Jump to content

Пале-Рояль

Координаты : 48 ° 51'48 "N 2 ° 20'13" E  /  48,86333 ° N 2,33694 ° E  / 48,86333; 2,33694
(Перенаправлено из Пале-Кардинал )
Пале-Рояль
Вход в Пале-Рояль
Карта
Общая информация
Расположение Париж , Франция
Адрес 204 , улица Сент-Оноре , площадь Пале-Рояль
Текущие арендаторы Государственный совет , Министерство культуры , Конституционный совет
Строительство началось 1633
Завершенный 1639
Отремонтированный 1698–1700; 1719–1729; 1753–1779; 1782–1783; 1791–1793; 1828–1830
Клиент Кардинал Ришелье
Проектирование и строительство
Архитектор(ы)
Веб-сайт
domaine-palais-royal.fr

Пале -Рояль (англ. Французский: [pa.lɛ ʁwa.jal] ) — бывший французский королевский дворец, расположенный на улице Сент-Оноре в 1-м округе Парижа . Экранированный входной двор выходит на площадь Пале-Рояль, напротив Лувра . Первоначально называвшийся Пале-Кардиналом , он был построен для кардинала Ришелье примерно с 1633 по 1639 год архитектором Жаком Лемерсье . Ришелье завещал его Людовику XIII , прежде чем Людовик XIV передал его своему младшему брату Филиппу I, герцогу Орлеанскому . Поскольку последующие герцоги Орлеанские на протяжении многих лет вносили такие обширные изменения, от первоначального дизайна Лемерсье почти ничего не осталось.

Пале-Рояль в настоящее время является резиденцией Министерства культуры , Государственного совета и Конституционного совета . Центральный сад Пале-Рояль (Jardin du Palais-Royal) служит общественным парком; в его аркадах расположены магазины.

Пале-Кардинал

[ редактировать ]
Пале-Кардинал, ок. 1641 г.

Первоначально называвшийся Пале-Кардиналом, дворец был личной резиденцией кардинала Ришелье . [1] Архитектор Жак Лемерсье начал свой проект в 1629 году; [2] Строительство началось в 1633 году и было завершено в 1639 году. [1] Сады были заложены в 1629 году Жаном Ленотром (отцом Андре Ленотра ), Симоном Бушаром и Пьером I Дего по проекту, созданному Жаком Бойсо . [3] После смерти Ришелье в 1642 году дворец перешел в собственность короля и получил новое название Пале-Рояль . [1]

После смерти Людовика XIII в следующем году он стал домом королевы-матери Анны Австрийской и ее маленьких сыновей Людовика XIV и Филиппа, герцога Анжуйского . [4] вместе со своим советником кардиналом Мазарини .

С 1649 года дворец был резиденцией изгнанных Генриетты Марии и Генриетты Анны Стюарт , жены и дочери свергнутого короля Англии Карла I. Эти двое бежали из Англии в разгар гражданской войны в Англии и были приютены племянником Генриетты Марии, королем Людовиком XIV.

Пале-Брион, отдельная часть рядом с улицей Ришелье к западу от Пале-Рояля, была куплена Людовиком XIV у наследников кардинала Ришелье. Людовик связал его с Пале-Роялем. Именно во дворце Брион Людовик остановил свою любовницу Луизу де ла Вальер, пока его роман с мадам де Монтеспан все еще оставался официальной тайной. [5]

Филипп I, герцог Орлеанский

[ редактировать ]
Филипп де Франс, герцог Орлеанский, младший брат Людовика XIV .

Генриетта Анна вышла замуж за младшего брата Людовика, Филиппа I, герцога Орлеанского, в дворцовой часовне 31 марта 1661 года. После свадьбы Людовик XIV позволил своему брату и жене использовать Пале-Рояль в качестве своей главной парижской резиденции. новая герцогиня родила дочь Марию Луизу Орлеанскую В следующем году во дворце . Она создала декоративные сады дворца, которые считались одними из самых красивых в Париже. При новой герцогской чете Пале-Рояль станет социальным центром столицы.

Дворец был отремонтирован и созданы новые апартаменты для горничных и персонала герцогини. Некоторые из женщин, которые позже стали фаворитками короля Людовика XIV, были из ее дома: Луиза де ла Вальер , которая родила там двух сыновей короля в 1663 и 1665 годах; Франсуаза-Атенаис, маркиза де Монтеспан , сменившая Луизу; и Анжелика де Фонтанж , бывшая на службе у второй герцогини Орлеанской.

Придворные собрания в Пале-Рояле пользовались славой не только в столице, но и во всей Франции. Именно на этих вечеринках приходили увидеть и быть увиденными сливки французского общества. Среди гостей были главные члены королевской семьи, такие как королева-мать Анна Австрийская ; Анна, герцогиня Монпансье , принцы Конде и Конти . Фаворитки Филиппа тоже были частыми гостями.

Генеральный план участка (1692 г.) Франсуа д'Орбе , показывающий сады в перепроектированном Андре Ле Нотре около 1674 г.

После смерти Генриетты Анны в 1670 году герцог взял вторую жену, принцессу Палатину , которая предпочла жить в замке Сен-Клу . Таким образом, Сен-Клу стал главной резиденцией ее старшего сына и наследника Орлеанского дома , Филиппа Шарля Орлеанского известного как герцог Шартрский . [6]

Дворец Брион на карте Парижа Тюрго 1739 года.

Королевская академия искусства и скульптуры занимала дворец Брион с 1661 по 1691 год и делила его с Королевской академией архитектуры с 1672 года. [7] Здесь была размещена королевская коллекция древностей под присмотром искусствоведа и официального придворного историка Андре Фелибьена , назначенного в 1673 году.

