Jump to content

Докабралинская история Бразилии

Мегалиты Кальсоне в Археологическом парке Солстисио в приписывают древним коренным народам региона.

Докабралинская история Бразилии — это этап в истории Бразилии до прибытия португальского мореплавателя Педро Альвареша Кабрала в 1500 году. [1] в то время, когда регион, который сейчас является территорией Бразилии, был оккупирован тысячами коренных народов .

Традиционная предыстория обычно делится на периоды палеолита , мезолита и неолита . Однако в Бразилии некоторые авторы предпочитают работать с геологическими эпохами текущего четвертичного периода: плейстоценом и голоценом . [2] В этом смысле наиболее принятая периодизация делится на: плейстоцен (охотники и собиратели не менее 12 000 лет назад) и голоцен, причем последний подразделяется на раннеархаический (между 12 000 и 9 000 лет назад), средний архаический (между 9 000 и 4 500 лет назад). назад) и новейшей архаики (от 4000 лет назад до прихода европейцев). Считается, что первые народы начали заселять регион, где сейчас находится Бразилия, 60 000 лет назад. [2]

Выражение «предыстория Бразилии» также используется для обозначения этого периода, но этот термин подвергся критике, поскольку некоторые ученые подвергают сомнению концепцию предыстории как европоцентрическое мировоззрение, в котором люди без письменности были бы людьми без истории. В контексте истории Бразилии эта номенклатура не признавала, что у коренных народов есть своя собственная история. [1] По этой причине некоторые предпочитают называть этот период доКабралином. [3]

Методика исследования

[ редактировать ]

Изучение истории Бразилии до 1500 года в основном проводится с помощью археологии , поскольку неизвестно, чтобы народы, населявшие эту территорию, имели письменность. [1] [4] Лингвистические, этнологические и исторические исследования максимально помогли археологическим исследованиям. Однако немногие авторы пытались реконструировать эту историю панорамно (и попытки археологов составить обзор докабралийской истории не оказались удовлетворительными). [1] Еще одним усугубляющим фактором является то, что еще многое предстоит сделать на различных уровнях исследований - языковые записи и сравнения, анализ раскопанных материалов, взаимосвязь между древними памятниками и другими памятниками колониального периода. [1]

Лунд копирует наскальные рисунки в пещере в Лагоа-Санта, ок. 1840 г.

Первым ученым, заинтересовавшимся прошлым Бразилии, был датский натуралист Питер Вильгельм Лунд (1801-1880). [2] Лунд прожил большую часть своей жизни в Бразилии и отвечал за изучение нескольких воспоминаний о древних растениях в пещерах региона Лагоа-Санта ( Минас-Жерайс ), где он поселился между 1834 и 1880 годами. [2] [5] В своих исследованиях он обнаружил человеческие кости, смешанные с этими доисторическими останками, что стало одним из первых результатов, противоречащих креационизму . Он был первым, кто защитил древность американского человека на основе археологических находок, но ему не удалось убедить научное сообщество своего времени. [2]

Середина

[ редактировать ]

Куски, курганы из ракушек и другие обломки, накопленные в результате деятельности человека, были археологическими находками, вызвавшими оживление научных дискуссий в 19 веке. [5] Ладислав Нетто , директор Национального музея Бразилии , который вместе с музеем Ипиранга представлял официальный интерес к археолого-историческим фактам в стране, отправил первые научные экспедиции в эти регионы. После многих лет исследований эти миссии заявили, что «курганы из ракушек» могли иметь антропогенное образование, то есть человеческое происхождение. Однако Герман фон Ихеринг , директор музея Ипиранги, сначала выступил против этой точки зрения, заявив, что останки раковины могли образоваться в результате естественных внутритропических явлений. [2]

Между 1880 и 1900 годами прошли первые раскопки на Амазонке. [1] [2] В этот период были сделаны обширные открытия керамики Марахоара . [1] и были проанализированы в 1882 году египтологом Полем Л'Эпином, который считал, что он определил египетское и азиатское написание на местной керамике. Эмиль Гоэльди в то время также проводил важные исследования в северном регионе Бразилии. [6] Австриец Дж. А. Падберг-Дренкполь, нанятый после Первой мировой войны Национальным музеем, был еще одной важной фигурой в истории бразильской археологии, проводившей раскопки в Лагоа-Санта между 1926 и 1929 годами. Его целью было найти следы, подтверждающие классические открытия Лунда. . Дренполу, однако, не удалось добиться успеха в своем предприятии, и он продолжал критиковать защитников древности человечества из Лагоа Санта. В 1934 году, вскоре после последней экспедиции Дренкполя, Анджоне Коста опубликовал первое руководство по бразильской археологии. [2]

Наскальные рисунки индейцев докабралинов в Кашуэйра Респлендор, Пара

После 1950 года официальная археология поубавилась, а число любителей, начавших проводить исследования в стране, увеличилось. Одним из них был Гильерме Тибуртиус, немецкий иммигрант в Куритибе , который провел один из самых важных поисков индейских древностей в Бразилии, собирая артефакты для своей коллекции (полученной Жоинвильским музеем Самбаки). Он изучал побережье Санта-Катарины и плато Парана , и в его исследованиях ему помогал Федеральный университет Параны . Гарольд В. Уолтер, английский консул в Белу-Оризонти , отвечал за исследования в штате Минас-Жерайс, в районе Лагоа-Санта. Хотя он использовал методологию, которая в настоящее время не принята, он внес свой вклад в сбор информации об эпохе плейстоцена. Даже в это время были предприняты значительные усилия для сохранения исторического наследия Бразилии. Благодаря усилиям нескольких интеллектуалов, Институт предыстории УСП (в ​​настоящее время интегрирован в МАЭ ) [7] был создан, а несколько лет спустя (1961 г.) было принято новое законодательство о наследии. [2] Сопровождая этот прогресс в вопросе сохранения бразильской памяти, раскопки, проведенные в устье реки Амазонки Клиффордом Эвансом и Бетти Дж. Меггерс в период с 1949 по 1950 год, обнаружили важные керамические артефакты, а также в Сан-Паулу и Паране между 1954 и 1954 годами. первые датировки по углероду-14 . 1956 год, Жозеф Эмперер и Аннет Лэминг, где были проведены [2] [8]

Новейшая история археологии в Бразилии включает создание ПРОНАПА (Национального проекта археологических исследований). [9] при содействии IPHAN , [10] целью которого является проведение поисков, позволяющих получить более полную картину историко-культурного прошлого Бразилии. Тем временем такие учреждения, как Национальный музей, Музей Ипиранги и Институт предыстории, проводили отдельные исследования, а Музей Эмиля Гоэльди запустил проект под названием ПРОНАПАБА (Национальный проект археологических исследований в бассейне Амазонки ). С тех пор было проведено несколько исследований мусора, бразильской наскальной живописи , [1] и каменная промышленность . В 1980 году было создано первое Бразильское археологическое общество. [11] [12] Археология сейчас преподается в Бразилии, хотя и в ограниченном объеме. [5]

Плейстоцен (60 000–12 000 лет назад)

[ редактировать ]

Территориальная оккупация

[ редактировать ]
Палеолитические надписи в Костау-ду-Сантиньо, Флорианополис , Санта-Катарина.

