Синдром религиозной травмы
Синдром религиозной травмы ( СРТ ) классифицируется как набор симптомов различной степени тяжести, которые испытывают те, кто участвовал или оставил позади авторитарные , догматические и контролирующие религиозные группы и системы убеждений . [ 1 ] Он не указан в Диагностическом и статистическом руководстве ( DSM-5 ) или МКБ-10 как диагностируемое состояние, но включен в раздел «Другие состояния, которые могут быть в центре внимания клинического внимания». [ 2 ] [ 3 ] Симптомы включают когнитивные , аффективные , функциональные и социальные/культурные проблемы, а также задержки развития . [ 4 ]
РТС возникает в ответ на двойную травму : во-первых, длительное злоупотребление идеологической обработкой со стороны контролирующего религиозного сообщества, а во-вторых, выход из контролирующего религиозного сообщества. [ 4 ] RTS разработала собственную эвристическую коллекцию симптомов, основанную на психологических теориях травмы , возникающих в результате посттравматического стрессового расстройства , C-PTSD и теории травмы предательства , принимая во внимание реляционный и социальный контекст при подходе к дальнейшим исследованиям и лечению.
Термин «синдром религиозной травмы» был придуман в 2011 году психологом Марлен Уайнелл в статье для Британской ассоциации поведенческой и когнитивной психотерапии , хотя этот феномен был признан задолго до этого. Этот термин распространен среди психотерапевтов , бывших фундаменталистов и других людей, выздоравливающих от религиозной идеологической обработки. [ 1 ] [ 5 ] Уайнелл объясняет необходимость маркировки и преимущества обозначения симптомов, охватываемых RTS, аналогично наименованию анорексии расстройством: маркировка может уменьшить стыд и изоляцию выживших, одновременно способствуя диагностике , лечению и обучению специалистов, которые работают с страдающими людьми. из условия. [ 6 ]
Симптомы
[ редактировать ]В качестве симптомов синдрома религиозной травмы психологи признали дисфункции, количество и тяжесть которых варьируются от человека к человеку.
- Когнитивные: спутанность сознания , трудности с принятием решений и критическим мышлением , диссоциация , спутанность личности.
- Аффективные: тревога , панические атаки , депрессия , суицидальные мысли , гнев , горе , вина , одиночество , отсутствие смысла.
- Функциональные: сна и расстройства питания , ночные кошмары , сексуальная дисфункция , злоупотребление психоактивными веществами , соматизация.
- Социальные/культурные : разрыв семьи и социальных сетей , проблемы с трудоустройством, финансовый стресс, проблемы с внедрением культуры в общество, межличностная дисфункция.
- Задержка развития: эмоциональная, интеллектуальная, социальная и сексуальная незрелость, возникающая в результате контроля над информацией и подавления критического мышления в религиозной среде. [ 5 ]
Религиозная травма также связана с такими тяжелыми последствиями, как самоубийства и убийства . [ 7 ]
Как развивается РТС
[ редактировать ]Членство
[ редактировать ]RTS начинается в токсичной религиозной среде, сосредоточенной вокруг двух основных нарративов: «С тобой не все в порядке» и «Ты не в безопасности». [ 8 ] Эти идеи часто подкрепляются теологией , например доктринами первородного греха и ада . [ 8 ]
Развитие РТС можно сравнить с развитием комплексного посттравматического стрессового расстройства , определяемого как психологическое расстройство, которое может развиться в ответ на длительный, повторяющийся опыт межличностной травмы в контексте, в котором у человека мало или вообще нет шансов на спасение. Симптомы RTS являются естественной реакцией на предполагаемое существование жестокого , всемогущего Бога , который считает людей по своей природе ущербными, а также на регулярное воздействие религиозных лидеров, которые используют угрозу вечной смерти , неискупимой жизни , одержимости демонами и многих других пугающих идей. контролировать религиозную преданность и подчинение членов группы. [ 1 ]
Члены сообщества ЛГБТКИА+ подвергаются особому риску РТС и С-ПТСР, поскольку они пытаются в течение длительного периода времени изменить свою сексуальную ориентацию и гендерную идентичность , чтобы соответствовать ожиданиям авторитарных религиозных сообществ. Процесс попытки изменить свою ориентацию может создать эмоционально оскорбительные модели мышления, которые могут усугубить симптомы С-ПТСР, подобные синдрому реального времени. Хроническое проживание в страхе перед вечным проклятием и пожизненной разлукой с близкими и религиозными общинами, если они не соблюдают ограничения сексуальной идентичности, может вызвать долгосрочные симптомы РТС. [ 9 ] [ 10 ]
Уход
[ редактировать ]Выход из контролирующего религиозного сообщества, хотя часто воспринимается как освобождающее и волнующее событие, может восприниматься как серьезное травмирующее событие. Религиозные сообщества часто служат основой жизни людей, обеспечивая социальную поддержку, целостное мировоззрение, чувство смысла и цели, а также социальное и эмоциональное удовлетворение. Оставление позади всех этих ресурсов — это не просто значительная потеря; он призывает человека полностью реконструировать свою реальность, часто будучи вновь изолированным от помощи и поддержки семьи и друзей, которые остаются в религии. [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ]
