Эведо
Эведо | |
---|---|
Оба из Бенина | |
Оба из Бенина | |
Царствование | 1255 г. – 1280 г. н.э. |
Предшественник | Ээнмихен |
Преемник | Не считай |
Рожденный | Угбо-Маган, колонизированный Махином , Нигерия. |
Умер | 1280 г. н.э. |
Проблема |
|
Дом | Эвека я |
Отец | Ээнмихен |
Эведо , первоначально известный как принц Эфабо , был четвертым Оба Королевства Бенин , который правил с ок. 1255 г. н. э. – ок. 1280 год нашей эры . Он был единственным сыном и преемником Ээнмихена . Ему приписывают перенос резиденции своего правительства из Усамы на нынешнее место дворца , введение различных богов и законов, а также изменение названия страны с Иль или Иль-Ибину на Убини ( Бенин ). Он также реформировал политическую и административную систему королевства, установил дворцовую бюрократию и расширил территорию и влияние Бенина.
Фон
[ редактировать ]Королевство Бенин было одним из старейших и наиболее влиятельных государств Западной Африки . [ 1 ] Согласно устной традиции, он был основан Огисо ( что означает «цари неба» или «правители небес»), которые правили из мифического города под названием Игодомигодо . Династия Огисо просуществовала около 31 поколения, пока последний Огисо, Оводо, не был свергнут группой старейшин во главе с вождём Одионом. [ 2 ] Затем старейшины отправили эмиссара в Ифе , могущественный город-государство йоруба, чтобы попросить короля, который был бы родственником Огисо. [ 3 ]
Королем, которого они получили, был Оранмиян, сын Одудувы , легендарного предка народа йоруба . Оранмияну было трудно управлять народом Игодомигодо, которого он назвал «досадным». В конце концов он отказался от своего трона и вернулся в Ифе, оставив после себя сына Эвеку, который родился у принцессы Егора по имени Эримвинде. [ 4 ] Эвека стал первым Оба (что означает «король» или «правитель») Бенина и сменил имя на Эвека I. [ 5 ] Он укрепил свою власть, победив оставшихся сторонников Огисо и расширив свои владения. Он также инициировал серию культурных и религиозных реформ, в которых смешались элементы традиций Ифе и Огисо. [ 6 ]
Ранняя жизнь и коронация
[ редактировать ]Эведо родился от женщины, которая, как говорили, была женой вождя Королевства Бенин. [ 7 ] Она была беременна от Эхенмихена, сына Оба Эвеки I. [ 8 ] Чтобы избежать неприятностей с вождём, её продали в рабство илажецу из Уго-Махина , который освободил её, когда обнаружил, что она беременна. [ 9 ] Она родила сына и назвала его Эфабо. [ 10 ] Эфабо вырос среди илайе, где он познакомился с энеха, певцами танцевальной группы под названием Эвини. [ 11 ]
Эфабо, будучи единственным наследником Оба Эхенмихена , был затем передан на попечение священника Угбо при жизни своего отца. [ 12 ] После кончины своего отца принц Эфабо вернулся домой и взошел на трон Оба в Усаме, приняв королевский титул Эведо. [ 12 ] Перед своей коронацией он все больше беспокоился о влиянии и авторитете, которым обладали Узама Нихинрон (Создатели королей), которые соперничали с властью Оба. [ 12 ] В ответ он решил перенести резиденцию своего правительства из Усамы, расположенной среди Узама Нихинрон, на нынешнее место дворца. [ 12 ] Сотрудничая с Огиамвеном, грозным вождем, владевшим землей, предназначенной для дворца, Эведо незаметно организовал необходимую подготовку к своему переезду без предварительного уведомления Узама Нихинрон до дня своей коронации. [ 12 ]
Битва при Экиокпаге
[ редактировать ]Покидая Усаму вскоре после своей коронации, Эведо применил стратегическую уловку, надев на шею белую курицу. [ 12 ] Он столкнулся с препятствиями, подобными тем, с которыми столкнулся его прадед, принц Оранмиян , от паромщика на реке Овиа . [ 12 ] Исехерхе, землевладелец между Усамой и дворцом, сначала отказался пройти. [ 12 ] Чтобы преодолеть это препятствие, был построен мост, и Исехерхе разрешил проезд после уплаты пошлины, состоящей из жены и суммы денег, известной как угиамвен, которая теперь эквивалентна шести шиллингам и шести пенсам. [ 12 ] Приземлившись с моста, вооруженный Огиамвен попытался заблокировать въезд Оба в город, призывая его вернуться в Ифе, родину его отца. [ 12 ] Несмотря на то, что Огиамвен схватил курицу с шеи Оба, вмешались королевские войска, позволив Оба обосноваться на месте нынешнего дворца, в то время как Огиамвен удалился в свой квартал. [ 12 ]