Оккупация американской территории — тема, вызвавшая серьезные споры, особенно потому, что многие археологи до сих пор не хотят признавать, что люди могли попасть в Америку другими путями, кроме Берингова сухопутного моста. [1] [13] Однако открытия, сделанные на бразильских археологических раскопках, поставили под сомнение обоснованность этой теории. [1] В Пиауи , например, была найдена окаменелость круглого червя Ancylostoma duodenale с датой 7750 лет назад. По мнению некоторых археологов, этот вид Старого Света не мог выжить при переходе через Берингию, поскольку погиб бы от холода. Таким образом, они считают, что существование окаменелости свидетельствует о миграции людей из теплых регионов земного шара. Находки в Минас-Жерайс и Баии датируются периодом от 25 000 до 12 000 лет назад. [1] На археологическом участке Алисы Бур в Сан-Паулу были найдены предметы, датируемые 14 200 лет назад. [14] В Сан-Раймундо-Нонато , в Пиауи, археологи выступают за возраст убежища, занимаемого доисторическим человеком, в 50 000 лет. [1] Также на этом же месте археологи смогли найти человеческие артефакты, датируемые более чем 48 000 лет назад. [15]

Открытия в Бразилии привели к полемике по поводу традиционного взгляда на оккупацию Америки. [16] и археологи начали защищать другие теории о великих миграциях, в том числе, что люди прибыли в Америку между 150 000 и 100 000 лет назад, прибывая малайско- полинезийскими (из Юго-Восточной Азии) или австралийскими (из южной части Тихого океана) течениями, в то время как другие авторы до сих пор думают о миграционном потоке, берущем начало в Африке . Сходство между материальными следами, найденными в Америке, и следами, найденными в Океании, способствует этим теориям. В целом можно признать, что Бразилия была оккупирована 60 000 лет назад, что касается Пиауи. [17] Миграционные потоки достигли Минас-Жерайс 30 000 лет назад и Риу-Гранди-ду-Сул 15 000 лет назад. [18]

Лузия Женщина

[ редактировать ]
Компьютеризированная реконструкция Лузии, старейшего ископаемого из Америки.

Лузия — это название древнейшей человеческой окаменелости, найденной в Америке. [19] Древесный уголь рядом с окаменелыми останками датируется примерно 11 000 лет назад. найденная французским археологом Аннетт Ламинг-Эмперер в 1970-х годах на археологическом участке Лапа-Вермелья в муниципалитете Лагоа-Санта Окаменелость этой доисторической женщины, (Минас-Жерайс), способствует возобновлению старых споров о происхождении людей в Америке. . [19] По мнению палеоантрополога Уолтера Невеса , ответственного за название ископаемого, морфология черепа Лузии приблизила бы ее к нынешним аборигенам Австралии и аборигенам Африки. [19]

Невес выдвинул гипотезу о том, что оккупация Америки произошла раньше, чем предполагалось ранее, хотя и не началась очень далеко во времени (около 14 000 лет до настоящего времени), и что она была осуществлена ​​народами из разных регионов, таких как Океания и Африка. . [20] Этот тезис не был хорошо воспринят некоторыми учеными. [19] По данным National Geographic , помимо того, что расы не являются научным способом классификации людей, различия между человеческими группами появились только через 9,5 тысяч лет. [21]

Жители Лузии
[ редактировать ]

Исследования, проведенные в регионе, населенном Лузией и другими палеоиндейцами, показывают, что они не знали гончарного дела и что их каменная промышленность была относительно простой. [22] Однако недавние исследования утверждают, что эти люди вели оседлый образ жизни. Такие находки, как многочисленные захоронения и использование сырья, существующего только на этом месте, подкрепили эти идеи. Анализ кариеса на зубах этих американцев показывает, что они, хотя и не имели сельского хозяйства, в значительной степени опирались на растительные ресурсы. [23]

Голоцен в Бразилии (12 000–4 000 лет назад)

[ редактировать ]

Археологи называют «фазой» культурный комплекс, элементы которого тесно связаны. Под «традицией» археологи подразумевают стандартные практики и методы древних для изготовления, например, каменной промышленности и наскальных рисунков. Субтрадиция — это раскол внутри традиции, обычно потому, что произошла дифференциация исходного образца на два или более новых образца. [2]

В конце плейстоценового периода температура сильно менялась в фазах расширения и сжатия ледника. Считается, что в плейстоцене температуры были ниже, чем в голоцене, когда они значительно повысились. В начале периода средней архаики уровень моря был на 10 метров ниже, чем сегодня. Многие регионы страны, такие как Пиауи, например, были намного более влажными, чем сегодня. [19]

Северо-восток и центр-юг Бразилии

[ редактировать ]
Модель Миддена из Музея археологии и этнологии Университета Сан-Паулу.

Эпоха бразильского палеолита обычно приходится на 12 000–4–2 000 лет до настоящего времени, когда в регионе возникла и распространилась сельскохозяйственная практика. [24] До этого люди жили охотой, рыбной ловлей и собирательством — факт, подтвержденный археологическими находками и изображениями на картинах до Кабралина. В это время археологи обнаружили разные типы каменных индустрий в нескольких регионах Бразилии. На северо-востоке несколько археологических памятников указывают на наличие сколов камня, содержащих слизни (каменный артефакт в форме слизняка, используемый для скобления деревянных опор), щепки, шила и печи для жарки мяса. наскальное искусство . На этих ранних местах создавалось [19]

В северо-восточном регионе методы работы с каменным материалом со временем становились все более разнообразными и сложными. Например, количество печей увеличивалось по мере того, как датировка приближалась к 8000 году до настоящего времени. Также были обнаружены костры. [24] [25]

Наскальные рисунки этого региона заинтересовали экспертов. Например, в пещере Байшао-да-Перна 1 (в археологической зоне Сан-Раймунду-Нонато ) были найдены наскальные рисунки, датируемые 10 500 лет назад. На месте Бокейран-да-Педра-Фурада были найдены многочисленные наскальные рисунки, выполненные красным пигментом. Авторы идентифицируют живописную традицию этого региона как «северо-восточную традицию». [26] такие субтрадиции, как Варзеа-Гранде (к юго-востоку от Пиауи) и Серидо ( Риу-Гранди-ду-Норти Помимо северо-восточной традиции, были выявлены ). Наиболее распространены изображения людей, растений и животных, но встречаются и чисто абстрактные графические изображения. На стенах некоторых пещер изображены сцены охоты и ритуальные праздники. По мнению некоторых археологов, темы насилия в древних наскальных рисунках будут связаны с техническим развитием, достигнутым в последующие годы, что привело к продвижению более эффективных стратегий охоты. Северо-восточная традиция завершилась около 5000 лет назад. [27]

В центральном и северо-восточном регионе ученые выявили важную культурную традицию: «традиция Итапарика» ( Гойас , Минас-Жерайс, Пернамбуко , Пиауи). Эта традиция разработала каменные инструменты, такие как пули, шила и ножи, но с небольшим количеством наконечников для снарядов . Жители этих регионов изменили свой образ жизни около 6500 лет назад, когда стали употреблять в пищу моллюсков и фрукты. [28] В центре страны сложилась традиция наскальных рисунков под названием «Планальто». [29]

