Луиджи Моретти
Луиджи Моретти | |
---|---|
![]() Луиджи за столом своего архитектора в начале 1973 года. | |
Рожденный | 2 января 1907 г. |
Умер | 14 июля 1973 г. Остров Капрайя , Италия | (66 лет)
Национальность | итальянский |
Альма-матер | Королевская школа архитектуры в Риме |
Занятие | Архитектор |
Награды | Премия Антонио Фельтринелли , 1968 г. |
Здания |
|
Луиджи Вальтер Моретти (2 января 1907 — 14 июля 1973) — итальянский архитектор. Особенно активно работая в Италии с 1930-х годов, он проектировал такие здания, как Уотергейтский комплекс в Вашингтоне, округ Колумбия, Академию фехтования и дом Il Girasole («Подсолнух»), оба в Риме . Он был основателем Института исследования операций и прикладной математики урбанизма, где развил свои исследования по истории архитектуры и применению алгоритмических методов в архитектурном проектировании. Он признан изобретателем параметрической архитектуры . [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Образование и академическая карьера
[ редактировать ]Он родился на Виа Наполеона III, на Эсквилинском холме , в той же квартире, где прожил почти всю свою жизнь. [ 2 ] [ 3 ] Он был естественным сыном Луиджи Роллана (1852–1921), инженера и архитектора, родившегося в Риме в бельгийской семье, самой важной работой которого является Театр Адриано , и Марии Джузеппины Моретти. [ 4 ] Он посещал начальную и среднюю школу в Collegio San Giuseppe - Istituto De Merode , а с 1925 года учился в Королевской школе архитектуры в Риме. [ 2 ] [ 4 ] В 1929 году Моретти окончил с отличием проект высшего учебного заведения Рокка ди Папа , где получил премию Джузеппе Валадье .
После получения ученой степени в 1931 году он выиграл трехлетнюю стипендию по римским исследованиям, учрежденную губернаторством Рима и Королевской школой архитектуры. Благодаря этому гранту он работал с археологом и историком искусства Коррадо Риччи над обустройством территорий к востоку и северу от рынка Траяна . В эти годы он также работал помощником профессора Винченцо Фазоло Мамиани (архитектора лицея и моста Дука д'Аоста в Риме) и Густаво Джованнони на кафедре реставрации . [ 2 ] [ 4 ]
Деятельность в сфере строительства и городского развития
[ редактировать ]

В 1932 году Моретти участвовал в конкурсах по градостроительству Вероны , Перуджи и Фаэнцы , в которых получил второе место. Он также участвовал в конкурсе на комплекс муниципальных домов в Неаполе . [ 4 ]
В следующем году, после завершения университетской карьеры, вместе с Джулио Педикони , Марио Паникони и Марио Туфароли присутствовал на пятой Миланской Триеннале с проектом загородного дома, предназначенного для ученого. [ 5 ] В этом году он также встретился с Ренато Риччи , в то время президентом Национальной оперы Балилья (ONB), который в следующем году назначил Моретти техническим директором ОНБ, сменив Энрико Дель Деббио . [ 4 ] В этой роли Моретти спроектировал некоторые молодежные центры ONB и Gioventù Italiana del Littorio : в 1933 году в Пьяченце. [ 6 ] а в Риме Трастевере , [ 7 ] в 1934 году в Трекате , [ 8 ] в 1935 году — женский центр в Пьяченце, а в 1937 году — еще один молодежный центр в Урбино . [ 9 ] Его работы также были частью архитектурного конкурса искусств на летних Олимпийских играх 1936 года . [ 10 ]
В 1937 году он взял на себя разработку нормативного плана Форо Муссолини (переименованного в Форо Италико после Второй мировой войны ), где он создал некоторые из своих шедевров, такие как Академия фехтования и Тренажерный зал Дуче (оба 1936 г.) и поминальная ячейка (1940 г.).
Он также является главным проектировщиком Форума, обогащенного в 1937 году площадью Империи и стадионом Кипарисов (расширенным в 1953 и 1990 годах другими архитекторами и превратившимся в Олимпийский стадион ).
Работы Моретти были опубликованы в журнале «Архитектура» .
В те годы он участвовал в конкурсе на строительство Палаццо Литторио ( Casa del Fascio ), проекта, подвергшегося резкой критике со стороны журнала Casabella и прогрессивной итальянской архитектурной культуры в целом.