Для честного противостояния был отведен оговоренный семидневный срок. [ 12 ] Во время этого столкновения Олиха-Огиамвен, лидер войск Огиамвена, встретил свою кончину, а Огиамвен, впоследствии преследуемый и побежденный при Экиокпаге, в конце концов сдался и примирился с Оба. [ 12 ] Договор Экиокпага привел к тому, что Огиамвен был назначен вождем, сохранив в качестве титула свое прозвище Огиамвен. [ 12 ] С тех пор каждый Оба в день своей коронации должен пересечь мост в квартале Исехерхе и на седьмой день вступить в церемониальный бой с Огиамвен в ознаменование победы этого дня. [ 12 ]
Эведо получил королевский табурет Огисо у Огиамвена для своего личного пользования и инициировал строительство нынешнего дворца на земле, ранее использовавшейся в качестве общественного кладбища во время правления Огисо и республиканских правителей. [ 12 ]
Царствование
[ редактировать ]Реформы и инновации
[ редактировать ]Эведо, утверждая свою верховную власть, внес существенные церемониальные изменения, заставив всех вождей стоять в его присутствии, что является отходом от предыдущей практики, когда Узама оставался сидящим. [ 13 ] Кроме того, он запретил им владеть государственными мечами (ада) и присваивать титулы. [ 14 ] Несмотря на это снижение своего статуса, Узама сохранили значительное влияние в Бенине, и исторические источники предполагают, что в последующее правление они возглавили восстание против Оба. [ 15 ] Эведо также приписывают введение различных божеств, правовые реформы и создание иерархической системы вождей, посвященных дворцу. [ 16 ] Это заложило основу для сложной структуры дворцовых чиновников, насчитывавших сотни человек, служивших Оба. [ 17 ] Эти чиновники стремились подняться по тщательно выстроенной лестнице званий, кульминацией которой были конкретные титулы, присваиваемые Оба по его усмотрению. [ 18 ]
Хотя дворцовая организация на протяжении веков претерпевала многочисленные усовершенствования, форма, которую она приняла в девятнадцатом веке, похоже, соответствует структуре, установленной Эведо. [ 19 ] Слуги Оба принадлежали к одной из трех дворцовых ассоциаций, каждая из которых имела свои обязанности в доме. [ 20 ] Старшая ассоциация, Ивебо, первоначально управляла гардеробом и регалиями Оба. [ 21 ] Со временем он превратился в надзор за финансовыми и торговыми вопросами под руководством Уванге, титула, приписываемого Эведо. [ 22 ] Вторая ассоциация, Ивегуаэ, состояла из личных помощников и домашней прислуги Оба во главе с Эсере. [ 23 ] Третья ассоциация, Ибиве, отвечала за обслуживание жен и детей Оба, а ее старший руководитель Осодин ведет свое происхождение от Эведо. [ 24 ] Строгое разделение функций и ограничение каждой ассоциации в определенных помещениях во дворце способствовали соперничеству и соперничеству — важнейшему элементу политической структуры Бенина. [ 25 ] позволяя проницательному Оба уравновешивать фракции и сохранять независимость в качестве окончательного арбитра между могущественными подданными. [ 26 ] И наоборот, слабый монарх рисковал попасть в ловушку своей собственной амбициозной семьи. [ 27 ]
Еще одним примечательным аспектом правительственной трансформации Эведо было его решение переименовать свой штат в Убини. [ 28 ] Точное значение этого имени в традиционных источниках остается неясным, и, что интересно, оно, по-видимому, имеет неэдоское происхождение. [ 29 ] Предполагается, что это имя может отражать Эведо и его сторонников, представляя инопланетный элемент, привнесенный новой династией. [ 30 ] Его победа в этой борьбе ознаменовала господство этого элемента над Эдо после периода непростого сосуществования и компромиссов. [ 31 ]
Эвини музыка