Самые старые даты на Юге относят к «традиции Ибикуи» (возрастом от 13 000 до 8 500 лет), состоящей из простых артефактов, найденных в бассейне Уругвая . [1] [2] Уругвайская фаза, которая следует за первой в хронологическом порядке, датируется периодом от 11 555 до 8 640 лет назад и состоит из скребков, двусторонних лезвий и наконечников снарядов. [30] В Санта-Катарине и Риу-Гранди-ду-Сул были обнаружены артефакты (ножи, скребки, наконечники стрел) возрастом от 8500 до 6500 лет назад, закрепившиеся как «традиция Виниту». Более поздняя «традиция Умайта» (между 6500 и 2000 лет назад) простирается от Сан-Паулу до Риу-Гранди-ду-Сул. [2] [24] Люди этой традиции изготавливали скребки, шила и даже зоолиты (каменные статуэтки в виде животных). Другая традиция, выявленная на юге, называлась « Умбу »; этот отвечал за изготовление печей и наконечников для снарядов. [1] [19] [31]

Основными археологическими памятниками побережья являются кучи . [1] [32] [33] [34] Обычно рядом с ними находят скелеты древних американцев, каменные куски, остатки еды. Большая часть бразильских кучи покрыта морем из-за климатических изменений, произошедших в позднем плейстоцене и голоцене . Они существуют почти повсюду вдоль побережья Бразилии. На момент их открытия, в 19 веке, их сравнивали с аналогичными сооружениями в Скандинавии . Миддены связаны с «традицией Итайпу». Народ, населявший побережье, обычно определяют как полукочевых рыбаков. [1] [35]

Недавняя архаика с юга на северо-восток (от 4000 лет до 1500 года нашей эры)

[ редактировать ]

Появление культурных растений в Минас-Жерайс датируется 4000 лет назад. [36] В Сан-Раймунду-Нонато сельское хозяйство, вероятно, практикуется по крайней мере 2090 лет назад. Хотя амазонская керамика старше сельского хозяйства, такое же явление не наблюдается в остальной части страны, где самая старая керамика датируется 3000 лет назад (также в районе Сан-Раймунду-Нонато). Бразильские археологи считают, что появление керамики в этих регионах связано с оседлым образом жизни и сельским хозяйством, поскольку керамику трудно транспортировать, и она обычно выполняла функцию хранения продуктов питания. «Традиция Такуара-Итаре», вероятно, является наиболее изученной гончарной традицией в стране. [1]

Докерамический период (Амазонка) (12 000–3 000 лет назад)

[ редактировать ]
Некоторые эксперты, такие как Эдуардо Гус Невес, утверждают, что ландшафты тропических лесов Амазонки (вверху) были сформированы действиями доколумбовых народов . На снимке геоглифы на вырубленной земле в тропических лесах Амазонки в Акко.

Самые старые записи о жителях региона Амазонки датируются 12 500 годом до нашей эры. Вероятно, эта территория уже была колонизирована ранее, но только дальнейшие исследования в Амазонии смогут подтвердить эту гипотезу. Археологи определили развитие методов дробления камня, начиная с ударного отслаивания и переходя к отслаиванию давлением. [37] Изменения в методах отслаивания связаны с различными видами охоты, одна из которых нацелена на крупных животных, а другая на мелких животных. Однако нет ничего определенного в отношении охотничьего стиля древних народов Амазонии. Ученые полагают, что эти народы питались моллюсками (наблюдение, основанное на открытии таких мест, как навоз), мелкими животными и фруктами. Мидденс остаются главными археологическими памятниками этого периода на Амазонке. [37]

Амазонское сельское хозяйство

[ редактировать ]

Новое исследование, проведенное в Рондонии, приписывает сельскому хозяйству на Амазонке большую древность. По словам археолога Эдуардо Беспалеса, сельское хозяйство Амазонии может достигать 8000 лет, и это дата, близкая к первым записям о сельском хозяйстве в мире. [38] Более того, археологический памятник Гарбин подтверждает тезис о том, что гончарное дело изначально не было связано с сельским хозяйством. [38] Бразильские археологи обнаружили только каменную индустрию , связанную с terra preta (основной признак ведения сельского хозяйства в регионе). Новые результаты могут пролить свет на загадки, окружающие все: от значения сложных обществ Амазонки до происхождения тропических лесов Амазонки, возможно, антропогенного происхождения. [38] По словам археолога Маркоса Перейры Магальяйнса,

«Амазонская неотропическая культура является результатом длительного регионального исторического события, произошедшего из тропической культуры, разработанной обществами охотников-собирателей , социально, культурно и экономически интегрированных с ресурсами неотропических тропических лесов, с которыми они взаимодействовали объективно и субъективно. ." [39]

Ранний керамический период (3000–1000 гг. до н. э.)

[ редактировать ]

За это время амазонские народы приняли образ жизни, аналогичный образу жизни многих племен на этой территории сегодня. Таким образом, коренные жители жили бы в состоянии относительного поселения, занимаясь садоводством. Эти группы разработали первую в Америке сложную керамику с геометрическими и зооморфными темами, а также картины белой и красной краской. [40] Сосуды приобрели овальную и круглую форму. Самые известные группы керамических стилей называются «Хачурадо-Зонадо» и «Сальдоиде-Барранкоиде». Последнее связано с красно-белыми насечками и росписью, а первое – с предпочтением богато украшенных украшений. [1] Керамика «Сальдоиде-Барранкоид», найденная в нижнем и среднем Ориноко , вероятно, была создана между 2800 и 800 годами до нашей эры. Стили «Хачурадо-Зонадо» Тутошкайо и Ананатубы датируются примерно 2000–800 гг. До н.э. и 1500–500 гг. До н.э. соответственно. Многие ученые признали, что эта керамика возникла под влиянием культурных комплексов Анд , хотя сейчас считается, что коренные жители Амазонки сами разработали эту сложную керамику в нижнем регионе и, вероятно, оказали влияние на Анды в более позднее время. [1] Считается, что стиль «Сальдоиде-Барранкоид» был создан в нижнем течении реки Ориноко. [1]

Помимо садоводства, эти общества занимались охотой и рыболовством. Потребление моллюсков сократилось, и эти народы стали селиться в поймах и берегах рек. На этих территориях были обнаружены грубые керамические чаши, так что некоторые археологи выдвигают гипотезу о присутствии маниоки . Местонахождения этих культурных комплексов были обнаружены в бассейне реки Укайали, на острове Маражо , в Ориноко и на Амазонке. [1]

амазонского комплекса Вожди (1000 г. до н.э. - 1000 г. н.э.)

