Jump to content

Отступничество

(Перенаправлено с Отступников )

Отступничество ( / ə ˈ p ɒ s t ə s i / ; греческий : ἀποστασία , транслит .   apostasía , букв. « отступничество , восстание ») — это формальное отстранение , отказ от нее или отказ от от религии нее человеком. Его также можно определить в более широком контексте принятия мнения, противоречащего предыдущим религиозным убеждениям . [1] Тот, кто совершает отступничество, известен как отступник . Отступничество называется отступничеством (или отступничеством – также пишется как отступничество ). Термин «отступничество» используется социологами для обозначения отказа и критики прежней религии человека или противостояния ей в техническом смысле без уничижительного подтекста .

Иногда этот термин также используется метафорически для обозначения отказа от нерелигиозной веры или дела, такого как политическая партия , общественное движение или спортивная команда .

Отступничество, как правило, не является самоопределением: лишь немногие бывшие верующие называют себя отступниками из-за негативного значения этого термина.

Многие религиозные группы и некоторые государства наказывают отступников; это может быть официальная политика конкретной религиозной группы или это может быть просто добровольное действие ее членов. Такие наказания могут включать изгнание , отлучение от церкви , словесные оскорбления , физическое насилие или даже казнь . [2]

Социологические определения

[ редактировать ]

Американский социолог Льюис А. Козер (вслед за немецким философом и социологом Максом Шелером ) [ нужна ссылка ] ) определяет отступника как не просто человека, пережившего резкое изменение убеждений, но «человека, который даже в своем новом состоянии веры духовно живет не главным образом содержанием этой веры, преследованием соответствующих ей целей». , но только в борьбе со старой верой и ради ее отрицания». [3] [4]

Американский социолог Дэвид Дж. Бромли определил роль отступника следующим образом и отличал ее от ролей перебежчика и разоблачителя . [4]

  • Роль отступника : определяется как роль, возникающая в крайне поляризованной ситуации, в которой член организации полностью меняет свою лояльность, вступая в союз с одним или несколькими элементами оппозиционной коалиции без согласия или контроля организации. Повествование документирует квинтэссенцию злой сущности бывшей организации отступника, зафиксированную в личном опыте отступника, связанного с захватом и окончательным побегом/спасением.
  • Роль перебежчика : участник организации договаривается о выходе в первую очередь с властями организации, которые дают разрешение на отказ от роли, контролируют процесс выхода и облегчают передачу роли. Совместно построенный нарратив возлагает основную моральную ответственность за проблемы с исполнением ролей на уходящего члена и интерпретирует разрешение организации как приверженность выдающимся моральным стандартам и сохранение общественного доверия.
  • Роль информатора : определяется здесь как ситуация, когда член организации образует союз с внешним регулирующим органом посредством личных показаний относительно конкретных, оспариваемых организационных практик, которые внешнее подразделение использует для санкций в отношении организации. Повествование, созданное совместно осведомителем и регулирующим органом, изображает осведомителя как человека, движимого личной совестью, а организацию – защитой общественных интересов.

Стюарт А. Райт , американский социолог и писатель, утверждает, что отступничество — это уникальное явление и особый тип религиозного отступничества, при котором отступник — это перебежчик, «который присоединился к оппозиционной коалиции в стремлении расширить спор и охватывает публичные заявления о нападках на его или ее бывшую группу». [5]

Права человека

[ редактировать ]

Комиссия ООН по правам человека считает отказ человека от религии правом человека , юридически защищенным Международным пактом о гражданских и политических правах :

Комитет отмечает, что свобода «иметь или принимать» религию или убеждения обязательно влечет за собой свободу выбора религии или убеждений, включая право заменить свою нынешнюю религию или убеждения другой или принимать атеистические взгляды... Статья 18.2 [6] запрещает принуждение, которое ущемляет право иметь или принимать религию или убеждения, включая использование угрозы применения физической силы или уголовных санкций с целью заставить верующих или неверующих придерживаться своих религиозных убеждений и конгрегаций, отречься от своей религии или убеждений или конвертировать. [7]

Еще в III веке нашей эры отступничество от зороастрийской веры в Сасанидской империи было признано уголовным преступлением. Первосвященник Кидир устраивал погромы против евреев, христиан, буддистов и других людей, стремясь укрепить власть государственной религии. [8]

Когда Римская империя приняла христианство в качестве государственной религии, отступничество стало официально криминализировано в Кодексе Феодосия , за которым последовал Corpus Juris Civilis (Кодекс Юстиниана). [9] Кодекс Юстиниана стал основой права в большей части Западной Европы в средние века, и поэтому отступничество в той или иной степени преследовалось в Европе на протяжении всего этого периода и в период раннего Нового времени. Восточная Европа также унаследовала многие свои правовые традиции относительно отступничества от римлян, но не от Кодекса Юстиниана. [ нужна ссылка ] Средневековые секты, считавшиеся еретическими, такие как вальденсы, считались церковью отступниками. [10]

История злодеяний

[ редактировать ]

Термин «история о злодеяниях» , также называемый « сказкой о злодеяниях» , по определению американских социологов Дэвида Г. Бромли и Энсона Д. Шупе, относится к символическому представлению действий или событий (реальных или воображаемых) в таком контексте, что они сделаны вопиюще. нарушить (предположительно) общие предпосылки, на которых должен осуществляться данный набор социальных отношений. Пересказ таких историй задуман как средство подтверждения нормативных границ. Разделяя неодобрение или ужас репортера, аудитория подтверждает нормативные предписания и четко определяет нарушителя за пределами общественной морали . Этот термин был придуман в 1979 году Бромли, Шупе и Джозефом Вентимильей . [11]

Бромли и другие определяют злодеяние как событие, которое воспринимается как вопиющее нарушение фундаментальных ценностей. Он содержит следующие три элемента:

  1. моральное возмущение или негодование;
  2. санкционирование карательных мер;
  3. мобилизация усилий по контролю против очевидных преступников.

Термин «история злодеяний» является спорным, поскольку он связан с разными взглядами ученых на достоверность рассказов бывших участников.

Брайан Р. Уилсон , почетный преподаватель социологии Оксфордского университета, говорит, что отступники новых религиозных движений, как правило, нуждаются в самооправдании, стремясь реконструировать свое прошлое и оправдать свою прежнюю принадлежность, в то же время обвиняя тех, кто раньше был их самым близким человеком. партнеры. Таким образом, Вильсон ставит под сомнение достоверность показаний отступника, говоря, что отступник

всегда должен рассматриваться как человек, чья личная история предрасполагает к предвзятому отношению как к его предыдущим религиозным убеждениям, так и к принадлежностям.

и

должно возникнуть подозрение, что он действует из личной мотивации, чтобы оправдать себя и восстановить свою самооценку, показав себя сначала жертвой, а впоследствии ставшим искупленным крестоносцем.

Уилсон также утверждает, что некоторые отступники или перебежчики из религиозных организаций репетируют истории о зверствах, чтобы объяснить, как с помощью манипуляций, принуждения или обмана они были завербованы в группы, которые теперь осуждают. [12]

Жан Дюэм из Университета Монреаля пишет, ссылаясь на Вильсона, основываясь на его анализе трех книг отступников новых религиозных движений, что истории об отступниках нельзя отвергать только потому, что они субъективны. [13]

Дэнни Йоргенсен , профессор кафедры религиоведения Университета Флориды , в своей книге «Социальное конструирование и интерпретация девиантности: Джонстаун и средства массовой информации» утверждает, что роль СМИ в конструировании и отражении реальности особенно очевидна в ее освещении. культов. Он утверждает, что это соучастие существует отчасти потому, что отступники, которым есть что рассказать о злодеяниях, легко доступны репортерам, а отчасти потому, что новые религиозные движения научились с подозрением относиться к средствам массовой информации и, следовательно, не были открыты для журналистов-расследователей, пишущих статьи на их темы. движение с точки зрения инсайдера. Помимо отсутствия информации об опыте людей в новых религиозных движениях, средства массовой информации привлекают сенсационные истории, содержащие обвинения в лишении еды и сна, сексуальном и физическом насилии, а также превышении духовного и эмоционального авторитета со стороны харизматического лидера. [14]

Майкл Лангоне утверждает, что некоторые будут некритически воспринимать положительные отзывы нынешних членов, не называя такие отчеты, например, «рассказами о благотворительности» или «рассказами о личностном росте». Он утверждает, что «сказками» называются только критические репортажи бывших членов, что, по его мнению, является термином, явно подразумевающим ложь или вымысел. Он утверждает, что только в 1996 году исследователь провел исследование. [15] чтобы оценить, в какой степени так называемые «рассказы о зверствах» могут быть основаны на фактах. [15] [16] [17]

Отступничество и современное уголовное право

[ редактировать ]

Отступничество является уголовным преступлением в следующих странах:

  • Афганистан – криминализирован по статье 1 Уголовного кодекса Афганистана, может караться смертной казнью. [18]
  • Бруней – признан уголовным преступлением в соответствии со статьей 112 (1) Шариатского уголовного кодекса Брунея и карается смертной казнью. [19] [20] Однако в Брунее действует мораторий на смертную казнь. [21]
  • Иран – хотя в Иране нет положений, криминализирующих вероотступничество, вероотступничество может караться смертью в соответствии с иранским законом шариата в соответствии со статьей 167 Конституции Ирана. [22]
  • Малайзия – хотя вероотступничество и не криминализировано на федеральном уровне, оно криминализировано в шести из тринадцати штатов: Келантан , Малакка , Паханг , Пенанг , Сабах и Теренггану . В Келантане и Теренггану вероотступничество карается смертью, но это не подлежит исполнению из-за ограничений федерального закона. [23]
  • Мальдивы – криминализированы в соответствии со статьей 1205 Уголовного кодекса Мальдив и могут караться смертной казнью. [24] [25]
  • Мавритания – криминализирована статьей 306 Уголовного кодекса Мавритании и карается смертной казнью. Тайное отступничество, если оно обнаружено, требует смертной казни, независимо от покаяния. [26]
  • Катар – криминализирован по статье 1 Уголовного кодекса Катара, может караться смертной казнью. [26]
  • Саудовская Аравия . Хотя в Саудовской Аравии нет уголовного кодекса, вероотступничество может караться смертью в соответствии с саудовским шариатом. [26]
  • Объединенные Арабские Эмираты – криминализированы по статье 158 Уголовного кодекса Эмиратов и могут караться смертной казнью. [27]
  • Йемен – криминализирован по статье 259 Уголовного кодекса Йемена и карается смертной казнью. [26]

С 1985 по 2006 год Комиссия США по международной религиозной свободе перечислила в общей сложности четыре случая казней за вероотступничество в мусульманском мире: один в Судане (1985 год), два в Иране (1989, 1998 годы) и один в Саудовской Аравии ( 1992). [28]

Вера Бахаи

[ редактировать ]

существовали как маргинальные, так и отступнические бахаи. Веры Бахаи В сообществе [29] которые известны как Нагезин . [30]

Мусульмане часто считают приверженцев Веры Бахаи отступниками от ислама, и в некоторых мусульманских странах были случаи, когда бахаи подвергались преследованиям и преследованиям . [31]

христианство

[ редактировать ]
Иуда предает Иисуса поцелуем. Иуда Искариот , один из Двенадцати учеников, стал отступником. [32]

Христианское понимание отступничества – это «сознательное отступление от христианской «истины» или восстание против нее. Отступничество — это отвержение Христа тем, кто был христианином…», но реформатские церкви учат, что, в отличие от условного спасения лютеранской . , римско-католической , методистской , восточно-православной и восточно-православной теологии, спасение не может быть достигнуто потерянный однажды принятый ( настойчивость святых ). [33] [34] [35]

«Отступничество — это антоним обращения; это обращение». [36] Б. Дж. Оропеза заявляет, что отступничество - это «феномен, который происходит, когда религиозный последователь или группа последователей отворачиваются или иным образом отвергают основные убеждения и практики, которые они когда-то придерживались в соответствующей религиозной общине». [37] Древнегреческое («восстание, заброшенность, состояние существительное ἀποστασία apostasia отступничества, отступничество»). [38] встречается в Новом Завете только дважды (Деяния 21:21; 2 Фессалоникийцам 2:3). [39] Однако «концепция отступничества встречается во всем Писании». [40] В «Словаре библейских образов» говорится: «В Священном Писании есть по крайней мере четыре различных образа концепции отступничества. Все они означают намеренное отступление от веры». [41] Эти изображения: Восстание; Отвернувшись; Падение; Прелюбодеяние. [42]

  • Восстание: «В классической литературе отступничество использовалось для обозначения переворота или дезертирства. В более широком смысле, Септуагинта всегда использует его для изображения восстания против Бога (Иисус Навин 22:22; 2 Паралипоменон 29:19)». [42]
  • Отвержение: «Отступничество также изображается как сердце, отвернувшееся от Бога (Иеремия 17:5–6) и праведности (Иезекииль 3:20). В Ветхом Завете оно сосредоточено на нарушении Израилем отношений завета с Богом через непослушание закону ( Иеремия 2:19), особенно следуя за другими богами (Судьи 2:19) и практикуя их безнравственность (Даниил 9:9–11)… Следование за Господом или путешествие с Ним — один из главных образов верности в Священном Писании. ... Еврейский корень ( свр ) используется для обозначения тех, кто отвернулся и перестал следовать за Богом («Я скорблю, что сделал Саула царем, потому что он отвернулся от меня», 1 Царств 15: 11) ... Образ отступления от Господа, который является законным лидером, и следования за ложными богами является доминирующим образом отступничества в Ветхом Завете». [42]
  • Падение: «Образ падения с ощущением пути к вечной погибели особенно очевиден в Новом Завете… В его [Христовой] притче о мудром и неразумном строителе, в котором дом, построенный на песке, падает с крушение посреди бури (Матфея 7:24–27) ... он нарисовал очень запоминающийся образ опасностей духовного падения». [43]
  • Прелюбодеяние. Одним из наиболее распространенных образов отступничества в Ветхом Завете является прелюбодеяние. [42] «Отступничество символизируется как Израиль, неверный супруг, отвернувшийся от Яхве, своего брачного партнера, чтобы преследовать успехи других богов (Иеремия 2: 1–3; Иезекииль 16) ... «Ваши дети оставили меня и поклялись богами, которые не являются боги, Я удовлетворял все их нужды, а они прелюбодействовали и толпились в домах блудниц» (Иеремия 5:7). Прелюбодеяние чаще всего используется для описания ужаса предательства и нарушения завета, связанного с идолопоклонством. прелюбодеяние включает в себя идею о ком-то, ослепленном увлечением, в данном случае об идоле: «Как меня огорчали их прелюбодейные сердца… возжелавшие идолов своих» (Иезекииль 6:9)». [42]

Говоря конкретно об отступничестве в христианстве , Майкл Финк пишет:

Отступничество, безусловно, является библейской концепцией, но последствия этого учения вызывают горячие споры. [44] Дебаты сосредоточились на проблеме отступничества и спасения. Основываясь на концепции суверенной благодати Божией, некоторые считают, что, хотя истинно верующие и могут сбиться с пути, они никогда не отпадут полностью. Другие утверждают, что те, кто отпал, никогда по-настоящему не были спасены. Хотя они, возможно, и «веровали» какое-то время, они так и не испытали возрождения. Третьи утверждают, что библейские предостережения против отступничества реальны и что верующие сохраняют свободу, по крайней мере потенциально, отвергать Божье спасение. [45]

В недавнем прошлом в Римско-католической церкви это слово применялось также к отречению от монашеских обетов ( apostasis a monachatu ) и к отказу от священнической профессии ради жизни в мире ( apostasis a clericatu ), не обязательно приравниваясь к отказ от христианства. [46]

Классическое каноническое право рассматривало отступничество в отличие от ереси и раскола. Отступничество a fide , определяемое как полное отречение от христианской веры, считалось юристами -декретистами отличным от ереси с богословской точки зрения, но подлежащим такому же наказанию в виде смертной казни через огонь . [47] Влиятельный богослов XIII века Хостиенсис признавал три типа отступничества. Первым было обращение в другую веру, которая считалась предательской и могла повлечь за собой конфискацию имущества или даже смертную казнь. Второе и третье, каравшиеся изгнанием из дома и тюремным заключением, заключались в нарушении основных заповедей и нарушении обетов религиозных орденов соответственно. [48]

Декретал Бонифация VIII . классифицировал отступников вместе с еретиками в отношении налагаемых наказаний Хотя в нем прямо упоминались только евреи-отступники, оно применялось ко всем отступникам, и испанская инквизиция использовала его для преследования как евреев- марранов , которые были обращены в христианство силой, так и мориско, которые заявляли, что обратились в христианство из ислама. под давлением. [49]

Временные наказания для христианских отступников в современную эпоху вышли из употребления. [49]

Свидетели Иеговы

[ редактировать ]

Публикации Свидетелей Иеговы определяют отступничество как отказ от поклонения и служения Богу, представляющий собой бунт против Бога или отвергающий «организацию Иеговы». [50] Они применяют этот термин к широкому спектру действий, включая открытое несогласие с доктринами религии, празднование «ложных религиозных праздников» (включая Рождество и Пасху), а также участие в деятельности и поклонении других религий. [51] Члены религии, обвиняемые в отступничестве, обычно должны предстать перед судебным комитетом конгрегации, которым они могут быть «исключены из общения» – это самая суровая из дисциплинарных процедур религии, которая включает в себя изгнание из религии и избегание со стороны всех прихожан, в том числе ближайшие родственники, не проживающие в одном доме. [52] Крещеные люди, которые покидают организацию из-за несогласия с учениями религии, также считаются отступниками, и их избегают. [53]

В литературе Общества Сторожевой Башни отступники описываются как «психически больные» люди, которые могут «заразить других своими нелояльными учениями». [54] [55] Говорят, что бывшие члены, которых называют отступниками, стали частью антихриста и считаются более предосудительными, чем не-Свидетели. [56]

Святые последних дней (мормонизм)

[ редактировать ]

Руководство церкви считает, что члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) участвуют в отступничестве, когда они публично учат или поддерживают мнения и доктрины, противоречащие учениям церкви, или действуют в явной и сознательной публичной оппозиции. Церкви СПД, ее доктринам и политике или ее лидерам. [57] В таких обстоятельствах церковь часто отправляет неконформного члена на совет членов церкви , что может привести к ограничению членства (временная потеря привилегий участия в церкви) или отказу от членства (потеря членства в церкви).

