Jump to content

Авраам бен Авраам

Авраам бен Авраам ( иврит : אברהם בן אברהם , букв. «Авраам, сын Авраама») (ок. 1700 – 23 мая 1749), также известный как граф Валентин (Валентин, Валентин) Потоцкий ( Потоцкий или Потоцкий ), был предполагаемым Польский дворянин ( шляхта ) из Потоцких рода принявший иудаизм , и сожженный на костре Римско -католической церковью за то, что он отказался от католицизма и стал соблюдающим евреем . Согласно еврейским устным традициям, он был известен почитаемому талмудическому мудрецу Виленскому Гаону ( раввин Илия Бен Шломо Залман [1720–1797]), и его прах был захоронен в перенесенной могиле Виленского Гаона на новом еврейском кладбище Вильны. [ 1 ] [ 2 ]

Хотя ортодоксальная еврейская община принимает учения об Аврааме бен Аврааме, включая причастность Виленского Гаона , [ 3 ] светские ученые до недавнего времени приходили к выводу, что это легенда. [ 4 ]

Еврейские традиции

[ редактировать ]
Виленский Гаон (1720-1797) был, согласно еврейской традиции, наставником Авраама бен Авраама.

Существует несколько версий этой истории, особенно среди евреев Литвы , Польши и России , которые знают и до сих пор называют Потоцкого Гер Цедеком праведным прозелитом ») Вильны (Вильнюса). он был польским дворянином, принявшим иудаизм и сожженным на костре Римско-католической церковью в Вильнюсе 23 мая 1749 года (7 сивана 5509 года, что соответствует второму дню еврейского праздника Шавуот Практически все еврейские источники сходятся во мнении, что в Диаспора ), потому что он отрекся от католицизма и стал соблюдающим евреем. [ 5 ]

Свидетельством истории Потоцкого служат многочисленные устные истории, подкрепленные несколькими печатными версиями этой истории XIX века и более поздними версиями из многих еврейских общин за последние 250 лет. Еврейские устные традиции рассказывают гораздо больше подробностей о жизни и смерти Авраама бен Авраама.

Существует также один современный письменный отчет 1755 года, написанный раввином Яаковом Эмденом . Ваякам Эдус б'Яаков, 1755, стр. 25б. Грубый перевод:

Несколько лет назад в Вильно, столице Литвы, произошло обращение великого князя из рода Потоцких. Они схватили его и заключили в тюрьму на много дней, думая, что смогут вернуть его в свою религию. Он знал, что ему не избежать жестоких пыток и жестокой смерти, если он не вернется. Они хотели спасти его от смерти и наказания, которые ждали бы его, если бы он выстоял. Он не обращал внимания ни на них, ни на просьбы матери-графини. Он не боялся и не беспокоился о смерти от всех тех горьких страданий, которые они ему причинили. Прождав его долго, они попытались смягчить его ради чести семьи. Он высмеивал все искушения священников, которые разговаривали с ним каждый день, потому что он был важным служителем. Он презирал их и смеялся над ними и предпочел смерть в долгой и жестокой агонии временной жизни в этом мире. Он принял и претерпел все из любви и умер, освятив имя Божие. Пусть он покоится с миром. [ 6 ]

Что касается того, почему существует мало полных источников, еврейская точка зрения отражена в этом отрывке с веб-сайта сети Шма Исраэль Тора :

Есть несколько причин, по которым так мало современных источников об истории Гер Цедека. Можно предположить, что дворянская семья Потоцких, религиозная польско-католическая семья, была недовольна тем, что один из их сыновей перешел в иудаизм. Говорят, что семья Потоцких в целом доброжелательно относилась к евреям, живущим на ее землях. Упоминание об обращении было бы истолковано как открытая провокация правителя области, не приведшая ни к чему хорошему. Кроме того, несомненно, обращение одного из представителей высшего сословия язычников вызвало большой интерес среди населения, а его отказ вернуться к своей вере вызвал у них большое замешательство... Тем не менее, мы верим словам наших раввинов, которые ясно указывают на то, что существовала связь между Гра (т.е. Виленским Гаоном ) и Гер Цедеком. [ 7 ]

В своей лекции на эту тему [ 8 ] Профессор Сид Лейман цитирует автора столетней давности, который рассказал о той же причине, услышанной от члена семьи Потоцки.

