Первые игры Колизея

Инаугурационные игры были проведены по приказу римского императора Тита в честь завершения в 80 году нашей эры (по некоторым источникам, в 81 году). [1] Колизей Flavium , тогда известный как Амфитеатр Флавиев ( Amphitheatrum лат. ) .
Веспасиан начал строительство амфитеатра около 70 г. н.э., и оно было завершено его сыном Титом, который стал императором после смерти Веспасиана в 79 г. н.э. Правление Тита началось с месяцев бедствий, включая извержение Везувия в 79 г. н.э. , пожар в Рим и вспышка чумы – он открыл завершение строительства пышными играми, которые продолжались более ста дней, возможно, в попытке умилостивить римскую публику и богов.
О гладиаторских тренировках и боях ( люди ) сохранилось мало литературных свидетельств. Судя по всему, они следовали стандартному формату римских игр : утренние развлечения для животных, за которыми следовали казни преступников около полудня, а дневное занятие было отведено для гладиаторских боев и воссоздания знаменитых сражений. Развлечения с животными, в которых участвовали существа со всей Римской империи , включали экстравагантные охоты и бои между разными видами. Животные также играли роль в некоторых казнях, которые были инсценированы как воссоздание мифов и исторических событий. Морские сражения были частью зрелищ, но происходили ли они в амфитеатре или на озере, специально построенном Августом, является предметом споров среди историков.
Сохранились только три современных или почти современных описания игр. Работы Светония и Кассия Дио посвящены основным событиям, в то время как Марциал предоставляет некоторые фрагменты информации об отдельных развлечениях и единственную дошедшую до нас подробную запись гладиаторского боя на арене: битву между Вером и Приском .
Фон
[ редактировать ]Строительство амфитеатра
[ редактировать ]Строительство Колизея началось при Веспасиане в низкой долине, окруженной Целийскими , Эсквилинскими и Палатинскими холмами. Это место стало доступным Нерону во время Великого Римского пожара в 64 году нашей эры и было перестроено для его личного удовольствия со строительством огромного искусственного озера в Domus Aurea и колоссальной статуи самого себя . [2]
Веспасиан начал собственную реконструкцию этого места примерно в 70–72 годах нашей эры, возможно, профинансировав строительство за счет добычи, захваченной после победы римлян в Первой иудейско-римской войне в 70 году нашей эры. Озеро было засыпано, и это место было назначено местом для Амфитеатр Флавиев. Возвращение частного использования Нероном Колизея к более популярным социальным целям повысило популярность Веспасиана. [3] Гладиаторские школы ( люди ) и другие вспомогательные постройки были позже построены на территории бывшей территории Domus Aurea, большая часть которой была снесена. [4]
Веспасиан умер, когда строение достигло третьего этажа. В течение года после смерти Веспасиана Тит смог завершить строительство амфитеатра и прилегающих к нему общественных бань (которые должны были называться Термами Тита ). [4]
Царствование Тита
[ редактировать ]К моменту завершения строительства амфитеатра недолгое правление Тита уже пережило ряд бедствий: через два месяца после того, как он сменил Веспасиана, Везувия произошло извержение , разрушившее Помпеи , Геркуланум , Стабии и Оплонтис ; в городе Риме три дня и три ночи горел пожар, причинивший существенный ущерб и уничтоживший недавно восстановленный Веспасианом Храм Юпитера; и произошла вспышка чумы , которая, как говорили, была самой страшной, которую когда-либо пережил город. [5] Чтобы освятить амфитеатр и термы и, вероятно, пытаясь успокоить римскую публику и богов, Тит открыл открытие Колизея пышными играми, которые длились более ста дней. [6]
