Сарданапал


Сарданапал ( / ˌ s ɑːr d ə ˈ n æ p ə l ə s / ; древнегреческий : Σαρδανάπαλος ; иногда пишется Сарданапал ( Σαρδανάπαλλος )) был, согласно греческому писателю Ктесию , последним царем Ассирии , хотя на самом деле Ашшур- Убаллит II (612–605 до н. э.) обладает этим отличием.
Книга Ктесия « Персика » утеряна, но о ее содержании мы знаем из более поздних компиляций и из сочинения Диодора (II.27). В этом рассказе Сарданапал, предположительно живший в VII веке до нашей эры, изображается как декадентская фигура, которая проводит свою жизнь в потакании своим прихотям и умирает в оргии разрушения. Легендарный декаданс Сарданапала позже стал темой в литературе и искусстве, особенно в эпоху романтизма .
Имя Сарданапал, вероятно, является искажением имени Ашурбанипал. [ 1 ] ( Ашшур-бани-апли > Сар-дан-апалос ), ассирийский император, но Сарданапал, описанный Диодором, имеет мало общего с тем, что известно об этом царе, который на самом деле был могущественным в военном отношении, очень эффективным и ученым правителем, председательствующим над крупнейшей империей, которую когда-либо видел мир.
История по Диодору
[ редактировать ]Диодор говорит, что Сарданапал, сын Анакиндаракса , превосходил всех предыдущих правителей в лени и роскоши. Всю свою жизнь он провел в потакании своим желаниям. Он оделся в женскую одежду и накрасился . У него было много наложниц, как женщин, так и мужчин. Он написал собственную эпитафию , в которой заявил, что физическое удовлетворение — единственная цель жизни. Его образ жизни вызвал недовольство внутри Ассирийской империи, что позволило развиться заговору против него во главе с « Арбаком ». Союз мидян , персов и вавилонян бросил вызов ассирийцам. Сарданапал начал действовать и несколько раз разгромил мятежников в бою, но не смог их сокрушить. Полагая, что он победил мятежников, Сарданапал вернулся к своему упадническому образу жизни, приказав приносить жертвы и праздновать. Но мятежники были подкреплены новыми войсками из Бактрии . Войска Сарданапала были застигнуты врасплох во время вечеринки и были разбиты.
Сарданапал вернулся в Ниневию , чтобы защитить свою столицу, а его армия была передана под командование его зятя, который вскоре был разбит и убит. Отправив свою семью в безопасное место, Сарданапал приготовился удержать Ниневию. Ему удалось выдержать длительную осаду, но в конце концов из-за сильных дождей Тигр разлился, что привело к обрушению одной из оборонительных стен. Чтобы не попасть в руки врагов, Сарданапал устроил для себя огромный погребальный костер , на котором было сложено «все его золото, серебро и царское одеяние». Он запер своих евнухов и наложниц в костре, сжег себя и их заживо. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Историческая достоверность
[ редактировать ]нет упоминаний о царе по имени Сарданапал В Списке ассирийских царей . Части истории Сарданапала, похоже, в некоторой степени связаны с событиями последних лет существования Ассирийской империи , включая конфликт между ассирийским царем Ашшурбанипалом и его братом Шамаш-шум-укином , который контролировал Вавилон как вассальную территорию от имени своего брата. Хотя Сарданапала отождествляли с Ашшурбанипалом, [ 5 ] его предполагаемая смерть в огне своего дворца ближе к гибели его брата Шамаш-шум-укина , который проникся вавилонским национализмом и образовал союз вавилонян , халдеев , эламитов , арабов и сутеян против своего господина в попытке передать столица огромной империи от Ниневии до Вавилона .
В Месопотамии нет никаких свидетельств того, что Ашурбанипал или Шамаш-шум-укин вели гедонистический образ жизни, были гомосексуалистами или трансвеститами. Оба, по-видимому, были сильными, дисциплинированными, серьезными и амбициозными правителями, а Ашшурбанипал был известен как грамотный и ученый король, интересовавшийся математикой , астрономией , астрологией , историей , зоологией и ботаникой . [ 6 ]
Именно Шамаш-шум-укин в Вавилоне был осажден и разбит, а его союзники разгромлены, а не Ашурбанипал в Ниневии. После поражения первого в 648 г. до н.э. в записях Ашшурбанипала появилась запись о том, что «они сбросили Шамаш-шум-уккина, вражеского брата, напавшего на меня, в бушующий пожар». [ 7 ]
Фактическое падение Ниневии произошло в 612 г. до н.э. после того, как Ассирия была значительно ослаблена серией ожесточенных внутренних гражданских войн между соперничающими претендентами на трон. Ее бывшие подданные воспользовались этими событиями и освободились от ассирийского ига. Ассирия подверглась нападению в 616 г. до н.э. союзных войск мидян , скифов , вавилонян , халдеев , персов , киммерийцев и эламитов . Ниневия была осаждена и разграблена в 612 г. до н. э. Сын Ашшурбанипала Син-шар-ишкун (третий из четырех царей, правивших после Ашурбанипала) тогда правил Ассирией. Вероятно, он был убит, защищая свой город в мешке, хотя записи фрагментарны. Ашур-убаллит II сменил его на посту последнего царя независимой Ассирии, правившего из Харрана , последней столицы Ассирии до 605 г. до н. э. Ассирия существовала как оккупированная провинция и геополитическое образование, пока не была распущена после арабо -исламского завоевания Месопотамии в 7 веке нашей эры. В этом районе до сих пор живут христиане и все еще восточно-арамейцы. -говорящее сегодня коренное ассирийское меньшинство.
