Фуладу
трус | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1867–1903 | |||||||||||||
Капитал | Ндорна , Хамдаллай | ||||||||||||
Общие языки | Уродливый | ||||||||||||
Религия | ислам | ||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||
• 1865-1881 | Альфа Моло Ведро | ||||||||||||
• 1881-1903 | Моло Ведро Мусса | ||||||||||||
Историческая эпоха | Ранний современный период | ||||||||||||
• Учредил | 1867 | ||||||||||||
• Упразднено | 1903 | ||||||||||||
|
Фуладу ( Fula : Fulaadu ; французское : Fouladou ) или Фуладугу (французское: Fouladougou ) — исторический регион и бывшее королевство Фула в Верхнем Казамансе , на юге Сенегала , включая некоторые территории в Гамбии и Гвинее-Бисау . Это было последнее независимое доколониальное государство в этом районе, прекратившее свое существование в 1903 году.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]До основания Фуладу мандинка регион контролировали . Они основали королевство Каабу в качестве вассала Малийской империи в пятнадцатом веке.
Кочевые скотоводы, народы фула, в значительной степени прибыли в регион в четырнадцатом веке, привлеченные пастбищами. Другие люди фула мигрировали через этот регион до прихода второй волны фульбе, но оставались там недолго; именно эта вторая волна привела к постоянному присутствию в регионе. Первоначально у фула и доминирующего народа мандинка были хорошие отношения. Фула поселились недалеко от мандинки, чтобы продавать им молочные продукты, производимые их скотом, в обмен на сельскохозяйственную продукцию мандинка. Мандинка доверили свои стада фула, которые свободно перемещались по Каабу. Между двумя общинами состоялись смешанные браки.
Однако позже отношения между фула и мандинка ухудшились. Некогда взаимовыгодные отношения (в которых мандинка предоставляли пастбища и защиту в обмен на налоги, услуги и подарки от фула) стали более эксплуататорскими. [1] Многочисленным семьям фула пришлось поселиться в созданных для них «фулакундах» и заняться сельским хозяйством, чтобы обеспечить мандинка налоговыми поступлениями. Фула стали жертвами притеснений и унижений, и им пришлось ассимилироваться с культурой и языком мандинка. Многие фула боролись за сохранение своего языка, традиций и кочевого образа жизни. Они несколько раз восставали, но каждый раз терпели поражение. Мандинка оправдывали поборы, которые они применяли против фула, ответом на эти восстания.
Восстание Альфа Моло Бальде
[ редактировать ]В середине 19 века вождь Альфа Моло из Фирду возглавил новое восстание против Каабу Манса . Он объединил Фула Каабу и обратился за помощью к Имамату Фула Фута Джаллон . Возглавляя армию из 35 000 человек, Альфа Моло захватил столицу Мандинка в 11-дневной битве при Кансале в 1867 году. [2] Это ознаменовало создание Фуладу, простирающегося от верховьев реки Казаманс до северо-востока Гвинеи-Бисау . В современной устной традиции его называют «Альфа-Освободитель». [ нужна ссылка ]
До Альфы Моло фула следовали традиционной религии, хотя существовало несколько марабутов фула . Они обратились в ислам в большом количестве, чтобы заручиться поддержкой восстания Фута Джалона, поскольку алмами Фута Джалона были против традиционной религии, будь то фула, мандинка или другая. [ нужна ссылка ] В течение XIX века многочисленные мусульманские государства фула таким образом были созданы : Бунду , Фута Торо , Халифат Сокото , Империя Массина (Диина), Эмират Адамава и Империя Тукулёр Эль -Хаджа Умара Талля .
Государственное здание
[ редактировать ]Хотя он сверг господство мандинка в Фуладу, Альфа Моло Бальде основал структуру нового государства на децентрализованной модели Каабу. [3] Многие провинции Фуладу на самом деле были составными королевствами Каабу, реорганизованными лидерами фульбе. [4] Этот переход был более плавным в родном регионе Альфы Моло, Фирду (на территории современного Сенегала), чем в южном регионе, известном как Форрия (ныне в Гвинее-Бисау). Альфа консолидировала контроль над несколькими провинциями, которые когда-то были частью Каабу до Кансалы. [5] Он продвигал язык пулаар и поселил фулас в бывших общинах мандинка. Он также объединил сорок восемь небольших территорий в пять крупных провинций, по-прежнему с децентрализованной структурой власти, каждой из которых управлял лояльный вождь, а Фирду находился под его непосредственным управлением. В 1874 году он основал свою столицу в Ндорне , к северу от Колды . [6]
Альфа Моло Бальде умер в 1881 году в Данду (ныне Гвинея-Бисау). Ему наследовал сначала его брат Бакари Демба, а затем его сын Муса Моло Бальде . [7]
Муса Моло и колонизация
[ редактировать ]Чтобы выиграть спор о престолонаследии, Муса опирался на поддержку французов , хотя он и не оказался хорошей марионеткой. Они поддерживали его в кампаниях на север до реки Гамбия , победив и убив военачальника мандинка Фоде Каба в 1901 году. [7] и завоевание Ниани (за счет Махмаду Ламина ) и Канторы. Но взамен Муса уступил половину своих налоговых поступлений, некоторый контроль над своими действиями и присутствие французского резидента в Хамдаллае, одной из его столиц. [8] На заре 20-го века колониальное вторжение уменьшило его независимость в его собственных владениях, особенно на французской стороне ужесточающихся границ. [9] Власть Мусы было невозможно согласовать с планами Великобритании и Франции, которые разделили Фуладу на сферы влияния в 1900 году, а британцы присоединили их часть к колонии и протекторату Гамбия в 1902 году. [10]
В мае 1903 года французы попытались подчинить Мусу; Вместо этого он возглавил группу численностью около 3000 человек (некоторые из которых были вынуждены приехать) на британскую сторону Фуладу. [11] В этот момент Фуладу перестал существовать как независимая держава, хотя Муса Моло продолжал пытаться осуществлять контроль, опираясь на брачные союзы с местными знатными людьми, как Фула, так и Мандинка. [12]
Два современных округа Гамбии называются Фулладу-Вест и Фулладу-Восток .