Традиционная история

[ редактировать ]

Польский писатель Юзеф Игнаций Крашевский на основе рассказа, написанного на иврите в 1766 году Иудой Гурвицем , Аммудей Бейт Иегуда в Амстердаме рассказывает, что юный Потоцкий и его друг Заремба, приехавшие из Польши учиться в семинарию в Париже , заинтересовались старым Еврей, которого они нашли изучающим большую книгу, когда вошли в его винный магазин. Этим евреем мог быть их соотечественник Менахем Ман бен Арье Лёб из Висуна , которого пытали и казнили в Вильне в возрасте семидесяти лет (3 июля 1749 г.). Традиция свела этого еврейского мученика с тесной связью с « Гер Цедек» , но страх перед цензурой помешал российским писателям сказать что-либо прямо на эту тему. Его учение и объяснение Ветхого Завета , к которому они, как католики, были совершенно незнакомы, произвели на них такое впечатление, что они уговорили его обучать их еврейскому языку . За шесть месяцев они овладели библейским языком и проявили сильную склонность к иудаизму . Они решили пойти в Амстердам , который был одним из немногих мест в Европе того времени, где христианин мог открыто принять иудаизм. Но Потоцкий сначала отправился в Рим , откуда, убедив себя, что не может больше оставаться католиком, отправился в Амстердам и принял на себя завет Авраама, приняв имя Авраама бен Авраама («Авраам, сын Авраама»; «сын Авраама» — традиционное выражение обращенного в иудаизм, поскольку Авраам был первым, кто обратился в иудаизм из многобожия).

Родители Потоцкого узнали о его отпуске из семинарии в Париже и о слухах о том, что он принял иудаизм, и начали его искать. Затем Потоцкий бежал из Франции и спрятался в синагоге в Вильно, нося длинную бороду и пейот, как перушим (набожные евреи, которые отделились от общины, чтобы учиться и молиться). Когда Виленский Гаон узнал о его местонахождении, он посоветовал ему спрятаться в небольшом городке Илие ( Виленская губерния ). Там еврейский портной, шивший униформу для польских бюрократов, подслушал разговоры клиентов о беглом богослове и заподозрил, что незнакомец в синагоге мог быть им. Позднее сын этого портного, любивший беспокоить мужчин, обучавшихся в синагоге, был резко упрекнут Потоцким; некоторые говорят, что Потоцкий схватил мальчика за ухо и вытащил за дверь. Портной сообщил о нем виленскому епископу, и Потоцкий был арестован. [ 1 ]

Родители Потоцкого посетили его в тюрьме и умоляли публично отказаться от иудаизма, обещая построить ему замок, где он мог бы исповедовать религию в частном порядке. По словам раввина Бен-Циона Алфеса , Маггида Вильно, Потоцкий отказался от своей матери, сказав: «Я очень люблю тебя, но еще больше я люблю истину». [ 1 ]

После длительного заключения и суда за ересь Потоцкий был приговорен к смертной казни через сожжение заживо на костре. После вынесения указа Виленский Гаон отправил Потоцкому послание с предложением спасти его с помощью каббалы . Потоцкий отказался, предпочитая вместо этого умереть в кидуше Хашеме , и спросил у Виленского Гаона, какое благословение ему следует дать непосредственно перед смертью. Виленский Гаон ответил: «...m'kadesh es Shimcha be'rabbim» (публично освящающий Свое Имя) и послал Александра Зюскинда из Гродно в качестве эмиссара, чтобы услышать и ответить « Аминь ». [ нужна ссылка ] Его мать использовала все свое влияние, чтобы добиться для него помилования , но однажды казнь была отложена, чтобы она не смогла осуществить ее вовремя. [ 1 ]

Потоцкого казнили в Вильно на второй день еврейского праздника Шавуот. Для еврея было небезопасно наблюдать за сожжением; тем не менее один еврей, Лейзер Жишкес, не имевший бороды, прошёл среди толпы и сумел подкупом добыть часть праха мученика, который позже был похоронен на еврейском кладбище . [ 1 ] [ 9 ] Потоцкий гордо шел к месту казни, распевая песню, которая позже пелась в Воложинской ешиве и которую также пел раввин Иссер Залман Мельцер после Йом Кипура . [ 1 ] Некоторые источники сообщают, что раввин Александр Зискинд, автор книги «Йесод ве-Шореш ха-Авода» , стоял рядом с Потоцким и сказал «Аминь» на благословение, которое он произнес перед смертью. [ 1 ]

