Jump to content

Кускатлан

Координаты : 13 ° 40'00 "N 89 ° 14'00" W  /  13,6667 ° N 89,2333 ° W  / 13,6667; -89,2333
На полпути через
Государство Кускатлан ​​в Мезоамерике
The polity of Cuzcatlan in Mesoamérica
Капитал На полпути через
Официальный язык Нават
Этническая принадлежность Науа из Кускатана
Правительство монархии данник
Учреждение
Растворение
около 1200
1528
Печать Кускатана по мотивам «Лиенцо де Тласкала» с символом города.

Кускатлан ​​( Нават : Кускатан) ( Науатль : Кускатлан) — доколумбовая государственная конфедерация науа мезоамериканского постклассического периода , простиравшаяся от реки Пас до реки Лемпа (охватывающая большую часть западного Сальвадора ); это был народ, который испанские летописцы стали называть Пипилс или Кускатлекос . Никаких кодексов, проливающих свет на эту конфедерацию, не сохранилось, за исключением «Анналов Какчикелей» , хотя испанские летописцы, такие как Доминго Хуаррос , Палас, Лозано и другие, утверждают, что некоторые кодексы действительно существовали, но с тех пор исчезли. Их язык нават, искусство и храмы показали, что они имели значительное влияние майя и тольтеков из-за связей, которые они имели с Ица на Юкатане . Считается, что первые поселенцы прибыли из народа тольтеков из центральной Мексики, в основном из Пуэблы, во время гражданских войн Чичимека-Тольтеков в 10 веке нашей эры.

В исторических хрониках жителей Кускатана стали называть пипилами - термин, который сегодня обычно переводится как «мальчики» или, что реже, как «молодая знать». Это произошло из-за того, что в центральном науатле говорящие союзники испанцев в Тлашкале и Мексике, , считали , что науа Кускатана говорят на искаженной версии своего языка в этих регионах. Альтернативная теория состоит в том, что это означало «дворяне» из социального класса науа «пипилтин» и истории происхождения Нават Пипил, согласно которой они являются потомками Нанауацина .

Этимология

[ редактировать ]

Название Кускатан (место ожерелья из драгоценных камней), возможно, происходит от слов Навата «кускат» (ожерелье) и Кузти (драгоценность), что означает «драгоценное ожерелье», и «тан», что означает «среди/в/близ/места/с». ". На науатле его родственный термин — Кускат(л)ан. [1]

Происхождение

[ редактировать ]
Карта коренных народов Сальвадора во время испанского завоевания : 1. Народ пипил , 2. Ленка , 3. Какавира о Какаопера , 4. Синка , 5. Народ майя чорти , 6. майя Народ покомам , 7. Манге о Чоротега .

Народ пипил — этническая группа, проживавшая на западе современного Сальвадора и в некоторых частях Гондураса . Они представляют собой подгруппу народа науа, которого также называют наватами, науатами или южными науа . [ нужна ссылка ] Народ науа изначально проживал на территории современной Мексики, а волны народа пипил мигрировали на территорию Кускатлана. Считается, что эта мезоамериканская земля была заселена первой волной пипилов еще в 3000 году до нашей эры. Другая волна мигрантов науа, известная как Исалько Пипилс, отправилась в путешествие в 10 веке. [ нужна ссылка ]

Нават Пипил прибыли в Сальвадор около 900 года. По прибытии им пришлось с боем пробиваться на новую землю из-за гражданских войн майя, которые тоже имели место, но с договором или «культом» Кетцалькоатля. , Кукумац и Кукулькан, как Пипил, имели много союзников майя. Такие города-государства, как Теуакан , Чалчуапа и Сиуатан, в конечном итоге стали частью политической конфедерации Кускатлана. Согласно легенде, город Кускатлан ​​(столица Кускатана) был основан изгнанным тольтеком Се Акатлем Топильцином около 1054 года. В 13 веке города-государства Пипила, скорее всего, были объединены, а к 1400 году возникла наследственная монархия. было установлено. Народ Пипил способствовал процветанию Кускатлана и называл этот регион «Землей драгоценностей». Использование техник, на которые сильно повлияла древняя культура майя. Люди пипилы населяли эту землю, но также проживали вместе с другими коренными народами. Они были рядом с Ленкой и Покомам Майя и выражали сходство в их культуре и традициях. [2] Пипиль создал города, способные поддерживать большое население, поддерживаемое орошаемыми сельскохозяйственными угодьями. [ нужна ссылка ]

Политическая организация

[ редактировать ]

Территория Кускатана была разделена на несколько регионов:

Светлость не сформировала единую политическую систему и поначалу была независимой и была обязана платить дань/налоги государству Кускатан , хотя четыре племени пипил стали свободной конфедерацией, объединяющейся во время войны или стихийных бедствий. Со временем все они были аннексированы вождеством Кускатан, сегодня это современный город Антигуо-Кускатлан, город и муниципалитет, входящий в состав столичного округа Сан-Сальвадор (AMSS).