В 1938 году он участвовал в разработке модели E42 (Esposizione 1942), позже измененной на EUR (Esposizione Universale Romana), что означает Всемирную выставку в Риме . Моретти (вместе с Фариелло, Муратори и Кварони) выиграл конкурс на проект Императорской площади (ныне площадь Гульельмо Маркони). Большое здание, выходящее на площадь, так и не было закончено, но после войны уже построенные конструкции были использованы Луиджи Маттиони для строительства Италии (Grattacielo Italia)» « Небоскреба .
В тот период он занимался частной практикой, главным образом благодаря своей дружбе с фашистскими чиновниками и журналистами.
В период между 1942 и 1945 годами Моретти исчез из поля зрения общественности. Он вновь появился в 1945 году, был арестован за сотрудничество с фашизмом и ненадолго заключен в тюрьму Сан-Виктор , где познакомился с графом Адольфо Фоссатаро . После освобождения вместе с ним в ноябре того же года основал компанию Cofimprese. [ 11 ]
Послевоенный период
[ редактировать ]

Вместе с Cofimprese он работал над строительством домов-отелей. [ 11 ] Первоначальный план предусматривал строительство 20 отелей, из которых до распада компании в 1949 году было построено только три. Также в Милане для Cofimprese спроектировал комплекс между Корсо Италия и Виа Ругабелла. [ 12 ]
Дом Il Girasole («Подсолнух»), спроектированный в 1949 году и построенный в Риме на улице Бруно Буоцци (недалеко от улицы Париоли) в 1950 году, является одним из самых известных проектов того периода и считается ранним примером постмодерна. архитектура. [ 13 ] Здание также упоминается Робертом Вентури в его эссе «Сложность и противоречие в архитектуре» как пример неоднозначной архитектуры, балансирующей между традициями и инновациями. [ 14 ] По мнению швейцарского теоретика архитектуры Станислава фон Мооса , Дом Ванны Вентури , один из шедевров Вентури, своими сломанными фронтонами «напоминает «двойственность» фасада жилого дома Луиджи Моретти на Виа Париоли в Риме». [ 15 ]
Затем Моретти спроектировал виллы для прославленных покровителей, в том числе «Виллу Сарасена» (1954 г.). [ 16 ] [ 17 ] в Санта-Маринелле для бывшего директора римской газеты Il Messaggero Франческо Мальджери .
- Фотографии Паоло Монти комплекса между Корсо Италия и Виа Ругабелла, Милан, 1981 год.
-
Вид сбоку с Корсо Италия
-
Фасад
-
Модель
Не только архитектура
[ редактировать ]В 1950 году он основал журнал « Пространство , обозрение искусств и архитектуры» (издавался до 1953 года), чтобы найти связь между разными видами искусства (от архитектуры до скульптуры, от живописи до кино и театра), не случайно первый номер начался с эссе на тему «Электизм и единицы языка». Журнал почти полностью управлялся и писался римским архитектором, который собрал его воедино в результате своих исследований и изучения мудрого открытого ключа, таких абстрактных форм в скульптуре барокко , разрывности пространства у Караваджо, а также структур и последовательностей пространств. . Моретти был редакционным директором и редактором. Журнал, печатавшийся в Милане сначала типографом Э. Баригацци, затем Лучини, просуществовал недолго, выпустив ограниченный тираж всего в семь номеров. В последующие десятилетия он время от времени публиковал в журнале номера Моретти, в основном монографии. В 1959 году он выпустил номер, посвящённый скульптору Пьетро Де Лаурентису . В апреле 1963 года опубликовал сборник эссе «Пространственная структура» и в 1964 году современное значение мудрого слова «архитектура». И в июле 1968 года в очерке появилась проблема Капогросси, посвященная знаменитому римскому художнику.
Это было в 1954 году, когда Моретти решил основать в Риме художественную галерею, также известную как « Космос ». Моретти также был близким соратником французского искусствоведа и теоретика Мишеля Тапье , вместе с которым в 1960 году Моретти стал соучредителем Международного центра эстетических исследований в Турине, Италия , учреждения, которое просуществовало до 1987 года, после смерти Тапье. [ 18 ]
Интерес Моретти к искусству также очевиден из склонности коллекционировать произведения, особенно 17-го века ( Seicento ) и античности.
SGI и ИРМОУ
[ редактировать ]В 1957 году он стал консультантом Società Generale Immobiliare (SGI), для которого, среди прочего, спроектировал здания во главе EUR. В том же году он сотрудничал с муниципалитетом Рима и Министерством общественных работ, работая над проектами межмуниципального плана Рима (так и не принятого) и Археологического парка, из-за чего возникли разногласия с Бруно Цви и L' Espresso по поводу опустошение Аппии .
