Поллис Версо (Жером)
Пальцы вниз | |
---|---|
![]() | |
Художник | Жан-Леон Жером |
Год | 1872 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 96,5 см × 149,2 см (38,0 × 58,7 дюйма) |
Расположение | Художественный музей Феникса , Феникс, Аризона |
Pollice Verso (от латинского : с перевернутым большим пальцем ) — картина французского художника Жана-Леона Жерома 1872 года , на которой изображен одноименный римский жест, обращенный к победившему гладиатору .
Жест большого пальца вниз на картине зрители Колизея , в том числе весталки , отдают победившему мурмиллу , в то время как побежденный ретиарий поднимает два пальца, умоляя о пощаде. Картина послужила источником вдохновения для фильма «Гладиатор» 2000 года , где Коммод протягивает поднятый большой палец, чтобы пощадить героя фильма Максимуса . [ 1 ]
Картина
[ редактировать ]Наряду с гладиаторами, весталками и зрителями на картине изображен император в своей ложе.
Александр Терни Стюарт приобрел картину у Жерома по цене 80 000 франков , установив новый рекорд художника. [ 2 ] и выставил его в Нью-Йорке . Сейчас он находится в Художественном музее Феникса в Аризоне.
-
Деталь: весталки сигнализируют о смерти побежденного гладиатора.
Историческая точность
[ редактировать ]Картина почти сразу же вызвала споры по поводу точности использования Жеромом жеста «большой палец вниз» зрителями в Колизее. В 26-страничной брошюре «Pollice Verso», опубликованной в 1879 году: «К любителям истины в классическом искусстве, это обращено наиболее почтительно» , перепечатаны доказательства за и против точности картины, включая письмо самого Жерома от 8 декабря 1878 года. . [ 3 ]
Споры остаются неурегулированными. Точный жест, описываемый фразой pollice verso, неизвестен. Судя по историческим, археологическим и литературным источникам Древнего Рима, остается неясным, был ли большой палец поднят вверх, повернут вниз, держался горизонтально или был спрятан внутри руки, чтобы указать на положительное или отрицательное мнение. [ 4 ] [ 5 ] Картина Жерома очень популяризировала идею о том, что большой палец вверх означает жизнь, а большой палец вниз — смерть побежденного гладиатора.
Изображение архитектуры Колизея Жеромом основано на точных чертежах, а доспехи гладиаторов повторяют дизайн найденных в Помпеях , хотя в доспехах мурмиллонов есть некоторые неточности. [ 6 ] Его изображение кровожадных весталок, требующих смерти, возможно, было вдохновлено отрывком древнего христианского автора Пруденция , который не одобрял резню на арене:
Затем к собравшимся в амфитеатре проходит эта фигура животворящей чистоты и бескровного благочестия [весталка], чтобы увидеть кровавые битвы и смерти людей и посмотреть святыми глазами на раны, которые люди переносят ценой своего содержания. Там она сидит, выделяясь впечатляющими атрибутами своих повязок на голове, и наслаждается тем, что создали тренеры. Какое мягкое, нежное сердце! Она поднимается от ударов и каждый раз, когда победитель пронзает горло своей жертвы, называет его своим любимцем; скромная девственница поворотом большого пальца приказывает ему пронзить грудь павшего врага, чтобы ни один остаток жизни не остался в его жизненно важных органах, пока под более глубоким ударом меча боец лежит в агонии смерти. [ 7 ]
Влияние на кино
[ редактировать ]Эта и другие картины Жерома (в том числе его более ранняя картина «Аве Цезарь!» Morituri te Salutant ) оказали сильное влияние на визуальное изображение древнего мира более поздними кинематографистами, начиная с немого кино. Картина стала катализатором для режиссера Ридли Скотта ; когда продюсеры «Гладиатора» показали ему репродукцию картины, прежде чем он прочитал сценарий, Скотт вспоминает: «Этот образ говорил мне о Римской империи во всей ее славе и злобе. Я сразу понял, что меня зацепило». [ 8 ]
Скульптура
[ редактировать ]В свои тридцать лет Жером занялся скульптурой . Его первой работой стала большая бронзовая статуя гладиатора, держащего ногу на своей жертве, созданная по мотивам «Поллиса Версо» и впервые показанная публике на Всемирной выставке 1878 года в Париже. [ 9 ] После смерти Жерома, в 1909 году, его зять Эме Моро создал скульптуру Жерома «Гладиаторы»: памятник Жерому , которая включала в себя новую отливку статуи Жерома вместе с портретной скульптурой Жерома за работой Моро. Скульптура Моро находится в Музее Орсе в Париже.
Галерея
[ редактировать ]-
Титульный лист с иллюстрацией из книги «Pollice Verso»: «Любителям истины в классическом искусстве: самое почтительное обращение» , 1879 г.
-
Деталь: гладиаторы крупным планом.
-
«Гладиаторы» , бронза, 1878 год, автор Жан-Леон Жером; фотогравюра Гупиль ок. 1892 г.
-
Жером лепит «Гладиаторов»: памятник Жерому , 1909 год, работа Эме Моро , Музей Орсе
-
Другой вид на скульптуру Моро
-
Слава Цезарю! Morituri te Salutant , 1859, автор Жан-Леон Жером, Художественная галерея Йельского университета.
-
Эскиз мелом побеждённого гладиатора.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Спир, Кристина (6 августа 2010 г.). «Большой палец вверх или большой палец вниз? Глядя на «Pollice Verso» Жерома » . blogs.getty.edu/iris . Проверено 9 июня 2019 г.
- ^ ДеКурси Э. Макинтош, «Гупиль и американский триумф Жана-Леона Жерома», в Musée Goupil, Gérôme and Goupil: Art and Enterprise , пер. Изабель Оливье. Париж: Встреча национальных музеев, 2000, с. 38.
- ^ «Pollice Verso»: К любителям истины в классическом искусстве, адресовано с большим уважением , брошюра от 10 апреля 1879 года, Париж.
- ^ Эдвин Пост (1892 г.). «Полис Версо» . Американский журнал филологии . 13 (2): 213–225 . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ Джеймс Граут. Гладиатор и большой палец .
- ^ Эккарт Кёне, Корнелия Эвиглебен, Ральф Джексон. Гладиаторы и цезари: сила зрелища в Древнем Риме , University of California Press, 2000, стр. 31.
- ^ Пруденций Ответ Симмаху , Книга II , в Томе II Пруденция , перевод Х. Дж. Томсона, Классическая библиотека Леба 398, стр. 93-95.
- ^ Диана Ландау, редактор. Гладиатор: Создание эпопеи о Ридли Скотте . Нью-Йорк: Ньюмаркет, 2000, с. 26.
- ^ Чисхолм, Хью, изд. «Жером, Жан Леон», Британская энциклопедия (11-е изд.). Кембриджский университет, 1901 год.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Энтони Корбейл. «Большие пальцы в Древнем Риме: Поллекс как указатель» в «Мемуарах Американской академии в Риме», 42, 1997, стр. 61–81.
- Энтони Корбейл. Воплощенная природа: жест в Древнем Риме , Princeton University Press, 2004. 978-0-691-07494-8