Конфедерация

[ редактировать ]

Лидер Кускатана был главой государства; под ним - государственные старейшины и священники, которые давали советы правящей семье; затем каста простолюдинов. После смерти лорда наследование передавалось по наследству, начиная со старшего сына и так далее. В случае отсутствия сыновей по совету старейшин и священников выбирался ближайший член семьи мужского пола.

Ко времени испанского завоевания Кускатан превратился в мощное государство, имевшее сильную постоянную армию. Он успешно сопротивлялся вторжениям майя и был сильнейшей военной силой в регионе.

Лорды Кускатана

[ редактировать ]

В Кускатане было много лордов; большинство из них со временем были забыты, но в исторических трудах испанских хронистов, в том числе Доминго Хуарроса , упоминаются некоторые из них, которые могли существовать: [3]

  • Куахимисин : управлялся до испанского завоевания, был свергнут и казнен священниками.
  • Тутекотзимит : преемник предыдущего, восстановивший наследственную систему.
  • Пильгуанзим
  • Атунал Тут из Исалко , Атекозол: Говорят, что он выиграл битву при Акахутле , которая произошла во время первого контакта с Педро Де Альварадо и его племенными союзниками, ранив Альварадо копьем Атунала.
  • Атлакатль или Атакат: Говорят, что он убил многих лошадей и всадников Диего де Альварадо во время последнего боя за Кускатлан ​​в Чинакантан . каменном форте

Со временем сложилась легенда, что последнего вождя Кускатлана звали Атакат. [4] некоторые авторы говорят, что это ошибка, возникшая из-за неправильного прочтения нескольких испанских источников. Исторические отчеты « Анналов Какчикелей» называют прибрежный народ Пипил Панатакат (место водного человека); это могло быть также имя или титул человека. После поражения стоящих воинов Навата в первых двух битвах с силами Альварадо, Альварадо без сопротивления вошел в столицу Кускатлана. Первоначально людям пришлось принять это завоевание, предложив подарки и услуги. Затем Альварадо поработил тех Нават Пипила, которых они смогли захватить. Народ ленка в восточной зоне еще десять лет поддерживал партизанское сопротивление под руководством лорда Лемпиры .

Общество воинов

[ редактировать ]

Воинская служба была обязательной для мужчин примерно с 15 или 20 лет до тех пор, пока они не были неспособны служить по возрасту. Одежда воина состояла из нагрудника, корсета или жилета (из хлопка) и маште (разновидности набедренной ткани), и каждый из них раскрашивал свои лица и тела уникальными цветными абстрактными формами и формами. Воины были организованы в команды или взводы, носившие особые названия, например:

  • Ягуары
  • Орлы
  • Храбрые совы

У воинов Кускатлана было разнообразное оружие, большинство из которых было сделано из дерева и осколков вулканической породы. Педро де Альварадо сообщил, что они также носили толстые хлопчатобумажные доспехи, которые, очевидно, были предназначены для отражения метательного оружия того калибра, которое у них самих было (см. список ниже), поскольку оно не могло отражать испанские копья. Альварадо сообщил, что этот хлопок, когда он намок, был настолько тяжелым, что солдаты науата не могли подняться с земли, когда их бросали вниз. Никакого графического изображения этого доспеха не сохранилось. Некоторые из задокументированных видов оружия описаны ниже.

  • Текус (Копье): было два типа: длинное копье, длина которого, по словам испанского конкистадора Педро де Альварадо, составляла 6,3 метра (20,6 фута). Второе копье представляло собой более маневренное и короткое копье.
  • Макуауит (молоток): сделан из прочного дерева с заостренным обсидианом на конце.
  • Тауитул (лук) и Мит (стрелы):
  • Малакате (диск): Скорее всего, сделан из заточенного камня и использовался в рукопашном бою.

География

[ редактировать ]

Светлость Кускатан занимала территорию площадью около 10 000 км . 2 охватывающий большую часть центральных и западных районов современного Сальвадора и охватывающий различные виды окружающей среды, в общей сложности 7 растительных формаций между побережьем и высотами более 2000 метров.

Экономика

[ редактировать ]

В экономику Кускатлана внесли вклад как коренные народы пипил, населявшие эту землю, так и испанские конкистадоры после колонизации. Коренная экономика состояла из народа пипил и даже коренных мексиканцев, включая науа и миштеков. [5] Экономика была основана на бартере или обмене сельским хозяйством и товарами ручной работы, такими как разноцветный текстиль.

