Президент Ливана
Президент Ливанская Республика | |
---|---|
Президент Ливанской Республики ( араб .) | |
![]() | |
Действующий президент с 31 октября 2022 г. Вакантный | |
Стиль | Его Превосходительство |
Тип | Глава государства |
Резиденция | Дворец Баабда Дворец Бейт-Ддин (лето) |
Назначитель | Парламент |
Срок действия | 6 лет, невозобновляемый немедленно, но возобновляемый непоследовательно |
Учредительный документ | Конституция Ливана |
Формирование | 1 сентября 1926 г. |
Первый обладатель | Чарльз Деббас |
Зарплата | 225 000 000 фунтов стерлингов в год |
Веб-сайт | Официальный сайт |
Президент رئيس Ливанской Республики ( араб . اللبنانية , латинизированный : Раис аль-Джумхурия аль-Лубнания ) — глава государства Ливан الجمهورية . Президент избирается парламентом сроком на шесть лет, который не может быть продлен немедленно, поскольку может продлеваться только непоследовательно. По соглашению, президентом всегда является христианин-маронит , который соответствует тем же требованиям, что и кандидат в палату представителей, согласно статье 49 конституции Ливана. [1]
Последним занимал эту должность Мишель Аун с 31 октября 2016 года по 31 октября 2022 года. Накануне окончания своего мандата он покинул пост президента и вернулся в свою частную резиденцию, в то время как Парламент не смог выдвинуть кандидата с достаточно голосов, чтобы стать его преемником, и с тех пор эта должность остается вакантной.
История
[ редактировать ]Французский мандат
[ редактировать ]
Первая конституция Ливана была обнародована 23 мая 1926 года, в которую впоследствии несколько раз вносились поправки. Созданная по образцу Третьей французской республики , она предусматривала двухпалатный парламент с Палатой депутатов и Сенатом (хотя последний в конечном итоге был упразднен), президентом и Советом министров или кабинетом министров. Президент должен был избираться Палатой депутатов на один шестилетний срок и не мог быть переизбран до истечения шестилетнего периода; депутаты должны были избираться всенародно по конфессиональному признаку.
В этот период укрепился обычай выбирать крупных политических деятелей, а также высшие чины государственной администрации в соответствии с долей представителей основных сект в населении. Так, например, президентом должен быть христианин-маронит , премьер-министром – мусульманин-суннит , а спикером Палаты депутатов – мусульманин-шиит . и православный грек друз . В кабинете министров всегда присутствовали Эта практика усилила межрелигиозную напряженность, предоставив президенту-марониту чрезмерную власть (например, возможность выбирать премьер-министра) и препятствовала формированию ливанской национальной идентичности. [2] Согласно Конституции, верховный комиссар Франции по-прежнему обладал верховной властью, что поначалу вызвало возражения со стороны ливанских националистов. Тем не менее, Чарльз Деббас , греческий православный , был избран первым президентом Ливана через три дня после принятия Конституции.
В конце первого срока Деббаса в 1932 году Бишара аль-Хури и Эмиль Эдде боролись за пост президента, разделив таким образом Палату депутатов. Чтобы выйти из тупика, некоторые депутаты предложили в качестве компромиссного кандидата шейха Мухаммада аль-Джисра , который был председателем Совета министров и мусульманским лидером Триполи . Однако 9 мая 1932 года верховный комиссар Франции Анри Понсо приостановил действие конституции и продлил срок полномочий Дебба на один год; таким образом он предотвратил избрание мусульманина президентом. Недовольные поведением Понсо, французские власти заменили его графом Дамьеном де Мартелем , который 30 января 1934 года назначил Хабиба Пашу Эс-Саада президентом сроком на один год (позже продленный еще на год).
Эмиль Эдде был избран президентом 30 января 1936 года. Год спустя он частично восстановил Конституцию 1926 года и приступил к проведению выборов в Палату депутатов. Однако действие Конституции было снова приостановлено верховным комиссаром Франции в сентябре 1939 года, когда началась Вторая мировая война.
