Бамилеке люди
bˈɑː mˈiː lˈe͡ɪ kˈe͡ɪ | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Камерун | 6,454,475 (20.8%) [1] [2] |
Языки | |
Бамилекские языки , французский , Пиджин | |
Религия | |
Верования Грассфилдов и поклонение предкам (двойная система: основанная на божествах и предках), христианство , ислам | |
Родственные этнические группы | |
Бафия , Бамум , Тикар , другие народы Грассфилдса , игбо |
Бамилеке — группа из 90 близкородственных народов, населяющих высокогорное плато Камеруна западное . По словам доктора Джона Фейю де Хапи, Бамилеке означает «люди веры». [3]
Языки
[ редактировать ]Языки бамилеке — это Грассфилдса языки , принадлежащие к южной бантоидной ветви нигерско -конголезской языковой семьи. [4] [5] [6]
История
[ редактировать ]В большинстве исторических повествований Бамилеке подробно описывается происхождение этого народа вдоль реки Нил на территории современного Судана. [7] [8] Исследование, посвященное методам и инструментам общения бамилеков, показывает общее происхождение с населением вдоль Нила. [9]
Устная традиция, собранная Алексисом Максимом Фейу де Хэппи и его сыном Джозефом, предполагает, что прибытие Бамилеке в Западный Камерун произошло несколькими волнами по двум основным маршрутам. Первый маршрут начинался на севере между районом озера Чад и долиной Нила. Второй маршрут начинался в Нигерии в районе Кросс-Ривер. [7] Антропологи Дж. Спедини и К. Байи выдвинули теорию, что бамилеке происходят от ндобо, « обитателей суданской саванны , мигрировавших в Западный Камерун с севера». [10]
Согласно некоторым устным традициям Бамилеке, они являются потомками принцессы Мбум по имени Воутен (также называемой Бетака), которая помогла основать фонд Тикар где-то в 13 веке после того, как была изгнана из Нган Ха, столицы Мбума, после спора о престолонаследии. Мбумы, мигрировавшие на свое нынешнее место из Северного Камеруна, являются предками всех жителей Грассфилдса и сейчас проживают в провинции Адамава в Камеруне. [11]
В 17 веке бамилеке мигрировали дальше на юг и запад под давлением народов чамба и фулани . [12] Когда Камерун был колонизирован, британцы предоставили статус и определенную степень контроля традиционным властям, таким как Фон . Это произошло из-за колониальной политики, известной как непрямое правление. С другой стороны, немцы и французы смотрели на Фонсов с презрением и часто относились к ним с подозрением. [13]
Согласно исследованию, собранному в «Историческом словаре Республики Камерун» , «бамилеке имеют репутацию превосходных фермеров, бизнесменов и женщин. Хотя они стали важным фактором национальной экономики, их успех также вызвал некоторую зависть и зависть. негодование, особенно среди коренных жителей районов, откуда произошла миграция в Бамилеке». [13]
Ряд чернокожих жителей Америки , таких как Эрика Баду и Джессика Уильямс проследили свою родословную от народа Бамилеке , с помощью генетического тестирования . [14]
Генетика
[ редактировать ]В одном генетическом исследовании генетические вариации, связанные с Бамилеке, были обнаружены по всей Центральной, Южной и Восточной Африке . [15] Исследователи предостерегают от предположения, что Бамилеке являются источником миграции банту, поскольку 4000 лет назад генетические вариации в этом регионе могли сильно отличаться. [15]
Исследование показало, что генетическая структура населения Камеруна не полностью определяется языковыми группами. [15] Йемба, жители Грассфилда, тесно сгруппировались с носителями северного бантоида. Мбо, говорящие на языке узкого банту, тесно сгруппировались с носителями Грассфилда. Некоторые из бамилеке, говорящие на языках Грассфилда, тесно сгруппировались с носителями узкого банту. В группах Севера и Грассфилдс мелкоструктурный анализ выявил популяции, живущие на расстоянии менее 20 км друг от друга. [15] Исследование также показало, что население Шум-Лаки ближе к охотникам-собирателям тропических лесов Центральной Африки, чем к популяциям Грассфилда. [15] и компоненты из Северо-Восточной, Северо-Западной, Восточной, Западной и Центральной Африки, которые внесли свой вклад в геномы групп Грассфилдс. [15]
Образ жизни и модели расселения
[ редактировать ]Политическая структура и сельское хозяйство
[ редактировать ]Поселения Бамилеке имеют хорошо организованную и структурированную структуру. Дома членов семьи часто группируются вместе и окружены небольшими полями. Мужчины обычно расчищают поля, но обрабатывают их в основном женщины. Большая часть работы выполняется с помощью таких инструментов, как мачете и мотыги. Основные сельскохозяйственные культуры включают кокоям , арахис и кукурузу . [16]