В индуизме нет «единой системы верований, закодированной в декларации веры или вероучениях ». [58] но это скорее общий термин, охватывающий множество религиозных явлений Индии. В целом индуизм более терпим к отступничеству, чем другие религии, основанные на Священных Писаниях или заповедях, с меньшим упором на ортодоксальность и имеет более открытый взгляд на то, как человек выбирает свою веру. [59] Некоторые индуистские секты считают, что этическое обращение без применения силы или вознаграждения вполне приемлемо, хотя отказ от гуру клана считается греховным (гуру дрохам). [60]

Вашиштха Дхармашастра , Апастамба Дхармасутра и Яджнавалкья утверждают, что сын отступника также считается отступником. [61] Смритичандрика называет отступников одной из групп людей, прикоснувшись к которым, следует принять омовение. [62] Катьяяна осуждает отступившегося брамина к изгнанию, в то время как вайшья или шудра служат царю в качестве раба. [63] [64] Нарадасмрити и Парашара-самхита утверждают, что жена может снова выйти замуж, если ее муж станет отступником. [65] Святой Парашара отметил, что религиозные обряды нарушаются, если их свидетелем становится отступник. [66] Он также отмечает, что те, кто отказывается от Ригведы , Самаведы и Яджурведы, являются «нагна» (голыми) или отступниками. [67]

Отступничество обычно не признается в православных [ необходимо определение ] Буддизм . Люди имеют право покинуть буддизм и отказаться от религии без каких-либо последствий со стороны буддийской общины. [68]

Несмотря на эту явную терпимость, некоторые буддийские круги придерживаются понятия ереси (外道, пиньинь : Вайдао ; ромадзи : гедо ; букв. «внешний путь») и признают, что тот, кто отказывается от учения Будды, может причинить себе страдания. [69]

Многие буддисты придерживаются мнения, что ни для чего не существует абсолютной основы. Идеи некоторых школ Татхагаты называют «ипостасией абсолюта». [70] конкретно имеется в виду не отступничество (потеря веры); ипостась в этом контексте означает «впадение в веру».

(необязательное юридическое заключение) 1978 года Фетва , изданная Советом Фатав в Аль-Азхаре , главном центре исламского и арабского образования в мире. [71] Фетва была издана в ответ на вопрос о том, что египетский мусульманин женился на немке-христианке, а затем принял христианство. Совет постановил, что этот человек совершил преступление вероотступничества и ему следует дать возможность покаяться и вернуться в ислам. Если он откажется, его придется убить. Тот же вывод был сделан в отношении его детей, когда они достигли половой зрелости .

В исламской литературе отступничество называется иртидад или ридда ; отступника называют муртад , что буквально означает «тот, кто отворачивается» от ислама . [72] Человек, рожденный от родителей-мусульман или ранее принявший ислам, становится муртадом , если он или она устно отрицает какой-либо принцип веры, предписанный Кораном или хадисом , отклоняется от утвержденной исламской веры ( ильхад ) или если он или она совершает такое действие, как неуважительное обращение с копией Корана. [73] [74] [75] Человек, рожденный от родителей-мусульман, которые впоследствии отвергли ислам, называется муртад фитри , а человек, принявший ислам, а затем отвергший религию, называется муртад милли . [76] [77] [78]

Источник

[ редактировать ]

В Коране есть несколько аятов, осуждающих отступничество. [79] [ нужен неосновной источник ] есть несколько аятов Кроме того, в хадисе , осуждающих отступничество. [80] [ нужен неосновной источник ] Пример цитаты из Корана:

Они желают, чтобы вы не верили так же, как они не верили, чтобы вы были похожи. Поэтому не берите из них союзников, пока они не переселятся на путь Аллаха. А если они отвернутся [т. е. откажутся], то хватайте их и убивайте [за их предательство], где бы вы их ни нашли, и не берите из них ни союзника, ни помощника.

— Ниса 4:89 , [81]

Концепция и наказание за отступничество широко освещаются в исламской литературе с VII века. [82] Человек считается отступником, если он или она переходит из ислама в другую религию. [83] Человек является отступником, даже если он или она верит в большую часть ислама, но отрицает один или несколько его принципов или заповедей как устно, так и письменно.

Сунан ан-Насаи »Книга борьбы [Запрет кровопролития] - Книга Запрета крови (14) Глава: Решение об отступниках (14) гласит: «Кто меняет свою религию, убейте его». Оценка: Сахих (Даруссалам) Ссылка: Сунан ан-Насаи 4059 Ссылка в книге: Книга 37, Хадис 94. Английский перевод Том. 5, Книга 37, Хадис 4064.

Мусульманские историки признают 632 год нашей эры годом первого регионального отступничества от ислама, сразу после смерти Мухаммеда. [84] Последующие гражданские войны теперь называются войнами Ридда (Войны исламского отступничества).

Сомнение в существовании Аллаха , совершение подношений и поклонение идолу, ступе или любому другому изображению Бога, исповедание веры в возрождение или воплощение Бога, неуважение к Корану или исламским пророкам – все это считается достаточным доказательством отступничества. [85] [86] [87]

По мнению некоторых ученых [ как кто? ] , если мусульманин сознательно и без принуждения заявляет о своем неприятии ислама и не меняет своего мнения по истечении времени, отведенного судьей на исследование, то наказание за отступничество составляет; для мужчин — смерть, для женщин — пожизненное заключение. [88] [89] Однако судья федерального шариатского суда в Пакистане заявил: «...преследование любого гражданина Исламского государства – будь то мусульманин или зимми** – истолковывается как ведение войны против Аллаха и Его Посланника». [90]

Общественное мнение

[ редактировать ]

Согласно секте мусульман- ахмадийцев , за отступничество нет наказания ни в Коране, ни в том смысле, как ему учили. [ нужны разъяснения ] от Мухаммеда . [90] Позиция мусульманской секты Ахмадия не получила широкого признания среди священнослужителей других сект ислама, и секта Ахмадия ислама признает, что основные секты имеют разные интерпретации и определения отступничества в исламе. [90] : 18–25  Улемы основных сект ислама считают мусульманскую секту Ахмади кафирами (неверными). [90] : 8  и отступники. [91] [92]

Законы об отступничестве

[ редактировать ]

, за вероотступничество предусмотрена смертная казнь В некоторых странах, таких как Иран и Саудовская Аравия , хотя казни за вероотступничество редки. Отступничество является законным в светских мусульманских странах, таких как Турция . [93] Во многих странах с исламским большинством многие люди были арестованы и наказаны за преступление вероотступничества без каких-либо связанных с ним преступлений, караемых смертной казнью. [94] [95] [96] [97]

Пытаясь обойти постановление Комиссии ООН по правам человека о праве человека на обращение в религию и отказ от нее, некоторые нарушители этого постановления утверждают, что их «обязательства перед исламом несовместимы с международным правом». [98] Специальный докладчик Организации Объединенных Наций Хайнер Билефельдт рекомендовал Совету ООН по правам человека по вопросам свободы религии или убеждений, что «государства должны отменить любые положения уголовного права, которые наказывают отступничество, богохульство и прозелитизм, поскольку они могут препятствовать лицам, принадлежащим к религиозным меньшинствам или меньшинствам по убеждениям». от возможности в полной мере пользоваться своей свободой религии или убеждений». [99]

Многие мусульмане считают исламский закон о вероотступничестве и наказании за него одним из непреложных законов ислама. [100] Это преступление худуд , [101] [102] а это значит, что это преступление против Бога, [103] и наказание назначено Богом. Наказание за отступничество включает в себя [104] государство принудительно аннулировало его или ее брак, конфисковало детей и имущество человека с автоматической передачей опекунам и наследникам, а также смерть отступника. [82] [105] [106]

Общественное мнение

[ редактировать ]

По данным исследования Pew Research, до 15% мусульман в Боснии и Герцеговине, России, Косово, Албании, Кыргызстане и Казахстане высказались за смертную казнь для новообращенных, 15–30% в Турции, Таиланде, Таджикистане и Тунисе. , 30–50% в Бангладеш, Ливане и Ираке и 50–86% в Пакистане, Афганистане, Палестине, Иордании и Египте. [107] Исследование включало проценты только мусульман, поддерживающих законы шариата, и не включало Азербайджан, поскольку размер выборки был небольшим. [107] Аналогичный опрос мусульманского населения в Соединенном Королевстве, проведенный в 2007 году, показал, что почти треть верующих в возрасте от 16 до 24 лет считают, что мусульман, перешедших в другую религию, следует казнить, в то время как менее пятой части тех, кто старше 55 лет, верят в это. одинаковый. [108] Среди современных исламских ученых существуют разногласия относительно того, является ли смертная казнь подходящим наказанием за вероотступничество в 21 веке. [109] Среди более либеральных исламских ученых существует мнение, что законы об вероотступничестве были созданы и до сих пор применяются как средство консолидации «религиозно-политической» власти. [109]

Маттафия убивает еврейского отступника

Термин отступничество происходит от древнегреческого ἀποστασία от ἀποστάτης, что означает «политический бунтовщик», применительно к восстанию против Бога, его закона и веры Израиля (на иврите מרד) в еврейской Библии. Другими выражениями для обозначения отступника, используемыми учеными-раввинами, являются мумар (מומר, буквально «тот, который изменился») и пошеа Исраэль (פושע ישראל, буквально «преступник Израиля») или просто кофер (כופר, буквально «отрицающий» и еретик).