Источники
[ редактировать ]Документальных свидетельств игр осталось мало; современные и почти современные произведения в основном фиксируют основные детали и концентрируются на днях открытия. Поэт Марциал дает наиболее полный и единственно по-настоящему современный отчет в форме своего De Spectaculis («О спектаклях»), несколько льстивой серии эпиграмм, подробно описывающих отдельные события игр как иллюстрацию силы и доброжелательности Тита. Большая часть работы посвящена восхвалению Тита, и были трудности с проверкой подлинности, датировкой и переводом различных частей, но Марсьяль все же приводит подробности событий, не освещенные в других источниках, и единственную известную сохранившуюся полную запись гладиаторского боя на арене. . [7]
Историк Светоний родился примерно в 70 году нашей эры и начал писать около 100 года нашей эры. Во время игр он был ребенком, но возможно, что он родился и вырос в Риме, поэтому, возможно, он первым стал свидетелем первых игр. -рука. Его De vita Caesarum ( «Жизни Цезарей» , известные также как «Двенадцать Цезарей» или «Жизнеописания Двенадцати Цезарей» ), завершенные, вероятно, около 117–127 годов нашей эры, включает некоторые подробности первых дней игр. Позже в своей истории Тита он раскрывает дополнительную информацию об играх. Истории первых Цезарей, написанные Светонием, подвергались критике за то, что они основаны на слухах и сплетнях, а не на точных исторических источниках, и он часто сообщает из источников, которые противоречат друг другу, не пытаясь проанализировать их качество или точность. Тем не менее, его обычно считают тщательным ученым, и его хвалят за сбалансированное отношение к своим предметам. [8]
Единственным другим крупным источником информации об играх является Кассий Дион , живший во второй половине второго и начале третьего веков. Его «История Рима» состоит из 80 книг, написанных за 22 года, но большая часть из которых представляет собой лишь фрагменты. Он известен своим вниманием к деталям в административных делах, но в отношении крупных событий его сочинения могут быть просто импрессионистическими, с большим упором на интерпретацию значения событий в более широком историческом контексте, а не на сообщение деталей. Его источники разнообразны: он полагается на многих крупных комментаторов, но, похоже, также уделяет пристальное внимание публичным данным. Его отчет об играх Титуса не имеет источников. [9]
Развлечения для животных
[ редактировать ]Развлечения с животными составляли центральную часть игр и обычно проводились утром. Дион говорит, что в ходе первых игр более 9000 прирученных и диких животных были убиты, иногда женщинами, не имеющими особого значения. [10] Это противоречит работе Евтропия , который во второй половине IV века писал, что во время игр было убито 5000 животных. [11]
Дио и Марсьяль записывают некоторых выставленных животных. Дио отмечает охоту с участием журавлей и еще одну охоту с участием четырех слонов. [10] и Марсьяль упоминает слонов, львов, леопардов, по крайней мере одного тигра, зайцев, свиней, [а] быки , медведи, кабан, носорог, буйвол и зубр (скорее всего, зубр ) . Возможно, использовались и другие экзотические животные, но они не упоминаются; В играх обычно использовались страусы, верблюды и крокодилы. [12] Жирафы вряд ли были показаны; Юлий Цезарь привез в Рим единственного жирафа в 46 г. до н.э. Другой не был зарегистрирован в Европе до жирафа Медичи в 1486 году. [13] хотя впервые их увидели в Риме в 58 г. до н.э., [12] и были достаточно впечатляющими, чтобы их можно было подробно описать в играх Августа и Коммода . [14] нет упоминания о гиппопотамах в играх Тита .

