Эвека я
Эвека я | |
---|---|
Оба из Бенина | |
Оба из Бенина | |
Царствование | 1200 г. – 1235 г. н.э. |
Преемник | Увахуахен |
Рожденный | Неизвестный Егор , Нигерия |
Умер | 1235 г. н.э. Бенин Королевство |
Проблема | |
Династия | Бенинская династия |
Отец | Оромиян |
Мать | Эримвинде |
Религия | Традиционная религия Бенина |
Эвека I (годы правления 1200 г. – 1235 г. н. э.) был первым Оба Бенина и руководил переходом королевства от династии Огисо к созданию Обашипа . Его 35-летнее правление оказало заметное влияние на политические, культурные и традиционные аспекты королевства. До правления Эвеки I Королевство Бенин столкнулось с неопределенностью из-за изгнания Оводо, последнего Огисо , за плохое управление. Одудува , отец Оромиана, был сослан в Ухе (Ифе), что в конечном итоге подготовило почву для прихода к власти Эвеки I. Поворотный момент произошел, когда Одудува отправил своего сына Оромияна в Бенин в качестве эмиссара. Прибытие Оромияна было встречено сопротивлением, что привело к его поселению в Усаме, на окраине Бенин-Сити .
Чтобы оценить лояльность жителей Бенина, Оромиян предложил им в течение трех лет ухаживать за обыкновенной вшой, что символизировало их преданность потенциальному королю. Оромиян проживал во дворце, построенном для него в городе Бенин. Во время своего пребывания там он вступил в брак с женщиной Эдо по имени Эринвинде. Их союз принес плоды в виде сына, которого окрестили Эвекой. Несмотря на успешное выполнение этой задачи народом Бенина , Оромиян осознавал важность правителя, глубоко укоренившегося в культуре Бенина. Он отказался от своих претензий на трон, подчеркнув необходимость в монархе, хорошо разбирающемся в традициях Бенина, и в конечном итоге проложив путь к правлению Эвеки I.
Правило Эвеки I ознаменовало создание Обашипа в Бенине, при этом термин «Оба» в его время начал обозначать королевскую власть. Он подчеркнул важность правителей, получивших образование в культуре Бенина, и этот принцип сохранялся на протяжении веков. После смерти Эвеки I в 1235 году нашей эры его наследие стало неотъемлемой частью самобытности Королевства Бенин, оказав влияние на его управление, традиции и культурное наследие.
Фон
[ редактировать ]Эвека I, первый Оба Королевства Бенин, сыграл значительную роль в историческом переходе от династии Огисо к Обашипам в древнем Бенине. [ 2 ] [ 3 ] Его правление, продолжавшееся с 1200 по 1235 год нашей эры, стало свидетелем заметных политических и культурных изменений, которые изменили траекторию развития королевства. [ 4 ] [ 5 ]
До восшествия на престол Эвеки I Королевство Бенин находилось под властью Огисо, а Оводо был последним монархом в этой линии. [ 6 ] Отстранение Оводо из-за неправильного управления создало период неопределенности в Бенине, что в конечном итоге привело к приходу к власти Эвеки I. [ 7 ] Одудува, отец Оромиана, был сослан в Ухе (современный Ифе) до правления Эвеки I, и это изгнание сыграло роль в формировании обстоятельств, которые привели к правлению Эвеки I. [ 2 ] [ 3 ]
Примечательный момент в истории Бенина произошел, когда Одудува осознал потенциал своего сына Оромияна и отправил его в Бенин в качестве эмиссара. [ 6 ] [ 8 ] Прибытие Оромиана стало важным поворотным моментом для королевства, хотя и встретило сопротивление со стороны существующей администрации во главе с Огиамиеном. [ 2 ] [ 8 ] Оромиян, представитель смешанного происхождения йоруба и бенинцев, боролся с культурными различиями и в конце концов поселился в Усаме, на окраине Бенин-Сити. [ 7 ] Оромиян проживал в специально построенном дворце в Бенине, где он вступил в брак с Эринвинде, женщиной Эдо, в результате чего у них родился сын Эвека. [ 6 ] [ 9 ] [ 10 ]
