Карл Хьюго Хан
Карл Хьюго Хан | |
---|---|
![]() Карл Хьюго Хан | |
Личные данные | |
Рожденный | 18 октября 1818 г. |
Умер | 1895 Кейптаун , Капская колония (ныне ЮАР ) |
Номинал | лютеранин |
Карл Хьюго Хан (1818–1895) был балтийским немецким миссионером и лингвистом работал в Южной Африке и Юго-Западной Африке , который большую часть своей жизни . Вместе с Францем Генрихом Кляйншмидтом он основал первую рейнскую миссионерскую станцию для народа гереро в Гросс-Бармене . Хан известен своими научными работами по языку гереро .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хан родился в буржуазной семье 18 октября 1818 года в Адажи (Аахоф) недалеко от Риги в Российской империи . С 1834 года он изучал инженерное дело в Инженерном училище Российской армии, но не был удовлетворен этим выбором и, в целом, образом жизни своих родителей. В 1837 году он уехал из Адажи в Бармен (ныне часть Вупперталя , Германия ), чтобы подать заявление в миссионерскую школу Рейнского миссионерского общества . В 1838 году он был принят в Миссионерскую школу в Эльберфельде (которая сегодня также является частью Вупперталя) и окончил ее в 1841 году. [ 1 ]
Миссионерская работа
[ редактировать ]
Хан прибыл в Кейптаун 13 октября 1841 года. Его приказ заключался в том, чтобы принести христианство нама и гереро в Юго -Западной Африке — задача непростая, учитывая, что оба племени были врагами в то время, хотя и жили в мире с Рождества 1842 по 1846 год. Он отправился в Виндхук (или, как его тогда называли местные жители, Айгамс) в 1842 году и был хорошо принят Джонкером Африканером , капитаном проживавшего там племени Орлам Африканер. Когда в 1844 году уэслианские по приглашению Джонкера Африканера прибыли миссионеры во главе с Ричардом Хэдди, Хан и его коллега Франц Генрих Кляйншмидт двинулись на север, в Дамараленд , чтобы избежать конфликта с ними. [ 2 ]
Хан и Кляйншмидт прибыли в Оджиканго 31 октября 1844 года. Они назвали это место Бармен (сегодня Гросс Бармен ) в честь штаб-квартиры Рейнского миссионерского общества в Германии и основали там первую рейнскую миссионерскую станцию среди гереро. [ 3 ] Хан выучил язык и преподавал садоводство и животноводство, построил церковь в 1850 году и попытался проповедовать Евангелие. В то время Йонкер Африканер курировал развитие дорожной сети в Юго-Западной Африке. Хан и Кляйншмидт инициировали создание пути от Виндхука до Бармена через Окаханджа , а в 1850 году эта дорога, позже известная как Альтер Байвег ( Путь Старого залива ), была продлена через Отджимбингве до Уолфиш-Бей . [ 4 ] Этот маршрут служил важным торговым сообщением между побережьем и Виндхуком до конца века. [ 5 ]
Их миссионерская деятельность не имела большого успеха, и в 1850 году, после сокрушительного поражения гереро от войск Нама Джонкера в Окахандже, гереро покинули этот район. Хан был отозван в Германию для отчета, но по прибытии в Кейптаун в ноябре 1852 года получил новые приказы. Поскольку Хэдди бежал из Виндхука после набегов Йонкера, Хану было поручено заполнить пустоту, но он потерпел неудачу и вернулся в Германию. , прибывший в Бармен 13 сентября 1853 года.
Он путешествовал по Европе между 1853 и 1856 годами, чтобы заручиться поддержкой своих начинаний, которые к тому времени Рейнское миссионерское общество сочло тщетными. Он вернулся с приказом евангелизировать людей в Овамболенде после непродолжительного возвращения в Отджимбингве, куда бежали некоторые из гереро, но его четырехмесячная экспедиция 1857 года с преподобным Йоханнесом Ратом к овамбо в Ондангве закончилась катастрофой, и участники едва спаслись живыми. Более того, Гросс-Бармен к тому времени был практически разрушен из-за стычек между Намасом и гереро. [ 1 ]
Следующая экспедиция Хана привела его, Рата и Фредерика Томаса Грина на берега реки Кунене . Его заметки о путешествии позже будут опубликованы в немецком журнале о путешествиях Petermanns Geographische Mitteilungen , в котором его описания северного Херероленда, а также языка, территории и культуры сан подтвердят отчеты Фрэнсиса Гальтона об Овамболенде. Хан также включил описание сковороды Этоша и собранные образцы животных для Музея естественной истории в Берлине . Нехватка миссионеров загнала рейнских миссионеров в тупик в Овамболенде, и сам Хан вернулся в Германию в июне 1859 года, спасаясь от войны Нама-гереро, находя друзей и поддержку для рейнских миссионеров в стремительном турне по Германии, Англии и России .