Марциал сообщает о состязании между слоном и быком, и слон, победив, преклонил колени перед Титом. Возможно, это было частью его обучения, но Марсьяль объяснил это спонтанным признанием власти Императора. [15] Он также упоминает быка, разъяренного пожарами в амфитеатре, который швырялся по арене, а затем был убит слоном. [16] но нет ничего, что указывало бы на то, что эти две эпиграммы о одних и тех же событиях или многократно повторяются в течение ста дней торжества. [17]
Из рассказа Марсьяля следует, что некоторые животные не реагировали на толпу так, как от них ожидалось, что Марсьяль прокомментировал как возможность для Тита продемонстрировать свое умение управлять животными; львы проигнорировали намеченную добычу: [б]
...Львы Цезаря покорены своей добычей, а заяц безопасно играет в массивных челюстях. [18]
С носорогом тоже оказалось трудно справиться. Сначала его пронесли по арене, но он пришел в ярость и напал на быка, к очевидному удовольствию толпы. [19] Позже, когда он должен был сражаться, он успокоился. Предназначенный для противостояния роте людей, вооруженных копьями и множеством других животных, его приходилось подгонять «дрожащими дрессировщиками», пока он не вступал в бой с другими бойцами: [с]
...в конце концов ярость, которую мы когда-то знали, вернулась. Ибо своим двойным рогом он швырнул тяжелого медведя, как бык швыряет чучела с головы на звезды. [С каким уверенным ударом сильная рука Карпофора, еще юноши, нацеливает норкианские копья!] Он поднял подвижной шеей двух быков, ему уступили свирепого буйвола и бизона. Пантера, бежавшая от него, стремглав бросилась на копья. [20]
Карпофор был опытным бестиарием , специализировавшимся на борьбе с животными на арене, и снова упоминается Марсьялем, который сравнивает его с Геркулесом. [21] и хвалит его способности уничтожить медведя, леопарда и льва «беспрецедентных размеров». [22] На фризе из храма Веспасиана и Тита ( Templum Divi Vespasiani ) на Римском форуме изображены события, сходные с описанными Марциалом. На двух отдельных наборах украшений изображены носорог, противостоящий быку, и бестарий , возможно, Карпофор, с копьем, противостоящий льву и леопарду. [23] Карпофор был не единственным убийцей зверей, достойным упоминания: в другой эпиграмме Марсиала говорится о женщине, равной подвигу Геракла, убившего Немейского льва . [24]
В то время как дрессировщики носорогов, возможно, дрожали от страха перед судьбой, которая их ждала, если их животное не справилось с обязанностями, а другой дрессировщик подвергся насилию со стороны своего льва, [25] некоторые были более успешными. Один дрессировщик был известен своей тигрицей, которая, хотя и была достаточно ручной, чтобы лизнуть ему руку, разорвала льва на куски, «новинка, неизвестная во все времена». [26] быка (вероятно, на котором ездил бестарий ), но Марсьяль мало что дает подсказки о природе этого развлечения. Похоже также, что толпа была довольна, когда на арене подняли [27]
Казни
[ редактировать ]Казни были обычной чертой римских игр. Они проходили около полудня в качестве перерыва между развлечениями животных на утренних занятиях и гладиаторскими боями во второй половине дня. Хотя казни считались символом власти Рима, высшие классы обычно пользовались этим перерывом, чтобы покинуть арену, чтобы пообедать; императора Клавдия за то, что он этого не сделал, некоторые авторы критиковали [28] так что вряд ли Титус посмотрел бы эту часть шоу. Казни дезертиров, военнопленных и преступников из низших классов обычно представляли собой распятие или проклятие ad bestias, при котором им приходилось сталкиваться с дикими животными.
Сципион Эмилиан был первым, кто казнил преступников таким образом, когда в 146 г. до н.э. дезертиры из его армии подверглись нападению диких зверей. [29] Эти казни часто принимали форму воссоздания какой-либо трагической сцены из истории или мифологии с участием преступника в роли жертвы, убитой дикими зверями. Марциал записывает одну такую казнь, версию мима «Лавреол» Катулла. [30] в котором известный бандит был казнен через распятие. Для игр это было адаптировано как версия легенды о Прометее , печень которого каждый день пожирал орел . Элемент распятия из мима Катулла остался, но орел из легенды о Прометее был заменен диким медведем : [31]
Как Прометей, привязанный на скифской скале, кормил неутомимую птицу своей слишком обильной грудью, так и Лауреол, висящий на нефальшивом кресте, отдал свое обнаженное тело каледонскому медведю. Его израненные конечности продолжали жить, с них капала кровь, а во всем его теле не было ее. Наконец он понес заслуженное наказание; виновный негодяй вонзил меч в горло своего отца или своего господина, или в своем безумии украл тайное золото храма, или поджег жестокий факел Риму. Преступник превзошел преступления, описанные в древней истории; в нем то, что было пьесой, стало казнью. [32]
Другая казнь была инсценирована как жестокий поворот истории об Орфее , который якобы очаровал своей песней растения и цветы после того, как потерял Эвридику . В версии, представленной на первых играх, дерево и животные были очарованы так же, как и в истории, за исключением «неблагодарного» медведя, который разорвал менестреля на куски. Вполне вероятно, что безобидные существа были выпущены первыми, чтобы создать впечатление, что история развивается по плану, а затем был выпущен медведь, чтобы отправить несчастного преступника, вынужденного сыграть роль Орфея, чья вероятная сдержанность не позволила ему сбежать. [33] Ироничные интерпретации мифов, возможно, были популярны: [34] Помимо неспособности Орфея очаровать зверей, Марсьяль упоминает, что Дедала разорвал на части другой медведь, высмеивая его словами: «Как бы ты, должно быть, хотел, чтобы у тебя были свои перья сейчас». [35]
Марсьяль также предполагает изнасилование женщины быком в воссоздании мифа о Пасифае . [36] Нерон устроил подобное развлечение на мероприятии, которое он организовал с участием актера, одетого в костюм быка. [2] хотя Марсьяль утверждает, что действие, совершенное на первых играх, было подлинным.
