Великие
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
Великие | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1973–1994 | |||||||||
Девиз: «Минтиро из Вулавула». ( Цонга : Дела имеют значение) | |||||||||
Гимн: Господь, благослови Африку | |||||||||
![]() Расположение Газанкулу (красный) в Южной Африке (коричневый). | |||||||||
Статус | Бантустан | ||||||||
Капитал | Гияни | ||||||||
Общие языки | Тсонга Английский Африканский | ||||||||
Главный министр | |||||||||
История | |||||||||
• Самоуправление | 1 февраля 1973 г. | ||||||||
• Реинтегрироваться в Южную Африку | 27 апреля 1994 г. | ||||||||
Область | |||||||||
1980 [ 1 ] | 7730 км 2 (2980 квадратных миль) | ||||||||
Население | |||||||||
• 1980 [ 1 ] | 514,220 | ||||||||
• 1991 [ 2 ] | 954,771 | ||||||||
Валюта | Южноафриканский рэнд | ||||||||
|
Газанкулу — провинция банту в Южной Африке, которую правительство апартеида планировало сделать полунезависимой родиной для народа тсонга . Он располагался как в Северном Трансваале , ныне провинция Лимпопо , так и в Восточном Трансваале, ныне Мпумаланга провинция .
История
[ редактировать ]Газанкулу получил самоуправление от центрального правительства в 1969 году со столицей в Гияни . Родина Газанкулу официально начинается в больнице Элим, недалеко от Махадо , от Элима затем направляется на восток в сторону долины реки Левубу , деревни Вальдезия и Бунгени являются двумя крупнейшими поселениями Тсонга в долине реки Левубу с общим населением более 50 000 человек. человек, согласно демографической статистике на середину 2015 года, и простирался до берегов реки Саби возле Скукузы в Хейзивью в Мпумаланге . Общая длина Газанкулу, от больницы Элим до Хейзивью, составила 317 км, что эквивалентно расстоянию от Претории до Гаррисмита. Родина состояла из «материка Газанкулу», которым были Элим, Гияни и Маламулеле, с тремя большими эксклавами : Бушбакридж , Тзанин и Пхалаборва .
До принятия Закона о земле 1913 года Бушбакридж, Пхалаборва и Тзанин не были эксклавами Тсонга, они были физически связаны с другими тсонгами Элима, Гияни и Маламулеле. Закон о земле 1913 года привел к созданию трех крупных эксклавов Тсонга. В 1960-е годы профессор Х.В.Е. Нцанвизи безуспешно боролся против односторонней демаркации земель центрального правительства, в результате чего были созданы три крупных эксклава Тсонга. Несмотря на протесты профессора Х.В.Е. Нцанвизи по поводу односторонней демаркации земель, центральное правительство продолжило создание трех крупных эксклавов Тсонга, против которых народ Цонга безоговорочно выступал на протяжении 1960-х, 1970-х и 1980-х годов. Газанкулу граничил с другими родными землями чернокожих: Венда , Лебова и Кангване . Эти три другие родины чернокожих, такие как Газанкулу, также столкнулись с захватами земель и несправедливым распределением земель со стороны центрального правительства.
Поселки Газанкулу
[ редактировать ]В Газанкулу есть 10 официальных поселков, которые были созданы и построены правительством апартеида с конца 1960-х до конца 1980-х годов. Маламулеле в Акорнхук Мхухлу . Маламулеле, Нкованкова в Тзанине , Лулекани в Пхалаборве , в в Бушбакридже Туламахаше в Бушбакридже, Дварслуп в Бушбакридже и Хезивью , Вышеупомянутые поселки образовались из земель, принадлежавших местным традиционным вождям или вождям племен. Земля традиционно принадлежит королю Нджаканджхаке из клана Мухари-Шилумани, в Гияни земля традиционно принадлежит королю Рисинга из клана Чабалала. Земля принадлежит королю Маджедже (М. Нцан'виси) из клана Малулеке. Король Нксумало из клана Ндвандве-Звиде.
Больницы Газанкулу
[ редактировать ]В Газанкулу было 9 районных больниц; Больница Элим в Элиме, Больница Нхенсани в Гияни, Психиатрическая больница ЭВуксакени в Гияни, Больница Маламулеле в Маламулеле, Больница Летаба в Тзанине, Больница Шилуване в Тзанине, Больница Тинцвало в Бушбакридже, Больница Масана в Бушбакридже и Больница Матиквана в Хезивью . Кроме того, эти районные больницы присоединены к более чем 150 общественным центрам здоровья и клиникам. Больница Масана позже, в 1976 году, была передана народу Мапулана, близкому соседу народа Тсонга в Бушбакридже, и сегодня известна как Больница Мапуланенг. Больница «Елим» в Уотервале , больница «Масана» в Бушбакридже и больница Шилуване в Тзанине были швейцарскими миссионерскими больницами, основанными швейцарскими миссионерами, которые принесли Евангелие народу Цонга.
