Генрих Шмелен
Преподобный Иоганн Генрих Шмелен | |
---|---|
![]() Генрих Шмелен | |
Личные данные | |
Рожденный | 7 января 1776 г. Кассебрух, сегодня пригород Хаген-им-Бремиш. |
Умер | 26 июля 1848 г. Комаг газ |
Преподобный Иоганн Генрих Шмелен , урожденный Иоганн Хинрих Шмелен (7 января 1776 — 26 июля 1848) — немецкий миссионер и лингвист , работавший в Южной Африке и Юго-Западной Африке . Путешествуя по территории сегодняшней северной части Южной Африки, а также центральной и южной Намибии, он основал миссионерские станции в Бетани и Стейнкопфе и обнаружил естественную гавань в Уолфиш-Бей . Вместе со своей женой Зарой он перевел части Библии на язык Кхоехоговаб (Дамара/Нама) и опубликовал словарь.
Молодость и путешествие в Африку
[ редактировать ]Шмелен родился в семье среднего достатка 7 января 1776 года в Кассебрухе, ныне пригороде Хагена-им-Бремишена в немецкой земле Нижняя Саксония . Чтобы уклониться от призыва в армию, он отправился в Лондон, где находился под влиянием пасторов немецкой общины. Он хотел стать миссионером, и ему посоветовали поступить в миссионерскую семинарию пастора Янике в Берлине . [ 1 ]
После окончания учебы его отправили в Южную Африку в 1811 году. Он сопровождал Кристиана Альбрехта в Пеллу в Северной Капской провинции , откуда он путешествовал по Оранжу, чтобы служить ряду небольших кочевых скотоводческих племен. [ 1 ]
Фонд Бетани
[ редактировать ]
В 1812 году Шмелену было приказано отправиться в Намаленд, чтобы основать миссионерскую станцию недалеко от побережья Атлантического океана. Он присоединился к группе Нама и Орлама, направлявшихся в Уигандес . Они прибыли в 1814 г. [ 2 ] и Шмелен назвал это место Бетани . Затем он отправился дальше на север примерно до 22 градусов широты , но вернулся и основал миссионерскую станцию для клана Амраала Ламберта из народа Кайхауан ( Хауас Нама ). [ 3 ]
Коттедж Шмеленса в Бетани, построенный в 1814 году и являющийся национальным памятником с 1952 года, долгое время считался старейшим зданием в Намибии. [ 4 ] Лишь позже было обнаружено, что церковь и дом пастора в Вармбаде , разрушенные в 1811 году, были старше Шмеленхауса. [ 5 ] и что укрепление Хауксанаса предшествовало всем европейским постройкам. [ 6 ]
Миссионерские путешествия
[ редактировать ]Шмелен путешествовал по большей части Намаленда и посетил многочисленные племена. Во время посещения Кейптауна в 1818 году он получил письмо от Лондонского миссионерского общества, в котором ему предписывалось не возвращаться в Бетани, а основать миссионерскую станцию в Байсондермейде в Намакваленде (сегодня Северо-Капская провинция в Южной Африке). Он назвал это место Штайнкопф в честь доктора Штейнкопфа, одного из лондонских пасторов немецкой общины. [ 3 ]
Через год после его прибытия в Штайнкопф миссионерскую работу взял на себя коллега, и Шмелен вернулся в Бетани. Тем временем тамошние орламы начали совершать набеги на скот гереро и обвиняли Шмелена в том, что он хочет, чтобы они оставались в нищете. Он потерял большую часть своих последователей; его общий успех в сообществе Орлама был плохим. «Я чуть не упал на колени, умоляя их вернуться в церковь, но они отказались». [ 7 ] он написал о своем опыте. После того, как Бетани обрушилась засуха и нашествие саранчи , в чем обвиняли его гнев по отношению к сообществу, он закрыл миссионерскую станцию. [ 3 ] в 1822 году [ 2 ] и вернулся на берег Оранжа. Примерно в это же время ему было поручено перевести Новый Завет на язык нама. [ 3 ]
Шмелен отправился во второе путешествие на север в 1824 или 1825 году, снова с целью найти гостеприимное место на побережье, чтобы улучшить логистику для поддержки миссионеров во внутренних районах. [ 3 ] В этой поездке его сопровождал Амраал Ламберт. Они следовали по эфемерной реке Куйсеб и вступили в контакт с Топнаар Нама в Ройбанке ( Шеппмансдорф во время колониального правления императорской Германии в Юго-Западной Африке). В 1825 году они достигли устья реки к югу от Уолфиш-Бей. [ 8 ] и естественная гавань, которая использовалась охотниками на китов только в зимнее время. [ 9 ]
На обратном пути он встретил Йонкера Африканера возле Рехобота и убедил его принять христианство. [ 3 ] В 1827 году он посетил Окаханджу , став первым европейцем , сделавшим это. [ 10 ]
Семейная жизнь и условия жизни
[ редактировать ]После нескольких лет странствий по обширной территории Намаленда у Шмелена не было ни обуви, ни одежды, и он одевался шкурами, пока в 1818 году у него не появилась возможность поехать в Кейптаун за новыми предметами первой необходимости. [ 3 ] В одном из писем от Бетани он сообщает:
