История католической церкви в Бразилии
В этой статье подробно описана история католической церкви в Бразилии от колониальной эпохи до наших дней. Федеративная Республика Бразилия — крупнейшее государство Южной Америки . Это пятая по величине страна в мире как по географической площади, так и по численности населения с населением более 201 миллиона человек. Католицизм является преобладающей религией в стране, и около 64,6% населения идентифицируют себя как представители этой религии. [ 1 ] В Бразилии самое большое в мире католическое население.
История католической церкви в Бразилии начинается с колонизации региона португальцами . Иезуиты играли важную роль в первых колониях, прежде чем в конечном итоге были изгнаны. Католическая церковь поддержала независимость Бразилии и работала над тем, чтобы обеспечить свое место в стране. Республиканское правительство 1890-х годов уделяло больше внимания отделению церкви от государства, но в 20-м веке наблюдался расцвет членства из-за массовой иммиграции. В это время церковь предпринимала попытки расширить свое культурное присутствие различными методами, включая пропагандистскую деятельность. Сегодня Католическая церковь в Бразилии продолжает работу по пропаганде.
Колониальная эпоха, 1500–1822 гг.
[ редактировать ]Когда португальцы претендовали на Бразилию в 1500 году, португальская корона уже осуществляла право покровительства церковным назначениям ( Padroado Real ), посредством которого папство уступило контроль над назначением священнослужителей на вакантные бенефиции, но не уступило его в вопросах догмы. Это было похоже на Реальный Патронато , который кастильская корона применяла в отношении назначений духовенства в своей заморской империи. «Право выдвижения [кандидата] составляет саму суть патронажа». [ 2 ]
Говорят, что первые празднования колонистов в Бразилии состоялись в рождественское воскресенье в 1500 году священником из партии, претендовавшей на владение Португалией. Члены Общества Иисуса , первого из религиозных орденов, прибывших в Бразилию, сопровождали экспедицию 1549 года Томе де Соузы , первого генерал-губернатора Бразилии. [ 3 ]
Католицизм был неотъемлемым элементом португальского поселения в Бразилии, но церковь как организация была слабой. В то время церковь не чувствовала необходимости действовать независимо от государства и поэтому опиралась на государственные структуры, а не создавала свои собственные. [ 4 ]
Церковь была физическим присутствием. С созданием португальских городов и поселков приоритетом стало строительство церквей и соборов епархии. Хотя первые церковные здания были построены из подручных материалов, вскоре последовало строительство более роскошных зданий с импортной декоративной плиткой и даже некоторым количеством камня. Во время первого бума экспорта тростникового сахара в Бразилию в шестнадцатом и семнадцатом веках португальские поселения росли, а церкви были предметом местной гордости. [ 5 ]
Томе де Соуза , первый генерал-губернатор Бразилии, привез первую группу иезуитов в колонию . Иезуиты представляли духовную сторону предприятия, и им суждено было сыграть центральную роль в колониальной истории Бразилии. Распространение католической веры было важным оправданием португальских завоеваний, и иезуиты были официально поддержаны королем, который поручил Томе де Соуза оказать им всю поддержку, необходимую для христианизации коренных народов.
Первые иезуиты под руководством отца Мануэля да Нобреги и таких выдающихся деятелей, как Хуан де Аспилкуэта Наварро, Леонардо Нуньес и, позже, Хосе де Антьета , основали первые миссии иезуитов в Сальвадоре и Сан-Паулу-дус-Кампус-де-Пиратининга , который был поселением. это дало начало городу Сан-Паулу . Нобрега и Анчиета сыграли важную роль в разгроме французских колонизаторов Французской Антарктиды, управляя уроженцами Тамойо. Иезуиты приняли участие в основании города Рио-де-Жанейро в 1565 году.
Успех иезуитов в обращении коренных народов в католицизм связан с их способностью понимать родную культуру, особенно язык. Первая грамматика языка тупи была составлена Хосе де Анчиета и напечатана в Коимбре в 1595 году. Иезуиты часто собирали аборигенов в общины ( иезуитские редукции ), где туземцы работали на общину и проповедовали Евангелие.
Католическая церковь продемонстрировала заметный прогресс в колониальный период, особенно в 1680–1750 годах, хотя ей и мешала политика правительства. Церковь и правительство преследовали противоположные цели в отношении индейцев Амазонки, которых правительство эксплуатировало и обращало в рабство.
