Jump to content

Искусство

Театрализованное представление Кваг-Хир
Маска квах-хир 1960-х годов.
Страна Нигерия
Ссылка 683
Область Африка
История надписи
Надпись 2020 г. (14-я сессия)

Квах-хир (буквально означает что-то волшебное или волшебное существо , произносится как кваа-хи ) [1] представляет собой многочастную культурно поучительную форму искусства народа тив центральной Нигерии, ставшую популярной в 1960-х годах. Это драматическое публичное представление, рассказывающее моральные истории прошлых и текущих событий и включающее в себя кукольный театр , маскарад , поэзию , музыку , танцы и анимационные повествования для отражения моральных тем. использует его Народ Тив для укрепления традиционных верований и передачи других мирских сказок для обучения, общения, обеспечения светских развлечений и решения социальных проблем. [2] [3]

Кваг-хир — это высшая форма искусства кваг-алом , старинная практика народа тив, когда творческие рассказчики приглашали семью на сеанс рассказывания историй, обычно в ранние ночные часы после дневных сельскохозяйственных работ при лунном свете. [4]

самым известным вариантом квах -хира По словам Джонатана Фогеля, может быть шоу «Панч и Джуди» , в котором узнаваемые персонажи высмеивают нынешних политических деятелей и события в новостях, а также ссылаются на ряд культурных нравов. [5]

Квах-хир внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в 2019 году решением Межправительственной комиссии: 14.COM 10.B.27. [3] [6]

Происхождение и развитие

[ редактировать ]

Легенда гласит, что Адикпо Сонго из Акпагера; Мбатьяв в нынешнем Гбоко районе местного самоуправления в штате Бенуэ , Нигерия, был родоначальником Кваг-Хира. Адикпо Сонгу в интервью Иорвуезе Хагеру, исследователю Квах-Хира, попытался подтвердить эту точку зрения, которой придерживались несколько лидеров групп Квах-Хир и известные старейшины в Тивланде.

Сонгу, ярый сторонник Объединенного конгресса среднего пояса (UMBC), сообщил, что в декабре 1960 года во время вспышки политического кризиса в Тивланде, известного как Нанде-Нанде (горящий цикл), в результате которого члены UMBC восстали против правящего Северного народного конгресса. (NPC), сжигая их собственность, в том числе собственность государственных служащих и руководителей, он сбежал в христианскую больницу Мкар, недалеко от Гбоко, для лечения, но дедуктивно, чтобы избежать ареста полицией.

На обратном пути из христианской больницы Мкар, проехав около 12 миль, он подъехал к реке Оркур, когда внезапно услышал звуки чарующей музыки. Подойдя ближе, спрятавшись за бамбуковыми тростниками и наблюдая, он увидел толпу из двух групп. Их позиции совпадали с направлением двух кланов, Мбайона и Мбатьява. Белый флаг был поднят между двумя группами, каждая из которых имела оркестр барабанщиков, танцовщиц и марионеток на дагбере (платформе). Затем он понял, что исполнителями на самом деле были не люди, а адзов (духи).

Обе группы, казалось, были вовлечены в соревнование, которое напоминало ему традицию рассказывания историй тив, известную как кваг-алом , но с отличием. В этом случае вместо рассказчика в центр арены выходил человек и во весь голос объявлял зрителям, что им предстоит увидеть. Затем на площадку выходили артисты либо в виде танцующих животных, либо в роли адзов , занимающихся танцами, чтобы подчеркнуть свой характер.

Адикпо Сонгу говорит, что он заснул, наблюдая за зрелищем, а когда проснулся на следующее утро, поблизости не было ничего, что указывало бы на то, что подобное событие произошло в этом месте. Поэтому он пришел к выводу, что адзов , должно быть, сознательно выбрали его с целью возложить на него ответственность за принесение квах-хира народу Тива и человечества в той форме и стиле, которые ему выпала честь наблюдать. [7] А

