Козел
Козел | |
---|---|
Оба из Бенина | |
Оба из Бенина | |
Царствование | 1440–1473 |
Предшественник | Увайфиокун |
Преемник | Эзоти |
Умер | 1473 |
Супруг |
|
Проблема | |
Дом | Вегета |
Отец | Коэн, |
Эвуаре (также Эвуаре Великий или Эвуаре I ), первоначально известный как принц Огун , был двенадцатым Оба Бенинской империи с 1440 по 1473 год. Эвуаре стал королем в результате насильственного переворота против своего брата Увайфиокуна, который разрушил большую часть Бенин-Сити . После войны Эвуаре перестроил большую часть города Бенин, реформировал политические структуры в королевстве, значительно расширил территорию королевства и способствовал развитию искусства и фестивалей. Он оставил значительное наследие в Королевстве Бенин.
Прийти к власти
[ редактировать ]До Эвуаре Оба в Бенине были ограничены в своей власти и власти узама , группой потомственных вождей по всему королевству. Усама . могли назначать Оба Бенина после смерти Оба и ограничивать любые усилия Оба [ 1 ] [ 2 ]
Приход Эвуаре к власти зафиксирован в устной истории Бенина. [ 1 ] Эвуаре родился третьим сыном Оба Охена . На тот момент Эвуаре был известен под именем принц Огун. [ 3 ] Оэн был свергнут и забит камнями до смерти после того, как его обе ноги были парализованы, поскольку это означало, что он потерял божественные силы. [ 4 ] [ 5 ] Споры возникли после смерти Охэна, когда принц Огун и его брат принц Ируге были изгнаны Оба Оробиру, вторым сыном Охена. Первый сын Охена, Оба Эгбека, правил после смерти отца, но продержался недолго. В изгнании Огун затем много путешествовал по региону, посетив множество разных королевств. [ 6 ] Местный историк Джейкоб У. Эгаревба утверждал, что после смерти Оробиру и Огун, и Увайфаикон были изгнаны из города, но затем Увайфайкон смог вернуться, солгал Узаме и был назван королем. [ 7 ]
Одна популярная устная история утверждает, что, пока принц Огун был сослан, он оказал услугу духу джунглей и в результате получил волшебную сумку под названием Агбавбоко . Агбавбоко обладала волшебными качествами: независимо от того, что Огун положил в сумку, в ней было больше места, и всякий раз, когда он засовывал руку, он мог вытащить все, что пожелает. [ 3 ] Во время своих путешествий он собрал значительные знания о магии и травах из различных источников. В какой-то момент он почувствовал необходимость спать под священным деревом улоко , и дерево велело ему вернуться в Бенин-Сити и вернуть себе трон. [ 3 ] На обратном пути в город он удалил зараженную колючку из лапы льва, и лев дал ему волшебный талисман , который он мог использовать для создания любой ситуации в мире, которую пожелает. Он прибыл в Бенин-Сити с удивлением, обнаружив парад в честь своего брата Увайфайкона, в то время как люди находились в нищете. [ 3 ] Принц Огун использовал талисман, чтобы поджечь большую часть города. Затем он потянулся к Агбавбоко и вытащил лук с ядовитой стрелой, которую затем использовал, чтобы убить Увайфайкона. В последовавшей за этим неразберихе он спрятался у раба по имени Эдо, который заботился о нем, когда он был молод, и который сразу узнал его в хаосе. Сторонники Увайфайкона вошли в дом Эдо и убили его, пытаясь найти спрятавшегося Огуна. Затем Огун вышел из дома, собрал своих сторонников и смог отстоять свое право на трон. [ 3 ] По версии Егаревбы, во время посещения города во время ссылки Огун был схвачен известным вождем, который спрятал его в высохшем колодце, но затем пошел сообщить об этом властям. Главный раб вождя по имени Эдо опустил лестницу в колодец и посоветовал Эвуаре бежать. [ 7 ]
Затем Огун взял имя Эвуаре, что переводится как «проблемы прекратились». [ 7 ] [ 8 ] В конце концов, к нему было добавлено почетное прозвище Огидиган (Великий), и его часто называют Эвуаре Огидиган или Эвуаре Великий. [ 9 ] Дату его восшествия на престол обычно датируют 1440 годом. [ 6 ] В честь раба, который пожертвовал своей жизнью ради его спасения, Эвуаре также переименовал город в Эдо (ныне Бенин-Сити). [ 3 ]
Правило
[ редактировать ]Эвуаре часто считают ключевым реформатором государства и играют решающую роль во многих аспектах формирования государства в Бенинской империи . [ 9 ] Он консолидировал власть Оба, изменил процедуры передачи и создал административную структуру Империи. Кроме того, он значительно расширил империю и захватил значительную территорию.