Во время Второй мировой войны , когда правительство Виши пришло к власти на территории Франции в 1940 году, генерал Анри Фернан Денц был назначен верховным комиссаром Ливана. Этот новый поворотный момент привел к отставке президента Ливана Эмиля Эдде 4 апреля 1941 года. Через пять дней Денц назначил Альфреда Наккаша на срок президентства, который длился всего три месяца. Власти Виши разрешили нацистской Германии перебросить самолеты и припасы через Сирию в Ирак, где они были использованы против британских войск. Великобритания, опасаясь, что нацистская Германия получит полный контроль над Ливаном и Сирией путем давления на слабое правительство Виши, направила свою армию в Сирию и Ливан . [3]
После окончания боевых действий в Ливане генерал Шарль де Голль этот район посетил . Под различным политическим давлением как внутри, так и за пределами Ливана де Голль решил признать независимость Ливана. 26 ноября 1941 года генерал Жорж Катру объявил, что Ливан станет независимым под властью правительства Свободной Франции. [4]
Выборы состоялись в 1943 году, и 8 ноября 1943 года новое правительство Ливана в одностороннем порядке отменило мандат. Французы отреагировали тем, что бросили новое правительство в тюрьму. Верховный комиссар назначил Эдде президентом. Однако десять дней спустя под давлением других союзников Франции во Второй мировой войне французы отстранили Эдде от должности и восстановили правительство Бешара-эль-Хури 21 ноября . Парламентские выборы состоялись в мае 1947 года, но многие протестовали, утверждая, что они были сфальсифицированы, считая парламент нелегитимным. Однако Эль Хури также был переизбран в 1948 году . [5] Эль-Хури столкнулся с серьезной оппозицией со стороны традиционных лидеров Заима, власть которых его политика начала ущемлять. В 1951 году был образован союз между Камилем Шамуном, Пьером Жмайелем , Раймоном Эдде , Камалем Джумблатом , Фалангой и Сирийской национальной партией . 18 сентября 1952 года на фоне массовых демонстраций Эль-Хури был вынужден уйти в отставку. [6]
Пост-независимость
[ редактировать ]В 1952 году Фуад Шехаб отказался позволить армии вмешаться в восстание, которое вынудило президента Ливана Бешару эль-Хури уйти в отставку. Чехаб стал премьер-министром Ливана в сентябре 1952 года и получил дополнительный портфель министра обороны . [7] Затем Чехаб был назначен президентом с обязанностью обеспечить проведение чрезвычайных демократических президентских выборов. Четыре дня спустя Камиль Шамун был избран преемником Эль-Хури. Во время президентства Шамуна Ливан пережил экономический бум, особенно в строительном, банковском и туристическом секторах. [8] Он реализовал закон 1954 года о создании акционерных обществ и закон 1956 года о банковской тайне. [8] По словам Фавваза Трабулси, Шамун сосредоточил власть в своих руках, размыв границы демократии и автократии. [8]
В 1958 году президент Камиль Шамун был вынужден уйти в отставку после того, как попытался внести поправки в конституцию, позволяющие его переизбрание. Панарабисты и другие группы, поддерживаемые Гамалем Абдель Насером ) общины Ливана, , при значительной поддержке мусульманской (особенно суннитской попытались свергнуть правительство Шамуна в июне 1958 года. Затем последовали столкновения между арабскими националистами-суннитами и проправительственными христианами. Это привело к американскому вмешательству в операции «Голубая летучая мышь» 15 июля 1958 года президента Дуайта Д. Эйзенхауэра в рамках первого применения доктрины Эйзенхауэра, в которой США объявили, что будут вмешиваться, чтобы защитить режимы, которым, по их мнению, угрожает международный коммунизм.
Президент Ливана избирается Парламентом Ливана . [9] В преддверии выборов парламент был разделен на фракции, а именно на тех, кто поддерживал западные страны и Шамун, и на тех, кто поддерживал Насера и Объединенную Арабскую Республику. Чехаб рассматривался как компромиссный кандидат; [10] его не интересовало пост президента, пока «не стало ясно, что он был единственным кандидатом, имеющим хоть какую-то надежду на широкое признание». В результате он согласился выдвинуть свою кандидатуру 28 июля, всего за три дня до выборов. [9] Следуя по пути умеренности и тесно сотрудничая с различными религиозными группами, а также со светскими и религиозными силами, Чехаб смог снизить напряженность и вернуть стабильность в страну. Его идеология вдохновила президентство двух других президентов.
