Jump to content

Бамилеке люди

(Перенаправлено с Бамилеке )
Бамилеке
bˈɑː mˈiː lˈe͡ɪ kˈe͡ɪ
Король Банджуна, одного из многочисленных королевств Бамилеке в Камеруне.
Регионы со значительной численностью населения
 Камерун 6,454,475 (20.8%) [1] [2]
Языки
Бамилекские языки , французский ,

Английский ,

Пиджин
Религия
Верования Грассфилдов и поклонение предкам (двойная система: основанная на божествах и предках), христианство , ислам
Родственные этнические группы
Бафия , Бамум , Тикар , другие народы Грассфилдса , игбо
Лак Баленг, туристическая зона, расположенная в западном регионе, где немного за водой сочетается с лицом окружающей природы.
Женщина «Мафо» на похоронах вождя Бамилеке - Западный Камерун.

Бамилеке группа из 90 близкородственных народов, населяющих высокогорное плато Камеруна западное . По словам доктора Джона Фейю де Хапи, Бамилеке означает «люди веры». [3]

Языки бамилеке — это Грассфилдса языки , принадлежащие к южной бантоидной ветви нигерско -конголезской языковой семьи. [4] [5] [6]

Луга Бамилеке

В большинстве исторических повествований Бамилеке подробно описывается происхождение этого народа вдоль реки Нил на территории современного Судана. [7] [8] Исследование, посвященное методам и инструментам общения бамилеков, показывает общее происхождение с населением вдоль Нила. [9]

Устная традиция, собранная Алексисом Максимом Фейу де Хэппи и его сыном Джозефом, предполагает, что прибытие Бамилеке в Западный Камерун произошло несколькими волнами по двум основным маршрутам. Первый маршрут начинался на севере между районом озера Чад и долиной Нила. Второй маршрут начинался в Нигерии в районе Кросс-Ривер. [7] Антропологи Дж. Спедини и К. Байи выдвинули теорию, что бамилеке происходят от ндобо, « обитателей суданской саванны , мигрировавших в Западный Камерун с севера». [10]

Согласно некоторым устным традициям Бамилеке, они являются потомками принцессы Мбум по имени Воутен (также называемой Бетака), которая помогла основать фонд Тикар где-то в 13 веке после того, как была изгнана из Нган Ха, столицы Мбума, после спора о престолонаследии. Мбумы, мигрировавшие на свое нынешнее место из Северного Камеруна, являются предками всех жителей Грассфилдса и сейчас проживают в провинции Адамава в Камеруне. [11]

В 17 веке бамилеке мигрировали дальше на юг и запад под давлением народов чамба и фулани . [12] Когда Камерун был колонизирован, британцы предоставили статус и определенную степень контроля традиционным властям, таким как Фон . Это произошло из-за колониальной политики, известной как непрямое правление. С другой стороны, немцы и французы смотрели на Фонсов с презрением и часто относились к ним с подозрением. [13]

Согласно исследованию, собранному в «Историческом словаре Республики Камерун» , «бамилеке имеют репутацию превосходных фермеров, бизнесменов и женщин. Хотя они стали важным фактором национальной экономики, их успех также вызвал некоторую зависть и зависть. негодование, особенно среди коренных жителей районов, откуда произошла миграция в Бамилеке». [13]

Ряд чернокожих жителей Америки , таких как Эрика Баду и Джессика Уильямс проследили свою родословную от народа Бамилеке , с помощью генетического тестирования . [14]

Генетика

[ редактировать ]

В одном генетическом исследовании генетические вариации, связанные с Бамилеке, были обнаружены по всей Центральной, Южной и Восточной Африке . [15] Исследователи предостерегают от предположения, что Бамилеке являются источником миграции банту, поскольку 4000 лет назад генетические вариации в этом регионе могли сильно отличаться. [15]

Исследование показало, что генетическая структура населения Камеруна не полностью определяется языковыми группами. [15] Йемба, жители Грассфилда, тесно сгруппировались с носителями северного бантоида. Мбо, говорящие на языке узкого банту, тесно сгруппировались с носителями Грассфилда. Некоторые из бамилеке, говорящие на языках Грассфилда, тесно сгруппировались с носителями узкого банту. В группах Севера и Грассфилдс мелкоструктурный анализ выявил популяции, живущие на расстоянии менее 20 км друг от друга. [15] Исследование также показало, что население Шум-Лаки ближе к охотникам-собирателям тропических лесов Центральной Африки, чем к популяциям Грассфилда. [15] и компоненты из Северо-Восточной, Северо-Западной, Восточной, Западной и Центральной Африки, которые внесли свой вклад в геномы групп Грассфилдс. [15]

