Люди какаоперы
![]() Женщина из какаоперы держит свечу в Морасане, Сальвадор. | |
Общая численность населения | |
---|---|
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Какаопера , Матагальпа | |
Религия | |
Традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Мискито и Маянгна |

Народ Какаопера, также известный как Матагальпа или Улуа ., [2] являются коренным народом на территории нынешних Сальвадора и Никарагуа .
История
[ редактировать ]Матагальпа — одна из наиболее важных культур в историческом развитии территории Никарагуа, но им не хватает точной информации, которая могла бы узаконить их этническое происхождение. Большинство исследований, проведенных на этой исходной группе, достигли больших успехов, но они всегда остаются пустыми, что не позволяет с уверенностью указать указанное происхождение. Самая сильная теория заключается в том, что матагальпа происходят из чибчи из Южной Америки . [3]
Выращивание какао , кукурузы и бобов демонстрирует некоторое мезоамериканское влияние. Однако историки полагают, что их керамический стиль, известный как «Керамика Негра» и «Наранья Сеговия», демонстрирует влияние майя и в изобилии встречается в городах недалеко от Эстели . По словам археолога Эдгарда Эспиносы, директора Национального музея, наивысший уровень великолепия Матагальпы пришелся на девятый век, как раз тогда, когда цивилизация майя начала приходить в упадок и когда начались миграции чоротега и науа в западную половину Никарагуа. [4]
Их злейшими врагами были никарао , ветвь народа науа , которая порабощала и захватывала какаоперас для человеческих жертвоприношений. [5] В дальнейшем они были перемещены руками никарагуа из Хинотеги , Эстели , Боако и некоторых частей Матагальпы , особенно долины Себако , одной из самых плодородных областей Никарагуа, которую науа населяют до сих пор. [6] [7] Это привело к межплеменной войне между какаоперами и никарао и стало основным фактором того, как какаоперас стали одним из самых организованных, жестоких и закаленных в боях племен в Центральной Америке . к моменту прибытия испанцев [8] [9] [10]
Они также построили каменные статуи, изображающие своего вождя и воинов. Испанцы боялись их, потому что они были очень храбры и эффективно владели луками и другим оружием, за что в Никарагуа их прозвали «indios flecheros» (индейцы, стреляющие из лука). Испанцам потребовалось 300 лет, чтобы подчинить их, даже во время обретения Никарагуа независимости в 1821 году в центральных горах Никарагуа было много свободных матагальп. В 1856 году они решительно разгромили Уильяма Уокера флибустьеров в битве при Сан-Хасинто 14 сентября 1856 года, когда колонна из 60 человек матагальпа с луком и стрелами сражалась на стороне никарагуанских патриотов, выиграв эту битву, которая ознаменовала конец Приключение Уокера в Никарагуа. [11] Конгресс Республики Никарагуа объявил «Индиос Флечерос де Матагальпа» национальными героями битвы при Сан-Хасинто. В декларацию также включена статуя, построенная в их честь. [12] Они задокументированы на протяжении всей истории Никарагуа, сражаясь за права Республики во многих битвах против иностранных правительств. [4]
Политическая и административная организация
[ редактировать ]В Никарагуа инициирование regidores ( первых должностей в структуре коренного населения) заключается в том, что совет старейшин назначает представителя коренного населения, обладающего характеристиками до отбора, характеристиками, связанными с волей, склонностью к работе коренных народов, их идеалами и тем, что эти элементы работают на благо других. Как показано на рисунке, он назначается первым советником, делегирующим обязанности по общественной работе. Существует пять должностей советников, последовательно до пятой, должности являются оперативными, подписанными более высокой должностью, каждая из этих переходных стадий имеет период в один год, и в иерархическом порядке стержни передаются символическим образом, завершаясь самый толстый жезл, который принадлежит мэру Вары и является последней должностью, которая позже сможет занять должность совета старейшин. Каждое 6 января собираются различные регионы или овраги, а также советы и совет директоров. Свеча из жезлов состоит из сбора всех жезлов, проведения ритуала, подготовки акта передачи олдерменам, мэрам. символически получают свои жезлы, завершив период подготовки в каждой из позиций. [13]
Что касается коренных народов, то в их законах есть статья, в которой упоминается, что относится к выборам, и уточняется состав избирательного совета коренных народов на определенный период в Никарагуа. Этот регулирующий орган избирается советом старейшин, состоящим из президента, вице-президента, секретаря и человека, отвечающего за логистику. Функция этого органа заключается в управлении всем избирательным процессом. Все пожилые граждане имеют право голосовать, имея удостоверение личности коренного населения или нет, метисы или неметисы. В выборах принимают участие 52 общины. [13]
Язык
[ редактировать ]Люди матагальпы говорили на языках какаопера и матагальпа , которые являются языками мисумальпан и в настоящее время вымерли.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Никарагуа — IWGIA — Международная рабочая группа по делам коренных народов» . www.iwgia.org . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ "Какаопера". Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. (получено 1 декабря 2011 г.)