Мишель Элу был затем избран четвертым президентом в 1964 году. Отсутствие политической принадлежности Элу придало ему вид лидера, способного объединить Ливан, и выбрало его вместо Фуада Шехаба на посту президента Национальное собрание . [11] Шестидневная война 1967 года обострила межконфессиональные отношения в Ливане. Многие мусульмане хотели, чтобы Ливан присоединился к арабским военным усилиям, в то время как многие христиане хотели воздержаться от участия. Хелу удалось уберечь Ливан от запутанности, за исключением короткого воздушного удара, но он не смог положить конец возросшей напряженности. Парламентские выборы 1968 года выявили растущую поляризацию в стране: две основные коалиции : одна проарабская националистическая, возглавляемая Рашидом Карами, и другая прозападная, возглавляемая совместно бывшим президентом Камиллой Шамуном , Пьером Жмайелем и Раймоном Эдде , оба создали добились значительных успехов и получили по 30 из 99 мест каждый.
Кроме того, власть правительства оказалась под угрозой из-за присутствия вооруженных палестинских повстанцев на юге страны, а столкновения между ливанской армией и Организацией освобождения Палестины (ООП) участились. Долгое время Хелу сопротивлялся их требованиям, но в 1969 году, не сумев подавить восстание военным путем, он наконец сдался, надеясь, что палестинские партизаны ограничат свои операции трансграничными нападениями на Израиль и перестанут бросать вызов ливанскому правительству. . Как оказалось, столкновения только усилились.
В 1970 году Хелу утвердил Элиаса Саркиса своим преемником. [12] но последний проиграл выборы в Национальное собрание с перевесом в один голос Сулейману Франжье .
Гражданская война
[ редактировать ]Гражданская война в Ливане началась 13 апреля 1975 года. [13] Франжье, как президент Ливана, провозгласил Конституционный документ 14 февраля 1976 года, который стал первой серьезной инициативой, направленной на прекращение конфликта и достижение консенсуса. [13] Документ наделял премьер-министра полномочиями и предлагал «паритет между христианами и мусульманами в парламенте», уменьшая власть маронитов. [13] [14] Хотя его поддержали крупные политики и религиозные лидеры, он не смог достичь своих целей. [13]
Элиас Саркис, кандидат от чехабитов на выборах 1970 года, проигравший с перевесом всего в один голос, был избран во втором туре голосования, набрав 66% голосов. Он был единственным человеком, получившим голос во время выборов, все остальные бюллетени содержали пустые голоса. Почти треть депутатов отсутствовала на заседании парламента. Поскольку срок полномочий уходящего президента Франжи истек 23 сентября того же года, он был приведен к присяге через несколько месяцев после выборов. Была надежда, что Саркису удастся объединить враждующие группировки и положить конец зарождающейся гражданской войне; однако к сентябрю 1976 года ситуация вышла из-под контроля правительства, поскольку Сирия и другие страны начали вмешиваться и усложнять ситуацию. 5 марта 1980 года Саркис развил свою политику в рамках своих попыток создать национальное согласие: единство, независимость, парламентскую демократию, отвергнув Кэмп-Дэвидские соглашения между Египтом и Израилем.

В разгар гражданской войны 23 августа 1982 года в парламенте Ливана были проведены выборы, в результате которых лидер Ливанских сил Башир Жмайель был избран президентом Ливанской Республики после того, как был единственным претендентом. [15] Он был самым молодым президентом, избранным. В частности, он имеет тесные отношения с Израилем, что привело к его убийству в результате взрыва, в результате которого погибло более тридцати человек, совершенное членом SSNP Хабибом Шартуни . Он был убит до официального вступления в должность. Ему наследовал его брат Амин Жмайель . 22 сентября 1988 года, за 15 минут до истечения своего срока, уходящий президент Амин Жмайель назначил Ауна премьер-министром, несмотря на традицию резервировать его за мусульманином-суннитом, возглавив военное правительство, которое будет сформировано шестью членами Военного суда. трое из них христиане и трое мусульмане. Он также уволил гражданскую администрацию исполняющего обязанности премьер-министра Селима Хосса . Мусульмане отказались служить и на следующий день подали в отставку. Жмайель обвиняет Сирию в принуждении их к этому, утверждая, что они приняли свою роль, когда он связался с ними. [16] В конечном итоге эти двое возглавили конкурирующие администрации; Когда Аун занял президентский дворец в Баабде , где доминируют мусульмане , аль-Хусс основал свой собственный офис в Западном Бейруте . В 1990 году гражданская война закончилась, когда Аун был вынужден сдаться после нападения на президентский дворец со стороны сирийских и ливанских вооруженных сил. Впоследствии Аль-Хусс ушел с поста премьер-министра в пользу Омара Карами . [17]
