Jump to content

Первые игры Колизея

находится в руинах , он все еще стоит. Хотя Амфитеатр Флавиев , ныне известный как Колизей,

Инаугурационные игры были проведены по приказу римского императора Тита в честь завершения в 80 году нашей эры (по некоторым источникам, в 81 году). [1] Колизей Flavium , тогда известный как Амфитеатр Флавиев ( Amphitheatrum лат. ) .

Веспасиан начал строительство амфитеатра около 70 г. н.э., и оно было завершено его сыном Титом, который стал императором после смерти Веспасиана в 79 г. н.э. Правление Тита началось с месяцев бедствий, включая извержение Везувия в 79 г. н.э. , пожар в Рим и вспышка чумы – он открыл завершение строительства пышными играми, которые продолжались более ста дней, возможно, в попытке умилостивить римскую публику и богов.

О гладиаторских тренировках и боях ( люди ) сохранилось мало литературных свидетельств. Судя по всему, они следовали стандартному формату римских игр : утренние развлечения для животных, за которыми следовали казни преступников около полудня, а дневное занятие было отведено для гладиаторских боев и воссоздания знаменитых сражений. Развлечения с животными, в которых участвовали существа со всей Римской империи , включали экстравагантные охоты и бои между разными видами. Животные также играли роль в некоторых казнях, которые были инсценированы как воссоздание мифов и исторических событий. Морские сражения были частью зрелищ, но происходили ли они в амфитеатре или на озере, специально построенном Августом, является предметом споров среди историков.

Сохранились только три современных или почти современных описания игр. Работы Светония и Кассия Дио посвящены основным событиям, в то время как Марциал предоставляет некоторые фрагменты информации об отдельных развлечениях и единственную дошедшую до нас подробную запись гладиаторского боя на арене: битву между Вером и Приском .

Строительство амфитеатра

[ редактировать ]

Строительство Колизея началось при Веспасиане в низкой долине, окруженной Целийскими , Эсквилинскими и Палатинскими холмами. Это место стало доступным Нерону во время Великого Римского пожара в 64 году нашей эры и было перестроено для его личного удовольствия со строительством огромного искусственного озера в Domus Aurea и колоссальной статуи самого себя . [2]

Веспасиан начал собственную реконструкцию этого места примерно в 70–72 годах нашей эры, возможно, профинансировав строительство за счет добычи, захваченной после победы римлян в Первой иудейско-римской войне в 70 году нашей эры. Озеро было засыпано, и это место было назначено местом для Амфитеатр Флавиев. Возвращение частного использования Нероном Колизея к более популярным социальным целям повысило популярность Веспасиана. [3] Гладиаторские школы ( люди ) и другие вспомогательные постройки были позже построены на территории бывшей территории Domus Aurea, большая часть которой была снесена. [4]

Веспасиан умер, когда строение достигло третьего этажа. В течение года после смерти Веспасиана Тит смог завершить строительство амфитеатра и прилегающих к нему общественных бань (которые должны были называться Термами Тита ). [4]

Царствование Тита

[ редактировать ]

К моменту завершения строительства амфитеатра недолгое правление Тита уже пережило ряд бедствий: через два месяца после того, как он сменил Веспасиана, Везувия произошло извержение , разрушившее Помпеи , Геркуланум , Стабии и Оплонтис ; в городе Риме три дня и три ночи горел пожар, причинивший существенный ущерб и уничтоживший недавно восстановленный Веспасианом Храм Юпитера; и произошла вспышка чумы , которая, как говорили, была самой страшной, которую когда-либо пережил город. [5] Чтобы освятить амфитеатр и термы и, вероятно, пытаясь успокоить римскую публику и богов, Тит открыл открытие Колизея пышными играми, которые длились более ста дней. [6]

Источники

[ редактировать ]