После казни Потоцкого город, предоставивший дрова для казни, сгорел. В Вильне также произошло необычное количество пожаров, а здание, стоявшее напротив места казни, имело черное пятно от «дыма и гари горения». Никакая краска или побелка не смогли удалить пятно, и в конце концов здание снесли. [ 1 ] Власти не разрешили поставить памятник над прахом Потоцкого, но на этом месте выросло «странное дерево». Те, кто пытался срубить дерево, при загадочных обстоятельствах получили ранения. [ 1 ] Около 1919 года могила над пеплом была воздвигнута , и евреи приходили туда молиться. После разрушения старого Виленского кладбища нацистами во время Второй мировой войны было построено новое кладбище, и Виленский Гаон был похоронен в новом огеле . Прах Потоцкого был перезахоронен рядом с могилой Виленского Гаона. [ 1 ] и каменный памятник ему с надписью был установлен на стене охеля . [ 2 ]

Товарищ Потоцкого Заремба вернулся в Польшу на несколько лет раньше него, женился на дочери крупного дворянина и имел сына. Он остался верен обещанию принять иудаизм и отвез жену и ребенка в Амстердам, где, после того как он и его сын были обрезаны, его жена также обратилась в иудаизм; затем они отправились в Землю Израиля .

По словам раввина Шломо Залмана Ауэрбаха , после смерти Авраама бен Авраама Виленский Гаон считал, что духовная конституция мира изменилась таким образом, что еврей больше не был обязан мыть руки утром ( нетилат ядаим ) в течение четыре амота ( локтя ) его постели, как прямо указано в кодексах еврейского закона, таких как Шулхан Арух и других галахических произведениях. Скорее всего, весь дом еврея будет считаться четырьмя амотами для этой мицвы . Этот обычай, зародившийся после смерти Авраама бен Авраама, начался с Виленского Гаона, а затем стал практикой Воложинской и Слободской иешив в Европе, став сегодня рутиной многих ведущих израильских раввинов, которые следуют традициям Гаона. [ 10 ] [ 11 ]

Отсутствие исторических свидетельств

[ редактировать ]

Многие вторичные источники – энциклопедии еврейской культуры, истории и религии – включают статью о Потоцком, польском магнате и члене могущественной семьи Потоцких, который обратился в ортодоксальный иудаизм в Нидерландах XVIII века и который после своего возвращения в Вильно был судил суд инквизиции , который приговорил его к сожжению на костре. [ 12 ] Историки (например, Януш Тазбир , [ 12 ] [ 13 ] Яцек Москва , [ 14 ] Римантас Микнис [ 14 ] и Магда Тетер [ 15 ] ), изучавшие историю Потоцкого, однако полагают, что она выдумана, [ 12 ] [ 14 ] [ 15 ] хотя неизвестно, когда и кто (Москва указывает на возможность того, что автором был сам Крашевский, который, как известно, придумал некоторые сказки, которые, как он утверждал, были правдой) [ 14 ] ). Тетер отметил, что эта история («тщательно продуманная история обращения»), вероятно, была создана и развита как «ответ на ряд проблем, с которыми польская еврейская община столкнулась в середине восемнадцатого века». [ 15 ]

Тазбир (2003)

[ редактировать ]

