Jump to content

Эведо

Эведо
Оба из Бенина
Оба из Бенина
Царствование 1255 г. – 1280 г. н.э.
Предшественник Ээнмихен
Преемник Не считай
Рожденный Угбо-Маган, колонизированный Махином , Нигерия.
Умер 1280 г. н.э.
Проблема
Дом Эвека я
Отец Ээнмихен

Эведо , первоначально известный как принц Эфабо , был четвертым Оба Королевства Бенин , который правил с ок. 1255 г. н. э. – ок. 1280 год нашей эры . Он был единственным сыном и преемником Ээнмихена . Ему приписывают перенос резиденции своего правительства из Усамы на нынешнее место дворца , введение различных богов и законов, а также изменение названия страны с Иль или Иль-Ибину на Убини ( Бенин ). Он также реформировал политическую и административную систему королевства, установил дворцовую бюрократию и расширил территорию и влияние Бенина.

Королевство Бенин было одним из старейших и наиболее влиятельных государств Западной Африки . [ 1 ] Согласно устной традиции, он был основан Огисо ( что означает «цари неба» или «правители небес»), которые правили из мифического города под названием Игодомигодо . Династия Огисо просуществовала около 31 поколения, пока последний Огисо, Оводо, не был свергнут группой старейшин во главе с вождём Одионом. [ 2 ] Затем старейшины отправили эмиссара в Ифе , могущественный город-государство йоруба, чтобы попросить короля, который был бы родственником Огисо. [ 3 ]

Королем, которого они получили, был Оранмиян, сын Одудувы , легендарного предка народа йоруба . Оранмияну было трудно управлять народом Игодомигодо, которого он назвал «досадным». В конце концов он отказался от своего трона и вернулся в Ифе, оставив после себя сына Эвеку, который родился у принцессы Егора по имени Эримвинде. [ 4 ] Эвека стал первым Оба (что означает «король» или «правитель») Бенина и сменил имя на Эвека I. [ 5 ] Он укрепил свою власть, победив оставшихся сторонников Огисо и расширив свои владения. Он также инициировал серию культурных и религиозных реформ, в которых смешались элементы традиций Ифе и Огисо. [ 6 ]

Ранняя жизнь и коронация

[ редактировать ]

Эведо родился от женщины, которая, как говорили, была женой вождя Королевства Бенин. [ 7 ] Она была беременна от Эхенмихена, сына Оба Эвеки I. [ 8 ] Чтобы избежать неприятностей с вождём, её продали в рабство илажецу из Уго-Махина , который освободил её, когда обнаружил, что она беременна. [ 9 ] Она родила сына и назвала его Эфабо. [ 10 ] Эфабо вырос среди илайе, где он познакомился с энеха, певцами танцевальной группы под названием Эвини. [ 11 ]

Эфабо, будучи единственным наследником Оба Эхенмихена , был затем передан на попечение священника Угбо при жизни своего отца. [ 12 ] После кончины своего отца принц Эфабо вернулся домой и взошел на трон Оба в Усаме, приняв королевский титул Эведо. [ 12 ] Перед своей коронацией он все больше беспокоился о влиянии и авторитете, которым обладали Узама Нихинрон (Создатели королей), которые соперничали с властью Оба. [ 12 ] В ответ он решил перенести резиденцию своего правительства из Усамы, расположенной среди Узама Нихинрон, на нынешнее место дворца. [ 12 ] Сотрудничая с Огиамвеном, грозным вождем, владевшим землей, предназначенной для дворца, Эведо незаметно организовал необходимую подготовку к своему переезду без предварительного уведомления Узама Нихинрон до дня своей коронации. [ 12 ]

Битва при Экиокпаге

[ редактировать ]

Покидая Усаму вскоре после своей коронации, Эведо применил стратегическую уловку, надев на шею белую курицу. [ 12 ] Он столкнулся с препятствиями, подобными тем, с которыми столкнулся его прадед, принц Оранмиян , от паромщика на реке Овиа . [ 12 ] Исехерхе, землевладелец между Усамой и дворцом, сначала отказался пройти. [ 12 ] Чтобы преодолеть это препятствие, был построен мост, и Исехерхе разрешил проезд после уплаты пошлины, состоящей из жены и суммы денег, известной как угиамвен, которая теперь эквивалентна шести шиллингам и шести пенсам. [ 12 ] Приземлившись с моста, вооруженный Огиамвен попытался заблокировать въезд Оба в город, призывая его вернуться в Ифе, родину его отца. [ 12 ] Несмотря на то, что Огиамвен схватил курицу с шеи Оба, вмешались королевские войска, позволив Оба обосноваться на месте нынешнего дворца, в то время как Огиамвен удалился в свой квартал. [ 12 ]