У иезуитов часто возникали споры с другими колонистами, желавшими поработить туземцев. Действия иезуитов спасли многих туземцев от рабства , но также нарушили образ жизни их предков и непреднамеренно способствовали распространению инфекционных заболеваний, против которых у аборигенов не было естественной защиты. Рабский труд и торговля были необходимы для экономики Бразилии и других американских колоний, и иезуиты обычно не возражали против порабощения африканских народов.
В 1782 году маркиз Помбал провел серию реформ в Португалии и ее заморских владениях, которые включали подавление Общества Иисуса , а также изгнание других миссионеров. Помбал был сторонником монархической власти над церковью, часто известной как регализм, и государственной автономии от папства, или галликанизма (по образцу Франции). Бразильская церковь имела мало власти и поэтому не имела возможности протестовать. [ 6 ]
Бразильская империя, 1822–1889 гг.
[ редактировать ]Католическая иерархия поддержала независимость Бразилии в 1822 году, но выступала против республиканской формы правления - модели, которой придерживалось большинство бывших испано-американских колоний. Переход к независимости в Бразилии стал проще и вызвал меньше разногласий, чем в Испанской Америке, поскольку бразильским монархом стал член королевской семьи Браганса. По одной из версий, церковник был первым, кто публично «провозгласил Педро королем Бразилии». [ 7 ] В 1823 году после обретения независимости была разработана конституция, обеспечивающая довольно либеральную защиту некатолических религий, хотя и предоставляющую католической церкви право быть государственной религией «прежде всех других и единственной, которую она поддерживает». [ 8 ] Этот проект конституции не был принят бразильским монархом, но религиозные положения хартии, разработанной им специально подобранным комитетом, были аналогичны положениям проекта конституции 1823 года. В официальном документе устанавливалась толерантность к другим конфессиям с правом публичного и частного выражения убеждений, однако некатолические культовые сооружения не могли иметь вид церкви. На практике это означало, что некатолические молитвенные дома не могли иметь шпилей или колоколов. [ 9 ]
Поскольку португальская корона осуществляла патронаж над вакантными церковными должностями католической церкви, то же самое делал и бразильский монарх. Кроме того, они собирали десятину от имени Католической церкви и передавали ей доходы. Этот союз религии и политики с католическими священнослужителями поддерживался доходами, выплачиваемыми государству. Католическая церковь по-прежнему отвечала за образование и имела юрисдикцию над местами бракосочетания и захоронениями. Однако на заре независимости Бразилии во многих других вопросах «религиозная терпимость была полностью проверена и оказалась живым письмом». [ 10 ] Католицизм был единственной признанной церковью, и его поддерживали Штаты. К другим религиям допускались, но официальной церковью был католицизм.
Конфликт начала 1870-х годов между церковью и императором по поводу места масонов , известный как «Религиозный вопрос» , стал причиной существенного ослабления политической стабильности Империи. [ 11 ]
Республика
[ редактировать ]После революции 1889 года и создания республики в ноябре 1890 года был созван Учредительный конгресс. Временное правительство разработало проект конституции, в которой излагалось его видение церковно-государственных отношений в новой республике и включались части декретов, которые правительство издало до съезда. [ 12 ] В январе 1890 года Временное правительство издало декрет, провозглашавший отделение церкви от государства, гарантирующий свободу богослужения и объявлявший, что ни одна церковь после этого не должна субсидироваться правительством и никоим образом не получать поддержки ни от федерального правительства, ни от таковые отдельных государств. По условиям этого декрета должностным лицам запрещалось каким-либо образом вмешиваться в образование религиозных обществ, а разжигание религиозной розни среди народа объявлялось незаконным. Каждая религиозная организация имела право поклоняться согласно своим собственным обрядам, в то время как каждый человек мог жить согласно своей вере, объединяться в общества с другими и строить церкви, если он того пожелает. Выплату жалованья служащим церкви было приказано прекратить по истечении года.
