Jump to content

Памятник Победы Людовику XIV

Гравюра конца 17 века с изображением памятника и двух трехколонных фонарей.

Памятник Победы Людовику XIV представлял собой тщательно продуманный трофейный мемориал, прославляющий военные и внутренние успехи первых десятилетий личного правления Людовика XIV , в первую очередь во время франко-голландской войны 1672–1678 годов, на площади Побед (Площадь Победы). ) в центре Парижа. Он был спроектирован и создан Мартином Дежарденом между 1682 и 1686 годами по заказу Франсуа д'Обюссона, герцога Ла Фейяда . Центральная часть памятника, колоссальная статуя Людовика XIV, увенчанная аллегорией победы, была разрушена в 1792 году во время Французской революции . [ 1 ] Значительные другие части памятника сохранились и сейчас в основном хранятся в Лувре .

Вместе с двумя триумфальными арками, воротами Сен-Дени (1672 г.) и воротами Сен-Мартен (1674 г.), и перекликаясь с Зеркальным залом ( Версальского дворца украшенным в 1680–1684 гг.), Монумент Победы стал кульминацией публичное превознесение военной славы Людовика XIV и европейского доминирования в городском пейзаже Парижа перед неудачами и истощением, которые наступили позже во время его правления с Девятилетняя война и война за испанское наследство . [ 2 ]

Медаль в честь открытия памятника работы Жозефа Реттье и Жана Доллена (1686 г.)

Выдающийся придворный Франсуа III д'Обюссон, герцог Ла Фейяд, планировал площадь Побед как проект развития собственности, так и как празднование Людовика XIV после Неймегенских договоров , которые в конце 1670-х годов положили конец его предыдущей карьере в качестве дворянина. военачальник. Он разработал план в 1681 году и купил часть территории в 1684 году, а остальную часть с той же целью приобрел город Париж. [ 1 ] Хотя о деталях процесса планирования известно немногое, вполне вероятно, что окружение Людовика XIV, если не сам король, участвовало в определении его программы монархического прославления, так что памятник в конечном итоге выглядит как гибрид частных домов. инициатива и официальный проект. [ 3 ] : 10  Иконографическая программа перекликается с программой потолка Зеркального зала Версаля и включает несколько тех же эпизодов, хотя в изображениях на Монументе Победы аллегория используется менее систематически. [ 3 ] : 31-32 

Ла Фейяд ранее заказал Дежардену мраморную статую Людовика XIV в 1679 году. Он предложил ее королю в 1683 году, а в 1684 году она была помещена в Версальскую оранжерею , где остается по сей день после того, как была изменена во время революции, а затем и по сей день. восстановлен Жаном-Франсуа Лортой [ фр ] в 1815–1816 годах. [ 4 ] Эта статуя послужила источником вдохновения для создания монумента Победы, хотя одежда короля различается: древнеримская в Версале и коронационная одежда в Париже.

Ла Фейяд поручил Дежардену создать памятник победы в 1682 году. [ 5 ] Памятник был завершен и открыт 26 марта 1686 года, хотя окружающие здания еще не были завершены или еще не были начаты. [ 1 ]

Описание

[ редактировать ]
Площадь, памятник и четыре фонаря работы Адама Переля (конец 1680-х - начало 1690-х гг.)
Портрет Мартена Дежардена работы Гиацинта Риго в 1686 году на фоне памятника, сейчас находится в Версале.

Быстрый памятник

[ редактировать ]

В центре площади стоял сам памятник, который состоял из трех частей: основания с огромными бронзовыми статуями пленных и военных трофеев; квадратный постамент с четырьмя бронзовыми рельефами, посвященными конкретным событиям; и колоссальная позолоченная статуя Людовика XIV в коронационном одеянии, попирающего Цербера , с аллегорией Победы, стоящей позади него на земном шаре и держащей лавровый венок над головой . Высота статуи превышала четыре метра, а общая высота всего монумента составляла около 12 метров. На памятнике имеются многочисленные праздничные надписи, [ 3 ] : 28  включая главное посвящение на латыни на лицевой стороне, на котором было написано Viro Immortali («Бессмертному человеку»), недвусмысленная отсылка к Людовику. [ 1 ]

Каждый из четырех заключенных одновременно вызывал ассоциации с возрастом и определенной эмоцией, а также широко понимался как относящийся к побежденной нации: молодость / надежда / Испания ; взрослая жизнь / бунт / Голландия ; средний возраст / горе / Бранденбург ; и старость/уныние/ Священная Римская империя . Однако связь с европейскими государствами не была полностью явной. [ 3 ] : 24  Три фигуры было легко опознать, поскольку они представляли главных противников Франции того времени, но четвертая фигура, которая теперь понимается как символ Бранденбурга, в прошлом по-разному интерпретировалась как герцогство Савойское. [ 1 ] или Османская империя . [ 6 ] Между ними было разбросано сломанное оружие и военные эмблемы, в том числе имперский флаг, анахронично сочетающий в себе девиз SPQR Древнего Рима с двуглавым орлом Священной Римской империи .

