Марцеллин из Атри
Марчеллино д'Атри (урожденный Марселлино Канзани; 3 июня 1659 — 12 февраля 1716) был миссионером- капуцином из Атри в Неаполитанском королевстве , который провел несколько лет в Королевстве Конго . Его мемуары дают много ценной информации о регионе конца 17 века, хотя и выдают типичные предубеждения европейцев того времени относительно африканцев.
Ранние годы
[ редактировать ]Марчеллино Канзани родился 3 июня 1659 года в Атри, Абруццо , в Неаполитанском королевстве , в семье Джузеппе Канзани и Франчески Греко. Он получил классическое образование в местном иезуитском колледже. Он вступил в Орден Меньших Братьев Капуцинов 14 октября 1675 года. Он был рукоположен в священники и по его просьбе получил лицензию миссионера 5 апреля 1688 года после смерти его родителей. Отец Марчеллино покинул Геную и направился в Лиссабон 7 октября 1689 года, затем из Лиссабона отплыл с итальянской миссией капуцинов в Королевство Конго , на севере территории нынешней Анголы . [ 1 ]
Королевство Конго
[ редактировать ]Королевство Конго было основано в 1300-х годах и простиралось к югу от реки Конго на территории, которая сейчас является северо-западной частью Анголы и юго-западной частью Демократической Республики Конго. Португальцы достигли королевства в 1480-х годах. Они не предпринимали попыток завоевания, но с согласия короля ввели христианство и занялись работорговлей, вывозя рабов в Бразилию. [ 2 ] Миссия капуцинов, основанная в 1640 году, столкнулась со многими трудностями. Климат был нездоровым для европейцев, португальцы претендовали на права покровительства, а Королевство Конго находилось в окончательном упадке. Королевство потерпело поражение от португальцев в битве при Мбвиле в 1665 году, страдало от работорговли и раздиралось внутренними конфликтами. [ 1 ]

Отец Марчеллино прибыл в Луанду 1 августа 1690 года. В течение следующих пяти лет он предпринимал миссионерские экспедиции, прерываемые периодами болезни или выздоровления. 25 января 1696 года он и Лука да Кальтаниссетта достигли Бамбалело в Королевстве Конго. Они много путешествовали по королевству, посетив Нсунди , Мпембу , Мпангу, Нкуси , Мбату и Мпумбу. [ 1 ] Марчеллино д'Атри присутствовал на коронации Педро IV в 1696 году, относительно скромной церемонии на месте бывшей столицы Сан-Сальвадора . Португальцы получили традиционную корону во время битвы при Мбвиле в 1665 году , поэтому король носил импровизированную шляпу, которая, казалось, была адаптирована из европейской шляпы, с прикрепленным спереди королевским гербом Конго. [ 2 ]
В 1698 году миссионеры достигли региона за бассейном Малебо на реке Конго . Там они крестили государя Нгобилу и несколько сотен его подданных. Они думали, что он был королем «Мукоко», королевства, которое, как говорят, простиралось от Конго до Абиссинии, но на самом деле не существовало. Конгрегация по евангелизации народов ( Propaganda Fide ) высоко оценила крещения и призвала Марчеллино продолжать миссионерскую деятельность. [ 1 ] В период с конца 1698 по 1699 год отец Марчеллино путешествовал и проповедовал в местности между горами Кибангу, Нкусу, Мукондо и Мбвела. [ 1 ] Необращенные конголезцы либо думали, что никто не умер, либо что, когда они умерли, они перешли в другой мир, который был гораздо более приятным, чем этот. Отец Марчеллино пытался рассказать им о рае и аде. [ 3 ]

Отец Марчеллино присутствовал на церемонии в Кибангу в 1698 году, где рыцари Ордена Христа сопровождали Педро IV в белых туниках, украшенных красным крестом тамплиеров , пронзенным стрелой, символом их ордена. [ 4 ] Во время посещения дворца короля Педро в Кибангу отец Марчеллино поспешил отстоять права церкви. Он отверг предложенное ему жилье как неадекватное и вместо этого остановился у священника из Анголы, который был там с коммерческой поездкой. [ 5 ] На следующий день Педро заставил священников долго ждать, прежде чем послать более мелкого дворянина проводить их ко двору. Достигнув внешнего двора, Марчеллино остановился и велел своим сопровождающим передать королю, что он прибыл и примет короля там. Эскорт возражал, зная, что король потеряет лицо, если придет во внешний двор вместо того, чтобы принять священника в своем внутреннем святилище. Марчеллино настаивал, утверждая, что это было сделано с отцами с тех пор, как они впервые приехали в страну. [ 6 ]