Какао-бобы и краситель индиго были основными экспортными культурами, которые тщательно выращивались в районе Исалкоса и продавались по всему перешейку. Индиго составляло значительную часть экономики Кускатлана, оно было основой для аграрной и промышленной продукции. Большая зависимость от индиго и какао-бобов потребовала огромного количества рабочей силы, которую выполняли коренные жители этого района. Это стало для людей важным способом выживания, поскольку класс землевладельцев рос благодаря своей трудовой системе. [6] Его производство включало строительство сложной ирригационной сети, части которой можно увидеть и сегодня. Какао служило в регионе валютой.

Другими сельскохозяйственными продуктами, выращиваемыми Пипилом, были хлопок, тыква, кукуруза, фасоль, фрукты, бальзам, некоторые виды перца и шоколад; но шоколад можно было готовить и подавать только правящему классу. Велась скромная добыча золота и серебра, хотя они использовались не как валюта, а как подношение многочисленным богам. Только жрецы и правящая семья могли использовать золото и серебро в качестве украшений.

Еще одним большим вкладом в экономику Кускатлана стало развитие работорговли и труда, появившихся после испанской колонизации. Педро де Альварадо начал устанавливать рабский труд по всей Центральной Америке, начиная с современной Гватемалы. Затем он был основан в Кускатлане во время его первого вторжения в 1524 году. [5] Поскольку испанцы продолжали селиться в Кускатлане, в их семьях стало обычным содержать местных рабов, обычно женщин, которые выступали в качестве прислуги. Многие из этих рабов были получены в результате войны или бартера. [5] Те, кого не поместили в домохозяйства, будут вынуждены участвовать в местном возделывании. Поселения будут отнесены к « энкомьенде », которая указывает, какой тип вклада они должны предоставить. Обычно «энкомьенда» состояла из пищевых продуктов, таких как кукуруза , фасоль, перец чили, индейка, оленина , соль, сушеная рыба, мед и пчелиный воск. Однако нередко выделяли дрова, тканую хлопчатобумажную одежду и одежду. [5] Эти взносы ожидались и требовались от поселений и служили платой испанцам. Те, кто не платил взносы, обычно сталкивались с угрозами и даже применением насилия. [5]

Большой вклад в экономику Кускатлана был внесен благодаря созданию в этом районе испанской промышленности. Они начали обгонять экономику благодаря большой местной силе, которую они оказывали. Была установлена ​​новая динамика, поскольку эти отрасли состояли из испанских надсмотрщиков и местных метисов . Одной из наиболее важных отраслей, которые они развивали, были военные поставки. В 1525–1539 годах в этом районе происходили многочисленные набеги. Это привело к использованию рабского труда для производства военных товаров, таких как железо. [5] Археология и архитектура также получили распространение в этом районе благодаря испанскому влиянию. Это еще одна отрасль промышленности, которая зависела от мужского труда коренного населения в производстве кирпича, кровли и черепицы, кузнечном деле и производстве древесного угля. [5]

Благодаря испанским хронистам ( cronistas ) и археологическим исследованиям мы знаем, что Сеньорио де Кускатлан ​​был хорошо организован в отношении своего «Творца» или «Божественной энергии жизни» Тиюта/ Теотля , своего жречества, первопредков, религиозных обрядов и т. д. Один из Местом паломничества было святилище, посвященное богине-предшественнице Нуиктлан, построенное Се Акатлем Топильцином Кетцалькоатлем и расположенное на озере Гуйя. [7] Человеческие жертвоприношения практиковались во время войны как часть кодекса чести воина.

Божества/духи, связанные с науа Кускатана

[ редактировать ]

Люди, живущие в древнем Кускатлане, возможно, приписывали космическую силу следующему: Шипе Тотек , Кецалькоатль , Эекатль , Тлалок , Чакмул , Тонатиу , Чальчиутликуэ и другие. Кроме того, были некоторые божества, отождествляемые с сеньорио Кускатлана, такие как Ицкейе. Теотль, Кетцалькоатль и Ицкейе были тремя наиболее важными для духовных верований людей.