Рельефные пластины Дежардена на постаменте посвящены четырем событиям, которые считаются особенно отражающими славу Людовика XIV: на лицевой стороне - аллегория Неймегенского мира 1678–1679 годов, когда Людовик XIV принес мир в Европу, два последних представлены как женские аллегории; сзади идеализированный [ 3 ] : 18  изображение Людовика XIV, принимающего оправдания посла Испании 24 марта 1662 года, - заметный эпизод в истории превосходства европейских монархий ; по бокам - две военные операции, в которых участвовал Ла Фейяд, - переправа через Рейн в июне 1672 года и осада Безансона в 1674 году. Дежардену также было поручено изготовить четыре круглых медальона ( тонди ) из бронзы для основания памятник, но в конечном итоге там были установлены только два, а два других были заменены надписями: «Уничтожение ереси» , отсылающей к Фонтенбло Эдикту 1685 г., отменивший Нантский эдикт 1598 г. и приведший к изгнанию протестантов и гугенотов из Франции ; и «Отмена дуэлей» , ссылаясь на различные инициативы Людовика, начиная с 1662 года, и особенно на его указ 1679 года, которым он попытался положить конец дуэлям как форме частного правосудия во французском дворянстве. Два других медальона Дежардена, посвященные дожу Генуи и шведам в Германии, были повторно использованы в боковых фонарях. [ 3 ] : 27 

Боковые фонари и медальоны

[ редактировать ]

Вокруг памятника, в четырех точках почти круглой площади, были расположены монументальные фонари ( по-французски : fanaux ), каждый из которых состоял из трех колонн из цветного мрамора, держащих военно-морскую лампу, и украшенных двумя гирляндами по три круглых медальона в каждой, то есть шестью по фонарю. Эти фонари обеспечивали освещение площади и памятника в ночное время. Однако на практике не все они были завершены. Некоторые из медальонов были лишь временными, выполненными из лепнины, и, возможно, не более половины из них (то есть дюжина) были изготовлены из бронзы. Помимо двух медальонов, первоначально созданных Дежарденом для центрального памятника, остальные медальоны были созданы фламандским скульптором Жаном Рено (или Арну) и литейщиком Пьером Ле Негре на основе рисунков Пьера Миньяра . [ 3 ] : 29 

Современная гравюра дает следующий список тем 24 медальонов: 1. Битва при Рокруа в 1643 году; 2. Восстановление воинской дисциплины (реформа 1665 г.); 3. Голландцы спасены в Мюнстере , 1664 г. (фактически 1665 г. во время Второй англо-голландской войны ); 4. Бой при Сен-Готарде в Венгрии, 1665 г. (фактически 1664 г.); 5. Турне, Лилль и К., взятые в 1667 г. (во время войны за деволюцию ; «К.» может быть либо Куртре , либо Шарлеруа ); 6. Реформа правосудия 1667 г. ( Кодекс Людовика [ фр ] ); 7. Пирамида, возведенная в Риме в 1664 г. и снесенная в 1668 г. ( Дело корсиканской гвардии ); 8. Захват Маастрихта в 1673 г.; 9. Битва при Сенефе в 1674 году; 10. Победоносные бои в Германии в 1674 и 1675 гг.; 11. Морской бой на Сицилии, 1676 г. (предположительно, битва при Августе ); 12. Битва при Палермо , 1676 год; 13. Штурм Валансьена , 1677 год; 14. Битва при Касселе , 1677 год; 15. Захват Камбре , 1677 год; 16. Голландский флот сожжен у Тобаго в Америке, 1676 г. (фактически 1677 г.); 17. Гент взят в 1676 году; 18. Шведы вновь обосновались в Германии, 1679 г. (по Фонтенблоский договор ); 19. [?] и Страсбург вернулись в один и тот же день 1681 г. (во время Войны воссоединений ); 20. Взятие Люксембурга , 1684 год; 21. Место соединения двух морей (у Миди-канала в 1681 году); 22. Подчинение Генуи, 1685 г. ( дожа Франческо Марии Императоре Леркари визит в Версаль); 23. Моря, освобожденные от пиратов, 1685 год; 24. Послы от Московии в 1668 ( Пётр Потемкин ), 1681 (Пётр Потемкин и Стефан Волков) и 1685 (Семен Ерофеевич Алмазов и Семен Ипполитов), Гвинеи в 1670 году (Маттео Лопес от имени Королевства Аллада ), Марокко и Фес в 1682 году ( Мохаммад Темим , от имени Исмаила ибн Шарифа ), Сиама в 1684 году (под руководством Бенинь Ваше [ фр ] , предшествовавшего более великому посольству 1686 года ) и Алжира в 1683 году (Джиафар-Ага-Эффенди, во время франко-алжирской войны ). [ 7 ] : 135 