После того как гереро неоднократно побеждали нама, миссионерская работа продолжалась. Отвергнув предложение возглавить Берлинское миссионерское общество в 1863 году, Хан вернулся в Оджимбингве в январе 1864 года и основал там миссионерскую станцию и духовную семинарию (которую он назвал Августинеум в честь святого Августина Гиппопотама ) для обучения местных миссионеров. время нанимать немецких ремесленников и фермеров для снабжения поселения. Однако в 1868 году нападение Нама положило конец его до сих пор успешному проекту, и гереро под предводительством Махареро бежали из поселения в Окаханджа и отказались от своей христианской принадлежности. В 1870 году Хан выступил посредником в заключении десятилетнего мирного соглашения между нама и гереро и убедил Финское миссионерское общество взять на себя миссионерскую работу в Овамболенде. Когда Рейнское миссионерское общество начало торговать с целью получения прибыли и колонизировать (отказавшись от своей лютеранской строгости в пользу более ориентации реформатской церкви ), Хан разорвал свои связи с ними 4 марта 1872 года и вернулся в 1873 году в Германию, к тому времени 13 миссий в Герероланде процветали. . Он переехал в г. Капская колония . [ 1 ]
В течение следующих двенадцати лет Хан служил пастором немецкой лютеранской общины (Св. Мартини) в Кейптауне. С 1875 года ему помогал его сын (преподобный К. Х. Хан-младший), который служил растущему населению плохо образованных и в основном неграмотных немецких поселенцев в Кейп-Флэтс (прибывших в основном между 1877 и 1884 годами). За время своего пребывания в должности он помог основать Немецкую международную школу в Кейптауне , погасить долги за строительство церкви Св. Мартини на Лонг-стрит , построить пасторский дом и выделить дочерние церкви в Паарле и Вустере . После неудачных попыток Капской колонии сделать Юго-Западную Африку британским протекторатом, в «кровавую ночь» 23 августа 1880 года война нама и гереро возобновилась. Когда в конце 1881 года, по слухам, на На посту магистратуры Кейптауна в Уолфиш-Бей Хан защищал дело гереро и призывал колониальные власти к сдержанности в письме, опубликованном в газете Cape Times 13 января 1882 года. С 1882 года до выхода на пенсию в 1884 году он был «специальным комиссаром правительства Кейптауна по Уолвич-Бей». Территория», отправившаяся туда по указанию комиссара Геркулес Робинсон, 1-й барон Росмид и пытается восстановить мир в Юго-Западной Африке на переговорах с Махареро в Окахандже (17–18 февраля 1882 г.). [ 6 ] Если не считать договора между Свартбуи Нама и гереро, Хан не увенчался успехом и в своем отчете правительству Кейптауна в марте 1882 года рекомендовал сохранить территорию Уолфиш-Бей как британскую территорию.
Лингвистические работы
[ редактировать ]
Находясь в Гросс-Бармене, Хан научился говорить на оджигереро (впервые получив способность проповедовать на этом языке 29 января 1847 года) и перевел Новый Завет и другие религиозные тексты на язык туземцев. Еще в 1846 году он составил первый рейнский миссионерский молитвенник на гереро и вместе с Ратом выпустил в 1849 году сборник библейских рассказов и гимнов, переведенный на язык под названием Ornahungi oa embo ra Jehova. Дополнительные молитвенники в 1861 году. и в 1871 году завершилась книга 1864 года, состоящая из двух дальнейших библейских повествований, копии Малого катехизиса Лютера и сборника гимнов из 32 песен. Основные моменты Ветхого Завета и вышеупомянутого полного Нового Завета положили начало работе, которую Питер Генрих Бринкер завершили и другие.
