Искусство
Театрализованное представление Кваг-Хир | |
---|---|
![]() Маска квах-хир 1960-х годов. | |
Страна | Нигерия |
Ссылка | 683 |
Область | Африка |
История надписи | |
Надпись | 2020 г. (14-я сессия) |
Квах-хир (буквально означает что-то волшебное или волшебное существо , произносится как кваа-хи ) [1] представляет собой многочастную культурно поучительную форму искусства народа тив центральной Нигерии, ставшую популярной в 1960-х годах. Это драматическое публичное представление, рассказывающее моральные истории прошлых и текущих событий и включающее в себя кукольный театр , маскарад , поэзию , музыку , танцы и анимационные повествования для отражения моральных тем. использует его Народ Тив для укрепления традиционных верований и передачи других мирских сказок для обучения, общения, обеспечения светских развлечений и решения социальных проблем. [2] [3]
Кваг-хир — это высшая форма искусства кваг-алом , старинная практика народа тив, когда творческие рассказчики приглашали семью на сеанс рассказывания историй, обычно в ранние ночные часы после дневных сельскохозяйственных работ при лунном свете. [4]
самым известным вариантом квах -хира По словам Джонатана Фогеля, может быть шоу «Панч и Джуди» , в котором узнаваемые персонажи высмеивают нынешних политических деятелей и события в новостях, а также ссылаются на ряд культурных нравов. [5]
Квах-хир внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в 2019 году решением Межправительственной комиссии: 14.COM 10.B.27. [3] [6]
Происхождение и развитие
[ редактировать ]Легенда гласит, что Адикпо Сонго из Акпагера; Мбатьяв в нынешнем Гбоко районе местного самоуправления в штате Бенуэ , Нигерия, был родоначальником Кваг-Хира. Адикпо Сонгу в интервью Иорвуезе Хагеру, исследователю Квах-Хира, попытался подтвердить эту точку зрения, которой придерживались несколько лидеров групп Квах-Хир и известные старейшины в Тивланде.
Сонгу, ярый сторонник Объединенного конгресса среднего пояса (UMBC), сообщил, что в декабре 1960 года во время вспышки политического кризиса в Тивланде, известного как Нанде-Нанде (горящий цикл), в результате которого члены UMBC восстали против правящего Северного народного конгресса. (NPC), сжигая их собственность, в том числе собственность государственных служащих и руководителей, он сбежал в христианскую больницу Мкар, недалеко от Гбоко, для лечения, но дедуктивно, чтобы избежать ареста полицией.
На обратном пути из христианской больницы Мкар, проехав около 12 миль, он подъехал к реке Оркур, когда внезапно услышал звуки чарующей музыки. Подойдя ближе, спрятавшись за бамбуковыми тростниками и наблюдая, он увидел толпу из двух групп. Их позиции совпадали с направлением двух кланов, Мбайона и Мбатьява. Белый флаг был поднят между двумя группами, каждая из которых имела оркестр барабанщиков, танцовщиц и марионеток на дагбере (платформе). Затем он понял, что исполнителями на самом деле были не люди, а адзов (духи).
Обе группы, казалось, были вовлечены в соревнование, которое напоминало ему традицию рассказывания историй тив, известную как кваг-алом , но с отличием. В этом случае вместо рассказчика в центр арены выходил человек и во весь голос объявлял зрителям, что им предстоит увидеть. Затем на площадку выходили артисты либо в виде танцующих животных, либо в роли адзов , занимающихся танцами, чтобы подчеркнуть свой характер.