человека Кроме того, когда жестокая или угрожающая теология, такая как вера в ад, божественное наказание, демонов и злой «внешний мир», была включена в базовую структуру мировоззрения , угрозы взаимодействия с внешним миром вместо пребывание в безопасном пузыре контролирующей религиозной общины может вызвать дополнительную тревогу. [ 1 ] [ 9 ] [ 11 ]
Когда люди осознают вред, который они испытывают в авторитарных религиозных условиях, их опасения могут быть сведены к минимуму самой религиозной группой, но они также могут усугубляться вкладом общества в позитивные взгляды на религию. [ 5 ] Институциональное предательство, во-первых, со стороны любимых религиозных общин, а во-вторых, со стороны мира, который поддерживает полезность религии, а не опыт людей, переживших религиозное насилие, может усугубить симптомы РТС. [ 5 ] Люди, уходящие из религии, могут испытывать крайнюю неприязнь со стороны своих бывших единоверцев. [ 13 ]
Предшественники РТС
[ редактировать ]Развитие РТС как набора симптомов, поддающихся диагностике и лечению, опирается на несколько психологических теорий, которые обеспечивают академическую основу для его понимания.
посттравматическое стрессовое расстройство
[ редактировать ]Как и все итерации травмы, развитие РТС обусловлено посттравматическим стрессовым расстройством , определенным в DSM V как психическое расстройство , которое может развиться после того, как человек подвергся травмирующему событию, такому как сексуальное насилие , военные действия , дорожно-транспортные происшествия , жестокое обращение с детьми или другие угрозы жизни человека. Эти события можно лично пережить, наблюдать или вообразить. Важным элементом является восприятие опасной для жизни опасности. В случае с РТС человека могут травмировать образы горящего адского огня ; Группы фундаменталистов известны тем, что используют ужасающие истории для идеологической обработки детей. [ 14 ] [ нужен лучший источник ]
Опыт оставления веры может быть событием, которое происходит быстро или в течение определенного периода времени. Из-за общей интенсивности и значительного воздействия события его можно сравнить с другими событиями, вызывающими посттравматическое стрессовое расстройство. Ключевыми симптомами посттравматического стрессового расстройства являются повторное переживание ( воспоминания , ночные кошмары), избегание (избегание мест, вещей и мыслей, которые являются напоминаниями), возбуждение и реактивность, а также когнитивные нарушения и нарушения настроения . [ 15 ] Эти симптомы верны и для многих, переживших религиозную травму.
Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство
[ редактировать ]Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство — это тесно связанное расстройство, которое относится к повторяющейся травме в течение месяцев или лет, а не к единоразовому событию. Любой тип долгосрочной травмы может привести к КПТСР. Термин КПТСР был предложен Джудит Херман . [ 16 ] который описывает историю травмы как концепцию в психологическом мире, а также трехэтапный подход к выздоровлению (безопасность, воспоминание и траур и воссоединение). Герман подчеркивает важность определения и диагностики травм для облегчения выздоровления, еще больше узаконивая необходимость определения RTS как результата конкретно религиозного опыта. [ 16 ] Герман также описывает CPTSD с травматическими осложнениями, связанными с выживанием в плену. Этот диагноз можно сравнить с РТС, при котором РТС возникает в ответ на ощущение плена (см. #Как развивается РТС ), а не на физическую реальность.
Симптомы КПТСР включают симптомы посттравматического стрессового расстройства плюс отсутствие эмоциональной регуляции, диссоциацию, негативное самовосприятие, проблемы во взаимоотношениях, потерю смысла, сравнимую с РТС. Травматолог Пит Уокер считает расстройство привязанности одним из ключевых симптомов сложного посттравматического стрессового расстройства. Он описывает это как результат того, что он рос в окружении основных опекунов, которые регулярно считались опасными. Он объясняет, что повторяющееся насилие и пренебрежение приучают детей жить в страхе и возбуждают симпатическую нервную систему. [ 17 ]
Травма предательства и теория разбитых предположений
[ редактировать ]В то время как традиционная парадигма, определяющая посттравматическое стрессовое расстройство, фокусируется на реакции страха на травму и подчеркивает корректирующую эмоциональную обработку как метод лечения, RTS лучше понимать как набор симптомов, сравнимых с травмой предательства, основанной на теории разбитых предположений . [ 4 ] Травма предательства добавляет четвертое предположение («люди заслуживают доверия и с ними стоит общаться») к первоначальным трем предположениям Янофф-Бульмана: (общая доброжелательность мира, значимость мира и самооценка). [ 18 ] Теория травмы предательства признает, что жертвы бессознательно удерживают себя от осознания предательства, чтобы не разрушить это четвертое основное предположение, потеря которого была бы травмирующей. [ 18 ]
Религиозную травму можно сравнить с травмой предательства из-за доверия к авторитарным сообществам и религиозным лидерам, которое причиняет вред отдельным людям. Теория травмы предательства также признает, что разрушенные предположения могут стать причиной травмы. В случае RTS люди не только переживают предательство со стороны семьи, религиозного сообщества и доверенных религиозных лидеров, но и переживают разрушенную веру. [ 4 ] Потенциальная крайность чувств в связи с потерей мировоззрения, а также утратой эмоциональной и социальной поддержки для преодоления любого кризиса может вызвать дальнейшую травму.