Предполагаемая могила
[ редактировать ]накануне битвы при Иссе Биографы Александра сообщают, что (333 г. до н.э.) Александру Великому показали то, что якобы было гробницей Сарданапала в Анхиале в Киликии , с рельефным изображением царя, хлопающего в ладоши, и клинописной надписью, которая местные жители перевели для него как «Сарданапал, сын Анакиндаракса, в один день построил Анхиал и Тарс ; чужеземец, ешь, пей и занимайся любовью, так как другие человеческие дела не стоят этого» (означающее хлопок в ладоши). [ 8 ] [ 9 ] Несколько писателей, в том числе Цицерон , Страбон , Плутарх , Дион Златоуст и Афиней, упоминают разные варианты этой эпитафии. [ 10 ]
Исторически нет никаких свидетельств того, что какой-либо ассирийский царь умер или был похоронен в Киликии.
В искусстве и литературе
[ редактировать ]В кратком изложении книги LXXX « Римской истории» Кассия Диона римского императора Элагабала , которого автор считает в высшей степени распутным и распутным, часто называют Сарданапалом. [ 11 ]
На вводных страницах книги I « те Аристотеля Никомаховой этики» , кто (ошибочно, по мнению Аристотеля) приравнивают хорошую жизнь к жизни грубых удовольствий, уподобляются Сарданапалу. [ 12 ]
Смерть Сарданапала была предметом романтической картины французского художника XIX века Эжена Делакруа , «Смерть Сарданапала» которая сама была основана на пьесе Байрона «Сарданапал» 1821 года , , которая в свою очередь, была основана на Диодоре. [ 13 ]
В четвертом акте Гете « Фауста II» Фауст отвечает восклицанием «Сарданапал!» к догадке Мефистофеля о том, к чему стремится Фауст. Мефистофель предлагает жизнь в удовольствиях как цель жизни Фауста. [ 14 ]

Э. Х. Кольридж в своих заметках о произведениях Байрона утверждает: «Едва ли необходимо напоминать современному читателю, что Сарданапал в истории — это непроверенная, если не непроверяемая, личность... Персонаж, который изобразил или придумал Ктесий, женоподобный развратник, погрязший в роскоши и лени, который в конце концов был вынужден взяться за оружие и после длительного, но безрезультатного сопротивления избежал плена путем самоубийства, не может быть идентифицирован». [ нужна ссылка ]
Сарданапал — герой книги Падение Ниневии» « Эдвина Атерстоуна . Его изображают преступником, который приказал сотню военнопленных и сжег свой дворец со всеми наложницами внутри. казнить [ 15 ]
Гектор Берлиоз , французский композитор-романтик XIX века, написал очень раннюю кантату « Сарданапале» на тему смерти Сарданапала. Написанный во время Июльской революции 1830 года, это была его четвертая и, наконец, успешная попытка участвовать в конкурсе Prix de Rome , проводимом Парижской консерваторией. Сохранился лишь фрагмент партитуры. [ 16 ]
Ференц Лист начал (неполную) оперу на эту тему в 1850 году «Сарданапало» , мировая премьера первого акта которой состоялась только в 2018 году, почти через полтора века после смерти композитора. [ 17 ]
Генри Дэвид Торо пишет в «Уолдене» : «Именно роскошные и распутные люди устанавливают моду, которой так усердно следует стадо. Путешественник, останавливающийся в так называемых лучших домах, вскоре обнаруживает это, поскольку мытари считают его Сарданапал, и если бы он смирился с их нежным милосердием, то вскоре был бы полностью кастрирован». [ 18 ]
В «Повести о двух городах » Чарльз Диккенс описывает французский двор и, как следствие, французскую монархию и высший класс: «Этот глаз никогда не был хорошим глазом, чтобы видеть — в нем уже давно была соринка гордости Люцифера, роскоши Сарданапала». , и кротова слепота...». [ 19 ]
Данте В «Рае» , XV.107–108, «Сарданапал еще не пришел, чтобы показать, для чего можно использовать спальни». (То есть общество не достигло таких крайностей упадка.) [ 20 ]
В пьесе Максима Горького » 1902 года «На дне Сатина называет актера «Сарданапалом», когда просит его выпить, имея в виду его упадок. [ 21 ]
Легенда о Сарданапуле была очень слабо адаптирована и легла в основу итальянского с баской фильма 1962 года Le sette folgori di Assur (английское название: War Gods of Babylon ). В фильме анахронично изображены современники нескольких фигур, исторически живших на расстоянии сотен лет друг от друга.