Однако разделение церкви и государства оставило право собственности церкви на ее «здания, земли, доходы и иерархическую организацию». [ 13 ] Существующие погосты были секуляризованы, а вопрос создания новых кладбищ остался в руках отдельных общин. Однако религиозные организации могли выбирать отдельные места захоронения, но всегда в соответствии с законами. Другим указом были отменены существующие религиозные праздники, кроме воскресенья, и установлены девять новых, посвященных светским событиям. Позже был принят закон о гражданском браке, чем-то напоминающий законы США и Франции, а также закон о разводе. Последний, однако, носил на себе отпечаток религиозного воспитания народа, поскольку по его условиям ни одной из сторон не разрешалось вступать в повторный брак при жизни другой. [ нужна ссылка ]
Католическая церковь не была полностью против разделения церкви и государства, поскольку при бразильской монархии церковь все больше контролировала. [ 13 ]
Бразильская католическая церковь в 20 веке
[ редактировать ]В первой половине 20-го века число верующих католической церкви в Бразилии значительно увеличилось из-за массовой иммиграции мигрантов из католических стран, таких как Португалия, Испания, Италия, Германия, Австрия и Польша. Более того, имело место бесчисленное количество обращений иммигрантов из других некатолических регионов, таких как Япония и Ближний Восток. В 1923 году Домингос Чохачи Накамура был первым японским миссионером, переехавшим в Бразилию, чтобы работать от имени японцев-некатоликов, живущих на юго-востоке Бразилии. [ 14 ] [ 15 ]
Пытаясь расширить присутствие католической церкви в бразильской культуре, церковь поддержала строительство статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро на вершине горы Корковадо в 1920-х и 30-х годах. [ 1 ] Также в это время церковь выступала за то, чтобы в 1929 году сделать Богоматерь Апаресидскую покровительницей Бразилии, тем самым обеспечив стране статус места паломничества. [ 1 ]
Слабость и небольшой размер католической церкви после создания республики на практике означали нехватку священников для огромного населения страны, религиозную конкуренцию со стороны других религий, особенно основных протестантских церквей, а также зарождающегося пятидесятнического протестантизма, а также секуляризацию. бразильского общества и рост светских или атеистических политических движений. Бразилия стала местом назначения протестантских миссионеров, которые обращались в свою веру и открывали религиозные школы. После Второй мировой войны в Бразилии появились дополнительные некатолические группы, в том числе Церковь Иисуса Христа Святых последних дней , пятидесятники , Свидетели Иеговы и Евангелие четырех квадратов .
Бразильские католические епископы искали способы восстановить силы и противостоять растущему секуляризму и потере католических прихожан в Бразилии и учредили организацию Конференции бразильских епископов, Дом Хелдер Камара ведущую роль в которой взял на себя . Светские левые политические движения и секуляризация общества, наряду с ростом протестантизма и других конкурирующих конфессий, вселили в бразильских католических епископов чувство безотлагательности принятия активных мер. Конференция также стремилась расширить охват бедных слоев населения и сделать литургию более доступной. [ 1 ]
Кубинская революция 1959 года оказала значительное влияние на всю Латинскую Америку и на католическую церковь, поскольку она была явно атеистической и марксистской по ориентации и предоставила модель для подражания другим латиноамериканским левым революционерам. Папы Иоанна XXIII Призыв к созыву Второго Ватиканского Собора объединил католических священнослужителей и внес существенные изменения в Католическую церковь, чтобы повысить роль мирян, способствовать созданию менее иерархической церкви и внушить необходимость социальной справедливости, что положило начало активности в Латинской Америке. в целом и Бразилии в частности. Латиноамериканская католическая церковь стала гораздо более социально активной. [ 16 ]
Растущее участие в образовании элит привело к появлению новых и политически разнообразных движений среди мирян, в то время как попытки утвердить более ортодоксальный католицизм среди маргинализированных народов повысили осведомленность о тяжелом положении крестьян и индейцев среди низшего духовенства и некоторых епископов. Таким образом, многие представители духовенства и светские лидеры поддержали попытки социальных и политических реформ, которые имели место во времена республики Варгаса . Однако растущее волнение и страх перед коммунизмом привели к тому, что церковная иерархия поддержала военный переворот 1964 года . Тем не менее, несколько епископов и многочисленные священники, особенно в более бедных регионах, резко критиковали экономическую политику военного правительства и ситуацию с правами человека. Во время беспорядков, последовавших за переворотом, несколько священников были убиты, а один епископ был похищен и избит, что усилило обеспокоенность по поводу нарушений правительством прав человека. [ 1 ]