- ^ Лесли Бетелл, 1990, с. 38
- ^ Jump up to: а б «Индейцы-стрелы Матагальпас» (PDF) . mineed.gob.ni (на испанском языке) . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ Ибарра Рохас, 1994, с. 236
- ^ «Нахоас. Территория коренных народов и управление» .
- ^ «Обнаженный Боако» .
- ^ Ибарра Рохас, 1994, с. 236
- ^ «Никарагуанская антропология» .
- ^ «Культура Эстели» .
- ^ «Война» (PDF) . enriquebolanos.org . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ «Индейцы ФЛЕЧЕРОС ИЗ МАТАГАЛЬПЫ ОБЪЯВЛЕНЫ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ГЕРОЯМИ БИТВЫ ПРИ САН-ХАСИНТО | Портал – Национальная ассамблея Никарагуа» .
- ^ Jump up to: а б Кастро Ариас, Омар Сантьяго (2017). «Матагальпа: борьба коренных народов» . Корни - Никарагуанский журнал антропологии : 105–117. дои : 10.5377/raices.v1i1.3593 .
Внешние ссылки и дополнительная литература
[ редактировать ]- Произведение искусства какаоперы , Национальный музей американских индейцев.
- Остатки древнего языка коренных народов все еще находят сегодня в северном нагорье Матагальпы
- Алмейда И., Арробо Роудс Н. и Охеда Сеговия Л. (2005). Автономия коренных народов Эквадор: ЮВ
- Арауз, ЭК (2010). Корни Северного Центра Никарагуа . Манагуа: ЮВ
- Балендье, Г. (2005). Политическая антропология . Буэнос-Айрес: Дель Соль.
- Кармак, РМ (1993). Общая история Центральной Америки: Древняя история . Мадрид: СИРУЭЛА.
- СИДКА-УЦА. (2006). Гендер, этническая принадлежность и политические партии на региональных выборах . Никарагуанский журнал Caribbean, 10–22.
- Никарагуанский журнал антропологии . Год 1 № 1/2017
- Куль, Э. (2006). Индейцы матагальпас: языки, истории и легенды .
- Леманн, Х. (1973). Доколумбовые культуры . Аргентина: EUDEBA.
- Лесли Бетелл, э. (1990). История Латинской Америки . ИСПАНИЯ: Редакционная критика Барселоны.
- Монашон Д. и Гонда Н. (2011). Освобождение собственности от территорий коренных народов в Северной Никарагуа: случай Чоротегас . Никарагуа: ЮВ
- Тижерино, ФК (2008). История Никарагуа. Манагуа: IHNC-UCA.
- Миф о «метисах Никарагуа» и сопротивлении коренных народов , 1880-1980 гг. Редакция Университета Коста-Рики.
- Колонизация Матагальпы и Хинотеги (1820-1890). УРАККАН: Никарагуа.