День Ч
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2019 г. ) |



Dagen H ( День H ), сегодня обычно называемый « Högertrafikomläggningen » ( букв. « реорганизация правостороннего движения » ), пришелся на 3 сентября 1967 года, в день, когда Швеция перешла с левостороннего движения. Направо . [2] Буква «H» означает « Högertrafik », шведское слово, обозначающее правостороннее движение. Это было, безусловно, крупнейшее логистическое событие в истории Швеции. [3]



Фон
[ редактировать ]Были разные аргументы в пользу изменения:
- Во всех соседних странах правостороннее движение, включая Норвегию и Финляндию, с которой Швеция имеет сухопутную границу, которую ежегодно пересекают пять миллионов автомобилей. [4]
- Более 90 процентов шведов водят автомобили с левым рулём. [4] и это приводило к множеству лобовых столкновений при проезде по узким двухполосным шоссе. [5] Городские автобусы были одними из немногих транспортных средств, которые соответствовали обычному правилу противоположного рулевого колеса, поскольку были правосторонними (RHD). [6]
Однако это изменение было непопулярным; на референдуме 1955 года 83 процента проголосовали за сохранение левого движения. Тем не менее, риксдаг одобрил предложение премьер-министра Таге Эрландера 10 мая 1963 года о правостороннем движении, начиная с 1967 года, поскольку количество автомобилей на дорогах утроилось с 500 000 до 1,5 миллиона и, как ожидалось, достигнет 2,8 миллиона к 1975 году. [7] Шведская комиссия по введению правостороннего вождения ( Statens högertrafikkommission , HTK). Для наблюдения за этими изменениями была создана [8] По совету психологов он также начал реализацию четырехлетней образовательной программы. [5]
Кампания по информированию общественности, предшествовавшая Dagen H, включала обширную рекламу, дорожную разметку и даже раздачу напоминаний, таких как перчатки и наклейки, чтобы все знали об изменениях.
Кампания включала размещение логотипа Dagen H на различных памятных предметах, включая коробки из-под молока и нижнее белье. [5] [9] Шведское телевидение провело конкурс песен о переменах, и победителем стала песня «Håll digtil höger, Svensson» («Держись правее, Свенссон »), написанная журналистом Expressen Питером Химмельстрандом. [2] и исполнено The Telstars . [10]
По мере приближения Дагена H каждый перекресток был оборудован дополнительным набором столбов и светофорами, завернутыми в черный пластик. Рано утром рабочие бродили по улицам Дагена H, чтобы убрать пластик. На дорогах белой краской был нарисован параллельный набор линий, затем заклеен черной лентой. До Dagen H на шведских дорогах использовались желтые линии. [ нужна ссылка ] Приблизительно 350 000 знаков пришлось удалить или заменить, в том числе около 20 000 только в Стокгольме. [11]
левостороннего движения оригинальные фары На автомобилях пришлось заменить на правосторонние. Одной из причин, по которой риксдаг продвинул Dagen H, несмотря на общественную непопулярность, было то, что большинство автомобилей в Швеции в то время использовали недорогие круглые фары стандартного размера, но тенденция к более дорогим фарам для конкретной модели началась в континентальной Европе и была ожидаема. распространиться по большинству других частей мира. Дальнейшая задержка с переходом с левостороннего движения на правостороннее значительно увеличила бы бремя затрат для владельцев транспортных средств. [ нужна ссылка ]
Переключатель
[ редактировать ]В воскресенье, 3 сентября 1967 года, в Даген Х , все второстепенное движение было запрещено на дорогах с 01:00 до 06:00. Все транспортные средства, находившиеся на дорогах в это время, должны были полностью остановиться в 04:50, затем осторожно пересесть на правую сторону дороги и снова остановиться (чтобы дать другим время сменить сторону дороги и избежать столкновения с дорогой). -при столкновении), прежде чем ему будет разрешено продолжить движение в 05:00. Однако в Стокгольме и Мальмё запрет был более продолжительным – с 10:00 в субботу до 15:00 в воскресенье – чтобы позволить рабочим бригадам менять конфигурацию перекрестков. [12] В некоторых других городах также был продлен запрет: с 15:00 субботы до 15:00 воскресенья. [ нужна ссылка ]
Улицы с односторонним движением представляли собой уникальные проблемы. Автобусные остановки пришлось построить на другой стороне улицы. Перекрестки пришлось изменить, чтобы обеспечить возможность объединения транспортных потоков. [ нужна ссылка ]
Результаты