См. также
[ редактировать ]- Дионис Сарданапал , скульптура Диониса, ошибочно названная в честь царя.
- Сарды
- Шардана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Контекст Священного Писания, стр. I: 310 § 1.99 Ричард С. Штайнер
- ^ Историческая библиотека Диодора Сицилийского: в пятнадцати книгах. К этому добавлены фрагменты Диодора и опубликованные Г. Валезием, И. Родоманом и Ф. Урсином, Vol. 118-2
- ^ Фатима Роза, Мария (2020). «Легенда о Сарданапале: от древнеассирийской до европейских сцен и экранов» . В Минконге Марио С.; МОНТЕЙРУ, Мария ду Росарио; ПЕРЕЙРА НЕТО, Мария Жуан (ред.). Интеллект, творчество и фантазия: материалы 5-го Международного мультидисциплинарного конгресса (PHI 2019), 7-9 октября 2019 г., Париж, Франция . Лондон и Лейден: CRC Press. стр. 325–330. ISBN 978-1-000-73420-1 .
- ^ Мэлли, Шон (2012). От археологии к зрелищу в викторианской Британии: случай Ассирии, 1845–1854 гг . Фарнем, Англия, и Берлингтон, Вирджиния: Ashgate Publishing, Ltd., с. 96. ИСБН 978-1-4094-7917-8 .
- ^ Марк Юниан Юстин . «Краткое изложение филиппической истории Помпея Трога» . Архивировано из оригинала 2 сентября 2003 года.
Его преемники тоже, следуя его примеру, давали ответы своему народу через своих министров. Ассирийцы, которых впоследствии стали называть сирийцами, владели своей империей тринадцать столетий. Последним царем, который правил ими, был Сарданапал, мужчина более женоподобный, чем женщина.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Жорж Ру - Древний Ирак
- ^ Сара Мелвилл, тр., в книге Марка Уильяма Чаваласа, изд. Древний Ближний Восток: исторические источники в переводе 2006:366:
- ^ Робин Лейн Фокс, Александр Великий (1973) 1986:163, отмечая Аристобула и Калистена
- ^ Влассопулос, Костас (2013). Греки и варвары . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . п. 155. ИСБН 978-1-107-24426-9 .
- ^ Санднес, Карл Олав (2004). Чрево и тело в посланиях Павла . Общество исследований Нового Завета. Том. Серия монографий 120. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 65–67. ISBN 978-1-139-43472-0 .
- ^ «Кассий Дион — Воплощение книги 80» .
- ^ Сарха, Дженнифер (2020). «Ассирия в историографии раннего Нового времени» . В Грогане, Грогане (ред.). За пределами Греции и Рима: чтение Древнего Ближнего Востока в Европе раннего Нового времени . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 235–255. ISBN 978-0-19-876711-4 .
- ^ Кляйнер, Фред С. (2016). «Смерть Сарданапала» . Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история . Бостон, Массачусетс: Cengage Learning. п. 807. ИСБН 978-1-305-54484-0 .
- ^ Дэвидсон, Томас (1969). Бейкуэлл, Чарльз М. (ред.). Философия Фауста Гете . Нью-Йорк: Ардент Медиа. п. 129.
- ^ Атерстон, Эдвин (1828). Падение Ниневии: Поэма . Лондон: Болдуин и Градок.
- ^ Раштон, Джулиан; Раштон, Джулиан (2001). Музыка Берлиоза . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 27. ISBN 978-0-19-816738-9 .
- ^ Кук, Николас; Ингаллс, Моник М.; Триппетт, Дэвид (2019). Кембриджский компаньон музыки в цифровой культуре . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. XIII. ISBN 978-1-107-16178-8 .
- ^ Торо, Генри Дэвид (2004). Уолден и гражданское неповиновение . Нью-Йорк, Лондон, Торонто, Сидней: Саймон и Шустер. п. 38. ISBN 978-1-4516-8636-4 .
- ^ Диккенс, Чарльз (1859). Повесть о двух городах . Том. II. Филадельфия, Пенсильвания: Т.Б. Петерсон и братья. п. 267.
- ^ Линдскуг, Кэтрин (1997). Божественная комедия Данте: Рай. Путешествие к радости . Мейкон, Джорджия: Издательство Университета Мерсера . п. 94. ИСБН 978-0-86554-584-7 .
- ^ Горький, Максим (2000). Нижние глубины . Торонто, Онтарио: Dover Publications, Inc., с. 9. ISBN 9780486411156 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]