Документальных свидетельств игр осталось мало; современные и почти современные произведения в основном фиксируют основные детали и концентрируются на днях открытия. Поэт Марциал дает наиболее полный и единственно по-настоящему современный отчет в форме своего De Spectaculis («О спектаклях»), несколько льстивой серии эпиграмм, подробно описывающих отдельные события игр как иллюстрацию силы и доброжелательности Тита. Большая часть работы посвящена восхвалению Тита, и были трудности с проверкой подлинности, датировкой и переводом различных частей, но Марсьяль все же приводит подробности событий, не освещенные в других источниках, и единственную известную сохранившуюся полную запись гладиаторского боя на арене. . [7]

Историк Светоний родился примерно в 70 году нашей эры и начал писать около 100 года нашей эры. Во время игр он был ребенком, но возможно, что он родился и вырос в Риме, поэтому, возможно, он первым стал свидетелем первых игр. -рука. Его De vita Caesarum ( «Жизни Цезарей» , известные также как «Двенадцать Цезарей» или «Жизнеописания Двенадцати Цезарей» ), завершенные, вероятно, около 117–127 годов нашей эры, включает некоторые подробности первых дней игр. Позже в своей истории Тита он раскрывает дополнительную информацию об играх. Истории первых Цезарей, написанные Светонием, подвергались критике за то, что они основаны на слухах и сплетнях, а не на точных исторических источниках, и он часто сообщает из источников, которые противоречат друг другу, не пытаясь проанализировать их качество или точность. Тем не менее, его обычно считают тщательным ученым, и его хвалят за сбалансированное отношение к своим предметам. [8]

Единственным другим крупным источником информации об играх является Кассий Дион , живший во второй половине второго и начале третьего веков. Его «История Рима» состоит из 80 книг, написанных за 22 года, но большая часть из которых представляет собой лишь фрагменты. Он известен своим вниманием к деталям в административных делах, но в отношении крупных событий его сочинения могут быть просто импрессионистическими, с большим упором на интерпретацию значения событий в более широком историческом контексте, а не на сообщение деталей. Его источники разнообразны: он полагается на многих крупных комментаторов, но, похоже, также уделяет пристальное внимание публичным данным. Его отчет об играх Титуса не имеет источников. [9]

Развлечения для животных

[ редактировать ]

Развлечения с животными составляли центральную часть игр и обычно проводились утром. Дион говорит, что в ходе первых игр более 9000 прирученных и диких животных были убиты, иногда женщинами, не имеющими особого значения. [10] Это противоречит работе Евтропия , который во второй половине IV века писал, что во время игр было убито 5000 животных. [11]

Дио и Марсьяль записывают некоторых выставленных животных. Дио отмечает охоту с участием журавлей и еще одну охоту с участием четырех слонов. [10] и Марсьяль упоминает слонов, львов, леопардов, по крайней мере одного тигра, зайцев, свиней, [а] быки , медведи, кабан, носорог, буйвол и зубр (скорее всего, зубр ) . Возможно, использовались и другие экзотические животные, но они не упоминаются; В играх обычно использовались страусы, верблюды и крокодилы. [12] Жирафы вряд ли были показаны; Юлий Цезарь привез в Рим единственного жирафа в 46 г. до н.э. Другой не был зарегистрирован в Европе до жирафа Медичи в 1486 году. [13] хотя впервые их увидели в Риме в 58 г. до н.э., [12] и были достаточно впечатляющими, чтобы их можно было подробно описать в играх Августа и Коммода . [14] нет упоминания о гиппопотамах в играх Тита .

Эта мозаика с виллы Дар Бук Аммера (Злитен), которая сейчас находится в Музее Джамахирии в Триполи, Ливия, изображает некоторые развлечения, которые предлагались на играх.