Постгражданская война
[ редактировать ]После Таифского соглашения о прекращении гражданской войны Национальное собрание собралось 5 ноября 1989 года на авиабазе Колейат в Северном Ливане и избрало Моавада президентом Ливана. Этот пост оставался вакантным после истечения срока полномочий Амина Жмайеля в 1988 году. Национальное собрание на тот момент не смогло избрать преемника. Через семнадцать дней после своего избрания, когда он возвращался с празднования Дня независимости Ливана 22 ноября 1989 года, 250-килограммовый заминированный автомобиль был взорван рядом с кортежем Моавада в Западном Бейруте , в результате чего он и еще 23 человека погибли. [18] Президентские полномочия были переданы кабинету министров на два дня, пока 24 ноября 1989 года Грави не был избран в отеле «Парк» в Чтуре 47 из 53 членов парламента. [19] Поскольку дворец Баабда , резиденция президента, был разрушен и разбомблен сирийскими войсками в октябре 1990 года, чтобы изгнать генерала Мишеля Ауна , Храви жил в будущего премьер-министра Рафика Харири . бейрутской квартире [20]
Эмиль Лахуд затем баллотировался на пост президента в 1998 году после того, как в конституцию были внесены поправки, позволяющие главнокомандующему армией баллотироваться на пост президента. Считается, что эта поправка была поддержана Сирией . [21] Его президентство было закреплено после получения 118 голосов от ливанского парламента, состоящего из 128 членов. [22] Когда он стал президентом Ливана в 1998 году, он присоединился к Хезболле и выбрал на пост премьер-министра своего человека Селима аль-Хосса . [23] Это привело к усилению напряженности между Рафиком Харири и Лахудом. [24] В течение своего срока он оказывал больший контроль над принятием правительственных решений, чем премьер-министр Рафик Харири или спикер парламента Набих Берри . [25] В 2007 году закончился его президентский срок. Однако новый президент был избран не сразу. После шестимесячного политического тупика парламент Ливана избрал бывшего командующего армией Мишеля Сулеймана . президентом [26]
Сегодня
[ редактировать ]С момента истечения срока полномочий президента Мишеля Сулеймана в мае 2014 года до 31 октября 2016 года парламент не смог получить большинство, необходимое для избрания президента, и должность оставалась вакантной почти два с половиной года, несмотря на более чем 30 голосов. проводится. 31 октября 2016 года Мишель Аун был избран президентом на срок до 30 октября 2022 года.
Офис
[ редактировать ]![]() |
---|
|
Квалификация
[ редактировать ]Конституция требует, чтобы президент обладал теми же квалификациями, что и член парламента (также называемой Палатой депутатов), а именно ливанским гражданством и достижением возраста двадцати одного года. [27]
Хотя это прямо не указано в конституции, соглашение , известное как Национальный пакт , согласованное в 1943 году, обычно ограничивает эту должность членами маронитской христианской общины. [27] [28] Это основано на джентльменском соглашении между ливанским президентом-христианином-маронитом Бечарой Эль-Хури и его премьер-министром-мусульманином-суннитом Риадом Аль-Сольхом , которое было достигнуто в 1943 году, когда Ливан стал независимым от Франции , и описывало, что президентом республики должен был стать Христианин-маронит , премьер-министр – мусульманин-суннит , а спикер парламента – мусульманин-шиит . [28]
Статья 50 конституции Ливана требует, чтобы президент принес присягу при вступлении в должность, что предписано следующим образом: [29]
Я клянусь Всемогущим Богом соблюдать Конституцию и законы ливанской нации и сохранять независимость Ливана и его территориальную целостность.