Важным административным развитием, предпринятым Эвуаре, было сокращение власти вождей узама , которые были ограничивающей силой для Оба. Эвуаре лишили их возможности назначать Оба и вместо этого установили четкую преемственность, переходящую к первенцу. Приняв эту систему родословной первородства , авторитет узама значительно снизился. [ 2 ] Кроме того, чтобы прояснить ситуацию, Эвуаре разработал титул Эдайкен для старшего сына, чтобы четко установить родословную. Одна устная история связывает это развитие с ситуацией в городе Уселу. Вождь Уселу Икен стал союзником Эвуаре. В какой-то момент другой город восстал против правления Эвуаре, и Икен мобилизовал армию, чтобы положить конец восстанию. Поскольку у него не было никого, кто мог бы управлять Уселу, Эвуаре отправил своего старшего сына Куобоюва служить в городе, пока война не закончится. Икен погиб в бою, и, поскольку наследника у него не было, правителем стал Куобоюва. Этот инцидент создал явную преемственность старшему сыну короля с титулом Эдайкен, полученным в результате этого инцидента. [ 7 ]
Эвуаре также создал два дополнительных уровня управления в городах и деревнях, создав Эхабхо н'оре (городских вождей) и Эхабхо н'огбе (дворцовых вождей). [ 9 ] Они действовали как административные органы, назначаемые непосредственно и подотчетные Оба, которые собирали дань, решали юридические вопросы и в целом принимали участие в государственных делах. Чтобы способствовать этому, Эвуаре поощрял свободнорожденное население работать во дворце за небольшую зарплату в рамках этих различных орденов. [ 1 ]
Кроме того, Эвуаре удалось захватить ряд городов и поселков в регионе для расширения империи. Он лично возглавил армию против многих общин Эдо , живущих к западу от реки Нигер, и ключевых поселений йоруба, таких как Акуре и Ово . [ 1 ] В городах, которые он захватил, он быстро заменил правящую элиту руководителями своей административной системы, которые были его союзниками. В устной истории рассказывается о 201 победе Эвуаре над различными городами и поселками, создавшей большую империю с центром в Эдо. [ 6 ]
Столица империи была перестроена во времена Эвуаре со значительными изменениями. Вокруг Бенин-Сити (тогда Эдо) Эвуаре построил значительные стены и рвы, большие бульвары внутри города и четко разделил зоны для различных ремесленных работ. [ 9 ] Археологические данные показали, что стены, построенные вокруг дворца и города и даже за пределами страны, представляли собой значительные сооружения, на строительство которых ушло несколько лет. [ 1 ] Кроме того, он перестроил дворец и провел четкое разделение между ним и остальной частью столицы. Это разделение было дополнительно подчеркнуто введением Эвуаре шрамирования свободнорожденных граждан, чтобы отличить их от рабского населения. [ 9 ] Егаревба устанавливает другой источник скарификации, развившейся в Королевстве. Устные истории, используемые Эгаревбой, предполагают, что во время его правления его старший сын Куобоюва (правитель Икена) и его второй сын Эзуварха (который стал правителем Айовы) стали соперниками и в конечном итоге отравили друг друга, в результате чего Эвуаре впал в серьезный траур. . В своем горе Эвуаре принял закон, запрещающий секс в королевстве на три года, в результате чего многие жители королевства мигрировали в другие регионы. Эвуаре отменил закон, но, поскольку вернулось мало мигрантов, он приказал всем соседним штатам отказывать во въезде его гражданам и разработал практику шрамирования, позволяющую четко идентифицировать своих граждан. [ 7 ]
Контакт с португальцами
[ редактировать ]Эвуаре был Оба Бенинской империи, когда в 1472 году прибыл португальский исследователь Руй де Секейра. Неясно, вошел ли он в город, но контакты между португальцами и Оба были начаты. [ 7 ] Это установило ограниченную торговлю между двумя империями, которая значительно расширилась, начиная с 1480-х годов. [ 1 ] Король Португалии заключил тесный союз с Оба Эсиги, который был первым Оба Бенина, говорившим по-португальски.