[ редактировать ]
Керамика, производимая древними сложными обществами, жившими в регионе Сантарен , штат Пара. Музей археологии и этнологии Университета Сан-Паулу

Демографический рост населения Амазонии в поздние доисторические времена в сочетании с другими факторами привел к серьезным преобразованиям среди коренных народов Амазонки. [41] По мнению археологов, общества, населяющие регионы бассейна Амазонки, начали организовываться все более сложными способами между 1000 г. до н.э. и 1000 г. н.э. [1] Археологи определяют эти общества как «сложные кацикадо ». [42] Эти общества становились все более иерархическими, состоящими из дворян, «простолюдинов» и пленных слуг. [42] с централизованным руководством в лице касика и заняли воинственные и экспансионистские позиции. Вождь, помимо господства на больших территориях, постоянно организовывал своих воинов для завоевания новых территорий. Керамика этих обществ была очень сложной, демонстрируя владение сложными технологиями производства. Существовали сложные погребальные урны (связанные с культом мертвых вождей) и торговля. Археологические данные указывают на плотность городского населения в этих цивилизациях. [43] Считается, что помимо интенсивной охоты и рыболовства, интенсивного производства корнеплодов и хранения продуктов питания практиковалась монокультура. [44] [1] По мнению исследователя Анны Рузвельт,

«Развитие интенсивного сельского хозяйства в доисторические времена, по-видимому, коррелировало с быстрым ростом населения сложных обществ. Можно предположить, что перемещения и депопуляция исторического периода заставили эти экономики вернуться к моделям менее интенсивного выращивания корней и отлова животных. (...)». [42]

Хроники раннего колониального периода сегодня используются для реконструкции древних бразильских цивилизаций. Многие иностранные летописцы описывали коренные элементы периода сложных кацикадо . Распад этих общественных организаций обычно связан с завоеванием, повлиявшим на их демографическую структуру. [45]

Сложная керамика эпохи Маражоара на Маражо острове ; в данном случае погребальная урна

Керамика, произведенная этими цивилизациями, делится на две основные группы: «Horizonte Policrômico» и «Horizonte Inciso Ponteado». Среди археологических памятников, на которых представлены остатки, сгруппированные в «Горизонт поликромико», можно выделить: Марахоара ( устье Амазонки) и Гуарита (Средняя Амазонка), среди других, расположенных за пределами бразильской Амазонки. Археологические памятники, связанные с «Horizonte Inciso Ponteado», включают Сантарен (Нижняя Амазонка) и Итакоатиару (Средняя Амазонка). Первый «Горизонт» («Horizonte») характеризуется белой, черной и красной росписью, геометрическими темами и разрезами. Второй горизонт характеризуется глубокими насечками и точечной техникой. Считается, что «Horizonte Inciso Ponteado» был связан с предками народов, говорящих на языке карибского языка , в то время как «Horizonte Policrômico» мог быть создан предками народов, говорящих на языке тупи . [45]

Крупные амазонские памятники сложной эпохи качикадо , вероятно, были специализированными регионами для захоронений, поклонения, работы и войны. Позднее доисторическое заселение территории было оседлым. Попадание кукурузы и других семян в регион, а также их популяризация среди американцев относятся к первому тысячелетию до нашей эры. [46]

Кухику (1500–400 гг. н. э.)

[ редактировать ]

Одной из амазонских цивилизаций, которые, как известно, создали крупные города и поселки в докабралинский период, была Кухикугу. [47] Археологический объект, обнаруженный археологом Михаэлем Хекенбергером, расположен на территории национального парка Шингу (регион Верхний Шингу) и представляет собой большой городской комплекс, в котором могло проживать до 50 000 жителей. Вероятно, это место было построено предками нынешнего народа Куйкуро и содержит сложные конструкции, такие как дороги, укрепления и траншеи для защиты. Поскольку это открытие произошло недавно, исследования образа жизни этих групп населения все еще необходимы, хотя ученые полагают, что эти люди выращивали маниоку. [48] Исчезновение этой цивилизации, как и других великих амазонских цивилизаций, связано с проникновением на континент европейских болезней, ответственных за уничтожение местного населения примерно в 1500 году нашей эры. Природные характеристики тропических лесов Амазонки (густой лес и т. д.) могли бы объяснить, почему древние европейцы не познакомились с этой бразильской цивилизацией. [49]

Гора Тесо-дус-Бичос (400 г. до н.э. - 1300 г. н.э.)

[ редактировать ]

Тесо-дос-Бишос или Тесос-Марахоарас, расположенный на острове Маражо, является местом, где зародилась одна из самых развитых цивилизаций докабралийской Амазонки, занимающим 2,5 гектара. [50] Одной из отличительных черт сложного общества острова Маражо являются « тесос », большие искусственные насыпи, построенные для размещения жилищ, вероятно, во избежание наводнений. Марахоара Тесо считаются монументальными сооружениями и по этой причине имеют важное значение для интерпретации прошлого Марахоары. [50]

Антропогенное холмообразование

[ редактировать ]

Было подсчитано, что население цивилизации, ответственной за работы, будет составлять 500 000 человек. Жители этой цивилизации принадлежали к обществу Туксауа, правителей устья реки Амазонки . Будет разделение труда между мужчинами и женщинами, диета, богатая белком (животным и растительным), и ферментированные напитки (такие как алуа ). [51]

Образование в результате речных отложений холма.
[ редактировать ]

В октябре 2009 года группа геологов заявила, что тесосы могут быть по сути естественными структурами, происходящими в результате процессов, аналогичных образованию речных курганов в других местах, со свидетельствами человеческой деятельности только в более поверхностных слоях. [52] Поскольку для их формирования требовалось значительно меньше человеческой деятельности, сложные общества не были бы необходимы для монументального накопления труда. [52] Эта гипотеза частично опровергает интерпретации существования сложных обществ в бассейне Амазонки. [53] Археологи, ответственные за раскопки и антропогенную гипотезу, поставили под сомнение методологию команды, указав на размеры выборки и доказательства в исследовании, которые можно интерпретировать как свидетельствующие о человеческих структурах. [53]

Основные археологические памятники

[ редактировать ]

Элис Бур

[ редактировать ]

Объект Alice Boer расположен в Ипеуне , муниципалитете недалеко от Рио-Кларо , в Сан-Паулу. Он был раскопан археологом Марией Бельтрао для нужд Национального музея с 1964 года. Первые бразильцы в этом регионе были древними и производили такие артефакты, как наконечники снарядов, скребки и пули. Образец древесного угля с этого места дал дату 14 200 лет. [54] [55]

Бездна стрелы

[ редактировать ]

Местоположение Понта-де-Флеча было раскопано в период с 1981 по 1982 год К. Баррето и Э. Робраном. Находки на этом месте, среди которых наконечники стрел и кости, относятся как к плейстоцену, так и к голоцену. Найденные кости животных были отмечены каменными орудиями человека. [56]

Расписной Камень

[ редактировать ]

Анна Рузвельт (правнучка президента США Теодора Рузвельта ), профессор антропологии в Университете Иллинойса , координировала в 1996 году команду, исследовавшую пещеру Педра Пинтада в Монте-Алегри , штат Пара , на левом берегу реки Амазонки, в нескольких километрах от нынешнего Сантарена . [57]

Доисторические жители этого региона поддерживали себя стабильной экономикой и производили культуру и технологии. Палеоиндейцы жили в удобных и защищенных пещерах, придерживались более здоровой диеты и производили керамику, наскальные рисунки и наконечники стрел. Они были охотниками на мелких животных и собирателями фруктов. На пике своей цивилизации их численность могла достигать 300 000 особей. [58]

Здесь были найдены наконечники копий и черепки керамики возрастом от 10 000 до 6 000 лет. Результаты пришли к выводу, что палеоиндейцы (первые жители Америки) жили в регионе Амазонки с 11 200 до 10 000 лет назад. Это служит доказательством того, что заселение континента человеком произошло более 20 000 лет назад. [58]

