Девственная богиня

В греческой и римской мифологии несколько богинь отличаются вечной девственностью . В число этих богинь входили греческие божества Гестия , Афина и Артемида , а также их эквиваленты римские Веста , Минерва и Диана . В некоторых случаях неприкосновенность этих богинь была просто деталью их мифологии, тогда как в других случаях девственность также была связана с их поклонением и религиозными обрядами.
Гестия и Веста
[ редактировать ]В греческом мифе Гестия была одной из шести детей Кроноса и Реи , первой из их трех дочерей и, следовательно, старшей из двенадцати олимпийцев . [ я ] [ 1 ] Она была старшей сестрой Зевса , Посейдона , Аида , Геры и Деметры и почиталась как богиня домашнего очага и домашней жизни . [ 2 ] За ней ухаживали и Посейдон, и Аполлон , но она отвергла их и поклялась в вечной девственности от своего брата Зевса, который даровал ей долю в почете всех храмов. [ 3 ]
Римляне отождествляли Гестию с Вестой, которая также считалась богиней домашнего очага и гостеприимства. Говорят, что ее поклонение возникло еще до основания Рима . [ 4 ] а ее храм стоял на форуме , между Капитолийским и Палатинским холмами . [ 5 ] За ним ухаживали весталки , коллегия жриц, предположительно основанная Нумой Помпилием , вторым королем Рима. Как и сама богиня, весталки давали клятву безбрачия, которую они обязаны были соблюдать на протяжении всей своей службы, в течение тридцати лет, хотя впоследствии они могли вступить в брак. Нарушение этого обета считалось более серьёзным преступлением, чем простое нарушение служебных обязанностей; Весталку, которая по неосторожности позволила погасить священному огню, подвергали бичеванию , а ту, кто нарушил обет безбрачия, наказывали смертью, обычно заживо погребая в подземной камере внутри Коллинских ворот . [ 6 ]
Афина и Минерва
[ редактировать ]Афину обычно считали дочерью Зевса от его первой жены Метиды , богини благоразумия. [ 7 ] [ 8 ] Она была богиней мудрости и войны, сельского хозяйства, домашней деятельности, промышленности, закона и справедливости. Большинство традиций считают ее богиней-девственницей, невосприимчивой к чарам романтической любви или брака; один из ее самых распространенных эпитетов — Парфенос , «дева», [ ii ] и ее самый известный храм древности, частично сохранившийся до сих пор, — Парфенон Афинский это . Согласно одной традиции, Афина отразила попытку Гефеста навязать ей себя и заставила его бежать. [ iii ] [ 8 ] Каллимах и Псевдо-Аполлодор рассказывают миф о том, что Тейресий был ослеплен после того, как стал свидетелем обнаженной Афины в ее ванне; [ iv ] подобная традиция была связана с Артемидой и охотником Актеоном. [ 9 ] [ 10 ] Афина всегда одета в греческие скульптуры, а в Афинах ее статую полностью покрывали, когда ее несли на публичных праздниках. [ 8 ] В некоторых традициях Афине приносили в жертву быков, баранов или коров. [ 11 ] а в других только самки животных, исключая ягнят. [ 12 ] [ 8 ] Согласно Судам , после того, как место Трои было вновь оккупировано, чтобы искупить изнасилование Кассандры Аяксом Меньшим в храме Афины, локрийские девушки отправлялись в жертву Афине каждый год вплоть до 346 г. до н.э. [ 13 ] [ 8 ]
В римской мифологии Афина отождествлялась с Минервой, которая разделяла многие черты и характеристики своего греческого аналога. [ 14 ] Рассказывая о Суде Париса римской публике, Овидий отходит от греческих традиций в отношении Афины, описывая Юнону , Минерву и Венеру , раздетых донага для оценки троянского принца . [ 15 ] Хотя Минерву по-прежнему считали девственной богиней, единственный способ, которым это, похоже, отразилось в поклонении Минерве, заключался в том, что ее жертвами должны были быть тельцы, которых не били и не запрягали . [ 16 ]
Артемида и Диана
