следовать
В скандинавской мифологии фюльгья [ ( древнескандинавский : [ˈfylɡjɑ] , множественное число fylgjur ˈfylɡjuz̠] ) — сверхъестественное существо или дух, который сопровождает человека в связи с его судьбой или состоянием . [ 1 ] Они могут являться человеку во сне как женщины-сновидцы, либо являться наяву, часто как бестелесная духовная форма врага.
Этимология
[ редактировать ]Слово фюльгья означает «сопровождать». [ 2 ] Термин «фюльгья» обычно переводится на английский как « принести », аналогичный термин из ирландского фольклора. [ 3 ]
Термин фюльгья также имеет значение « послед , колпачок », и это утверждал Габриэль Турвиль-Петре. [ 4 ] (ср. § Происхождение плаценты ), что понятие сверхъестественной фюльгья не может быть полностью отделено от этого вторичного значения; на самом деле, вполне может быть связь с хамром , относящимся к коже, используемой оборотнями ( хамрамр , ср. fjaðrhamr ). [ 2 ] [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Филгия — это призрак , который общается (или, за неимением лучшего слова, преследует или преследует) конкретного человека. [ 5 ] и его можно охарактеризовать как «дух-хранитель». [ 6 ] [ 1 ] Однако, вопреки своему названию, означающему «последователь», он обычно движется вперед, вступая в своего рода «контакт» с человеком, прежде чем он достигнет какой-то ключевой точки. [ 5 ] И все же фюльгья будет следовать за человеком, когда он близок к смерти. [ 7 ]
Филгия « иногда ассоциируется с определенной семьей или кланом, и тогда ее называют эттарфюльгья (мн. ættarfylgjur, последователи семьи»). И близкородственный тип фюльгии - это «женщина сновидений», как показано в «Саге о Гисле» (см. § Сон и сновидения ниже). [ 8 ] Утверждается, что исландское мар или мара (фольклорная «[ночная] кобыла ») — это фюльгья из снов , которая отошла от назначенного ей хозяина и посещает сны других, которые имеют тенденцию быть более зловещими, чем при посещении своего обычного хозяина или сторожить. [ 9 ]
принимает Говорят, что фюльгья либо животную форму, либо женскую человеческую форму, и это происходит из-за слияния двух различных типов духов, согласно Эльзе Мундалу ; термин фюльгья , утверждает она, сначала ассоциировался с животным духом, а затем позже был применен к типу женщины-духа. [ 1 ]
Происхождение плаценты
[ редактировать ]Исландское слово fylgja также может означать « плацента » или «послед ребенка». [ 4 ] а фольклорная сверхъестественная связь между ребенком и последом может быть источником фюльгья . концепции [ 10 ] По мнению некоторых, фюльгья принимает форму того животного, которое первым проявило себя и съело последы новорожденного ребенка, следовательно, такие существа принимают формы таких хищников, как мыши, овцы, собаки, лисы, кошки, хищники, Хищные птицы или пожиратели падали. [ 4 ]
Формы животных
[ редактировать ]Таким образом, хотя фюльгья обычно представляла собой женское привидение, в облике женщины, иногда она принимала облик животных (также животных женского пола согласно Мундалю). [ 1 ] [ а ] ). Животное фюльгья обычно имело форму собаки, но также и других наземных и даже морских существ. [ 11 ]
Конкретный тип животного, которого принимают фюльгья , может отражать характер человека, которого они представляют, подобно тотемному животному . Поэтому лисьеподобная фюльгья следила за лживым человеком, лебединая – за красивой женщиной. [ 12 ] Мужчины, которых считали лидерами, часто носили фюльгью, чтобы показать свой истинный характер. Это означает, что если бы они имели «ручную природу», их фюльгья обычно был быком, козой или кабаном. Если бы у них была «неприрученная природа», у них был бы фюльгьюр, такой как лиса, волк, олень, медведь, орел, сокол, леопард, лев или змея. [ 13 ]