Также в 1957 году он основал Институт исследований операций и прикладной математики урбанизма (ИРМОУ) с явной целью продолжить исследования так называемой «параметрической» архитектуры , нового подхода, основанного на применении математических теорий при планировании проектирования. и предвидел использование вычислительных методов, которые характеризовали процесс архитектурного проектирования 2010-х годов. [ 1 ]
Он изучал новые размерные отношения в архитектурном пространстве и городской местности, связанные с дизайном искусственной среды , с помощью математического анализа, подобно тому, как Ле Корбюзье изучал Модулор и золотое сечение . Эти исследования были с огромным успехом представлены в прессе в 1960 году на XIII Миланской Триеннале.
В 1958 году он позже продолжил проектирование крупных жилых кварталов, в том числе CEP Ливорно . участвовал В 1958 году Моретти вместе с Адальберто Либерой , Витторио Кафьеро , Амедео Луччиченти и Винченцо Монако в проекте Олимпийской деревни в Риме, спроектированном для XVII Олимпиады, запланированной на 1960 год. Проект деревни выиграл в 1961 году приз IN/ARCH 1961 года за лучшее достижение в регионе Ласио .
Моретти также был генеральным координатором проекта городского планирования и дизайна жилого района Quartiere INCIS Decima в Зоне Z. XXVII Торрино в Риме. В команду дизайнеров входили Витторио Кафьеро, Игнацио Гуиди , Адальберто Либера . Этот жилой комплекс по поручению INCIS (Istituto nazionale per le case degli impiegati statali - Национальный институт жилищного строительства государственных служащих) был частично реализован в период с 1960 по 1966 год.
В этот период Моретти оказал значительное влияние на работу над городским планом Рима, который был принят городским советом 18 декабря 1962 года.
Параметрическая архитектура Моретти
[ редактировать ]За два года до своей смерти Моретти описал концепцию параметрической архитектуры в статье, опубликованной в Moebius . [ 19 ] Здесь он призвал к новой архитектуре, которая была бы строгой в определении формы с помощью математической логики, компьютерных технологий и методов исследования операций и которая могла бы преодолеть эмпирическое состояние современной архитектуры. [ 20 ]
Моретти перечислил 8 пунктов, определяющих его параметрическую архитектуру: [ 21 ]
- Отказ от эмпирических решений.
- Оценка традиционных явлений как объективных фактов, основанная на взаимозависимости выразительных, социальных и технических ценностей.
- Точное и полное определение архитектурных тем.
- Объективное наблюдение за всеми обусловливающими элементами (параметрами), связанными с архитектурной темой, и определение их количественных значений.
- Определение связей между значениями параметров.
- Незаменимость различных навыков и научных методик по критериям оперативного исследования для определения кондиционирующих элементов и их количеств.
- Подтверждение свободы Архитектора в решениях и выражениях, только если это не влияет на характеристики, определенные аналитическими исследованиями.
- Исследование архитектурных форм в направлении максимальной, а значит, окончательной точности отношений в их общей «структуре».
Последние работы
[ редактировать ]
В 1962 году по поручению General Real Estate спроектировал комплекс Уотергейт (давший название одноименному политическому скандалу 1972 года в США) в Вашингтоне , а также Башню фондовой биржи ( Tour de la Bourse ). в Монреале , Квебек.
В 1963 году он снова получил награду IN/ARCH 1963 за лучшие достижения в регионе Лацио за исследование проекта двух зданий-близнецов для Esso ( Exxon ) в EUR в Риме. наградил его медалью «За заслуги в школе, культуре и искусстве» В 1964 году президент Антонио Сеньи .
В 1965 году он начал плодотворные отношения с консалтинговой группой Le Condotte (позже объединенной с Italstat), занимаясь проектированием и реализацией переселения Thermal Boniface VIII Fiuggi , Metropolitana di Roma , в багажнике у вокзала Термини на улице Виа Оттавиано в Прати , открыт в 1980 году. В рамках работ по строительству метрополитена в Риме спроектирован нынешний автомобильно-подземный мост, открытый в 1972 году, названный Понте Пьетро Ненни. Еще одна работа — подземная парковка на две тысячи мест на вилле Боргезе , открывшаяся в 1973 году.