Бой, охота и гонки
[ редактировать ]Дион, Светоний и Марциал записывают naumachiae , широко используемый греческий термин для обозначения того, что римляне также называли navalia proelia , воссозданием знаменитых морских сражений. Хотя Дион утверждает, что и специально построенная наумахия Августа, и сам амфитеатр были затоплены во время двух отдельных представлений. [10] Светоний сообщает только, что событие произошло на старом искусственном озере (которое должно было принадлежать Августу). [37] Марсьяль не уточняет, где наумахии произошли , но он ясно дает понять, что любое место, о котором он говорит, может быть затоплено и осушено по своему желанию:


Если ты здесь из далекой страны, запоздалый зритель, для которого это был первый день священного зрелища, то пусть не обманывает тебя морская война с ее кораблями, и вода подобна морю: здесь еще недавно была земля. Вы не верите этому? Смотрите, как воды утомляют Марс. Но через некоторое время вы будете говорить: «Но здесь недавно было море». [38]
Кажется, что затопить амфитеатр было бы сложно, но поскольку о работе Колизея сохранилось мало записей, невозможно точно сказать, где происходили морские сражения. Светоний пишет, что брат и преемник Тита Домициан устраивал морские бои в амфитеатре. [39] но он внес изменения в конструкцию, в том числе, вероятно, добавил гипогей — комплекс подземных ходов, которые, возможно, позволили быстро затопить и опустошить арену. [40] Хотя Светоний записывает лишь то, что Тит воссоздал морские сражения, [37] Дио сообщает некоторые подробности:
Ибо Тит внезапно наполнил этот театр водой и привел лошадей, быков и некоторых других домашних животных, которых научили вести себя в жидкой стихии так же, как и на суше. Он также привел на кораблях людей, которые участвовали там в морском бою, выдавая себя за керкирейцев и коринфян; и другие устроили подобную выставку за городом, в роще Гая и Луция, месте, которое Август некогда раскопал именно для этой цели. [10]
И Дион, и Светоний согласны с тем, что в районе озера также происходили гладиаторские бои и охота на диких зверей, venatio , но они снова расходятся в деталях. Дио утверждает, что это произошло в первый день, когда озеро было покрыто досками и вокруг него были воздвигнуты деревянные подставки. [10] в то время как Светоний говорит, что события произошли в бассейне после того, как вода была слита. Светоний пишет, что за один день здесь было убито 5000 животных. [37] Хотя никаких записей о животных, преследуемых во время этих охот, не сохранилось (Дио упоминает об охоте на журавлей и слонов, но не указывает место), были популярны более крупные экзотические животные, особенно слоны, большие кошки и медведи, хотя и более мелкая дичь, такая как птицы, кролики и медведи. козы также фигурировали. [41]
Светоний пишет, что, когда Домициан устраивал свои игры, помимо «обычных гонок на колесницах с двумя лошадьми», были и другие развлечения. [39] это указывает на то, что эти скачки, вероятно, были частью игр Тита, и Дион сообщает нам, что на второй день были скачки, хотя он не сообщает подробностей о типе скачек.