Портрет Мартена Дежардена работы Гиацинта Риго 1692 года, положившего руку на пленную статую Голландии; сейчас в Лувре

Памятник в целом был хорошо принят с эстетической точки зрения и считался главным шедевром Дежардена. На портрете Дежардена 1692 года, представленном Гиацинтом Риго для поступления в Королевскую академию искусства и скульптуры , натурщик был изображен с рукой на плененной статуе Голландии. [ 8 ]

В то же время весь проект подвергся критике за безудержное преклонение перед Людовиком XIV и унижение собратьев-европейцев, которые были присущи программе. Церемония инаугурации в марте 1686 года, наполненная артиллерийскими залпами, военным маршем, благовониями и коленопреклонениями, была сочтена чрезмерным герцогом Сен-Симоном, который присутствовал на ней в детстве и счел ее граничащей с культом. [ 1 ] Франсуа-Тимолеон де Шуази также высмеивал возвышение Людовика до богоподобного статуса как высокомерное эхо языческого поклонения римскому императору. [ 9 ] Анонимные стихи, брошюры и карикатуры распространялись как во Франции, так и за рубежом, критикуя памятник и, что немаловажно, посвящение «бессмертному человеку», которое, отрицая смертность монарха, ставило под сомнение его ответственность перед Богом. [ 2 ] : 161 

Оскорбительное изображение соседей Франции как побежденных пленников не помогло французской дипломатии и несколько десятилетий спустя рассматривалось как возможное, способствовавшее изоляции королевства. [ 2 ] : 160  Последующий напыщенный проект городского дизайна большего масштаба, чем площадь Победы, начатый в 1685 году и предназначенный для названия Place de Nos Conquêtes , был резко смягчен в 1699 году до более ориентированной на внутренний рынок площади Луи-ле-Гран. . В том же году высокопоставленный чиновник Людовика XIV Луи Фелипо, граф де Поншартрен, в письме в Академию надписей особо упомянул «рельефы, рабов и надписи статуи на площади Побед» как пример, которому не следует следовать, стремясь к что-то «мудрое и разумное» для новой площади, ныне известной как Вандомская площадь . [ 2 ] : 161 

Более поздняя история

[ редактировать ]
Алтарный балдахин собора Сан (1742 г.), в котором повторно используются четыре колонны фонарей.

Фонари были окончательно выключены в 1699 году, выведены из эксплуатации по королевскому приказу в 1717 году и разобраны в 1718 году. Сын Ла Фейяда подарил двенадцать драгоценных мраморных колонн парижской театинской конгрегации, основанной тогда на нынешней набережной Вольтера , для их недостроенной церкви. . [ 10 ] После его смерти в 1725 году театины, которым не хватало денег, продали их Парижскому обществу иностранных миссий , Couvent de la Madeleine de Traisnel [ fr ] и Сан-Сансборду . [ 11 ] Последний повторно использовал четыре колонны для своего алтарного балдахина , возведенного в 1742 году при архиепископе Жане-Жозефе Ланге де Жержи по проекту Джованни Никколо Сервандони . [ 12 ] [ 13 ]

В 1790 году статуи пленников, считавшиеся оскорблением нового духа свободы, были «освобождены» и первоначально перенесены в Лувр . [ 14 ] 10 августа 1792 года, во время восстания в тот день , главная статуя памятника была снесена и переплавлена ​​в пушки. Части декора, в том числе четыре бронзовых рельефа, были спасены Александром Ленуаром для его Музея французских памятников . [ 15 ]

В честь жертв повстанцев 10 августа 1792 года был установлен временный памятник из дерева, который, в свою очередь, был снят во время работы консульства . Затем Наполеон заказал бронзовую героическую статую генерала Луи Дезе , созданную Клодом Дежу и открытую в 1810 году. Обнаженная скульптура вызвала широкую неприязнь и была удалена в 1814 году, перед падением Наполеона. Его металл был использован для новой конной статуи Генриха IV работы Франсуа-Фредерика Лемо , открытой на Пон-Нёф в 1818 году. Более постоянная замена была установлена ​​в 1822 году, а именно конная статуя Людовика XIV работы Франсуа Жозефа Бозио . Этот памятник не имеет визуального отношения к оригиналу Дежардена, хотя его программа частично совпадает, особенно потому, что переправа через Рейн 1672 года изображена на одном из двух бронзовых рельефов Бозио на постаменте.