Торговые центры Газанкулу
[ редактировать ]В Газанкулу было 16 современных торговых центров; Бизнес в Нкованковой; Торговый центр Elim в Элиме, торговый комплекс Mangalani, региональный торговый центр Giyani, перекресток Malamulele, торговый комплекс Mangalani, Acornhoek Plaza (торговый центр Thula в Туламахаше, торговый центр Dwarsloop в Бушбакридже, Twin City Bushbuckridge и Mkhuhlu Plaza в Хейзивью.
Промышленные зоны Газанкулу
[ редактировать ]В Газанкулу было две основные промышленные зоны: Летаба в Тзанине и Мхухлу в Хезивью . Все инвестиции на родине Газанкулу были сосредоточены в этих двух городах, которые также были промышленными зонами в бывшей провинции Трансвааль .
Принудительное переселение и сокращение земель
[ редактировать ]Собственно земля народа тсонга начинается от больницы Элим возле Махадо / Луи Тришарда и заканчивается в Скукузе возле Хейзивью в провинции Мпумаланга. [ нужна ссылка ] С 1899 по 1960-е годы земля была разрезана на мелкие кусочки колониальным правительством, пока земля Тсонга не была сокращена до четырех территорий. Отсечение земель Тсонга соответствовало Закону о земле 1913 года, согласно которому 13% земель Южной Африки были переданы Хоумлендам.
Под руководством профессора Х.В.Е. Нцависи Газанкулу успешно сопротивлялся насильственному выселению народа тсонга в следующих районах в течение 1960-х годов: община Элим Ширли, центральное правительство уже завершило разработку плана по насильственному выселению тсонга с ферм Элим Ширли и их свалке. в засушливом месте в окрестностях Маламулеле. Профессор Нцависи успешно выступил против тогдашнего правительства против насильственного переселения общины Элим Ширли, и по сей день народ Цонга в Элим Ширли все еще пользуется своими земельными правами. Больница «Элим», которую также планировалось перенести в деревню в Маламулеле, сегодня является живым памятником Тсонге в общине Элим Ширли.
Сообществу Вальдезия , единственной оставшейся общине Тсонга в самом сердце реки Левубу , также угрожало принудительное выселение в 1960-х годах, центральное правительство уже завершило выселение всей общины в неизвестное место. Что касается Вальдезии, профессор Нцанвиси выступил с предупреждением и объявил войну центральному правительству. В 1970-х годах он сказал Претории, что «будет кровопролитие, если центральное правительство пойдет дальше и насильственно изгонит жителей Вальдезии», угроза Насильственное изгнание жителей Вальдезии продолжалось до 1984 года, когда правительство Южной Африки объявило, что «Вальдезия больше не будет удалена, как первоначально планировалось центральным правительством, а сохранится как отдельный район Газанкулу». На протяжении более 18 лет профессор Нцанвизи успешно сопротивлялся насильственному переселению жителей Вальдезии, и по сей день община Вальдезия по-прежнему пользуется своими земельными правами, что было бы невозможно сегодня, если бы центральное правительство приступило к принудительному переселению. .
Сообщество Риболла в Мбхокота, Чавани, Бокиси, Риверплатс и некоторых частях Нваксиньямани. Как следует из названия, эти общины расположены в западной, южной и восточной частях горы Рибола, выдающейся достопримечательности вокруг Элима. Принудительное переселение было реальностью в этой части Газанкулу. Эти земли были известны правительством апартеида как «палец Тсонга», и народ Тсонга должен был быть выселен в большом количестве. Это гордый дом народа Тсонга в районе Элим. Профессор Х.В.Е. Нцанвизи успешно потребовал вернуть себе «палец Цонга» после того, как центральному правительству не удалось насильственно выселить народ Цонга.
Однако после того, как центральному правительству не удалось изгнать весь народ тсонга из «пальца Цонга», в 1968 году им все же удалось изгнать с его земли одного вождя тсонга, Хоси Бокиси. В 2016 году потомку покойного вождя Бокиси удалось получить Вернув себе всю отнятую землю его деда, старый Бокиси был возвращен, а вождь Бокиси разграничил жилые массивы рядом с деревней Чавани, вдоль дороги Элим.