Отец Марчеллино был назначен главой миссии Сойо , куда он прибыл 1 июня 1702 года в очень плохом состоянии здоровья. 20 ноября 1702 года Лука да Кальтаниссетта умер, и Марчеллино сменил его на посту вице-префекта. Он хотел послать новую миссию в Нгомбелу, но у него было слабое здоровье, и он не мог найти миссионеров, готовых рискнуть в путешествии среди людей, которых они считали каннибалами. Вместо этого он передал пост вице-префектуры Бернардо да Мазарини и вернулся в Европу для лечения. [ 1 ]
Вернуться в Европу
[ редактировать ]Отец Марчеллино покинул Кабинду 2 августа 1703 года и дважды останавливался в Бразилии, где написал свои мемуары на португальском языке. Он достиг Лиссабона в 1704 году. Там он провел год в итальянском хосписе, а затем сел на португальский корабль, направлявшийся в Италию. Французы, воевавшие с Португалией во время Войны за испанское наследство , захватили корабль и держали Марселлино в тюрьме в Тулоне семь месяцев . Он был освобожден 1 декабря 1705 года и достиг Италии в 1706 году. В октябре 1706 года он написал в Пропаганду Фиде письмо с просьбой к Святому Престолу поддержать Педро IV в его борьбе за признание королем Конго. В декабре 1706 года он уехал из Рима в Неаполь. Он увидел и описал извержение Везувия 28 июля 1707 года. [ 1 ]
Марчеллино прибыл в Абруццо в октябре того же года, где провел время за написанием своих мемуаров, ожидая разрешения на возвращение в Африку, в котором ему всегда отказывали из-за рецидивирующей малярии и артрита болей . Марчеллино д'Атри умер 12 февраля 1716 года в монастыре Атри. [ 1 ]
Мемуары
[ редактировать ]Мемуары Марчеллино д'Атри [ а ] представляли собой итальянскую версию его предыдущих мемуаров на португальском языке, которые были утеряны, когда его корабль был захвачен по пути в Италию. Они дают много полезной информации о Конго того времени, хотя и содержат недостатки из-за непонимания местной культуры. [ 1 ] Марчеллино написал отчет о сангаменто, свидетелем которого он стал в 1696 году. [ 7 ] Это был церемониальный боевой танец, в котором светские и религиозные правители демонстрировали свою власть, а простые люди выражали почтение. [ 8 ] Он описал политическую ситуацию и усилия миссионеров, направленные на то, чтобы помочь Педро IV воссоединить страну. Он дал множество терминов на языке Конго , описал тропические фрукты и лекарственные растения, а также описал последствия работорговли. Он выдал типичные европейские предрассудки в отношении африканцев, которых он считал варварами, лжецами, ворами, похотливыми и неблагодарными. [ 1 ]
Однако отец Марчеллино рассказал историю, которую ему рассказал в 1695 году конголезский принц Франсиско де Менезес Нканка а Макайя. [ 9 ] Принц был захвачен португальцами в битве при Мбвиле и рос в Луанде, пока ему не исполнилось двадцать с небольшим. Он сказал Марчеллино, что стал слишком похож на португальцев и никогда не сможет стать королем, потому что будет брать себе, а не делиться с другими. Его люди говорили: «Как мы можем поддерживать законы, столь отличные от наших, если мы привыкли съедать все, что имеем, за один день, не оставляя ничего на завтра?» Марчеллино подтвердил истинность того, что сказал Менезес, и что великая щедрость считалась среди конголезцев высшей добродетелью. [ 10 ]
В 1698 году Педро IV отдал Марчеллино в рабство молодую женщину. Она была дочерью королевского знаменосца и была порабощена, чтобы наказать своего отца за потерю королевского знамени. [ 11 ] Марчеллино отмечал, что в Африке рабы часто занимали высокие должности. На них действовали различные ограничения, но их статус серьезно не беспокоил. Им разрешили навестить свои семьи, а затем вернуться в рабство. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бузолини 2007 .