Говорят также, что животное фюльгья появляется перед своим владельцем, часто во сне, и предвещает грядущие события. По существу, это представление самого будущего, а не характера человека. Как и судьба человека, фюльгья не подлежит изменению, не может улучшаться или действовать сама по себе. [ 14 ]
Фюльгьюр также может «отмечать трансформации между человеком и животным». [ 13 ] или изменение формы. В «Саге об Эгиле » есть упоминания о превращении Эгиля и Скаллагрима в волков или медведей, а также есть примеры изменения формы в « Саге о короле Хрольфе Краки» , где Бодвар Бьярки превращается в медведя во время битвы в качестве последнего боя. Эти трансформации, возможно, подразумеваются в описаниях саг берсерков , которые превращаются в животных или проявляют звериные способности. [ 15 ]
Эльс Мундал утверждал, что фюльга типа женщины-призрака животного и фюльгья имеют разное происхождение, а одиночное животное фюльга человека на самом деле представляет собой альтер-эго , присутствующее с рождения, которое погибает вместе, когда этот человек умирает. [ 17 ]
События
[ редактировать ]Фюльгьюр обычно появляется в образе животного или человека и обычно появляется во время сна, но в сагах говорится, что они могут появляться и тогда, когда человек бодрствует, и что видеть свою фюльгья является предзнаменованием неминуемой смерти. Когда фюльгьюр появляются в образе женщин, они предположительно являются духами-хранителями людей или кланов ( эттир ). И, по мнению Эльзы Мундала , женскую фюльгья также можно считать дис , призраком или богиней, привязанной к судьбе. [ 1 ]
Сон и сны
[ редактировать ]Фюльгьюр обычно появляется во время сна.
В «Саге о Гисле» главного героя Гислу Суррсона посещают два красивых филгьюра , один из которых несет хорошее предзнаменование, а другой - дурное предзнаменование и пытается склонить его к насилию. Эти две женщины-мечты ( draumkona ), как уже было описано и упомянуто несколькими авторитетными источниками в качестве примера скандинавских приманок. [ 8 ] [ 18 ] Эти две женщины могли представлять женщин-предков семейных связей Гисли, таких как связи между его женой Ауд и его сестрой Тордис, относящиеся к идее Хаминджа и Дис. [ нужна ссылка ] Хорошую «женщину-мечту» и плохую здесь также трудно отличить от дисира, по мнению Кэролайн Ларрингтон . [ 19 ] [ б ]
В средневековом контексте неудивительно, что сообщение во сне должно иметь прогностический контекст, предупреждая о судьбе человека. И Энди Орчард , и Рудольф Симек отмечают параллели между концепцией женщины-хранительницы хаминджа — олицетворения счастья семьи или отдельного человека — и фюльгья. [ 21 ] [ 22 ]
В другом примере саги Атли из Отрадальра мечтает о лисице, ведущей стаю из 18 волков. Последовавшую атаку возглавил «самый злой волшебник во всем регионе» ( Hávarðar saga Ísfirðings , т.е. « Сага о Хавардуре из Исафьордюра»). [ 23 ] ). Это пример fylgja или fetch, обсуждаемый Г. Турвиллем-Петре и т. д. [ 4 ] [ 24 ]
Редкий или даже уникальный сохранившийся случай конского фюльгья встречается в саге о Ватнсдале . [ 25 ] Здесь сновидец ( Ингольф Торстейнссон ) видит себя верхом на рыжем коне, что он оптимистично расценивает как хорошее предзнаменование. Но его жена не согласна и объясняет, что лошадь — это марр (упоминавшийся выше, ≈кошмар, кобыла ), и мужская добыча, к тому же красный цвет выдает кровавый нрав. Она безуспешно пытается отговорить его от участия в собрании по выбору вождя ( годи ), и хотя Ингольф избирается, его немедленно убивает убийца. [ 26 ]
Пробуждение
[ редактировать ]В сагах также рассказывается, что они могут появиться и тогда, когда человек бодрствует, и что видеть свою фюльгью - предзнаменование неминуемой смерти.
