах», Ральф Скандер.
- ^ Ларссон, Ларс-Олоф, Наследие Густава Васы, Призма, 2005.
- ^ Р. Нисбет Бейн, Скандинавия - политическая история Дании, Норвегии и Швеции с 1513 по 1960 год: Политическая история Дании, Норвегии и Швеции с 1513 по 1900 год , 2006, стр.83, ISBN 0-543-93900-6 , ISBN 978-0-543-93900-5
- ^ Скандер, Ральф (1975). Гетеборг Карла IX в Хизингене: в Голландии Колони со шведским медборгарскапом . Гетеборг, 0348-2189; 10. Гетеборг: Göteborgs hembygdsförb.
- ^ Эрикссон, Фольке (1955). Лундбю на Хизингене – от ледникового периода до наших дней . Гетеборг: Три книги. стр. 39–41. ISBN 91-7029-161-6 .
- ^ Сандстрем, Анна (1908). Природа и трудовая жизнь в шведских деревнях, Том I. Гёталанд . стр. 294–5.
- ^ «История и наследие Гетеборга» . Туристический центр Гетеборга . Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ «Goteborg.com – Путешествия – Статьи – Гетеборг – Замок готов» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2010 г. Проверено 24 января 2011 г.
- ^ Исследования по истории архитектуры Гетеборга до 1814 года: Вклад в историю шведской городской архитектуры , [расширенное издание], Серия: Шведская архитектурная культура, 99-0887545-0; 2, файл lic Арвид Бэкстрём, Северный музей , Стокгольм, 1923, с. 14
- ^ Образец академического образования, кратко представляющий историю города Гетеборга ... , [Staden Göteborgs historia], Хаквин Э. Сеттелиус , Уппсала, 1715 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хенрикссон, Дик и Эльвеби, Рустан. (1994). Наш хлеб жизни – Деловая жизнь региона Гетеборг вчера, сегодня и завтра . Издательство: Академифёрлагет. Страница 5. ISBN 91-24-16635-9 .
- ^ Истории из истории Гетеборга в наше время , [1809–1860], Хьюго Фрединг , Меденс Бокхандель, Гетеборг 1924, стр. 82
- ^ Ларс Эриксон , Лассе и Гатан – Угонная война и падение Шведской империи великих держав . Исторические СМИ: Лунд, 1997, с. 193 и далее, 232 и далее, 239 и далее
- ^ «Добро пожаловать на борт шведского корабля Гётеборг» (PDF) . soic.se . 2013.
- ^ Аренсберг, Ингрид (2009). Шведский корабль Götheborg снова отплывает [ Шведский корабль Götheborg снова отплывает ] (на шведском и английском языках). Гетеборг: Шведская Ост-Индская компания. стр. 54–7. ISBN 978-91-633-4846-4 . СЭЛИБР 11614816 .
- ↑ Дом эмигрантов. Архивировано 13 января 2016 года в Wayback Machine .
- ^ «Гетеборгский трамвай - Шведская трамвайная компания» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уильям Кокс (1785), «Гетеборг» , Путешествие в Польшу, Россию, Швецию и Данию (2-е изд.), Лондон: Напечатано для Т. Каделла, OL 14046005M
- «Готенбург» , Норвегия, Швеция и Дания (8-е изд.), Лейпциг: Карл Бедекер, 1903, OL 16522424M