Община Бунгени , крупнейшее поселение тсонга в долине реки Левубу и самое густонаселенное поселение тсонга во всем районе Элим, вместе со своим соседом, общиной Вальдезия , должно было быть полностью удалено со всей территории и переселено в неизвестное место. Профессор Нцанвиси успешно потребовал вернуть всю общину Бунгени, несмотря на намерение центрального правительства насильственно выселить их из всей долины Левубу. По сей день община Бунгени по-прежнему пользуется своими правами на землю, а это право было бы невозможно, если бы их лишили. Община Бунгени все еще ожидает передачи восточной части деревни Нваксиньямани обратно под свою племенную власть. Этот участок земли был украден в 1960-х годах, когда проводилось разграничение между племенной властью Нхенсани (жители деревни Чавани) и племенной властью Бунгени ( жители Бунгени). Участок земли, который должен быть передан обратно Бунгени, известен как деревня Схосана, которая сегодня является частью Нваксиньямани, в 1960-х годах эта земля принадлежала Хоси Махоме Схуньяни, и если все пойдет по плану, Бунгени будет новым зданием под управлением Хоси Махомы. Схуньяни будет присоединен к деревне Схосана и станет частью земли Хоси Махомы.
Потеряли вождь и свои земли
[ редактировать ]Лорд Закона
В 1960-е годы многие вожди Ватсонга утратили свой статус старших вождей, и их земли значительно сократились после создания хоумлендов и демаркации политических границ. Одним из наиболее важных вождей в районе Элима, у которого отобрали землю и вождь, был Хоси Мцетвени, полноправный старший вождь, владевший обширной землей. После того, как правительство лишило его признания, он был передан Хоси Бунгени в качестве своего вождя, а его земля значительно сократилась до очень маленькой деревни под названием Ка-Мцетвени в 3 км к югу от Левубу сельскохозяйственной плантации . До того, как он был отменен правительством в 1960 году, он имел тот же статус, что и Хоси Бунгени, также с точки зрения территории. После демократических выборов 1994 года новое правительство все еще пытается решить эту проблему через свою комиссию Катлы.
Хоси Бокиси
В дела другого важного вождя в районе Элима вмешались, его земля превратилась в небольшую деревню на склоне горы к востоку от Элима. Он был отдан Хоси Чавани своим старостой. Хоси Бокиси, как и Хоси Мцетвени, является полноправным старшим главой общины Бокиси, но был понижен до статуса старосты, а его земля значительно сократилась до нескольких сотен гектаров.
Лорд Ньяканджака
Это верховный вождь всей ватсонги во всем районе Махадо , его юрисдикция охватывает почти все территории, где проживают люди тсонга в районе Махадо. Однако его главенство как вождя всего народа ватсонга в районе Махадо вызвало серьезные сомнения со стороны Жоао Албазини , который объявил себя главой всего народа ватсонга в районе Махадо. Верховное вождь было потеряно в 1930 году после смерти Хосинкулу Ньяканджаки на ферме Уотервэл Ширли. После смерти великого Ньяканджаки вся деревня Элим находилась под управлением Швейцарской миссионерской церкви, известной сегодня как Евангелическая пресвитерианская церковь в Южной Африке. (ЕПКСА). Швейцарские миссионеры в Элиме несут ответственность за исчезновение верховного вождя Ньяканджхаки, поскольку именно они решили, что Элим, как «столица» Швейцарской миссионерской церкви в Южной Африке, должна управляться Церковью, как В результате после 1930 года ни один новый глава клана Ньяканджака не был назначен. Позднее, в 1960-х годах, Швейцарская миссионерская церковь в Южной Африке сыграла положительную роль и принесла пользу вождю Ньяканджака, поскольку они активно выступали против насильственного смещения клана Ньяканджака. Сообщество Элима Ширли. В период с 1930 по 1995 год вождь Ньяканджака исчез со сцены и был восстановлен только в 1995 году президентом. Нельсон Мандела . Однако статус Ньяканджаки как верховного вождя не был восстановлен, он был признан лишь старшим вождем.
Однако в 1960-х годах правительство апартеида в той или иной форме признало власть вождя Ньяканджака, действующему президенту был предоставлен статус независимого вождя без вождя, но должность племени не была предоставлена до 1995 года. Земля Хосинкулу Ньяканджака была значительно только деревни Элим, Лемана, Ширли, Уотервал уменьшились в размерах, ему остались , Магангени, Эка-Мабобо и Ньяканджака для осуществления своей власти.
