Легенда Кисры
Легенда о Кисре — это история миграции, которую разделяют ряд политических и этнических групп в современной Нигерии , Бенине и Камеруне , в первую очередь королевство Боргу и жители долины реки Бенуэ . Легенда о миграции описывает прибытие крупных военных сил на территорию современной Северной Нигерии примерно в 7 веке нашей эры. Королевство Боргу заявило о своем прямом происхождении от лидера этой миграции, а ряд других государств признали миграцию посредством церемоний и официальных регалий. Существует несколько различных версий легенды: Кисра иногда изображается как религиозный и соперник Мухаммеда военный недалеко от Мекки примерно в то время, когда был основан ислам, а иногда как остатки сил персидского царя , потерпевшего поражение в Египте. Эта легенда была ключевым свидетельством в ряде хамитских исторических теорий, которые утверждали, что политическое развитие обществ в Африке к югу от Сахары было результатом контактов с обществами Ближнего Востока (а именно Египта, Рима и Византийская империя ). Современная наука ставит под сомнение то, имеет ли легенда историческую основу.
Легенда о Кисре
[ редактировать ]
Эту легенду разделяют многие различные политические и этнические образования на территории нынешней северной Нигерии, и она обеспечивает важные связи между этими общинами. Хотя разные версии имеют схожее описание крупной миграции в район вдоль реки Нигер примерно в VII веке, две из наиболее известных версий истории изображают Кисру как претендента Мухаммеда на Аравийском полуострове или как персидского правителя. потерпевший военное поражение в Египте. [ 1 ] Однако в некоторых версиях Кисра - это не отдельное лицо, а обобщенный титул лидера миграции, перемещавшейся по Африке. [ 2 ] Версии также различаются по другим аспектам истории, а именно, основал ли сам Кисра какой-либо из королевских родов и особенности его смерти или волшебного исчезновения. [ 1 ]
Кисра как соперник Мухаммеда
[ редактировать ]В самой известной версии истории в королевстве Боргу Кисра изображен как один из первых политических и религиозных соперников Мухаммеда в окрестностях Мекки. [ 3 ] В этой версии Кисра был выдающимся лидером и обладал рядом магических способностей. Однако во время его правления провидец предвидел, что его сила в конечном итоге будет подорвана ребенком, родившимся в городе и обладающим божественными силами. [ 4 ] Чтобы предотвратить это испытание, Кисра сослал всех мужчин своего города в тот день, когда провидец предсказал зачатие ребенка; однако муж Аминату, дочери Кисры, остался в городе, и у него родился сын Мухаммад. По мере того, как Мухаммед рос, он начал пытаться обратить Кисру в ислам, но правитель сопротивлялся. В конце концов, это привело к открытой войне между Мухаммедом и Кисрой по религиозным вопросам, и Кисра выиграл первоначальный конфликт. Однако, когда Мухаммед сбежал к баобабу, ему была оказана божественная помощь в его побеге и реорганизации своих сил. [ 3 ] Видя, что ситуация изменилась, Кисра и его последователи покинули Аравийский полуостров и в конце концов достигли реки Нигер. [ 5 ] Группа Кисры посетила многие деревни в этом районе, прежде чем в конечном итоге основала королевство Боргу. В некоторых версиях легенды старший сын Кисры Вору (а иногда и сам Кисра) основал город Бусса , который впоследствии стал столицей Боргу. Младшие сыновья Кисры основали компанию Nikki , основанную Шаби, и Illo , основанную Био. [ 6 ] В более поздних версиях порядок основания главных городов королевства Боргу изменен. [ 6 ] Легенда сыграла решающую роль в объединении разных городов королевства Боргу. [ 7 ] легитимизация правящей династии (Васангари), [ 6 ] и обеспечение идеологического различия между Боргу и исламскими государствами в этом районе. [ 3 ]
