Jump to content

Трасамунд

Изображение Трасамунда на серебряной монете денарий.
Надпись на церковном своде в Эль-Гуссе, Фериана регион , Тунис , датированная 26-м годом правления короля Трасамунда (522 г. н.э.). Имя короля видно в правом нижнем углу. Археологический музей Сбейтлы

Трасамунд (род.450–ум.523) стал королем вандалов и аланов в 496 г. [а] четвертый король в линии правителей Североафриканского королевства вандалов . Он был сыном Генто и внуком основателя Королевства вандалов Гейзериха . Трасамунд правил дольше, чем любой другой король вандалов в Африке, за исключением своего деда. Он был известен своей приверженностью арианству и своим антагонизмом по отношению к католикам. После его смерти в 523 году Трасамунду наследовал его двоюродный брат Хильдерик .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Трасамунд родился у сына Гейзериха, Генто , и стал королем в 496 году после смерти его брата, короля Гунтамунда . [2] После смерти Гунтамунда Трасамунд был одним из двух живых внуков Гейзериха и унаследовал трон в соответствии с законом, принятым его дедом, который даровал королевскую власть старшему члену мужского пола в семье умершего короля. [3]

Византийский историк Прокопий описал Трасамунда как «особенно красивого» и пошутил, что король вандалов «одарен осмотрительностью и великодушием». [4]

Царствование

[ редактировать ]

Во время монархии Трасамнунда вандалы в Северной Африке наслаждались длительными периодами относительного мира, экономика процветала, а культурная жизнь процветала. [5] Король вандалов Трасамунд был изображен как «король-ученый» в ряде стихотворений шестого века. [2] В частности, в одном стихотворении Флорентина восхваляется почтение, дальновидность, храбрость, энергичное образование и интеллект Трасамунда, при этом утверждая, что с ним как королем «цитадель Карфагена неуклонно сияет». [6] Флорентин, по сути, изображает Трасамунда по самому «образу римского императора» и изображает его создателем благоприятной культурной среды для научных дискуссий, в том числе по вопросам богословия. [7]

Если верить Прокопию, Трасамунд не занимал жесткую позицию по отношению к католикам, как его непосредственные предшественники-вандалы, а вместо этого поначалу более серьезно стремился принудить их. [8] Чтобы обеспечить свой авторитет, Трасамунд требовал от своих подчиненных ежегодных присяг на верность, о чем свидетельствовали панегирики деятелей того времени. [9] К его чести, возможно, его восхождение ознаменовалось существенными изменениями в дипломатической ситуации правления вандалов . [2]

Связи с Теодорихом Великим

[ редактировать ]

Возможно, чтобы укрепить связи между варварскими королевствами, Теодорих Великий женил свою овдовевшую сестру Амалафриду на Трасамунде, предоставив приданое, состоящее из мыса Лилибей на Сицилии , а также свиту из тысячи элитных солдат и пяти тысяч вооруженных вассалов. [10] [б] Вполне возможно, что такой значительный контингент готов, окружавший Амалафриду, был для Теодориха способом гарантировать, что он сможет вмешаться в дела вандалов в случае необходимости и потенциально мог сделать Трасамунд «подчиненным» королю остготов. [12] В конце концов, историк Ганс-Ульрих Вимер отмечает, что сила сил Трасамунда была лишь примерно вдвое больше, чем Теодеорих, посланный с Амалафридфой. [13] Панегирик 507 года прославлял «подчинение» вандалов правлению Теодориха, а римский государственный деятель Кассиодор , служивший на службе у Теодориха, подразумевал, что один из величайших врагов Италии был «подчинен готской дипломатии». [14] Австрийский историк Хервиг Вольфрам относит дату свадьбы Амалафриды и Трасамунда примерно к 500 году. [15] Этот союз обеспечил прочную связь между королевствами Северной Африки и Италии. [2] Договоренности между тремя варварскими королевствами вандалов, остготов и вестготов, каждое из которых занимало соседние владения вокруг Средиземноморья, были подкреплены их общим арианством и могли иметь «антивизантийские цели». [16]

