Народ басса (Камерун)
Низкий | |
---|---|
Языки | |
язык басаа | |
Религия | |
Католик | |
Родственные этнические группы | |
народы банту |
Басса ) (также пишется Баса или Басаа и иногда известный как Басса-Баконго — банту этническая группа в Камеруне . Их численность составляет около 800 000 особей. Басса говорят на языке басаа.
Этноним
[ редактировать ]В зависимости от источников мы можем встретить несколько вариантов этнонима: Басаа, Басса, Бетек, Бикек. Термин «басса» — это множественное число от слова «нса», которое можно перевести как «разделение» или «вознаграждение». Легенда гласит, что между сыновьями общего предка бассы по имени Мбан произошел спор. Этот спор касался дележа дичи после возвращения с охоты в деревню, это была змея. В конце этого спора главным героям было присвоено прозвище Басса, что переводится как «похитители». [ нужна ссылка ] Однако древнейший термин Басса пришел к нам из Египта под термином Умм усуда. Впоследствии в португальских текстах, последовавших за этим периодом, для обозначения бассы использовались термины Масча, Иаша, Биафра, Биафаре.
История
[ редактировать ]На протяжении веков басса жили вдоль атлантического побережья территории современного Камеруна. Они жили за счет натурального хозяйства и рыболовства. [ 1 ]
Басса были вытеснены Дуалой и ранними европейскими торговцами, страдая от эксплуатации и маргинализации в эпоху немецкого Камеруна . Их усилия по рыболовству и сельскому хозяйству сократились. В эту немецкую эпоху большинство бассов были антиколониалистами, боровшимися против немецкой экспансии за пределы побережья. Однако они потерпели крупное поражение и были подвергнуты принудительным работам на строительстве железной дороги Дуала - Яунде «Миттель Камерун». [ 1 ]
На протяжении всей эпохи европейского колониального присутствия басса могли использовать христианских миссионеров для получения образования западного образца, особенно у немецких протестантов и американских пресвитерианцев . [ 1 ]

Басса играли ведущую роль во время деколонизации , а регион Басса-Баконго был рассадником радикального антиколониального национализма, особенно Союза народонаселения Камеруна (UPC). Однако антиколониализм Бассы в конечном итоге проиграл во время создания постколониальной нации Камерун .
Миграция
Басса обозначают свою древнейшую историю под названием «легенды и мифы»: Мбог коба ни кван. Гриоты, поэты и специалисты по генеалогии определяют три основных периода в истории бассы. Первый крупный период называется Кван (период с начала до 19 века до нашей эры), второй период - Коба (период легенд с 19 века до нашей эры по 15 век). век) и последний период – Лен (период с 15 века до наших дней).
От Египта до берегов озера Чад
Устная традиция помещает происхождение народа басса в Древний Египет или в Древнюю Нубию, на границу Египта и Судана, недалеко от Нила. После нескольких вторжений (фараонов, эфиопов и арабов) в Нубию и стихийных бедствий, таких как наводнения, басса двинулась как можно дальше от Нила, пересекая африканские пустыни и спускаясь на юго-запад [недостаточный источник]. Затем они постепенно обосновались в Канем-Борноу, где заняли долину Логоне на высоких плато Адамауа. Затем они следуют по реке Логоне, чтобы укрыться в Гуелинденге, а затем скрываются в горах Мандара между современным Камеруном, Нигерией и Чадом, которые напоминают пейзажи Нубии. Но арабские завоевания вытеснили их и лишили сокровищ [недостаточный источник]. Во время этой миграции они связываются с другими группами в пространстве и времени. В результате басса обитают в Бенине, Гамбии, Кении, Либерии, Демократической Республике Конго, Сенегале и Южной Африке.
От озера Чад до Нгог Литубы
Западные высокогорья сбрасывают свои воды в бассейны Нила, Конго и Нигера. Народ Басса будет следовать по этим маршрутам. Таким образом, покидая центральный Камерун, бассы спускаются на запад и на юг, в лесные районы, менее доступные для народов-завоевателей. Верные своей логике оставаться вблизи водных путей, они следуют за притоком Санаги, Ливой, и оказываются на правом берегу упомянутого притока в месте под названием Нгог Литуба.
От Нгог Литубы до берегов реки Вури.
