Jump to content

следовать

(Перенаправлено с Фюльгьюра )

В скандинавской мифологии фюльгья [ ( древнескандинавский : [ˈfylɡjɑ] , множественное число fylgjur ˈfylɡjuz̠] ) — сверхъестественное существо или дух, который сопровождает человека в связи с его судьбой или состоянием . [ 1 ] Они могут являться человеку во сне как женщины-сновидцы, либо являться наяву, часто как бестелесная духовная форма врага.

Этимология

[ редактировать ]

Слово фюльгья означает «сопровождать». [ 2 ] Термин «фюльгья» обычно переводится на английский как « принести », аналогичный термин из ирландского фольклора. [ 3 ]

Термин фюльгья также имеет значение « послед , колпачок », и это утверждал Габриэль Турвиль-Петре. [ 4 ] (ср. § Происхождение плаценты ), что понятие сверхъестественной фюльгья не может быть полностью отделено от этого вторичного значения; на самом деле, вполне может быть связь с хамром , относящимся к коже, используемой оборотнями ( хамрамр , ср. fjaðrhamr ). [ 2 ] [ 3 ]

Описание

[ редактировать ]

Филгия — это призрак , который общается (или, за неимением лучшего слова, преследует или преследует) конкретного человека. [ 5 ] и его можно охарактеризовать как «дух-хранитель». [ 6 ] [ 1 ] Однако, вопреки своему названию, означающему «последователь», он обычно движется вперед, вступая в своего рода «контакт» с человеком, прежде чем он достигнет какой-то ключевой точки. [ 5 ] И все же фюльгья будет следовать за человеком, когда он близок к смерти. [ 7 ]

Филгия « иногда ассоциируется с определенной семьей или кланом, и тогда ее называют эттарфюльгья (мн. ættarfylgjur, последователи семьи»). И близкородственный тип фюльгии - это «женщина сновидений», как показано в «Саге о Гисле» (см. § Сон и сновидения ниже). [ 8 ] Утверждается, что исландское мар или мара (фольклорная «[ночная] кобыла ») — это фюльгья из снов , которая отошла от назначенного ей хозяина и посещает сны других, которые имеют тенденцию быть более зловещими, чем при посещении своего обычного хозяина или сторожить. [ 9 ]

принимает Говорят, что фюльгья либо животную форму, либо женскую человеческую форму, и это происходит из-за слияния двух различных типов духов, согласно Эльзе Мундалу ; термин фюльгья , утверждает она, сначала ассоциировался с животным духом, а затем позже был применен к типу женщины-духа. [ 1 ]

Происхождение плаценты

[ редактировать ]

Исландское слово fylgja также может означать « плацента » или «послед ребенка». [ 4 ] а фольклорная сверхъестественная связь между ребенком и последом может быть источником фюльгья . концепции [ 10 ] По мнению некоторых, фюльгья принимает форму того животного, которое первым проявило себя и съело последы новорожденного ребенка, следовательно, такие существа принимают формы таких хищников, как мыши, овцы, собаки, лисы, кошки, хищники, Хищные птицы или пожиратели падали. [ 4 ]

Формы животных

[ редактировать ]

Таким образом, хотя фюльгья обычно представляла собой женское привидение, в облике женщины, иногда она принимала облик животных (также животных женского пола согласно Мундалю). [ 1 ] [ а ] ). Животное фюльгья обычно имело форму собаки, но также и других наземных и даже морских существ. [ 11 ]

Конкретный тип животного, которого принимают фюльгья , может отражать характер человека, которого они представляют, подобно тотемному животному . Поэтому лисьеподобная фюльгья следила за лживым человеком, лебединая – за красивой женщиной. [ 12 ] Мужчины, которых считали лидерами, часто носили фюльгью, чтобы показать свой истинный характер. Это означает, что если бы они имели «ручную природу», их фюльгья обычно был быком, козой или кабаном. Если бы у них была «неприрученная природа», у них был бы фюльгьюр, такой как лиса, волк, олень, медведь, орел, сокол, леопард, лев или змея. [ 13 ]

Говорят также, что животное фюльгья появляется перед своим владельцем, часто во сне, и предвещает грядущие события. По существу, это представление самого будущего, а не характера человека. Как и судьба человека, фюльгья не подлежит изменению, не может улучшаться или действовать сама по себе. [ 14 ]

Фюльгьюр также может «отмечать трансформации между человеком и животным». [ 13 ] или изменение формы. В «Саге об Эгиле » есть упоминания о превращении Эгиля и Скаллагрима в волков или медведей, а также есть примеры изменения формы в « Саге о короле Хрольфе Краки» , где Бодвар Бьярки превращается в медведя во время битвы в качестве последнего боя. Эти трансформации, возможно, подразумеваются в описаниях саг берсерков , которые превращаются в животных или проявляют звериные способности. [ 15 ]