Тора : гласит

Если брат твой, сын матери твоей, сын твой или дочь твоя, жена лона твоего, или друг твой, который подобен твоей душе, тайно соблазнит тебя, говоря: «пойдем и будем служить другим богам», что ты не знали ни вы, ни ваши отцы богов людей, которые вокруг вас, близко к вам или далеко от вас, от одного конца земли до другого конца земли, вы не согласитесь его и не слушай его, и не жалей его глаз твой, и не щади его и не скрывай его; но ты непременно убьешь его; рука твоя прежде всего будет на нем, чтобы умертвить его, а потом рука всего народа. И побивай его камнями, пока он не умрет, потому что он хотел отвлечь тебя от Господа, Бога твоего, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. [110]

В 3 Царств царь Соломон предупреждается во сне, который «мрачно изображает разрушение, которое может быть вызвано отходом от Бога»: [111]

Если ты или сыновья твои вообще отвратятся от Меня и не будут соблюдать Моих заповедей и Моих постановлений, которые Я предложил тебе, но пойдёшь и будешь служить другим богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с земли, которую Я имею дали их; и этот дом, который Я освятил имени Моему, Я брошу от глаз Моих. Израиль будет пословицей и нарицательным среди всех народов. [112]

Пророческие писания Исайи и Иеремии предоставляют множество примеров отступничества от веры, встречающегося среди израильтян (например, Исаия 1:2–4 или Иеремия 2:19), как и писания пророка Иезекииля (например, Иезекииль 16 или 18). . Израильские цари часто были виновны в отступничестве, например, Ахав (3 Царств 16:30–33), Охозия (3 Царств 22:51–53), Иорам (2 Паралипоменон 21:6, 10), Ахаз (2 Паралипоменон 28:1). –4) или Амон (2 Паралипоменон 33:21–23) и другие. Отец Амона Манассия также был отступником на протяжении многих лет своего долгого правления, хотя к концу жизни отрекся от своего отступничества (ср. 2 Паралипоменон 33:1–19).

В Талмуде . Элиша бен Абуя выделен как отступник и Эпикор (эпикурейец фарисеями )

Во время испанской инквизиции происходило систематическое обращение евреев в христианство, чтобы избежать изгнания из корон Кастилии и Арагона , как это случалось ранее в других местах средневековой Европы . Хотя подавляющее большинство конверсос просто ассимилировались с доминирующей католической культурой, меньшинство продолжало тайно исповедовать иудаизм, постепенно мигрировав по Европе, Северной Африке и Османской империи, главным образом в районы, где сефардские общины уже присутствовали в результате Указ Альгамбры . Десятки тысяч евреев были крещены за три месяца до крайнего срока изгнания, около 40 000, если принять общее количество, приведенное Кейменом, большинство из которых, несомненно, во избежание изгнания. [113] а не как искренняя смена веры. Эти conversos были главной заботой инквизиции; подозрение в продолжении исповедания иудаизма подвергало их риску разоблачения и суда.

Несколько известных инквизиторов, таких как Томас де Торквемада и дон Франсиско, архиепископ Кориа , были потомками евреев-отступников. Среди других отступников, которые оставили свой след в истории, пытаясь обратить других евреев в 14 веке, — Хуан де Вальядолид и Астрюк Ремох .

Авраам Исаак Кук , [114] [115] Первый главный раввин еврейской общины в Палестине считал, что атеисты на самом деле не отрицают Бога: скорее, они отрицают один из многих человеческих образов Бога. Поскольку любое искусственное изображение Бога можно считать идолом, Кук считал, что на практике можно считать атеистов помогающими истинной религии сжечь ложные изображения Бога, тем самым, в конечном итоге, служа целям истинного монотеизма.

Средневековый иудаизм более снисходительно относился к отступничеству, чем другие монотеистические религии. Согласно Маймониду , обращенные в другие веры должны были считаться грешниками, но при этом оставаться евреями. Насильно обращенным подвергались особым молитвам, и Раши увещевал тех, кто упрекал или унижал их. [48]

Сегодня не существует никакого наказания за выход из иудаизма, кроме исключения из участия в ритуалах еврейской общины, включая проведение богослужений, еврейский брак или развод, призыв к Торе и захоронение на еврейском кладбище.

Патит — это термин в сикхизме , обозначающий сикха , нарушившего Кодекс поведения сикхов. Этот термин иногда переводится как отступник. [116] Преследование отступников запрещено в сикхизме. Отступник может повторно инициироваться в сикхизм, подвергнувшись танкхате (наказанию) с последующим повторным прохождением процесса Амрит Санскар .

В шестом разделе сикхского Рехат Марьяда (Кодекса поведения) указаны четыре нарушения ( курахит ), которые приводят к тому, что сикх становится патитом .

  • Позор, бритье, стрижка или стрижка волос ;
  • Употребление в пищу мяса животного, забитого методом Кутха ;
  • Сожительство с лицом, не являющимся супругом;
  • Употребление интоксикантов (таких как курение, употребление алкоголя, легких наркотиков или табака) [117]

Эти четыре проступка, ведущие к отступничеству, были впервые перечислены Гуру Гобинд Сингхом , последним гуру сикхов. [118]

Другие религиозные движения

[ редактировать ]

В спорах по поводу новых религиозных движений (НРД) часто участвуют отступники, некоторые из которых присоединяются к организациям или веб-сайтам, противостоящим их прежним религиям. Ряд ученых спорят о надежности отступников и их историй, часто называемых «рассказами об отступниках».

Роль бывших членов, или «отступников», широко изучалась социологами. Иногда эти люди становятся откровенными публичными критиками групп, которые они покидают. Их мотивы, роль, которую они играют в антикультовом движении , достоверность их показаний и виды повествований, которые они создают, противоречивы. Некоторые ученые, такие как Дэвид Дж. Бромли , Энсон Шуп и Брайан Р. Уилсон, поставили под сомнение обоснованность свидетельств, представленных критически настроенными бывшими членами. Уилсон обсуждает использование истории о злодеяниях , которую репетирует отступник, чтобы объяснить, как путем манипуляции, принуждения или обмана он был завербован в группу, которую он теперь осуждает. [119]

Социолог Стюарт А. Райт исследует разницу между повествованием об отступнике и ролью отступника, утверждая, что первое следует предсказуемому образцу, в котором отступник использует « нарратив плена », в котором подчеркивается манипуляция, ловушка и то, что он является жертвой «зловещего культа». практики». Эти нарративы дают обоснование мотиву «спасения заложников», в котором культы сравниваются с лагерями для военнопленных, а депрограммирование - как героические усилия по спасению заложников. Он также проводит различие между «отступниками» и «отступниками», утверждая, что, несмотря на популярную литературу и мрачные сообщения средств массовой информации об историях «спасенных или выздоравливающих «бывших культистов», эмпирические исследования перебежчиков из НРД «в целом указывают на благоприятное, сочувственное отношение к ним». или, по крайней мере, неоднозначные реакции на их бывшую группу». [120]

В один лагерь, который, вообще говоря, ставит под сомнение повествования об отступниках, входит Дэвид Дж. Бромли , [121] Дэниел Карсон Джонсон, [122] Доктор Лонни Д. Кливер (1932–2004), [123] Гордон Мелтон , [124] и Брайан Р. Уилсон . [125] В оппозиционный лагерь, менее критически относящийся к отступническим повествованиям, входят Бенджамин Бейт-Халлахми , [126] Доктор Филипп Чарльз Лукас, [127] [128] [129] Жан Дюэм, [130] Марк Данлоп, [131] [132] Майкл Лангоне , [133] и Бенджамин Заблоки . [134]

Некоторые ученые пытались классифицировать отступников НРД. Джеймс Т. Ричардсон предлагает теорию, связанную с логическими отношениями между отступниками и информаторами , используя определения Бромли: [135] в котором первое предшествует второму. Человек становится отступником, а затем ищет роль разоблачителя, которого затем вознаграждают за выполнение этой роли группы, находящиеся в конфликте с первоначальной группой членов, такие как антикультовые организации. Эти организации и дальше культивируют отступников, стремясь превратить их в разоблачителей. Он также описывает, как в этом контексте обвинения отступников в « промывании мозгов » направлены на то, чтобы привлечь внимание к угрозам благополучию молодых людей со стороны их семей, чтобы еще больше утвердить их вновь обретенную роль осведомителей. [136] Арманд Л. Мосс определяет истинных отступников как тех, кто вышел из партии, которые имеют доступ к оппозиционным организациям, которые спонсируют их карьеру как таковую, и подтверждают ретроспективные отчеты о своем прошлом и своем возмутительном опыте в новых религиях, проводя различие между ними и информаторами или перебежчиками в новых религиях. этот контекст. [137] Дональд Рихтер, нынешний член Фундаменталистской церкви Иисуса Христа Святых последних дней (ФСПД), пишет, что это может объяснить труды Кэролин Джессоп и Флоры Джессоп , бывших членов церкви ФЛДС, которые последовательно выступали на стороне властей, когда дети YFZ ранчо были закрыты по обвинению в жестоком обращении с детьми.