Только запись Дио распространяется на детали третьего дня, во время которого он говорит:
…произошёл морской бой между тремя тысячами человек, за которым последовал пехотный бой. «Афиняне» победили «сиракузян» (так называли сражавшиеся), высадились на острове, атаковали и захватили стену, построенную вокруг памятника. [10]
Это снова может указывать на то, что амфитеатр был затоплен, поскольку упомянутый памятник мог быть алтарем Дианы , или Плутона , или Юпитера Латиариса , который мог находиться в центре арены. [42] но Плиний Старший упоминает мост в связи с озером Августа, предполагая, что там, возможно, тоже был остров. [43]
Вер и Приск
[ редактировать ]Подробности большинства гладиаторских боев не зафиксированы. Светоний пишет, что они были щедрыми, а Дион — что были как единоборства, так и бои между группами. [10] Один бой между гладиаторами Вером и Приском был записан Марсьялем:
В то время как Приск продолжал затягивать схватку, и Вер тоже, и долгое время борьба шла поровну с обеих сторон, отстранения крепких бойцов требовали громким и частым криком; но Цезарь подчинялся своему собственному закону (закон заключался в том, что после того, как пальма была поднята, бой должен был продолжаться до тех пор, пока не будет поднят палец): он поступал так, как ему разрешалось, часто раздавая латные награды. Тем не менее, решение состязания было найдено, они боролись равные, равные и уступили. Обоим Цезарь наградил деревянный меч и пальмовую ветвь: таким образом храбрость и умение получили свою награду. Это случилось ни при одном императоре, кроме тебя, Цезарь: двое сражались и двое победили. [44]

Как обычно, тон эпиграммы несколько заискивает в сторону его покровителя Тита, но в ней содержится больше подробностей, чем в любом другом описании игр. Похоже, это подразумевает, что ничья была редкостью в гладиаторских боях на этом уровне, но в конце концов Тит уступил желанию толпы, объявил поединок равным и предоставил обоим мужчинам свободу (с традиционным вручением деревянного меча). Традиционным способом признания поражения было то, что уступающий гладиатор поднял палец ( ad digitum ), и возможно, что в этом случае оба мужчины подняли пальцы, но Марсьяль здесь делает акцент на беспристрастности и щедрости Тита в предоставлении отсрочка ( missio ) двум любимцам публики. [45] Его ссылка на то, что это произошло только при Тите, вероятно, намекает на объявление обоих победителями, поскольку есть свидетельства того, что ни ничья, ни выживание обоих гладиаторов в состязании не были редкостью: тренировать и содержать гладиаторов было дорого, и они не были отправили налегке. [46] Помимо рассказов Марсьяля, есть некоторые свидетельства существования Приска и Вера, по крайней мере, как имен гладиаторов. На кладбище первого века в Смирне находится могила гладиатора по имени Приск, а имя Вера выгравировано на мраморной плите из Ферентинума , на которой записан гладиаторский поединок. Подробности боев Веруса, к сожалению, неразборчивы. Хотя ни один из них не может быть Приском и Вером, упомянутыми Марсьялем, они все же свидетельствуют об использовании этих имен гладиаторами. [47]
Упоминание Марсьяля о дарении подарков повторяется в рассказе Дио, который говорит, что Тит бросал деревянные шары в толпу со своего места в ложе в северном конце арены. На этих шарах было написано описание подарка: еды, одежды, рабов, вьючных животных, лошадей, крупного рогатого скота или золотых или серебряных сосудов. Любой, кто поймал мяч, мог передать его судье, который взамен преподнес бы названный подарок. [10] В этом не было ничего необычного: Светоний упоминает, что Нерон делал то же самое, ежедневно раздавая 1000 птиц, а также продовольственные посылки и ваучеры на различные экстравагантные подарки. [2]

Более поздние события
[ редактировать ]В некоторых других комментариях Светония о правлении Тита упоминаются бани и мероприятия в амфитеатре. [37] Поскольку Тит прожил недолго после окончания первых игр, вполне вероятно, что эти события произошли в дни инаугурации. Светоний сообщает, что Тит обещал на один день отказаться от своих предпочтений и предоставить толпе решать судьбу сражающихся на арене гладиаторов. Он восхищался фракийскими гладиаторами, [д] и, страстно споря с толпой на эту тему, не позволил своим предпочтениям поколебать его от своего обещания. Он приказал избить нескольких информаторов и их менеджеров и выставить их напоказ на арене. Некоторых продали в рабство на аукционе, а других отправили на «самые неприступные острова». [37]
Светоний также сообщает, что Тит пригласил некоторых сенаторов , которых он простил за заговор против него, посидеть с ним в один из дней игр и осмотреть мечи гладиаторов, [37] утверждение, которое в некоторой степени подкрепляется Дио, который отмечает, что во время своего правления Тит не казнил ни одного сенатора. [48]
В последний день игр Тит открыто плакал на глазах у публики в амфитеатре. По словам Диона, Тит умер на следующий день после официального открытия амфитеатра и бань. [49] он отправился на сабинские территории, но потерял сознание и умер на первой почтовой станции. Светоний сообщает, что после игр [37]
Примечания
[ редактировать ]а. ^ В эпиграмме 14 (12) Марциал говорит, что беременной свиноматке проткнули желудок, и из нее вышел живой поросенок.