И все же выводы Рузвельта еще не полностью опровергли гипотезу о прибытии первых жителей Америки через Берингов пролив . Миграционное движение происходило последовательными волнами. Амазонские популяции, следы которых она нашла в пещере Педра-Пинтада, вероятно, мигрировали на юг, не вступая в контакт с американскими охотниками на мамонтов . [59]

Педра Фурада

[ редактировать ]
Картины сайта Педры Фурады

Археологический памятник Педра Фурада, [60] Расположенный в Сан-Раймунду-Нонато, в национальном парке Серра-да-Капивара, Пиауи , был обнаружен в 1960-х годах. Его изучает с 1970-х годов Ньед Гвидон, французско-бразильский археолог. Находки (сколы камней и следы костров) датируются примерно 11 000 лет назад. По мнению команды, вполне вероятно, что возраст находок может достигать 48 000 лет. Тезис Гвидона идет гораздо дальше - около 100 000 лет - и предполагает, что люди прибыли в Америку из Азии не по суше (через Берингов пролив, как считается до сих пор), а по морю, на лодках. Однако выводы Сан-Раймундо Нонато остаются спорными и еще не полностью опровергают теорию Хлодвига . [60]

На этом месте также находится Музей американского человека . Освещенные пояснительные панели рассказывают историю присутствия людей в Америке с помощью рисунков, карт и текстов. Здесь также хранятся глиняные погребальные урны и копии двух человеческих скелетов, найденных в пещерах этого региона. Один из них, 30-летняя индианка, был найден практически целым и датируется 9700 лет назад. [61]

Рисунки были также найдены в Тока-ду-Бокейран, а также в Педра-Фураде, которые, вероятно, представляют собой сцену нападения кошачьих, когда-то населявших континент. Представления нынешних индейцев, живущих в северо-восточном регионе страны, таких как кирири, хотя и сильно изменены, все же могут быть полезным элементом для расшифровки таких представлений с помощью предположительной стратегии. Рисунки описываются Кирири , в общем, как огромные люди, свирепые и непримиримые, с грубыми чертами лица и широко раскрытыми глазами, по-настоящему устрашающие. По словам антрополога Насименто, который изучал в своей магистерской диссертации для Федерального университета Баии ритуалы и этническую идентификацию северо-восточных индейцев, основанную на концепциях оставшейся группы - кирири Миранделы ( Баия ) в 1994 году. [62]

Лагоа Санта

[ редактировать ]

В Бразилии, помимо останков из Пиауи, в районе Лагоа-Санта (Минас-Жерайс) также найден древний набор, возможно, представителей древней лингвистической группы страны Macro Jê , ближайшими потомками которой сегодня будут кирири и ботокудо. индейцы . [63] [64] [65]

В 1974 году в Лапа-Вермелья IV в ходе раскопок команды Аннет Лэминг-Эмперер был обнаружен человеческий скелет возрастом 11 500 лет назад, самый старый в Америке, позже получивший прозвище Лузия . Она поставила под сомнение теорию Хлодвига, поскольку она женщина с характеристиками, сильно отличающимися от сегодняшних коренных жителей (которые ближе к эпигенетической монголоидной группе). Луцию исследовали биоантропологи и археологи Уолтер Алвес Невес, Андре Прус, Джозеф Ф. Пауэлл, Эрик Г. Озолиньш и Макс Блюм. [66]

Недавний период до Кабралины

[ редактировать ]
Картина Жана-Батиста Дебре, изображающая семью Камакан в ранний колониальный период.

В то время как большинство исследований ранней Бразилии в основном анализировали останки материалов, оставленных этими народами, недавняя Бразилия до Кабралина обычно изучается с помощью родных языков. Изучение родных языков позволяет нам понять многие аспекты этих культур, а также их историческую принадлежность и миграцию. Когда европейские летописцы описывали древние бразильские народы, они в основном использовали лингвистические названия, и благодаря миссионерской деятельности некоторых иезуитов сегодня мы знаем древние бразильские языки (которые дали начало современным местным языкам). [67] [68]

Когда европейцы пришли занять восточное побережье Южной Америки , они столкнулись с этническими группами, связанными с четырьмя основными языковыми группами: араваками , тупи-гуарани , дже и калинаго . [67]

Идол из Игуапе, найденный исследователем Рикардо Кроне в 1906 году. Открытие произошло во время одного из его исследований на куче Морро-Гранде, на экологической станции Хурейя-Итатинс . Его возраст, рассчитанный по углероду-14 , показал, что ему более 2500 лет.

Одной из наиболее важных лингвистических групп в Бразилии, которая, вероятно, широко распространилась по территории Бразилии до 1500 года, является группа тупи. Основная языковая семья в этой более крупной группе — тупи-гуарани. Эти народы, возможно, сначала заселили верховья рек Мадейра , Тапажос и Шингу . [69] [70] Экспансия тупи-гуарани произошла между 3000 и 2000 лет назад, вскоре после того, как эта группа отличилась от других в регионе между реками Шингу и Мадейра, образовав новые языковые подгруппы, такие как кокама , омагуа, гуаяки и ксирино. Народы кокама и омагуа направились к реке Амазонке, гуаяки — в Парагвай , а ксирино — в Боливию . Тапирапе и Тенетеара двинулись на северо-восток. Народы Паусерна , Кахаби и Камаюра переселились в крайний южный регион Бразилии. [69] [71]

Народы , говорящие на языке вайампи, дошли до региона Гвианы . Последняя фаза расселения народов тупи-гуарани произошла около 1000 года. Носители языков, связанных с семьей тупи-гуарани, уже расселились на юге Бразилии ( гуарани , например), в бассейне Амазонки, а также на побережье Бразилии ( Потигуара , Тупинамба , Тупиникин ). Благодаря разветвленной сети водных путей народы этой языковой группы смогли расселиться и в то же время поддерживать контакты друг с другом. [69] [71]

Многие археологические артефакты керамического периода связаны с этими древними народами языковой матрицы тупи-гуарани. Археологические памятники, связанные с этими народами, представляли собой обширные деревни, обычно расположенные на плато или террасах. На этих археологических памятниках площадью в среднем от 10 000 до 2 000 квадратных метров в изобилии была древняя керамика. [69] [72]

Хронология истории народов тупи-гуарани основана на археологических теориях, глоттохронологии и датировке выявленной керамики. Как показывает история тупи-гуарани на их языках, экспансионное движение произошло между 3000 и 2000 лет назад из региона Амазонки; большинство археологических артефактов этих народов датируются периодом между 500 и 1500 годами. Время расширения к побережью подтверждается наибольшей концентрацией артефактов в этом регионе между 11 и 13 веками. [73]

Экспансия Макро-Же началась 3000 лет назад в регионе Среднего Запада Бразилии. Сама группа Же, возможно, возникла в верховьях рек Сан-Франциско и Арагуайя. Большая часть говорящих на языке же народов переселилась из Кайнганга и Шокленга на юг региона Центральной Бразилии. [1] Некоторые группы, должно быть, отделились от последних и переселились в регион Амазонки по крайней мере тысячу лет назад. Народы Жэ предпочитали селиться в регионах плато (таких как первоначальный регион Бразильского нагорья), о чем свидетельствует изучение их языков среди языков ствола Макро-Же, которыми являются Каяпо , Ксеренте , Тимбира и другие. [1]

Бразилия 16 века

[ редактировать ]

По оценкам, накануне прибытия европейцев в Америку в 1500 году нынешняя территория Бразилии (восточное побережье Южной Америки) была заселена двумя миллионами коренных жителей, с севера на юг. [74]

Распространение групп тупи и не говорящих на тупи (тапуиа) на побережье Бразилии XVI века.