Народ Бенина, продемонстрировав свою лояльность, успешно выполнил уникальную задачу, поставленную Оромияном, – уход за обыкновенной вшей в течение трех лет, что символизировало их преданность своему потенциальному королю. [ 11 ] [ 12 ] Этот поступок убедил Оромияна в способности народа Бенина воспитать своего правителя. [ 7 ] [ 8 ] Однако, признавая важность монарха, глубоко укоренившегося в культуре Бенина, Оромиян отказался от своих претензий на трон и вернулся в Ухе (Ифе), подчеркнув необходимость лидера, хорошо знакомого с традициями и обычаями Бенина, что привело к возникновению Эвека. Я как первый Оба Королевства Бенин. [ 2 ] [ 13 ] [ 3 ]
Окончательное правление Эвеки I под руководством его деда по материнской линии Огиегора ознаменовало создание Обашипа в Бенине. [ 10 ] Термин «Оба», обозначающий королевскую власть, приобрел известность во время правления Эвеки I, подчеркивая его историческое значение без субъективных формулировок. [ 5 ] [ 8 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ранняя жизнь Эвеки I, первого Оба Королевства Бенин, неясна из-за ограниченных исторических записей, подробно описывающих годы его становления. [ 14 ] [ 15 ] Эвека, родившаяся в период политического перехода и потрясений, на воспитание повлияла сложное взаимодействие королевского происхождения Бенина и культурное взаимодействие с соседними регионами. [ 16 ] [ 14 ]
Историки спорят о точном месте рождения Эвеки I в Королевстве Бенин. Некоторые источники предполагают, что он родился в самом Бенин-Сити, в то время как другие предполагают, что его рождение могло произойти во время ссылки его отца в Ухе, известном сегодня как Ифе. [ 10 ] [ 8 ] Неопределенность вокруг места его рождения отражает бурную историю его семьи. [ 16 ] [ 17 ]
Эвека I, родившийся в Оромияне, сын Одудувы, унаследовал наследие, охватывающее культуры йоруба и Бенина. [ 14 ] Это двойное наследие позже повлияло на его раннюю жизнь и решения, когда он повзрослел. [ 13 ] [ 12 ]
Годы становления Эвеки были отмечены проблемами, с которыми столкнулся его отец во время изгнания и последующего возвращения в Бенин в качестве эмиссара. [ 3 ] В этот период Эвека столкнулся со сложностями навигации по культурному и политическому ландшафту Королевства Бенин. [ 14 ] [ 17 ] Этот опыт, вероятно, способствовал осознанию Эвекой значимости правителя, глубоко укоренившегося в культуре Бенина. [ 15 ] [ 5 ] [ 18 ]
Культурный обмен, произошедший в результате прибытия Оромияна в Бенин, также оказал неизгладимое влияние на молодость Эвеки. [ 7 ] [ 17 ] Сопоставление и возможная гармонизация традиций йоруба и Бенина способствовали его формирующему опыту. [ 16 ] [ 14 ]
Царствование
[ редактировать ]Основание Королевства Бенин
[ редактировать ]После изгнания Оводо, последнего правителя из династии Огисо , из-за его действий регион Бенин охватил период неопределенности. [ 19 ] [ 17 ] В эту неспокойную эпоху Эвиан стал стабилизирующей силой в администрации Бенина, известной своей ролью в подчинении Осогана. [ 15 ] [ 19 ]
Правление Эвиана, продолжавшееся почти четыре десятилетия, принесло стабильность в регион, но также вызвало споры. [ 14 ] В последние годы жизни Эвиан назначил своим преемником своего сына Огиамиена. [ 5 ] [ 13 ] Однако это решение встретило сопротивление со стороны некоторых людей Эдо, которые утверждали, что трон должен быть зарезервирован для представителей королевского происхождения, а не простолюдинов, таких как семья Эвиана. [ 5 ] [ 17 ] Возглавляемое видным деятелем Олихой, возникло движение за восстановление монарха на троне. [ 16 ] [ 19 ]
Это волнение привело к внутреннему конфликту, побудив группу старейшин во главе с Олихой отправиться на поиски Икаладерхана, изгнанного сына последнего Огисо, Оводо. [ 3 ] Икаладерхан нашел убежище в Ухе, известном сегодня как Ифе. [ 19 ] Достигнув Ухе, поисковая группа обнаружила, что Икаладерхан принял королевский статус. [ 17 ] Несмотря на все усилия, Икаладерхан, ныне известный как Одудува, не хотел возвращаться в Бенин. [ 19 ] Однако он согласился послать своего сына, чтобы оценить преданность народа Эдо своему королю. [ 16 ] [ 19 ]
В 1170 году нашей эры Одудува отправил своего сына Оромияна в Бенин. [ 13 ] В качестве проверки их лояльности Одудува предложил жителям Эдо в течение трех лет ухаживать за обыкновенной вшей. Успешное выполнение этой необычной задачи убедило Одудуву в преданности народа своему королю. [ 14 ] [ 13 ]