Роль и обязанности
[ редактировать ]Как описано в конституции, президент является главнокомандующим Ливанскими вооруженными силами и силами безопасности; может назначать и увольнять премьер-министра и кабинет министров; обнародует законы, принятые парламентом; может также наложить вето на законопроекты; и может распустить парламент. Кроме того, он может своим указом издавать «чрезвычайные» законы. [30] Однако на практике, поскольку Ливан является парламентской республикой , президент, по сути, является хранилищем резервных полномочий , и его должность носит в основном символический характер. [27] Тем не менее, президент остается в целом самым важным членом исполнительной власти. [31] И это несмотря на то, что его полномочия были несколько смягчены при Таифе, особенно с увеличением полномочий Кабинета министров ; тем не менее, эти реформы существенно не изменили власть президента, поскольку он по-прежнему является единственным человеком, который может назначать и увольнять премьер-министра и кабинет министров. [30]
Его основные обязанности (после Таифа) включают: [30]
- Издать указ о независимом назначении премьер-министра (по соглашению мусульман-суннитов).
- Издать указ о формировании правительства (т.е. кабинета министров), подписанный премьер-министром. Затем правительство должно получить вотум доверия парламента (51%), чтобы начать действовать.
- Уволить премьер-министра (по желанию, подтверждения не требуется). Это автоматически увольняет все правительство, то есть каждого министра.
- Уволить отдельного министра. Требуется подтверждение 2/3 кабинета и подпись ПМ. Если более 1/3 министров, составлявших первоначальное правительство, уволены/ушли в отставку, то все правительство считается уходящим в отставку.
- Подпишите закон и обнародуйте законы (с подписью премьер-министра).
- Подписывать указы, касающиеся конкретного министерства(ий). Скреплено подписью премьер-министра и участвующих министров.
- Ведение переговоров и ратификация международных договоров. Все договоры должны быть одобрены 2/3 кабинета министров и подписаны премьер-министром перед вступлением в силу. Договоры, предусматривающие расходы, которые не могут быть отменены каждый новый год, также должны быть одобрены парламентом (51%).
- Распустить парламент. Должен быть подписан премьер-министром и требует одобрения 2/3 кабинета министров.
- Принимать «чрезвычайные указы» без одобрения парламента (статья 58). [32] Требуется простое большинство министров. Чтобы принять чрезвычайные указы без одобрения парламента, парламент должен в течение 40 дней не предпринимать никаких действий по законопроекту, который ранее был объявлен президентом срочным.
До Таифа президенту требовался только «благосклонный совет» своих министров, а не ясный консенсус/большинство. Тем не менее, хотя может показаться, что президент выполняет «символическую роль» или в значительной степени подчиняется воле своих министров, с конституционной точки зрения это не так. Президент сохраняет за собой право уволить все правительство по своему желанию и по-прежнему является человеком, который назначает каждого министра, тем самым эффективно гарантируя, что все они будут ему благосклонны. На практике пост президента был ослаблен из-за: а) отсутствия явного большинства партий и блоков в парламенте, б) выборов «консенсуса» (то есть в целом слабых или различных [ нужны разъяснения ] ), президенты и в) формирование разделенных кабинетов министров. Таким образом, предполагаемая слабость президента коренится в политических, а не конституционных проблемах.
Символические роли и обязанности
[ редактировать ]После ратификации Таифского соглашения в Конституции была изложена преамбула для трех «ключевых» исполнительных должностей: президента, премьер-министра и Совета министров. В преамбуле говорится следующее:
Президент Республики является главой государства и символом единства Родины. Он обеспечивает уважение Конституции и поддержание независимости Ливана, его единства и территориальной целостности в соответствии с положениями Конституции. Он возглавляет Высший совет обороны. Он является главнокомандующим вооруженными силами, подчиняющимися Совету министров.
Должности, связанные с президентством, следующие:
- Председатель Высшего совета обороны.
- Главнокомандующий вооруженными силами.
- Государственный президент Ливана (глава государства).