Для честного противостояния был отведен оговоренный семидневный срок. [ 12 ] Во время этого столкновения Олиха-Огиамвен, лидер войск Огиамвена, встретил свою кончину, а Огиамвен, впоследствии преследуемый и побежденный при Экиокпаге, в конце концов сдался и примирился с Оба. [ 12 ] Договор Экиокпага привел к тому, что Огиамвен был назначен вождем, сохранив в качестве титула свое прозвище Огиамвен. [ 12 ] С тех пор каждый Оба в день своей коронации должен пересечь мост в квартале Исехерхе и на седьмой день вступить в церемониальный бой с Огиамвен в ознаменование победы этого дня. [ 12 ]

Эведо получил королевский табурет Огисо у Огиамвена для своего личного пользования и инициировал строительство нынешнего дворца на земле, ранее использовавшейся в качестве общественного кладбища во время правления Огисо и республиканских правителей. [ 12 ]

Царствование

[ редактировать ]

Реформы и инновации

[ редактировать ]

Эведо, утверждая свою верховную власть, внес существенные церемониальные изменения, заставив всех вождей стоять в его присутствии, что является отходом от предыдущей практики, когда Узама оставался сидящим. [ 13 ] Кроме того, он запретил им владеть государственными мечами (ада) и присваивать титулы. [ 14 ] Несмотря на это снижение своего статуса, Узама сохранили значительное влияние в Бенине, и исторические источники предполагают, что в последующее правление они возглавили восстание против Оба. [ 15 ] Эведо также приписывают введение различных божеств, правовые реформы и создание иерархической системы вождей, посвященных дворцу. [ 16 ] Это заложило основу для сложной структуры дворцовых чиновников, насчитывавших сотни человек, служивших Оба. [ 17 ] Эти чиновники стремились подняться по тщательно выстроенной лестнице званий, кульминацией которой были конкретные титулы, присваиваемые Оба по его усмотрению. [ 18 ]

Хотя дворцовая организация на протяжении веков претерпевала многочисленные усовершенствования, форма, которую она приняла в девятнадцатом веке, похоже, соответствует структуре, установленной Эведо. [ 19 ] Слуги Оба принадлежали к одной из трех дворцовых ассоциаций, каждая из которых имела свои обязанности в доме. [ 20 ] Старшая ассоциация, Ивебо, первоначально управляла гардеробом и регалиями Оба. [ 21 ] Со временем он превратился в надзор за финансовыми и торговыми вопросами под руководством Уванге, титула, приписываемого Эведо. [ 22 ] Вторая ассоциация, Ивегуаэ, состояла из личных помощников и домашней прислуги Оба во главе с Эсере. [ 23 ] Третья ассоциация, Ибиве, отвечала за обслуживание жен и детей Оба, а ее старший руководитель Осодин ведет свое происхождение от Эведо. [ 24 ] Строгое разделение функций и ограничение каждой ассоциации в определенных помещениях во дворце способствовали соперничеству и соперничеству — важнейшему элементу политической структуры Бенина. [ 25 ] позволяя проницательному Оба уравновешивать фракции и сохранять независимость в качестве окончательного арбитра между могущественными подданными. [ 26 ] И наоборот, слабый монарх рисковал попасть в ловушку своей собственной амбициозной семьи. [ 27 ]

Еще одним примечательным аспектом правительственной трансформации Эведо было его решение переименовать свой штат в Убини. [ 28 ] Точное значение этого имени в традиционных источниках остается неясным, и, что интересно, оно, по-видимому, имеет неэдоское происхождение. [ 29 ] Предполагается, что это имя может отражать Эведо и его сторонников, представляя инопланетный элемент, привнесенный новой династией. [ 30 ] Его победа в этой борьбе ознаменовала господство этого элемента над Эдо после периода непростого сосуществования и компромиссов. [ 31 ]

Эвини музыка

[ редактировать ]

Эведо приписывают появление в Бенине музыки Эвини в 1255 году нашей эры, которая стала символом авторитета и престижа Оба. [ 32 ] Музыка эвини зародилась у народа иладже , жившего вдоль побережья Западной Африки, в городе под названием Угбо-Маган, который британские колонизаторы называли Махином . [ 33 ] Когда Эфабо стал Оба с титулом Эведо, он привез танец Эвини в Бенин. Он был членом танцевальной группы Эвини в Уго-Махине. [ 34 ] Он разместил группу в квартале Огбелака в Бенин-Сити , и с тех пор каждый Оба использовал музыку Эвини для каждого важного случая, церемоний и фестивалей. [ 35 ] Оба из Бенина может демонстрировать свои танцевальные движения и бить в барабаны, когда играет музыка Эвини. [ 36 ] Это видно во время фестиваля Уги-Эмобо, когда Оба начинает свой танец с ударов в барабаны. [ 37 ]