Около 1674 года герцог Орлеанский поручил Андре Ленотру перепроектировать сады Пале-Рояля. [8]

После увольнения мадам де Монтеспан и прибытия ее преемницы, мадам де Ментенон , которая запретила любые роскошные развлечения в Версале , Пале-Рояль снова стал центром внимания общества. [9]

В 1692 году по случаю свадьбы герцога Шартрского с Франсуазой Марией де Бурбон , мадемуазель де Блуа , законной дочерью Людовика XIV и мадам де Монтеспан, король передал Пале-Рояль своему брату. Новая пара не заняла северо-восточное крыло, где первоначально жила Анна Австрийская, а вместо этого предпочла поселиться во дворце Брион. Для удобства невесты были построены и обставлены новые апартаменты в крыле, выходящем на восток, на улице Ришелье . [6]

Именно в это время Филипп заказал Большую галерею на улице Ришелье для своей знаменитой Орлеанской коллекции картин, которая была легко доступна для публики. Спроектирован архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром . [10] виргилианскими сюжетами он был построен около 1698–1700 годов и расписан Койпелем . Стоимость этой реконструкции составила около 400 000 ливров . [11] Помощник Ардуэна-Мансара, Франсуа д'Орбе , подготовил общий план территории, показывающий Пале-Рояль до того, как были внесены эти изменения.

Филипп II, герцог Орлеанский

[ редактировать ]

Когда герцог Орлеанский умер в 1701 году, его сын стал главой Орлеанского дома . Новые герцог и герцогиня Орлеанские поселились в Пале-Рояле. две их дочери, Шарлотта Агла д'Орлеанская , позже герцогиня Модены , и Луиза Диана Орлеанская , позже принцесса Конти Здесь родились .

Совет герцога Орлеанского в 1716 году с кардиналом Флери, заседающим в Пале-Рояле. Гобелены над дверью вытканы с орнаментом Орлеана.

После смерти Людовика XIV в 1715 году ему наследовал его пятилетний правнук. Герцог Орлеанский стал регентом молодого Людовика XV , установив правительство страны в Пале-Рояле, в то время как молодой король жил в соседнем дворце Тюильри . В Пале-Рояле размещалась великолепная Орлеанская коллекция , насчитывающая около 500 картин, которая была выставлена ​​на всеобщее обозрение, пока не была продана за границу в 1791 году.

Он поручил Жилю-Мари Оппенору перепроектировать апартаменты герцогини на первом этаже в 1716 году и украсить большие апартаменты дворца Брион в светлом и живом стиле Режанс , который предвещал рококо регента. , а также более интимные маленькие апартаменты . Оппенорд также внес изменения в Большую галерею Пале-Брион и создал своеобразный Салон д'Англь, который соединил Гранд-апартаменты с Большой галереей на улице Ришелье (1719–20; видно на карте Парижа Тюрго 1739 года ). Вся эта работа была потеряна, когда в 1784 году Пале Брион был снесен для строительства Зала Ришелье , в котором сейчас находится Комеди-Франсез . [12] [13]

Людовик Орлеанский

[ редактировать ]
Пале-Рояль на карте Парижа Тюрго 1739 года с садами, переработанными Клодом Дего в 1729 году. Сам дворец выходит на небольшую площадь.

После Регентства светская жизнь дворца стала гораздо более приглушенной. Людовик XV перенес двор обратно в Версаль, и Париж снова был проигнорирован. То же самое произошло и с Пале-Роялем. Луи Орлеанский сменил своего отца на посту нового герцога Орлеанского в 1723 году. Он и его сын Луи-Филипп жили в другой семейной резиденции в Сен-Клу, которая пустовала после смерти принцессы Палатинской в ​​1722 году.

Клод Дего перепроектировал сады Пале-Рояля в 1729 году. [14]

Луи-Филипп I

[ редактировать ]

В 1752 году Луи-Филипп I сменил своего отца на посту герцога Орлеанского. Вскоре Пале-Рояль стал ареной пресловутых развратов Луизы- Генриетты де Бурбон, вышедшей замуж за Луи-Филиппа в 1743 году. Для нее были пристроены новые апартаменты (расположенные в нынешней северной части крыла на улице Рю-де-Валуа). в начале 1750-х годов архитектором Пьером Контан д'Иври . [15] Она умерла в возрасте тридцати двух лет в 1759 году. Она была матерью Луи-Филиппа II, герцога Орлеанского , позже известного как Филипп Эгалите . Через несколько лет после смерти Луизы-Генриетты ее муж тайно женился на своей любовнице, остроумной маркизе де Монтессон , и пара жила в замке Сент-Ассиз, где он и умер в 1785 году. Незадолго до своей смерти он завершил продажу Замок Сен-Клу королеве Марии-Антуанетте .

Луи-Филипп II

[ редактировать ]

Луи-Филипп II, герцог Орлеанский, родился в Сен-Клу, а затем переехал в Пале-Рояль и жил там со своей женой, богатой Луизой Марией Аделаидой де Бурбон , на которой он женился в 1769 году. Герцог контролировал Пале-Рояль из 1780 г. и далее. Старший сын пары, Луи-Филипп III Орлеанский , родился здесь в 1773 году. Луи-Филипп II сменил своего отца на посту главы Орлеанского дома в 1785 году.

Театры Пале-Рояля

[ редактировать ]
План Пале-Рояля с театром в восточном крыле ( Блондель , Архитектура Франсуазы , 1754 г.)

В Пале-Рояле находился один из самых важных общественных театров Парижа, в восточном крыле на улице Сент-Оноре (на участке к западу от того, что сейчас является улицей Валуа ). [16] Он был построен с 1637 по 1641 год по проекту Лемерсье и первоначально был известен как Большой зал Пале-Кардинала . Этот театр позже использовался труппой Мольера, начиная с 1660 года, и к тому времени он стал известен как Театр дю Пале-Рояль. После смерти Мольера в 1673 году театр перешел во владение Жан-Батиста Люлли , который использовал его для своей Королевской академии музыки (официальное название Парижской оперы в то время). [17]

План Пале-Рояля 1780 года с оперным театром Моро (1770–1781).