б. ^ В эпиграмме 33 Боевой повторяет свое утверждение о том, что животные подчиняются Императору. Когда лань, преследуемая молосийскими гончими, становится перед ним на колени и не подвергается нападению преследующих собак, Марсьяль говорит, что она и собаки могут чувствовать ауру силы Цезаря. К сожалению, дата этой эпиграммы вызывает сомнения, поэтому «Цезарь» мог относиться либо к Титу, либо к Домициану. [50]
в. ^ Упоминание о «двойном роге» подтверждает, что носорог был одним из африканских видов: Белый носорог или Черный носорог .
д. ^ Гладиаторов описывали по их вооружению, а не по национальности, поэтому «фракийские» гладиаторы, которыми восхищался Тит, возможно, не были из Фракии . Фракийские гладиаторы несли небольшие круглые щиты и изогнутые кинжалы.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Строительство Колизея» .
- ^ Jump up to: а б с Светоний, De Vita Caesarum , Жизнь Нерона
- ^ Боуман, стр. 19–20.
- ^ Jump up to: а б Кларидж, стр. 276–82.
- ^ Эдвардс с. 49
- ^ Боуман, стр. 49–51.
- ^ Питер Хауэлл (1978) Введение в издание « Эпиграмм» Penguin Classics
- ^ Майкл Грант (1979) Введение в издание « Двенадцати Цезарей» Penguin Classics
- ^ Эрнест Кэри (1958). «Введение в издание Loeb Classics римской истории Дио » . Проверено 30 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кассий Дион. «LXVI 25» . Римская история . Проверено 30 июля 2007 г.
- ^ Евтропий (1853). «Краткое изложение римской истории – Тита» . Переведено и аннотировано Джоном Селби Уотсоном. Архивировано из оригинала 20 декабря 2003 года . Проверено 30 июля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Дженнисон, стр. 41–64.
- ^ Belozerskaya pp. 87–129
- ^ Кассий Дион. «LXXIII 9» . Римская история . Проверено 30 июля 2007 г.
- ^ Боевой де Spectaculis 20 (40)
- ^ Боевой де Spectaculis 22 (19)
- ^ Коулман, стр. 165–6.
- ^ Боевые эпиграммы 1.6 (41)
- ^ Боевой де Spectaculis 11 (9)
- ^ Боевой де Spectaculis 26 (22+23)
- ^ Боевой де Spectaculis 32 (27,28)
- ^ Боевой де Spectaculis 17 (15)
- ^ Коулман, стр. 104–8.
- ^ Боевой де Spectaculis 8 (6b)
- ^ Боевой де Spectaculis 12 (10)
- ^ Боевой де Spectaculis 21 (18)
- ^ Martial De Spectaculis 18 (16) и 19 (16b)
- ^ Светоний, De Vita Caesarum , Жизнь Клавдия
- ^ Габуччи, стр. 63–4.
- ^ Wiseman, стр. 192–3, приводит доводы в пользу отождествления этого мимографа Катулла с поэтом Гаем Валерием Катуллом , но существует мало доказательств, подтверждающих эту точку зрения.
- ^ Коулман, стр. 81–5.