Кускатлан ​​находился недалеко от других групп коренных народов, а их музыка состояла из новых идеологий и заимствованных традиций. Конкретным музыкальным инструментом был щелевой барабан, который в Кускатлане называли тепунауаштлес . [2] Этот барабан не был характерен только для народа Кускатлана. Считается, что этот священный барабан мог быть датирован древней Мезоамерикой. [2] Это слово происходит от ацтекского слова Teponaztli , что означает барабан. [8] В ацтекских церемониях этот барабан использовался для религиозных, военных и королевских церемоний, что отражало использование этого инструмента в Кускатлане. [8]    

Падение Кускатлана

[ редактировать ]

После падения Империи ацтеков Эрнан Кортес послал Педро де Альварадо завоевать родные города-государства дальше на юг. После подчинения или заключения союзов с народами майя в высокогорье, 6 июня 1524 года Педро де Альварадо переправился через реку Пас с несколькими сотнями солдат и тысячами союзников майя Какчикель и подчинил касика Исалько ( в первый крупный город-государство маршрут в Кускатлан). Ожесточенные бои велись при защите Исалько в Акасуале (сегодня Акахутла в испанской версии) и Такускалько . 17 июня де Альварадо прибыл в Кускатан. Часть населения согласилась с его правлением; другие бежали в горы.

После падения Кускатана в 1525 году двоюродный брат Педро де Альварадо Диего де Альварадо основал Виллу Де Сан-Сальвадор . В течение следующих трех лет различные попытки науа Кускатана разрушить недавно основанный город привели к решению перенести город на несколько километров к югу, на его нынешнее место, в долину, широко известную как «долина гамаков» ( из-за значительной сейсмической активности) рядом с вулканом Кесалтепеке (Сан-Сальвадор).

Наследие

[ редактировать ]

Археологические памятники в Сальвадоре включают комплекс Тасумал с мезоамериканской каменной кладкой, в том числе усеченные пирамиды, напоминающие пирамиды храмов тольтеков. Другие места включают Сан-Андрес , Кара-Сусия , Хойя-де-Серен и Сиуатан . В остальном Кускатан не известен той монументальной архитектурой, которую использовали классические майя, потому что его более поздние испанские правители на протяжении веков разобрали большинство дворцов и храмов, чтобы построить стены и дороги. Сальвадор — одно из наиболее разграбленных археологических мест в западном полушарии: в последние годы было разграблено множество артефактов, в том числе головы ягуара Исалько и артефакты в музеях.

В 2020 году футбольная команда Кускатана присоединилась к ConIFA . [9] орган управления футболом для стран, не являющихся ФИФА членами .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Страница 64 в: Максвелл, Джудит М.; Хилл, Роберт М., ред. (2006). «Лингвистический комментарий». Хроники Какчикеля: Полное издание . Издательство Техасского университета. стр. 23–68. ISBN  978-0-292-71270-6 . JSTOR   10.7560/712706.7 . Глава проекта MUSE   1764951 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Саколик, Робин (2018). «Кускатлан ​​(Сальвадор) и науализм Марии де Баратта». В Бизли, Уильям Х. (ред.). Культурный национализм и этническая музыка в Латинской Америке . Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 97–128. ISBN  978-0-8263-5976-6 . Проект MUSE,   глава 2451565 .
  3. ^ Фрэнсис Поло Сифонтес (1974). Какчикелес при завоевании Гватемалы . Издательство Культура. п. 70.
  4. ^ Франсиско Эрнандес Арана Хахила; Франсиско Диас Гебута Кей; Дэниел Гаррисон Бринтон (1885). Анналы Какчикелей: оригинальный текст с переводом, примечаниями и введением . Д.Г. Бринтон. п. 181.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фаулер, Уильям Р.; Кард, Джеб Дж. (2019). «Материальные встречи и трансформации коренных народов в раннем колониальном Сальвадоре». Материальные встречи и трансформации коренных народов в ранней колониальной Америке . стр. 197–220. дои : 10.1163/9789004273689_010 . ISBN  978-90-04-27368-9 . JSTOR   10.1163/j.ctvrxk2gr.15 .
  6. ^ Родригес, Ана Патрисия (2009). «Сила индиго: свидетельства, историография и революция в Кускатле». Разделение перешейка: транснациональные истории, литературы и культуры Центральной Америки . Издательство Техасского университета. стр. 76–102. ISBN  978-0-292-79372-9 . Проект MUSE,   глава 63272 .
  7. ^ Хорхе Ларде и Ларин (1977). Автохтонная топонимия западного Сальвадора . Издания МВД. п. 202.
  8. ^ Перейти обратно: а б «Барабан (Тепонацтли) | Ацтекский» . Метрополитен-музей . Проверено 18 апреля 2024 г.
  9. ^ «Футбольная ассоциация Кускатана присоединяется к CONIFA» . КОНИФА . 08.07.2020 . Проверено 27 декабря 2023 г.

Консультированные веб-сайты

[ редактировать ]

Сайты на испанском языке:

13 ° 40'00 "N 89 ° 14'00" W  /  13,6667 ° N 89,2333 ° W  / 13,6667; -89,2333

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3011db008819c453a819ccabf4773be5__1713951120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/e5/3011db008819c453a819ccabf4773be5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cuzcatlan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)