Адикпо Сонгу говорит, что он заснул, наблюдая за зрелищем, а когда проснулся на следующее утро, поблизости не было ничего, что указывало бы на то, что подобное событие произошло в этом месте. Поэтому он пришел к выводу, что адзов , должно быть, сознательно выбрали его с целью возложить на него ответственность за принесение квах-хира народу Тива и человечества в той форме и стиле, которые ему выпала честь наблюдать. [7] А
По словам Йорвуезе Хагера , тив не хотят персонализировать произведения искусства. Тив приписал бы колдовству любой уровень совершенства; цав или адзов , которые могли защитить одарённых от вреда других цав. Таким образом, его расследование по поводу создателя квах -хира могло остаться незамеченным народом тив. ведущего художника квах-хира ( Тор-Кваг-хир Поэтому они предложили в качестве создателя ). Хагер пришел к выводу, что никто не начал квах-хир в его нынешнем виде. [7]
Однако Говон Ама Доки утверждает, что современный кукольный театр квах-хир обязан своим рождением Адикпо Сонгу из клана Мбатяв в Гбоко районе штата Бенуэ , когда в 1960 году он очаровывал публику своими марионетками и маскарадами. [8]
Тем не менее, точка зрения исследователей квах-хира , в том числе Доки, заключается в том, что, как и любое другое театральное представление, квах-хир не может быть связан с одним человеком как создателем. Скорее, это творение массового населения людей, собравшихся вместе, чтобы поделиться опытом. Именно в 1960-х годах выдающееся творческое заявление квах-хира было сделано ; сочетание изобразительного, музыкального, творческого и кинетического искусства, чтобы превратить слова рассказчика в форму целого театра. [7] [8] [4] [9]
Театр Ньямбуан
[ редактировать ]Перед кваг-хиром тив видел еще одно театральное представление, известное как Ньямбуан , которое было известно в период с 1934 по 1939 год. Ньямбуан буквально означает, что мясо испортилось . Это был лозунг и движение, направленное на демистификацию Мбацав (злых людей). Представление в Ньямбуа имело серьезные социальные и политические последствия и было направлено на восстановление порядка посредством катарсических представлений, направленных на отмену тивских браков по обмену, известных как ямен-ише (что примерно переводится как торговая ценность), и восстановление культурных разрушений, навязанных народу тив колониальные структуры. Представление приняло форму праздника, где музыканты и танцоры составляли основную часть представления, основанного на ритуалах. Произошли массовые аресты и незаконные задержания артистов Ньямбуана . [10] [11]
Кваг -хир , который возник позже и практикуется сегодня, преуменьшает значение диалога из-за жестокости, с которой драматурги культа Ньямбуана подавлялись совместными усилиями миссионеров и британского колониального правительства. [12] [13]
Структурная организация
[ редактировать ]Группа или мероприятие квах-хир многогранны по своей структурной организации. Оно предполагает коллективные усилия членов, каждый из которых играет определенную роль. Типичная группа квах-хиров , по мнению Йорвуезе Хагера, разделена на четыре части: руководство; исполнители; музыканты и скульпторы (резчики). [14] Б
Управление
[ редактировать ]было определено несколько ролей, В типичной группе квах-хир в которые входят мужчины, женщины и молодежь.
- Тер кваг-хир (покровитель) – придает индивидуальность группе и обеспечивает внутригрупповую гармонию.
- Оркион (председатель комитета управления группой квах-хир ) - обычно богатый член сообщества, который предоставляет ресурсы для благосостояния группы.
- Ордондон (председатель комитета управления группой кваг-хир ) — помогает оркионам в благополучии группы.
- Орнгерен (секретарь) — созывает собрания и представляет повестку дня. Также выпускает коммюнике от руководства для членов.
- Икпаньяр (казначей) — отвечает за все деньги, поступающие в группу, и распределяет их соответственно.
- Тор Кваг-хир (художественный руководитель) – председатель правления. Он координирует весь ансамбль, а также отвечает за их благополучие.
- Торквасе (женский лидер) — заботится о благополучии и нуждах артисток во время выступлений. Также отвечает за хореографию всех женщин, танцующих и обучает их песням.
- Дугери (надзиратель) — обеспечивает дисциплину и разрешает мелкие споры между членами.
- Тор Икё (охранник леса) — возглавляет и направляет резчиков по дереву в лесу.