Образ жизни и модели расселения

[ редактировать ]

Политическая структура и сельское хозяйство

[ редактировать ]
Статуя вождя в Бане

Поселения Бамилеке имеют хорошо организованную и структурированную структуру. Дома членов семьи часто группируются вместе и окружены небольшими полями. Мужчины обычно расчищают поля, но обрабатывают их в основном женщины. Большая часть работы выполняется с помощью таких инструментов, как мачете и мотыги. Основные сельскохозяйственные культуры включают кокоям , арахис и кукурузу . [16]

Поселения Бамилеке организованы как вождества. Вождь, или фон или фонг, считается духовным, политическим, судебным и военным лидером. Вождь также считается «отцом» вождества. Поэтому он пользуется большим уважением у населения. Преемник «отца» выбирается среди его детей. Личность преемника обычно держится в секрете до смерти фон. [4]

В состав фонда обычно входят девять министров и несколько других советников и советов. Министры отвечают за коронацию нового фона. Совет министров, также известный как Совет знати, называется Камвеу . Кроме того, «королева-мать» или мафо в прошлом для некоторых фонов важной фигурой была . Под фоном и его советниками находятся несколько глав округов, каждый из которых отвечает за определенную часть деревни. Некоторые группы Бамилеке также признают заместителей вождей, или фонте . [4]

Экономическая деятельность

[ редактировать ]

Традиционные дома строятся путем возведения каркаса из столбов из рафии в четыре квадратных стены. Затем строители забивают образовавшиеся ямы травой и засыпают все здание грязью. Соломенная крыша обычно имеет форму высокого конуса. [4] Однако в настоящее время этот тип построек в основном предназначен для сараев, складских помещений и мест собраний различных традиционных тайных обществ . [16] Вместо этого современные дома в Бамилеке построены из кирпичей из высушенной на солнце глины или из бетона. Крыша обычно изготавливается из металлического листа.

Маска Слона
Артисты исполняют . погребальный танец в Бамугонге в маске слона

Религиозные верования

[ редактировать ]

В колониальный период некоторые части региона Бамилеке приняли христианство , хотя некоторые из них исповедуют ислам . Сегодня доминирующая форма поклонения все еще является наследственной, и большинство бамилеке практикуют почитание мертвых . [16] Смерть всегда остается тайной, и семья обязана передать тело эксперту, чтобы определить причину смерти. После этого семья должна собраться дома. Каждый член должен подойти к тотему и поклясться, что он не причастен к смерти близкого человека. Считается, что если кто-то в комнате действительно убийца, тотем навсегда заманит его дух в ловушку. Чтобы удовлетворить Предков, человек, считавшийся убийцей, должен совершить особый ритуал, заключающийся в возлиянии во время церемонии погребения. Затем семья соберет влажную землю и придаст ей форму круга. Это рассматривается как метафорический череп умершего, благословленный возлиянием. [17]

Бамилеке также верят, что дух Предка все еще остается внутри черепов Предков, поэтому они продолжают владеть ими. Самый старший мужчина в семье хранит черепа предков мужского и женского пола в жилище, построенном семьей и благословленном прорицателем. В том случае, если череп плохо сохранился, необходимо провести специальный ритуал, заключающийся в излиянии возлияний . [16]

Бамилеке известны сложными масками слонов, которые используются на танцевальных церемониях или похоронах, чтобы показать важность умершего человека. Во время празднования возвращения домой матери короля Нджои в 1913 году присутствующие носили маски слонов. [17]

Королевские традиции и искусство

[ редактировать ]

Маскарады являются неотъемлемой частью культуры и самовыражения Бамилеке. Красочные маски из бисера надевают на особых мероприятиях, таких как похороны, важные дворцовые фестивали и другие королевские церемонии. Маски исполняются мужчинами и направлены на поддержку и укрепление королевской власти. [18]

Власть короля Бамилеке, называемого Фон, часто символизируется слоном, буйволом и леопардом. Устные традиции гласят, что Фон может превращаться либо в слона, либо в леопарда, когда пожелает. Маска слона, называемая мбап мтенг, имеет выступающие круглые уши, человеческое лицо и декоративные панели спереди и сзади, которые свисают до колен и полностью покрыты красивой геометрической вышивкой из бисера, в том числе треугольными изображениями. Равнобедренные треугольники распространены, поскольку они являются известным символом леопарда. [19] Вышивка бисером, ракушками, бронзой и другими драгоценными украшениями на масках повышают статус маски. [18] Иногда фон может разрешить членам сообщества выступать в маске слона и шкуре леопарда, что указывает на утверждение богатства, статуса и власти, связанных с этим маскарадом. [19]