Лорд Малеле
Судьба, постигшая Хоси Малеле и его общину вайени в 1960-е годы, была весьма прискорбной. Его земля была превращена в небольшую деревню, а его старшинство было отнято, и он был отдан Хоси Бунгени в качестве своего старосты. Земля Малеле была большой, и он занимал холмы к юго-востоку от Элима, известные правительству апартеида как «Бельвью». Хоси Малеле был независимым старшим вождем с такой же большой землей, как Хоси Бокиси. Сегодня он пытается восстановить свою автономию, отказываясь участвовать в управлении племенем Бунгени, поскольку изначально он никогда не подчинялся Хоси Бунгени и не подчинялся ему.
Лошадь Махатлани Сибиси
Как и Хоси Малеле из Вайени, земля Хоси Махатлани стала свалкой для всех общин, которые были изгнаны со своих земель правительством апартеида и сброшены на его землю. Деревни Рибунгвани и Масакона захватили земли, которые ранее находились под юрисдикцией Хоси Махатлани. В 1960 году Хоси Махатлани был лишен признания правительством апартеида и передан Хоси Бунгени в качестве его Индуна. Сегодня Хоси Махатлани считается мятежником в деревне Бунгени, потому что он отказывается участвовать в управлении племенем Бунгени в качестве индуна. Как и в случае с Хоси Мцетвени, деятельность его вождя в настоящее время расследуется комиссией Кгатлы.
Хоси Схуняни
Земля на холме к востоку от реки Нвананчила, известная сегодня как деревня Схосана (под руководством вождя Нваксиньямани) вплоть до восточного склона горы Риволва и деревни Бодве, является землей вождя Схуньяни и его людей. Их изгнали в 1960 году и бросили в деревне, известной сегодня как новые трибуны Бунгени. Глава Схуньяни вместе со старостой Нваксиньямани являются первоначальными главами Хоси Бунгени и подпали под юрисдикцию Хоси Бунгени с того момента, как они заняли эту землю несколько столетий назад. Следовательно, Схуньяни, известный сегодня как Схосана, является родной землей Хоси Бунгени.
Газанкулу сегодня
[ редактировать ]Газанкулу, как политическое образование, больше не существует, сегодня он является частью Лимпопо и Мпумаланга провинций . В 1994 году Газанкулу был разделен на различные муниципалитеты, пересекающие языковые и культурные границы, что стало особенностью новой демократической Южной Африки. Западный район бывшего Хланганани был передан местному муниципалитету Махадо (130 000 человек), южная часть Хланганани была разделена и передана местному муниципалитету Большой Летабы (5 000 человек), а восточная часть Хланганани была передана местному муниципалитету Большого Гияни. Муниципалитет (35 000 человек). В общей сложности район Хланганани потерял 40 000 человек из-за местных муниципалитетов Большого Гияни и Большой Летабы в 1994 году, в то время как местный муниципалитет Махадо был крупнейшим бенефициаром бывшего района Хланганани, он забрал более 130 000 человек из бывшего Хланганани в 1994 году, когда район был расформирован. Местный муниципалитет Большого Гияни был объединен с некоторыми частями Болобеду (говорящий на северном сото), Маламулеле был объединен с местным муниципалитетом Туламела , а Лулекани был объединен с Намакгале, чтобы сформировать новый муниципалитет с Пхалаборвой, известный как местный муниципалитет Ба-Фалаборва . Шилуване , находящийся под управлением Хоси Мухлабы, и другие районы Тсонга в Ритави были объединены в местный муниципалитет Большого Тзанина . В Бушбакридже вся территория была объединена с северными сото и свази, чтобы сформировать местный муниципалитет Бушбакриджа .
Население бывшего Газанкулу, по данным переписи 2011 года, распределяется следующим образом: Лимпопо 1,1 миллиона или 17% провинции, Мпумаланга 500 000 или 11,5% провинции и Гаутенг 800 000 или 4% провинции. Общая численность населения в 2011 году составляла 2,3 миллиона человек, или 5% от общей численности населения Южной Африки.
Районы в 1991 г.
[ редактировать ]Районы Родины и население по переписи 1991 года. [ 2 ]
- Брови : 253 297
- Ритави : 143 702
- Гигант : 212,2
- Маламулеле : 179,3
- В среднем : 38 770
- Знакомьтесь : 127 450
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Салли Франкенталь; Оуэн Сиконе (1 января 2005 г.). Разнообразные народы Южной Африки: Справочник . АВС-КЛИО. п. 187. ИСБН 978-1-57607-674-3 . Проверено 18 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Перепись > 1991 г. > ЮАР > Описание переменной > Личное дело > Код округа» . Статистическое управление Южной Африки – Nesstar WebView. Архивировано из оригинала 19 июня 2016 года . Проверено 18 августа 2013 г.
23 ° 18'36 "ю.ш. 30 ° 42'23" в.д. / 23,3100 ° ю.ш. 30,7064 ° в.д.