Президентская резиденция сначала располагалась в Бейруте, а затем переехала в Син-эль-Филь и Джунию. В 1960-х годах резиденция была перенесена во дворец Баабда после постройки , расположенный к юго-востоку от Бейрута , где Чарльз Хелу . первым служил [33] В 1943 году дворец Бейттедин был объявлен официальной летней резиденцией президента. [34]
Официальный государственный автомобиль
[ редактировать ]Автомобиль президента представляет собой бронированный лимузин Mercedes-Benz S 600 Guard W221 , его сопровождают внедорожники Республиканской гвардии и другие машины безопасности, включая предыдущий официальный государственный автомобиль, бронированный W140 S 600, который теперь, возможно, используется в качестве резервного лимузина. [35] [36] [37] [38]
Выборы и вакансии
[ редактировать ]За тридцать-шестьдесят дней до истечения срока полномочий президента спикер Палаты депутатов созывает специальную сессию для избрания нового президента, которая выбирает кандидата на шестилетний срок тайным голосованием, в котором участвуют две трети голосов. для избрания необходимо большинство. Если ни один из кандидатов не получает большинства в две трети голосов, проводится второе голосование, в котором для избрания требуется только большинство. Человек не может быть переизбран президентом до тех пор, пока не пройдет шесть лет после истечения его первого срока. [27] [39]
Кворум на выборах
[ редактировать ]В Конституции ничего не говорится о кворуме, необходимом для созыва парламентского собрания по выборам президента. В отсутствие четкого положения, определяющего кворум, необходимый для избрания президента, конституция открыта для различных интерпретаций. Согласно одной точке зрения по этому вопросу, кворум, составляющий большинство в пятьдесят процентов плюс один (который требуется для любого заседания парламента), достаточен для парламентского собрания по выборам президента. Другая точка зрения на этот вопрос утверждает, что кворум составляет большинство в две трети от общего числа членов парламента, поскольку статья 49 конституции требует большинства в две трети голосов для избрания президента в первом туре, и, если кворум составлял половину плюс Во-первых, не было бы необходимости требовать большинства в две трети голосов, если число присутствующих на заседании депутатов не превышало бы кворума. [39]
Вакансия
[ редактировать ]Постоянной темой в ливанской политике является вакансия президента Ливана, которая случалась три раза подряд; ни один президент Ливана не передал власть напрямую преемнику без вакансий с тех пор, как в 1998 году на посту Элиаса Храви сменил Эмиль Лахуд . [40] В отличие от ряда других стран, в конституции Ливана не упоминается «временный/исполняющий обязанности» президента. В конституции прямо указано, что пост президента остается вакантным, а некоторые полномочия президента передаются совету министров. Статья 62 конституции Ливана прямо гласит: «Если по какой-либо причине на посту президента появится вакансия, Совет министров осуществляет полномочия президента путем делегирования». [1] После того как Мишель Аун покинул пост президента в 2022 году, освободившись вакантным образом, премьер-министр Наджиб Микати заявил, что не принимал на себя лично полномочия президента, поскольку они будут переданы совету министров в целом. [41] [42]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Конституция Ливана» (PDF) . Президентство Ливана . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Питер Мэнсфилд (1991). История Ближнего Востока . п. 202 . ISBN 9780670815159 .
- ^ Хадден, британец; Люс, Генри Робинсон (1945). Время . Компания «Тайм Инкорпорейтед».
- ^ Хадден, британец; Люс, Генри Робинсон (1945). Время . Компания «Тайм Инкорпорейтед».
- ^ «Выборы президента Ливанской Республики» . Ежемесячный журнал.com . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ Middle East International № 132, 29 августа 1980 г.; Издатели Лорд Мэйхью, член парламента Деннис Уолтерс, Дэвид Гилмор, стр. 11–12.
- ^ «Сменявшие друг друга министры Министерства национальной обороны » . pcm.gov.lb (на арабском языке). Правительство Ливана . Проверено 14 августа 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с Трабулси, Фавваз (2012), «Прозападный авторитаризм Камиля Шамуна (1952–1958)» , История современного Ливана , Pluto Press, стр. 129–138, doi : 10.2307/j.ctt183p4f5.14 , ISBN 978-0-7453-3274-1 , JSTOR j.ctt183p4f5.14
- ^ Jump up to: а б Брюэр, Сэм Поуп (1 августа 1958 г.). «Ливан выбирает нового президента» . Нью-Йорк Таймс . п. 1. ISSN 0362-4331 . Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ Брюэр, Сэм Поуп (24 сентября 1958 г.). «Cehab открывает офис в Бейруте» . Нью-Йорк Таймс . п. 1. ISSN 0362-4331 . Проверено 12 декабря 2020 г.
- ^ Ли, Кхун Чой (1993) Дипломатия крошечного государства, мировая наука, ISBN 981-02-1219-4 , с. 223
- ^ Хиджази, Ихсан А. (10 мая 1976 г.). «Ливанец, избегающий публичности, Элиас Саркис» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 7 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Эль Хазен, Фарид (2004). «Прекращение конфликта в Ливане военного времени: реформа, суверенитет и власть, 1976–88». Ближневосточные исследования . 40 (1): 65–84. дои : 10.1080/00263200412331301897 . S2CID 143217001 .
