Теотль
Теотль ( [ˈte.oːt͡ɬ] ) — термин на языке науатль, обозначающий священность или божественность, который иногда переводится как «бог». Для ацтеков теотль был метафизической вездесущностью, на которой основывалась их религиозная философия.
По описанию Джеймса Маффи, теотль «по существу является силой: постоянно активной, актуализируемой и актуализирующей энергию в движении... Это вечно продолжающийся процесс, подобный текущей реке... Он постоянно и непрерывно генерирует и регенерирует как а также пронизывает, охватывает и формирует реальность как часть бесконечного процесса, Он создает космос и все его содержимое как внутри себя, так и вне себя». [1]
Это концептуализируется в своего рода монистическом пантеизме. [2] как проявляется в верховном боге Ометеотле , [3] а также большой пантеон меньших богов и идеализации природных явлений, таких как звезды и огонь. [4]
Подобные концепции теотля существовали и в других местах Мезоамерики во время завоевания , например, в сапотекском термине « пи» или майя «ку» или «чу» . Такую нематериальную энергию можно также сравнить с полинезийской концепцией Маны . [5] В Пипила мифологии Теут ( нават , родственник Теотля ) [6] [7] известен как создатель и отец жизни. [8]
Боги ацтекского пантеона, каждый из которых назывался теотль (множественное число тетео ), были активными элементами в мире, которые могли проявляться в природных явлениях, в абстрактном искусстве, а также вызывались или даже воплощались жрецами во время ритуалов – все это могло называться теотл . [9]
Молли Бассетт определяет основные характеристики теотля , поскольку этот термин используется во Флорентийском кодексе, чтобы получить дальнейшее представление о религии ацтеков, как описано в других кодексах. [10]
В то время как в большинстве переводов Библии и христианских текстов на науатль слово « Бог » ( Θεός ) переводится испанским словом « Диос », [11] в современных переводах католической церкви XXI века слово « Теоцин », представляющее собой комбинацию теотля и почтительного суффикса -цин , официально используется для обозначения «Бога». [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маффи 2014 , с. 23. Он продолжает: «... В метафизике ацтеков нет абсолютного начала — или, если уж на то пошло, абсолютного конца. Есть только продолжение. Смерть, например, — это не конец, а изменение статуса, потому что то, что смерть вливается в то, что живет, и питает его... в едином, бесконечном процессе переработки и трансформации». (там же стр. 24)
- ^ Maffie nd , раздел 2b, 2c, цитирует Hunt 1977 и I. Nicholson 1959; Леон-Портилья 1966, с. 387, цитируется Барнеттом 2007 : «М. Леон-Портилья утверждает, что Ометеотль не был ни строго пантеистическим, ни строго монистическим».
- ^ Maffie nd , сек. 2f: «Буквально «Два Бога», также называемые на языке Тонан, на языке Тота, Уэуэтеотль , «наша Мать, наш Отец, Старый Бог»»
- ^ Maffie nd , раздел 2f, цитирует Леон-Портиллу 1963 .
- ^ Миллер и Таубе 1993 , с. 89. Подробное рассмотрение этой темы см. в Hvidtfeldt, 1958.
- ^ Лара-Мартинес, Рафаэль; Маккалистер, Рик. «Культурный словарь Náwat Pipil y Nicarao: El Güegüense y Mitos en langua maternal de los pipiles de Izalco» (PDF) (на испанском языке). п. 199. Архивировано из оригинала (PDF) 27 апреля 2012 г.
тьют, теут, «Диос»; теот, науатль теотль «бог, диос» (Никарагуа) [Скуайер]. téut, «Диос» [Кальво Пачеко].
- ↑ Также используется для обозначения христианского Бога в современном переводе Нового Завета Яном Морроу и Аланом Кингом. «Иоанна 1:1» . «Перевод нового мира Священного Писания» — на языке кечуа. 2012. Архивировано из оригинала 7 мая 2016 г.
Ахту немик в слове один в слове немик итеч и Тевт в слове Тевт в слове.
- ^ Эспино, Мигель Анхель (1996) [1919]. Мифология Кускатлана (на испанском языке). Сан-Сальвадор: Основная библиотека сальвадорской литературы. ISBN 9789992301784 .
- ^ Бассетт 2015 , с. 89
- ^ Bassett 2015 , стр. 194–196: «У теотля есть axcaitl (имущество), tonalli (прерогатива) и neixcahuilli (исключительное занятие), а также mahuiztic (чудесный) и tlazohca (любимый)».
- ^ Bible.is: Бытие на восточном науатле Уастека , Иоанн на науатле восточного Уастека , науатле центрального уастека , науатле западного Уастека , науатле Северной Пуэблы , науатле юго-восточного Пуэблы , науатле Хайленда Пуэбла , науатле Герреро , науатле Северной Оахаки , науатле Тенанго .
- ^ Горацио, Луис (5 марта 2013 г.). «Кредо в версии науатля» . Католикоскоп . Проверено 28 июля 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Барнетт, Рональд А. (1 ноября 2007 г.). «Мезоамериканские религиозные концепции: Часть вторая» . МексКоннект . Проверено 20 июля 2022 г.
- Бассетт, Молли Х. (2015). Ацтекские боги и божественные тела . Судьба земных вещей. Издательство Техасского университета. дои : 10.7560/760882 . ISBN 9780292760882 .
- Хвидтфельдт, Арильд (1958). Теотль и Иксиптлатли: некоторые центральные концепции древней мексиканской религии: с общим введением в культ и миф . Копенгаген: Мунксгаард.
- Леон-Портилья, Мигель (1963). Ацтекская мысль и культура: исследование древнего разума науатля . Перевод Дэвиса, Джека Э. Университета Оклахомы.
- Маффи, Джеймс (nd). «Ацтекская философия» . Интернет-энциклопедия философии . ISSN 2161-0002 . Проверено 20 июля 2022 г.
- Маффи, Джеймс (2014). «Теотль». Ацтекская философия, Понимание мира в движении . Университетское издательство Колорадо. ISBN 978-1-60732-222-1 .
- Миллер, Мэри ; Таубе, Карл (1993). Боги и символы Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05068-6 .
- Таунсенд, Ричард Ф. (2000). Ацтеки (переработанная ред.). Нью-Йорк: Темза и Гудзон.
- ван Зантвейк, Рудольф (1985). Ацтекское соглашение: социальная история доиспанской Мексики . Норман: Университет Оклахомы Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]