Польский историк Януш Тазбир утверждал, что эта история — он использует термин «легенда» — возникла на рубеже XIX века и была опубликована в еврейском периодическом издании, издававшемся в Лондоне, под названием «Еврейский толкователь и друг Израиля» (т. 8, 1822). [ 12 ] Он отмечает, что литературную версию легенды создал Юзеф Игнаций Крашевский , известный польский писатель XIX века, автор многочисленных исторических романов, включивший рассказ о Потоцком в третий том истории Вильно (1841). ), Wilno od początków jego do roku 1750 (1840–1842), [ 12 ] в котором он утверждает, что следовал еврейскому оригиналу, который, по мнению некоторых, был из Аммудеи Бейт-Иегуда ( Иуда Гурвиц , Амстердам, 1766 г.). (Однако в «Аммудей Бейт-Иегуда» нет никаких упоминаний об этой истории, кроме краткого упоминания о казни пожилого раввина Манна в Вильно). Затем эта история была популяризирована благодаря русским переводам, и есть свидетельства того, что культ могилы Потоцкого в Вильне существовал до тех пор, пока еврейское кладбище Пёромоне, также известное как квартал Снипишек ) не было разрушено нацистами во время Второй мировой войны , а затем Советским Союзом . [ 14 ] Некоторые источники утверждают, что его останки были спасены вместе с останками Виленского Гаона , хотя говорят, что в Вильне или где-либо еще нет современного памятника или могилы, четко идентифицируемой как могила Потоцкого. [ 14 ] Однако историк Сид Лейман определил, по его мнению, вероятную могилу Потоцкого, исследуя надгробия возле могилы Виленского Гаона. [ 16 ] [ ненадежный источник? ]

Тазбир заявил, что трагическая судьба Потоцкого, переданная через еврейскую устную традицию, остается неподтвержденной польскими или еврейскими первоисточниками XVIII века и что ни в каких архивах или генеалогическом древе нет никаких свидетельств существования Потоцкого. [ 12 ] Тазбир далее отмечает, что польскому дворянству гарантировалась свобода веры (такими актами, как Neminem captivabimus и Варшавская конфедерация ), а смертная казнь применялась крайне редко. [ 12 ] (хотя см. также Иван Тышкевич ). Он отмечает, что инцидент, если бы он был реальным, должен был бы вызвать бурю негодования среди польской знати (как и более ранний и хорошо задокументированный случай казни Самуила Зборовского ) и был бы единственным историческим примером казни через сожжение дворянина – однако ни один современный источник из Речи Посполитой не упоминает об этом событии даже вскользь. [ 12 ] Кроме того, трудно поверить, что смерть на костре польского аристократа из одной из самых могущественных польских магнатских семей, обвиненного в религиозном преступлении, не нашла отражения ни в одном из дневников или полемических сочинений, касающихся религии и толерантности. , темы, которые особенно интересовали польское дворянство, да и всё европейское Просвещение . [ 12 ] Тазбир пришел к выводу, что «судебный процесс и смерть Валентина Потоцкого следует признать исторической легендой, лишенной всякой источниково-материальной основы». [ 12 ]

Стоит отметить, что, учитывая, что эта история была процитирована в письменном отчете 1755 года раввином Яаковом Эмденом (Ваякам Эдус б'Яаков, 1755, стр. 25b), утверждение Тазбира о том, что «легенда» возникла на рубеже 19-го века. века, является явно ложным. [ 17 ]

Похожая история с Авраамом Исаковичем.

[ редактировать ]

Некоторые полагают, что легенда о Потоцком является приукрашиванием другой истории. Отчет, опубликованный в июльском выпуске журнала The London Magazine за 1753 год. [ 18 ] описывает историю очень похожей казни. Корреспондент датировал свой репортаж 11 июня, через два дня после окончания праздника Шавуот . В нем описывается «отступник по имени Рафаэль Сентимани, уроженец Хорватии », который обратился в иудаизм в возрасте 12 лет и принял имя Авраам Исакович. В отчете описывается его заключение и казнь в Вильно, как описано в легенде Потоцкого. В отчете также говорится, что он был казнен 9 июня, во второй день Шавуота, как и в истории Потоцкого. Единственное важное различие между казнью Сентимани и легендой о Потоцком заключается в том, что еврейская фамилия мученика была Исакович, которого звали Рафаэль Сентимани, а не Валентий Потоцкий, был убит в 1753 году, а не в 1749 году, и что он был хорватским иммигрантом, а не поляком. благородный. [ 19 ] Рафаэль Сентимани также упоминается в анонимном британском труде «Увещевания мертвых в посланиях к живым», опубликованном в 1754 году, что наводит на мысль о широком разоблачении первоначального отчета о казни Авраама бен Авраама.