Маски буйвола также очень популярны и присутствуют на большинстве мероприятий в обществах Пастбищ, включая Бамилеке. Они олицетворяют власть, силу и храбрость, а также могут быть связаны с Фоном. [20]

Бисероплетение

[ редактировать ]

Вышивка бисером является важным элементом искусства Бамилеке и отличает его от других регионов Африки. Это форма искусства, которая очень индивидуальна, поскольку нет двух одинаковых произведений, и они часто используются в ярких цветах, которые привлекают внимание. Они могут быть показателем статуса в зависимости от того, какие бусины используются. Вышивка бисером, используемая на деревянных скульптурах, — это техника, уникальная только для лугов Камеруна . [21]

До того, как они были колонизированы, популярные бусы были получены из стран южнее Сахары, таких как Нигерия, и были сделаны из ракушек, орехов, дерева, семян, керамики, слоновой кости, костей животных и металла. Колонизация и торговые пути с другими странами Европы и Ближнего Востока привели к появлению ярких цветных стеклянных бусин, а также жемчуга, кораллов и редких камней, таких как изумруды. Однако за это пришлось заплатить свою цену. С этими странами часто заключались соглашения об обмене этих драгоценных предметов роскоши на рабов, золото, нефть, слоновую кость и некоторые виды ценных пород дерева. [21]

Скульптура и керамика

[ редактировать ]

Анализ скульптуры Бамилеке показал, что художники не производят, а создают. Рельефы и картины статуй Бамилеке символизируют жизненные силы, которые охраняют нематериальные атрибуты смерти, позволяющие им жить вечно. Скульпторы Бамилеке являются посредниками, которым поручено реализовать видение Бога посредством изображения символов и знаков. [22] Другое исследование, проведенное Джукво и Вангом, показало, что изготовление керамики среди бамилеке используется как форма арт-терапии. [23]

Образцы преемственности и родства

[ редактировать ]
Бамилеке тамтам

Бамилеке ведут свою родословную, наследование и преемственность по мужской линии, и дети принадлежат к фонду своего отца. После смерти мужчины все его имущество обычно переходит к одному наследнику мужского пола. многоженство (точнее, многоженство Практикуется ), и у некоторых важных личностей могут быть буквально сотни жен. Браки обычно предполагают выплату выкупа семье невесты.

Утверждается, что обычаи наследования Бамилеке способствовали их успеху в современном мире:

«Правила наследования и наследования определяются принципом происхождения по отцовской линии . Согласно обычаю, старший сын является вероятным наследником, но отец может выбрать любого из своих сыновей в качестве преемника. Наследник берет имя своего умершего отца и наследует любое имя своего умершего отца. титулы, принадлежавшие последнему, включая право на членство в любых обществах, к которым он принадлежал. И до середины 1960-х годов, когда был изменен закон, регулирующий полигамию, наследник также унаследовал жен своего отца, что означало значительную экономическую ответственность. права на землю, принадлежавшую умершему, передавались наследнику при условии одобрения вождя, и в случае финансового наследства наследник не был обязан делиться этим с другими членами семьи. Последствия этого являются значительными. Члены семьи, лишенные собственности, не имели автоматического права жить за счет богатства наследника, поэтому братьям и сестрам, которые не участвовали в наследстве, настоятельно рекомендовалось делать это самостоятельно, проявляя индивидуальную инициативу и принимая на себя ответственность за зарабатывание средств к существованию. Во-вторых, такая практика индивидуальной ответственности в отличие от системы сильных семейных обязательств предотвращала истощение индивидуальных финансовых ресурсов. Вместо того, чтобы тратить все наследство на содержание непроизводительных членов семьи, наследник мог бы в современный период использовать свои ресурсы более продуктивными с финансовой точки зрения способами, например, для сбережений и инвестиций. [...] Наконец, система наследования, наряду с крупномасштабной миграцией, вызванной плотностью населения и нехваткой земель, является одним из внутренних стимулов, объясняющих успех Бамилеке в нетрадиционном мире». [24]

