Алтарь Победы
Алтарь Победы ( лат . Ara Victoriae ) находился в здании римского сената ( Курии ) и носил золотую статую богини Победы . Алтарь был установлен Октавианом (позже Августом) в 29 г. до н.э. в память о поражении Антония и Клеопатры в битве при Акциуме .
История
[ редактировать ]Статуя была захвачена римлянами в 272 году до нашей эры во время Пирровой войны и первоначально представляла собой изображение Ники . На нем изображалась крылатая богиня, держащая пальмовую ветвь и спускающаяся, чтобы преподнести лавровый венок .
Современный историк размышляет о важности алтаря и статуи:
- На этом Алтаре Победы сенаторы возжигали благовония, ежегодно возносили молитвы за благополучие империи, приносили клятвы и давали обещания о воцарении каждого нового императора. Таким образом, статуя стала одним из важнейших связующих звеньев между римским государством и римской религией, а также ощутимым напоминанием о великом прошлом Рима и его надеждах на будущее. [2]
Удаление
[ редактировать ]Алтарь был вынесен из курии императором Констанцием II в 357 году. Позднее он был восстановлен императором Юлианом , который был единственным императором после обращения Константина I, придерживавшимся традиционной религии Рима . Алтарь снова был убран Грацианом в 382 году.
После смерти Грациана Квинт Аврелий Симмах , сенатор и префект Рима , стремившийся сохранить религиозные традиции Рима, в 384 году написал новому императору Валентиниану II с просьбой восстановить алтарь. [3] В императорском дворе Милана молодой император отклонил эту просьбу. Амвросий , епископ Миланский, успешно убедил Валентиниана отказаться от просьбы сохранить алтарь. [4] Однако он не был главным человеком, стоящим за резолюцией об удалении алтаря, хотя и участвовал в дебатах. [5]
Дальнейшие прошения о восстановлении алтаря были отклонены в 391 году указом императора Феодосия I в рамках его усилий по обеспечению того, чтобы христианство было единственной религией, исповедуемой в Империи. Алтарь был восстановлен узурпатором Евгением во время его недолгого правления (392–394 гг.), согласно Павлину Миланскому в его «Жизни Амвросия».
В 403 году Клавдиан упоминал, что статуя (если не алтарь) находилась тогда в здании Сената. [6] Шеридан заявляет: «Некоторые думают, что перемещения и реставрации относятся как к Алтарю Победы, так и к Статуе Победы. Другие думают, что Статую никогда не убирали со своего места. У древних авторов нет никаких утверждений о том, что случилось со Статуей, когда Алтарь был убран, и определенность в этом вопросе недостижима». [7]
Шеридан далее предполагает, что «судьба Алтаря и Статуи Победы была окончательно решена законом 408 года против языческих статуй», цитируя Кодекс Феодосиана XVI, 10, 19. [8]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пруденций, Против Симмаха 2.
- ^ Преподобный Джеймс Дж. Шеридан, «Алтарь победы — последняя битва язычества» (далее Шеридан), стр. 187.
- ^ Симмах, Отношение III
- ^ Амвросий, Послания XVII и XVIII.
- ^ Амвросия Послания 57.2
- ^ Клод. VI Минусы. Достопочтенный. 636.
- ^ Шеридан, с. 206.
- ^ Шеридан, с. 206.
Библиография
[ редактировать ]- Шеридан, Джеймс Дж. (1966). «Алтарь Победы – последняя битва язычества» . L’Antiquité Classique . 35 (1): 186–206. дои : 10.3406/antiq.1966.1466 .
- Ричард Кляйн: Симмах. Трагическая фигура конца язычества . Дармштадт (Научное книжное общество [Импульсы исследований, Том 2]) 1971, ISBN 3-534-04928-4 .
- Ричард Кляйн: Спор по поводу Алтаря Виктории. Третье отношение Симмаха и письма 17, 18 и 57 миланского епископа Амвросия . Дармштадт (ГВБ [Тексты исследований, том 7]), 1972 г., ISBN 3-534-05169-6 .