Прибытие Оромияна в Бенин
[ редактировать ]Прибытие Оромияна в Бенин встретило сопротивление со стороны Огиамиена, который контролировал город под его управлением. Оромийцы поселились в Усаме, на окраине Бенина, при поддержке Эдиона , «Старейшин», во главе с вождём Олихой. [ 20 ] [ 18 ] Оромиян столкнулся с проблемами из-за своего происхождения из племени йоруба, поскольку он родился и вырос на земле йоруба, несмотря на то, что он был бенинским наследником по отцу Икаладерхану. [ 7 ]
Оромиян боролся с бенинским языком и культурой, не имея возможности преодолеть культурный разрыв. [ 17 ] Кроме того, Огиамиен вместе с соперничающими вождями, борющимися за корону, создал враждебную среду, омрачившую правление Оранмияна. [ 21 ] В конце концов он отказался от своего положения и назвал землю Эдо Иль Ибину , «землей раздражения и досады». [ 19 ] [ 21 ] Он заявил, что королевством может управлять только тот, кто знаком с культурой и традициями Бенина. Затем Оромиян вернулся в Ухе (Ифе). [ 7 ]
На обратном пути в Ухе Оромиян ненадолго остановился в Эго, где у него родился ребенок от принцессы Эримвинде, дочери Эноги Эго. [ 14 ] Ребенок в раннем возрасте столкнулся с трудностями в речи. [ 14 ] Однако при поддержке своего отца, основавшего династию Алафинов в Ойо, ребенок преодолел это испытание. Во время игры в шарики с другими детьми он воскликнул «Овомика», которое позже было преобразовано в «Эвека». [ 16 ]
Эвека I: Первый король
[ редактировать ]Более 30 лет администрация Бенин-Сити оставалась в руках семьи Огиамиен до 1200 года нашей эры, когда на трон вступил молодой король Эвека I. [ 22 ] [ 23 ] Он правил королевством с помощью своего деда по материнской линии Огигора. [ 24 ] [ 20 ]
Эвека I ознаменовал конец династии Огисо и основание Обашипа в Бенине. [ 23 ] [ 5 ] Происхождение термина «Оба» остается предметом споров: некоторые предполагают влияние йоруба, в то время как другие приписывают его первому Огисо, Обагодо. [ 23 ] [ 22 ] Независимо от своего происхождения, термин «Оба» начал обозначать королевскую власть во время правления Оба Эвека I в 1200 году нашей эры. [ 14 ] [ 5 ]
Правление Оба Эвеки I стало важным моментом в истории Королевства Бенин , подготовив почву для правления его преемников, в том числе Оба Увахуахена и Оба Эхенмихена. [ 23 ] [ 14 ]
Смерть
[ редактировать ]Смерть Эвеки I, первого Оба Королевства Бенин, ознаменовала важный этап в истории королевства. [ 17 ] [ 20 ] Его кончина в 1235 году означала как завершение его длительного правления, так и переход руководства к его преемникам. [ 5 ] [ 25 ]
Считается, что смерть Эвеки I, о которой исторические записи сохранились ограниченно, произошла в Бенин-Сити, столице его королевства. [ 17 ] [ 18 ] Это последовало за 35-летним правлением, в течение которого он руководил периодом трансформации и консолидации. [ 16 ] [ 25 ]
Будучи первым Оба Бенина, Эвека I оказал большое влияние на политический и культурный ландшафт королевства. Его правление ознаменовало создание Обашипа, что ознаменовало конец династии Огисо. [ 26 ] Наследие Эвеки I проложило путь его преемникам для реализации его видения Королевства Бенин. [ 5 ]
После смерти Эвеки I руководство перешло к его сыну Оба Увахуахену. [ 26 ] Хотя правление Эвеки I привело к значительным изменениям и консолидации власти, его смерть способствовала плавной передаче власти внутри династии Бенина. [ 5 ] [ 3 ]
Конкретные обстоятельства смерти Эвеки I и любые связанные с ней ритуалы и обычаи могут оставаться неясными с течением времени. [ 25 ] [ 20 ] Тем не менее, его наследие как первого Оба Бенина и катализатора перехода королевства от династии Огисо сохранилось в исторических отчетах. [ 5 ] [ 27 ]
Наследие