В то время как парадигмы страха, как правило, сосредоточены на лечении симптомов травмы посредством экспозиционной терапии и внимания к эмоциональной регуляции, теория травмы предательства рассматривает социальный контекст, в котором произошло предательство, помещая патологию в травмирующее событие, а не в человека. [ 18 ] Это влияет на подходы к лечению, а также влияет на лечение СДН.
Религиозный вред и травмы
[ редактировать ]Психологический вред, который может быть нанесен авторитарной религией, рассматривался авторами еще до того, как был назван синдром религиозной травмы. Эти работы включали работы психологов и терапевтов (Тарико, [ 19 ] Рэй, [ 20 ] Уинелл, Крамер и Альстад, [ 21 ] Хасан, [ 22 ] Коэн, [ 23 ] Уотерс, [ 24 ] граф, [ 25 ] Мойерс), а также множество мемуаров бывших верующих, в том числе бывших пасторов (Бабински, [ 26 ] Лофтус, [ 27 ] Баркер , ДеВитт). [ 28 ] Работа специалиста по культам Стивена Хассана применима к любой авторитарной группе, которая применяет «неправомерное влияние». [ 22 ] Журналистка Джанет Хеймлих , [ 29 ] в своем исследовании жестокого обращения с детьми в религиозных общинах определила, что наиболее вредные группы имеют систему библейских убеждений, которая создает авторитарную, изолирующую, основанную на угрозах модель реальности.
конкретные полумедицинские метафоры религии как меметического вируса или «Бога как вируса». Определенное внимание привлекли [ 30 ] [ 31 ]
Связанные эмпирические исследования
[ редактировать ]Стресс
[ редактировать ]Медицинские исследования в области стресса и травматических событий выявляют доказательства возникающих в результате заболеваний и психических заболеваний. Работа о «стрессовых жизненных событиях», хотя и не включает в себя конкретное перечисление религиозного вреда или отказа от веры в качестве стрессовых событий, очень ясно показывает, как стресс может активировать нервную систему и вызвать болезнь. [ 32 ] Исследования на животных показывают, что травма может иметь долгосрочные последствия для миндалевидного тела, гиппокампа и префронтальной коры. [ 33 ]
Негативный детский опыт
[ редактировать ]Исследование неблагоприятного детского опыта, проведенное Kaiser Permanente и Центрами по контролю заболеваний, продемонстрировало связь неблагоприятного детского опыта (ACE) со здоровьем и социальными проблемами на протяжении всей жизни. [ 34 ] Среди перечисленных типов неблагоприятного опыта были физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, а также физическое и эмоциональное пренебрежение. Можно предположить, что это также частые элементы религиозного вреда.
По мнению исследователей в области когнитивных и нейробиологических исследований, неблагоприятный детский опыт может изменить структурное развитие нейронных сетей и биохимию нейроэндокринных систем. [ 35 ] [ 36 ] и могут иметь долгосрочные последствия для организма, включая ускорение процессов заболеваний и старения, а также нарушение иммунной системы. В обзоре многочисленных эмпирических исследований было обнаружено, что жестокое обращение с детьми связано с заметно повышенным уровнем депрессии и других психических расстройств во взрослом возрасте. [ 37 ]
В исследованиях, которые обнаруживают корреляцию между крайним фундаментализмом и повреждением мозга, предполагается, что крайняя религиозная идеологическая обработка вредит развитию или правильному функционированию префронтальных областей , препятствуя когнитивной гибкости и открытости. [ 38 ] [ 39 ]
Исследования религиозной травмы
[ редактировать ]На сегодняшний день большинство исследований религиозной травмы представляют собой качественные исследования с индивидуалистической, экспериментальной направленностью. Они основывались на интервью или тематических исследованиях из клинической практики. [ 40 ] [ 41 ] Было проведено несколько количественных исследований, таких как опрос Милтоном 295 бывших членов Exclusive Brothers . Она обнаружила, что общий уровень психологического стресса среди выпускников был значительно выше по сравнению с населением в целом.