Расширение и завоевание

[ редактировать ]

Эведо заложил основу для расширения Бенина посредством военных завоеваний, что является отходом от предыдущей медленной колонизации, которая допускала лишь минимальный территориальный рост. [ 38 ] Этот сдвиг в сторону более милитаристского подхода в Бенине можно объяснить внедрением передовых вооружений и методов ведения войны. [ 39 ] С этой династией часто связывают появление лошадей и определенных типов луков и мечей. [ 40 ] Внедрение новых организационных методов, которые привели к более специализированной государственной функции и авторитарному контролю, вероятно, способствовало способности Бенина эффективно мобилизовать свои ресурсы для войны. [ 41 ]

Традиция гласит, что регион, окружающий Бенин-Сити, был известен как Огодомигодо в эпоху Огисо . Сообщается, что первый лидер новой династии переименовал ее в Иле-Ибину (земля недовольства) из-за сопротивления, с которым он столкнулся там. Считается, что позже Эведо изменил это имя на Убини. [ 42 ]

Эведо умер в 1280 году нашей эры, проправив около 25 лет и родив двух сыновей: Обуобу - первого, а Огулу - второго. [ 43 ]

Наследие и преемственность

[ редактировать ]

Эведо помнят как одного из самых мудрых и эффективных Оба Бенина. [ 44 ] Он ввел в действие благотворные законы и основал тюрьму, названную в его честь Эведо, где нарушителей закона держали до 1897 года. [ 45 ] Он представил различные титулы, такие как Уванге, Хранитель гардероба Оба; Эсехурхе, летописец кончины Обаса; и Осодин и Усо, Стражи гарема Оба. [ 46 ] Он также постановил, что только Олиха должен короновать Оба Бенина и что он и другие Узама Нихинрон больше не должны раздавать титулы. [ 47 ] Полномочия присваивать титулы позже были переданы Иясэ Бенина, который делает это от имени Оба. [ 48 ]

Эведо сохранил связь с домом своих предков посредством ритуалов, совершаемых при коронации и смерти каждого Оба. [ 49 ] Во время этих событий Обас получил медные символы власти от духовного лидера своей династии, известного в Бенине как Огене или Великий Лорд. [ 50 ] Говорят, что Оба Огуола , преемник Эведо, воспользовался услугами медного мастера из Огене, который познакомил Бенин с искусством литья по выплавляемым моделям латуни, тем самым основав ремесло, тесно связанное с светской и духовной властью династии. [ 51 ] После смерти Оба его тело или его части отправлялись в Оген для церемониального захоронения. [ 52 ] Эта практика позволила династии сохранить связь с источником своего мистического авторитета, что, возможно, сыграло роль в ее первоначальном принятии Эдо. [ 53 ]

Правление Эведо было долгим и мирным, и он оставил после себя двух сыновей. [ 54 ] Ему наследовал его второй сын, принц Огуола , поскольку первый сын, принц Обуобу, предпринял поход на Игболанд , где провел несколько лет, участвуя в войне. [ 55 ] В его отсутствие, а также после смерти и последующих погребальных обрядов Эведо, принц Огуола, второй сын Эведо, взошел на трон и стал пятым Оба Бенина . [ 56 ] По возвращении принца Обуобу в Бенин-Сити три года спустя он был назначен Оги Авбиамы, став первым носителем этого титула. [ 57 ]