По словам Йорвуезе Хагера , тив не хотят персонализировать произведения искусства. Тив приписал бы колдовству любой уровень совершенства; цав или адзов , которые могли защитить одарённых от вреда других цав. Таким образом, его расследование по поводу создателя квах -хира могло остаться незамеченным народом тив. ведущего художника квах-хира ( Тор-Кваг-хир Поэтому они предложили в качестве создателя ). Хагер пришел к выводу, что никто не начал квах-хир в его нынешнем виде. [7]

Однако Говон Ама Доки утверждает, что современный кукольный театр квах-хир обязан своим рождением Адикпо Сонгу из клана Мбатяв в Гбоко районе штата Бенуэ , когда в 1960 году он очаровывал публику своими марионетками и маскарадами. [8]

Тем не менее, точка зрения исследователей квах-хира , в том числе Доки, заключается в том, что, как и любое другое театральное представление, квах-хир не может быть связан с одним человеком как создателем. Скорее, это творение массового населения людей, собравшихся вместе, чтобы поделиться опытом. Именно в 1960-х годах выдающееся творческое заявление квах-хира было сделано ; сочетание изобразительного, музыкального, творческого и кинетического искусства, чтобы превратить слова рассказчика в форму целого театра. [7] [8] [4] [9]

Театр Ньямбуан

[ редактировать ]

Перед кваг-хиром тив видел еще одно театральное представление, известное как Ньямбуан , которое было известно в период с 1934 по 1939 год. Ньямбуан буквально означает, что мясо испортилось . Это был лозунг и движение, направленное на демистификацию Мбацав (злых людей). Представление в Ньямбуа имело серьезные социальные и политические последствия и было направлено на восстановление порядка посредством катарсических представлений, направленных на отмену тивских браков по обмену, известных как ямен-ише (что примерно переводится как торговая ценность), и восстановление культурных разрушений, навязанных народу тив колониальные структуры. Представление приняло форму праздника, где музыканты и танцоры составляли основную часть представления, основанного на ритуалах. Произошли массовые аресты и незаконные задержания артистов Ньямбуана . [10] [11]

Кваг -хир , который возник позже и практикуется сегодня, преуменьшает значение диалога из-за жестокости, с которой драматурги культа Ньямбуана подавлялись совместными усилиями миссионеров и британского колониального правительства. [12] [13]

Структурная организация

[ редактировать ]

Группа или мероприятие квах-хир многогранны по своей структурной организации. Оно предполагает коллективные усилия членов, каждый из которых играет определенную роль. Типичная группа квах-хиров , по мнению Йорвуезе Хагера, разделена на четыре части: руководство; исполнители; музыканты и скульпторы (резчики). [14] Б

Управление

[ редактировать ]

было определено несколько ролей, В типичной группе квах-хир в которые входят мужчины, женщины и молодежь.

  • Тер кваг-хир (покровитель) – придает индивидуальность группе и обеспечивает внутригрупповую гармонию.
  • Оркион (председатель комитета управления группой квах-хир ) - обычно богатый член сообщества, который предоставляет ресурсы для благосостояния группы.
  • Ордондон (председатель комитета управления группой кваг-хир ) — помогает оркионам в благополучии группы.
  • Орнгерен (секретарь) — созывает собрания и представляет повестку дня. Также выпускает коммюнике от руководства для членов.
  • Икпаньяр (казначей) — отвечает за все деньги, поступающие в группу, и распределяет их соответственно.
  • Тор Кваг-хир (художественный руководитель) – председатель правления. Он координирует весь ансамбль, а также отвечает за их благополучие.
  • Торквасе (женский лидер) — заботится о благополучии и нуждах артисток во время выступлений. Также отвечает за хореографию всех женщин, танцующих и обучает их песням.
  • Дугери (надзиратель) — обеспечивает дисциплину и разрешает мелкие споры между членами.
  • Тор Икё (охранник леса) — возглавляет и направляет резчиков по дереву в лесу.
  • Агум-а-иор (молодежь) - Обеспечивает безопасность посетителей, охраняет стихию и вдохновляет артистов во время постановок.

Исполнители

[ редактировать ]
Персонаж квах-хир выступает во время молодежного карнавала в Бенуэ.
Представление квах-хира во время молодежного карнавала Бенуэ в Макурди.