- Агум-а-иор (молодежь) - Обеспечивает безопасность посетителей, охраняет стихию и вдохновляет артистов во время постановок.
Исполнители
[ редактировать ]

несколько исполнителей В группе квах-хир , и их роли определяются историей, которую они собираются изобразить. Однако в приведенном ниже списке показаны исполнители практически каждой квах-хиров существующей группы .
- Или шурва (рассказчик) — наиболее красноречивый участник, отвечающий за взаимопонимание между публикой и исполнителями. Он подсказывает исполнителям и заполняет перерывы остроумными выступлениями.
- Мбакуув (маскарадники) – Те, кто за масками и театральными костюмами.
- Или Ивангер (осветитель) – отвечает за освещение. Он несет факел в качестве проводника для мбакуув на арене выступлений.
- Мбаньорон дагбера (кукловоды) — управляющие марионетками из-под платформы.
- Ортонгон коро (трубач или хронометрист) — увеличивает продолжительность различных представлений.
Музыканты
[ редактировать ]Музыкантов возглавляет тор гбанде (главный барабанщик), которому помогает муэ-тор гбанде . Несколько других барабанщиков входят в состав группы и играют на различных типах барабанов, известных как itorough (родной малый барабан Tiv), ngo gbande (родной большой барабан Tiv) и т. д.
Скульптор
[ редактировать ]Скульптора ( или гбана акаа ) редко можно увидеть во время представления квах-хира . Однако он является опорой группы квах-хиров . На практике его считают сценаристом и режиссером, поскольку он определяет исполнение и эстетику спектаклей. Скульптора, исходя из его изобретательности, нанимают для изготовления кукол и масок для группы.
Театральная арена
[ редактировать ]Сцена Кваг-Хир разделена на основную зону, позицию хора, кулисы и зрительный зал.
Основная зона представляет собой полукруглое образование в зоне выступления. Именно здесь художники проявляют свои лучшие навыки после обхода периферии. Позиция хора находится в углу сцены. Он соединяет публику с кулисами и занят певцами и танцорами.
За кулисами обычно находится задний двор круглых хижин. Эта территория строго ограничена членами группы квах-хир . Зрительный зал — это пространство вокруг главной арены, где сидит публика. [7]
Кваг-хир эстетика и косметика
[ редактировать ]

Эстетика Кваг-Хир основана на образцах культуры тив и отражает понимание тивами своей жизни. Это достигается за счет использования различных концепций дизайна, которые вплетены в различные стили и отражают общественную деятельность. Маски тщательно продуманы и отражают разносторонний эстетический облик народа Тив. Он включает в себя определенные социальные танцы тив, такие как сванге , гберичул , ихинга , ивом , иээ , игбе , ибиамег , гиринья и другие комические формы. [15]
Всякое снаряжение квах-хира имеет моральную основу. Марионетки натуралистичны, гротескны и даже нелепы, но все они отражают моральные предрассудки и санкции тивского общества. Историческая осведомленность проявляется в некоторых марионетках, которые представляют такие события, как появление первой женщины или когда современные стили одежды европейского дизайна получили признание на местном уровне. [16]
Куклы квах-хир обладают эстетическими характеристиками, такими как треугольные носы, глаза в форме Нока , маленькие губы и треугольные ноздри. Цвета, используемые при росписи кукол, яркие, потому что художники квах-хира используют цвета прямо из источника. Здесь нет преднамеренных попыток создания тонов, теней или оттенков. Костюмы для маскарада тщательно сшиты и ярко окрашены. [17]
Каждая из масок и маскарадных предметов создана так, чтобы изображать символические действия и движения, объясняющие аспекты мировоззрения тив. Каждый нюанс маски выражает и интерпретирует реальность среди людей, животных, духа и окружающей среды. Каждый передает глубокие эмоции страха, смеха, гнева, любви и даже безразличия. [18] Каждый персонаж квах-хира ассоциируется с его внешностью и создает для зрителей невизуальный слой узнавания. [5]
Известные художественные руководители квах-хира
[ редактировать ]Ниже приведены некоторые известные Атор-а-Кваг-хир (художественные руководители):
- Апев Акаа
- Ананде Чиеше
- Чиа Гбагир [14]
- Аянге Гвер
- Адасу Джирга
- Кенде Каасе
- Адикпо Сонго
Примечания
[ редактировать ]- А. ↑ Это повествование представляет собой перефраз интервью Йорвуезе Хагера с Адикпо Сонгу 4 января 1978 года.