Искусство и праздник
[ редактировать ]Эвуаре значительно расширил искусство Бенина во время своего правления, и ему в этом очень помог рост торговли. Эвуаре обычно приписывают распространение резьбы по слоновой кости и дереву в империи, а также создание бронзовых голов для святилищ умершего Обаса. [ 10 ] Кроме того, Эвуаре положил начало многим традициям королевских украшений с использованием кораллов. [ 10 ] [ 11 ]
И в народных сказках, и в художественных представлениях Эвуаре считается человеком, обладающим значительными магическими способностями. [ 10 ] Его познания в области трав и магии засвидетельствованы во многих значительных произведениях искусства той эпохи. Решающее значение в этом имеет создание во время Эвуаре фестиваля Иге, который первоначально отмечался как фестиваль обновления его магических сил. [ 1 ] В одной устной истории говорится, что дата фестиваля Иге изначально была назначена на свадьбу Эвуаре и жены по имени Эвере. [ 7 ] Говорят также, что он основал фестиваль Уги Эрха Оба, посвященный Оба. [ 12 ]
Смерть и родословная
[ редактировать ]Подробности о его смерти неизвестны, но Егаревба говорит, что он был похоронен в Эси, недалеко от города Эдо ( Бенин-Сити ). [ 7 ] Его первый оставшийся сын, Эзоти, умер в результате убийства, а его второй сын, Олуа , правил в течение короткого периода и был заменен, когда Усама восстали. Его третий сын, Озолуа, стал Обой около 1483 года и правил до 1514 года. [ 8 ] Королевская родословная из Эвуаре будет продолжаться на протяжении нескольких поколений.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Райдер, АФК (1981). DT Ниан (ред.). Всеобщая история Африки: Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . Париж: ЮНЕСКО. стр. 339–370.
- ^ Jump up to: а б Кевин Шиллингтон, изд. (2005). Энциклопедия истории Африки (Том I изд.). Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эвека, Иро (1998). От рассвета до заката: народные сказки Бенина . Нью-Йорк: Издательство Фрэнка Касса.
- ^ Осахон Найву. «Бенин Обас (1200 г. н. э. – настоящее время)» . edoworld.net .
- ^ Кирилл Бабаев, Александра Архангельская (2015). Что такое Африка (in Russian). Moscow, Russia: Рипол Классик. p. 420. ISBN 978-5-386-08595-7 .
- ^ Jump up to: а б с Асанте, Молефи (2007). История Африки . Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Егаревба, Джейкоб (1960). Краткая история Бенина . Ибадан: Издательство Ибаданского университета.
- ^ Jump up to: а б Уотсон, Ноэль (1996). Международный словарь исторических мест: Ближний Восток и Африка . Чикаго, Иллинойс: Фицрой Дирборн. п. 126.
- ^ Jump up to: а б с д и Брэдбери, RE (1969). «Патримониализм и геронтократия в политической культуре Бенина». В Мэри Дуглас и Филлис М. Кэберри (ред.). Человек в Африке . Лондон: Тависток. стр. 17–36.
- ^ Jump up to: а б с Бен-Амос, Паула (1999). Инновации в искусстве и политика в Бенине восемнадцатого века . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы.
- ^ Институт искусств Чикаго: Короли и ритуалы: Придворное искусство из Нигерии .
- ^ Бен-Амос, Паула Гиршик (1995). Пересмотренное издание «Искусство Бенина» . Издательство Британского музея. стр. 32–33. ISBN 0-7141-2520-2 .