несколько исполнителей В группе квах-хир , и их роли определяются историей, которую они собираются изобразить. Однако в приведенном ниже списке показаны исполнители практически каждой квах-хиров существующей группы .

  • Или шурва (рассказчик) — наиболее красноречивый участник, отвечающий за взаимопонимание между публикой и исполнителями. Он подсказывает исполнителям и заполняет перерывы остроумными выступлениями.
  • Мбакуув (маскарадники) – Те, кто за масками и театральными костюмами.
  • Или Ивангер (осветитель) – отвечает за освещение. Он несет факел в качестве проводника для мбакуув на арене выступлений.
  • Мбаньорон дагбера (кукловоды) — управляющие марионетками из-под платформы.
  • Ортонгон коро (трубач или хронометрист) — увеличивает продолжительность различных представлений.

Музыканты

[ редактировать ]

Музыкантов возглавляет тор гбанде (главный барабанщик), которому помогает муэ-тор гбанде . Несколько других барабанщиков входят в состав группы и играют на различных типах барабанов, известных как itorough (родной малый барабан Tiv), ngo gbande (родной большой барабан Tiv) и т. д.

Скульптор

[ редактировать ]

Скульптора ( или гбана акаа ) редко можно увидеть во время представления квах-хира . Однако он является опорой группы квах-хиров . На практике его считают сценаристом и режиссером, поскольку он определяет исполнение и эстетику спектаклей. Скульптора, исходя из его изобретательности, нанимают для изготовления кукол и масок для группы.

Театральная арена

[ редактировать ]

Сцена Кваг-Хир разделена на основную зону, позицию хора, кулисы и зрительный зал.

Основная зона представляет собой полукруглое образование в зоне выступления. Именно здесь художники проявляют свои лучшие навыки после обхода периферии. Позиция хора находится в углу сцены. Он соединяет публику с кулисами и занят певцами и танцорами.

За кулисами обычно находится задний двор круглых хижин. Эта территория строго ограничена членами группы квах-хир . Зрительный зал — это пространство вокруг главной арены, где сидит публика. [7]

Кваг-хир эстетика и косметика

[ редактировать ]
Маски квах-хир на выставке в Макурди, штат Бенуэ
Анимационный персонаж квах-хир выступает во время молодежного карнавала в Бенуэ.

Эстетика Кваг-Хир основана на образцах культуры тив и отражает понимание тивами своей жизни. Это достигается за счет использования различных концепций дизайна, которые вплетены в различные стили и отражают общественную деятельность. Маски тщательно продуманы и отражают разносторонний эстетический облик народа Тив. Он включает в себя определенные социальные танцы тив, такие как сванге , гберичул , ихинга , ивом , иээ , игбе , ибиамег , гиринья и другие комические формы. [15]

Всякое снаряжение квах-хира имеет моральную основу. Марионетки натуралистичны, гротескны и даже нелепы, но все они отражают моральные предрассудки и санкции тивского общества. Историческая осведомленность проявляется в некоторых марионетках, которые представляют такие события, как появление первой женщины или когда современные стили одежды европейского дизайна получили признание на местном уровне. [16]

Куклы квах-хир обладают эстетическими характеристиками, такими как треугольные носы, глаза в форме Нока , маленькие губы и треугольные ноздри. Цвета, используемые при росписи кукол, яркие, потому что художники квах-хира используют цвета прямо из источника. Здесь нет преднамеренных попыток создания тонов, теней или оттенков. Костюмы для маскарада тщательно сшиты и ярко окрашены. [17]

Каждая из масок и маскарадных предметов создана так, чтобы изображать символические действия и движения, объясняющие аспекты мировоззрения тив. Каждый нюанс маски выражает и интерпретирует реальность среди людей, животных, духа и окружающей среды. Каждый передает глубокие эмоции страха, смеха, гнева, любви и даже безразличия. [18] Каждый персонаж квах-хира ассоциируется с его внешностью и создает для зрителей невизуальный слой узнавания. [5]

Известные художественные руководители квах-хира

[ редактировать ]

Ниже приведены некоторые известные Атор-а-Кваг-хир (художественные руководители):