Рональд Беркс, ассистент психолога Ретритно-ресурсного центра Wellspring , в исследовании, сравнивающем показатели по шкале группового психологического насилия (GPA) и шкале неврологических нарушений (NIS) у 132 бывших членов культов и культовых отношений, обнаружил положительную корреляцию между интенсивностью среда реформ, измеренная по GPA, и когнитивные нарушения, измеренные по NIS. Дополнительными выводами были снижение потенциала заработка ввиду уровня образования, что подтверждает более ранние исследования критиков культов (Мартин, 1993; Сингер и Офше, 1990; Вест и Мартин, 1994), а также значительный уровень депрессии и диссоциации, что согласуется с Конвеем и Сигельманом ( 1982), Льюис и Бромли (1987) и Мартин и др. (1992). [138] Социологи Бромли и Хадден отмечают отсутствие эмпирической поддержки заявленных последствий членства в «культе» или «секте», а также существенных эмпирических доказательств против этого. К ним относятся тот факт, что подавляющая часть людей, участвующих в НРД, уходят, в большинстве случаев менее чем на два года; подавляющая часть людей, которые уезжают, делают это по собственному желанию; и что две трети (67%) почувствовали себя «мудрее благодаря этому опыту». [139]

По мнению Ф. Деркса и психолога религии Яна ван дер Ланса , не существует единой посткультовой травмы . Хотя психологические и социальные проблемы при увольнении нередки, их характер и интенсивность во многом зависят от личной истории и особенностей бывшего члена, а также от причин и способа ухода. [140]

Исторические личности

[ редактировать ]