Марциал сообщает о состязании между слоном и быком, и слон, победив, преклонил колени перед Титом. Возможно, это было частью его обучения, но Марсьяль объяснил это спонтанным признанием власти Императора. [15] Он также упоминает быка, разъяренного пожарами в амфитеатре, который швырялся по арене, а затем был убит слоном. [16] но нет ничего, что указывало бы на то, что эти две эпиграммы о одних и тех же событиях или многократно повторяются в течение ста дней торжества. [17]

Из рассказа Марсьяля следует, что некоторые животные не реагировали на толпу так, как от них ожидалось, что Марсьяль прокомментировал как возможность для Тита продемонстрировать свое умение управлять животными; львы проигнорировали намеченную добычу: [б]

...Львы Цезаря покорены своей добычей, а заяц безопасно играет в массивных челюстях. [18]

С носорогом тоже оказалось трудно справиться. Сначала его пронесли по арене, но он пришел в ярость и напал на быка, к очевидному удовольствию толпы. [19] Позже, когда он должен был сражаться, он успокоился. Предназначенный для противостояния роте людей, вооруженных копьями и множеством других животных, его приходилось подгонять «дрожащими дрессировщиками», пока он не вступал в бой с другими бойцами: [с]

...в конце концов ярость, которую мы когда-то знали, вернулась. Ибо своим двойным рогом он швырнул тяжелого медведя, как бык швыряет чучела с головы на звезды. [С каким уверенным ударом сильная рука Карпофора, еще юноши, нацеливает норкианские копья!] Он поднял подвижной шеей двух быков, ему уступили свирепого буйвола и бизона. Пантера, бежавшая от него, стремглав бросилась на копья. [20]

Карпофор был опытным бестиарием , специализировавшимся на борьбе с животными на арене, и снова упоминается Марсьялем, который сравнивает его с Геркулесом. [21] и хвалит его способности уничтожить медведя, леопарда и льва «беспрецедентных размеров». [22] На фризе из храма Веспасиана и Тита ( Templum Divi Vespasiani ) на Римском форуме изображены события, сходные с описанными Марциалом. На двух отдельных наборах украшений изображены носорог, противостоящий быку, и бестарий , возможно, Карпофор, с копьем, противостоящий льву и леопарду. [23] Карпофор был не единственным убийцей зверей, достойным упоминания: в другой эпиграмме Марсиала говорится о женщине, равной подвигу Геракла, убившего Немейского льва . [24]

В то время как дрессировщики носорогов, возможно, дрожали от страха перед судьбой, которая их ждала, если их животное не справилось с обязанностями, а другой дрессировщик подвергся насилию со стороны своего льва, [25] некоторые были более успешными. Один дрессировщик был известен своей тигрицей, которая, хотя и была достаточно ручной, чтобы лизнуть ему руку, разорвала льва на куски, «новинка, неизвестная во все времена». [26] быка (вероятно, на котором ездил бестарий ), но Марсьяль мало что дает подсказки о природе этого развлечения. Похоже также, что толпа была довольна, когда на арене подняли [27]

Казни были обычной чертой римских игр. Они проходили около полудня в качестве перерыва между развлечениями животных на утренних занятиях и гладиаторскими боями во второй половине дня. Хотя казни считались символом власти Рима, высшие классы обычно пользовались этим перерывом, чтобы покинуть арену, чтобы пообедать; императора Клавдия за то, что он этого не сделал, некоторые авторы критиковали [28] так что вряд ли Титус посмотрел бы эту часть шоу. Казни дезертиров, военнопленных и преступников из низших классов обычно представляли собой распятие или проклятие ad bestias, при котором им приходилось сталкиваться с дикими животными.

