Jump to content

Лекс Оппиа

Lex Oppia — закон, установленный в Древнем Риме в 215 году до нашей эры, в разгар Второй Пунической войны , в дни национальной катастрофы после битвы при Каннах . [ 1 ] и отменен в 195 г. до н. э.

Учрежденный Марком Оппием , плебейским трибуном во время консульства Квинта Фабия Максима Веррукоза и Тиберия Семпрония Гракха , Lex Oppia был первым из серии законов о роскоши , и он ограничивал не только богатство женщины, но и ее проявление богатство. [ 1 ] В частности, он запрещал любой женщине иметь при себе более пол-унции золота, носить разноцветную одежду (особенно с пурпурной отделкой) или ездить в гужевой повозке по городу или любому населенному пункту или в радиусе мили. за исключением публичных религиозных праздников. [ 2 ]

В своей книге Ab urbe condita (От основания города) 34 Ливий обсуждает отмену Lex Oppia с точки зрения Катона Старшего и Луция Валериуса . [ 3 ]

Источник

[ редактировать ]

Lex Oppia был прежде всего экономической мерой в ответ на серьезные финансовые проблемы во время Второй Пунической войны. Однако введенные им ограничения заложили основу для последующего законодательства о роскоши, призванного контролировать расходы на расточительность по социальным, а не экономическим причинам. [ 4 ] Известные законы о роскоши, принятые после создания Lex Oppia, включают Lex Fannia 161 г. до н.э. и Lex Didia 143 г. до н.э. Lex Fannia представлял собой закон, который ограничивал расходы на обед, вид еды, которую можно было предложить, и количество гостей, в то время как Lex Didia представлял собой применение закона Lex Fannia ко всему итальянскому полуострову, который также налагал санкции на поставщиков, а также в качестве гостей на нелегальных обедах. [ 5 ] [ 6 ]

Основания для беспокойства по поводу роскоши и расточительности были неоднозначными. Повсеместно считалось, что потакание роскоши может подорвать традиционные военные добродетели. В своей шестой книге сатиры Ювенал пишет, что чрезмерное богатство Рима в результате завоеваний привело к распространению роскоши, что привело к падению римских ценностей и морали. [ 7 ] Преданность роскоши считалась стимулом жадности и, таким образом, основным фактором роста коррупции. Наконец, существовала широко распространенная тенденция соотносить щедрые и потакающие своим желаниям расходы с неэкономным использованием личного или семейного состояния. [ 4 ]

Отменить

[ редактировать ]

После Второй Пунической войны, когда Рим одержал победу над Карфагеном , богатства завоеванных территорий начали поступать в руки римского правящего класса, превратив их жизнь из традиционной аграрной простоты в показную демонстрацию и безграничную расточительность. [ 1 ] Победа заставила более богатых римлян осознать возможности другого, более комфортного образа жизни и дала им доступ к более разнообразным, более экзотическим и более роскошным продуктам. В этот период произошла неизбежная смена нравов , что на практике означало во многом поведение лиц, принадлежащих к высшим слоям римского общества; и когда финансовые проблемы были устранены, у женщин больше не было причин ограничивать свои расходы. Поскольку Рим был богат карфагенским богатством, попытки сдержать потворство своим желаниям с помощью законодательства о роскоши оказались тщетными. [ 4 ] Следовательно, два плебейских трибуна, Марк Фунданий и Луций Валерий, предложили отменить Lex Oppia . [ 1 ]

Сторонников Lex Oppia возглавляли два плебейских трибуна, Марк Юний Брут и Публий Юний Брут, а также консул Марк Порций Катон, также известный как Катон Старший , который был избран в 195 г. до н.э. Катон утверждал, что закон устранил позор бедности, поскольку заставил всех женщин одеваться одинаково. Катон настаивал на том, что, если бы женщины могли участвовать в конкурсе одежды, они либо чувствовали бы стыд в присутствии других женщин, либо, наоборот, радовались бы довольно низкой победе в результате того, что превзошли свои возможности. Он также заявил, что желание женщины тратить деньги — это болезнь, которую нельзя вылечить, а только обуздать; Отмена закона Оппиа , сказал Катон, сделает общество беспомощным в ограничении расходов женщин. Катон заявил, что римские женщины, уже развращенные роскошью, подобны диким животным, однажды вкусившим крови, в том смысле, что им больше нельзя доверять в том, что они удержатся от броска в оргию расточительности. [ 2 ] Катон также наказывает мужчин за то, что они позволили своим женщинам склонить их к отмене закона, и утверждает, что его отмена приведет к распространению роскоши. [ 3 ] [ 8 ]