Последнее время

[ редактировать ]
Логотип Кампании за коллективное отступничество в Испании, призывающий к бегству из католической церкви.
  • В 2011 году Юсеф Надархани , иранский пастор, перешедший из ислама в христианство в возрасте 19 лет, был признан виновным в вероотступничестве и приговорен к смертной казни, но позже оправдан. [141]
  • В 2013 году Раиф Бадави , блоггер из Саудовской Аравии, был признан Верховным судом виновным в вероотступничестве и приговорен к смертной казни. [142] Однако его не казнили, а заключили в тюрьму и вместо этого наказали 600 ударами плетью.
  • В 2014 году Мериам Йехья Ибрагим Ишаг (также известная как Адраф Аль-Хади Мохаммед Абдулла), беременная суданская женщина, была осуждена за отступничество за переход из ислама в христианство. Правительство постановило, что ее отец был мусульманином, девочка принимает религию отца в соответствии с исламским законом Судана. [143] Приняв христианство, она совершила отступничество — преступление, караемое смертью. Г-жа Ибрагим Ишаг была приговорена к смертной казни. Она также была признана виновной в прелюбодеянии на том основании, что ее брак с мужчиной-христианином из Южного Судана был недействителен в соответствии с суданской версией исламского закона, согласно которой мусульманские женщины не могут выходить замуж за немусульман. [144] Смертный приговор не был приведен в исполнение, и она тайно покинула Судан. [145]
  • Ашраф Файад (1980 г.р.), поэт из Саудовской Аравии, был заключен в тюрьму и избит за отступничество.
  • Таслима Насрин из Бангладеш, автор книги «Ладжа» , была объявлена ​​отступницей – «отступницей, назначенной империалистическими силами для очернения ислама» – несколькими священнослужителями и другими мусульманами в Дакке . [146]
  • К 2019 году зверства ИГИЛ заставили многие мусульманские семьи в Сирии обратиться в христианство , в то время как другие решили стать атеистами и агностиками. [147]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Малле (биография), Эдме-Франсуа (15 сентября 2012 г.). «Малле, Эдме-Франсуа и Франсуа-Винсент Туссен. «Отступничество». Энциклопедия совместного проекта перевода Дидро и д'Аламбера. Перевод Рэйчел ЛаФортюн. Анн-Арбор: Michigan Publishing, Библиотека Мичиганского университета, 2012. Интернет. 1 Апрель 2015 г. Пер. «Отступничество», Энциклопедия или словарь наук, искусств и ремесел , том . Энциклопедия Дидро и Даламбера – совместный проект перевода . quod.lib.umich.edu . Проверено 16 августа 2015 г.
  2. Мусульманские отступники изгнаны и подвергаются риску от веры и семьи , The Times , 5 февраля 2005 г.
  3. ^ Льюис А. Козер Эпоха инакомыслия доносчиков: 1249–1254, 1954 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Бромли, Дэвид Г. , изд. (1998). Политика религиозного отступничества: роль отступников в трансформации религиозных движений . КТ: Издательство Praeger. ISBN  0-275-95508-7 .
  5. ^ Райт, Стюарт, А. (1998). «Изучение факторов, определяющих роль отступника». В Бромли, Дэвид Г. (ред.). Политика религиозного отступничества . Издательство Прагер. п. 109 . ISBN  0-275-95508-7 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Статья 18.2 Международного пакта о гражданских и политических правах.
  7. ^ «Библиотека по правам человека Университета Миннесоты | CCPR/C/21/Rev.1/Add.4, Замечание общего порядка № 22, 1993» . umn.edu . Проверено 16 августа 2015 г.
  8. ^ Урубшуроу, Виктория (2008). Знакомство с мировыми религиями . Интернет-книги JBE. п. 78. ИСБН  978-0-9801633-0-8 .
  9. ^ Оропеза, Би Джей (2000). Павел и отступничество: эсхатология, стойкость и отпадение в коринфском собрании . Мор Зибек. п. 10. ISBN  978-3-16-147307-4 .
  10. ^ Максвелл-Стюарт, PG (2011). Верования в ведьм и судебные процессы над ведьмами в средние века: документы и материалы для чтения . Издательство Блумсбери. п. 95. ИСБН  978-1-4411-2805-8 . Проверено 23 марта 2023 г.
  11. ^ Бромли, Дэвид Г., Шупе, Энсон Д., Вентимилья, Г.К.: «Сказки о зверствах, Церковь Объединения и социальное конструирование зла», Journal of Communication, лето 1979 г., стр. 42–53.
  12. Уилсон, Брайан Р. Отступники и новые религиозные движения (1994) (доступно в Интернете). Архивировано 12 декабря 2006 г., в Wayback Machine.
  13. ^ Дюэм, Жан ( Монреальский университет ) и бывших последователей (английский: новообращенных и Свидетельства ) бывших Свидетельства новообращенных последователей Рендер Краненборг РЕННЕР Исследования новых религий Издательство Орхусского университета , ISBN   87-7288-748-6
  14. ^ Йоргенсен, Дэнни. Социальная конструкция и интерпретация отклонений: Джонстаун и средства массовой информации , цитируется в Маккормик Маага, Мэри, Слушая голоса Джонстауна, 1-е изд. (Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета, 1998), стр. 39, ISBN   0-8156-0515-3
  15. ^ Перейти обратно: а б Заблоки, Беньямин, Надежность и достоверность свидетельств отступников при изучении религиозных общин . Доклад представлен в Ассоциации социологии религии в Нью-Йорке в субботу, 17 августа 1996 г.
  16. ^ Лангоне, Майкл, Два «лагеря» исследований культов: время для диалога , культы и общество , Vol. 1, № 1, 2001 г. "^ Лангоне, Майкл, доктор философии: "Лагеря культовых исследований: время для диалога" " . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 20 ноября 2007 г.
  17. ^ Бейт-Халлахми, Бенджамин, дорогие коллеги: честность и подозрительность в исследованиях NRM , 1997, [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
  18. ^ Эли Шугарман и др., Введение в уголовное право Афганистана. Архивировано 7 июля 2021 г. в Wayback Machine , 2-е изд. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордская школа права, Проект юридического образования в Афганистане [ALEP], 2012.
  19. ^ «Приказ о шариатском уголовном кодексе Брунея, 2013 г.» (PDF) .
  20. ^ «Новый губительный Уголовный кодекс Брунея» . Хьюман Райтс Вотч . 22 мая 2019 года . Проверено 18 февраля 2021 г.
  21. ^ Махтани, Шибани (6 мая 2019 г.). «Бруней отказывается от смертной казни по исламским законам» . Вашингтон Пост . Проверено 20 августа 2020 г.
  22. ^ Отступничество в Исламской Республике Иран (2014). Иранский центр документации по правам человека. Проверено 18 февраля 2021 г.
  23. ^ Чунг, Джерри (16 января 2020 г.). «G25: Отступничество — большой грех, но Конституция предоставляет свободу вероисповедания и мусульманам» . Малайская почта . Проверено 18 февраля 2021 г.
  24. ^ «Закон Мальдив № 6/2014» .
  25. ^ Камали, Мохаммед Хашим (2019). Преступление и наказание в исламском праве: свежая интерпретация . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780190910648.001.0001 . ISBN  978-0-19-091064-8 .
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Нарушение прав: обеспечение соблюдения мировых законов о богохульстве (2020 г.). Комиссия США по международной религиозной свободе. Проверено 18 февраля 2021 г.
  27. ^ Бутти Султан Бутти Али Аль-Мухайри (1996), Исламизация законов в ОАЭ: Дело об Уголовном кодексе , Arab Law Quarterly, Vol. 11, № 4 (1996), стр. 350–371.
  28. ^ Эллиотт, Андреа (26 марта 2003 г.). «В Кабуле проверка на шариат» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 18 февраля 2021 г.
  29. ^ Момен, Муджан (1 сентября 2007 г.). «Маргинальность и отступничество в общине бахаи». Религия . 37 (3): 187–209. дои : 10.1016/j.religion.2007.06.008 . S2CID   55630282 .
  30. ^ Афшар, Ирадж (18 августа 2011 г.). "АЯТЕ, АБД-АЛЬ-ХОСАЙН " Энциклопедия Ираника
  31. ^ «Отступники от ислама | The Weekly Standard» . еженедельный стандарт.com. Архивировано из оригинала 21 ноября 2010 г. Проверено 10 октября 2014 г.
  32. ^ Пол В. Барнетт, Словарь позднего Нового Завета и его развития, «Отступничество», 73.
  33. ^ Ричард А. Мюллер, Словарь греческих и латинских богословских терминов: в основном взят из протестантской схоластической теологии , 41. Библейский словарь Тиндейла определяет отступничество как «обращение против Бога, о чем свидетельствует отказ и отказ от прежних убеждений. Этот термин обычно относится к к сознательному отказу от веры некогда искренне верующего...» («Отступничество», Уолтер А. Элвелл и Филип У. Комфорт, редакторы, стр. 95).
  34. ^ Кунс, Роберт К. (23 сентября 2020 г.). Доводы лютеран в пользу римского католицизма: поиск потерянного пути домой . Wipf и Stock Publishers. ISBN  978-1-7252-5751-1 . Поскольку лютеране согласны с католиками в том, что мы можем потерять свое спасение (потеряв спасительную веру), уверенность в спасении, которую дает лютеранство, является весьма квалифицированной.
  35. ^ Липскомб, Томас Гербер (1915). Во что верят методисты . Издательство ME Church, Юг, Смит и Ламар, агенты. п. 13. Методисты далее, в отличие от баптистов, считают, что, однажды войдя в состояние благодати, можно отпасть от него.
  36. Пол В. Барнетт, Словарь позднего Нового Завета и его развития, «Отступничество», 73. Скот Макнайт говорит: «Отступничество — это богословская категория, описывающая тех, кто добровольно и сознательно отказался от своей веры в Бога завета, кто наиболее полно проявляет себя в Иисусе Христе» ( «Словарь богословского толкования Библии» , «Отступничество», 58).
  37. ^ Б. Дж. Оропеза, По следам Иуды и других перебежчиков : Отступничество в общинах Нового Завета, том. 1 (Евгений: Каскад, 2011), с. 1; idem, Иудеи, язычники и противники Павла : Отступничество в общинах Нового Завета, том. 2 (2012), с. 1; idem, Церкви в осаде преследований и ассимиляции : отступничество в новозаветных общинах, том 3 (2012), с. 1.
  38. ^ Уолтер Баудер, «Падение, падение», Новый международный словарь теологии Нового Завета ( NIDNTT ), 3:606.
  39. Майкл Финк, «Отступничество», в Иллюстрированном библейском словаре Холмана , 87. В Деяниях 21:21 «Павел был ложно обвинен в том, что учил евреев отступничеству от Моисея… [и] он предсказал великое отступничество от христианства, предсказанное Иисусом (Мф. 24:10–12), который предшествует «Дню Господню» (2 Фес. 2:2 и далее)» (Д. М. Пратт, Международная стандартная библейская энциклопедия , «Отступничество», 1:192). Некоторые приверженцы протестантизма до Великой Скорби считают, что отступничество, упомянутое во 2 Фес. 2:3 можно интерпретировать как вознесение всех христиан перед великой скорбью. Это потому, что отступничество означает уход (так переведено в первых семи английских переводах) (д-р Томас Айс, «Перспектива до Триба» , март 2004 г., Том 8, № 11).