[ редактировать ]Относительно плавный переход привел к временному снижению количества несчастных случаев. [13] В день изменения было зарегистрировано всего 157 мелких несчастных случаев, из которых только 32 были связаны с телесными повреждениями, и лишь небольшое количество из них были серьезными. [14] В понедельник, следующий за Dagen H , было зарегистрировано 125 дорожно-транспортных происшествий по сравнению с диапазоном от 130 до 198 в предыдущие понедельники, ни одно из которых не закончилось смертельным исходом. Эксперты предположили, что переход на правостороннее движение снижает количество аварий при обгоне, поскольку люди уже водили автомобили с левосторонним управлением, тем самым имея лучший обзор дороги впереди; кроме того, это изменение вызвало заметный всплеск воспринимаемого риска, который превысил фактический уровень, и, таким образом, сопровождался очень осторожным поведением, которое привело к значительному снижению смертности на дорогах. Действительно, в результате резко сократилось количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом между автомобилями и пешеходами, а количество претензий по автострахованию снизилось на 40%. [ нужна ссылка ]
Однако эти первоначальные улучшения продлились недолго. Число претензий по автострахованию вернулось к «нормальному» уровню в течение следующих шести недель, а к 1969 году уровень аварийности вернулся к уровню, наблюдавшемуся до изменения. [15] [16] [17]
Трамваи в центре Стокгольма , в Хельсингборге и на большинстве линий в Мальмё (который в конечном итоге отменил свою трамвайную систему в 1973 году) были выведены из эксплуатации и заменены автобусами , а также было закуплено более тысячи новых автобусов с дверями с правой стороны. Около 8000 старых автобусов были модернизированы, чтобы обеспечить двери с обеих сторон, а Гетеборг и Мальмё экспортировали свои автобусы с левосторонним движением в Пакистан и Кению . [18]
Хотя все дорожное движение в Швеции перешло на правостороннее движение, железные дороги и метро в Стокгольме не перешли на новое правило и продолжали движение по левой стороне, за исключением трамвая . Кроме того, многие из них были заброшены из-за Дагена Х ; уцелели только трамваи в Норчёпинге и Гетеборге и три пригородные линии в районе Стокгольма ( Ноккебибанан и Лидингёбанан ). Гетеборгу пришлось столкнуться с высокими затратами на переоборудование трамваев, а бюджет Стокгольма покрывал только закупку новых автобусов, поскольку на остальных линиях были двусторонние трамваи с дверями с обеих сторон. В любом случае, большинство трамваев в Стокгольме было заменено метро , и это решение было принято задолго до решения Dagen H. [ нужна ссылка ]
Другая северная страна Исландия перешла на правостороннее движение в мае 1968 года, в день, известный как Х-дагуринн . [13]
См. также
[ редактировать ]- 730 (транспорт)
- Переход на правостороннее движение в Чехословакии
- Транспорт в Швеции
- Перейдите на правостороннее движение в Исландии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ттнихетсбирн (26 января 2022 г.). «Sidbyte genom kameralinsen» [Переключатель со стороны водителя через объектив камеры]. Блог ТТ: (на шведском языке). Архивировано из оригинала 15 сентября 2022 года . Проверено 15 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б 50 лет назад: Вот как это произошло, когда в Швеции появилось правостороннее движение , Expressen , 1 сентября 2017 г.
- ^ «Вы помните, как в 1967 году в Швеции появилось правостороннее движение?» . Круглый год . 1 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Реалии» . Реалии . № 200–205. Общество экономических исследований и публикаций. 1967. с. 95.
- ^ Jump up to: а б с «Переключиться направо» . Время . 15 сентября 1967 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2007 года . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ «Транспорт в Стокгольме в 1960-е годы» . Включает фотографии праворульного автобуса в Оденплане, 1962 год, и праворульного троллейбуса в Ваттугатане, 1964 год.
- ^ «Вести из Швеции, выпуски 840-858» . Шведская информационная служба, Генеральное консульство Швеции. 1963. с. 35.
- ^ «Записи риксдага» . Королевский Номер книги. 1966. стр. 8.
- ^ «Даген Х» (на шведском языке). Архивировано из оригинала 18 января 2007 года . Проверено 2 октября 2014 г.
- ↑ The Telstars – Держитесь правой стороны, Свенссон , YouTube, 23 февраля 2013 г.
- ^ «Отчет Пятого Всемирного собрания Международной дорожной федерации» . Лондон. 1966. с. 144.
- ^ «Швеция переходит на правостороннее движение» . Вестник . Глазго. 4 сентября 1967 года.
- ^ Jump up to: а б И ты, Исландия? Еще одно изменение правостороннего вождения , Autocar , 23 мая 1968 г.
- ^ «Шведские автомобилисты движутся вправо» . Монреальский вестник . 5 сентября 1967 года.
- ^ Адамс, Джон (1985). Риск и свобода: отчет о правилах безопасности дорожного движения . Брефи Пресс. ISBN 978-0948537059 .
- ^ «Даген Х: День, когда Швеция перешла на другую сторону дороги» . Вашингтон Пост . 17 февраля 2012 года . Проверено 2 октября 2014 г.
- ^ Поведенческая адаптация и безопасность дорожного движения: теория, доказательства и действия . ЦРК Пресс. 24 мая 2013 г. с. 67. ИСБН 978-1-4398-5667-3 .
- ^ «Пострадало коллективное движение» (на шведском языке). 22 февраля 1997 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]