Кускатлан
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2020 г. ) |
![]() | |
Капитал | На полпути через |
Официальный язык | Нават |
Этническая принадлежность | Науа из Кускатана |
Правительство | монархии данник |
Учреждение Растворение | около 1200 1528 |

Кускатлан ( Нават : Кускатан) ( Науатль : Кускатлан) — доколумбовая государственная конфедерация науа мезоамериканского постклассического периода , простиравшаяся от реки Пас до реки Лемпа (охватывающая большую часть западного Сальвадора ); это был народ, который испанские летописцы стали называть Пипилс или Кускатлекос . Никаких кодексов, проливающих свет на эту конфедерацию, не сохранилось, за исключением «Анналов Какчикелей» , хотя испанские летописцы, такие как Доминго Хуаррос , Палас, Лозано и другие, утверждают, что некоторые кодексы действительно существовали, но с тех пор исчезли. Их язык нават, искусство и храмы показали, что они имели значительное влияние майя и тольтеков из-за связей, которые они имели с Ица на Юкатане . Считается, что первые поселенцы прибыли из народа тольтеков из центральной Мексики, в основном из Пуэблы, во время гражданских войн Чичимека-Тольтеков в 10 веке нашей эры.
В исторических хрониках жителей Кускатана стали называть пипилами - термин, который сегодня обычно переводится как «мальчики» или, что реже, как «молодая знать». Это произошло из-за того, что в центральном науатле говорящие союзники испанцев в Тлашкале и Мексике, , считали , что науа Кускатана говорят на искаженной версии своего языка в этих регионах. Альтернативная теория состоит в том, что это означало «дворяне» из социального класса науа «пипилтин» и истории происхождения Нават Пипил, согласно которой они являются потомками Нанауацина .
Этимология
[ редактировать ]Название Кускатан (место ожерелья из драгоценных камней), возможно, происходит от слов Навата «кускат» (ожерелье) и Кузти (драгоценность), что означает «драгоценное ожерелье», и «тан», что означает «среди/в/близ/места/с». ". На науатле его родственный термин — Кускат(л)ан. [1]
Происхождение
[ редактировать ]
Народ пипил — этническая группа, проживавшая на западе современного Сальвадора и в некоторых частях Гондураса . Они представляют собой подгруппу народа науа, которого также называют наватами, науатами или южными науа . [ нужна ссылка ] Народ науа изначально проживал на территории современной Мексики, а волны народа пипил мигрировали на территорию Кускатлана. Считается, что эта мезоамериканская земля была заселена первой волной пипилов еще в 3000 году до нашей эры. Другая волна мигрантов науа, известная как Исалько Пипилс, отправилась в путешествие в 10 веке. [ нужна ссылка ]
Нават Пипил прибыли в Сальвадор около 900 года. По прибытии им пришлось с боем пробиваться на новую землю из-за гражданских войн майя, которые тоже имели место, но с договором или «культом» Кетцалькоатля. , Кукумац и Кукулькан, как Пипил, имели много союзников майя. Такие города-государства, как Теуакан , Чалчуапа и Сиуатан, в конечном итоге стали частью политической конфедерации Кускатлана. Согласно легенде, город Кускатлан (столица Кускатана) был основан изгнанным тольтеком Се Акатлем Топильцином около 1054 года. В 13 веке города-государства Пипила, скорее всего, были объединены, а к 1400 году возникла наследственная монархия. было установлено. Народ Пипил способствовал процветанию Кускатлана и называл этот регион «Землей драгоценностей». Использование техник, на которые сильно повлияла древняя культура майя. Люди пипилы населяли эту землю, но также проживали вместе с другими коренными народами. Они были рядом с Ленкой и Покомам Майя и выражали сходство в их культуре и традициях. [2] Пипиль создал города, способные поддерживать большое население, поддерживаемое орошаемыми сельскохозяйственными угодьями. [ нужна ссылка ]
Политическая организация
[ редактировать ]Территория Кускатана была разделена на несколько регионов:
- Кускатлан
- Исалько
- Панчималько
- Апанека
- Ауачапан
- Гуакотекти
- Икстепетль
- Апастепеке
- Теуакан
- Метапан
Светлость не сформировала единую политическую систему и поначалу была независимой и была обязана платить дань/налоги государству Кускатан , хотя четыре племени пипил стали свободной конфедерацией, объединяющейся во время войны или стихийных бедствий. Со временем все они были аннексированы вождеством Кускатан, сегодня это современный город Антигуо-Кускатлан, город и муниципалитет, входящий в состав столичного округа Сан-Сальвадор (AMSS).