  40. ^ Пратт, Международная стандартная библейская энциклопедия , 1:192.
  41. ^ «Отступничество», 39.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д и Словарь библейских образов , 39.
  43. ^ Словарь библейских образов , 39. Пол Барнетт говорит: «Иисус предвидел факт отступничества и предупредил как тех, кто впадет в грех, так и тех, кто станет причиной падения других (см., например, Марка 9: 42–49). ." ( Словарь Позднего Нового Завета , 73).
  44. Макнайт добавляет: «Поскольку христианские теологи оспаривают вопрос об отступничестве, необходимо признать, что их общая герменевтика и богословие (включая общую философскую ориентацию) формируют то, как человек читает тексты, посвященные отступничеству». Словарь теологического толкования Библии , 59.
  45. ^ Иллюстрированный библейский словарь Холмана , «Отступничество», 87.
  46. ^ Чисхолм 1911 .
  47. ^ Луиза Нихольм Каллеструп ; Раиса Мария Тойво (2017). Оспаривание православия в Европе средневековья и раннего Нового времени: ересь, магия и колдовство . Спрингер. п. 46. ​​ИСБН  978-3-319-32385-5 .
  48. ^ Перейти обратно: а б Джиллиан Полак; Катрин Кания (2015). Открытое средневековье: Путеводитель по жизни в средневековой Англии, 1050–1300 гг . Эмберли Паблишинг Лимитед. п. 112. ИСБН  978-1-4456-4589-6 .
  49. ^ Перейти обратно: а б Ван Хов, А. (1907). «Отступничество» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  50. ^ Рассуждения на основе Священных Писаний , Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, 1989, стр. 34–35.
  51. ^ Пастуйте стадо Божье , Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов Пенсильвании, 2010, стр. 65–66.
  52. ^ Холден, Эндрю (2002). Свидетели Иеговы: портрет современного религиозного движения . Рутледж . стр. 32 , 78–79. ISBN  0-415-26610-6 .
  53. ^ «Не оставляйте места дьяволу» . Сторожевая башня : 21–25. 15 января 2006 г.
  54. ^ Журнал изучения Ветхого Завета 28:5 [2004], с. 42–43
  55. ^ Тейлор, Джером (26 сентября 2011 г.). «Среди Свидетелей Иеговы разгорается словесная война» . Независимый . Архивировано из оригинала 8 мая 2022 г. Проверено 13 февраля 2016 г.
  56. ^ «Вопросы читателей», «Сторожевая башня» , 15 июля 1985 г., стр. 31: «Те, кто сознательно покидает христианское собрание, тем самым становятся частью «антихриста». Человек, который умышленно и формально отделил себя от собрания, соответствовал бы этому описанию. Сознательно отвергнув Божье собрание и отказавшись от христианского пути, он сделал бы себя отступником. Верный христианин не захотел бы общаться с отступником. ... Согласно Писанию, человек, отрекшийся от Божьего собрания, стал более предосудительным, чем те, кто в мире».
  57. ^ «Общий справочник: служение в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» . 32. Покаянный и членский церковные советы . Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . Проверено 26 марта 2020 г. .
  58. ^ Флуд, Гэвин Д. (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. стр. 6 . ISBN  978-0-521-43878-0 .
  59. ^ К.Дж. Ратнам, Интеллектуалы, творчество и нетерпимость
  60. ^ Субрамуниясвами, Шивая (2000). Как стать индуистом . Гималайская академия. стр. 133 вперед. ISBN  978-0-945497-82-0 .
  61. ^ Баннеры 1999 , с. 196 .
  62. ^ Баннеры 1999 , с. 185 .
  63. ^ Нарада Смрити 5.35, Вишну Смрити 5.152 .
  64. ^ Баннеры 1999 , с. 226 .
  65. ^ Баннеры 1999 , с. 82 .
  66. ^ Истории индусов: введение через тексты и интерпретации : 182, Макмиллан.
  67. ^ Т. А. Гопинатх Рао, Элементы индуистской иконографии, Том 1, Часть 1 : 217, Motilal Banarsidas Publishers
  68. ^ Бханте Шравасти Дхаммика, Путеводитель по буддизму, Аризона. Архивировано 28 марта 2018 г. на Wayback Machine , по состоянию на 23 июня 2018 г.
  69. ^ Юттадхаммо Бхиккху. «Опасности в путешествии» . Ютуб . Событие происходит в 21:45. Архивировано из оригинала 3 ноября 2021 г. Проверено 31 августа 2019 г. В некоторых религиях вас убивают. Они выслеживают и убивают тебя... Но в буддизме, если ты уйдешь, нам не нужно ничего делать. За отступничество не наказывают, потому что небуддисты могут быть очень хорошими людьми. Но если вы пойдете вразрез с учением Будды – это подобно Богу. Если Бог говорит вам, что вы должны сделать «то» или «то», а вы этого не делаете, [и] делаете наоборот, [тогда] Бог вас наказывает. Ну, в буддизме... он тебя не наказывает, потому что учение Будды основано на мудрости. Не надо никого наказывать. Если вы не будете делать то, что сказал Будда, вы не освободитесь от страданий. Если вы делаете то, чего Будда велел вам не делать, вы можете быть уверены в страданиях.
  70. ^ С. К. Хукхэм (1991). Будда внутри, Учение Татхагатагарбхи согласно интерпретации Шентонга Ратнаготравибхаги . СУНИ Пресс. ISBN  0791403572 .
  71. ^ Аль-Азхар , Британская энциклопедия
  72. ^ Хеффенинг, В. (2012), «Муртадд». Энциклопедия ислама, второе издание. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель, WP Heinrichs; Брилл
  73. ^ Ватт, WM (1964). Условия членства в Исламском сообществе, StudiaИсламика, (21), стр. 5–12.
  74. ^ Бурки, СК (2011). Харам или Халяль? Использование исламистами терактов-смертников в качестве джихада. Терроризм и политическое насилие, 23 (4), стр. 582–601.
  75. ^ Рахман, С.А. (2006). Наказание за отступничество в исламе, Институт исламской культуры, IBT Books; ISBN   983-9541-49-8
  76. ^ Мусавиан, САА (2005). «Дискуссия о покаянии отступника в шиитской юриспруденции». Модаррес Гуманитарные науки , 8, TOME 37, стр. 187–210, Университет Мофид (Иран).
  77. ^ Advanced Islamic English dictionary Расширенный исламский словарь английского языка (2012), see entry for Fitri Murtad
  78. ^ Advanced Islamic English dictionary Расширенный исламский словарь английского языка (2012), see entry for Milli Murtad
  79. ^ См. главы 3, 9 и 16 Корана; например Коран 3:90 * 9:66 * 16:88
  80. ^ См. Сахих аль-Бухари, Сахих аль-Бухари , 4:52:260 * Сахих аль-Бухари , 9:83:17 * Сахих аль-Бухари , 9:89:271
  81. ^ Ан-Ниса 4:89. «Ан-Ниса 4:89» . Они желают, чтобы вы не верили так же, как они не верили, чтобы вы были похожи. Поэтому не берите из них союзников, пока они не переселятся на путь Аллаха. А если они отвернутся [т. е. откажутся], то хватайте их и убивайте [за их предательство], где бы вы их ни нашли, и не берите из них ни союзника, ни помощника. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  82. ^ Перейти обратно: а б Саид А. и Саид Х. (ред.). (2004). Свобода религии, отступничество и ислам. Издательство Эшгейт; ISBN   0-7546-3083-8
  83. ^ Пол Маршалл и Нина Ши (2011), Замолчать: Как кодексы отступничества и богохульства душат свободу во всем мире , Oxford University Press, ISBN   978-0-19-981228-8
  84. ^ «Ридда – исламская история» . Британская энциклопедия . Проверено 17 марта 2015 г.
  85. ^ Филд, Джон Эдвард (2009), Энциклопедия ислама, Издательство информационной базы, ISBN   978-1-4381-2696-8 ; см. стр. 48, 108–109, 118.
  86. ^ Петерс, Р., и Де Врис, Г.Дж. (1976). Отступничество в Исламе. Die Welt desИсламс, 1–25.
  87. ^ Варрак, И. (Ред.). (2003). Уход из ислама: высказывания отступников . Книги Прометея; ISBN   1-59102-068-9
  88. ^ Ибн Варрак (2003), Уход из ислама: высказываются отступники , ISBN   978-1-59102-068-4 , стр. 1–27
  89. ^ Шнайдер, И. (1995), Тюремное заключение в доклассическом и классическом исламском праве, Исламское право и общество , 2 (2): 157–173
  90. ^ Перейти обратно: а б с д Правда о предполагаемом наказании за отступничество в исламе (PDF) . Международные публикации ислама. 2005. ISBN  1-85372-850-0 . Проверено 31 марта 2014 г.
  91. ^ Хан, AM (2003), Преследование Ахмадийской общины в Пакистане: анализ международного права и международных отношений, Harvard Human Rights Journal, 16, 217.
  92. ^ Эндрю Марч (2011), Отступничество: Интернет-руководство по исследованиям Oxford Bibliographies , Oxford University Press, ISBN   978-0-19-980596-9
  93. ^ Бадави М.А., Заки (2003). «Ислам» . В Куксоне, Кэтрин (ред.). Энциклопедия религиозной свободы . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 204–208 . ISBN  0-415-94181-4 .
  94. ^ «Законы, наказывающие богохульство, отступничество и клевету на религию, широко распространены» . Проект Pew Research Center «Религия и общественная жизнь» . 21 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2013 г. Проверено 17 марта 2015 г.
  95. ^ «Саудовская Аравия: писателю грозит суд за вероотступничество – Хьюман Райтс Вотч» . 13 февраля 2012 года . Проверено 17 марта 2015 г.
  96. ^ «Судьба неверных и отступников в исламе» . 21 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 г. Проверено 13 февраля 2016 г.
  97. Свобода религии, отступничество и ислам, Абдулла Саид и Хасан Саид (30 марта 2004 г.), ISBN   978-0-7546-3083-8
  98. ^ Гарсес, Николас (2010). «Ислам, пока смерть не разлучит вас: переосмысление законов об отступничестве в соответствии с исламским правом и международными правовыми обязательствами» . Юго-западный журнал международного права . 16 : 229–264 – через Hein Online.
  99. ^ Билефельдт, Хайнер (2012). Доклад Специального докладчика по вопросам свободы религии и убеждений, A/HRC/22/51 (PDF) .
  100. ^ Арцт, Донна (1995). «Герои или еретики: религиозные диссиденты в соответствии с исламским законодательством», Международный юридический журнал штата Висконсин , 14, 349–445.
  101. ^ Мансур, А.А. (1982). Преступления Худуда. Архивировано 21 ноября 2018 г. в Wayback Machine (Из системы исламского уголовного правосудия, стр. 195–201, 1982, М. Шериф Бассиуни, изд. См. NCJ-87479).
  102. ^ Липпман, М. (1989). Исламское уголовное право и процесс: религиозный фундаментализм против современного права. BC Int'l & Comp. Л. Преподобный, 12, стр. 29, 263–269.