По словам Луиша да Камара Каскудо, тупи были первой «группой коренных народов, имевшей контакт с колонизатором». [75]

Названия некоторых основных групп, населявших Бразилию накануне прибытия европейцев (среди них некоторые нетупи): Потигуара , Тремембе , Табахара , Каэте , Тупиниким , Тупинамба , Айморе , Гойтака , Тамойо, Карихо и Темимино. Потигуара населяли регион между реками Акарау и Параиба и контролировали речное судоходство. Во время завоевания они были в союзе с французами, и в некоторых источниках говорится о браках между Потигуара и французами, предполагающих антипортугальские военные соглашения. [68] [1] [69] Табахара населяли южный берег реки Параиба , на территории нынешнего прибрежного региона Пернамбуко. Они были важными союзниками португальцев во время завоевания. Каэты населяли регион Пернамбуку от Олинды , «Марима Каэтеса», до того места, где сегодня находится штат Алагоас , отделенный от Пернамбуку . [68] [1] [69]

Тремембе населяли западный берег реки Акарау. Тамойо населяли залив Гуанабара ; их лидеры также были союзниками французов в борьбе против португальцев. Карихос населяли южное побережье страны. Тупиниким населяли территорию современного штата Сан-Паулу, а тупинамба — юго-восточный регион Бразилии. [68] [1] [69] Современные знания о древних тупи в основном основаны на языке тупинамба. [76]

Народы тупи жили в деревнях с населением от 600 до 700 жителей. Некоторые деревни были укреплены из-за межплеменных войн. Никакой власти с абсолютной или достаточно сильной властью над другими членами общества не возникало, хотя существовала «иерархия» по полу, воинским заслугам и шаманским силам. Пажес ( пайес на древнем языке тупи, посредники между религиозным миром и миром людей) и касики ( морубиксаба на древнем языке тупи, означающее «вожди-воины») обычно занимали роль племенных вождей. [2] [77] [78] Существовала вера в добрых и злых духов ( Тупа , Анханг и др.), которые влияли на события в космосе. Каждый мужчина носил мараку , в которой, по их мнению, обитал дух-защитник каждого человека. Считается, что в погребальных урнах хоронили только сыновей самых влиятельных людей племени. Религиозные мероприятия имели широкий размах и объединяли разные этнические группы. Древние индейцы были ответственны за многочисленные художественные проявления, такие как керамические изделия, танцы, песни/поэзия и то, что больше всего впечатляло жителей Запада, сложные и богатые изделия из перьев. [79] Литература тупи появилась с появлением европейской письменности, когда миссионеры начали писать на тупи, чтобы обратить туземцев в свою веру. [76] и летописи записывали песни коренных народов. [80]

Другие группы коренных народов

[ редактировать ]

Другие группы, населявшие Бразилию с докабралинских времен, с обсуждаемыми теориями об их происхождении и языках: [81]

Докабралинская Бразилия в Европе

[ редактировать ]

С европейской стороны открытию Бразилии предшествовало несколько договоров между Португалией и Испанией , устанавливавших границы и разделявших уже открытый мир от мира, который еще предстоит открыть. [84] [85]