Поселения Бамилеке организованы как вождества. Вождь, или фон или фонг, считается духовным, политическим, судебным и военным лидером. Вождь также считается «отцом» вождества. Поэтому он пользуется большим уважением у населения. Преемник «отца» выбирается среди его детей. Личность преемника обычно держится в секрете до смерти фон. [4]
В состав фонда обычно входят девять министров и несколько других советников и советов. Министры отвечают за коронацию нового фона. Совет министров, также известный как Совет знати, называется Камвеу . Кроме того, «королева-мать» или мафо в прошлом для некоторых фонов важной фигурой была . Под фоном и его советниками находятся несколько глав округов, каждый из которых отвечает за определенную часть деревни. Некоторые группы Бамилеке также признают заместителей вождей, или фонте . [4]
Экономическая деятельность
[ редактировать ]Традиционные дома строятся путем возведения каркаса из столбов из рафии в четыре квадратных стены. Затем строители забивают образовавшиеся ямы травой и засыпают все здание грязью. Соломенная крыша обычно имеет форму высокого конуса. [4] Однако в настоящее время этот тип построек в основном предназначен для сараев, складских помещений и мест собраний различных традиционных тайных обществ . [16] Вместо этого современные дома в Бамилеке построены из кирпичей из высушенной на солнце глины или из бетона. Крыша обычно изготавливается из металлического листа.
Религиозные верования
[ редактировать ]В колониальный период некоторые части региона Бамилеке приняли христианство , хотя некоторые из них исповедуют ислам . Сегодня доминирующая форма поклонения все еще является наследственной, и большинство бамилеке практикуют почитание мертвых . [16] Смерть всегда остается тайной, и семья обязана передать тело эксперту, чтобы определить причину смерти. После этого семья должна собраться дома. Каждый член должен подойти к тотему и поклясться, что он не причастен к смерти близкого человека. Считается, что если кто-то в комнате действительно убийца, тотем навсегда заманит его дух в ловушку. Чтобы удовлетворить Предков, человек, считавшийся убийцей, должен совершить особый ритуал, заключающийся в возлиянии во время церемонии погребения. Затем семья соберет влажную землю и придаст ей форму круга. Это рассматривается как метафорический череп умершего, благословленный возлиянием. [17]
Бамилеке также верят, что дух Предка все еще остается внутри черепов Предков, поэтому они продолжают владеть ими. Самый старший мужчина в семье хранит черепа предков мужского и женского пола в жилище, построенном семьей и благословленном прорицателем. В том случае, если череп плохо сохранился, необходимо провести специальный ритуал, заключающийся в излиянии возлияний . [16]
Бамилеке известны сложными масками слонов, которые используются на танцевальных церемониях или похоронах, чтобы показать важность умершего человека. Во время празднования возвращения домой матери короля Нджои в 1913 году присутствующие носили маски слонов. [17]
Королевские традиции и искусство
[ редактировать ]Маскарады являются неотъемлемой частью культуры и самовыражения Бамилеке. Красочные маски из бисера надевают на особых мероприятиях, таких как похороны, важные дворцовые фестивали и другие королевские церемонии. Маски исполняются мужчинами и направлены на поддержку и укрепление королевской власти. [18]
Власть короля Бамилеке, называемого Фон, часто символизируется слоном, буйволом и леопардом. Устные традиции гласят, что Фон может превращаться либо в слона, либо в леопарда, когда пожелает. Маска слона, называемая мбап мтенг, имеет выступающие круглые уши, человеческое лицо и декоративные панели спереди и сзади, которые свисают до колен и полностью покрыты красивой геометрической вышивкой из бисера, в том числе треугольными изображениями. Равнобедренные треугольники распространены, поскольку они являются известным символом леопарда. [19] Вышивка бисером, ракушками, бронзой и другими драгоценными украшениями на масках повышают статус маски. [18] Иногда фон может разрешить членам сообщества выступать в маске слона и шкуре леопарда, что указывает на утверждение богатства, статуса и власти, связанных с этим маскарадом. [19]
Маски буйвола также очень популярны и присутствуют на большинстве мероприятий в обществах Пастбищ, включая Бамилеке. Они олицетворяют власть, силу и храбрость, а также могут быть связаны с Фоном. [20]
Бисероплетение
[ редактировать ]Вышивка бисером является важным элементом искусства Бамилеке и отличает его от других регионов Африки. Это форма искусства, которая очень индивидуальна, поскольку нет двух одинаковых произведений, и они часто используются в ярких цветах, которые привлекают внимание. Они могут быть показателем статуса в зависимости от того, какие бусины используются. Вышивка бисером, используемая на деревянных скульптурах, — это техника, уникальная только для лугов Камеруна . [21]
