Овамболенд
Овамболенд | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1968–1989 | |||||||||
Флаг | |||||||||
Расположение Овамболенда в Юго-Западной Африке. | |||||||||
Карта бантустана. | |||||||||
Статус | Бантустан (1968–1980) Орган власти второго уровня (1980–1989) | ||||||||
Капитал | Ондангуа | ||||||||
История | |||||||||
1968 | |||||||||
• Реинтеграция в Намибию. | май 1989 г. | ||||||||
Валюта | Южноафриканский рэнд | ||||||||
|
Овамболенд , также известный как Овамболенд , был бантустаном , а затем негеографическим этническим органом второго уровня, представительным органом овамбо в Юго-Западной Африке (современная Намибия ).
Правительство апартеида заявило, что цель состоит в том, чтобы оно стало самоуправляющейся родиной для народа овамбо . Однако на практике правительство апартеида задумало это как резервацию, которая вынуждала их использовать дешевую рабочую силу путем ограничения передвижения; Мужчинам Овамбо не разрешалось покидать Овамболенд, если они не подписывали контракт на 16 месяцев, а женщинам вообще не разрешалось выезжать. [ 1 ]
Этот термин первоначально относился к частям северной Намибии, населенным этнической группой овамбо , а именно к территории, контролируемой традиционными королевствами овамбо в доколониальные и ранние колониальные времена, такими как Ондонга , Онганджера и Оукваньяма . [ 2 ] Его эндоним — Овамбо ~ Овамбо . [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]В 1960-х годах Южная Африка , которая управляла Юго-Западной Африкой в соответствии с мандатом Лиги Наций , оказалась под возросшим международным давлением по поводу господства белого меньшинства над большинством чернокожих. Решение, предложенное Южной Африкой — план Одендала — заключалось в том, чтобы разделить белое и небелое население, предоставить самоуправление изолированным черным территориям и, таким образом, сделать белых большинством населения на огромной остальной территории страны. Более того, предполагалось, что за счет разделения каждой этнической группы и ограничения людей по закону в их запретных зонах дискриминация по расовому признаку автоматически исчезнет. [ 4 ]
Разграниченные территории назывались бантустанами , а остальная часть земли называлась Полицейской зоной . Сразу же все небелые люди, работавшие в полицейской зоне, стали рабочими-мигрантами , и были приняты законы о пропусках, позволяющие полиции въезжать и выходить из бантустанов. [ 4 ]
Суммарная территория всех бантустанов по размеру примерно равна Полицейской зоне. Однако все бантустаны были преимущественно сельскими, за исключением крупных городов. Все гавани, большая часть железнодорожной сети и асфальтированной дорожной инфраструктуры, все крупные аэропорты, прибыльные алмазные районы и национальные парки были расположены в полицейской зоне. [ 4 ] Исключением был Рехобот , статус бантустана которого был аналогичен автономии, существовавшей ранее под властью Германии. [ нужна ссылка ]
Финская миссионерская работа
[ редактировать ]
Основной религией Овамболенда является лютеранство , поэтому с 1870-х годов в этом районе, среди прочих, работали финские миссионеры, такие как Мартти Раутанен (который также разработал местный литературный язык), а позже Хейкки Саари. В результате работы финских посланников в 1954 году родилась Евангелическо-лютеранская церковь Овамбо-Каванго (с 1984 года — Евангелическо-лютеранская церковь Намибии ). [ 5 ] По их стопам в местной номенклатуре есть много имен финского происхождения, таких как Мартта, Тойво , Онни , Хельми и Мартти. [ 6 ] [ 7 ] В 1920-х годах финские университетские люди даже планировали сделать Овамболенд первой колонией Финляндии, но этого так и не произошло. [ 8 ] [ 9 ]
Административная история
[ редактировать ]Бантустан (1968–1980)
[ редактировать ]Овамболенд, основанный в 1968 году, стал первым полностью функционирующим бантустаном в Юго-Западной Африке. Поскольку здесь уже проживали люди овамбо, в переселении не было необходимости. Более того, в этом районе уже существовала существующая структура управления в виде традиционных органов власти. Однако население было разделено на тех, кто занимался сельским хозяйством рядом со своими домами, и тех, кто работал на шахтах, фабриках, фермах и в домашних хозяйствах за пределами Бантустана. [ 10 ] Самоуправление было предоставлено в 1973 году.