  103. ^ Филд, Джон Эдвард (2009), Энциклопедия ислама , Издательство Infobase, ISBN   978-1-4381-2696-8 ; см. стр. 174
  104. ^ Тамадонфар, М. (2001). Ислам, право и политический контроль в современном Иране, Журнал научного изучения религии, 40 (2), 205–220.
  105. ^ Эль-Ава, MS (1981), Наказание по исламскому праву, American Trust Pub; стр. 49–68
  106. ^ Форте, DF (1994). Отступничество и богохульство в Пакистане. Коннектикут Дж. Международный Л., 10, 27.
  107. ^ Перейти обратно: а б Вормальд, Бенджамин (30 апреля 2013 г.). «Глава 1: Представления о шариате» . Проект Pew Research Center «Религия и общественная жизнь» . Проверено 12 апреля 2022 г.
  108. ^ Бейтс, Стивен (29 января 2007 г.). «Все больше молодых мусульман поддерживают шариат, говорится в опросе» . Хранитель . Проверено 17 марта 2015 г.
  109. ^ Перейти обратно: а б Саид, Абдулла (2 марта 2017 г.). Свобода религии, отступничество и ислам . дои : 10.4324/9781315255002 . ISBN  978-1-315-25500-2 .
  110. ^ Второзаконие 13: 6–10.
  111. Александр Макларен , «Толкование Священного Писания Макларена на 3 Царств 9» , по состоянию на 7 октября 2017 г.
  112. ^ 3 Царств 9: 6–7.
  113. ^ Камен (1998) , стр. 29–31.
  114. ^ template.htm Введение в мысли рава Кукби, Лекция № 16: «Кефира» в наши дни. Архивировано 9 февраля 2006 г. на Wayback Machine с сайта vbm-torah.org (Виртуальный Бейт-Мидраш).
  115. ^ template.htm Введение в мысли рава Кукби, Лекция № 17: Ересь V. Архивировано 19 февраля 2006 г. на Wayback Machine с сайта vbm-torah.org (Виртуальный Бейт-Мидраш).
  116. ^ Джхутти-Джохал, Дж. (2011). Сикхизм сегодня . Академик Блумсбери. п. 99. ИСБН  9781847062727 . Проверено 12 января 2015 г.
  117. ^ «Сикхская диета» .
  118. ^ Сингх, Харак, изд. (1997). Отступничество среди сикхской молодежи: причины и лечение . Институт сикхских исследований. стр. 1–3 , 6. ISBN  8185815054 .
  119. Уилсон, Брайан Р. Отступники и новые религиозные движения , Оксфорд, Англия, 1994.
  120. ^ Райт, Стюарт, А. (1998). «Изучение факторов, определяющих роль отступника». В Бромли, Дэвид Г. (ред.). Политика религиозного отступничества . Издательство Прагер. стр. 95 –114. ISBN  0-275-95508-7 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  121. ^ Бромли, Дэвид Г .; и др. (1984). «Роль эпизодических злодеяний в социальном конструировании зла». В Бромли, Дэвид Г.; и др. (ред.). Споры о промывании мозгов и депрограммировании: социологические, психологические, юридические и исторические перспективы (исследования религии и общества) . Э. Меллен Пресс. п. 156. ИСБН  0-88946-868-0 .
  122. ^ Ричардсон, Джеймс Т. (1998). «Отступники, которых никогда не было: социальная конструкция повествований об отступниках Absque Facto». В Бромли, Дэвид Г. (ред.). Политика религиозного отступничества: роль отступников в трансформации религиозных движений . Нью-Йорк: Прегер. стр. 134–135 . ISBN  0-275-95508-7 .
  123. ^ Кливер 1995 Кливер. Лонни Д., доктор философии. Надежность свидетельств отступников о новых религиозных движениях. Архивировано 5 декабря 2007 г. в Wayback Machine , 1995 г.
  124. ^ «Мелтон 1999» Мелтон, Гордон Дж. , «Промывание мозгов и культы: взлет и падение теории» , 1999.
  125. ^ Уилсон, Брайан Р. (ред.) Социальные аспекты сектантства , Rose of Sharon Press, 1981.
  126. ^ Бейт-Халлахми, 1997 Бейт-Халлахми, Бенджамин, Дорогие коллеги: честность и подозрительность в исследованиях НРД [ постоянная мертвая ссылка ] , 1997.
  127. ^ «Лукас, Филипп Чарльз, доктор философии – Профиль» . Архивировано из оригинала 31 января 2004 г.
  128. ^ «Священный Орден МАНС» . Архивировано из оригинала 11 января 2008 г. Проверено 4 января 2008 г.
  129. ^ Лукас, 1995 Лукас, Филип Чарльз, От Священного Ордена МАНС к Братству Христа Спасителя: радикальная трансформация эзотерического христианского ордена в Тимоти Миллере (ред.), Американский государственный университет альтернативных религий, Нью-Йорк Пресс, 1995
  130. ^ Дюэм, Жан ( Монреальский университет ) Les Témoignages de Converters et d'ex-Adeptes (английский: Свидетельства новообращенных и бывших последователей , в Микаэле Ротштейне и др. (ред.), Новые религии в постмодернистском мире , 2003, ISBN   87-7288-748-6
  131. ^ «Культура культов» . ex-cult.org . Проверено 10 октября 2014 г.
  132. ^ Dunlop 2001 Культура культов. Архивировано 12 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
  133. Два «лагеря» культовых исследований: время для диалога. Архивировано 27 сентября 2007 г., в Wayback Machine Лангоне, Майкл, Культы и общество , Vol. 1, № 1, 2001 г.
  134. ^ Заблоки 1996 Заблоки, Бенджамин, Надежность и достоверность свидетельств отступников при изучении религиозных общин . Доклад представлен в Ассоциации социологии религии в Нью-Йорке в субботу, 17 августа 1996 г.
  135. ^ Ричардсон, Джеймс Т. (1998). «Отступники, разоблачители, закон и социальный контроль». В Бромли, Дэвид Г. (ред.). в Политике религиозного отступничества: роль отступников в трансформации религиозных движений . Нью-Йорк: Прегер. п. 171 . ISBN  0-275-95508-7 . Некоторые из тех, кто уходит, независимо от метода, становятся «отступниками» и даже превращаются в «информаторов», как эти термины определены в первой главе этого тома.
  136. ^ Ричардсон, Джеймс Т. (1998). «Отступники, разоблачители, закон и социальный контроль». В Бромли, Дэвид Г. (ред.). в «Политике религиозного отступничества: роль отступников в трансформации религиозных движений» . Нью-Йорк: Прегер. стр. 185–186 . ISBN  0-275-95508-7 .
  137. ^ Ричардсон, Джеймс Т. (1998). «Отступничество и управление испорченной идентичностью». В Бромли, Дэвид Г. (ред.). в «Политике религиозного отступничества: роль отступников в трансформации религиозных движений» . Нью-Йорк: Прегер. стр. 185–186 . ISBN  0-275-95508-7 .
  138. ^ Беркс, Рональд. «Когнитивные нарушения в условиях реформы мышления» . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года.
  139. ^ Хадден, Дж; Бромли, Д., ред. (1993). Справочник культов и сект в Америке . Гринвич, Коннектикут: JAI Press, Inc., стр. 75–97.
  140. ^ Ф. Деркс и профессор психологии религии Ян ван дер Ланс Посткультовый синдром: факт или вымысел? , доклад, представленный на конференции психологов религии Католического университета Неймегена в 1981 году, также появился на голландском языке как «Посткультовый синдром»; фикция? , опубликовано в журнале Religieuze bewegingen в Нидерландах/Религиозные движения в Нидерландах №. 6 стр. 58–75, опубликовано Свободным университетом Амстердама (1983).
  141. ^ Бэнкс, Адель М. (28 сентября 2011 г.). «Возможная казнь иранского пастора Юсефа Надархани сплачивает христиан США» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 02 мая 2019 г. Проверено 5 октября 2011 г. Защитники свободы вероисповедания сплотились в среду (28 сентября) вокруг иранского пастора, которому грозила казнь за то, что он отказался отречься от своей христианской веры в преимущественно мусульманской стране.
  142. ^ Абдельазиз, Сальма (25 декабря 2013 г.). «Жена: саудовский блогер приговорен к смертной казни за вероотступничество» . CNN . Нью-Йорк.
  143. Суданская женщина осуждена CNN (май 2014 г.)
  144. ^ «Суданке грозит смерть за вероотступничество» . Новости Би-би-си . 15 мая 2014 года . Проверено 16 мая 2014 г.
  145. ^ Служба, Новости религии (26 июля 2014 г.). «Мериам Ибрагим, женщина, освобожденная из Судана, объявляет о планах поселиться в Нью-Гэмпшире» . Хаффингтон Пост . Проверено 17 мая 2017 г.
  146. ^ Налог Мередит на паломничество Таслимы , из The Nation
  147. ^ Дэвидсон, Джон (16 апреля 2019 г.). «Христианство растет в сирийском городе, когда-то осажденном Исламским государством» . Рейтер . Кобани. Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бромли, Дэвид Г. 1988. Отказ от веры: причины и последствия религиозного отступничества . Беверли-Хиллз: Сейдж.
  • Данлоп, Марк, Культура культов , 2001 г.
  • Интровинье, Массимо (1997), Перебежчики, обычные отступники и отступники: количественное исследование бывших членов Нового Акрополя во Франции , Nova Religio 3 (1), 83–99
  • Еврейская энциклопедия (1906 г.). Фонд Копельмана.
  • Лукас, Филип Чарльз, Одиссея новой религии: Священный Орден МАНС от Нью-Эйдж до православия Издательство Университета Индианы;
  • Лукас, Филип Чарльз, Изменение взглядов тысячелетия в новых религиозных движениях: случай Священного Ордена МАНС в 2000 году: Очерки конца под редакцией Чарльза Б. Строзьера, New York University Press, 1997;
  • Лукас, Филип Чарльз, Содружество «Одиннадцатая заповедь: новое религиозное движение противостоит экологическому кризису» , Журнал современной религии 10:3, 1995:229–241;
  • Лукас, Филип Чарльз, Социальные факторы неудачи новых религиозных движений: пример использования модели успеха Старка SYZYGY: Журнал альтернативной религии и культуры 1:1, зима 1992: 39–53
  • Оропеза, Б.Дж., Отступничество в общинах Нового Завета , 3 тома. Юджин, Орегон: Cascade Books, 2011–2012.
  • Райт, Стюарт А. 1988. «Уход из новых религиозных движений: проблемы, теория и исследования», стр. 143–165 в книге Дэвида Г. Бромли (редактор), « Падение от веры» . Беверли-Хиллз: Сейдж.
  • Райт, Стюарт А. 1991. «Переосмысление культового принуждения и ухода: сравнительный анализ развода и отступничества». Социальные силы 70 (1):125–145 .
  • Райт, Стюарт А. и Хелен Р. Эбо. 1993. «Оставляя новые религии», стр. 117–138 в книге Дэвида Г. Бромли и Джеффри К. Хаддена (ред.), « Справочник культов и сект в Америке» . Гринвич, Коннектикут: JAI Press.
  • Заблоки, Бенджамин и др., Исследование НМП в мире после 11 сентября , Лукас, Филипп Чарльз и др. (ред.), НМП в 21 веке: правовые, политические и социальные проблемы в глобальной перспективе , 2004 г., ISBN   0-415-96577-2
Свидетельства, мемуары и автобиографии
Сочинения других
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ff64c30649dd51bf3cf1d56abf95861__1722121140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/61/4ff64c30649dd51bf3cf1d56abf95861.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Apostasy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)