До того, как они были колонизированы, популярные бусы были получены из стран южнее Сахары, таких как Нигерия, и были сделаны из ракушек, орехов, дерева, семян, керамики, слоновой кости, костей животных и металла. Колонизация и торговые пути с другими странами Европы и Ближнего Востока привели к появлению ярких цветных стеклянных бусин, а также жемчуга, кораллов и редких камней, таких как изумруды. Однако за это пришлось заплатить свою цену. С этими странами часто заключались соглашения об обмене этих драгоценных предметов роскоши на рабов, золото, нефть, слоновую кость и некоторые виды ценных пород дерева. [21]
Скульптура и керамика
[ редактировать ]Анализ скульптуры Бамилеке показал, что художники не производят, а создают. Рельефы и картины статуй Бамилеке символизируют жизненные силы, которые охраняют нематериальные атрибуты смерти, позволяющие им жить вечно. Скульпторы Бамилеке являются посредниками, которым поручено реализовать видение Бога посредством изображения символов и знаков. [22] Другое исследование, проведенное Джукво и Вангом, показало, что изготовление керамики среди бамилеке используется как форма арт-терапии. [23]
Образцы преемственности и родства
[ редактировать ]Бамилеке ведут свою родословную, наследование и преемственность по мужской линии, и дети принадлежат к фонду своего отца. После смерти мужчины все его имущество обычно переходит к одному наследнику мужского пола. многоженство (точнее, многоженство Практикуется ), и у некоторых важных личностей могут быть буквально сотни жен. Браки обычно предполагают выплату выкупа семье невесты.
Утверждается, что обычаи наследования Бамилеке способствовали их успеху в современном мире:
«Правила наследования и наследования определяются принципом происхождения по отцовской линии . Согласно обычаю, старший сын является вероятным наследником, но отец может выбрать любого из своих сыновей в качестве преемника. Наследник берет имя своего умершего отца и наследует любое имя своего умершего отца. титулы, принадлежавшие последнему, включая право на членство в любых обществах, к которым он принадлежал. И до середины 1960-х годов, когда был изменен закон, регулирующий полигамию, наследник также унаследовал жен своего отца, что означало значительную экономическую ответственность. права на землю, принадлежавшую умершему, передавались наследнику при условии одобрения вождя, и в случае финансового наследства наследник не был обязан делиться этим с другими членами семьи. Последствия этого являются значительными. Члены семьи, лишенные собственности, не имели автоматического права жить за счет богатства наследника, поэтому братьям и сестрам, которые не участвовали в наследстве, настоятельно рекомендовалось делать это самостоятельно, проявляя индивидуальную инициативу и принимая на себя ответственность за зарабатывание средств к существованию. Во-вторых, такая практика индивидуальной ответственности в отличие от системы сильных семейных обязательств предотвращала истощение индивидуальных финансовых ресурсов. Вместо того, чтобы тратить все наследство на содержание непроизводительных членов семьи, наследник мог бы в современный период использовать свои ресурсы более продуктивными с финансовой точки зрения способами, например, для сбережений и инвестиций. [...] Наконец, система наследования, наряду с крупномасштабной миграцией, вызванной плотностью населения и нехваткой земель, является одним из внутренних стимулов, объясняющих успех Бамилеке в нетрадиционном мире». [24]
Дональд Л. Горовиц также объясняет экономический успех бамилеке их обычаями наследования, утверждая, что это побуждало младших сыновей искать собственное жилье за границей. он писал В книге «Этнические группы, находящиеся в конфликте» : «Первородство у бамилеке и наследование по материнской линии у минангкабау в Индонезии в значительной степени способствовали склонности мужчин обеих групп мигрировать из своего родного региона в поисках новых возможностей». [25]
Известные личности
[ редактировать ]Вот список известных Бамилеке или людей происхождения Бамилеке:
- Юлиус Акоса — камерунский футболист.
- Бенуа Ангбва
- Адриан Авасом , игрок в американский футбол
- Эрика Баду , американская певица и автор песен, продюсер и актриса.
- Каджи Дефоссо, промышленник
- Матиас Джумесси, президент политической партии СКП
- Виктор Фотсо , промышленник
- Морис Камто , бывший президент Комиссии международного права ООН, юрист-международник, профессор
- Патрис Нгананг , писатель и профессор Африки
- Фрэнсис Нганну , боец смешанных единоборств, чемпион UFC в тяжелом весе.