Басса в целом идентифицируют себя как потомки тех, кто населял Нгог Литуба, это один из их основополагающих мифов11: Бон ба нгок литуба («дети пронзенной скалы»). Накануне 15 века Нгог Литуба оказалась довольно узкой для народа басса, поэтому необходимость найти больше места стала острой. Распад названных ниже семейств является предметом нескольких версий. Для некоторых это следствие разногласий между этими семьями, которые привели бы некоторых к изгнанию, а для других – логическое продолжение долгого пути к берегам Вури12. Некоторые из них поселились в нижней части долины Санаги: это ябакалаг, балимба, яссуку и понго. Другие семьи пересекали Санагу в нескольких местах, например, бикоки, ндог-нджи, эсека, док-беа из Макака, нгасе из Эдеи, яби, бакоко; другие углубились в леса Ябасси и Верхнего Нкама. На обоих берегах реки Нкам поселились народы Эводи, Бодиман и часть Бакоко. Другие кланы мигрировали дальше, чтобы достичь постов Мбанга и Нконгсамба, это были Або и Мбо. Среди семей, оставшихся в Нгок Литубе, мы в основном включаем Бамбимби12, но также и Бассо Ба Ликол13. Миграции закончатся с преодолением Атлантического океана и приходом европейцев. Обосновавшись в этой прибрежной зоне, басса продолжит свою обычную деятельность фермеров, рыбаков и охотников, поддерживая интенсивную коммерческую деятельность с малимба, дуала и бакоко.
Контакт с европейцами [1472 - 1960]
Португальское влияние между 1472 и 1578 годами не касалось народа басса, который, тем не менее, был обязан ему введением некоторых американских фруктов, происходящих из Сан-Томе и Фернандо-Пу, в частности авокадо, папайи, какао и сахарного тростника. Эти виды растений гораздо позже принесут богатство Бассе в целом и Камеруну в частности. Голландцы и англичане довольствовались торговлей вдоль западного побережья Африки, не оказывая при этом глубокого влияния на народ басса. Первое известное сопротивление началось с приходом немцев в 1884 году. Майор Ганс Доминик описывает их как народ сопротивления, потерявший нескольких своих людей во время битвы при Кане в нынешней Приморской Санаге в период с 1885 по 1907 год. Его наиболее важными руководителями в германскую эпоху были, в частности: Махоп ма Мбом, Иконг Яп, Кумая, Нгвем, Балема, Бимаи, Токо. Нганго, Мбоме Пеп, Хиак Нконга, Битджока би Тум, Матип ма Ндомбол, Майи ма Мбем, Нкот Майо, Матип ма Матип, Эоне Эоне, Унду Нгвем, Нтеп Нак, Мангеле ма Його, Мбей Манг Гваде, Нджики Ньок, Баленг ба Мподе , Йомб Камнджок, Баджанг ба Хонба, Мангеле ма Балегель, Мбинак Бинон, Ндуга Битак, Ямб Камен... Однако немцы, умиротворив отношения с туземцами, предприняли многочисленные проекты, в основном связанные с выращиванием какао, создав несколько центров в деревнях Макак, Эсека, Лонгоне, Нкан, Оменг, Ньямбат... Немцы также построили железную дорогу, которая заканчивалась в Ньоке. Французский период начался в 1919 году при режиме indigénat (принудительного труда), который начался при немцах. В 1927 году французы открыли административный пост на территории Басса в Нгамбе в районе Бамбиби. Во время Второй мировой войны многие бассы вступили в ряды французов для борьбы с немецкими армиями. Вернувшись домой, благодаря идеям, полученным в Европе во время Второй мировой войны, басса объединились с другими местными жителями, чтобы сформировать движения за независимость. Самого известного из сепаратистов Басы зовут Рубен Ум Ньобе. Камерун получил независимость 1 января 1960 года.
Современная культура и политика
[ редактировать ]Несмотря на их маргинализацию в постколониальном государстве, сохраняется вера в «Нка кунде», или национальное освобождение, которое еще не произошло. [ 2 ]
А. Язык и общение:
Народ басса в основном говорит на языке басса, который принадлежит языковой семье банту. Их язык служит средством сохранения их культурного наследия, устных традиций и рассказывания историй. Старейшины играют решающую роль в передаче мудрости и истории народа басса посредством устных повествований.
Б. Традиционные верования и религия:
Люди Басса имеют сильную связь с духами своих предков и верят в духовный мир, который сосуществует с физическим миром. Поклонение предкам, анимизм и традиционные ритуалы являются неотъемлемой частью их религиозных практик. Народ басса также почитает природу и поддерживает тесную связь с окружающей средой, что отражается в их сельскохозяйственных и охотничьих обычаях.