[ редактировать ]Наследие Оба Эвеки I неизгладимо врезалось в историю Королевства Бенин, ознаменовав эпоху преобразований, которая навсегда изменила траекторию управления, культуры и традиций королевства. [ 27 ] Будучи первым Оба в Бенине, его правление, начавшееся в 1200 году нашей эры и продолжавшееся 35 лет до его смерти в 1235 году нашей эры, подготовило почву для длинной линии выдающихся правителей и заложило основу для прочного Обашипа в Бенине. [ 27 ]
Самое глубокое наследие Эвеки I заключается в его роли архитектора перехода от династии Огисо к Обашипу. Его правление ознаменовало конец многовековой системы управления, характеризовавшейся Огисо, и положило начало новой эпохе, отмеченной властью Оба. [ 27 ] Под его руководством в королевстве произошла консолидация власти и переход к централизованному управлению, что укрепило авторитет монарха.
Термин «Оба», обозначающий королевскую власть, начал укореняться во время правления Эвеки I. [ 5 ] Хотя его точное происхождение остается предметом споров, его популяризация и связь с королевской властью могут быть приписаны этому дальновидному монарху. Концепция Обашипа, определенная и установленная Эвекой I, продолжает формировать идентичность Королевства Бенин и его традиционные институты. [ 5 ] [ 28 ]
Акцент Эвеки I на важности правителей, образованных в культуре и традициях Бенина, был определяющим аспектом его наследия. [ 28 ] Решение его отца отказаться от своих претензий на трон, сославшись на культурный разрыв между ним и народом, укрепило идею о том, что только тот, кто глубоко укоренен в обычаях и наследии Бенина, может эффективно руководить королевством. Этот принцип сохранялся на протяжении веков, влияя на выбор и образование последующих Оба. [ 5 ] [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Розе 1984 , стр. 213.
- ^ Jump up to: а б с д Аке-Осу 1992 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Розе и Бондаренко 2003 , с. 57.
- ^ Малакэ 1998 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Совет 2018 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с «Королевство Бенин» . BBC Bitesize . 19 сентября 2023 года. Архивировано из оригинала 29 июня 2021 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эддо 2015 , стр. 33.
- ^ Jump up to: а б с д и Рот 1903 , с. 45.
- ^ Малакэ 1998 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с П 1995 , с. 26.
- ^ Малакэ 1998 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Райдер 1969 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с д и Патологоанатом 2011 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Егаревба 1968 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с Эвека 1998 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Коронационная речь Оба Эвуаре 2016» . Скрибд . 5 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 23 января 2023 года . Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Брэдбери и Мортон-Уильямс 2018 , с. 334-336.
- ^ Jump up to: а б с Отредактировано в 1952 году .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Усман и Фалола 2019 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д Зейл, Фемке ван (12 ноября 2016 г.). «Оба Королевства Бенин: история монархии — искусство и культура» . Аль Джазира . Архивировано из оригинала 30 ноября 2023 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Банколе, Идову (29 декабря 2023 г.). «Бенинский принц, основавший Иль-Ифе» . Новости Авангарда . Архивировано из оригинала 23 мая 2024 года . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Королевство Бенин» . Национальное географическое общество . 20 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 10 декабря 2023 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Эйзенхофер и Егаревба 1995 , стр. 141–163.
- ^ Эзра, К. (1992). Королевское искусство Бенина: Коллекция Перлза в Метрополитен-музее . Метрополитен-музей. ISBN 978-0-87099-633-7 . Архивировано из оригинала 11 мая 2024 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Эрибаке, Акинтайо (1 мая 2016 г.). «БЕНИНСКОЕ КОРОЛЕВСТВО: Как появится новый Оба» . Новости Авангарда . Архивировано из оригинала 11 мая 2024 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Буарагон 1897 г.