Хан также составил черновик неопубликованной грамматики Otjiherero WHI Bleek ( Entwurf einer Grammatik der Herero Sprache , 1854), в конечном итоге доставив свою собственную версию в Ригу в декабре 1854 года, и опубликовал ее первый словарь Grundzüge einer Grammatik des Herero (im Westlichen Afrika) nebst einem Wörterbuche. (Берлин/Лондон, 1857 г.) через Королевскую прусскую академию наук . Последний, включающий исчерпывающую грамматику и гереро-немецкий словарь из 4300 слов, был первой публикацией Карла Рихарда Лепсиуса с использованием , стандартного алфавита что в конечном итоге вызвало большое недоумение по поводу его пригодности для транскрипции языка банту. Во время его визита в Германию в 1873/74 году Лейпцигский университет присвоил Хану степень почетного доктора за его исследования языка гереро. [ 1 ] хотя его домашняя служанка и переводчица Уриета ( Иоганна Герце ), вероятно, сыграла более чем поверхностную роль в создании его языковых исследований и публикаций. [ 7 ]
Семейная жизнь
[ редактировать ]Карл Хьюго Хан женился на своей жене Эмме ( урожденной Хоун, дочери Уильяма Хоуна ) 3 октября 1843 года во время отпуска на родину в Кейптауне. У них было как минимум пятеро детей, в том числе две дочери (Маргарита, жена Карла Генриха Байдербеке с момента их брака 24 ноября 1875 года; и Элоиза) и три сына (включая Уильяма Генриха Иосафата, Карла Гюго-младшего и Трауготта). Пока Карл-старший служил в Юго-Западной Африке, его дети посещали школу в Гютерсло . Эмма умерла 14 апреля 1880 года в Кейптауне, после чего ненадолго посетила Германию. После выхода на пенсию по состоянию здоровья в 1884 году Хан посетил Маргариту в Соединенных Штатах , а позже жил со своим сыном Карлом-младшим в Паарле, который тогда был там служителем лютеранской церкви Св. Петри. Трауготт работал в лютеранской церкви в Ливонии, а некоторые из его потомков стали богословами и священнослужителями в Германии. Карл Хьюго Хан старший умер в Кейптауне 24 ноября 1895 года и похоронен в Св. Петри в Паарле. [ 6 ]
Работает
[ редактировать ]- Хан, Карл Гюго (1857). Основы грамматики гереро и словарь [ Основы грамматики гереро, также словарь ] (на немецком языке). Берлин: Национальная академия .
- Хан, Карл Гюго (1984). Дневники 1837–1860 [ Дневники 1837–1860 ] (на немецком языке). Виндхук: Б.Лау.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Вольф Дам, Барбара. «Хан, Карл. Африканский миссионер и лингвист» [Хан, Карл. Миссионер в Африке и лингвист] (на немецком языке). Культурный фонд немецких беженцев, Восточно-германская биография . Проверено 7 июня 2014 г.
- ^ Веддер 1997 , стр. 222.
- ^ «Горячие источники Гросс Бармен Намибия» . Намибия 1 на 1 . Проверено 21 февраля 2011 г.
- ^ Веддер 1997 , стр. 252–253.
- ^ Хенкерт, Вольфганг (16 марта 2006 г.). «Карибиб» . Туристический центр Хенкерта. Архивировано из оригинала 11 июля 2011 года.
- ^ Jump up to: а б Диркс, Клаус . «Биографии намибийских личностей» . www.klausdirks.com . Проверено 14 марта 2011 г.
- ^ Ширемо, Шампапи (28 января 2011 г.). «Иоганна Урьета Герце: преданный пионер-христианин и учитель (1840–1936)» . Новая Эра . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 14 марта 2011 г.
Литература
[ редактировать ]- Де Кок, WJ (1968). Южноафриканский биографический словарь, том. 1 . Претория: Национальный совет социальных исследований, Департамент высшего образования.
- Веддер, Генрих (1997). Древняя Юго-Западная Африка. История Юго-Западной Африки до смерти Махареро в 1890 году [ Старая Юго-Западная Африка. История Юго-Западной Африки до смерти Махареро в 1890 г. ] (на немецком языке) (7-е изд.). Виндхук: Научное общество Намибии. ISBN 0-949995-33-9 .