Театр Оперы был разрушен пожаром в 1763 году, но был перестроен по проекту архитектора Пьера-Луи Моро Деспру на участке немного восточнее (где сегодня находится улица Валуа) и вновь открыт в 1770 году. Этот второй театр продолжал работать. использовался Оперой до 1781 года, когда он также был уничтожен пожаром, но на этот раз не был восстановлен. Моро Деспру также спроектировал прилегающие сохранившиеся входные фасады Пале-Рояля. [18]

По просьбе Луи-Филиппа II вскоре после пожара в комплексе Пале-Рояль были построены два новых театра. Оба этих новых театра были спроектированы Виктором Луи , архитектором, который также спроектировал торговые галереи с видом на сад (см. Ниже). Первый театр, открывшийся 23 октября 1784 года, представлял собой небольшой кукольный театр в северо-западном углу сада на пересечении Галереи Монпансье и Галереи Божоле . [19] Первоначально он был известен как Театр Божоле, затем как Театр Монтансье, после чего Виктор Луи расширил его для постановки пьес и опер. Позже, начиная с политических потрясений Революции , этот театр был известен под множеством других названий. В 1812 году он был преобразован в кафе с представлениями, но вновь открылся как театр в 1831 году, когда получил название Театр дю Пале-Рояль , под которым он известен до сих пор. [20]

Зал Ришелье , спроектированный и построенный в 1786–1790 годах Виктором Луи , в 1799 году стал театром Комеди Франсез .
Пале-Рояль (около 1790 г.) со вторым театром Виктора Луи слева и улицей Валуа, заменяющей оперу Моро справа.

Луи-Филиппа II Второй театр был больше и располагался недалеко от юго-западного угла комплекса, на улице Ришелье . Первоначально он предназначал его для Оперы, но компания отказалась переехать в него. Вместо этого он предложил его Театру Варьете-Амусантес , который раньше находился на бульваре Тампль , но с 1 января 1785 года играл во временном театре в садах Пале-Рояля. Эта труппа изменила свое название на Театр дю Пале-Рояль 15 декабря 1789 года, а позже переехала в новый театр после его завершения, где они открылись 15 мая 1790 года. 25 апреля 1791 года антироялистская фракция Комеди -Франсез , во главе с Тальмой , покинул театр этой труппы на левом берегу (в то время известный как Театр Нации, но сегодня как Одеон ) и присоединился к труппе на улице Ришелье, которая быстро сменила название на Театр Франсэ де улица Ришелье. С основанием Французской Республики в сентябре 1792 года название театра снова было изменено на Театр Республики. В 1799 году актеры разделенной труппы воссоединились в Пале-Рояль, и театр официально стал Комеди-Франсез, также широко известным как Театр-Франсэ, названия, которые он сохраняет по сей день. [21]

Торговые ряды

[ редактировать ]
Галерея Монпансье в 18 веке.
Перспективный вид на королевский дворец со стороны сада

Луи-Филипп II также поручил Виктору Луи построить в период с 1781 по 1784 год шестиэтажные жилые дома с колоннадами первых этажей, выходящими на три стороны дворцового сада. С внешней стороны этих крыльев перед домами, которые раньше были построены, были построены три новые улицы. Выходили на сад: улица Монпансье на западе, улица Божоле на севере и улица Валуа на востоке. [22] Он коммерциализировал новый комплекс, сдав территорию под колоннадами торговцам и поставщикам услуг, а в 1784 году торгово-развлекательный комплекс открылся для публики. Примерно за десять лет некоторые части Дворца были преобразованы в торговые ряды, которые стали центром экономической и социальной жизни Парижа XVIII века. [23]

Хотя основная часть дворца ( corps de logis ) оставалась частной резиденцией Орлеана, в аркадах, окружающих его скверы, располагалось 145 бутиков, кафе, салонов, парикмахерских, книжных магазинов, музеев и бесчисленных киосков с закусками. Эти торговые точки продавали богатой элите предметы роскоши, такие как изысканные ювелирные изделия, меха, картины и мебель. В магазинах были установлены длинные стеклянные окна, что позволяло представителям среднего класса разглядывать витрины и предаваться фантазиям. Таким образом, Пале-Рояль стал одним из первых торговых рядов нового стиля и стал популярным местом для богатых, где они могли собираться, общаться и наслаждаться своим досугом. Обновленный дворцовый комплекс стал одним из самых важных рынков Парижа. Его посещали аристократия, средний класс и низшие сословия. Он имел репутацию места утонченных разговоров (вращавшихся вокруг салонов, кафе и книжных магазинов), бесстыдного разврата (это было излюбленное место местных проституток), а также рассадника Франкмасонская деятельность . [24]

Созданный для привлечения благородного среднего класса, Пале-Рояль продавал предметы роскоши по относительно высоким ценам. Однако цены никогда не были сдерживающим фактором, поскольку эти новые игровые залы стали местом, где можно было делать покупки и быть на виду. Торговые галереи предлагали покупателям замкнутое пространство вдали от хаоса, характерного для шумных и грязных улиц; теплое, сухое место вдали от непогоды; и убежище, где люди могли бы общаться и проводить свободное время. Прогулки по аркадам стали популярным развлечением восемнадцатого века для зарождающегося среднего класса. [25]

С 1780-х по 1837 год дворец снова стал центром парижских политических и социальных интриг и местом расположения самых популярных кафе. Исторический ресторан Le Grand Véfour , открывшийся в 1784 году, все еще находится здесь. В 1786 году философом-любителем была установлена ​​полуденная пушка, установленная на парижском меридиане , в которой солнечные полуденные лучи, проходя через линзу, зажигали запал пушки. Полуденная пушка все еще стреляет по Пале-Роялю, хотя исчезло большинство выставленных на продажу дам, тех, кто вдохновил аббата Делиля на строки:

В этом саду мы не встретим
Ни лугов, ни лесов, ни фруктов, ни цветов.
И если кто-то нарушает свою мораль,
По крайней мере, вы можете установить там свои часы. [26]

(«В этом саду не встретишь ни лугов, ни лесов, ни фруктов, ни цветов. И если кто-то нарушит свою мораль, то, по крайней мере, можно будет перевести свои часы».)