  1. ^ Кутонин, Мавуна (18 марта 2016 г.). «История городов №5: Бенин-Сити, могучая средневековая столица, теперь бесследно потерянная» . Хранитель . Проверено 22 ноября 2023 г.
  2. ^ Эйзенхофер 1995 , с. 142.
  3. ^ Райдер 1969 , с. 11.
  4. ^ Райдер 1969 , с. 12.
  5. ^ Райдер 1969 , с. 13.
  6. ^ Райдер 1969 , с. 14.
  7. ^ Идзу 2012 , с. 54: «Говорят, что мать Эфабо была женой вождя Бенина».
  8. ^ Идзу 2012 , с. 54: «Сын Эвеки, которого я звал Ээнминхен, оплодотворил ее...».
  9. ^ Идзу 2012 , с. 54, «...и чтобы избежать неприятностей с вождём, она была продана в рабство. Купивший ее мужчина-иладже из Уго-Махина (Махина) вскоре обнаружил, что она беременна, и когда его спросили, кто ее оплодотворил, она сказала, что это был принц Ээнминхен, сын Оба Эвеки I. Затем этот человек освободил ее...».
  10. ^ Идзу 2012 , с. 54: «...и родила она сына и назвала его Эфабо».
  11. ^ Идзу 2012 , с. 54: «Эфабо вырос в Илаже, где он познакомился с Энеха, певцами танцевальной группы Эвини».
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Егаревба 1968 , с. 9.
  13. ^ Райдер 1969 , с. 5: «Эведо символизировал свое принятие верховной власти несколькими изменениями в церемониях, такими как принуждение всех вождей стоять в его присутствии - раньше Узама оставался сидеть...».
  14. ^ Райдер 1969 , с. 5, «...— и запрещая им использовать государственные мечи (ада) или присваивать титулы».
  15. ^ Райдер 1969 , с. 5: «Даже несмотря на то, что их статус был снижен, Узама оставался великой державой в Бенине, и традиция утверждает, что в более позднее время правления они возглавили восстание против правителя».
  16. ^ Райдер 1969 , с. 5: «Другими важными нововведениями, приписываемыми Эведо, являются строительство нового дворца отдельно от поместий вождей и организация иерархии вождей для обслуживания дворца».
  17. ^ Райдер 1969 , с. 5: «С этого момента должна была возникнуть сложная структура дворцовых чиновников, состоящая из многих сотен мужчин и женщин, преданных службе Оба...».
  18. ^ Райдер 1969 , с. 5, «...и стремился подняться по тщательно выстроенной лестнице рангов, на вершине которой стоял ряд индивидуальных титулов, которые были подарены Оба и к которым он мог добавить по своему усмотрению».
  19. ^ Райдер 1969 , с. 5: «Хотя на протяжении веков в дворцовую организацию было введено множество титулов и усовершенствований, форма, которую она приняла к девятнадцатому веку, по-видимому, все еще соответствовала образцу, установленному Эведо».
  20. ^ Райдер 1969 , с. 5, «Слуги Оба принадлежали к одному из трёх дворцовых объединений, между которыми распределялись обязанности по его хозяйству.».
  21. ^ Райдер 1969 , с. 5–6: «Старшая ассоциация /webo первоначально взяла на себя ответственность за гардероб Оба, включая его регалии;...».
  22. ^ Райдер 1969 , с. 6: «...и со временем, как и многие подобные департаменты в королевских домах средневековой Европы, он также приобрел общий надзор в вопросах финансов и торговли».
  23. ^ Райдер 1969 , с. 6: «Его лидером был — и остается — Уванге, титул, который, как говорят, был создан Эведо. Ивегуаэ, вторая ассоциация, включала в себя личных помощников правителя и домашних слуг под руководством Эсере».
  24. ^ Райдер 1969 , с. 6: «Поскольку последний титул имеет более позднее происхождение, чем титул Уманге — почти на двести лет позже, согласно хронологии Эгаревбы, — вполне возможно, что функции Ивегуэ первоначально были разделены между Ивебо и третьей ассоциацией, Ибиве. Эта последняя группа вассалов в последние столетия отвечала только за обслуживание жен и детей Оба, титул ее старшего вождя Осодина восходит к Эведо».
  25. ^ Райдер 1969 , с. 6: «Строгое разделение функций и ограничение каждой ассоциации собственными помещениями внутри дворца помогли зародить среди них тот дух соперничества и соперничества, который был важным элементом в политической структуре государства Бенин...» .
  26. ^ Райдер 1969 , с. 6, «...позволяя проницательному Оба нейтрализовать фракции и сохранить свою независимость в качестве окончательного арбитра среди своих более могущественных подданных».
  27. ^ Райдер 1969 , с. 6: «Слабый монарх, с другой стороны, может стать пленником своего собственного иерархического, амбициозного дома».
  28. ^ Райдер 1969 , с. 6: «Достойна упоминания еще одна особенность революции в правительстве Эведо: это было его решение переименовать свой штат в Убини».
  29. ^ Райдер 1969 , с. 6: «Значение этого имени не объяснено традицией удовлетворительно, и особенно интересно то, что оно, по-видимому, имеет неэдоское происхождение».
  30. ^ Райдер 1969 , с. 6: «Возможно, это указывает на то, что Эведо и его сторонники в борьбе с бенинскими вождями все еще представляли чужеродный элемент, привнесенный новой династией...».