Сторонников отмены Lex Oppia возглавляли Марк Фунданиус и Луций Валерий, а также другой консул, Луций Валерий Флакк , избранный в 195 г. до н. э. Флакк оспорил предположение Катона о том, что между женщинами не было бы соперничества, если бы они ничем не владели, напомнив аудитории о страданиях и гневе, которые испытывают римские женщины, когда видят жен латинских союзников, носящих украшения, которых они были лишены. [ 2 ] Луций Валерий Флакк далее утверждал, что Lex Oppia был лишь чрезвычайным временным законом, принятым после катастрофического поражения римских солдат в Каннах от Ганнибала . По существу, утверждает он, это никогда не предназначалось для контроля женских расходов и нравственности. Луций Валерий также утверждает, что привилегии, предоставленные римским женщинам, уже ограничены по сравнению с римскими мужчинами; зачем их еще больше ограничивать. [ 9 ]

Должны ли мы запретить использование фиолетового цвета для женщин?
и с мужем твоим можно будет носить пурпур как ковер,
ты не позволишь матери твоего семейства иметь фиолетового друга
и будет ли твоя лошадь одета красивее, чем одета твоя жена?

Запретим ли мы женщинам использование фиолетового цвета?
И хотя тебе, мужчине, разрешено использовать фиолетовый цвет для одеяла на твоей кровати,
не позволишь ли ты жене твоей носить пурпурный плащ?
Даже конь твой будет убран красивее, чем одета жена твоя.

Луций Валериус упрекает Катона Старшего. Из книги Ab Urbe Condita 35.7. [ 3 ]

Пока дворяне высказывались за или против отмены Lex Oppia , римские матроны толпились в Капитолии . Как пишет Ливий, женщин нельзя было удерживать дома ни по власти магистратов, ни по приказу их мужей, ни по их собственному чувству приличия (« nec auctoritate, nec uerecundia »). [ 9 ] Они заблокировали все улицы города и подходы к Форуму и умоляли мужчин, спускавшихся на Форум, позволить женщинам снова надеть свои прежние украшения. После выступлений против и в пользу Закона Оппиа на следующий день женщины в большом количестве вышли на улицы и осадили двери двух Брутов. Несогласные трибуны в конце концов уступили настойчивым требованиям римских матрон, и Закон Оппиа был отменен в 195 г. до н.э. [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Льюис, Нафтали и Мейер Рейнхольд, ред. Римская цивилизация: избранные материалы для чтения. 3-е изд. Том. 1. Нью-Йорк: Колумбийский университет, 1990. 489–496.
  2. ^ Jump up to: а б с Джонстон, Патрисия А. «Поэнул 1, 2 и римские женщины». Труды Американской филологической ассоциации 110 (1980): 143–159. ДЖСТОР .
  3. ^ Jump up to: а б с «ливий 34,4-7 неделя 10» . www.u.arizona.edu . Проверено 7 декабря 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Эстин А., Ф. Уолбанк , М. Фредериксен и Р. Огилви, ред. Кембриджская древняя история. 2-е изд. Том. 8. Нью-Йорк: Кембриджский университет, 1989. 181–185, 439, 453, 495.
  5. ^ Хорнблауэр, Саймон и Энтони Спофорт. «Лекс Фанния». Оксфордский классический словарь. 3-е изд. Нью-Йорк: Оксфордский университет, 2003.
  6. ^ Хорнблауэр, Саймон и Энтони Спофорт. «Лекс Дидиа». Оксфордский классический словарь. 3-е изд. Нью-Йорк: Оксфордский университет, 2003.
  7. ^ «Ювенал, Сатиры. (1918). Сатира 6» . www.tertullian.org . Проверено 7 декабря 2020 г.
  8. ^ Вассилиадес, Георгиос (04 октября 2019 г.). «Закон Оппиа в Ливии 34.1–7: Неудачное убеждение и упадок» . Древнее искусство убеждения в разных жанрах и темах . Брилл. стр. 104–123. дои : 10.1163/9789004412552_008 . ISBN  978-90-04-41255-2 . S2CID   211951150 .
  9. ^ Jump up to: а б ФИЛО, ДЖОН-МАРК (2016). «Тюдоровские гуманисты, лондонские печатники и статус женщин: борьба за Ливи в Querelle des Femmes» . Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 69 (1): 40–79. дои : 10.1086/686326 . ISSN   0034-4338 . JSTOR   26559645 . S2CID   156018054 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4074303e1c416f2ba3f37032c12c64c4__1695733260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/c4/4074303e1c416f2ba3f37032c12c64c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lex Oppia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)