Цирк Пале-Рояль, построенный в центре сада, описывается как «огромное полуподземное зрелище с едой, развлечениями, бутиками и играми, которое тянулось по всей длине парка и было предметом разговоров в столице». ." [27] Он был уничтожен пожаром 15 декабря 1798 года. [28]

Вдохновленная базарами Аравии , Галерея де Буа, серия деревянных магазинов, соединяющих концы Пале-Рояля и охватывающих южную часть сада, была впервые открыта в 1786 году. [29] Для парижан, живших практически без тротуаров, улицы были опасными и грязными; пассаж был приятным дополнением к уличному пейзажу, поскольку предоставлял безопасное место, где парижане могли делать покупки в витринах и общаться. Таким образом, в Пале-Рояле началось то, что историк архитектуры Бертран Лемуан [ фр ] описывает как «l'Ère des Passes Couverts» (Эра аркад), которое изменило европейские покупательские привычки между 1786 и 1935 годами. [30]

Дворец равенства и революции

[ редактировать ]
Галереи леса в Пале-Рояле, картина Теодора Йозефа Юбера Хоффбауэра , литография, ок. 1825 г.
Сады Пале-Рояль: иллюстрация из путеводителя по Парижу 1863 года. Современные насаждения поддерживают газон, фонтаны и деревья.

В революционный период Филипп Орлеанский стал известен как Филипп Эгалите и правил во Дворце Эгалите, как он был известен на более радикальном этапе революции . [31] Он прославился в Париже, когда открыл сады дворца для всех парижан. В одном из магазинов вокруг сада Шарлотта Корде купила нож, которым зарезала Жан-Поля Марата . Вдоль галерей задерживались ночные дамы, а в помещениях второго этажа разместились шикарные игорные казино.

Маркиз де Сад (1795) описал территорию перед дворцом в своей «Философии в спальне» как место, где продавались прогрессивные брошюры.

После казни герцога собственность дворца перешла к государству, откуда он стал называться Дворцом Трибуната. [31] Комеди -Франсез , государственная театральная труппа, была реорганизована Наполеоном в соответствии с указом о Москве от 15 октября 1812 года, который содержит 87 статей. [32]

Восстановление Бурбонов во Второй Империи

[ редактировать ]

После Реставрации Бурбонов в Пале-Рояле молодой Александр Дюма получил работу в офисе могущественного герцога Орлеанского , который восстановил контроль над дворцом во время Реставрации.

Герцог поручил Пьеру-Франсуа-Леонару Фонтену составить план завершения работы, незаконченной отцом герцога. Самая значительная работа Фонтена включала западное крыло Кур д'Оннер, Айль Монпансье и Шарль Персье , вероятно, самую известную из крытых аркад Парижа, Галерею Орлеана, окружающую Кур д'Оннер на севере. сторона. Оба были завершены в 1830 году. Галерея Орлеана была снесена в 1930-х годах, но ее фланговые ряды колонн до сих пор стоят между Кур д'Оннер и садом Пале-Рояль. [33]

После июльской революции 1830 года, когда герцог Орлеанский взошел на трон как Луи-Филипп I, дворец оставался основной резиденцией нового монарха.

Во время революции 1848 года парижская толпа напала и разграбила королевскую резиденцию Пале-Рояль, особенно коллекцию произведений искусства короля Луи-Филиппа. Во время Второй Французской Республики дворец был ненадолго переименован в «Пале-Националь». [34]

Во времена Второй Французской империи Наполеона III Пале-Рояль стал домом для кадетской ветви семьи Бонапартов, представленной принцем Наполеоном-Жеромом Бонапартом , двоюродным братом Наполеона III. Роскошная столовая была построена в стиле Второй Империи и теперь известна как Зал Наполеона Государственного совета. [35]

В последние дни Парижской коммуны , 24 мая 1871 года, дворец, считавшийся символом аристократии, был подожжен коммунарами, но пострадал меньше, чем другие правительственные здания. В результате он стал временным (а позже и постоянным) домом для нескольких государственных учреждений, включая Государственный совет или Государственный совет. [35]

Пале-Рояль сегодня

[ редактировать ]
Пале-Рояль, Париж: 1. Министерство культуры - 2. Конституционный совет - 3. Государственный совет - 4. Комеди-Франсез - 5. Эфемерный театр - 6. Колонны де Бюрен - 7. Театр дю Пале-Рояль

Сегодня Пале-Рояль является домом Государственного совета , Конституционного совета и Министерства культуры .

Южный фасад

[ редактировать ]

Здания Пале-Рояля выходят на юг, на площадь Пале-Рояль и Лувр через улицу Риволи . Центральную часть дворца занимает Государственный совет. Он имеет три этажа, увенчан низким куполом и закругленным фронтоном, наполненным скульптурой. Два арочных перехода под центральным зданием ведут на Почетный двор позади. В восточном крыле справа расположены офисы Министерства культуры и коммуникаций. Два крыла здания имеют треугольные фасады, наполненные скульптурой, вдохновленной классической архитектурой и типичной для стиля Людовика XIV . [36]

На западной стороне здания Совета находится площадь Колетт и зал Ришелье комедии Французской . За ним находится офис Конституционного совета. Слева от Зала Ришелье находится еще одна небольшая площадь — площадь Андре Мальро. [37]

Государственный совет

[ редактировать ]

, Государственный совет созданный Наполеоном в 1799 году, унаследовал многие функции более раннего Королевского совета , выступая одновременно в качестве консультанта правительства и своего рода Верховного суда. Он был установлен в Пале-Рояле в 1875 году. [38]