- Б. ^ Этот раздел представляет собой образец того, как квах-хиров , по словам Йорвуезе Хагера. организованы некоторые группы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Новая книга: Что-то волшебное — Кваг-Хир Тива» . imodara.com . 2018 . Проверено 19 февраля 2020 г.
- ^ «Кваг Хир» . www.raifilm.org.uk . 2020 . Проверено 19 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Театральное представление Кваг-Хир» . ЮНЕСКО . Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Харпер, Пегги (октябрь 1997 г.). «Кваг-хир народа Тива: заметка о драматических рассказах истории и конструкциях природы среди тивов Южной Нигерии» . Окружающая среда и история . 3 (3): 371–376. дои : 10.3197/096734097779555845 . Проверено 20 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Банч, Ричард (2017). Что-то волшебное: Кваг-Хир Тива . Издательство БФП. п. я. ISBN 978-0-692-98547-2 .
- ^ «ЮНЕСКО вносит театр Кваг-Хир в список наследия» . thenationonlineng.net . 2019 . Проверено 20 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хагер, Молодежь (2003). Театр Кваг-Хир: метафора сопротивления . Адрес: Caltop Publications (Нигерия) Ltd. стр. 100-1 44–48. ISBN 978-36442-4-6 .
- ^ Jump up to: а б Доки, Говон (2006). Традиционный театр в перспективе: знаки и значение в Игбе, Гиринье и Кваг-Хире . Макурди: Издательство Абоки. п. 128. ИСБН 978-9-788-09830-0 .
- ^ Хагер, Йорвуезе (1990). Тив Кваг-Хир: популярный нигерийский кукольный театр . Центр черных и африканских искусств и цивилизации. стр. 12–61.
- ^ Аокех, А.Ф. (2014). «Восстание Ньямбуана 1939 года: традиции и современность на земле Тив в Центральной Нигерии» (PDF) . Международный журнал междисциплинарных академических исследований . 2 (2) . Проверено 25 февраля 2020 г.
- ^ Шии, Б.И. (2013). Христианство в Тивланде: История НКСТ . Стандартная печатная машина Де Мости.
- ^ Акинсипе, Феликс (март 2015 г.). «Танец как средство коммуникации в театре Тив Кваг-Хир». Международный журнал гуманитарных и культурных исследований . 1 (4).
- ^ Иорапуу, Тор (2007). «Аванградизм в африканских танцах: пример танцевальной группы Тив-Джамаа в Омбакор-Леле». Исполнитель: Журнал исполнительских искусств Илорин . 9 : 33–51.
- ^ Jump up to: а б Хагер, Йорвуезе (2014). Театр Квах-Хир: оружие социального действия . Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки. ISBN 978-0-7618-6250-5 .
- ^ Уджи, Чарльз (1993). «Эстетика Тив: факты и искажения» в Ахире, Т.П. (ред.) Тив в современной Нигерии . Заря: Проект исследований тив. п. 51.
- ^ Шуайб, Олапеджу (2008). «Костюм и грим как незаменимые искусства в театральной практике: исторический обзор». Творческий художник: журнал исследований театра и СМИ . 2 (1): 138.
- ^ Агаку, Сагеввуа (2014). Адаптация кукол квах-хир для создания кинетических картин . Заря. п. 7.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Йорвуезе, Хагер (2017). Красота и смысл чего-то волшебного: Кваг-Хир Тива . Издательство БФП. ISBN 978-0-692-98547-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Кваг-Хиром , на Викискладе?