Конфедерация
[ редактировать ]Лидер Кускатана был главой государства; под ним - государственные старейшины и священники, которые давали советы правящей семье; затем каста простолюдинов. После смерти лорда наследование передавалось по наследству, начиная со старшего сына и так далее. В случае отсутствия сыновей по совету старейшин и священников выбирался ближайший член семьи мужского пола.
Ко времени испанского завоевания Кускатан превратился в мощное государство, имевшее сильную постоянную армию. Он успешно сопротивлялся вторжениям майя и был сильнейшей военной силой в регионе.
Лорды Кускатана
[ редактировать ]В Кускатане было много лордов; большинство из них со временем были забыты, но в исторических трудах испанских хронистов, в том числе Доминго Хуарроса , упоминаются некоторые из них, которые могли существовать: [3]
- Куахимисин : управлялся до испанского завоевания, был свергнут и казнен священниками.
- Тутекотзимит : преемник предыдущего, восстановивший наследственную систему.
- Пильгуанзим
- Атунал Тут из Исалко , Атекозол: Говорят, что он выиграл битву при Акахутле , которая произошла во время первого контакта с Педро Де Альварадо и его племенными союзниками, ранив Альварадо копьем Атунала.
- Атлакатль или Атакат: Говорят, что он убил многих лошадей и всадников Диего де Альварадо во время последнего боя за Кускатлан в Чинакантан . каменном форте
Со временем сложилась легенда, что последнего вождя Кускатлана звали Атакат. [4] некоторые авторы говорят, что это ошибка, возникшая из-за неправильного прочтения нескольких испанских источников. Исторические отчеты « Анналов Какчикелей» называют прибрежный народ Пипил Панатакат (место водного человека); это могло быть также имя или титул человека. После поражения стоящих воинов Навата в первых двух битвах с силами Альварадо, Альварадо без сопротивления вошел в столицу Кускатлана. Первоначально людям пришлось принять это завоевание, предложив подарки и услуги. Затем Альварадо поработил тех Нават Пипила, которых они смогли захватить. Народ ленка в восточной зоне еще десять лет поддерживал партизанское сопротивление под руководством лорда Лемпиры .
Общество воинов
[ редактировать ]Воинская служба была обязательной для мужчин примерно с 15 или 20 лет до тех пор, пока они не были неспособны служить по возрасту. Одежда воина состояла из нагрудника, корсета или жилета (из хлопка) и маште (разновидности набедренной ткани), и каждый из них раскрашивал свои лица и тела уникальными цветными абстрактными формами и формами. Воины были организованы в команды или взводы, носившие особые названия, например:
- Ягуары
- Орлы
- Храбрые совы
У воинов Кускатлана было разнообразное оружие, большинство из которых было сделано из дерева и осколков вулканической породы. Педро де Альварадо сообщил, что они также носили толстые хлопчатобумажные доспехи, которые, очевидно, были предназначены для отражения метательного оружия того калибра, которое у них самих было (см. список ниже), поскольку оно не могло отражать испанские копья. Альварадо сообщил, что этот хлопок, когда он намок, был настолько тяжелым, что солдаты науата не могли подняться с земли, когда их бросали вниз. Никакого графического изображения этого доспеха не сохранилось. Некоторые из задокументированных видов оружия описаны ниже.
- Текус (Копье): было два типа: длинное копье, длина которого, по словам испанского конкистадора Педро де Альварадо, составляла 6,3 метра (20,6 фута). Второе копье представляло собой более маневренное и короткое копье.
- Макуауит (молоток): сделан из прочного дерева с заостренным обсидианом на конце.
- Тауитул (лук) и Мит (стрелы):
- Малакате (диск): Скорее всего, сделан из заточенного камня и использовался в рукопашном бою.
География
[ редактировать ]Светлость Кускатан занимала территорию площадью около 10 000 км . 2 охватывающий большую часть центральных и западных районов современного Сальвадора и охватывающий различные виды окружающей среды, в общей сложности 7 растительных формаций между побережьем и высотами более 2000 метров.
Экономика
[ редактировать ]В экономику Кускатлана внесли вклад как коренные народы пипил, населявшие эту землю, так и испанские конкистадоры после колонизации. Коренная экономика состояла из народа пипил и даже коренных мексиканцев, включая науа и миштеков. [5] Экономика была основана на бартере или обмене сельским хозяйством и товарами ручной работы, такими как разноцветный текстиль.