У отеля Conseil есть собственный внутренний двор, выходящий на площадь Пале-Рояль и улицу Риволи. Внутри находится величественная подковообразная лестница почета, которая поднимается вдоль стен к площадке на первом этаже. Он украшен театральными эффектами, в том числе ионическими колоннами и глухими арками, создающими иллюзию бухт. Картина в форме обманки в арке, кажется, дает вид на классическую статую, над которой путти держат венки вокруг бюста кардинала Ришелье . Лестницу изготовил Пьер Контан д'Иври в 1765 году. [39]

Самым роскошным залом Совета является Зал Трибунала конфликтов, своего рода зал суда, установленный в бывшей столовой герцогини Орлеанской, построенной архитектором Пьером Контан д'Иври в 1753 году. [40] Он до сих пор сохраняет большую часть своего первоначального убранства с пилястрами и колоннами, а также декоративными медальонами из путти, символизирующими четыре времени года и четыре стихии. Потолок украшен картиной-обманкой 1852 года, изображающей балюстраду и вид на небо. [41]

Зал Генеральной Ассамблеи сначала представлял собой часовню, а затем, при Прайсе Наполеоне, галерею картин. Она была изменена больше, чем любая другая комната в Совете. На одном конце стоит длинный стол с местом в центре для вице-президента Ассамблеи, который председательствует на заседаниях, и шести президентов секций Совета. Убранство зала особенно богато и разнообразно: медальоны, камеи и аллегорические картины, иллюстрирующие различные своды законов и административные ведомства. Ниже представлены еще четыре большие фрески, установленные между 1916 и 1926 годами, на тему «Франция в действии». На них изображены сельское хозяйство (рабочие на полях), торговля (Марсельский порт), городской труд (парижские рабочие, обслуживающие площадь Согласия ) и интеллектуальный труд. [42]

Министерство культуры

[ редактировать ]

Офис министра культуры Франции расположен в Пале-Рояле, в квартире, первоначально построенной для герцога и герцогини Орлеанских в 1820 году, а затем занятой Жеромом Бонапартом в 1850-х годах . Позолоченный и богато украшенный салон Жерома, младшего брата Наполеона, украшен скульптурами, факелами и другими украшениями, первоначально находившимися в тронном зале дворца Тюильри . [43]

Конституционный Совет

[ редактировать ]

Конституционный совет занимает апартаменты дворца, который первоначально был построен между 1829 и 1831 годами для герцога Шартра , старшего сына короля Луи-Филиппа, хотя вместо этого он предпочел жить во дворце Тюильри. После 1859 года это был дом принца Наполеона Бонапарта, второго сына Жерома Бонапарта, младшего брата Наполеона I, и его жены, принцессы Марии Клотильды Савойской . Декор, выполненный Фонтеном, относится к этому периоду. [44]

Парадная лестница состоит из двух лестничных маршей, каждый с площадкой, а первый этаж окружен ионическими колоннами и увенчан кессонными сводами. Свет исходит из мансардных окон в сводах и отражается рядами зеркал. Лестничную площадку украшает мраморный бюст с изображением Рима, первоначально находившийся в коллекции кардинала Ришелье. Современным дополнением является люстра, изготовленная Клодом Лаланном и установленная в 1999 году. Зал заседаний совета, столовая принца Наполеона и Марии Клотильды, был выполнен после 1860 года государственным архитектором Пьером Проспером Шабролем с фресками в стиле старины. Помпеи . Необычной особенностью квартиры является небольшая молельня без окон, небольшое место для молитвы со статуей Богородицы и стенами, покрытыми красно-золотой тканью, сделанной для Марии Клотильды рядом со спальней. В 1980 году ему был восстановлен первоначальный вид. [45]

Двор почета

[ редактировать ]

За Государственным советом, отделенный от садов двумя рядами колонн, которые когда-то были частью Орлеанской галереи, находится еще один двор, Двор Почета, который был создан в 18 веке на фундаменте, заложенном Виктором Луи. . Три аркады в центре здания Совета обозначают проход к фасадной части здания. Фасад, обращенный во двор, украшен парами ионических колонн, увенчанных балюстрадой, украшенной четырьмя классическими статуями высотой три метра каждая, изображающими Марс, Аполлона, а также аллегорическими фигурами Благоразумия и Щедрости работы скульптора Огюстена Пажу , которые были представлены на Парижский салон 1769 года. По другую сторону балюстрады расположены более поздние статуи торговли и мореплавания, а также фигуры науки и сельского хозяйства работы Антуана Жерара , созданные примерно в 1830 году. [46]

В 1985-86 гг. Министерство культуры спонсировало две скульптурные работы во дворе; первый, названный «Фотосувенир - Les Deux Plateaux» Даниэля Бюрена , состоит из коротких колонн разного размера, расположенных поперек двора. Идея состоит в том, чтобы создать две виртуальные платформы без этажей; колонны различаются по высоте из-за разницы в высоте иллюзорных платформ; некоторые ряды колонн чисто горизонтальны и выровнены по высоте оснований колонн Орлеанской галереи, в то время как все колонны меньшего размера поднимаются на высоту нижней несуществующей платформы; их изменение высоты вызвано перепадом высот частей двора. Каждый столбец имеет вертикальные полосы черного и белого цвета. [46]

Вторая работа состоит из двух фонтанов работы скульптора Пола Бьюри , расположенных внутри Галереи Орлеана без крыши, отделяющей внутренний двор от садов. Он состоит из двух квадратных чаш, каждая из которых содержит семнадцать полированных металлических сфер разного размера, вокруг которых течет вода. Полированные сферы отражают архитектуру окружающих их аркад.