Так, в саге о Хальфредаре ее главный герой Халльфред вандредаскальд («неприятный поэт») увидел женщину, одетую в доспехи, в которой он узнал свою собственную фюльгьюкону , и он понял, что ее появление означало его неминуемую смерть на борту корабля. [ 27 ]
Сказки
[ редактировать ]Скотч и Мавр
[ редактировать ]В Йона Арнасона классификации он поместил ветвь историй « фюльгья » в более широкий класс « драугр » («истории о привидениях» или «истории о гоблинах»). [ 28 ] ); и под этой веткой " фюльгья " ( фюльгьюр или "последователи" [ 6 ] ) он собрал множество историй о призраках, относящихся к женскому типу скотта и мужскому типу мори . [ 29 ] Однако современные комментаторы различают мори и скотта как злых призраков, отдельных от фюльгья . [ 31 ]
Название «Скотта» объясняется их странной привычкой носить фалдур , женский головной убор, исландский национальный костюм: вместо того, чтобы носить его изогнутым вперед, как ей положено, она носит коричнево-красный головной убор. [ с ] Фалдур свернулся назад, как хвост ( скотт , «хвост»). Она тоже носит красные чулки и сосет пальцы, но в остальном одета прилично и ведет себя нормально. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Точно так же, как скотта предпочитали носить коричневый [иш] фалдур , мужчины мори также носили коричневую ( мор ) одежду, отсюда и такое особое название. Хотя мори также был известен под другими именами, такими как лалли , гоггур или другими кеннингами . [ 32 ] [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]- Душа и разум
- Аугоэйдес
- Демон
- Вт
- Знакомый дух
- Принеси (фольклор)
- Природа
- Норны
- Тотем
- Валькирия
- Сторожить
Примечания
[ редактировать ]- ^ См. пример лисицы, изображающей волшебника в саге о Хавардаре, приведен ниже.
- ↑ Во введении Йона Арнасона к разделу «Фюльгьюр» отмечается, что фюльгья также называется dis , со ссылкой на Formnanna sögur II: 195. [ 20 ]
- ^ Исландский : móraúd
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Мундаль (1974) , Краткое содержание и перевод @ Квилхауг, Мария (рукоять: Дама Лабиринта). «Фюльгьюр – духи-хранители и матери-прародители» . Блейдхонер . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Гранди, Стефан (1998). «Изменение формы и Берсеркерганг» . В плакате Кэрол; Утц, Ричард Дж. (ред.). Перевод, трансформация и пресуществление в позднем средневековье . Издательство Северо-Западного университета. стр. 110–112. ISBN 9780810116467 .
- ^ Jump up to: а б Огден, Дэниел (2021). Оборотень в древнем мире . Издательство Оксфордского университета. п. 117. ИСБН 9780192596284 .
- ^ Jump up to: а б с д Турвиль-Петре, Г. (июнь 1958 г.). «Сны в исландской традиции» . Фольклор . 69 (2): 99. JSTOR 1258718 .
- ^ Jump up to: а б с Сватос, Уильям Х.-младший; Гиссуарсон, Лофтур Реймар (1997). Исландский спиритуализм: медиумизм и современность в Исландии . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. стр. 48–49. ISBN 9781412825771 .
- ^ Jump up to: а б Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. лххix.
- ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxxxii.
- ^ Jump up to: а б Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxxxix – lxxx.
- ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. лххх.
- ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxxx – lxxxi.
- ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxxxi – lxxxii.
- ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxxxi.
- ^ Jump up to: а б Андрен, Андерс ; Дженнберт, Кристина; Раудвере, Катарина (2006). Древнескандинавская религия в долгосрочной перспективе; Героизированные мертвецы . Северная академическая пресса. стр. 137–138 .
- ^ Бринк, Стефан (2008). Мир викингов . Лондон: Рутледж. стр. 239 . ISBN 978-0-415-33315-3 . [ мертвая ссылка ]
- ^ «Бодвар Бьярке» . Книга о скандинавской семье . Проверено 1 июня 2019 г.
- ^ (Автор обзора) Брённер, Хедин (лето 1976 г.). « Следующий мотив в скандинавской литературе , Else Mundal». Скандинавские исследования . 48 (3): 335–337. JSTOR 40918612 .