Участие в Международной конференции по исследованиям Микеланджело (1964) с эссе «Идеальные структуры архитектуры Микеланджело и барокко » побудило его попробовать иной творческий опыт — создать в 1964 году часовой биографический фильм о Микеланджело Буонарроти : «Микеланджело «Человек с четырьмя фолами» по сценарию и постановке Чарльза Конрада, субсидируемый правительством Италии. В том же году фильм получил приз художественного кино «Лев Святого Марка» на Венецианском кинофестивале . [ 2 ] [ 3 ] [ 22 ] [ 23 ]
В 1967–1968 годах он выиграл премию Антонио Фельтринелли Национальной академии Линчеи. [ 24 ] и получил задание спроектировать святилище Табха на Тивериадском озере на Святой Земле . Проект был одобрен Святым Престолом , но работа не была начата из-за деликатной ситуации между Израилем и палестинцами , которая вскоре переросла в войну. [ 2 ]
В 1968 году он женился на Марии Терезе Альбани.
В следующем, 1969 году, открылся плодородный рынок рабочих мест в арабских странах, особенно в Кувейте (где он спроектировал штаб-квартиру Бедуинского инженерного клуба и домов) и в Алжире ( отель Эль-Аурасси и комплекс Клуб де Пен, а также ряд школ и жилых кварталов).
В 1971 году он спроектировал новые здания (совместно с Восбеком, Восбеком, Кендриком и Редингером) для проектов компании General Real Estate, в том числе жилой центр в Александрии, штат Вирджиния, на реке Потомак , жилой центр в Рокенкуре под Парижем, в Монреале. новый дом небоскреб как пристройка к его предыдущей реализации в 1961 году Башни фондовой биржи (Tour de la Bourse). В том же году по заказу Министерства информации и туризма Испании Моретти организовал монографическую выставку своих работ в Мадриде в рамках Международной выставки строительных и общественных работ : он представил 21 работу посредством фотографий, моделей и лично. подбор материалов и их подгонка. [ 2 ]
Он умер в 1973 году от сердечной недостаточности, когда работал.
Награды
[ редактировать ]- 1957 Национальная архитектурная премия Джованни Гронки , учрежденная Академией Сан-Лука.
- 1959 Премия Фаджио д'Оро ( Премия Валломброзы ) за деятельность в области охраны ландшафта.
- 1960 Золотая медаль за свободные профессии и искусство.
- 1964 г. Золотая медаль за заслуги в школе, культуре и искусстве президента Италии.
- 1964 г. избран академиком Академии Сан-Лука.
- 1964 г. Назначен почетным членом Американского института архитекторов.
- 1967 Приз за выдающийся дизайн в Канаде
- 1968 года Премия Антонио Фельтринелли , присуждаемая раз в пять лет Академией Линчеи. [ 2 ] [ 3 ] [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Фрейзер, Джон (2016). «Параметрические вычисления: история и будущее» . Архитектурный дизайн . 86 (2): 18–24. дои : 10.1002/ad.2019 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Алессандра Капанна. МОРЕТТИ, Луиджи Вальтер . Биографический словарь итальянцев - Том 76 (2012), Итальянская энциклопедия наук, литературы и искусства / Институт итальянской энциклопедии (Треккани) (на итальянском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с Луиджи Уолтер Моретти . Биография на сайте Политехнического университета Бари (на итальянском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Центральный архив Италии и Министерства культурного наследия и деятельности - Архитектор Луиджи Моретти - Жизнь» (на итальянском языке). 30 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Центральный архив государства и министерства культурного наследия и деятельности Италии - архитектор Луиджи Моретти - Casa di Campagna per un uomo di studio» (на итальянском языке). 7 января 2011 г. Архивировано из оригинала 4 мая 2008 г. Проверено 7 января 2011 г.
- ^ «Центральный архив государства и министерства культурного наследия и деятельности Италии - архитектор Луиджи Моретти - Casa della gioventù, Пьяченца. 1933» (на итальянском языке). 7 января 2011 г. Архивировано из оригинала 4 мая 2008 г. Проверено 7 января 2011 г.
- ^ «Центральный архив государства и министерства культурного наследия и деятельности Италии - архитектор Луиджи Моретти - Casa della gioventù a Trastevere, Рим. 1933» (на итальянском языке). 7 января 2011 г. Архивировано из оригинала 4 мая 2008 г. Проверено 7 января 2011 г.
- ^ «Центральный архив Италии и Министерства культурного наследия и деятельности - Архитектор Луиджи Моретти - Casa del balilla, Трекате (Новара). 1933» (на итальянском языке). 7 января 2011 г. Архивировано из оригинала 4 мая 2008 г. Проверено 7 января 2011 г.
- ^ «Центральный архив государства и министерства культурного наследия и деятельности Италии - архитектор Луиджи Моретти - Casa della gioventù, Урбино. 1937» (на итальянском языке). 7 января 2011 г. Архивировано из оригинала 4 мая 2008 г.