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Крон, раввин Пайсах Дж. (2007). Путешествие с Маггидом: путешествие в великие центры Торы прошлых лет . Mesorah Publications Ltd., стр. 37–40. ISBN  978-1-4226-0229-4 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Певица Эвелин. «Затерянный еврейский мир: визит в современную Литву». Hamodia , 22 ноября 2012 г., стр. 10–14. Журнал
  3. ^ текущие публикации Artscroll включают Зорен, Моше (март 2011 г.). Алейну Л'Шабеях/Бамидбар . Артскролл. ISBN  978-1-4226-1088-6 . : 131–133 
  4. ^ «Этот день еврейской истории, 1749 год: возможно, на костре сожжен польский граф» . Ежедневная газета «ХаАрец» . 23 мая 2016 г.
  5. ^ Проузер 2005 .
  6. ^ Эмден, Яаков (1755 г.) и установленные показания в Яакове
  7. ^ Элиах, Дов (7 июня 2000 г.). «Аль Киддуш Хашем: Р'Аврохом Бен Аврохом» . Дейя наполнена Проверено 11 августа 2017 г.
  8. ^ «Виленский Гер Цедек – правда или вымысел» . 4 июня 2023 г.
  9. ^ «Авраам, новообращенный из Вильно» . Ятед Нееман, секция еврейской истории . 13 декабря 2012 г.
  10. ^ Ауэрбах, рав Шломо Залман. Галихос Шломо (на иврите). Иерусалим: Фридман, Йефе Ноф, Гл. 20, примечание 49.
  11. Эту историю рассказали раввин Острофф, посек и ученик рава Штернбуха из Иерусалима , а также раввин Хадар Марголин и ArtScroll . биография Виленского Гаона
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Януш Тазбир , Тайна Валентина Потоцкого , Kwartalnik Historyczny, 3/2003, онлайн-тезисы из этого выпуска. Архивировано 11 апреля 2004 г. в Wayback Machine.
  13. ^ Тазбир, Януш (15 сентября 2001 г.). «Счет ведьм» . www.polityka.pl (на польском языке) . Проверено 1 сентября 2020 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж (на польском языке) Яцек Москва , Легенда о праведном новообращенном: скрытая или сфабрикованная история? , Zwoje, 31 марта 2002 г., онлайн-оригинал на польском языке. Архивировано 23 февраля 2005 г. в Wayback Machine.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Тетер, Магда (ноябрь 2005 г.). «Сказание о Гередеке Виленском как полемика и утешение». Обзор AJS . 29 (2): 237–263. дои : 10.1017/S0364009405000127 . ISSN   0364-0094 . S2CID   163012543 .
  16. ^ «Кто похоронен в гробнице Виленского Гаона? - Еврейская акция Зима 5759» . ou.org.s3.amazonaws.com . Архивировано из оригинала 27 апреля 2020 г. Проверено 18 декабря 2018 г.
  17. ^ «О Гер Цедеке Вильнюса — Блог Seforim» . 18 июля 2022 г. Проверено 30 мая 2023 г.
  18. ^ «Лондонский журнал, июль 1753 года» . Ежемесячный разведчик : 37 т . Проверено 29 марта 2015 г.
  19. ^ Кимбер, Исаак (1753). Ежемесячный журнал Gentleman's Intelligencer . Том. 22. Р. Болдуин. п. 342.

Источники

[ редактировать ]

еврейский

[ редактировать ]

Современный

[ редактировать ]

Исторический

[ редактировать ]
  • Fuenn, Kiryah Ne'emanah, p. 120, Wilna. 1860
  • Герсони, Обращенный дворянин, в «Очерках еврейской жизни, жизни и истории», стр. 187–224, Нью-Йорк, 1873 г.
  • Иуда бен Мордехай Ха-Леви Гурвиц , Аммуд бет Йеуда, с. 46а, Амстердам, 1766 г.
  • Крашевский, Юзеф Игнаций , 'Вильнюс от его начала до 1750', 1841 (русский перевод: Еврейская библиотека, III., стр. 228-236')hy
  • Б. Мандельштамм, Шазон ла-Моэд, с. 15, Вена, 1877 г.

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. {{cite encyclopedia}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6ef47e3bf01aa7effdba38f3ef6c294__1723328040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/94/b6ef47e3bf01aa7effdba38f3ef6c294.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abraham ben Abraham - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)