Дональд Л. Горовиц также объясняет экономический успех бамилеке их обычаями наследования, утверждая, что это побуждало младших сыновей искать собственное жилье за ​​границей. он писал В книге «Этнические группы, находящиеся в конфликте» : «Первородство у бамилеке и наследование по материнской линии у минангкабау в Индонезии в значительной степени способствовали склонности мужчин обеих групп мигрировать из своего родного региона в поисках новых возможностей». [25]

Известные личности

[ редактировать ]

Вот список известных Бамилеке или людей происхождения Бамилеке:

  • Матиас Джумесси, президент политической партии СКП
  • Виктор Фотсо , промышленник
  • Морис Камто , бывший президент Комиссии международного права ООН, юрист-международник, профессор

Танцевальные коллективы Бамилеке

  1. ^ «Африка: Камерун. Всемирный справочник - Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 2024 . Проверено 11 июля 2024 г.
  2. ^ «Банту, Камерун-Бамилеке» . Проект Джошуа . Проверено 7 февраля 2019 г. Включает других людей полубанту, не принадлежащих к Бамилеке.
  3. ^ де Хапи, Джон Фейю и Алексис (5 марта 2015 г.). Люди из страны Ка . ASIN   B00UCFYM4S .
  4. ^ Jump up to: а б с д «Бамилеке | люди | Британника» . www.britanica.com . Проверено 15 мая 2022 г.
  5. ^ Бленч, Роджер (2011). « Членство и внутренняя структура бантоидов и граница с банту» (PDF) . Берлин: Университет Гумбольдта. стр. 28, 30.
  6. ^ Медсестра, Дерек; Филиппсон, Жерар (21 марта 2006 г.). Языки банту . Рутледж. п. 227. ИСБН  978-1-135-79683-9 .
  7. ^ Jump up to: а б Люди из страны Ка: История Бамилеке Алексиса Максима Фейю де Хэппи; 5 марта 2015 г.
  8. ^ Потомки фараонов по Африке Дика Аква нья Бонамбела . Публисуд. 1985. ISBN  2866000536 . Проверено 23 февраля 2023 г.
  9. ^ Цацоп, Ариан Фуджо (2021–2022 гг.). МЕТОДЫ И СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ НАРОДОВ КЕМЕТ (СТАРАЯ ИМПЕРИЯ И НОВАЯ ИМПЕРИЯ) И НАРОДОВ НГУЕМБОГ ЗАПАДНОГО КАМЕРУНА (докторская диссертация). Университет Яунде.
  10. ^ Калья, Алессандра; Тофанелли, Серджио; Койя, Валентина; Боски, Илария; Пескармона, Марина; Спедини, Габриэлла; Паскали, Винченцо; Паоли, Джорджио; Дестро-Бисоль, Джованни (2003). «Исследование микросателлитных вариаций Y-хромосомы в Африке к югу от Сахары: сравнение генетических расстояний между F ST и R ST» . Биология человека . 75 (3): 315. doi : 10.1353/hub.2003.0041 . ISSN   0018-7143 . JSTOR   41466150 . ПМИД   14527196 . S2CID   36209595 .
  11. ^ Нгомсик Камганг, Джозеф (20 декабря 2012 г.). Эволюция правил землеустройства и городского планирования в регионе Центральной Африки: пример Камеруна (Диссертация).
  12. ^ Маккаллох, Мерран; Литтлвуд, Маргарет; Дугаст, И. (10 февраля 2017 г.). Народы Центрального Камеруна (тикар. бамум и бамилеке. банен, бафия и балом): Западная Африка Часть IX . Рутледж. стр. 87–96. ISBN  978-1-315-29571-8 .
  13. ^ Jump up to: а б ДеЛэнси, Марк Дайк; Нех Мбух, Ребекка; ДеЛэнси, Марк В. (2010). Исторический словарь Республики Камерун . Лэнхэм, Мэриленд • Торонто • Плимут, Великобритания: The Scarecrow Press, Inc., стр. 166, 365, 366. ISBN  978-0810837751 .
  14. ^ Браун, Иветт (10 февраля 2015 г.). «Эрика Баду обнаруживает и воссоединяется со своими африканскими корнями» . VIBE.com . Проверено 9 сентября 2023 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж Берд, Нэнси; Ормонд, Луиза; Ава, Паскаль; Колдуэлл, Элизабет Ф.; Коннелл, Брюс; Эламин, Мохамед; Фадделмола, Фейсал М.; Мэтью Фомин, Форка Лейпей; Лопес, Сайоа; Макихерн, Скотт; Моньино, Ив; Моррис, Сэм; Нясянен-Гилмор, Пьета; Нкеция В., Нана Кобина; Вирама, Кришна (2023). «Плотная выборка этнических групп в африканских странах раскрывает мелкомасштабную генетическую структуру и обширную историческую примесь» . Достижения науки . 9 (13): eabq2616. Бибкод : 2023SciA....9.2616B . дои : 10.1126/sciadv.abq2616 . ISSN   2375-2548 . ПМЦ   10058250 . ПМИД   36989356 .