  • Апев Акаа
  • Ананде Чиеше
  • Чиа Гбагир [14]
  • Аянге Гвер
  • Адасу Джирга
  • Кенде Каасе
  • Адикпо Сонго

Примечания

[ редактировать ]
А. Это повествование представляет собой перефраз интервью Йорвуезе Хагера с Адикпо Сонгу 4 января 1978 года.
Б. ^ Этот раздел представляет собой образец того, как квах-хиров , по словам Йорвуезе Хагера. организованы некоторые группы
  1. ^ «Новая книга: Что-то волшебное — Кваг-Хир Тива» . imodara.com . 2018 . Проверено 19 февраля 2020 г.
  2. ^ «Кваг Хир» . www.raifilm.org.uk . 2020 . Проверено 19 февраля 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Театральное представление Кваг-Хир» . ЮНЕСКО . Проверено 21 февраля 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б Харпер, Пегги (октябрь 1997 г.). «Кваг-хир народа Тива: заметка о драматических рассказах истории и конструкциях природы среди тивов Южной Нигерии» . Окружающая среда и история . 3 (3): 371–376. дои : 10.3197/096734097779555845 . Проверено 20 февраля 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б Банч, Ричард (2017). Что-то волшебное: Кваг-Хир Тива . Издательство БФП. п. я. ISBN  978-0-692-98547-2 .
  6. ^ «ЮНЕСКО вносит театр Кваг-Хир в список наследия» . thenationonlineng.net . 2019 . Проверено 20 февраля 2020 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д Хагер, Молодежь (2003). Театр Кваг-Хир: метафора сопротивления . Адрес: Caltop Publications (Нигерия) Ltd. стр. 100-1 44–48. ISBN  978-36442-4-6 .
  8. ^ Jump up to: а б Доки, Говон (2006). Традиционный театр в перспективе: знаки и значение в Игбе, Гиринье и Кваг-Хире . Макурди: Издательство Абоки. п. 128. ИСБН  978-9-788-09830-0 .
  9. ^ Хагер, Йорвуезе (1990). Тив Кваг-Хир: популярный нигерийский кукольный театр . Центр черных и африканских искусств и цивилизации. стр. 12–61.
  10. ^ Аокех, А.Ф. (2014). «Восстание Ньямбуана 1939 года: традиции и современность на земле Тив в Центральной Нигерии» (PDF) . Международный журнал междисциплинарных академических исследований . 2 (2) . Проверено 25 февраля 2020 г.
  11. ^ Шии, Б.И. (2013). Христианство в Тивланде: История НКСТ . Стандартная печатная машина Де Мости.
  12. ^ Акинсипе, Феликс (март 2015 г.). «Танец как средство коммуникации в театре Тив Кваг-Хир». Международный журнал гуманитарных и культурных исследований . 1 (4).
  13. ^ Иорапуу, Тор (2007). «Аванградизм в африканских танцах: пример танцевальной группы Тив-Джамаа в Омбакор-Леле». Исполнитель: Журнал исполнительских искусств Илорин . 9 : 33–51.
  14. ^ Jump up to: а б Хагер, Йорвуезе (2014). Театр Квах-Хир: оружие социального действия . Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки. ISBN  978-0-7618-6250-5 .
  15. ^ Уджи, Чарльз (1993). «Эстетика Тив: факты и искажения» в Ахире, Т.П. (ред.) Тив в современной Нигерии . Заря: Проект исследований тив. п. 51.
  16. ^ Шуайб, Олапеджу (2008). «Костюм и грим как незаменимые искусства в театральной практике: исторический обзор». Творческий художник: журнал исследований театра и СМИ . 2 (1): 138.
  17. ^ Агаку, Сагеввуа (2014). Адаптация кукол квах-хир для создания кинетических картин . Заря. п. 7. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  18. ^ Йорвуезе, Хагер (2017). Красота и смысл чего-то волшебного: Кваг-Хир Тива . Издательство БФП. ISBN  978-0-692-98547-2 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Кваг-Хиром , на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ce0fe79a1b07705cd4ac3c2a99344ea__1711713960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/ea/4ce0fe79a1b07705cd4ac3c2a99344ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kwagh-Hir - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)