- Эрнест Уандье , борец за независимость
- Паскаль Сиакам , профессиональный баскетболист
- Ндамуконг Су , игрок в американский футбол
- Патрик Суффо , бывший международный футболист
- Уилглори Танджонг , предприниматель и писатель [26]
- Сэм Фан Томас , музыкант Макосса
- Фрэнк Цаджут
- Крис Такер , актер и комик
- Джессика Уильямс , американская актриса и комедийная актриса.
- Опра Уинфри , американская ведущая ток-шоу, телепродюсер, актриса, писательница и филантроп. [27]
Галерея
[ редактировать ]- Табурет, используемый знатными людьми Фонов (королей) двора Бамилеке.
- Тщательно продуманный ансамбль масок Общества Куоси.
- Традиционная архитектура Бамилеке, изображающая впечатляющие деревянные конструкции. Остатки цивилизации Бамилеке
- Традиционная архитектура Бамилеке, дворец Банджун
- Современное здание, частично копирующее архитектуру Бамилеке. Zingana Отель, Бафуссам
- Молодые люди в традиционной одежде Бамилеке во время церемонии бракосочетания
Танцевальные коллективы Бамилеке
- Танец «Век клана»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Африка: Камерун. Всемирный справочник - Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 2024 . Проверено 11 июля 2024 г.
- ^ «Банту, Камерун-Бамилеке» . Проект Джошуа . Проверено 7 февраля 2019 г. Включает других людей полубанту, не принадлежащих к Бамилеке.
- ^ де Хапи, Джон Фейю и Алексис (5 марта 2015 г.). Люди из страны Ка . ASIN B00UCFYM4S .
- ^ Jump up to: а б с д «Бамилеке | люди | Британника» . www.britanica.com . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ Бленч, Роджер (2011). « Членство и внутренняя структура бантоидов и граница с банту» (PDF) . Берлин: Университет Гумбольдта. стр. 28, 30.
- ^ Медсестра, Дерек; Филиппсон, Жерар (21 марта 2006 г.). Языки банту . Рутледж. п. 227. ИСБН 978-1-135-79683-9 .
- ^ Jump up to: а б Люди из страны Ка: История Бамилеке Алексиса Максима Фейю де Хэппи; 5 марта 2015 г.
- ^ Потомки фараонов по Африке Дика Аква нья Бонамбела . Публисуд. 1985. ISBN 2866000536 . Проверено 23 февраля 2023 г.
- ^ Цацоп, Ариан Фуджо (2021–2022 гг.). МЕТОДЫ И СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ НАРОДОВ КЕМЕТ (СТАРАЯ ИМПЕРИЯ И НОВАЯ ИМПЕРИЯ) И НАРОДОВ НГУЕМБОГ ЗАПАДНОГО КАМЕРУНА (докторская диссертация). Университет Яунде.
- ^ Калья, Алессандра; Тофанелли, Серджио; Койя, Валентина; Боски, Илария; Пескармона, Марина; Спедини, Габриэлла; Паскали, Винченцо; Паоли, Джорджио; Дестро-Бисоль, Джованни (2003). «Исследование микросателлитных вариаций Y-хромосомы в Африке к югу от Сахары: сравнение генетических расстояний между F ST и R ST» . Биология человека . 75 (3): 315. doi : 10.1353/hub.2003.0041 . ISSN 0018-7143 . JSTOR 41466150 . ПМИД 14527196 . S2CID 36209595 .
- ^ Нгомсик Камганг, Джозеф (20 декабря 2012 г.). Эволюция правил землеустройства и городского планирования в регионе Центральной Африки: пример Камеруна (Диссертация).
- ^ Маккаллох, Мерран; Литтлвуд, Маргарет; Дугаст, И. (10 февраля 2017 г.). Народы Центрального Камеруна (тикар. бамум и бамилеке. банен, бафия и балом): Западная Африка Часть IX . Рутледж. стр. 87–96. ISBN 978-1-315-29571-8 .
- ^ Jump up to: а б ДеЛэнси, Марк Дайк; Нех Мбух, Ребекка; ДеЛэнси, Марк В. (2010). Исторический словарь Республики Камерун . Лэнхэм, Мэриленд • Торонто • Плимут, Великобритания: The Scarecrow Press, Inc., стр. 166, 365, 366. ISBN 978-0810837751 .