Между тем, статуи четырех пленников были помещены в 1804 году перед Домом Инвалидов , где они оставались до 1939 года. В 1960 году их собственность была передана Лувру , который в 1961 году передал их на хранение в Парк де Со [ фр ] , где они оставались до 1992 года. В 1993 году в рамках расширения музея, известного как проект Большого Лувра , они были переданы, вместе с другими сохранившимися частями памятника на их нынешнее место во вновь созданном дворе Кур-Пюже , где они доминируют в нижней части двора. [ 16 ]

Одиннадцать бронзовых медальонов также хранятся в Лувре. Два, украшавшие основу памятника, стали частью коллекции музея в 1836 году после того, как хранились во Французском музее памятников :

Пять медальонов из фонарей были куплены во время революции королем Великобритании Георгом III и подарены Великобританией Франции в 1914 году: [ 15 ]

  • Восстановление военной дисциплины (1665 г.) , Арну
  • Пирамида корсиканцев в Риме (1668 г.) , автор Арну.
  • Захват города , который, как считалось в прошлом, изображал осаду Валансьена (1676–1677) , автор Арну.
  • Восстановление шведов в Германии (1679 г.) , Дежарден [ 19 ]
  • Подчинение генуэзского дожа (1685 г.) , картина Дежардена. [ 20 ]

Остальные четыре, все работы Арну, были приобретены Лувром в период с 1980 по 2006 год:

  • Победа Сен-Готарда (1664 г.) [ 21 ]
  • Вторая версия « Восстановления шведов в Германии» после того, как версия Дежардена была признана недостаточно уважительной по отношению к шведской монархии.
  • Место соединения двух морей (1681 г.)
  • Великолепные здания Версаля (которых нет в приведенном выше списке гравюр 1686 года)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Жак Хилларе (1963). Исторический словарь улиц Парижа . Полет. II. Париж: Editions de Minuit. п. 629-631.
  2. ^ Jump up to: а б с д Рошель Зискин (март 1994 г.), «Площадь наших побед и разоблачение мифа о Людовике XIV» , The Art Bulletin , 76 (1), Taylor & Francisco: 147–162, doi : 10.2307/3046007 , JSTOR   3046007
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Томас В. Гетгенс (2003). «Статуя Людовика XIV и ее иконографическая программа». В Изабель Дюбуа; Александр Гади; Хендрик Циглер (ред.). Площадь Побед: История, архитектура, общество . Париж: Les Editions de la MSH.
  4. ^ «Людовик XIV – Мартен Дежарден (1637?–1694) и Жан-Франсуа Лорта (1752–1837)» . Каталог скульптур из садов Версаля и Трианона .
  5. ^ Даниэль Чадыч; Доминик Леборнь (1999). Атлас Парижа: Эволюция городского ландшафта . Париж: Париграмма. п. 66.
  6. ^ Джун Харгроув (1989). Статуи Парижа . Антверпен/Париж: Фонд Меркатора – Альбин Мишель. п. 12.
  7. ^ Джин Нэгл (1989). «Город торжествующего абсолютизма: от Франсуа I до Людовика XV». В Луи Бержероне (ред.). Париж: Генезис пейзажа . Пэрис: Пикард. стр. 93–145.
  8. ^ «Мартин ван ден Богерт дит Дежарден (1640–1694)» . Лувр .
  9. ^ Эрве Древийон (2011). Абсолютные короли 1629–1715 гг . Париж: Белин. п. 443.
  10. ^ Жюльен де Голль (1839–1841). Новая история Парижа и его окрестностей . Париж: Премьер-министр братья Пурра.
  11. ^ Бернар Дестут де Трейси (1755 г.). Замечания по поводу учреждения театинов во Франции . п. 44.
  12. ^ «Собор Сент-Этьен и его сокровища» . Музеи Сенса .
  13. ^ «Навес наконец-то открылся» . L’Yonne Républicaine . 1 сентября 2010 г.
  14. ^ «Кратко: Пленники Мартена Дежардена на площади Побед» . Форум Прадье .
  15. ^ Jump up to: а б Альбер Вуафлар (1914), «Медальоны площади Побед» , Музеи Франции , 4 , Париж: Лонге
  16. ^ «Четыре пленника также называли четыре побежденных народа: Испанию, Империю, Бранденбург и Голландию, Мартин ван ден Богерт, известный как Мартен Дежарден (1682–1685)» . Министерство культуры/История искусств .
  17. ^ «Дуэли отменены» . Лувр .
  18. ^ «Разгром ереси или отмена Нантского эдикта (1685 г.)» . Лувр .
  19. ^ «Шведы вновь обосновались в Германии (1679 г.)» . Лувр .
  20. ^ «Покорение генуэзского дожа (15 мая 1685 г.)» . Лувр .
  21. ^ «Медальон с площади Побед поступает в Лувр» . Парижанин . 5 декабря 2007 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ba1d81dd34ec9acfca59e81323d5f5e__1714652220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/5e/6ba1d81dd34ec9acfca59e81323d5f5e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Louis XIV Victory Monument - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)