[ редактировать ]Согласно большинству традиций, Артемида была дочерью Зевса и Лето и сестрой-близнецом Аполлона. [ 17 ] [ 18 ] Она была тесно связана со своим братом, некоторые из качеств которого она разделяла, и, согласно одному мифу, была также его женой. [ 19 ] Однако во всех традициях Артемида была девой-богиней, яростно защищавшей свое целомудрие; от ее жрецов и жриц также ожидалось, что они будут вести чистую и безупречную жизнь. [ 18 ] [ 20 ] В одном известном мифе Артемида превратила охотника Актеона в оленя после того, как тот обнаружил ее купающейся в лесу, так что ни один мужчина не мог похвастаться тем, что увидел ее обнаженной; затем его растерзали собаки. [ 21 ] [ 22 ]
Римская богиня Диана, с которой отождествляли Артемиду, несомненно, принадлежала к древнему культу, но первоначальная природа ее культа остается загадочной. [ 23 ] С самого раннего периода ее почитали в священной роще близ Ариции в Лациуме . В Риме Диана считалась особой покровительницей плебеев , а ее храм на Авентинском холме построил Сервий Туллий , шестой римский царь. [ 24 ] [ 25 ] Говорят, что Диана отвергла всех мужчин, искавших ее руки, чтобы навсегда остаться девственницей. [ 23 ] Мужчины воздерживались от входа в храм Дианы, стоявший на Викус Патриции , хотя, по мнению Плутарха , это было результатом суеверия, а не какого-либо явного запрета; мужчины свободно входили в другие храмы, посвященные Диане. В своих «Римских вопросах» Плутарх рассказывает, что мужчина был растерзан собаками после того, как напал на женщину, молившуюся в храме. [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В более поздних традициях Гестию, как правило, заменяет Дионис среди двенадцати олимпийцев, хотя она остается дочерью Кроноса и Реи и богиней домашнего очага.
- ^ Хотя этот эпитет наиболее известен благодаря Афине, он также применялся к другим богиням.
- ^ Однако один из мифов, в котором Афина не является богиней-девственницей, делает Гефеста и Афину родителями Аполлона.
- ↑ В этом мифе Афина сожалела о слепоте Тейресия и в качестве компенсации дала ему дар пророчества. Другие традиции приписывают слепоту Тейресия тому, что он оскорбил Геру, а его пророческие способности - Зевсу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гесиод, Теогония , 453 и сл.
- ^ «Гестия», в Словаре греческой и римской биографии и мифологии , том. II, стр. 444, 445.
- ^ «Гимн Афродите», 21–30.
- ^ Ливий, История Рима , i. 20.
- ^ «Веста», в Словаре греческой и римской биографии и мифологии , том. III, с. 1249.
- ^ Плутарх, «Жизнь Нумы», 10.
- ^ Гесиод, Теогония , 886 и сл.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Афина», в Словаре греческой и римской биографии и мифологии , том. Я, стр. 397–400.
- ^ Каллимах, «Верни Паллады», 57–133.
- ^ Псевдо-Аполлодор, Библиотека , iii. 6. §7.
- ^ Гомер, Илиада , ii. 550.
- ^ Евстафий, Комментарии к Гомеру .
- ^ Суда , св пенальти .
- ^ «Минерва», в Словаре греческой и римской биографии и мифологии , том. II, с. 1090.
- ↑ Овидий, Героиды , т. 36.
- ^ Арнобиус, Adversus Gentes , vii. 22.
- ^ Гесиод, Теогония , 918.
- ^ Перейти обратно: а б «Артемида», в Словаре греческой и римской биографии и мифологии , том. Я, стр. 375, 376.
- ^ Евстафий, Комментарии к Гомеру , с. 1197.
- ^ Павсаний, Описание Греции , vii. 19. § 1, viii. 13. § 1.
- ^ Овидий, Метаморфозы , iii. 155 и далее.
- ^ «Актеон», в Словаре греческой и римской биографии и мифологии , том. я, с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б «Диана», в Словаре греческой и римской биографии и мифологии , том. я, с. 1000.
- ^ Дионисий, Римские древности , iv. 26.
- ^ Ливий, История Рима , i. 45.
- ^ Плутарх, Римские вопросы , 3.
Библиография
[ редактировать ]- Гомер , Гомеровские гимны (приписывается).
- Гесиод , Теогония .
- Дионисий Галикарнасский , Romaike Archaiologia (Римские древности).
- Тит Ливий ( Ливий ), История Рима .
- Публий Овидий Назон ( Овидий ), Героидиды , Метаморфозы .
- Луций Местриус Плутарх ( Плутарх ), Жития благородных греков и римлян ; Римские вопросы
- Павсаний , Описание Греции .
- Арнобий , Adversus Gentes (Против язычников).
- Suda .
- Евстафий Солунский , «Одиссее» Гомера комментарий к «Илиаде» и .
- Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Уильям Смит , изд., Little, Brown and Company, Бостон (1849).