Третья работа, заказанная в 1994 году голландским художником Яном Диббетсом , проходит через двор Пале-Рояля. Она называется «Посвящение Араго» и является данью уважения французскому математику Франсуа Араго , который первым придумал парижский меридиан , линию север-юг, проходящую через центр Парижа, которая отмечала нулевой меридиан (а не Гринвичский ) на французском языке. карты. Работа состоит из ста тридцати пяти латунных небольших латунных табличек с названием «Араго», закрепленных на тротуаре на линии, проходящей через Пале-Рояль и простирающейся по одной оси на север и юг через Париж. [47]

Первый сад Дворца был посажен кардиналом Ришелье в 1629 году, где сегодня находится Двор Чести. В 1633 году Ришелье получил разрешение расширить сад на северо-восток, на территорию, занимаемую устаревшими средневековыми городскими стенами Парижа. Он также получил разрешение продать сорок пять строительных участков вокруг сада. Размер нового сада составлял 170 на 400 метров, что делало его третьим по величине садом в Париже после сада Тюильри и Люксембургского сада . [48] В новом саду были длинные аллеи, затененные деревьями, изысканные партеры и цветочные клумбы, фонтан в центре и круглый бассейн с водой в северном конце. Главный инженер-гидравлик Жан-Батист Ле Телье спроектировал фонтан, который, как и Луврский дворец , брал воду из насоса «Самаритен» на Сене . [49]

Сад несколько раз перепроектировался, особенно в 1674 году Андре Ленотром и его племянником Клодом Дего в 1730 году. В 1817 году, при Карле X во Франции , главный водный бассейн был увеличен до двадцати пяти метров в диаметре, а продольные партеры были перестроены в 1824 году. В 1992 году ландшафтный садовник Марк Рудкин создал новые газоны и клумбы, получившие название «Салоны зелени», с сезонными цветами, окруженными решетками, покрытыми вьющимися растениями. В 1920 году сад был классифицирован как исторический памятник Франции, а в 1994 году — остальная часть Пале-Рояля. [50]

В 1786 году в центре поля для боулинга в северной части сада была установлена ​​небольшая пушка. Каждый день в полдень она производила выстрел, регулируемый изобретательным механизмом, который использовал увеличительную линзу, направленную на полуденное положение солнца для освещения спичка, из которой стрелял порох. Между 1891 и 1911 годами официальное время полудня во Франции определялось по пушечному выстрелу. Его украли в 1998 году, но вернули на место в 2002 году. [49]

Две главные аллеи сада названы в честь двух знаменитых жителей соседних зданий 20-го века, писателей Колетт и Жана Кокто .

Таунхаусы

[ редактировать ]

Ближе к концу 18 века архитектор Виктор Луи спроектировал ряды таунхаусов по трем сторонам сада, которые простираются на 275 метров на востоке и западе и примерно на сто метров на севере. У каждого есть галерея и бутики на первом этаже, увенчанном антресолем, а затем жилые этажи. Входы находятся на улицах за пределами дворца. Луи искусно объединил фасады домов, выходящих в сад, придав каждому крылу вид одного длинного здания. В едином скульптурном оформлении фасадов представлены классические пилястры, балюстрады и барельефная скульптура. [51]

Сначала таунхаусы сдавались в аренду, но между 1787 и 1790 годами, когда началась революция, их владелец, герцог Шартрский, продал шестьдесят семь домов. Колетт занимала антресоль дома № 9 по улице Божоле в 1927 году, а затем с 1938 по 1954 год переехала на второй этаж. Ее друг, кинорежиссер и писатель Жан Кокто жил на другой стороне, на улице Монпансье, 36. Они регулярно вместе завтракали в ресторане Le Grand Vefour в пассажах. Две аллеи в саду теперь названы в их честь. [51]

Шестиэтажные здания, окружающие сады с трех сторон, имеют на первом этаже галереи с магазинами и ресторанами. Садовые галереи были построены в 1781–1784 годах по проекту Виктора Луи . На западной стороне находится галерея Монпансье, на севере — галерея Божоле, а на востоке — галерея Валуа. Южную сторону сада пересекают две параллельные колоннады, остатки бывшей крытой галереи Орлеана (снесенной в 1930 году). Они стоят между двором чести и садом.

Рестораны - Le Grand Véfour

[ редактировать ]

Пале-Рояль славился своими ресторанами, особенно после Французской революции, когда повара аристократических семей, бежавшие из Франции, открыли свои собственные рестораны. Одним из сохранившихся ресторанов этого периода является Le Grand Véfour . Он открылся в 1784 году как Café de Chartres. В 20 веке это было излюбленное место обеда Колетт и Жана Кокто , и здесь сохранилась большая часть своего оригинального декора. [51]

Театр Комеди Франсез

[ редактировать ]

Зал Ришелье , ныне главный театр Комеди Франсез , был спроектирован Виктором Луи и завершен в 1786 году. Он был открыт 15 мая 1790 года. За эти годы театр подвергся значительной реконструкции; от первоначального театра сохранились только внешние стены и колонны перистиля, но реконструкции сохранили первоначальный план и стиль. [52]

Площадка была довольно маленькой для такого большого театра, 44 на 32 метра, поэтому Луи был вынужден разместить семь уровней театра прямо над вестибюлем на первом этаже. Зрительный зал театра имеет форму овала. Четыре лестницы обслуживают семь уровней. Балконы, лоджии и галереи заполняют разные уровни. Четыре массивные колонны обрамляют сцену. Зал покрыт большим куполом, поддерживаемым подвесками и украшенным фресками. Интерьер щедро украшен синими и зелеными орнаментами с золотом - цветами, которые в 18 веке традиционно ассоциировались с классическими театрами. Луи построил купол с металлическим каркасом, который спас конструкцию, когда в 1900 году в театре случился пожар. Сегодня театр вмещает 2000 зрителей. [52]

Театр Пале-Рояль

[ редактировать ]