- ^ Боевой де Spectaculis 9 (7)
- ^ Martial De Spectaculis 24 (21) и 25 (21b)
- ^ Бомгарднер с. 22
- ^ Боевой де Spectaculis 10 (8)
- ^ Боевой де Spectaculis 6 (5)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Светоний, De Vita Caesarum , Жизнь Тита
- ^ Боевой де Spectaculis 27 (24)
- ^ Jump up to: а б Светоний, De Vita Caesarum , Жизнь Домициана
- ^ Левик с. 128
- ^ Кайл с. 77
- ^ Филип Смит в Смите, стр. 82–90.
- ^ Плиний Естественная история XVI (190, 200)
- ^ Martial De Spectaculis 31 (29,27)
- ^ Коулман с. 219
- ^ Кайл с. 86
- ^ Коулман с. 220
- ^ Кассий Дион. «LXVI 19» . Римская история . Проверено 30 июля 2007 г.
- ^ Кассий Дион. «LXVI 26» . Римская история . Проверено 30 июля 2007 г.
- ^ Коулман с. 244
Ссылки
[ редактировать ]- Оге, Роланд (1994). Жестокость и цивилизация: Римские игры . Рутледж. п. 246. ИСБН 0-415-10453-Х .
- Белозерская, Марина (2006). Жираф Медичи и другие сказки об экзотических животных и власти . Нью-Йорк: Литтл, Браун и Ко, стр. 414 . ISBN 0-316-52565-0 .
- Бомгарднер, Д.Л. (2002). История римского амфитеатра . Лондон: Рутледж. п. 304. ИСБН 0-415-30185-8 .
- Боуман, Алан К. (2000). Кембриджская древняя история: Высшая Империя, т. 11 . Издательство Кембриджского университета. п. 1246. ИСБН 0-521-26335-2 .
- Кларидж, Аманда (1998). Рим: Оксфордский археологический справочник . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 480 . ISBN 0-19-288003-9 .
- Кассий Бог (2004) [ок. 200–222]. Божий Рим . Том 4. Kessinger Publishing Co., с. 224. ИСБН 1-4191-1613-4 .
- Коулман, Кэтлин М. (2006). Военное: Liber Spectaculorum . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 416. ИСБН 0-19-814481-4 .
- Эдвардс, IES (2005). Кембриджская древняя история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 1222. ИСБН 0-521-26335-2 .
- Фатрелл, Элисон Р. (2006). Римские игры: Справочник . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. стр. 253 . ISBN 1-4051-1569-6 .
- Габуччи, Ада (2002). Колизей . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти. п. 248. ИСБН 0-89236-648-6 .
- Грант, Майкл (2000) [1960]. Мир Рима . Феникс Пресс. п. 322. ИСБН 1-84212-037-9 .
- Дженнисон, Джордж (2005). Животные для зрелищ и развлечений в Древнем Риме . Издательство Пенсильванского университета. п. 209. ИСБН 0-8122-1919-8 .
- Кайл, Дональд Г. (1998). Зрелища смерти в Древнем Риме . Лондон: Рутледж. п. 304. ИСБН 0-415-09678-2 .
- Левик, Барбара (1999). Веспасиан . Лондон: Рутледж. п. 359. ИСБН 0-415-16618-7 .
- Марсьяль (1978) [ок. 81]. Эпиграммы . Пингвинская классика. п. 208. ИСБН 0-14-044350-9 .
- Плиний (1945) [ок. 77]. Естественная история IV Книги 12–16 . Классическая библиотека Леба. п. 567. ИСБН 0-674-99408-6 .
- Рот, Лиланд М. (1993). Понимание архитектуры: ее элементы, история и значение . Боулдер, Колорадо: Westview Press. ISBN 0-06-430158-3 .
- Смит, Уильям (1875). Словарь греческих и римских древностей . Лондон: Джон Мюррей. п. 1294.
- Светоний (1957) [ок. 117–127]. Двенадцать Цезарей . Перевод Роберта Грейвса; отредактировано Майклом Грантом. Пингвинская классика. стр. 339 . ISBN 0-14-044072-0 .
- Видеманн, Томас (1995). Императоры и гладиаторы . Рутледж. п. 218. ИСБН 0-415-12164-7 .
- Уайзман, Т.П. (1985). Катулл и его мир: переоценка . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 304. ИСБН 0-521-31968-4 .