Из этих соглашений, подписанных на расстоянии от переданной земли, Тордесильясский договор (1494 г.) является наиболее важным, определяющим части земного шара, которые будут принадлежать Португалии в период, когда Бразилия была португальской колонией. [86] [84] Его положения устанавливали, что земли к востоку от воображаемой медианы, которая пройдет в 370 морских лигах к западу от островов Зеленого Мыса, будут принадлежать королевству Португалии, а земли к западу будут принадлежать королям Кастилии (ныне Испания). На нынешней территории Бразилии линия пересекала с севера на юг, от нынешнего города Белен до Лагуны . [84]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб да Кунаха, Мануэла Карнейро (2008). История индейцев в Бразилии (на бразильском португальском языке). Государственный фонд поддержки исследований Сан-Паулу. ISBN  9788571642607 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Прус, Андре (1991). Бразильская археология (на бразильском португальском языке). Издательский университет Бразилиа. ISBN  978-85-230-0316-6 .
  3. ^ Гусман, Десио де Аленкар (7 февраля 2005 г.). «Карлос Фаусто, Индейцы до Бразилии., Рио-де-Жанейро, редактор Хорхе Захара, 2000. 94 стр. (Сборник «Открытие Бразилии»)» . Нуэво Мундо Мундос Нуэвос . дои : 10.4000/nuevomundo.398 . ISSN   1626-0252 .
  4. ^ Коста, Ангион (1980). Введение в бразильскую археологию: (этнография и история) (на бразильском португальском языке). Национальная издательская компания. ISBN  978-85-04-00040-5 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Ambientebrasil, редактор (6 января 2009 г.). «Археология в Бразилии» . Ambientebrasil - Окружающая среда (на бразильском португальском языке).
  6. ^ «Эмилио Гоэльди — Этот веб-сайт переносится... Нажмите здесь, чтобы получить доступ к новому контенту на gov.br/museugoeldi Museu Paraense Emílio Goeldi» . www.museu-goeldi.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 24 декабря 2020 г.
  7. ^ «Музей археологии и этнологии» . mae.usp.br .
  8. ^ Сколько лет Бразилии? (на бразильском португальском языке). ЭдУСП. 2000. ISBN  978-85-314-0546-4 .
  9. ^ «Национальный проект археологических исследований» (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 18 апреля 2010 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  10. ^ "Дом" . Институт национального исторического и художественного наследия (на бразильском португальском языке).
  11. ^ Шаан, Дениз Пал; Безерра, Марсия (2009). Строительная археология в Бразилии: путь Бразильского археологического общества (на португальском языке). ГК Норонья. ISBN  978-85-62913-00-6 .
  12. ^ «Сабнет» . Сабнет (на бразильском португальском языке).
  13. ^ Яблонски, Нина Г. (2002). Первые американцы . Калифорнийская академия наук. ISBN  9780940228504 .
  14. ^ «Археологический памятник Алисы Бур» (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 13 июня 2010 года . Проверено 21 октября 2009 г.
  15. ^ «Национальный парк Серра-да-Капивара» . ФАНДХАМ (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 18 января 2012 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  16. ^ Анджело, Клаудио (21 марта 2005 г.). «Черепа позволяют предположить, что люди из Лузии населяли Мексику и Сан-Паулу» . Фолья де Сан-Паулу (на бразильском португальском языке).
  17. ^ Мартин, Габриэла (1997). Предыстория северо-восточной Бразилии (на бразильском португальском языке). Университетское издательство UFPE. ISBN  978-85-7315-083-4 .
  18. ^ Виалу, Агеда Вильена (2005). Предыстория Мату-Гросу: Сидаде-де-Педра (на бразильском португальском языке). ЭдУСП. ISBN  978-85-314-0917-2 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мелатти, Хулио Сезар (2007). Индейцы Бразилии (на бразильском португальском языке). ЭдУСП. ISBN  978-85-314-1013-0 .
  20. ^ «Лузия (ископаемое)» , Arc.Ask3.Ru, свободная энциклопедия (на португальском языке), 3 апреля 2023 г.
  21. ^ «Кем были первые американцы?» . Нэшнл Географик .
  22. ^ Невес, Уолтер А.; Пило, Луис Бетховен (2008). Жители Лузии: в поисках первых американцев (на бразильском португальском языке). Издательство «Глобо». ISBN  978-85-250-4418-1 .
  23. ^ «Ранние бразильцы вели оседлый образ жизни, как показывают исследования» . www.jornaldosite.com.br .
  24. ^ Перейти обратно: а б с Журнал Музея археологии и этнологии (на бразильском португальском языке). Университет Сан-Паулу. 2005.
  25. ^ Ксавье, Леандро Аугусто Франко (12 февраля 2008 г.). Археология северо-запада Минас-Жерайс: анализ каменной индустрии бассейна Рио-Прето - Унаи, Минас-Жерайс, Бразилия (текстовая диссертация) (на бразильском португальском языке). Университет Сан-Паулу.
  26. ^ «ФУМДХАМ — Pinturas rupestres» . Архивировано из оригинала 23 мая 2011 года . Проверено 2 мая 2023 г.
  27. ^ «Наскальные надписи Серра-да-Капивара - найдите все и регион» . www.achetudoeregiao.com.br .
  28. ^ Лурдо, Антуан (1 января 2015 г.). «Каменные технологии и доисторические поселения в центральной и северо-восточной Бразилии: определение и пространственное распределение технокомплекса Итапарика» . ПалеоАмерика . 1 (1): 52–67. дои : 10.1179/2055556314Z.0000000005 . ISSN   2055-5563 . S2CID   140659852 .
  29. ^ Лурдо, Антуан (19 января 2008 г.). «Значимость технологического подхода к изучению доисторического поселения Центрального нагорья Бразилии» . Габитус . 4 (2): 985. doi : 10.18224/hab.v4.2.2006.985-710 . ISSN   1983-7798 .
  30. ^ Соареш, Андре Луис Рамос (12 января 2005 г.). Вклад в археологию гуарани: исследование памятника Рёпке (текстовая диссертация) (на бразильском португальском языке). Университет Сан-Паулу.
  31. ^ Скьяветто, Соланж Нуньес де Оливейра (2003). Археология гуарани: построение и деконструкция самобытности коренных народов (на португальском языке). Аннаблюм. ISBN  978-85-7419-363-2 .
  32. ^ Капанема, Гильерме Шух де (1876). Самбаки (на португальском языке). Браун и Эваристо.
  33. ^ Гаспар, Маду (2000). Самбаки: археология бразильского побережья (на бразильском португальском языке). Джордж Захар Редактор. ISBN  978-85-7110-530-0 .
  34. ^ Дуарте, Пауло (1968). Самбаки: вид через некоторые самбаки (на бразильском португальском языке). Институт предыстории.
  35. ^ Рузвельт, Анна Куртениус (1991). Строители курганов Амазонки: геофизическая археология на острове Маражо, Бразилия . Академическая пресса. ISBN  978-0-12-595348-1 .
  36. ^ Сильверман, Хелейн; Исбелл, Уильям (4 апреля 2008 г.). Справочник по южноамериканской археологии . Springer Science & Business Media. ISBN  978-0-387-75228-0 .
  37. ^ Перейти обратно: а б Меггерс, Бетти Джейн (1974). Реконструкция предыстории Амазонки: некоторые теоретические соображения (на бразильском португальском языке). Институт географии Университета Сан-Паулу.
  38. ^ Перейти обратно: а б с "MidiaNews | Сельскому хозяйству в РО археологическому памятнику может быть 8 тысяч лет" . МидиаНовости . 24 октября 2010 года . Проверено 3 мая 2023 г.
  39. ^ МАГАЛЬЯЕС, Маркос Перейра. «Антропоморфная эволюция Амазонки» (PDF) (на бразильском португальском языке).
  40. ^ Гомес, Дениз Мария Кавальканте (2002). Археологическая керамика Амазонии: сосуды из коллекции Tapajônica Mae-USP (на бразильском португальском языке). ЭдУСП. ISBN  978-85-314-0616-4 .
  41. ^ Роуч, Джон. «Обнаружены древние города Амазонии; они представляли собой обширную городскую сеть» . Нэшнл Географик . Проверено 3 мая 2023 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б с Рузвельт, Анна (1994). Амазонские индейцы от предыстории до наших дней: антропологические перспективы . Издательство Университета Аризоны. ISBN  978-0-8165-1821-0 .
  43. ^ «Древняя цивилизация Амазонки» . Новости Дискавери . Архивировано из оригинала 8 января 2013 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  44. ^ Пайва, Маурисио де (2009). Древняя Амазонка: археология в окрестностях (на португальском языке). администратор баз данных. ISBN  978-85-7234-401-2 .