В 1970-е годы католическая церковь стала ключевым голосом демократии в гражданском обществе. Церковные базовые общины (CEB), небольшие группы верующих, которые сосредоточили свои усилия на объединении низовых религиозных и светских изменений, распространились по всей сельской местности. Они стали основой так называемой «народной церкви», которая настойчиво выступала за социальную справедливость и становилась все более влиятельной внутри церкви. Целью этих сообществ было общение с бедными. Эти сообщества, основанные в основном в 1970-х годах, стремились изучить социально-экономические причины бедности, прежде чем обращаться к христианству и молиться за ответы. [ 1 ] Их идеология была основана на христианском социализме. [ 17 ] Однако их ценность грамотности и интеллектуальных идей оттолкнула бедных бразильцев и сделала общины в значительной степени безуспешными. [ 1 ] Движение также подвергалось критике за то, что оно сосредоточило внимание на более широкой картине и пренебрегло ролью отдельных лиц. [ 17 ] Теология освобождения, на которой основывались эти сообщества, не соответствовала потребностям людей, которым она стремилась помочь. [ 17 ] К трудностям в создании сильных сообществ добавлялось отсутствие поддержки со стороны Папы Иоанна Павла II из-за его подозрений в отношении коммунистической идеологии. [ 1 ] Хотя движение в целом потерпело неудачу, на пике своего развития насчитывалось около 80 000 христианских общин. [ 1 ] Сообщества начали приходить в упадок в 1980-х и 90-х годах. [ 1 ]
К 1979 году Бразильская церковь была самой прогрессивной в Латинской Америке, сумев при этом избежать многих столкновений между радикалами и консерваторами, которые разорили другие церкви в регионе.
Сегодняшний день
[ редактировать ]В ХХ веке такие спорные вопросы, как богословский либерализм и вопрос о смешении католического ритуала с обрядами из других источников, продолжали вызывать большие дискуссии внутри церкви. [ 18 ]
Теологический либерализм
[ редактировать ]Сегодня католическая церковь в Бразилии в основном фокусируется на правах человека, выступая в защиту бедных. В 2000 году церковь провела референдум, на котором был задан вопрос, как бразильцы относятся к условиям, установленным Международным валютным фондом (МВФ). Выяснилось, что 95% респондентов были против этих условий. Результаты этого референдума помогли администрации Кардозу заключить лучшее соглашение. [ 1 ] Католическая церковь также выступает за повышение осведомленности о социальных проблемах, таких как злоупотребление наркотиками, расовая дискриминация и детская бездомность. [ 1 ]
Несмотря на свою пропагандистскую деятельность, католической церкви по-прежнему приходится конкурировать с неопятидесятническими протестантскими церквями, в которых в последние годы наблюдается значительный рост численности этого населения. [ 17 ] Католицизм остается преобладающей религией страны: 64,6% идентифицируют себя как католики, 22,2% населения страны идентифицируют себя как протестанты. [ 1 ] В период с 2000 по 2010 год процент католиков в Бразилии упал с 74% до 65%. [ 19 ] Попытки католической церкви наладить связь с бедным населением Бразилии частично являются результатом консервативного руководства под руководством Папы Иоанна Павла II . [ 1 ] Подозрительно относясь к коммунистической идеологии, Папа не поддержал христианские общины , возникшие в Бразилии. [ 1 ] В 2013 году Папа Франциск посетил Бразилию, где попытался полностью изменить консервативную политику предыдущего десятилетия и продвигать более либеральную политику, поощряющую перемены. [ 1 ]
Конфликт между католической церковью и практикой Кандомбле
[ редактировать ]Связи между католицизмом и кандомбле , исповедуемые афро-бразильцами, вызвали ряд дискуссий, касающихся их связи с католическими обычаями. Эти дискуссии привели к возникновению движения антисинкретизма , которое стремится разделить кандомбле и католическую практику. Для некоторых это разделение вызвано стремлением к африканской аутентичности Бразилии. [ 20 ] Не все поддерживают это разделение, вместо этого полагая, что кандомбле и католицизм могут практиковаться одним человеком, поскольку они служат разным аспектам для практикующего. [ 20 ]
Группы, в состав которых входит Кандомбле, возникли вокруг празднования определенных католических традиций. Одной из таких групп является Сестричество Богоматери Доброй Смерти ( Irmandade de Nossa Senhora da Boa Morte ), отмечающее праздник Успения Девы Марии. [ 20 ] Напряженность между группировкой, которую иногда называют просто Боа Морте, возросла в 1990-е годы, когда между католической церковью и сестричеством возник спор по поводу доступа к священным предметам, хранящимся в церкви. [ 20 ] Боа Морте смогла предоставить документы, подтверждающие, что они владели этими предметами, и суды дважды выносили решение в их пользу. Однако кардинал Дом Лукас приказал, чтобы ни один священник не мог участвовать в праздновании. [ 20 ] В 1999 году, когда кардинал Дом Лукус вернулся в Ватикан, Боа Морте и церковь снова начали отмечать праздник вместе. [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Бразилия» . Энциклопедия религиозных практик Worldmark — Справочник Credo . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Дж. Ллойд Мечам, Церковь и государство в Латинской Америке, исправленное издание . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины, 1966, стр. 4.