- ^ Браун, Иветт (10 февраля 2015 г.). «Эрика Баду обнаруживает и воссоединяется со своими африканскими корнями» . VIBE.com . Проверено 9 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Берд, Нэнси; Ормонд, Луиза; Ава, Паскаль; Колдуэлл, Элизабет Ф.; Коннелл, Брюс; Эламин, Мохамед; Фадделмола, Фейсал М.; Мэтью Фомин, Форка Лейпей; Лопес, Сайоа; Макихерн, Скотт; Моньино, Ив; Моррис, Сэм; Нясянен-Гилмор, Пьета; Нкеция В., Нана Кобина; Вирама, Кришна (2023). «Плотная выборка этнических групп в африканских странах раскрывает мелкомасштабную генетическую структуру и обширную историческую примесь» . Достижения науки . 9 (13): eabq2616. Бибкод : 2023SciA....9.2616B . дои : 10.1126/sciadv.abq2616 . ISSN 2375-2548 . ПМЦ 10058250 . ПМИД 36989356 .
- ^ Jump up to: а б с д «Бамилеке - Искусство и жизнь в Африке - Художественный музей Университета Айовы» . africa.uima.uiowa.edu . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Асанте, Тысяча левитов, Тысяча левитов (2008). Энциклопедия африканской религии Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж. п. 102. ИСБН 978-1412936361 .
- ^ Jump up to: а б Перани, Джудит (1998). Изобразительное искусство Африки: гендер, власть и ритуалы жизненного цикла . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. п. 215. ИСБН 0-13-442328-3 . ОСЛК 605230100 .
- ^ Jump up to: а б Пембертон III, Джон (2008). Африканское искусство бисероплетения: сила и украшение . Нортгемптон, Массачусетс: Художественный музей Смит-колледжа. стр. 116–117. ISBN 978-0-87391-058-3 .
- ^ Гири, Криструд (2008). Камерун: Искусство и короли . Музей Райтберг Цюрих: Музей Райтберг Цюрих. п. 183. ИСБН 978-3-907077-35-1 .
- ^ Jump up to: а б Пембертон III, Джон (2008). Африканское искусство бисероплетения: сила и украшение . Нортгемптон, Массачусетс: Художественный музей Смит-колледжа. стр. 5–7. ISBN 978-0-87391-058-3 .
- ^ Ненкам, Чемберлен (2018). Сравнительное исследование скульптур египтян периода фараонов (2263-1085 до н. э.) и Бамилеке Западного Камеруна (докторская диссертация). Университет Яунде.
- ^ Ненкам, Чемберлен (2018). Сравнительное исследование скульптур египтян периода фараонов (2263-1085 до н. э.) и Бамилеке Западного Камеруна (докторская диссертация). Университет Яунде.
- ^ Специальное исследование AID Evaluation № 15. ЧАСТНЫЙ СЕКТОР: - Индивидуальная инициатива и экономический рост в африканском плюралистическом обществе. Бамилеке в Камеруне http://pdf.usaid.gov/pdf_docs/pnaal016.pdf
- ^ Горовиц, Дональд Л.; Дональд, Горовиц Л.; Горовиц, профессор Дональд Л. (1985). Этнические группы в конфликте . Издательство Калифорнийского университета. п. 155 . ISBN 9780520053854 .
- ^ «Уилглори Танджонг | Департамент афроамериканских исследований» . aas.princeton.edu . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Генри Луи Гейтс-младший, 2007. Корни Опры: специальный выпуск из жизни афроамериканцев. Писатель, рассказчик и исполнительный продюсер. Часовая программа, PBS, 24 января 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фансо, В.Г. (1989) История Камеруна для средних школ и колледжей, Vol. 1: От доисторических времен до девятнадцатого века. Гонконг: Macmillan Education Ltd, 1989.
- Кнопфли, Ханс (1997–2002) Ремесла и технологии: некоторые традиционные мастера и женщины западных лугов Камеруна. 4 тома. Базель, Швейцария: Базельская миссия.
- Неба, Аарон, доктор философии. (1999) Современная география Республики Камерун, 3-е изд. Баменда: Издательство Неба, 1999.
- Нгох, Виктор Юлиус (1996) История Камеруна с 1800 года. Лимбе: Presbook, 1996.
- Тукам, Дьедонне (2016; первое издание 2010 г.), История и антропология народа Бамилеке , Париж: l'Harmattan, 2010, 338 стр.
- Тукам, Дьедонне (2008), Давай поговорим о бамилеке. Язык и культура Бафуссама , Париж: L'Harmattan, 255 стр.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Aleco Yemba.net - онлайн-словари и инструменты изучения языка йемба
- Работы художников Бамилеке в Художественном музее Мичиганского университета.
- Искусство Бамилеке в Художественном музее Стэнли Университета Айовы
- Работы художников Бамилеке в Метрополитен-музее
- Работы художников Бамилеке в Бруклинском музее