  31. ^ Райдер 1969 , с. 6, «...и что его победа ознаменовала триумф этого элемента над Эдо после непростого периода сосуществования и компромисса».
  32. ^ Идзу 2012 , с. 54: «Музыка Эвини возникла во время правления Оба Эведо в 1255 году нашей эры».
  33. ^ Идзу 2012 , с. 54.
  34. ^ Идзу 2012 , с. 54: «Когда принц Эфабо стал Оба с титулом Эведо, он привез танец Эвини в Бенин».
  35. ^ Идзу 2012 , с. 54: «Группа разместилась в квартале Огбелака в Бенин-Сити, и с тех пор каждый Оба использовал музыку Эвини для каждого важного случая, церемоний и фестивалей».
  36. ^ Идзу 2012 , с. 54: «Именно во время исполнения музыки Эвини Оба Бенина может танцевать свои шаги и бить в барабаны».
  37. ^ Идзу 2012 , с. 54: «Это можно увидеть во время фестиваля Уги-Эмобо, когда Оба ударяет в барабаны, чтобы начать свой танец».
  38. ^ Райдер 1969 , с. 6: «Помимо открытия новой эры в политическом развитии Бенина, Эведо также заложил основу для его расширения путем завоеваний, а не путем медленного процесса колонизации, посредством которого он до сих пор достиг лишь очень скромных пределов».
  39. ^ Райдер 1969 , с. 6: «Эта новая военная мощь и дух в Бенине, возможно, возникли частично в результате внедрения нового оружия и методов ведения войны;...».
  40. ^ Райдер 1969 , с. 6: «...Говорят, что лошади пришли в Бенин вместе с династией, и с ней связаны определенные типы луков и мечей».
  41. ^ Райдер 1969 , с. 6: «Почти наверняка сыграли свою роль новые методы организации, с большей специализацией функций внутри государства и более авторитарным контролем, что позволило Бенину собирать свои ресурсы для войны более эффективно, чем когда-либо прежде».
  42. ^ Райдер 1969 , с. 6.
  43. ^ Егаревба 1968 , с. 11.
  44. ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Он был одним из наших величайших и благоразумных Оба».
  45. ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Эведо издал хорошие и полезные законы и построил тюрьму, в которой содержались преступники. Тюрьма была известна как Эведо по его имени, ее смотрители - как Эригбо, а ее обитатели - как Эсеган, и она использовалась до 1897 года». .
  46. ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Он создал различные титулы, среди которых Уванге, Хозяин гардероба Оба; Эсехурхе, Регистратор смертей и т. д. каждого Оба; и Осодин и Усо, Хранители гарема Оба».
  47. ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Он также издал закон, согласно которому Олиха должен короновать только Оба Бенина и что он и другие Узама Нихинрон больше не должны присуждать титулы».
  48. ^ Егаревба 1968 , с. 10: «После этого право инвестировать титулы было передано Иясэ Бенина, который делает это от имени Оба».
  49. ^ Егаревба 1968 , с. 10: «В предыдущих случаях Обас получал символы власти, отлитые из латуни, от духовного главы их династии - властителя, известного в Бенине как Оген, или Великий Лорд».
  50. ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Из этого же источника считается, что Оба Огуола, преемник Эведо, получил услуги мастера по латуни, который основал в Бенине искусство литья cire perdue из латуни, основав таким образом ремесло, которое всегда было связано с светская и духовная власть династии.».
  51. ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Когда Оба умирал, его тело или некоторые его части переносили в Оген для ритуального захоронения».
  52. ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Таким образом, династия сохранила свою связь с источником своего мистического авторитета, что, возможно, способствовало ее первому принятию Эдо».
  53. ^ Егаревба 1968 , с. 10: «У него было долгое и мирное правление, и после смерти он оставил двух сыновей».
  54. ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Обуобу был старшим сыном Эведо и воинственным принцем. При жизни своего отца он возглавлял экспедицию в страну Ибо, где оставался в сражениях многие годы».
  55. ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Когда его не удалось найти и попросить вернуться домой, Огуола, второй сын Эведга, был возведен на трон Бенина после смерти и похорон его отца».
  56. ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Принц Обуобу вернулся в Бенин-Сити три года спустя и поэтому был назначен оги Авбиамы. Он был первым оги Авбиамы».

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Эведо
Родился: Неизвестен   Умер: 1280 г. н.э.
Царственные титулы
Предшественник Оба из Бенина
1255 г. – 1280 г. н.э.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5ee62dd41625f493555a382e93343291__1723908720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/91/5ee62dd41625f493555a382e93343291.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ewedo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)