- ^ Рабиль, Роберт Г. (1 сентября 2001 г.). «Марониты и уход Сирии: от «изоляционистов» к «предателям»?» . Ближневосточная политика . Проверено 18 марта 2013 г.
- ^ «Шейх Башир Жмайель — Президент Ливанской Республики» . Президентство.gov.lb . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ «Хронология: Ливан» . Новости Би-би-си . 9 мая 2008 года . Проверено 18 мая 2008 г.
В настоящее время в Ливане есть два правительства: одно преимущественно мусульманское в Западном Бейруте, возглавляемое Аль-Хуссом, другое, исключительно христианское, в Восточном Бейруте, возглавляемое маронитским главнокомандующим армией генералом Мишелем Ауном.
- ^ «Хосс уходит с поста премьер-министра Ливана» . Лос-Анджелес Таймс . Бейрут. АП. 19 ноября 1990 года . Проверено 19 марта 2013 г.
- ^ Президент Ливана убит
- ^ «Бывший президент Грави проигрывает борьбу с раком» . Дейли Стар . 8 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 5 августа 2012 г. Проверено 15 июля 2012 г.
- ^ Рашка, Мэрилин (июнь 1993 г.). «Восстановление Ливана: роль президента Элиаса Храви» . Вашингтонский доклад . Проверено 19 марта 2013 г.
- ^ «Эмиль Лахуд» . Ливан сегодня . Проверено 14 июня 2012 г.
- ^ «Эмиль Лахуд» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 15 июля 2012 г.
- ^ Боско, Роберт М. (2009). «Убийство Рафика Харири: перспективы внешней политики». Международный обзор политической науки . 30 (4): 349–363. дои : 10.1177/0192512109342521 . S2CID 144463265 .
- ^ Юн, Дженис (2010). «Специальный трибунал по Ливану: трибунал международного характера, лишенный международного права» . Журнал международного права Санта-Клары . 7 (2) . Проверено 2 июля 2012 года .
- ^ Гэмбилл, Гэри К.; Зиад К. Абдельнур; Басам Эндравос (ноябрь 2011 г.). «Эмиль Лахуд, президент Ливана» . Бюллетень ближневосточной разведки . 3 (11).
- ^ «Ливанский профиль» . Би-би-си. 21 мая 2012 года . Проверено 14 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Коллело, Томас (1987). Ливан: страновое исследование . Государственная типография . ISBN 0160017319 .
- ^ Jump up to: а б Харб, Имад. «Конфессионализм Ливана: проблемы и перспективы» . usip.org . Институт мира США . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ «Ливан – Конституция» . unibe.ch . Проект международного конституционного права . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ливан – Президент» . Countrystudies.us .
- ^ «Таифский Аккорд – Институт Реут» . reut-institute.org .
- ^ «Конституция Ливана 1926 года с поправками, внесенными до 2004 года» (PDF) .
- ^ Мордехай Нисан, Меньшинства на Ближнем Востоке: история борьбы и самовыражения (2-е изд.: McFarland , 2002), стр. 219.
- ^ https://www.presidency.gov.lb/English/PresidentoftheRepublic/PresidentialPalaces/Pages/BeitElDinPalace.aspx
- ^ «На фото: Это машина, на которой президент Аун поедет в Баабду » .
- ^ «Видео… момента прибытия президентского кортежа на площадь Неджме » .
- ^ «Сторонники Свободного патриотического движения Ливана радуются...»
- ^ «Видео: Колонна Республиканской гвардии прибывает на площадь Неджме » . www.lebanondebate.com .
- ^ Jump up to: а б Салиба, Иссам. «Ливан: президентские выборы и противоречивые толкования конституции» . loc.gov . Библиотека Конгресса . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ Хадчити, Мигель (8 сентября 2022 г.). «Разъяснение вакансии президента Ливана» . 961 .
- ^ «Микати: Полномочия президента будут переданы совету министров» . Эльнашра . 1 ноября 2022 г. Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Хуссари, Наджия (31 октября 2022 г.). «Импровизированное ливанское правительство Микати возьмет на себя президентские полномочия» . Арабские новости .
Эта статья включает в себя общедоступные материалы из Библиотеки Конгресса.