- ^ «Луиджи Моретти» . Олимпия . Проверено 11 августа 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б «Центральный архив государства и министерства культурного наследия и деятельности Италии - архитектор Луиджи Моретти - Casa albergo на улице Корридони, Милан. 1948» (на итальянском языке). 10 января 2011 года. Архивировано из оригинала 4 мая 2008 года . Проверено 10 января 2011 г.
- ^ «Центральный архив государства и министерства культурного наследия и деятельности Италии - архитектор Луиджи Моретти - Строительный комплекс для офисов и домов на Корсо Италия и Виа Ругабелла, Милан. 1949 год» (на итальянском языке). 10 января 2011 года. Архивировано из оригинала 14 апреля 2008 года . Проверено 10 января 2011 г.
- ^ «Центральный архив Италии и Министерства культурного наследия и деятельности - Архитектор Луиджи Моретти - Casa detta Il Girasole» (на итальянском языке). 30 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 4 мая 2008 года . Проверено 6 января 2011 г.
- ^ Роберт Вентури, Сложность и противоречие в архитектуре , Музей современного искусства, 1977; стр.22
- ^ Здания и проекты Станислава фон Мооса, Вентури, Рауха и Скотта Брауна , Риццоли, 1987, стр.244-246
- ^ «Центральный архив Италии и Министерства культурного наследия и деятельности - Архитектор Луиджи Моретти - Вилла ла Сарасена» (на итальянском языке). 30 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 4 мая 2008 года . Проверено 30 декабря 2010 г.
- ^ Джио Понти . Луиджи Моретти — архитектор. 1952 г., вилла на Тирренском побережье: «Ла Сарасена» в Санта-Маринелле , статья первоначально опубликована в Domus 483 / февраль 1970 г. (domusweb.it, опубликовано 25 августа 2016 г.)
- ^ Чипп, Гершель Браунинг; Чипп, Гершель Б.; Зельц, Питер (1968). Теории современного искусства: справочник художников и критиков . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-01450-3 .
- ^ Моретти, Луиджи (1971). «Математические исследования в архитектуре и градостроительстве». Мебиус . 4 (1): 20–53.
- ^ Виати Навоне, Анналиса (2010). «Новый язык архитектурного мышления. Операционные исследования и параметрическая архитектура» . Луиджи Моретти. Рационализм и трансгрессивность между барокко и неформальным : 409–419.
- ^ Галло, Джузеппе; Пеллитери, Джузеппе (2018). «Луиджи Моретти: от истории к параметрической архитектуре» . Обучение, прототипирование и адаптация, краткий доклад, материалы 23-й Международной конференции по исследованиям в области компьютерного архитектурного проектирования в Азии CAADRIA : 209–214.
- ^ Музей современного искусства возобновит серию Flim . Архив New York Times 1964 г., 31 декабря 1964 г.
- ^ Луиджи Моретти умер в 66 лет; Проектируемый комплекс Уотергейт . Архив New York Times 1973 г., 17 июля 1973 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Линцианская академия – премия Фельтринелли» . 29 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 28 июля 2014 года . Проверено 29 декабря 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гуэндалина Салеми, «Банны Бонифачо VIII Луиджи Моретти во Фьюджи», редактор Ilios, Рим, 2016 г.
- Антонелла Греко, Гайя Ремидди, «Луиджи Моретти. Путеводитель по римским произведениям», редактор Паломби, Рим, 2006 г.
- Ницци Александра, Марко Джунта, «Луиджи Моретти. Экспериментальный дом Балиллы на Форо Муссолини. Дом оружия перед Домом оружия», Аракне Эдитрис, Рим, 2006 г.
- Сесилия Ростаньо, «Луиджи Моретти. 1907–1973», Electa, Милан, 2008 г.
- Бруно Райхлин , Летиция Тедески, «Луиджи Моретти. Рационализм и трансгрессивность между барокко и неформальным», Electa, Милан, 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Архитектор [ постоянная мертвая ссылка ] изготовлено Центральным государственным архивом к столетию со дня рождения архитектора, содержит Резюме, библиографию, документы и видеоматериалы.
- Архитекторы Департамента наследия и культуры
- Моретти Луиджи . Фашизм - Архитектура - Искусство / Сайт фашистского искусства
- Биография
- Отчет о семинаре
- текст Архитектор
- GIL Rome: современная архитектура и современное использование
- архитектор Луиджи Моретти двадцатого века
- Рецензия на выставку «Архитектор Луиджи Моретти. От рационализма к неформальному»