Сципион Эмилиан был первым, кто казнил преступников таким образом, когда в 146 г. до н.э. дезертиры из его армии подверглись нападению диких зверей. [29] Эти казни часто принимали форму воссоздания какой-либо трагической сцены из истории или мифологии с участием преступника в роли жертвы, убитой дикими зверями. Марциал записывает одну такую ​​казнь, версию мима «Лавреол» Катулла. [30] в котором известный бандит был казнен через распятие. Для игр это было адаптировано как версия легенды о Прометее , печень которого каждый день пожирал орел . Элемент распятия из мима Катулла остался, но орел из легенды о Прометее был заменен диким медведем : [31]

Как Прометей, привязанный на скифской скале, кормил неутомимую птицу своей слишком обильной грудью, так и Лауреол, висящий на нефальшивом кресте, отдал свое обнаженное тело каледонскому медведю. Его израненные конечности продолжали жить, с них капала кровь, а во всем его теле не было ее. Наконец он понес заслуженное наказание; виновный негодяй вонзил меч в горло своего отца или своего господина, или в своем безумии украл тайное золото храма, или поджег жестокий факел Риму. Преступник превзошел преступления, описанные в древней истории; в нем то, что было пьесой, стало казнью. [32]

Другая казнь была инсценирована как жестокий поворот истории об Орфее , который якобы очаровал своей песней растения и цветы после того, как потерял Эвридику . В версии, представленной на первых играх, дерево и животные были очарованы так же, как и в истории, за исключением «неблагодарного» медведя, который разорвал менестреля на куски. Вполне вероятно, что безобидные существа были выпущены первыми, чтобы создать впечатление, что история развивается по плану, а затем был выпущен медведь, чтобы отправить несчастного преступника, вынужденного сыграть роль Орфея, чья вероятная сдержанность не позволила ему сбежать. [33] Ироничные интерпретации мифов, возможно, были популярны: [34] Помимо неспособности Орфея очаровать зверей, Марсьяль упоминает, что Дедала разорвал на части другой медведь, высмеивая его словами: «Как бы ты, должно быть, хотел, чтобы у тебя были свои перья сейчас». [35]

Марсьяль также предполагает изнасилование женщины быком в воссоздании мифа о Пасифае . [36] Нерон устроил подобное развлечение на мероприятии, которое он организовал с участием актера, одетого в костюм быка. [2] хотя Марсьяль утверждает, что действие, совершенное на первых играх, было подлинным.

Бой, охота и гонки

[ редактировать ]

Дион, Светоний и Марциал записывают naumachiae , широко используемый греческий термин для обозначения того, что римляне также называли navalia proelia , воссозданием знаменитых морских сражений. Хотя Дион утверждает, что и специально построенная наумахия Августа, и сам амфитеатр были затоплены во время двух отдельных представлений. [10] Светоний сообщает только, что событие произошло на старом искусственном озере (которое должно было принадлежать Августу). [37] Марсьяль не уточняет, где наумахии произошли , но он ясно дает понять, что любое место, о котором он говорит, может быть затоплено и осушено по своему желанию:

Навмахии могли проходить в амфитеатре, но их постановка вызвала бы множество технических трудностей.
Изображение венацио на бронзовом медальоне; охотник противостоит кабану.

Если ты здесь из далекой страны, запоздалый зритель, для которого это был первый день священного зрелища, то пусть не обманывает тебя морская война с ее кораблями, и вода подобна морю: здесь еще недавно была земля. Вы не верите этому? Смотрите, как воды утомляют Марс. Но через некоторое время вы будете говорить: «Но здесь недавно было море». [38]

Кажется, что затопить амфитеатр было бы сложно, но поскольку о работе Колизея сохранилось мало записей, невозможно точно сказать, где происходили морские сражения. Светоний пишет, что брат и преемник Тита Домициан устраивал морские бои в амфитеатре. [39] но он внес изменения в конструкцию, в том числе, вероятно, добавил гипогей — комплекс подземных ходов, которые, возможно, позволили быстро затопить и опустошить арену. [40] Хотя Светоний записывает лишь то, что Тит воссоздал морские сражения, [37] Дио сообщает некоторые подробности:

Ибо Тит внезапно наполнил этот театр водой и привел лошадей, быков и некоторых других домашних животных, которых научили вести себя в жидкой стихии так же, как и на суше. Он также привел на кораблях людей, которые участвовали там в морском бою, выдавая себя за керкирейцев и коринфян; и другие устроили подобную выставку за городом, в роще Гая и Луция, месте, которое Август некогда раскопал именно для этой цели. [10]

И Дион, и Светоний согласны с тем, что в районе озера также происходили гладиаторские бои и охота на диких зверей, venatio , но они снова расходятся в деталях. Дио утверждает, что это произошло в первый день, когда озеро было покрыто досками и вокруг него были воздвигнуты деревянные подставки. [10] в то время как Светоний говорит, что события произошли в бассейне после того, как вода была слита. Светоний пишет, что за один день здесь было убито 5000 животных. [37] Хотя никаких записей о животных, преследуемых во время этих охот, не сохранилось (Дио упоминает об охоте на журавлей и слонов, но не указывает место), были популярны более крупные экзотические животные, особенно слоны, большие кошки и медведи, хотя и более мелкая дичь, такая как птицы, кролики и медведи. козы также фигурировали. [41]

Светоний пишет, что, когда Домициан устраивал свои игры, помимо «обычных гонок на колесницах с двумя лошадьми», были и другие развлечения. [39] это указывает на то, что эти скачки, вероятно, были частью игр Тита, и Дион сообщает нам, что на второй день были скачки, хотя он не сообщает подробностей о типе скачек.

Только запись Дио распространяется на детали третьего дня, во время которого он говорит:

…произошёл морской бой между тремя тысячами человек, за которым последовал пехотный бой. «Афиняне» победили «сиракузян» (так называли сражавшиеся), высадились на острове, атаковали и захватили стену, построенную вокруг памятника. [10]

Это снова может указывать на то, что амфитеатр был затоплен, поскольку упомянутый памятник мог быть алтарем Дианы , или Плутона , или Юпитера Латиариса , который мог находиться в центре арены. [42] но Плиний Старший упоминает мост в связи с озером Августа, предполагая, что там, возможно, тоже был остров. [43]

Вер и Приск

[ редактировать ]

Подробности большинства гладиаторских боев не зафиксированы. Светоний пишет, что они были щедрыми, а Дион — что были как единоборства, так и бои между группами. [10] Один бой между гладиаторами Вером и Приском был записан Марсьялем:

В то время как Приск продолжал затягивать схватку, и Вер тоже, и долгое время борьба шла поровну с обеих сторон, отстранения крепких бойцов требовали громким и частым криком; но Цезарь подчинялся своему собственному закону (закон заключался в том, что после того, как пальма была поднята, бой должен был продолжаться до тех пор, пока не будет поднят палец): он поступал так, как ему разрешалось, часто раздавая латные награды. Тем не менее, решение состязания было найдено, они боролись равные, равные и уступили. Обоим Цезарь наградил деревянный меч и пальмовую ветвь: таким образом храбрость и умение получили свою награду. Это случилось ни при одном императоре, кроме тебя, Цезарь: двое сражались и двое победили. [44]

Деталь мозаики Боргезе «Гладиатор» , ок. 320.

Как обычно, тон эпиграммы несколько заискивает в сторону его покровителя Тита, но в ней содержится больше подробностей, чем в любом другом описании игр. Похоже, это подразумевает, что ничья была редкостью в гладиаторских боях на этом уровне, но в конце концов Тит уступил желанию толпы, объявил поединок равным и предоставил обоим мужчинам свободу (с традиционным вручением деревянного меча). Традиционным способом признания поражения было то, что уступающий гладиатор поднял палец ( ad digitum ), и возможно, что в этом случае оба мужчины подняли пальцы, но Марсьяль здесь делает акцент на беспристрастности и щедрости Тита в предоставлении отсрочка ( missio ) двум любимцам публики. [45] Его ссылка на то, что это произошло только при Тите, вероятно, намекает на объявление обоих победителями, поскольку есть свидетельства того, что ни ничья, ни выживание обоих гладиаторов в состязании не были редкостью: тренировать и содержать гладиаторов было дорого, и они не были отправили налегке. [46] Помимо рассказов Марсьяля, есть некоторые свидетельства существования Приска и Вера, по крайней мере, как имен гладиаторов. На кладбище первого века в Смирне находится могила гладиатора по имени Приск, а имя Вера выгравировано на мраморной плите из Ферентинума , на которой записан гладиаторский поединок. Подробности боев Веруса, к сожалению, неразборчивы. Хотя ни один из них не может быть Приском и Вером, упомянутыми Марсьялем, они все же свидетельствуют об использовании этих имен гладиаторами. [47]