Кисра как персидский царь
[ редактировать ]В 1909 году немецкий антрополог Лео Фробениус составил обобщенную версию легенды о Кисре, полученную от информаторов из долины реки Бенуэ. Эта версия изображает Кисру не как соперника Мухаммеда, а как персидского царя, потерпевшего военное поражение в Египте от византийской армии. [ 8 ] После этого поражения Кисра и его армия не смогли вернуться в Персию, и им пришлось двигаться дальше в Африку. Его армия ненадолго обосновалась в Нубии и Эфиопии, где Кисра объединил силы с могущественным королем региона Напатой, чтобы завоевать земли на западе. Его армия мигрировала в район реки Нигер, а затем последовала по маршруту, аналогичному описанному выше: группа Кисры посетила ряд общин в этом районе и в конечном итоге поселилась в районе Боргу. [ 8 ]
Политика, связанная с миграцией Кисры
[ редактировать ]Многие общины в этом районе каким-то образом связаны с миграцией Кисры, и эта история используется во многих фольклорах региона. Однако некоторые города заявляют о прямой связи с Кисрой. К ним относятся:
- Королевство Боргу, города Бусса, Никки и Илло утверждают, что были основаны Кисрой и его сыновьями. [ 9 ]
- Гунджи, как полагают, является местом, где три сына Кисры отделились друг от друга и основали три города королевства Боргу. [ 9 ]
- Иль-Ифе , священный город народа йоруба , который, как говорят, был завоеван Одудувой , внуком Кисры по одной из версий. [ 10 ]
- Кариссен, город Асипу к востоку от Яури, Нигерия , в районе реки Нигер. Легенды гласят, что местные жители назвали своим королем внука Кисры Дамасу. [ 11 ]
- Эмират Кебби , имеющий давнюю традицию легенды о Кисре. [ 12 ] Царский титул в Кебби «Канта» может быть производным от титула Кисра. [ 13 ]
- Вукари , чей король держит древний меч и копье, которые, как говорят, были подарком Кисры, когда он посетил этот район. [ 14 ]
- Зария , которая в некоторых версиях была основана войсками Кисры до того, как она была разрушена королевством Борну . [ 9 ]
Основа легенды
[ редактировать ]
Антропологи и историки провели значительные исследования устной истории и исследования материалов, чтобы выявить любое соответствие ключевых частей легенды. Эти исследования пришли к разным выводам: некоторые предполагают, что идеи миграции Кисра были приняты различными африканскими обществами по социально-политическим причинам и что «а не какая-то конкретная миграция, идея «Кисра» была перенесена через Сахару, чтобы области, где оно пустило корни в виде легенд Кисры». [ 7 ] Фробениус утверждал, что фигурой Кисры, возможно, был персидский царь Хосров II или Хосров . [ 15 ] Некоторые части исторического отчета действительно соответствуют хронологии Хосрова II, который завоевал Египет в начале 7 века, прежде чем потерпел поражение от византийской армии, и считается возможным, что некоторые части армии не смогли вернуться в Персию и поэтому прошли через нее. Африка. [ 16 ] Флора Шоу, напротив, утверждала, что Кисра был неправильным переводом слова «Христос» и что легенда о миграции имела в основном христианское происхождение. [ 15 ] Вместо этого К. К. Мосс утверждает, что Кисра, скорее, был королем Сонгай или Мосси, который приобрел известность в 15 веке. [ 17 ]
Подводя итог этой работе, историк Дэниел МакКолл приходит к выводу, что, хотя нет четких доказательств, опровергающих какой-либо из этих аргументов, со всеми из них существуют серьезные проблемы, в том числе: говорят, что мигрирующая армия использовала доспехи, не использовавшиеся персидскими армиями в то время . , отсутствие церковных исторических подтверждений, а также отсутствие христианских или митраистских символов вместе с миграцией. [ 18 ]
Важность