C. Искусство и мастерство:
Артистизм глубоко укоренился в культуре Басса. Опытные мастера создают замысловатые деревянные резные изделия, маски и скульптуры, которые не только ошеломляют с эстетической точки зрения, но и имеют важное культурное и духовное значение. Эти формы искусства используются в различных церемониях, включая обряды инициации и похороны.
D. Музыка и танец:
Музыка и танец играют жизненно важную роль в обществе басса, служа выражением радости, горя и праздника. Народ басса использует различные традиционные инструменты, такие как барабаны, ксилофоны и флейты, для сопровождения своих танцев, которые характеризуются ритмичными движениями и яркими костюмами. Есть две большие категории музыки: городские (Ассико, Н'гола и Ма-Куне) и сельские стили.
Язык
[ редактировать ]Как и большинство языков, сталкивающихся с другими культурами, язык басса впитал в себя определенные заимствования и со временем развивался. Мы выделяем четыре периода его эволюции: басса, на которой говорили до 1472 года, басса, на которой говорили между 1472 и 1919 годами, басса, на которой говорили между 1919 и 1945 годами, и басса, на которой говорили сегодня.
Язык басаа (или басса) принадлежит к группе языков банту45. На нем говорят около 800 000 человек в городах Эдеа, Эсека и Дуала. Он имеет фонетические и грамматические характеристики, общие для многих языков банту, такие как классы существительных, имплозивное «б» и систему тонов: высокий тон, низкий тон, низкий-высокий тон, высокий-низкий тон, средний тон. Язык транскрибируется с использованием адаптированного латинского алфавита, включая согласные, гласные и акценты, характерные для языков банту.
Кулинарные блюда
[ редактировать ]В ежедневный рацион бассы входят различные продукты, импортированные с 1472 года: ром, соль.
Некоторые известные камерунские блюда происходят из страны Басса, в том числе соус Бонго и Минтумба.
Минтумба — это хлеб из маниоки, приготовленный из замешанной маниоки, смешанной с пальмовым маслом , солью, специями и перцем чили, скрученной и завязанной в банановый лист.
Известные личности
[ редактировать ]- Рубен Ум Ньобе , политик, лидер СКП, камерунского националистического движения, до обретения независимости.
- Бассек Ба Кобхио : писатель и кинорежиссер.
- Ахилл Мбембе : академик, историк, политолог и философ, член Американской академии искусств и наук.
- Натали Ямб : журналист, коммуникатор, антиколониалист, антиимпериалист и панафриканистский активист.
- Бруно Нтеп : практик тхэквондо (чемпион Европы).
- Роджер Милла : футболист.
- Жозеф Антуан Белл : футболист.
- Эммануэль Кунде : футболист.
- Франсуа Омам-Бийик : футболист.
- Samuel Eto'o : football player.
- Ригоберт Сонг : футболист.
- Жан II Макун : футболист.
- Жоэль Матип : футболист.
- Самуэль Умтити : футболист.
- Жан Ален Бумсонг : футболист
- Эмиль Нтамак : игрок в регби.
- Николас Батум : игрок Национальной баскетбольной ассоциации (НБА).
- Джоэл Эмбиид : игрок Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), самый ценный игрок (MVP) регулярного сезона 2023 года.
- Карлос Балеба (2004 г.р.), футболист
- Блик Бэсси , певец и автор песен
- Werewere Liking (1950 г.р.), писатель, драматург и исполнитель [ 3 ]
- Ахилле Мбембе (1957 г.р.), философ, политический теоретик и общественный интеллектуал [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с ДеЛэнси, Майк (2010). Исторический словарь Республики Камерун . Пугало Пресс. п. 63. ИСБН 9780810873995 .
- ^ ДеЛэнси, Майк (2010). Исторический словарь Республики Камерун . Пугало Пресс. п. 64. ИСБН 9780810873995 .
- ^ Деларош, Софи (24 марта 2016 г.). «Нам понравились» . Всемирная энциклопедия кукольного искусства . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ «Ахилле Мбембе» .
- Хайман, Ларри М. (2003). «Басаа (А.43)». В «Медсестре», Дерек; Филиппсон, Жерар (ред.). Языки банту . Рутледж. стр. 257–282. ISBN 0-7007-1134-1 .
- Жан-Марсель Эжен Воньон, Харматтан Буркина, 2010, 200 стр. (ISBN 978-2-266-03528-6, читать онлайн [архив])