Упоминание Марсьяля о дарении подарков повторяется в рассказе Дио, который говорит, что Тит бросал деревянные шары в толпу со своего места в ложе в северном конце арены. На этих шарах было написано описание подарка: еды, одежды, рабов, вьючных животных, лошадей, крупного рогатого скота или золотых или серебряных сосудов. Любой, кто поймал мяч, мог передать его судье, который взамен преподнес бы названный подарок. [10] В этом не было ничего необычного: Светоний упоминает, что Нерон делал то же самое, ежедневно раздавая 1000 птиц, а также продовольственные посылки и ваучеры на различные экстравагантные подарки. [2]

Фрагмент керамики, изображающий фракийского или фракийского гладиатора (справа) , сражающегося с гопломахом .

Более поздние события

[ редактировать ]

В некоторых других комментариях Светония о правлении Тита упоминаются бани и мероприятия в амфитеатре. [37] Поскольку Тит прожил недолго после окончания первых игр, вполне вероятно, что эти события произошли в дни инаугурации. Светоний сообщает, что Тит обещал на один день отказаться от своих предпочтений и предоставить толпе решать судьбу сражающихся на арене гладиаторов. Он восхищался фракийскими гладиаторами, [д] и, страстно споря с толпой на эту тему, не позволил своим предпочтениям поколебать его от своего обещания. Он приказал избить нескольких информаторов и их менеджеров и выставить их напоказ на арене. Некоторых продали в рабство на аукционе, а других отправили на «самые неприступные острова». [37]

Светоний также сообщает, что Тит пригласил некоторых сенаторов , которых он простил за заговор против него, посидеть с ним в один из дней игр и осмотреть мечи гладиаторов, [37] утверждение, которое в некоторой степени подкрепляется Дио, который отмечает, что во время своего правления Тит не казнил ни одного сенатора. [48]

В последний день игр Тит открыто плакал на глазах у публики в амфитеатре. По словам Диона, Тит умер на следующий день после официального открытия амфитеатра и бань. [49] он отправился на сабинские территории, но потерял сознание и умер на первой почтовой станции. Светоний сообщает, что после игр [37]

Примечания

[ редактировать ]

а. ^ В эпиграмме 14 (12) Марциал говорит, что беременной свиноматке проткнули желудок, и из нее вышел живой поросенок.

б. ^ В эпиграмме 33 Боевой повторяет свое утверждение о том, что животные подчиняются Императору. Когда лань, преследуемая молосийскими гончими, становится перед ним на колени и не подвергается нападению преследующих собак, Марсьяль говорит, что она и собаки могут чувствовать ауру силы Цезаря. К сожалению, дата этой эпиграммы вызывает сомнения, поэтому «Цезарь» мог относиться либо к Титу, либо к Домициану. [50]

в. ^ Упоминание о «двойном роге» подтверждает, что носорог был одним из африканских видов: Белый носорог или Черный носорог .

д. ^ Гладиаторов описывали по их вооружению, а не по национальности, поэтому «фракийские» гладиаторы, которыми восхищался Тит, возможно, не были из Фракии . Фракийские гладиаторы несли небольшие круглые щиты и изогнутые кинжалы.