Овамболенд был местом затяжного мятежа, который вела Народно-освободительная армия Намибии (ПЛАН) во время пограничной войны в Южной Африке . [ 11 ]
Представительная власть (1980–1999)
[ редактировать ]После Конституционной конференции Тёрнхалле система бантустанов была заменена в 1980 году представительными органами власти, которые функционировали только на основе этнической принадлежности и больше не основывались на географически определенных территориях.
Представительный орган овамбо обладал исполнительными и законодательными полномочиями и состоял из избранных Законодательных собраний, которые назначали исполнительные комитеты во главе с председателями.
В качестве органов власти второго уровня, образующих промежуточный уровень между центральным и местным правительством, представительные органы власти несли ответственность за землевладение, сельское хозяйство, образование вплоть до начального уровня, подготовку учителей, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и пенсии, а их Законодательные собрания имели способность принимать законы, известные как постановления. [ 12 ]
С момента обретения Намибией независимости
[ редактировать ]Овамболенд, как и другие хоумленды в Юго-Западной Африке, был упразднен в мае 1989 года, в начале перехода к независимости. Сейчас этот регион обычно называют Севером, но термин Овамболенд все еще используется. Здесь проживает более половины всего населения, всего на 6% территории Намибии. [ 13 ]
Лидерство
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Лидеры Овамболенда
- 1971–72 Забастовка контрактных рабочих Овамбо и Каванго.
- Демократическая кооперативная партия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мурсом, Ричард (апрель 1979 г.). «Трудовое сознание и забастовка контрактных рабочих 1971–72 годов в Намибии» . Развитие и изменения . 10 (2): 205–231. дои : 10.1111/j.1467-7660.1979.tb00041.x .
- ^ Хейс, Патрисия (2000). Холл, Кэтрин (ред.). Культуры Империи: Читатель: Колонизаторы в Британии и Империя в девятнадцатом и двадцатом веках . Нью-Йорк: Книги Рутледжа. стр. 329–330. ISBN 978-0415929073 .
- ^ «Президент Южно-Африканской Республики: Прокламации № R 138, 1976 г.: Поправки к Прокламации Конституции Овамбо 1973 г.» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с Д'Амато, Энтони А. (октябрь 1966 г.). «Предложения бантустана для Юго-Западной Африки». Журнал современных африканских исследований . 4 (2). Издательство Кембриджского университета : 177–192. дои : 10.1017/S0022278X00013239 . JSTOR 158943 . S2CID 154050355 .
- ^ «1952-1954» . Хронология истории Намибии . Намибийская библиотека доктора Клауса Диркса . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Большая энциклопедия Отавана I (на финском языке). Хельсинки: Отава . 1960.
- ^ Саарелма-Маунумаа, Минна (2003). «Имена объединяют финнов и намибийцев» (PDF) . Вириттая (на финском языке): 258–262 . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Киммо Кильюнен: Страны мира: флаги и история , с. 346. В, 2013. ISBN 978-952-264-157-1. (на финском языке)
- ^ Мякинен, Лаури (2008). «Колониальные мечты финнов в Амбомаа» . Юле (на финском языке) . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Читатель, Хартмут (октябрь 1970 г.). «Изменения населения и экономико-географических условий в Юго-Западной Африке в свете исторических и политических событий на юге Африки». Географический журнал . 58 (3). Франц Штайнер Верлаг : 198–213. JSTOR 27817146 .
- ^ Стэплтон, Тимоти (2015). Война и слежение в Африке, 1952–1990 гг . Абингдон-на-Темзе: Книги Рутледжа. стр. 111–129. ISBN 978-1848935587 .
- ^ «Авижн» (PDF) . lac.org.na. Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ «Овамболенд» . 13 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 13 декабря 2011 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]17 ° 55'00 "ю.ш., 15 ° 57'00" в.д. / 17,9167 ° ю.ш., 15,9500 ° в.д.