Гольдемар

Гольдемар — фрагментарная средневерхненемецкая поэма Альбрехта фон Кеменатена, написанная в XIII веке , о легендарном герое Дитрихе фон Берне , двойнике исторического остготского короля Теодориха Великого в германской героической легенде . Это одно из так называемых фантастических ( aventiurehaft ) стихотворений Дитриха, названное так потому, что оно больше напоминает куртуазный роман , чем героический эпос .
Стихотворение повествует о битве Дитриха с королем гномов Гольдемаром после того, как он увидел, как гном сбегает с принцессой. Это единственное стихотворение в традиции германской героической поэзии с названным автором, которое считается подлинным. [ 1 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]только первые девять строф «Гольдемара» . Сохранились Рассказывают, что однажды Дитрих отправился в лес, чтобы победить великанов, обитающих в лесу Трутмунт. Во время этого квеста он натыкается на гору, где живут гномы. Он замечает, что у гномов есть девушка, и сразу же влюбляется. Гномы пытаются спрятать девушку, и их король Гольдемар отвечает, когда Дитрих спрашивает их о ней. Текст обрывается на середине выступления. [ 2 ]
Из Heldenbuch-Prosa мы знаем, что девушку зовут Херлин, принцесса из Португалии. Король Гольдемар похитил ее после того, как ее отец был убит язычниками, но девушка сопротивлялась попыткам Гольдемара переспать с ней. Затем Дитрих спас ее и женился на ней. [ 3 ] Из романа позднего средневековья «Рейнфрид фон Брауншвейг» мы также знаем, что Дитриху приходилось побеждать различных гигантов, находившихся под командованием Гольдемара. При этом Дитрих и его товарищи уничтожили лес Трутмунт и гору гномов. [ 4 ]
Передача и датировка рукописи
[ редактировать ]Гольдемар представлен в единственной бумажной рукописи , датируемой серединой четырнадцатого века (ок. 1355–1357). медицинские рецепты, латино-немецкий глоссарий названий трав и второе стихотворение Дитриха, « Вирджиналь» Сохранилось только восемь листов, на которых, помимо Гольдемара, найдены . Рукопись находится сегодня в Германском национальном музее в Нюрнберге (Hs. 80). [ 5 ]
Само стихотворение, вероятно, датируется примерно 1230 годом, поскольку именно в это время засвидетельствован его автор. [ 6 ] [ 7 ]
Авторство и метрическая форма
[ редактировать ]«Гольдемар» — единственная немецкая героическая поэма, автор которой — Альбрехт фон Кеменатен. Хотя возможно, что это авторский вымысел, подлинным автором стихотворения принято считать Альбрехта. [ 8 ] Его имя, в отличие от обычной практики анонимных героических стихов, вероятно, свидетельствует о стремлении Альбрехта написать стихотворение, более похожее на куртуазный роман. [ 9 ] [ 1 ] Он восхваляется и упоминается как живой в Рудольфа фон Эмса » «Александре » Рудольфа (ок. 1230 г.), но мертвый в «Виллехальме фон Орленсе (ок. 1235/40). [ 10 ] [ 7 ] Фамилия «фон Кеменатен» засвидетельствована как в Тироле, так и в Тургау , что означает, что поэт может быть родом из любой области. [ 11 ] [ 12 ]
Ученые XIX века пытались приписать Альбрехту авторство « Эккенлид» , « Вирджиналь» и « Сигенот» из-за использования во всех одной и той же строфической формы («Бернер Тон»), а также различных предполагаемых стилистических сходств. [ 13 ] но от этой теории отказались. [ 14 ] «Бернер Тон» состоит из тринадцати строк, рифмующихся по следующей схеме: aabccbdedefxf . [ 15 ] Линерта следующая строфа из издания «Гольдемара» Типичным примером может служить :
- Теперь заметьте, господа, верно: а (четыре фута)
- От Кемменатен Альбрехт, (четыре фута )
- der tihtet dúse ma и ре, б (три фута)
- как у Берны и r vil gůt c (четыре фута)
- никогда не выигрывал, без вопросов v кто хочет с (четыре фута)
- Мы знаем, что он был и ре б (три фута)
- Джен нахмурился, не учтивый человек d (четыре фута)
- (sin můt stůnt im ze strite) e (три фута)
- unz er a frowen wolhabend ) (четыре фута
- процитирую одну: е (три фута)
- Это было хо v gelopte mait, f (четыре фута)
- который завоевал Бернер, x (три фута)
- также сайт аукциона One Die. f (три фута)
Гельмут де Бур утверждает, что, хотя Альбрехт и не был автором всех четырех стихотворений «Бернер-тона», он явно был изобретателем столь сложной метрической формы, [ 16 ] мнение, разделяемое Вернером Хоффманном. [ 17 ] Это сделало бы Альбрехта «изобретателем» фантастических стихов о Дитрихе. [ 17 ] Иоахим Хайнцле, однако, утверждал, что метрическая форма Альбрехта на самом деле показывает, что он использовал форму «Бернера Тона», приведенную выше, а не ту, которую можно найти в самом раннем засвидетельствованном примере, единственной Eckenlied, строфе переданной в Кодексе Бурана . Из этого факта Хайнцле заключает, что Альбрехт адаптировал уже существующую форму. [ 14 ]
Жанр
[ редактировать ]Стихотворение начинается с резкой критики существующей героической поэзии как прославления жестокости. Вместо этого Альбрехт расскажет историю о том, как Дитрих влюбился и стал вести себя учтиво по отношению к женщинам, чего, как отмечается в стихотворении, он никогда не делал. [ 18 ] Таким образом, стихотворение как бы поворачивается от темы героической поэзии к теме куртуазного романа. [ 19 ] Иоахим Хайнцле предполагает, что Альбрехт, возможно, имел в виду именно стихотворение Дитриха « Лаурин» , поскольку оно также касается битвы Дитриха против короля гномов и характеризуется крайним насилием. [ 18 ] Виктор Милле утверждает, что Альбрехт, сознательно отвернувшись от традиционных рассказов о Дитрихе, показывает, что героический материал теперь можно свободно изобретать, а не рассказывать и пересказывать. [ 20 ]
Отношение к устной традиции
[ редактировать ]Несмотря на мнение Милле, некоторые аспекты Гольдемара все еще могут быть связаны с устной традицией. Гольдемар, например, делит свое имя с духом, который, как говорят, посещает дома. [ 21 ] Он засвидетельствован в работах историка пятнадцатого века Персона Гобелина как Рекс Голдемер . Хайнцле считает сомнительной связь между этим духом и фигурой в стихотворении. [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хоффманн 1974 , стр. 11–12.
