Смерть Сарданапала
Смерть Сарданапала | |
---|---|
Русский: Смерть Сарданапала | |
![]() | |
Художник | Эжен Делакруа |
Год | 1827 и 1844 гг. |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 392 см × 496 см (154 × 195 дюймов) и 73,71 см × 82,47 см (29,02 × 32,47 дюйма) |
Расположение | Лувр, Париж и Художественный музей Филадельфии |
Смерть Сарданапала ( La Mort de Sardanapale ) — картина маслом на холсте французского художника Эжена Делакруа , датированная 1827 годом . Сейчас он находится в Лувре в Париже . [1] Меньшая копия, написанная Делакруа в 1844 году, сейчас находится в Художественном музее Филадельфии . [2]
«Смерть Сарданапала» основана на сказании о Сарданапале , царе Ассирии , из исторической библиотеки Диодора Сицилийского , древнегреческого историка, и является произведением эпохи романтизма . В этой картине использованы насыщенные, яркие и теплые цвета и широкие мазки. Он был вдохновлен лорда Байрона пьесой «Сарданапал» (1821 г.) и, в свою очередь, вдохновил кантату Гектора Берлиоза « Сарданапале» (1830 г.), а также Листа Ференца оперу « Сарданапало» (1845–1852, незаконченная).
Визуальный анализ
[ редактировать ]

В центре внимания « Смерти Сарданапала» — большая кровать, задрапированная насыщенно-красной тканью. На нем лежит человек, беспристрастным взглядом наблюдающий за сценой хаоса. Он одет в струящиеся белые ткани и украшен роскошным золотом на шее и голове. У его ног лежит мертвая женщина, ничком поперек нижней половины большой кровати. Она одна из шести участников этой сцены, все в разных оттенках раздетой и все в различных агониях от рук полдюжины мужчин в сцене. Несколько человек ранены ножами, один мужчина умирает от раны, нанесенной самому себе мечом, а мужчина на левом переднем плане пытается убить замысловато украшенную лошадь. Молодой человек стоит у правого локтя короля за приставным столиком, на котором стоят изысканный золотой графин и чашка. У основания кровати лежат золотые головы слонов, а также различные ценные безделушки, разбросанные среди кровавой бойни. На заднем плане видны несколько архитектурных элементов, но их трудно различить.
Делакруа использовал в этой картине живописный мазок , который придает работе сильное ощущение движения. Эта сцена хаотична и жестока, о чем свидетельствуют движения, оружие и используемые цвета. Краснота кровати выделяется на несколько затемненном темном фоне. Белизна одеяния Сарданапала, кремовые линии конечностей умирающих женщин и мерцание золотых предметов по всей сцене быстро притягивают взгляд зрителя к картине.
В работе присутствует асимметрия , но композиция остается сбалансированной. Одна женщина, откинувшаяся на край кровати с головой слона, — единственная фигура, которая привлекает внимание зрителя. Все остальные на картине сосредоточены на ближайшей задаче: смерти.
Прием
[ редактировать ]Делакруа «Смерть Сарданапала» вызвала споры и противоречия на выставке в Парижском салоне 1828 года. Главным фигуральным персонажем Делакруа был Сарданапал, король, готовый уничтожить все свое имущество, включая людей и предметы роскоши, в погребальном костре крови и излишеств. [3] Сарданапал не был классическим героем, как Гораций в Жака-Луи Давида одноименной картине » Делакруа . «Сарданапал был полной противоположностью неоклассическим традициям, предпочитавшим приглушенные цвета, жесткое пространство и общую моральную тематику. Он также использовал ракурс , чтобы наклонить сцену смерти прямо в пространство зрителя, что далеко от приглушенного порядка традиционных академических картин . Дороти Бюсси цитирует одного критика работы, который назвал картину «фанатизмом уродства», когда она появилась в Салоне в 1828 году. [4]
Историк искусства Линда Нохлин утверждала, что эта картина возмутила Салон, потому что современники понимали ее как деструктивную сексуальную фантазию самого Делакруа — крах различия между «Другим» ориентализма ( т. е. Сарданапалом) и западным человеком. [5]
Композитор Ференц Лист был вдохновлен картиной Делакруа (и пьесой Байрона) на сочинение итальянской оперы « Сарданапало» на эту тему, рассказывая принцессе Кристине Бельджойозо, что, ввиду самосожжения короля, его финал будет направлен на «установление вся публика горит». [6] Он завершил Акт 1 только в 1852 году и после этого отказался от проекта. Премьера завершенного первого акта состоялась в 2018 году. [7] [8]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Запись в каталоге Лувра
- ↑ Google Art Project, по состоянию на 11 февраля 2013 г.
- ^ Элизабет Фрейзер, Делакруа « Сарданапал : жизнь и смерть королевского тела», French Historical Studies 26:2 (2003): 315–349. См. также Элизабет Фрейзер, Делакруа, Искусство и достояние в постреволюционной Франции (Cambridge University Press, 2004).
- ↑ Бюсси, Эжен Делакруа , 56.
- ^ Нохлин, Линда (1989). «Воображаемый Восток». Политика видения: очерки об искусстве и обществе девятнадцатого века . Нью-Йорк: Харпер и Роу. стр. 42–43.
- ^ Дэвид Триппетт (2018), 385
- ^ Коннолли, Кейт (17 августа 2018 г.). «Утерянная опера Листа: «прекрасное» произведение, наконец, воплощенное в жизнь спустя 170 лет» . Theguardian.com .
- ^ «Музыка для ушей» . 18 февраля 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бюсси, Дороти. Эжен Делакруа . Лондон: Дакворт и компания, 1912.
- Триппет, Дэвид, « Непреодолимый Рубикон: Сарданапало новое посещение Листа », Журнал Королевской музыкальной ассоциации 143 (2018), 361–432.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() |
- Смерть Сарданапала – анализ и критический прием
- Эжен Делакруа (1798–1863): Картины, рисунки и гравюры из североамериканских коллекций , полный текстовый каталог выставки из Метрополитен-музея, в котором обсуждается «Смерть Сарданапала».
- «Разрушенная комната» , фотография Джеффа Уолла 1978 года, была вдохновлена этой работой (TATE Modern).