Театр дю Пале-Рояль расположен в северо-западном углу Пале-Рояля, в Галерее Монпансье на пересечении с Галереей Божоле. [53] Он рассчитан на 750 мест. Первый театр был построен в 1784 году Виктором Луи для марионеток театра графа Божоле на его первом этаже. Он был куплен в 1789 году театральным продюсером мадемуазель Монтансье , который приказал Луи перестроить его в 1791 году в более крупный театр-варьете, названный Montpensier-Variétés. Скандальные виды развлечений и частое посещение проституток, искавших клиентов в галереях Пале-Рояля, привели к закрытию театра в 1806 году. В 1831 году, при новом режиме короля Луи-Филиппа , он был перестроен и были поставлены пьесы Викторьена Сарду и Эжена Лабиша вновь открылся как законный театр, в котором , среди прочего, . Опасения по поводу пожаров в театре вызвали реконструкцию в 1887 году фасада с сложными ярусами чугунных пожарных лестниц и полихромной керамикой. Архитектором фасада был Поль Седиль , который также спроектировал интерьер универмага Printemps (1881–89). [54] Театр теперь классифицируется как французский исторический памятник. [55]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

  1. ^ Перейти обратно: а б с Хорн, Алистер (2004). Прекрасная Франция . США: Винтаж. п. 131. ИСБН  978-1-4000-3487-1 . Проверено 7 декабря 2010 г. ...между 1633 и 1639 годами Ришелье построил княжеский дворец... который завещал королю. Первоначально известный как Пале-Кардинал, когда королевская семья переехала сюда после смерти Ришелье, он получил название, которое носит с тех пор – Ле Пале-Рояль.
  2. ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Жак Лемерсье» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Он (Лемерсье) основал Пале-Кардинал в Париже в 1629 году, который после передачи в дар королю стал известен как Пале-Рояль.
  3. ^ Ростэн 2001, с. 72.
  4. ^ Пармеле, Мэри Платт (1906). Краткая история Франции . Нью-Йорк: сыновья К. Скрибнера. стр. 142–143 .
  5. ^ Логово 1908, стр. 131–134 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Брат короля Солнца: Филипп, герцог Орлеанский , Нэнси Николас Баркер
  7. ^ Баркер 1989, с. 168; Брис 1687, стр. 33–39 («Дворец Брион») .
  8. ^ Хэзлхерст (1980). Сады иллюзий , с. 189.
  9. ^ Король-Солнце Нэнси Митфорд
  10. ^ Рудек 2010.
  11. ^ Нэнси Николас Баркер, брат Короля-Солнца: Филипп, герцог Орлеанский .
  12. ^ Элейн Эванс Ди (1996). «Оппенорд» , вып. 23, с. 457, в «Словаре искусств» , 34 тома, под редакцией Джейн Тернер. Нью-Йорк: Гроув. ISBN   9781884446009
  13. ^ «Орлеанский Пале-Рояль (1692-1793): работа, проделанная регентом» . Архивировано из оригинала 7 июля 2007 года . Проверено 30 мая 2007 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  14. ^ Грамматика парижских садов , 2007, с. 71.
  15. ^ Айерс 2004, с. 47.
  16. ^ Айерс 2004, стр. 47–48.
  17. ^ Кларк 1998, стр. 1–2, 19–20.
  18. ^ Питу 1983, том. 1, с. 13, 26–30; Айерс 2004, стр. 47–48.
  19. ^ Хеммингс 1994, с. 37; Дикий 2003; дату открытия см. в статье «Божоле (театр)» в «Леконте», 1905, стр. 15 .
  20. ^ Дикий 2003; Айерс, 2004 г., стр. 47–48; см. также первую запись «Variétés (théâtre des)» в Lecomte 1905, стр. 55 , и запись «Пале-Рояль (2 и театр)» на стр. 47 .
  21. ^ Неттер 1996, стр. 69–70; Хеммингс 1994, стр. 60–63; см. также статью «Variétés-Amusantes» в Lecomte 1905, с. 55 и запись «Франсэ де ла Рю Ришелье» на стр. 29 .
  22. ^ Айерс 2004, с. 48.
  23. ^ Митчелл, И., Традиции и инновации в английской розничной торговле, 1700–1850 гг., Routledge, Oxon, стр. 140
  24. ^ Бирн-Паке, Л., Желание пустить пыль в глаза: социальная история покупок, ECW Press, Торонто, Канада, стр. 90-93.
  25. ^ Бирн-Паке, Л., Желание пустить пыль в глаза: социальная история покупок, ECW Press, Торонто, Канада, стр. 90–93; Митчелл И. Традиции и инновации в английской розничной торговле, 1700–1850 гг., Routledge, Oxon, стр. 140
  26. ^ Цитируется Сандосом 1900, с. 114 .
  27. ^ Стр. 87 в Нине Раттнер Гелбарт (2021). Французские сестры Минервы: женщины науки в эпоху Просвещения во Франции . Издательство Йельского университета. ISBN   9780300258431 .
  28. ^ "Цирк Пале-Рояль", стр. 18–19 , в Леконте, Луи-Анри (1905). История театров 1402–1904 гг. Предварительное уведомление . Пэрис: Дарагон.
  29. ^ Конлин, Дж., Сказки о двух городах: Париж, Лондон и рождение современного города, Atlantic Books, 2013, Глава 2; Уилшер, К., «Парижские галереи де Буа, прототип современного торгового центра», [История городов в 50 зданиях, день 6], 30 марта 2015 г.
  30. ^ Лемуан, Б., Les Passages Couverts , Париж: Делегация художественных мероприятий города Парижа [AAVP], 1990. ISBN   9782905118219 .
  31. ^ Перейти обратно: а б Сегард; Тестард (1814 г.). Живописные виды общественных зданий Парижа , с. 9. Лондон: Гейл, Кертис и Феннер. Посмотреть в Google Книгах .
  32. ^ Бушар, Альфред (1878). Театральный язык: историческая, описательная и анекдотическая лексика театральных терминов и вещей , с. 83 (на французском языке) . Париж: Арно и Лабат. Посмотреть в Google Книгах .
  33. ^ Айерс 2004, с. 49.
  34. ^ Ламбер и Массуни, «Пале-Рояль» (2006), с. 105 (внутренняя сторона задней обложки)
  35. ^ Перейти обратно: а б Ламберт и Массуни (2006), с. 30-31
  36. ^ Ламберт и Массуни (2006), стр.47-48.
  37. ^ Ламберт и Массуни (2006), стр. 47-48.
  38. ^ Ламберт и Массуни, «Пале-Рояль» (2006), с. 60
  39. ^ Ламберт и Массуни 2006, с. 60.
  40. ^ Дата 1753 года указана Hamon 1996, а Ayers 2004, p. 47, относит его к 1750-м годам. Жак-Франсуа Блондель показывает комнату на своем плане главного этажа, опубликованном в 1754 году ( File:Palais-Royal - Plan du premier étage - Architecture françoise Tome3 Livre5 Ch9 Pl3.jpg ). Ошибочная дата 1765 года указана Ламбертом и Массуни 2006, стр. 66.
  41. ^ Ламберт и Массуни 2006, с. 66.
  42. ^ Ламберт и Массуни (2006), с. 60
  43. ^ Ламберт и Массуни, «Le Palais Royal» (2006), стр. 54-55.
  44. ^ Ламберт и Массуни, «Le Palais Royal» (2006), стр. 7884.
  45. ^ Ламберт и Массуни, «Le Palais Royal» (2006), стр. 78-84.
  46. ^ Перейти обратно: а б Ламберт и Массуни (2006), стр.50-51.
  47. ^ Ламберт и Массуни (2006), стр.53
  48. ^ Ламберт и Массуни (2006), с. 3
  49. ^ Перейти обратно: а б Ламберт и Массуни (2006), стр. 78-84.
  50. ^ Ламберт и Массуни (2006), стр. 86-87.
  51. ^ Перейти обратно: а б с Ламберт и Массуни (2006), стр. 88-89.
  52. ^ Перейти обратно: а б Ламберт и Массуни (2006), стр. 20–21.
  53. ^ Фоке (2001). «Театр Пале-Рояль»
  54. ^ Ламберт и Массуни, «Le Palais Royal» (2006), стр. 92-93.
  55. ^ Мериме | База Мериме Министерства культуры Франции.
  56. Тифенн Ле Гайдер, «Приглашение на встречи в LaFigure du Baiser Натали Пернетт» , ResMusica, 19 мая 2017 г.