  16. ^ Jump up to: а б с д «Бамилеке - Искусство и жизнь в Африке - Художественный музей Университета Айовы» . africa.uima.uiowa.edu . Проверено 15 мая 2022 г.
  17. ^ Jump up to: а б Асанте, Тысяча левитов, Тысяча левитов (2008). Энциклопедия африканской религии Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж. п. 102. ИСБН  978-1412936361 .
  18. ^ Jump up to: а б Перани, Джудит (1998). Изобразительное искусство Африки: гендер, власть и ритуалы жизненного цикла . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. п. 215. ИСБН  0-13-442328-3 . ОСЛК   605230100 .
  19. ^ Jump up to: а б Пембертон III, Джон (2008). Африканское искусство бисероплетения: сила и украшение . Нортгемптон, Массачусетс: Художественный музей Смит-колледжа. стр. 116–117. ISBN  978-0-87391-058-3 .
  20. ^ Гири, Криструд (2008). Камерун: Искусство и короли . Музей Райтберг Цюрих: Музей Райтберг Цюрих. п. 183. ИСБН  978-3-907077-35-1 .
  21. ^ Jump up to: а б Пембертон III, Джон (2008). Африканское искусство бисероплетения: сила и украшение . Нортгемптон, Массачусетс: Художественный музей Смит-колледжа. стр. 5–7. ISBN  978-0-87391-058-3 .
  22. ^ Ненкам, Чемберлен (2018). Сравнительное исследование скульптур египтян периода фараонов (2263-1085 до н. э.) и Бамилеке Западного Камеруна (докторская диссертация). Университет Яунде.
  23. ^ Ненкам, Чемберлен (2018). Сравнительное исследование скульптур египтян периода фараонов (2263-1085 до н. э.) и Бамилеке Западного Камеруна (докторская диссертация). Университет Яунде.
  24. ^ Специальное исследование AID Evaluation № 15. ЧАСТНЫЙ СЕКТОР: - Индивидуальная инициатива и экономический рост в африканском плюралистическом обществе. Бамилеке в Камеруне http://pdf.usaid.gov/pdf_docs/pnaal016.pdf
  25. ^ Горовиц, Дональд Л.; Дональд, Горовиц Л.; Горовиц, профессор Дональд Л. (1985). Этнические группы в конфликте . Издательство Калифорнийского университета. п. 155 . ISBN  9780520053854 .
  26. ^ «Уилглори Танджонг | Департамент афроамериканских исследований» . aas.princeton.edu . Проверено 8 июня 2020 г.
  27. ^ Генри Луи Гейтс-младший, 2007. Корни Опры: специальный выпуск из жизни афроамериканцев. Писатель, рассказчик и исполнительный продюсер. Часовая программа, PBS, 24 января 2007 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фансо, В.Г. (1989) История Камеруна для средних школ и колледжей, Vol. 1: От доисторических времен до девятнадцатого века. Гонконг: Macmillan Education Ltd, 1989.
  • Кнопфли, Ханс (1997–2002) Ремесла и технологии: некоторые традиционные мастера и женщины западных лугов Камеруна. 4 тома. Базель, Швейцария: Базельская миссия.
  • Неба, Аарон, доктор философии. (1999) Современная география Республики Камерун, 3-е изд. Баменда: Издательство Неба, 1999.
  • Нгох, Виктор Юлиус (1996) История Камеруна с 1800 года. Лимбе: Presbook, 1996.
  • Тукам, Дьедонне (2016; первое издание 2010 г.), История и антропология народа Бамилеке , Париж: l'Harmattan, 2010, 338 стр.
  • Тукам, Дьедонне (2008), Давай поговорим о бамилеке. Язык и культура Бафуссама , Париж: L'Harmattan, 255 стр.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 050e94152919cafda18e802f07483cbb__1721912580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/bb/050e94152919cafda18e802f07483cbb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bamileke people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)