Эльс Мундал утверждал, что фюльга типа женщины-призрака животного и фюльгья имеют разное происхождение, а одиночное животное фюльга человека на самом деле представляет собой альтер-эго , присутствующее с рождения, которое погибает вместе, когда этот человек умирает. [ 17 ]

Фюльгьюр обычно появляется в образе животного или человека и обычно появляется во время сна, но в сагах говорится, что они могут появляться и тогда, когда человек бодрствует, и что видеть свою фюльгья является предзнаменованием неминуемой смерти. Когда фюльгьюр появляются в образе женщин, они предположительно являются духами-хранителями людей или кланов ( эттир ). И, по мнению Эльзы Мундала , женскую фюльгья также можно считать дис , призраком или богиней, привязанной к судьбе. [ 1 ]

Сон и сны

[ редактировать ]

Фюльгьюр обычно появляется во время сна.

В «Саге о Гисле» главного героя Гислу Суррсона посещают два красивых филгьюра , один из которых несет хорошее предзнаменование, а другой - дурное предзнаменование и пытается склонить его к насилию. Эти две женщины-мечты ( draumkona ), как уже было описано и упомянуто несколькими авторитетными источниками в качестве примера скандинавских приманок. [ 8 ] [ 18 ] Эти две женщины могли представлять женщин-предков семейных связей Гисли, таких как связи между его женой Ауд и его сестрой Тордис, относящиеся к идее Хаминджа и Дис. [ нужна ссылка ] Хорошую «женщину-мечту» и плохую здесь также трудно отличить от дисира, по мнению Кэролайн Ларрингтон . [ 19 ] [ б ]

В средневековом контексте неудивительно, что сообщение во сне должно иметь прогностический контекст, предупреждая о судьбе человека. И Энди Орчард , и Рудольф Симек отмечают параллели между концепцией женщины-хранительницы хаминджа — олицетворения счастья семьи или отдельного человека — и фюльгья. [ 21 ] [ 22 ]

В другом примере саги Атли из Отрадальра мечтает о лисице, ведущей стаю из 18 волков. Последовавшую атаку возглавил «самый злой волшебник во всем регионе» ( Hávarðar saga Ísfirðings , т.е. « Сага о Хавардуре из Исафьордюра»). [ 23 ] ). Это пример fylgja или fetch, обсуждаемый Г. Турвиллем-Петре и т. д. [ 4 ] [ 24 ]

Редкий или даже уникальный сохранившийся случай конского фюльгья встречается в саге о Ватнсдале . [ 25 ] Здесь сновидец ( Ингольф Торстейнссон ) видит себя верхом на рыжем коне, что он оптимистично расценивает как хорошее предзнаменование. Но его жена не согласна и объясняет, что лошадь — это марр (упоминавшийся выше, ≈кошмар, кобыла ), и мужская добыча, к тому же красный цвет выдает кровавый нрав. Она безуспешно пытается отговорить его от участия в собрании по выбору вождя ( годи ), и хотя Ингольф избирается, его немедленно убивает убийца. [ 26 ]

Пробуждение

[ редактировать ]

В сагах также рассказывается, что они могут появиться и тогда, когда человек бодрствует, и что видеть свою фюльгью - предзнаменование неминуемой смерти.

Так, в саге о Хальфредаре ее главный герой Халльфред вандредаскальд («неприятный поэт») увидел женщину, одетую в доспехи, в которой он узнал свою собственную фюльгьюкону , и он понял, что ее появление означало его неминуемую смерть на борту корабля. [ 27 ]

Скотч и Мавр

[ редактировать ]

В Йона Арнасона классификации он поместил ветвь историй « фюльгья » в более широкий класс « драугр » («истории о привидениях» или «истории о гоблинах»). [ 28 ] ); и под этой веткой " фюльгья " ( фюльгьюр или "последователи" [ 6 ] ) он собрал множество историй о призраках, относящихся к женскому типу скотта и мужскому типу мори . [ 29 ] Однако современные комментаторы различают мори и скотта как злых призраков, отдельных от фюльгья . [ 31 ]

Название «Скотта» объясняется их странной привычкой носить фалдур , женский головной убор, исландский национальный костюм: вместо того, чтобы носить его изогнутым вперед, как ей положено, она носит коричнево-красный головной убор. [ с ] Фалдур свернулся назад, как хвост ( скотт , «хвост»). Она тоже носит красные чулки и сосет пальцы, но в остальном одета прилично и ведет себя нормально. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]