Население
[ редактировать ]Как следует из названия, фула составляют большинство населения Фуладу (около 55%). Большинство фула в Фуладу занимаются сельским хозяйством. Они принадлежат к группе Фульбе Фирду.
Этнические меньшинства в Фуладу включали народные группы манде мандинка , ялунка и джаханке , а также волофов , джола , байнуков , баланта и манджаков .
Альфа и Муса Моло продвигали язык пулаар и культуру фульбе, но не смогли полностью навязать их. Культура и этническая принадлежность были гибкими и смешанными в многоэтническом Фуладу. Муса даже назначил вождей мандинка, а также фульбе. Тем не менее, популяция мандинка на этой территории резко сократилась, поскольку Альфа и Муса продвигали интересы Фула и иногда охотились на мандинка с территорий, которыми они раньше управляли. [13] После изгнания Мусы многие люди, бежавшие от его сурового правления, вернулись. [14]
Экономика
[ редактировать ]Выращивается хлопок и практикуется животноводство. Сельское хозяйство в регионе очень прибыльно по сравнению с другими частями Сенегала, поскольку это одна из наиболее орошаемых частей страны. Растительность очень богатая, выращивается широкий спектр фруктов и бобовых, а также рис .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Куинн, Шарлотта (1971). «Государство фульбе девятнадцатого века» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 ноября 2017 г. Проверено 15 ноября 2017 г.
- ^ Лоббан и Менди 2013 , стр. 276.
- ^ Беллагамба, 42.
- ^ Лоббан и Менди 2013 , стр. 244.
- ^ Гловский 2020 , стр. 79.
- ^ Гловский 2020 , стр. 80.
- ^ Jump up to: а б Лоббан и Менди, 2013 , стр. 277.
- ^ Гловский 2020 , стр. 102.
- ^ Гловский 2020 , стр. 105.
- ^ Беллагамба, 42-3.
- ^ Гловский 2020 , стр. 111.
- ^ Беллагамба, 42-3.
- ^ Гловский 2020 , стр. 88.
- ^ Гловский 2020 , стр. 112.
Библиография
[ редактировать ]- Мустафа Барри, Поселение пеулов Фута-Джаллон в Фуладу (1867-1958) , Дакарский университет имени Шейха Анта Диопа, 2000 г. (магистерская диссертация)
- Беллагамба, Алиса. «Вопрос доверия. Политическая идентичность и межличностные отношения вдоль реки Гамбия». Пайдума, том. 46, 2000, стр. 37–61. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/40341782 . По состоянию на 4 июня 2023 г.
- Глория Лекс, Диалект фулани Фуладу (Казаманс-Сенегал): фонетическое и фонологическое исследование , Мюнхен, LINCOM Europa, 2001, 554 стр. ISBN 3895861758
- Гловский, Дэвид (2020). Принадлежность за пределами границ: построение транснационального сообщества на границе Западной Африки (доктор философии) . Проверено 28 июля 2023 г.
- Лоббан, Ричард Эндрю младший; Менди, Питер Карибе (2013). Исторический словарь Республики Гвинея-Бисау (4-е изд.). Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-5310-2 .
- Абдарахман Н'Гайде, Королевство Фуладу Фуладу с 1867 по 1936 год (раб, поселенец и марабут) , Университет Дакара, 1998, 280 стр. (Диссертация)
- Кл. Нианг, Социальные структуры и традиционная политическая власть в среде фулани Фуладу , Университет Дакара, факультет литературы и гуманитарных наук, 1982 г.
- Мухамаду Мустафа Соу, Колонизация и экономическое господство в Казамансе: пример налогообложения в Фуладу, 1895-1920 гг ., Университет Шейха Анта Диопа, 2000 г., 127 стр. (Магистерская диссертация)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Koldanews, портал Фуладу онлайн
- «Ле Фуладу» (статья Рене Леграна в «Географии» , 15 июля — 15 декабря 1912 г., том XXVI, № 1–6)
- Торговля молоком среди фулани Фуладу (Южный Сенегал). Пространственная организация, организационная динамика и построение региональной идентичности (Слайд-шоу Джиби Диа, ISRA - Сенегальский институт сельскохозяйственных исследований)