- ^ Mundal (1974) , рецензия на английском языке Брённера. [ 16 ]
- ^ Турвиль-Петре (1958) , с. 100.
- ^ Ларрингтон, Кэролайн (1997). "Шланг". Спутница женщины в мифологии . Пандора. п. 132. ИСБН 9780044409922 .
- ^ Йон Арнасон (1862) , с. 354.
- ^ Орчард, Энди (1997) Словарь скандинавских мифов и легенд ( Касселл ) ISBN 0-304-34520-2
- ^ Симек, Рудольф (2007). Перевод Анжелы Холл. Словарь северной мифологии . ( Д.С. Брюэр ) ISBN 0-85991-513-1
- ^ «История Говарда Халта — база данных исландских саг» . База данных исландских саг . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Кельхнер (1935) , с. 20.
- ^ Кельхнер (1935) , с. 21.
- ^ Кельхнер (1935) , стр. 20–21.
- ^ Дэвидсон, Хильда Родерик Эллис (2013) [1943]. Дорога в Хель: исследование представлений о мертвых в древнескандинавской литературе . Издательство Кембриджского университета. п. 130. ИСБН 9781107632349 .
- ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxviii.
- ^ Йон Арнасон (1862) , «Сказки о драконах 2-го класса». «3. Статья. Плаценты», с. 354–404
- ^ Демпси, Коринн Г. (2017). Мосты между мирами: духи и духовная работа в Северной Исландии . Издательство Оксфордского университета. п. 28 и №18 . ISBN 9780190625030 .
- ^ Демпси (2017) , с. 28 [ 30 ] цитируя Swatos & Gissurarson (1997) , стр. 48 [ 5 ]
- ^ Jump up to: а б Йон Арнасон (1862) , с. 359.
- ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxxxiii.
- ^ Бьярнасон, Бриджит (2022). По следам колдунов и призраков в Исландии: саги, мифы и легенды. С советами путешественникам . Гамбург: Acabus Verlag . ISBN 9783862828265 .
- ^ Йон Арнасон, Пауэлл (тр.) и Магнуссон (тр.) (1866) , стр. lxxxiii – lxxxiv.
Библиография
[ редактировать ]- Йон Арнасон (1862). «2. Категория Драгуасёгур / 3. Статья. Таблички» . Исландские народные сказки и приключения . Том. 1. Лейпциг: Дж. К. Хинрихс. стр. 354–404.
- Йон Арнасон (1866). Исландские легенды, собранные Йоном Арнасоном . Перевод Джорджа Э. Дж. Пауэлла ; Эйрик Магнуссон . Лондон: Лонгман, Грин и Ко. стр. lxxxix – xc.
- Келчнер, Джорджия Данэм (1935), Сны в древнескандинавской литературе и их сходство в фольклоре , издательство Cambridge University Press
- Мундаль, Еще (1974), Следуйте мотиву в литературе Норрона (на норвежском языке), Осло: Universitetsforlaget
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андрен, Андерс; Дженнберт, Кристина; Раудвере, Катарина (2006) Древнескандинавская религия в долгосрочной перспективе (Чикаго: Nordic Academic Press; стр. 137–138)
- История Говарда Хальта [ постоянная мертвая ссылка ] (База данных исландских саг)
- Йохенс, Дженни (1996) Древнескандинавские образы женщин (Филадельфия: Пенсильванский университет)
- Коннор Финн; Тайна снега. (Художественный роман с участием фюльгья)
- Уильям Фризен, « Фюльгьюр в исландской саге », Скандинавские исследования , 87 (2015), 255–80, два : 10.5406/scanstud.87.2.0255 .
- Зузана Станковицова, «Продолжение женского фюльгьюра : пересмотр концепции женского фюльгьюра в старой исландской литературе», в «Паранормальных встречах в Исландии 1150–1400» , изд. Мириам Майбурд и Арманн Якобссон (Берлин: De Gruyter, 2020), стр. 245–62. ISBN 9781501513862 (см. Зузана Станковицова, «Являются ли эти человеческие плаценты»: повторное исследование плацент в древнескандинавской литературе » (неопубликованная магистерская диссертация, Университет Исландии, 2015 г.)).