Поскольку это скалистое и каменистое место, передвигаться по нему было непросто. Я не мог содержать лошадь в таких условиях и поэтому использовал быка, обученного верховой езде. Я взял с собой Библию и карос , который днем использовал как седло, а ночью как кровать. Я пересек обширные территории этой земли, чтобы проповедовать Евангелие. Господь [...] так благословил мои слабые усилия, что порой я совершенно забывал о голоде и жажде, которые мне приходилось часто терпеть в путешествиях. Моя еда состояла из небольшого количества мяса. У меня не было хлеба, но Господь укреплял меня каждый день, так что по Его благодати я терпел. [ 8 ]
Во время одного из своих путешествий по внутренним районам Намибии в 1814 году [ 4 ] Шмелен женился на Заре ( урожденной Фредерикс), которая происходила из Кукфонтейна . Это произошло «к немалому ужасу его друзей». [ 11 ] потому что Зара была выходцем из Нама, одной из первых туземцев, которых он убедил принять христианство. [ 8 ] Лондонское миссионерское общество временно отстранило Шмелена после слухов о том, что их отношения были «греховными», то есть что они не были женаты. [ 4 ]
Межрасовые браки между миссионерами и женщинами из числа коренного населения были обычным явлением в те времена и поощрялись миссионерскими обществами, чтобы дать миссионерам возможность вести образцовую семейную жизнь в своих общинах, а также приобретать языковые навыки и поддержку местных кланов. [ 11 ] На самом деле именно Зара проделал большую часть работы по переводу Библии, поскольку он не мог говорить на языке Дамара/Нама даже близко к родному уровню. [ 4 ]
От этого брака родилось четверо детей, один сын, рано умерший, и три дочери, Ханна, вышедшая замуж за Франца Генриха Кляйншмидта , [ 12 ] Йоханна и Фридерика. [ 8 ]
В 1830 году Шмелен и его жена снова поехали в Кейптаун, чтобы напечатать свои переведенные произведения ( Четыре Евангелия и Катехизис , а также словарь) и снова вооружиться. На обратном пути в апреле 1831 года от истощения умерла его жена Зара. Он решил остаться в Комаггасе и начал там миссионерскую работу. Он женился на Элизабет Марии, сестре миссионера Яна Бама , в 1834 году и умер в Комаггасе 26 июля 1848 года. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Веддер 1997 , стр. 197–99.
- ^ Jump up to: а б Дедеринг 1997 , стр. 60.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Веддер 1997 , стр. 197–199.
- ^ Jump up to: а б с д Целлер, Иоахим (январь 2008 г.). У. Трюпер: Женщина-невидимка (рецензия на книгу) (на немецком языке). Сеть гуманитарных и социальных наук онлайн . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ Диркс, Клаус . «Вармбад становится [так в оригинале] через двести лет» . Проверено 22 июня 2010 г.
- ^ Фогт, Андреас (2007). «Самые старые церкви Намибии (Часть 1)» [Самые старые церкви Намибии, часть 1]. Календарь африканской родины на 2007 год (на немецком языке). Немецкая евангелическо-лютеранская церковь в Намибии (DELK). [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Диркс, Клаус . «Chronologie der Namibian History, 1814–1821» [Хронология истории Намибии, 1814–1821 гг.] (на немецком языке). Клаус Диркс . Проверено 21 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Рик, Иоахим (январь – февраль 2006 г.). «Йохан Генрих Шмелен» . Реформация сегодня (209) . Проверено 28 марта 2011 г. (через [1] )
- ^ Мориц 1997 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б Диркс, Клаус . «Биографии намибийских личностей, RZ» . Проверено 27 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Беккер, Франк (2004). – Цветные – Расовая Расово-смешанные браки сегрегация . Вклад в историю европейского зарубежья (на немецком языке). Том 90. Франц Штайнер. стр. 140 (сноска 7). ISBN 978-3-515-08565-6 . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ Диркс, Клаус . «Chronologie der Namibian History, 1864» [Хронология истории Намибии, 1864 г.] (на немецком языке). Клаус Диркс . Проверено 21 февраля 2011 г.
Литература
[ редактировать ]- Веддер, Генрих (1997). Древняя Юго-Западная Африка. История Юго-Западной Африки до смерти Махареро в 1890 году [ Старая Юго-Западная Африка. История Юго-Западной Африки до смерти Махареро в 1890 г. ] (на немецком языке) (7-е изд.). Виндхук: Научное общество Намибии. ISBN 0-949995-33-9 .
- Дедеринг, Тилман (1997). Ненавидьте старое и следуйте новому: Кхэкхо и миссионеры в Намибии начала девятнадцатого века . Том. 2 (Архив Missionsgeschichtliches, изд.). Франц Штайнер Верлаг. ISBN 978-3-515-06872-7 . Проверено 7 февраля 2011 г.
- Мориц, Уолтер (1997). Увядшие следы в пустыне Намиб - Старые поселения на реке Куйсебе [ Увядшие следы в Намибе - Старые поселения на реке Куйсебе ] (на немецком языке). Виндхук: Типопринт. ISBN 99916-750-0-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии Шмеленхауса в Бетани в «Хронология истории Намибии, 1814-1821 гг.» .