  45. ^ Перейти обратно: а б Бетелл, Лесли (1997). История Латинской Америки: Колониальная Латинская Америка, Том 2 (на бразильском португальском языке). Эдусп. ISBN  978-85-314-0497-9 .
  46. ^ «acroosevelt.net — зарегистрировано на Namecheap.com» . www.acroosevelt.net . Проверено 3 мая 2023 г.
  47. ^ «Куикуро — Povos Indígenas no Brasil» . pib.socioambiental.org . Проверено 3 мая 2023 г.
  48. ^ «Наука — Хекенбергер и др. 301 (5640): 1710» . plaza.ufl.edu . Проверено 3 мая 2023 г.
  49. ^ Бьелло, Дэвид. «Древняя Амазония на самом деле была высокоурбанизированной» . Научный американец . Проверено 3 мая 2023 г.
  50. ^ Перейти обратно: а б «Строители курганов Амазонки: геофизическая археология на острове Марахо, Бразилия | WorldCat.org» . www.worldcat.org .
  51. ^ Соуза, Марсио (2001). Краткая история Амазонки (на бразильском португальском языке). ДЕЙСТВОВАТЬ. ISBN  978-85-220-0533-8 .
  52. ^ Перейти обратно: а б де Фатима Россетти, Дилче; Гоес, Ана Мария; Манн де Толедо, Питер (2009). «Археологические курганы на острове Маражо на севере Бразилии: геологическая перспектива, объединяющая дистанционное зондирование и седиментологию» . Геоархеология . 24 (1): 22–41. дои : 10.1002/gea.20250 . S2CID   55092997 .
  53. ^ Перейти обратно: а б «Фолья де С.Пауло – Древние люди не строили свалки в Пара, говорит группа – 19.10.2009» . www1.folha.uol.com.br .
  54. ^ «A Prehistória Brasileira» (PDF) (на бразильском португальском языке). 19 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 19 апреля 2009 г. . Проверено 3 мая 2023 г.
  55. ^ «Народы гуарани в регионе Индаятуба | PDF | Общество» . Скрибд . Проверено 3 мая 2023 г.
  56. ^ Журнал Prehistory (на бразильском португальском языке). Университет Сан-Паулу, Институт предыстории. 1979.
  57. ^ «История оккупации Нижней Амазонки доказывает, что люди и лес могут сосуществовать» . National Geographic (на бразильском португальском языке). 8 июля 2021 г. Проверено 3 мая 2023 г.
  58. ^ Перейти обратно: а б ПЕРЕЙРА, Эдит да Силва; МОРАЕС, Клэйд де Паула (26 августа 2019 г.). «Хронология наскальных рисунков в Каверна-да-Педра-Пинтада, Монте-Алегри, Пара: исторический обзор и новые данные» . Бюллетень музея Эмилио Гоэльди в Параэнсе. Гуманитарные науки (на португальском языке). 14 (2): 327–342. дои : 10.1590/1981.81222019000200005 . ISSN   1981-8122 . S2CID   202015595 .
  59. ^ Рузвельт, Анна К.; Дуглас, Джон Э.; Амарал, Андерсон Марсио; Сильвейра, Маура Имазио да; БАРБОСА, Карлос Палета; БАРРЕТО, Мауро; СИЛЬВА, Вандерли Соуза да; Браун, Линда Дж. (19 ноября 2009 г.). «Ранний охотник в тропическом лесу Терра Фирме: забитые снаряды из золотых приисков Куруа» . Amazonica - Revista de Antropologia (на португальском языке). 1 (2). дои : 10.18542/amazonica.v1i2.296 . ISSN   2176-0675 .
  60. ^ Перейти обратно: а б Гвидон, Ниде (1989). «О стратиграфии и хронологии Педра Фурады» . Современная антропология . 30 (5): 641–642. дои : 10.1086/203795 . ISSN   0011-3204 . S2CID   143602429 .
  61. ^ «Музей американского человека – ФУМДХАМ» (на бразильском португальском языке).
  62. ^ Насименто, Марко Тромбони Де С. (1994). «ОТРОНКО ДА ХУРЕМА: Ритуалы и этническая принадлежность коренных народов северо-востока - случай Кирири» (PDF) . УФБА . Проверено 3 мая 2023 г.
  63. ^ Баэта, Аленис Мария Мотта (19 апреля 2011 г.). Наскальная графика и ее стилистические единицы в карсте Лагоа-Санта и Серра-ду-Сипо - MG (текстовая диссертация) (на бразильском португальском языке). Университет Сан-Паулу.
  64. ^ Жуниор, Пульезе (28 февраля 2008 г.). Литика Лагоа-Санта: исследование технологической организации охотников-собирателей в Центральной Бразилии (текстовая диссертация) (на бразильском португальском языке). Университет Сан-Паулу.
  65. ^ Штраус, Андре Менезеш (20 августа 2010 г.). Погребальная практика доисторических охотников-собирателей в регионе Лагоа-Санта (МГ): исследование археологического памятника Лапа-ду-Санту (текстовая диссертация) (на бразильском португальском языке). Университет Сан-Паулу.
  66. ^ Невес, Уолтер А.; Пауэлл, Джозеф Ф.; Прус, Андре; Озолиньш, Эрик Г.; Блюм, Макс (1999). «Lapa vermelha IV Hominid 1: морфологическое сходство самого раннего известного американца» . Генетика и молекулярная биология . 22 (4): 461–469. дои : 10.1590/S1415-47571999000400001 . ISSN   1415-4757 .
  67. ^ Перейти обратно: а б «Панорама коренных языков Амазонки» . www.comciencia.br (на бразильском португальском языке).
  68. ^ Перейти обратно: а б с д Буэно, Эдуардо (2003). Бразилия: земля уже на виду! : иллюстрированное приключение открытия . Эдгар Васкес. Порту-Алегри, RS: L & PM Pocket. ISBN  85-254-1258-9 . OCLC   73509776 .
  69. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «IBGE | Бразилия: 500 лет заселения | Территория и поселение Бразилии | История коренных народов» . brasil500anos.ibge.gov.br . Проверено 4 мая 2023 г.
  70. ^ Буэно, Эдуардо (2003). Бразилия: история (на бразильском португальском языке) (2-е изд.). Сан-Паулу: Аттика.
  71. ^ Перейти обратно: а б «Индейцы в Бразилии» . Só História (на бразильском португальском языке) . Проверено 4 мая 2023 г.
  72. ^ Прус, Андре. (2006). Бразилия до бразильцев: предыстория нашей страны . Рио-де-Жанейро: редактор Хорхе Захар. ISBN  85-7110-920-6 . OCLC   80946412 .
  73. ^ Ноэлли, Франциско (1996). «Гипотезы о центре происхождения и путях распространения тупи» . Антропологический журнал . 39 (2): 7–53. дои : 10.11606/2179-0892.ra.1996.111642 . S2CID   142157171 .
  74. ^ Ноэлли, Франсиско С. «Os Antigos Habitantes do Brasil» (PDF) (на бразильском португальском языке).
  75. ^ Каскудо, Луис да Камара. Словарь бразильского фольклора (на бразильском португальском языке). Том 2. с. 865.
  76. ^ Перейти обратно: а б «Языки южноамериканских индейцев — Грамматическая характеристика | Британика» . www.britanica.com . Проверено 5 мая 2023 г.
  77. ^ «Социальность против государства: антропология Пьера Кластра» (PDF) (на бразильском португальском языке).
  78. ^ «Размышления о вкладе Пьера Кластра в политическую антропологию» (PDF) (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2011 года. Проверено 23 мая 2011 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  79. ^ «С наукой — археология и археологические памятники» . www.comciencia.br . Проверено 4 мая 2023 г.
  80. ^ «Академия БРАЗИЛИЯ-ЕВРОПА. Ред.А.БИСПО: Жан де Лери» . www.academia.brasil-europa.eu . Проверено 4 мая 2023 г.
  81. ^ Кунья, Мануэла Карнейру да (1992). История индейцев Бразилии (на бразильском португальском языке). Государственный фонд поддержки исследований Сан-Паулу. ISBN  978-85-7164-260-7 .
  82. ^ Граймс, Джозеф Э., изд. (1972). Языки Гвианы (PDF). Летний институт лингвистики.
  83. ^ Роуз, Ирвинг (1992). Таино: взлет и упадок народа, приветствовавшего Колумба . Нью-Хейвен. ISBN  0-300-05181-6 . OCLC   24469325 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  84. ^ Перейти обратно: а б с «Тордесильясский договор» . Education.nationalgeographic.org . Проверено 5 мая 2023 г.
  85. ^ «Мадридский договор (1750 г.) | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 5 мая 2023 г.
  86. ^ «Открытие Бразилии». Книга столетия (1500–1900) (на бразильском португальском языке). Том. III. Рио-де-Жанейро: Imprensa Nacional. 1902.
Период в истории Бразилии
До Кабралина

(древность до 1500 г.)

Колониальная Бразилия

(с 1500 по 1822 год )

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0274586ea8fce7ad7819bed5542f7a72__1713748740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/72/0274586ea8fce7ad7819bed5542f7a72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pre-Cabraline history of Brazil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)