- ^ Джеймс Локхарт и Стюарт Б. Шварц, Ранняя Латинская Америка , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1983, стр. 190.
- ^ Томас К. Брюно, «Власть и влияние: анализ церкви в Латинской Америке и пример Бразилии». Обзор латиноамериканских исследований , том. 8, нет. 2 (лето 1973 г.), стр. 36–37.
- ^ Джеймс Локхарт и Стюарт Б. Шварц , Ранняя Латинская Америка . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1983, стр. 230–31.
- ^ Брюно, Томас К. (1973). «Власть и влияние: анализ церкви в Латинской Америке и пример Бразилии» . Обзор латиноамериканских исследований . 8 (2): 25–51. ISSN 0023-8791 .
- ^ Мехам, Церковь и государство в Латинской Америке , с. 262 со ссылкой на Diccionario Historico, Geographico e Ethnographico do Brazil , I, 1264–1265.
- ^ Мехам, Церковь и государство в Латинской Америке , с. 262.
- ^ Мехам, Церковь и государство в Латинской Америке , стр. 263-64.
- ^ Мехам, Церковь и государство в Латинской Америке , с. 264.
- ^ Мэри Кресенция Торнтон, Церковь и масонство в Бразилии, 1872–1875 гг . Вашингтон, округ Колумбия, 1948 год.
- ^ Мехам, Церковь и государство в Латинской Америке , стр. 275–76.
- ^ Jump up to: а б Мечам, Церковь и государство в Латинской Америке , с. 275.
- ^ ОНИЧИ, Педро (2005). Домингос Чохати Накамура: апостол японских иммигрантов . Фрегат.
- ^ ШИНТАНИ, Альберто Хикару (март 2015 г.). «Японские иммигранты в Бразилии и социальная роль католической церкви». Ежегодный обзор миграционных исследований . 21 : 119–137.
- ^ Брюно, «Власть и влияние», стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б с д Сербин, Кеннет П. (2001). Васкес, Мануэль А.; Нэгл, Робин; Пилетти, Нельсон; Пракседес, Уолтер; Роча, Зилдо; Сюдов, Эваниз; Ферри, Марильда; Христо], Фрей Бетто [Карлос Альберто Либанио; Мураро, Роуз Мари (ред.). « «Боулинг в одиночку», биографии епископов и крещение кровью: новые взгляды на прогрессивный католицизм в Бразилии» . Латиноамериканская политика и общество . 43 (4): 127–141. дои : 10.2307/3177033 . ISSN 1531-426X .
- ^ КАРВАЛЬЯНС, Клаудио; Пи, Фабио (2017). «ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ В БРАЗИЛИИ: некоторые истории, имена и темы» . Перекрестные течения . 67 (1): 157–179. ISSN 0011-1953 .
- ^ «Меняющийся религиозный ландшафт Бразилии» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 18 июля 2013 г. Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Селка, Стивен (10 апреля 2014 г.). «Черный католицизм в Бразилии» . Журнал африканских религий . 2 (2): 287–295 – через Центр электронных журналов OhioLINK.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Католическая церковь в Бразилии , Гарвардская школа богословия
- Сестричество Богоматери Доброй Смерти , Google Arts and Culture