[ редактировать ]Эведо приписывают появление в Бенине музыки Эвини в 1255 году нашей эры, которая стала символом авторитета и престижа Оба. [ 32 ] Музыка эвини зародилась у народа иладже , жившего вдоль побережья Западной Африки, в городе под названием Угбо-Маган, который британские колонизаторы называли Махином . [ 33 ] Когда Эфабо стал Оба с титулом Эведо, он привез танец Эвини в Бенин. Он был членом танцевальной группы Эвини в Уго-Махине. [ 34 ] Он разместил группу в квартале Огбелака в Бенин-Сити , и с тех пор каждый Оба использовал музыку Эвини для каждого важного случая, церемоний и фестивалей. [ 35 ] Оба из Бенина может демонстрировать свои танцевальные движения и бить в барабаны, когда играет музыка Эвини. [ 36 ] Это видно во время фестиваля Уги-Эмобо, когда Оба начинает свой танец с ударов в барабаны. [ 37 ]
Расширение и завоевание
[ редактировать ]Эведо заложил основу для расширения Бенина посредством военных завоеваний, что является отходом от предыдущей медленной колонизации, которая допускала лишь минимальный территориальный рост. [ 38 ] Этот сдвиг в сторону более милитаристского подхода в Бенине можно объяснить внедрением передовых вооружений и методов ведения войны. [ 39 ] С этой династией часто связывают появление лошадей и определенных типов луков и мечей. [ 40 ] Внедрение новых организационных методов, которые привели к более специализированной государственной функции и авторитарному контролю, вероятно, способствовало способности Бенина эффективно мобилизовать свои ресурсы для войны. [ 41 ]
Традиция гласит, что регион, окружающий Бенин-Сити, был известен как Огодомигодо в эпоху Огисо . Сообщается, что первый лидер новой династии переименовал ее в Иле-Ибину (земля недовольства) из-за сопротивления, с которым он столкнулся там. Считается, что позже Эведо изменил это имя на Убини. [ 42 ]
Смерть
[ редактировать ]Эведо умер в 1280 году нашей эры, проправив около 25 лет и родив двух сыновей: Обуобу - первого, а Огулу - второго. [ 43 ]
Наследие и преемственность
[ редактировать ]Эведо помнят как одного из самых мудрых и эффективных Оба Бенина. [ 44 ] Он ввел в действие благотворные законы и основал тюрьму, названную в его честь Эведо, где нарушителей закона держали до 1897 года. [ 45 ] Он представил различные титулы, такие как Уванге, Хранитель гардероба Оба; Эсехурхе, летописец кончины Обаса; и Осодин и Усо, Стражи гарема Оба. [ 46 ] Он также постановил, что только Олиха должен короновать Оба Бенина и что он и другие Узама Нихинрон больше не должны раздавать титулы. [ 47 ] Полномочия присваивать титулы позже были переданы Иясэ Бенина, который делает это от имени Оба. [ 48 ]
Эведо сохранил связь с домом своих предков посредством ритуалов, совершаемых при коронации и смерти каждого Оба. [ 49 ] Во время этих событий Обас получил медные символы власти от духовного лидера своей династии, известного в Бенине как Огене или Великий Лорд. [ 50 ] Говорят, что Оба Огуола , преемник Эведо, воспользовался услугами медного мастера из Огене, который познакомил Бенин с искусством литья по выплавляемым моделям латуни, тем самым основав ремесло, тесно связанное с светской и духовной властью династии. [ 51 ] После смерти Оба его тело или его части отправлялись в Оген для церемониального захоронения. [ 52 ] Эта практика позволила династии сохранить связь с источником своего мистического авторитета, что, возможно, сыграло роль в ее первоначальном принятии Эдо. [ 53 ]
Правление Эведо было долгим и мирным, и он оставил после себя двух сыновей. [ 54 ] Ему наследовал его второй сын, принц Огуола , поскольку первый сын, принц Обуобу, предпринял поход на Игболанд , где провел несколько лет, участвуя в войне. [ 55 ] В его отсутствие, а также после смерти и последующих погребальных обрядов Эведо, принц Огуола, второй сын Эведо, взошел на трон и стал пятым Оба Бенина . [ 56 ] По возвращении принца Обуобу в Бенин-Сити три года спустя он был назначен Оги Авбиамы, став первым носителем этого титула. [ 57 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кутонин, Мавуна (18 марта 2016 г.). «История городов №5: Бенин-Сити, могучая средневековая столица, теперь бесследно потерянная» . Хранитель . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Эйзенхофер 1995 , с. 142.
- ^ Райдер 1969 , с. 11.
- ^ Райдер 1969 , с. 12.
- ^ Райдер 1969 , с. 13.
- ^ Райдер 1969 , с. 14.
- ^ Идзу 2012 , с. 54: «Говорят, что мать Эфабо была женой вождя Бенина».
- ^ Идзу 2012 , с. 54: «Сын Эвеки, которого я звал Ээнминхен, оплодотворил ее...».