Точно так же, как скотта предпочитали носить коричневый [иш] фалдур , мужчины мори также носили коричневую ( мор ) одежду, отсюда и такое особое название. Хотя мори также был известен под другими именами, такими как лалли , гоггур или другими кеннингами . [ 32 ] [ 35 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См. пример лисицы, изображающей волшебника в саге о Хавардаре, приведен ниже.
  2. Во введении Йона Арнасона к разделу «Фюльгьюр» отмечается, что фюльгья также называется dis , со ссылкой на Formnanna sögur II: 195. [ 20 ]
  3. ^ Исландский : móraúd
  1. ^ Jump up to: а б с д и Мундаль (1974) , Краткое содержание и перевод @ Квилхауг, Мария (рукоять: Дама Лабиринта). «Фюльгьюр – духи-хранители и матери-прародители» . Блейдхонер . Проверено 4 марта 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б Гранди, Стефан (1998). «Изменение формы и Берсеркерганг» . В плакате Кэрол; Утц, Ричард Дж. (ред.). Перевод, трансформация и пресуществление в позднем средневековье . Издательство Северо-Западного университета. стр. 110–112. ISBN  9780810116467 .
  3. ^ Jump up to: а б Огден, Дэниел (2021). Оборотень в древнем мире . Издательство Оксфордского университета. п. 117. ИСБН  9780192596284 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Турвиль-Петре, Г. (июнь 1958 г.). «Сны в исландской традиции» . Фольклор . 69 (2): 99. JSTOR   1258718 .
  5. ^ Jump up to: а б с Сватос, Уильям Х.-младший; Гиссуарсон, Лофтур Реймар (1997). Исландский спиритуализм: медиумизм и современность в Исландии . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. стр. 48–49. ISBN  9781412825771 .
  6. ^ Jump up to: а б Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. лххix.
  7. ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxxxii.
  8. ^ Jump up to: а б Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxxxix – lxxx.
  9. ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. лххх.
  10. ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxxx – lxxxi.
  11. ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxxxi – lxxxii.
  12. ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxxxi.
  13. ^ Jump up to: а б Андрен, Андерс ; Дженнберт, Кристина; Раудвере, Катарина (2006). Древнескандинавская религия в долгосрочной перспективе; Героизированные мертвецы . Северная академическая пресса. стр. 137–138 .
  14. ^ Бринк, Стефан (2008). Мир викингов . Лондон: Рутледж. стр. 239 . ISBN  978-0-415-33315-3 . [ мертвая ссылка ]
  15. ^ «Бодвар Бьярке» . Книга о скандинавской семье . Проверено 1 июня 2019 г.
  16. ^ (Автор обзора) Брённер, Хедин (лето 1976 г.). « Следующий мотив в скандинавской литературе , Else Mundal». Скандинавские исследования . 48 (3): 335–337. JSTOR   40918612 .
  17. ^ Mundal (1974) , рецензия на английском языке Брённера. [ 16 ]
  18. ^ Турвиль-Петре (1958) , с. 100.
  19. ^ Ларрингтон, Кэролайн (1997). "Шланг". Спутница женщины в мифологии . Пандора. п. 132. ИСБН  9780044409922 .
  20. ^ Йон Арнасон (1862) , с. 354.
  21. ^ Орчард, Энди (1997) Словарь скандинавских мифов и легенд ( Касселл ) ISBN   0-304-34520-2
  22. ^ Симек, Рудольф (2007). Перевод Анжелы Холл. Словарь северной мифологии . ( Д.С. Брюэр ) ISBN   0-85991-513-1
  23. ^ «История Говарда Халта — база данных исландских саг» . База данных исландских саг . Проверено 21 ноября 2015 г.
  24. ^ Кельхнер (1935) , с. 20.
  25. ^ Кельхнер (1935) , с. 21.
  26. ^ Кельхнер (1935) , стр. 20–21.
  27. ^ Дэвидсон, Хильда Родерик Эллис (2013) [1943]. Дорога в Хель: исследование представлений о мертвых в древнескандинавской литературе . Издательство Кембриджского университета. п. 130. ИСБН  9781107632349 .
  28. ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxviii.
  29. ^ Йон Арнасон (1862) , «Сказки о драконах 2-го класса». «3. Статья. Плаценты», с. 354–404
  30. ^ Демпси, Коринн Г. (2017). Мосты между мирами: духи и духовная работа в Северной Исландии . Издательство Оксфордского университета. п. 28 и №18 . ISBN  9780190625030 .
  31. ^ Демпси (2017) , с. 28 [ 30 ] цитируя Swatos & Gissurarson (1997) , стр. 48 [ 5 ]
  32. ^ Jump up to: а б Йон Арнасон (1862) , с. 359.
  33. ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxxxiii.
  34. ^ Бьярнасон, Бриджит (2022). По следам колдунов и призраков в Исландии: саги, мифы и легенды. С советами путешественникам . Гамбург: Acabus Verlag . ISBN  9783862828265 .
  35. ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxxxiii – lxxxiv.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 781bfe94a814c27793a671122db7e064__1714138920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/64/781bfe94a814c27793a671122db7e064.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fylgja - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)