- ^ Jump up to: а б Фромонт 2017 .
- ^ Торнтон 1998 , с. 30.
- ^ Клист и др. 2015 , с. 494.
- ^ Торнтон 1998 , с. 60.
- ^ Торнтон 1998 , с. 61.
- ^ Фромонт 2011 , с. 62.
- ^ Фромонт 2011 , с. 52.
- ^ Торнтон 1993 , с. 192.
- ^ Торнтон 1993 , с. 193.
- ^ Хейвуд 2009 , с. 17.
- ^ Дрешер, Эммер и Маркес 2010 , с. 98.
Источники
[ редактировать ]- Бузолини, Дарио (2007), «Марчеллино д'Атри» , Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке), том. 69, Институт итальянской энциклопедии, основанный Джованни Треккани SpA , получено 24 сентября 2021 г.
- Клист, Бернард; Крансхоф, Эльс ; Шривер, Жиль-Морис; Херреманс, Дэви; Карклинс, Карлайл; Спасибо, Игорь; Стейерт, Фанни; Бостоен, Коэн (сентябрь 2015 г.), «Новые археологические открытия из Нгонго Мбата (Нижнее Конго, ДРК)» , Международный журнал исторической археологии , 19 (3), Springer: 464–501, doi : http://dx.doi.org/10.1007/s10761-015-0296-3 , hdl : 1854/LU-5704437 , JSTOR 24572800 , S2CID 55750316 – через JSTOR
- Дрешер, Сеймур; Эммер, Питер К.; Маркес, Жоау Педро (17 февраля 2010 г.), Кто отменил рабство?: Восстания рабов и аболиционизм: дебаты с Жоау Педро Маркешем , Berghahn Books, ISBN 9781845458010 , получено 24 сентября 2021 г.
- Фромонт, Сесиль (2011), «Танец, образ, миф и обращение в Королевстве Конго, 1500–1800» , Африканское искусство , 44 (4 зимы), Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: 52–63, doi : 10.1162/afar.2011.44.4.52 , JSTOR 41330741 , S2CID 57565211 , получено 24 сентября 2021 г. - через JSTOR.
- Фромон, Сесиль (2017), «Иностранная ткань, местные привычки: одежда, королевские знаки отличия и искусство обращения в раннюю современную эпоху Королевства Конго» , Anais do Museu Paulista: História e Cultura Material , 25 (2), Университет Чикаго, США: 11–31, номер номера : 10.1590/1982-02672017v25n02d01-2 , получено 24 сентября 2021 г.
- Хейвуд, Линда М. (2009), «Рабство и его трансформация в Королевстве Конго: 1491–1800» , Журнал африканской истории , 50 : 1–22, doi : 10.1017/S0021853709004228 , S2CID 154942266
- Торнтон, Джон К. (1993), « Я — подданный короля Конго»: африканская политическая идеология и гаитянская революция» , Журнал всемирной истории , 4 (2 осени), University of Hawai'i Press от имени Ассоциации всемирной истории: 181–214, JSTOR 20078560 – через JSTOR.
- Торнтон, Джон (13 мая 1998 г.), Конголезский Святой Антоний: донья Беатрис Кимпа Вита и Антонианское движение, 1684–1706 , Cambridge University Press, ISBN 9780521596497 , получено 24 сентября 2021 г.