Какао-бобы и краситель индиго были основными экспортными культурами, которые тщательно выращивались в районе Исалкоса и продавались по всему перешейку. Индиго составляло значительную часть экономики Кускатлана, оно было основой для аграрной и промышленной продукции. Большая зависимость от индиго и какао-бобов потребовала огромного количества рабочей силы, которую выполняли коренные жители этого района. Это стало для людей важным способом выживания, поскольку класс землевладельцев рос благодаря своей трудовой системе. [6] Его производство включало строительство сложной ирригационной сети, части которой можно увидеть и сегодня. Какао служило в регионе валютой.
Другими сельскохозяйственными продуктами, выращиваемыми Пипилом, были хлопок, тыква, кукуруза, фасоль, фрукты, бальзам, некоторые виды перца и шоколад; но шоколад можно было готовить и подавать только правящему классу. Велась скромная добыча золота и серебра, хотя они использовались не как валюта, а как подношение многочисленным богам. Только жрецы и правящая семья могли использовать золото и серебро в качестве украшений.
Еще одним большим вкладом в экономику Кускатлана стало развитие работорговли и труда, появившихся после испанской колонизации. Педро де Альварадо начал устанавливать рабский труд по всей Центральной Америке, начиная с современной Гватемалы. Затем он был основан в Кускатлане во время его первого вторжения в 1524 году. [5] Поскольку испанцы продолжали селиться в Кускатлане, в их семьях стало обычным содержать местных рабов, обычно женщин, которые выступали в качестве прислуги. Многие из этих рабов были получены в результате войны или бартера. [5] Те, кого не поместили в домохозяйства, будут вынуждены участвовать в местном возделывании. Поселения будут отнесены к « энкомьенде », которая указывает, какой тип вклада они должны предоставить. Обычно «энкомьенда» состояла из пищевых продуктов, таких как кукуруза , фасоль, перец чили, индейка, оленина , соль, сушеная рыба, мед и пчелиный воск. Однако нередко выделяли дрова, тканую хлопчатобумажную одежду и одежду. [5] Эти взносы ожидались и требовались от поселений и служили платой испанцам. Те, кто не платил взносы, обычно сталкивались с угрозами и даже применением насилия. [5]
Большой вклад в экономику Кускатлана был внесен благодаря созданию в этом районе испанской промышленности. Они начали обгонять экономику благодаря большой местной силе, которую они оказывали. Была установлена новая динамика, поскольку эти отрасли состояли из испанских надсмотрщиков и местных метисов . Одной из наиболее важных отраслей, которые они развивали, были военные поставки. В 1525–1539 годах в этом районе происходили многочисленные набеги. Это привело к использованию рабского труда для производства военных товаров, таких как железо. [5] Археология и архитектура также получили распространение в этом районе благодаря испанскому влиянию. Это еще одна отрасль промышленности, которая зависела от мужского труда коренного населения в производстве кирпича, кровли и черепицы, кузнечном деле и производстве древесного угля. [5]
Религия
[ редактировать ]Благодаря испанским хронистам ( cronistas ) и археологическим исследованиям мы знаем, что Сеньорио де Кускатлан был хорошо организован в отношении своего «Творца» или «Божественной энергии жизни» Тиюта/ Теотля , своего жречества, первопредков, религиозных обрядов и т. д. Один из Местом паломничества было святилище, посвященное богине-предшественнице Нуиктлан, построенное Се Акатлем Топильцином Кетцалькоатлем и расположенное на озере Гуйя. [7] Человеческие жертвоприношения практиковались во время войны как часть кодекса чести воина.
Божества/духи, связанные с науа Кускатана
[ редактировать ]Люди, живущие в древнем Кускатлане, возможно, приписывали космическую силу следующему: Шипе Тотек , Кецалькоатль , Эекатль , Тлалок , Чакмул , Тонатиу , Чальчиутликуэ и другие. Кроме того, были некоторые божества, отождествляемые с сеньорио Кускатлана, такие как Ицкейе. Теотль, Кетцалькоатль и Ицкейе были тремя наиболее важными для духовных верований людей.
Музыка
[ редактировать ]Кускатлан находился недалеко от других групп коренных народов, а их музыка состояла из новых идеологий и заимствованных традиций. Конкретным музыкальным инструментом был щелевой барабан, который в Кускатлане называли тепунауаштлес . [2] Этот барабан не был характерен только для народа Кускатлана. Считается, что этот священный барабан мог быть датирован древней Мезоамерикой. [2] Это слово происходит от ацтекского слова Teponaztli , что означает барабан. [8] В ацтекских церемониях этот барабан использовался для религиозных, военных и королевских церемоний, что отражало использование этого инструмента в Кускатлане. [8]
Падение Кускатлана
[ редактировать ]После падения Империи ацтеков Эрнан Кортес послал Педро де Альварадо завоевать родные города-государства дальше на юг. После подчинения или заключения союзов с народами майя в высокогорье, 6 июня 1524 года Педро де Альварадо переправился через реку Пас с несколькими сотнями солдат и тысячами союзников майя Какчикель и подчинил касика Исалько ( в первый крупный город-государство маршрут в Кускатлан). Ожесточенные бои велись при защите Исалько в Акасуале (сегодня Акахутла в испанской версии) и Такускалько . 17 июня де Альварадо прибыл в Кускатан. Часть населения согласилась с его правлением; другие бежали в горы.