  1. ^ «Строительство Колизея» .
  2. ^ Jump up to: а б с Светоний, De Vita Caesarum , Жизнь Нерона
  3. ^ Боуман, стр. 19–20.
  4. ^ Jump up to: а б Кларидж, стр. 276–82.
  5. ^ Эдвардс с. 49
  6. ^ Боуман, стр. 49–51.
  7. ^ Питер Хауэлл (1978) Введение в издание « Эпиграмм» Penguin Classics
  8. ^ Майкл Грант (1979) Введение в издание « Двенадцати Цезарей» Penguin Classics
  9. ^ Эрнест Кэри (1958). «Введение в издание Loeb Classics римской истории Дио » . Проверено 30 июля 2007 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кассий Дион. «LXVI 25» . Римская история . Проверено 30 июля 2007 г.
  11. ^ Евтропий (1853). «Краткое изложение римской истории – Тита» . Переведено и аннотировано Джоном Селби Уотсоном. Архивировано из оригинала 20 декабря 2003 года . Проверено 30 июля 2007 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  12. ^ Jump up to: а б Дженнисон, стр. 41–64.
  13. ^ Belozerskaya pp. 87–129
  14. ^ Кассий Дион. «LXXIII 9» . Римская история . Проверено 30 июля 2007 г.
  15. ^ Боевой де Spectaculis 20 (40)
  16. ^ Боевой де Spectaculis 22 (19)
  17. ^ Коулман, стр. 165–6.
  18. ^ Боевые эпиграммы 1.6 (41)
  19. ^ Боевой де Spectaculis 11 (9)
  20. ^ Боевой де Spectaculis 26 (22+23)
  21. ^ Боевой де Spectaculis 32 (27,28)
  22. ^ Боевой де Spectaculis 17 (15)
  23. ^ Коулман, стр. 104–8.
  24. ^ Боевой де Spectaculis 8 (6b)
  25. ^ Боевой де Spectaculis 12 (10)
  26. ^ Боевой де Spectaculis 21 (18)
  27. ^ Martial De Spectaculis 18 (16) и 19 (16b)
  28. ^ Светоний, De Vita Caesarum , Жизнь Клавдия
  29. ^ Габуччи, стр. 63–4.
  30. ^ Wiseman, стр. 192–3, приводит доводы в пользу отождествления этого мимографа Катулла с поэтом Гаем Валерием Катуллом , но существует мало доказательств, подтверждающих эту точку зрения.
  31. ^ Коулман, стр. 81–5.
  32. ^ Боевой де Spectaculis 9 (7)
  33. ^ Martial De Spectaculis 24 (21) и 25 (21b)
  34. ^ Бомгарднер с. 22
  35. ^ Боевой де Spectaculis 10 (8)
  36. ^ Боевой де Spectaculis 6 (5)
  37. ^ Jump up to: а б с д и ж г Светоний, De Vita Caesarum , Жизнь Тита
  38. ^ Боевой де Spectaculis 27 (24)
  39. ^ Jump up to: а б Светоний, De Vita Caesarum , Жизнь Домициана
  40. ^ Левик с. 128
  41. ^ Кайл с. 77
  42. ^ Филип Смит в Смите, стр. 82–90.
  43. ^ Плиний Естественная история XVI (190, 200)
  44. ^ Martial De Spectaculis 31 (29,27)
  45. ^ Коулман с. 219
  46. ^ Кайл с. 86
  47. ^ Коулман с. 220
  48. ^ Кассий Дион. «LXVI 19» . Римская история . Проверено 30 июля 2007 г.
  49. ^ Кассий Дион. «LXVI 26» . Римская история . Проверено 30 июля 2007 г.
  50. ^ Коулман с. 244
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fbc319853389609ac7ba3045fc284a09__1721854500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/09/fbc319853389609ac7ba3045fc284a09.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Inaugural games of the Colosseum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)