Вместо того, чтобы получать дань, Трасамунду пришлось впоследствии довольствоваться дружескими отношениями между его вандалами и остготами Теодориха. [15] Несмотря на этот союз, Трасамунд не смог помочь остготскому королю Теодориху, когда византийский флот опустошил побережье южной Италии, что помешало ему прийти на помощь королю II вестготов Алариху во время битвы при Вуйе , что способствовало вестготскому союзу. поражение. [17] Похоже, Трасамунд опасался посылать свой флот против византийского императора, поскольку он, похоже, ценил свои отношения с византийским императором Анастасием выше любых союзнических обязательств перед Теодорихом. [18] Это был не последний раз, когда Трасамунд разочаровывал короля остготов. [18] Тем не менее, Трасамунд оставался «тесным союзником» Византии. [19]

Где-то в 510 году Гесалек — незаконнорожденный сын короля вестготов Алариха II — который сам стал королем и когда-то был признан Теодорихом, потерял расположение остготского монарха и был изгнан с трона после потери ключевого стратегического узла — бывшей столицы вестготов. в Нарбонне ; после чего он бежал в Трасамунд в Карфагене. [20] Трасамунд щедро дал деньги Гесалеку, который затем вернулся в свое королевство и сформировал армию в Аквитании для борьбы с остготским генералом Иббой. [21] Побежденный Иббой, Геселец попытался бежать к бургундцам, но был схвачен и казнен, не дойдя до них. [21] Чувствуя себя снова преданным Трасамундом за укрывательство и помощь явному сопернику Остготского королевства, Теодорих выразил свое недовольство в письме своему зятю:

Хотя, чтобы укрепить согласие [ concordia ] с разными королями, Мы присоединили к ним, по их просьбе, либо племянниц, либо дочерей, как вдохновил Нас Бог, тем не менее Мы думаем, что никому не даровали ничего, сравнимого с созданием Нашей сестры, исключительной славы Линия Амаль, ваша супруга: женщина, равная вам в мудрости [ prudentia ], женщина, советом которой можно восхищаться даже больше, чем должно почитать ваше королевство.

Но я ошеломлен тем, что, несмотря на тот факт, что вы были обязаны этими милостями, Гесалек, который присоединился к нашим врагам, хотя мы пользовались благосклонностью, был принят под вашу защиту таким образом, что, хотя он и пришел к вам, брошенный своими войсками и лишенный средств, однако он был внезапно снабжен изобилием денег и отправлен через [Средиземноморье] к иностранным народам [ gentes exteras ]; и хотя он оказался совершенно безобидным, слава Богу, он все же раскрыл природу вашего разума.

На что могут рассчитывать права иностранцев, если родство по браку [ affinitas ] заслуживает такого обращения? Если бы он был принят в твоем королевстве из жалости, его следовало бы содержать там; если бы он был изгнан ради Нас, то не следовало бы его отсылать с богатствами в чужие царства, которым Наша борьба совершенно не позволила стать враждебными себе. [22] [с]

Теперь, будучи бесспорным хозяином Пиренейского полуострова , Теодорих общался с места силы, которое признал Трасамунд, с раскаянием обращаясь к Теодориху с просьбой о прощении - мольба, сопровождавшаяся драгоценными дарами золота. [23]

Теодорих не только простил Трасамунда, сделав ему соответствующее упрек, но и вернул золото. [23] Историк Питер Хизер объясняет, что отказ Теодориха от подарка и его возвращение были «преднамеренным оскорблением» и предупреждением Трасамунду о том, что «королевство вандалов все еще находится на испытательном сроке». [24] Впоследствии Трасамунд никогда больше не «осмелился спровоцировать» короля остготов. [23]

Мавры на периферии

[ редактировать ]

На момент свадьбы Трасамунд и его вандалы уже находились в состоянии войны с несколькими мавританскими королевствами. [25] На протяжении всего своего правления Трасамунд сталкивался с постоянной угрозой, исходящей от мавров на периферии его территорий, которые становились все более разрушительными и грозными по всей Северной Африке. [26] [д]

В последний год правления Трасамунда важный портовый город Лептис-Магна был разграблен смешанной армией мавров и берберов. Прокопий описывает битву между берберами . Триполи конницу под командованием Кабаона и вандалами, в которой берберы использовали необычную тактику, чтобы победить вандальскую [28] Историк Гай Халсолл описал это событие как «серьезное поражение» вандалов от рук мавров, во многом так же, как это было для следующего короля вандалов, что в конечном итоге привело к вмешательству в Северную Африку императора Юстиниана . [29]