- ^ Идзу 2012 , с. 54, «...и чтобы избежать неприятностей с вождём, она была продана в рабство. Купивший ее мужчина-иладже из Уго-Махина (Махина) вскоре обнаружил, что она беременна, и когда его спросили, кто ее оплодотворил, она сказала, что это был принц Ээнминхен, сын Оба Эвеки I. Затем этот человек освободил ее...».
- ^ Идзу 2012 , с. 54: «...и родила она сына и назвала его Эфабо».
- ^ Идзу 2012 , с. 54: «Эфабо вырос в Илаже, где он познакомился с Энеха, певцами танцевальной группы Эвини».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Егаревба 1968 , с. 9.
- ^ Райдер 1969 , с. 5, «...— и запрещая им использовать государственные мечи (ада) или присваивать титулы».
- ^ Райдер 1969 , с. 5: «Даже несмотря на то, что их статус был снижен, Узама оставался великой державой в Бенине, и традиция утверждает, что в более позднее время правления они возглавили восстание против правителя».
- ^ Райдер 1969 , с. 5: «Другими важными нововведениями, приписываемыми Эведо, являются строительство нового дворца отдельно от поместий вождей и организация иерархии вождей для обслуживания дворца».
- ^ Райдер 1969 , с. 5: «С этого момента должна была возникнуть сложная структура дворцовых чиновников, состоящая из многих сотен мужчин и женщин, преданных службе Оба...».
- ^ Райдер 1969 , с. 5, «...и стремился подняться по тщательно выстроенной лестнице рангов, на вершине которой стоял ряд индивидуальных титулов, которые были подарены Оба и к которым он мог добавить по своему усмотрению».
- ^ Райдер 1969 , с. 5: «Хотя на протяжении веков в дворцовую организацию было введено множество титулов и усовершенствований, форма, которую она приняла к девятнадцатому веку, по-видимому, все еще соответствовала образцу, установленному Эведо».
- ^ Райдер 1969 , с. 5, «Слуги Оба принадлежали к одному из трёх дворцовых объединений, между которыми распределялись обязанности по его хозяйству.».
- ^ Райдер 1969 , с. 5–6: «Старшая ассоциация /webo первоначально взяла на себя ответственность за гардероб Оба, включая его регалии;...».
- ^ Райдер 1969 , с. 6: «...и со временем, как и многие подобные департаменты в королевских домах средневековой Европы, он также приобрел общий надзор в вопросах финансов и торговли».
- ^ Райдер 1969 , с. 6: «Его лидером был — и остается — Уванге, титул, который, как говорят, был создан Эведо. Ивегуаэ, вторая ассоциация, включала в себя личных помощников правителя и домашних слуг под руководством Эсере».
- ^ Райдер 1969 , с. 6: «Строгое разделение функций и ограничение каждой ассоциации собственными помещениями внутри дворца помогли зародить среди них тот дух соперничества и соперничества, который был важным элементом в политической структуре государства Бенин...» .
- ^ Райдер 1969 , с. 6, «...позволяя проницательному Оба нейтрализовать фракции и сохранить свою независимость в качестве окончательного арбитра среди своих более могущественных подданных».
- ^ Райдер 1969 , с. 6: «Слабый монарх, с другой стороны, может стать пленником своего собственного иерархического, амбициозного дома».
- ^ Райдер 1969 , с. 6: «Достойна упоминания еще одна особенность революции в правительстве Эведо: это было его решение переименовать свой штат в Убини».
- ^ Райдер 1969 , с. 6: «Значение этого имени не объяснено традицией удовлетворительно, и особенно интересно то, что оно, по-видимому, имеет неэдоское происхождение».
- ^ Райдер 1969 , с. 6: «Возможно, это указывает на то, что Эведо и его сторонники в борьбе с бенинскими вождями все еще представляли чужеродный элемент, привнесенный новой династией...».
- ^ Райдер 1969 , с. 6, «...и что его победа ознаменовала триумф этого элемента над Эдо после непростого периода сосуществования и компромисса».
- ^ Идзу 2012 , с. 54: «Музыка Эвини возникла во время правления Оба Эведо в 1255 году нашей эры».
- ^ Идзу 2012 , с. 54.
- ^ Идзу 2012 , с. 54: «Когда принц Эфабо стал Оба с титулом Эведо, он привез танец Эвини в Бенин».
- ^ Идзу 2012 , с. 54: «Группа разместилась в квартале Огбелака в Бенин-Сити, и с тех пор каждый Оба использовал музыку Эвини для каждого важного случая, церемоний и фестивалей».