- ^ Jump up to: а б с д Планкенштейнер и др. 2007 , стр. 43.
- ^ Jump up to: а б с Миллар 1997 .
Библиография
[ редактировать ]- Малаке, Д. (1998). Королевство Бенин . Первая книга. Ф. Уоттс. ISBN 978-0-531-20279-1 . Архивировано из оригинала 5 октября 2023 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Эвека, И. (1998). От рассвета до заката: Народные сказки Бенина . Фрэнк Касс. ISBN 978-0-7146-4362-5 . Архивировано из оригинала 14 октября 2023 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Аке-Осу, Калифорния (1992). История Великого Эдо Нори Иси, Королевства Иси-Иле-Уку, «Исселе-Уку»: основано в 1230 году нашей эры, основано Оги (королем) Увадиайе, создано Оба Эвека 1 из Бенинской империи: и возникновение Могучий Уму-Эзехимас . Этукокву. Архивировано из оригинала 5 октября 2023 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Эддо, Ф. (2015). Последняя африканская империя . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1-5173-9423-3 . Архивировано из оригинала 5 октября 2023 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Егаревба, Ю. (1968). Краткая история Бенина . Издательство Ибаданского университета. ISBN 978-978-121-239-0 . Архивировано из оригинала 5 октября 2023 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Совет директоров, BTCE (2018). Бенинская монархия: антология истории Бенина . УЭЛЛС КРИМСОН. ISBN 978-978-54734-1-4 . Проверено 5 октября 2023 г.
- П. БЕНА (1995). ИСКУССТВО БЕНИНА 2E PB (на голландском языке). Смитсоновский институт. ISBN 978-1-56098-610-2 . Архивировано из оригинала 10 октября 2023 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Усман, А.; Фалола, Т. (2019). Йоруба от предыстории до наших дней . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-06460-7 . Архивировано из оригинала 11 мая 2024 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Олупона, Дж. (2011). Город 201 бога: Иль-Ифе во времени, пространстве и воображении . Электронная книга ACLS по гуманитарным наукам. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-26556-1 . Архивировано из оригинала 11 мая 2024 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Брэдбери, RE; Мортон-Уильямс, П. (2018). Бенинские исследования (на немецком языке). Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-03124-0 . Архивировано из оригинала 5 октября 2023 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Райдер, АФК (1969). Бенин и европейцы, 1485–1897 гг . Серия историй Ибадана. Гуманитарная пресса. Архивировано из оригинала 6 октября 2023 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Эйзенхофер, Стефан; Егаревба, Джейкоб (1995). «Истоки королевской власти Бенина в творчестве Якоба Эгаревбы» . История в Африке . 22 . Издательство Кембриджского университета: 141–163. дои : 10.2307/3171912 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3171912 . S2CID 161445279 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2023 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Планкенштейнер, Б.; Музей Фюр Фолькеркунде (Австрия); Музей на набережной Бранли (Париж); Этнологический музей Берлина; Институт искусств Чикаго (2007). Бенинские короли и ритуалы: придворное искусство Нигерии . Снук. ISBN 978-90-5349-626-8 . Архивировано из оригинала 14 марта 2024 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Рот, HL (1903). Великий Бенин; Его обычаи, искусство и ужасы . Книги Метро. ISBN 978-0-8411-0075-6 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Роуз, премьер-министр; Бондаренко, Д.М. (2003). Популярная история Бенина: взлет и падение могучего лесного королевства . П. Ланг. ISBN 978-0-8204-6079-6 . Архивировано из оригинала 11 мая 2024 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Егаревба, Ю. (1952). Город Бенин . Принтеры Агебор. Архивировано из оригинала 11 мая 2024 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Миллар, Х. (1997). Королевство Бенин в Западной Африке . Культуры прошлого. Эталонные книги. ISBN 978-0-7614-0088-2 . Архивировано из оригинала 16 февраля 2024 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Буасрагон, AM (1897). Бенинская резня . Метуэн. Архивировано из оригинала 11 мая 2024 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- Роуз, Питер М. (1984). «Королевство Бенин – от истоков до 1485 года» . Антропос . 79 (1/3). Институт Антропоса: 191–222. ISSN 0257-9774 . JSTOR 40460800 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2023 года . Проверено 6 декабря 2023 г.