Преследование католиков

[ редактировать ]

По словам Григория Турского, Трасамунд занимался преследованием католиков в Испании, чтобы заставить их принять арианское христианство. Григорий написал историю о том, как дворянку насильно перекрестили против ее воли, во время чего у нее начала течь кровь от менструации, пока они это проводили. Впоследствии они убили ее, обезглавив. [30] Однако пресыщенная версия Грегори позиции Трасамунда по отношению к католикам не особенно надежна, по мнению ученых Джона Мурхеда и Эндрю Кейна, которые признают, что его хронология была запутанной и что вместо этого Грегори описывал события, произошедшие во время правления Гундерика. [31]

Тем не менее, Трасамунд был сильно расположен к своему арианству и традиционной римской культуре, и он пытался убедить католиков всего своего королевства отвернуться от доктрины веры и зашел так далеко, что даже подкупил католических чиновников. [32] В 515 году он также участвовал в письменном богословском диспуте (в пользу арианства, как и он) с ведущим деятелем католиков Фулгенцием Руспе , которого он пригласил — вместе с арианскими епископами — в Карфаген. Однако ничто из этого интеллектуального обмена не помешало ему преследовать членов католического духовенства; например, он несколько раз изгонял епископа Карфагенского Евгения и Фульгенция, в том числе отправлял их на Сардинию . [32] Другие африканские священнослужители также были отправлены в изгнание на Сардинию Трасамундом во время его правления. [33] [и]

В конце концов, Трасамунд положил конец многолетнему давлению на католическую церковь , которое началось при его дяде Хунерихе , и этот шаг улучшил отношения вандалов с Византийской империей . Прокопий утверждает, что Трасамунд стал «особенным другом императора Анастасия ». [35] [36]

Где-то в 523 году Трасамунд умер в Северной Африке, и ему наследовал его двоюродный брат Хильдерих . [37] Вскоре после смерти Трасамунда Хильдерик отменил строгую политику Трасамунда в отношении никейских христиан и «позволил католикам свободно поклоняться»; [38] [39] Вдова Трасамунда Амалафрида затем сбежала к маврам на окраине пустыни Бизацена, прежде чем была схвачена агентами нового короля вандалов и помещена в тюрьму, где и умерла. [40]

Информационные примечания

[ редактировать ]
  1. При восхождении на престол Трасамунду была присвоена титулатура с энтонимом Rex Vandalorum , что предполагает, что аланы, возможно, не остались отдельной политической единицей после того, как прошло первое поколение их народов, оккупировавших Северную Африку. [1]
  2. ^ Первоисточник по этому вопросу см. Прокопий, 3.8.11–13. [11]
  3. Кассиодора Оригинальный текст взят из Variae epistolae , 5.43.1–3. Другой перевод можно найти на следующей веб-странице: https://www.gutenberg.org/files/18590/18590-h/18590-h.htm#Page_292.
  4. По словам историка Жюстин Дэвис Рандерс-Персон, мавры представляли большую угрозу для Византии в Северной Африке, чем вандалы. [27]
  5. Только в 508/509 годах число изгнанных епископов достигло «60 и более». [34]
  1. ^ Merrills & Miles 2010 , с. 97.
  2. ^ Jump up to: а б с д Мерриллс и Майлз 2010 , с. 59.
  3. ^ Вимер 2023 , с. 399.
  4. ^ Прокопий 2014 , с. 162 [3.8.8].
  5. ^ Курица 2007 , с. 75.
  6. ^ Курица 2007 , стр. 75–76.
  7. ^ Курица 2007 , стр. 77–78.
  8. ^ Прокопий 2014 , с. 162 [3.8.9].
  9. ^ Merrills & Miles 2010 , с. 72.
  10. ^ Джеймс 2014 , стр. 215–217.
  11. ^ Прокопий 2014 , с. 162 [3.8.11–13].
  12. ^ Холсолл 2007 , с. 295.
  13. ^ Вимер 2023 , с. 239.
  14. ^ Merrills & Miles 2010 , с. 132.
  15. ^ Jump up to: а б Вольфрам 1997 , с. 175.
  16. ^ Мурхед 2005 , с. 121.
  17. ^ Вольфрам 1988 , с. 308.
  18. ^ Jump up to: а б Вимер 2023 , с. 249.
  19. ^ Конант 2012 , с. 39.
  20. ^ Вимер 2023 , стр. 252–253.
  21. ^ Jump up to: а б Вимер 2023 , с. 253.
  22. ^ Вимер 2023 , стр. 253–254.
  23. ^ Jump up to: а б с Вимер 2023 , с. 254.
  24. ^ Хизер 2013 , с. 75.
  25. ^ Merrills & Miles 2010 , с. 133.
  26. ^ Рандерс-Персон 1993 , стр. 167.
  27. ^ Рандерс-Персон 1993 , стр. 170.
  28. ^ Прокопий 2014 , стр. 162–164 [3.8.15–29].
  29. ^ Halsall 2007 , стр. 295–296.
  30. ^ Григорий Турский 1974 , с. 107 [II.2].
  31. ^ Каин 2005 , стр. 413–414.
  32. ^ Jump up to: а б Шпикерманн 2015 , с. 78.
  33. ^ Merrills & Miles 2010 , стр. 137–139.
  34. ^ Merrills & Miles 2010 , с. 196.
  35. ^ Конант 2012 , с. 34.
  36. ^ Прокопий 2014 , с. 162 [3.8.14].
  37. ^ Джеймс 2014 , с. 88.
  38. ^ Калделлис 2024 , стр. 278.
  39. ^ Конант 2012 , стр. 147.
  40. ^ Конант 2012 , стр. 39–40.