Источники

  • Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа . Штутгарт: Аксель Менгес. ISBN   9783930698967 .
  • Баркер, Нэнси Николс (1989). Брат короля Сунда: Филипп, герцог Орлеанский . Балтимор; Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN   9780801837913 .
  • Брис, Жермен (1687). Новое описание Парижа.... В переводе с французского . Лондон: Генри Бонвик. Скопируйте в Google Книги.
  • Кларк, Ян (1998). Театр Генего в Париже (1673–1680). Том первый: Создание, проектирование и производство . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс. ISBN   9780773483927 .
  • Фоке, Жоэль-Мари , редактор (2001). Словарь музыки во Франции XIX века. и век . Париж: Файард . ISBN   9782213593166 .
  • Хамон, Франсуаза (1996). «Контан д'Иври, Пьер» , т. 7, стр. 773–774, в «Словаре искусства» , 34 тома, под редакцией Джейн Тернер. Нью-Йорк: Гроув. ISBN   9781884446009 .
  • Хеммингс, FWJ (1994). Театр и государство во Франции, 1760–1905 . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-511-00042-3 . ISBN   978-0-521-03472-2 (переиздание 2006 г. в мягкой обложке).
  • Кеннеди, Эммет; Неттер, Мари-Лоуренс; МакГрегор, Джеймс П.; Олсен, Марк В. (1996). Театр, опера и публика в революционном Париже . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN   978-0-313-28960-6 .
  • Лэр, Жюль (1908). Луиза де ла Вальер и ранняя жизнь Людовика XIV , перевод четвертого французского издания Этель Колберн Мейн. Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. Копия в Интернет-архиве.
  • Ламбер, Ги и Массуни, Доминик, Le Palais Royal (2006), Editions du Patrimoine, Center des Monuments historique (на французском языке), ISBN   978-2-7577-01041
  • Леконт, Луи-Анри (1905). История театров 1402–1904 гг. Предварительное уведомление . Пэрис: Дарагон. Посмотреть в Google Книгах .
  • Неттер, Мари-Лоуренс (1996). «Театры и их директора» в книге Кеннеди и др. 1996, стр. 65–73.
  • Питу, Шпиль (1983–1990). Парижская опера: энциклопедия опер, балетов, композиторов и исполнителей (3 тома). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN   978-0-686-46036-7 .
  • Ростэн, Аурелия (2001). «Пьер II Дего (1630–1688) и Клод Дего (ок. 1658–1732)», стр. 72–75, Создатели садов и пейзажей во Франции от эпохи Возрождения до XXI века. Том I: от эпохи Возрождения до начала XIX века , под руководством Мишеля Расина. Национальная школа пейзажа. ISBN   2742732802 .
  • Рудек, Клаудия (2010). «Крыло галереи Пале-Рояль», стр. 417–420, в Жюле Ардуэн-Мансаре 1646–1708 , под редакцией Александра Гади. Париж: Éditions de la Maison des Sciences de l’homme. ISBN   9782735111879 .
  • Сандос, Г.-Роже (1900). Пале-Рояль по неопубликованным документам (1629-1900). Том второй: От революции до наших дней . Париж: Общество распространения книг по искусству. OCLC   493348166 .
  • Дикий, Николь (2003). «Пале-Рояль, Театр дю» в Фоке 2003, с. 932.
[ редактировать ]

48 ° 51'48 "N 2 ° 20'13" E  /  48,86333 ° N 2,33694 ° E  / 48,86333; 2,33694

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ea8c2321766cb238d0126e900d4228b__1719403080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/8b/0ea8c2321766cb238d0126e900d4228b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Palais-Royal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)