- ^ Идзу 2012 , с. 54: «Именно во время исполнения музыки Эвини Оба Бенина может танцевать свои шаги и бить в барабаны».
- ^ Идзу 2012 , с. 54: «Это можно увидеть во время фестиваля Уги-Эмобо, когда Оба ударяет в барабаны, чтобы начать свой танец».
- ^ Райдер 1969 , с. 6: «Помимо открытия новой эры в политическом развитии Бенина, Эведо также заложил основу для его расширения путем завоеваний, а не путем медленного процесса колонизации, посредством которого он до сих пор достиг лишь очень скромных пределов».
- ^ Райдер 1969 , с. 6: «Эта новая военная мощь и дух в Бенине, возможно, возникли частично в результате внедрения нового оружия и методов ведения войны;...».
- ^ Райдер 1969 , с. 6: «...Говорят, что лошади пришли в Бенин вместе с династией, и с ней связаны определенные типы луков и мечей».
- ^ Райдер 1969 , с. 6: «Почти наверняка сыграли свою роль новые методы организации, с большей специализацией функций внутри государства и более авторитарным контролем, что позволило Бенину собирать свои ресурсы для войны более эффективно, чем когда-либо прежде».
- ^ Райдер 1969 , с. 6.
- ^ Егаревба 1968 , с. 11.
- ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Он был одним из наших величайших и благоразумных Оба».
- ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Эведо издал хорошие и полезные законы и построил тюрьму, в которой содержались преступники. Тюрьма была известна как Эведо по его имени, ее смотрители - как Эригбо, а ее обитатели - как Эсеган, и она использовалась до 1897 года». .
- ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Он создал различные титулы, среди которых Уванге, Хозяин гардероба Оба; Эсехурхе, Регистратор смертей и т. д. каждого Оба; и Осодин и Усо, Хранители гарема Оба».
- ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Он также издал закон, согласно которому Олиха должен короновать только Оба Бенина и что он и другие Узама Нихинрон больше не должны присуждать титулы».
- ^ Егаревба 1968 , с. 10: «После этого право инвестировать титулы было передано Иясэ Бенина, который делает это от имени Оба».
- ^ Егаревба 1968 , с. 10: «По крайней мере, после этого два компонента государства начали сливаться в сильное, последовательное единство, хотя правители поддерживали связь со своей прародиной посредством ритуалов, проводимых при вступлении на престол и смерти каждого Оба».
- ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Из этого же источника считается, что Оба Огуола, преемник Эведо, получил услуги мастера по латуни, который основал в Бенине искусство литья cire perdue из латуни, основав таким образом ремесло, которое всегда было связано с светская и духовная власть династии.».
- ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Когда Оба умирал, его тело или некоторые его части переносили в Оген для ритуального захоронения».
- ^ Егаревба 1968 , с. 10: «У него было долгое и мирное правление, и после смерти он оставил двух сыновей».
- ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Обуобу был старшим сыном Эведо и воинственным принцем. При жизни своего отца он возглавлял экспедицию в страну Ибо, где оставался в сражениях многие годы».
- ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Когда его не удалось найти и попросить вернуться домой, Огуола, второй сын Эведга, был возведен на трон Бенина после смерти и похорон его отца».
- ^ Егаревба 1968 , с. 10: «Принц Обуобу вернулся в Бенин-Сити три года спустя и поэтому был назначен оги Авбиамы. Он был первым оги Авбиамы».
Библиография
[ редактировать ]- Егаревба, Джейкоб У. (1968). Краткая история Бенина . [Ибадан]: [Издательство Ибаданского университета]. ISBN 978-978-121-239-0 . OCLC 44489 .
- Райдер, АФК (1969). Бенин и европейцы: 1485–1897 гг . Лондон: Лонгманс.
- Эйзенхофер, Стефан (1995). Королевство Бенин: Введение . Базель: Музей этнологии.
- Изу, Бенджамин Обегаре (2012). Музыка и связанные с ней церемонии, представленные во время Уги (фестиваля) в Королевском дворе Королевства Бенин, Нигерия (доктор философии). Университет Южной Африки.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брэдбери, RE (1959). «Хронологические проблемы изучения истории Бенина» . Журнал Исторического общества Нигерии . 1 (4). Историческое общество Нигерии: 263–287. ISSN 0018-2540 . JSTOR 41970638 . Проверено 3 октября 2023 г.
- Баркер, Кэрол (1 января 1977 г.). Оба Бенина . Ридинг, Массачусетс: Издательство Addison Wesley. ISBN 978-0-201-00423-6 .