Библиография

[ редактировать ]
  • Каин, Эндрю (2005). «Чудеса, мученики и ариане: источники Григория Турского для его рассказа о королевстве вандалов» . Вигилии Христиане . 59 (4): 412–437.
  • Конант, Джонатон (2012). Оставаться римлянином: завоевание и идентичность в Африке и Средиземноморье, 439–700 гг . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-52119-697-0 .
  • Григорий Турский (1974). История франков . Перевод Льюиса Торпа. Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN  978-0-14044-295-3 .
  • Холсолл, Гай (2007). Миграции варваров и римский Запад, 376–568 гг . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-52143-543-7 .
  • Хизер, Питер (2013). Восстановление Рима: папы-варвары и претенденты на империю . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19936-851-8 .
  • Курица, Ицхак (2007). Римские варвары: королевский двор и культура на Западе раннего средневековья . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-0-33378-665-9 .
  • Джеймс, Эдвард (2014). Европейские варвары, 200–600 гг . н.э. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-0-58277-296-0 .
  • Калделлис, Энтони (2024). Новая Римская империя: История Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19754-932-2 .
  • Мерриллс, Энди; Майлз, Ричард (2010). Вандалы . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1-44431-807-4 .
  • Мурхед, Джон (2005). «Византийцы на Западе в шестом веке». Поль Фуракр (ред.). Новая Кембриджская средневековая история . Том. Я [около 500–700]. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 118–139. ISBN  978-0-52136-291-7 .
  • Прокопий (2014). Войны Юстиниана . Перевод Х.Б. Дьюинга. Нью-Йорк: Индианаполис; Кембридж. ISBN  978-1-62466-172-3 .
  • Рандерс-Персон, Жюстин Д. (1993). Варвары и римляне: борьба за рождение Европы, 400–700 гг. н.э. Норман и Лондон: Университет Оклахомы Пресс. ISBN  978-0-80612-511-4 .
  • Шпикерманн, Вольфганг (2015). «Арианские вандалы, католические провинциальные римляне и роль церковных сетей в Северной Африке V века нашей эры». У Даниэля Бауэрфельда; Лукас Клеменс (ред.). Социальные потрясения и религиозные сети: анализ от древности до наших дней (на немецком языке). Билефельд: Стенограмма Verlag. стр. 65–86. ISBN  978-3-83762-595-0 .
  • Вимер, Ганс-Ульрих (2023). Теодорих Великий: король готов, правитель римлян . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-30025-443-3 .
  • Вольфрам, Хервиг (1988). История готов . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-05259-5 .
  • Вольфрам, Хервиг (1997). Римская империя и ее германские народы . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-08511-6 .
Царственные титулы
Предшественник Король вандалов
496–523
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 69e9c3eeb3e7d9103751294fd4492056__1716882360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/56/69e9c3eeb3e7d9103751294fd4492056.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thrasamund - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)