[ редактировать ]Легенда о Кисре — очень важная фольклорная традиция во многих общинах современной Нигерии. Эта легенда сыграла ключевую роль в развитии четкой культурной самобытности Боргу и Кебби, когда они сопротивлялись доминированию Сонгая и Фулани на севере. [ 13 ] Кроме того, общая легенда о Кисре способствовала заключению торговых и мирных договоров между различными этническими и политическими общинами в этом районе. [ 13 ] В частности, Боргу, Борну , Боргу и Кебби на протяжении веков поддерживали продуктивные торговые отношения, чему часто способствовали традиции обмена подарками Кисры. [ 12 ] [ 13 ] После британского контроля над Нигерией примерно в 1900 году административные изменения и конкуренция в новых правительственных структурах привели к изменениям в легендах для каждой отдельной общины. [ 19 ]
Эта легенда сыграла ключевую роль во многих (ныне в значительной степени дискредитированных) хамитских теориях политического и социального развития Африки. [ 16 ] Эти теории утверждали, что политическое развитие, а именно формирование сложных государств, возникло в результате миграции людей с Ближнего Востока или христианского влияния (часто коптского). [ 1 ] Легенда о Кисре и особенно гипотеза о том, что Кисра на самом деле был Хосровом II, рассматривались как явное свидетельство египетского, нубийского, византийского или персидского влияния на развитие Западной Африки. Однако без дополнительных исторических свидетельств важность легенды о Кисре часто переоценивалась. [ 20 ] [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Стивенс 1975 , с. 190.
- ^ МакКолл 1968 , с. 262.
- ^ Jump up to: а б с Адекунле 1994 , с. 545.
- ^ Стюарт 1980 , с. 61.
- ^ Стюарт 1980 , стр. 61–63.
- ^ Jump up to: а б с Акинвуми 1998 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Стивенс 1975 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 1980 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с Стюарт 1980 , с. 55.
- ^ Джонсон 1921 .
- ^ Люди Аципу 2011 .
- ^ Jump up to: а б Стивенс 1975 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б с д Аденкуле 2004 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 1980 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б МакКолл 1968 , с. 258.
- ^ Jump up to: а б Фаге 1969 , с. 9.
- ^ МакКолл 1968 , с. 259.
- ^ МакКолл 1968 , с. 275.
- ^ Акинвуми 1998 , с. 7.
- ^ МакКолл 1968 , с. 270.
- ^ Фаге 1969 , с. 10.
Библиография
[ редактировать ]Книги и журнальные статьи
- Адекунле, Юлиус О. (1994). «Об устной традиции и истории: исследования нигерийского боргу». Антропос . 89 (4/6): 543–551. JSTOR 40463023 .
- Аденкуле, Юлиус О. (2004). Политика и общество в Среднем поясе Нигерии: Боргу и возникновение политической идентичности . Африка World Press. ISBN 978-1-59221-096-1 . Проверено 2 июня 2013 г.
- Акинвуми, Олайеми (1998). «Устная традиция в меняющихся политических контекстах: легенда о Кисре в Северном Боргу». История в Африке . 25 : 1–7. дои : 10.2307/3172177 . JSTOR 3172177 . S2CID 153908501 .
- Фадж, JD (1969). История Западной Африки . Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба: с древнейших времен до начала британского протектората . Лагос: Книжные магазины CMS.
- МакКолл, Дэниел Ф. (1968). «Кисра, Хосров, Христос и т. д.». Африканские исторические исследования . 1 (2): 255–277. дои : 10.2307/216399 . JSTOR 216399 .
- Стивенс, Филипп младший (1975). «Легенда о Кисре и искажение исторической традиции». Журнал африканской истории . 16 (2): 185–200. дои : 10.1017/S0021853700001110 . S2CID 161578157 .
- Стюарт, Марджори Хелен (1980). «Легенда о Кисре как устная история». Международный журнал африканских исторических исследований . 13 (1): 51–70. дои : 10.2307/218372 . JSTOR 218372 .
Веб-ресурсы
- «Люди Ачипу» . Язык цичипу. 2011. Архивировано из оригинала 23 августа 2013 года . Проверено 1 июня 2013 г.