- ^ Хайнцле 1999 , стр. 105–106.
- ^ Хайнцле 1999 , стр. 106.
- ^ Хайнцле 1999 , стр. 106–107.
- ^ Хайнцле 1999 , с. 104.
- ^ Хайнцле 1999 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Просо 2008 , с. 335.
- ^ Хоффманн 1974 , с. 12.
- ^ Хайнцле 1999 , стр. 108–109.
- ^ Хайнцле 1999 , стр. 104–105.
- ^ Штаммлер 1953 , с. 178.
- ^ Хайнцле 1978 , стр. 195–196.
- ^ Zupitza 1870 , стр. xlvii – xlix.
- ^ Jump up to: а б Хайнцле 1999 , с. 103.
- ^ Хайнцле 1999 , с. 100.
- ^ де Бур 1964 , стр. 198–208.
- ^ Jump up to: а б Хоффманн 1974 , с. 196.
- ^ Jump up to: а б Хайнцле 1999 , с. 108.
- ^ Милле 2008 , с. 336.
- ^ Милле 2008 , с. 337.
- ^ Гиллеспи 1973 , с. 52.
- ^ Хайнцле 1978 , с. 197.
Издания
[ редактировать ]- Линерт, Элизабет; Понтини, Элиза; Шумахер, Катрин, ред. (2017). Девственный. Гольдемар . Том. 3. Берлин и Бостон: де Грюйтер. стр. 821–832. ISBN 9783110476781 .
- Зупитца, Юлиус, изд. «Гольдемар». Книга-герой, пятая часть: Приключения Дитриха Альбрехта фон Кеменатена вместе с фрагментами из «Дитриха и Венецлана» . Берлин: Вайдманн. стр. 203-204 .
Ссылки
[ редактировать ]- де Бур, Гельмут (1964). «Альбрехт фон Кеменатен». Небольшие сочинения под редакцией Розвиты Вишневски и Герберта Кольба . Том 1. Берлин: де Грюйтер. стр. 198–208.
- Гиллеспи, Джордж Т. (1973). Каталог лиц, названных в немецкой героической литературе, 700–1600 гг.: включая названные животные и предметы, а также этнические имена . Оксфорд: Оксфордский университет. ISBN 9780198157182 .
- Перепись рукописей (2001 г.). «Полный список авторов/произведений. Альбрехт фон Кеменатен: 'Гольдемар' » . Перепись рукописей . Проверено 2 апреля 2018 г.
- Хеймс, Эдвард Р.; Образцы, Сьюзен Т. (1996). Героические легенды Севера: введение в циклы Нибелунгов и Дитриха . Нью-Йорк: Гарленд. стр. 89–91. ISBN 0815300336 .
- Хайнцле Дж (1978). «Альбрехт фон Кеменатен». В Рух К., Кейл Г., Шредер В. (ред.). Немецкая литература средних веков. Авторский лексикон . Том 1. Берлин, Нью-Йорк: Вальтер Де Грюйтер. столбцы 195-198. ISBN 978-3-11-022248-7 .
- Хайнцле, Иоахим (1999). Введение в средневерхненемецкий эпос о Дитрихе . Берлин, Нью-Йорк: Де Грюйтер. стр. 58–82. ISBN 3-11-015094-8 .
- Хоффманн, Вернер (1974). Средневерхненемецкая героическая поэзия . Берлин: Эрих Шмидт. стр. 195–197. ISBN 3-503-00772-5 .
- Линерт, Элизабет (2015). Средневерхненемецкий героический эпос . Берлин: Эрих Шмидт. стр. 120–121. ISBN 978-3-503-15573-6 .
- Милле, Виктор (2008). Германская героическая поэзия в средние века . Берлин, Нью-Йорк: де Грюйтер. стр. 335–337. ISBN 978-3-11-020102-4 .
- Штаммлер, Вольфганг (1953). «Альбрехт фон Кеменатен». Новая немецкая библиография . Том 1. Берлин: Данкер и Хамблот. п. 178. ИСБН 3-428-00181-8 .