После падения Кускатана в 1525 году двоюродный брат Педро де Альварадо Диего де Альварадо основал Виллу Де Сан-Сальвадор . В течение следующих трех лет различные попытки науа Кускатана разрушить недавно основанный город привели к решению перенести город на несколько километров к югу, на его нынешнее место, в долину, широко известную как «долина гамаков» ( из-за значительной сейсмической активности) рядом с вулканом Кесалтепеке (Сан-Сальвадор).
Наследие
[ редактировать ]Археологические памятники в Сальвадоре включают комплекс Тасумал с мезоамериканской каменной кладкой, в том числе усеченные пирамиды, напоминающие пирамиды храмов тольтеков. Другие места включают Сан-Андрес , Кара-Сусия , Хойя-де-Серен и Сиуатан . В остальном Кускатан не известен той монументальной архитектурой, которую использовали классические майя, потому что его более поздние испанские правители на протяжении веков разобрали большинство дворцов и храмов, чтобы построить стены и дороги. Сальвадор — одно из наиболее разграбленных археологических мест в западном полушарии: в последние годы было разграблено множество артефактов, в том числе головы ягуара Исалько и артефакты в музеях.
В 2020 году футбольная команда Кускатана присоединилась к ConIFA . [9] орган управления футболом для стран, не являющихся ФИФА членами .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Страница 64 в: Максвелл, Джудит М.; Хилл, Роберт М., ред. (2006). «Лингвистический комментарий». Хроники Какчикеля: Полное издание . Издательство Техасского университета. стр. 23–68. ISBN 978-0-292-71270-6 . JSTOR 10.7560/712706.7 . Глава проекта MUSE 1764951 .
- ^ Перейти обратно: а б с Саколик, Робин (2018). «Кускатлан (Сальвадор) и науализм Марии де Баратта». В Бизли, Уильям Х. (ред.). Культурный национализм и этническая музыка в Латинской Америке . Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 97–128. ISBN 978-0-8263-5976-6 . Проект MUSE, глава 2451565 .
- ^ Фрэнсис Поло Сифонтес (1974). Какчикелес при завоевании Гватемалы . Издательство Культура. п. 70.
- ^ Франсиско Эрнандес Арана Хахила; Франсиско Диас Гебута Кей; Дэниел Гаррисон Бринтон (1885). Анналы Какчикелей: оригинальный текст с переводом, примечаниями и введением . Д.Г. Бринтон. п. 181.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фаулер, Уильям Р.; Кард, Джеб Дж. (2019). «Материальные встречи и трансформации коренных народов в раннем колониальном Сальвадоре». Материальные встречи и трансформации коренных народов в ранней колониальной Америке . стр. 197–220. дои : 10.1163/9789004273689_010 . ISBN 978-90-04-27368-9 . JSTOR 10.1163/j.ctvrxk2gr.15 .
- ^ Родригес, Ана Патрисия (2009). «Сила индиго: свидетельства, историография и революция в Кускатле». Разделение перешейка: транснациональные истории, литературы и культуры Центральной Америки . Издательство Техасского университета. стр. 76–102. ISBN 978-0-292-79372-9 . Проект MUSE, глава 63272 .
- ^ Хорхе Ларде и Ларин (1977). Автохтонная топонимия западного Сальвадора . Издания МВД. п. 202.
- ^ Перейти обратно: а б «Барабан (Тепонацтли) | Ацтекский» . Метрополитен-музей . Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ «Футбольная ассоциация Кускатана присоединяется к CONIFA» . КОНИФА . 08.07.2020 . Проверено 27 декабря 2023 г.
Консультированные веб-сайты
[ редактировать ]Сайты на испанском языке:
- Светлость Кускатлан
- Цифровой археологический музей: пипилы
- Доколумбовые вооруженные силы Сальвадора
- Доколумбовая история Сальвадора
- Цифровой археологический музей: Хроники Диего Гарсиа Паласиоса
- Проект Сиуатан
- Ассоциация Тикаль: исследования в Антигуо-Кускатлане
- Хуаррос, Доминго (1857). Сборник истории города Гватемала . Луна.
- Беша, Анри (1818). Справочник американской археологии . Дэниел Джорро.