Лечение и задачи восстановления
[ редактировать ]Специалисты в области психического здоровья, лайф-коучи и люди, практикующие пастырскую заботу, разрабатывают подходы к лечению СРТ. Хотя экспозиционная терапия не рекомендуется, когнитивно-поведенческая терапия , ориентированная на травму , групповая терапия в сочетании с сеансами один на один, [ 1 ] с учетом травм Психообразование , обработка травм и работа с горем могут быть полезными. [ 17 ] Согласно подходу Уайнелла, лечение наиболее эффективно, когда оно целостное и мультимодальное. То есть лечение должно затрагивать когнитивные, аффективные, физиологические и реляционные аспекты личности, и все это в социальном контексте. [ 42 ]
На лечение РТС повлияли современные представления о лечении травм всех видов. [ 43 ] [ 44 ] С этой точки зрения, основанной на информации о травме, важно распознавать индивидуальные различия и локализовать реальную травму в нервной системе человека. По словам Уокера, [ 45 ] Важные элементы восстановления после травмы включают в себя подавление внутреннего критика, роль скорби и необходимость сохранять сострадание к себе в присутствии дисфорического аффекта .
В медицине уход с учетом травм определяется как практика, способствующая культуре безопасности , расширению возможностей и исцелению . [ 46 ]
Групповая поддержка, по-видимому, является эффективным методом восстановления после религиозной травмы, и для этого были разработаны многочисленные службы, в том числе профессиональные группы восстановления, [ 47 ] [ 48 ] группы взаимной поддержки, [ 49 ] и онлайн форумы. [ 50 ] [ 51 ] Они могут быть эффективными, потому что 1) те, кто выздоравливает, утратили основные системы поддержки семьи и церкви, 2) социальная поддержка является основной потребностью человека и важна для понимания физиологии травмы, [ 44 ] а социальный контекст лечения помогает людям чувствовать себя менее одинокими или виноватыми.
Хотя некоторые либеральные церкви предлагают терапию, профессиональные терапевты придерживаются мнения, что лечение должно проходить в нейтральной среде, а не в религиозном контексте. [ 52 ]
Задачи восстановления
[ редактировать ]Исцеление от религиозной травмы включает в себя оценку каждой области симптомов на предмет роста и исследования:
- Познавательные задачи:
- развитие навыков критического мышления
- предоставление психологического образования по вопросам RTS
- предлагая рамки принятия решений
- содействие хорошей психической гигиене (например, избегание черно-белого мышления или осуждения)
- восстановление чувства индивидуальности [ 4 ]
- Аффективные задачи:
- изучение навыков преодоления эмоциональной дисрегуляции
- привычные шаги по борьбе с эмоциональными воспоминаниями. [ 17 ]
- Функциональные задачи:
- установление здорового режима сна и питания
- обеспечение полового просвещения в целях пропаганды здоровой сексуальности
- восстановление связи с телом посредством соматических техник. [ 44 ]
- Социально-культурные задачи:
Многие задачи развития пересекаются с когнитивными, аффективными, функциональными и социальными/культурными задачами. Задачи восстановления в области развития сосредоточены на признании задержки развития и обеспечении необходимого образования в области критического мышления, сексуального здоровья, психической гигиены и социализации, чтобы позволить естественному развитию человека продолжаться. [ 4 ]
Растущая осведомленность
[ редактировать ]Дискуссия о синдроме религиозной травмы становится все более распространенной в средствах массовой информации, в том числе в основных средствах массовой информации. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] и интернет-источники новостей. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] Осведомленность становится глобальной: как среди людей, обращающихся за помощью, так и в новостях. [ 61 ] Образование и обучение по вопросам психического здоровья в религиозной среде, создание инклюзивной среды и безопасных пространств, правовая защита и пропаганда, достижения посредством исследований и продвижения более здоровых богословских интерпретаций являются ключевыми факторами в повышении осведомленности. [ 62 ]
Хотя большая часть работ по религиозным травмам была сосредоточена на фундаменталистском христианстве , они были применены и к другим группам, таким как мормонизм , [ 63 ] Свидетели Иеговы , [ 64 ] [ 65 ] Дети Божьи , [ 55 ] Ортодоксальный иудаизм , [ 57 ] Церковь Объединения , [ 22 ] и некоторые фундаменталистские группы в исламе . [ 66 ] [ 67 ] Личные пути выхода из фундаменталистской религии были предметом многочисленных фильмов. [ 68 ] [ 69 ] помимо ранее упомянутых книг и мемуаров.
Дальнейшие исследования
[ редактировать ]Чтобы признать РТС, не обязательно говорить, что всякая религия и духовность вредны. Похоже, что некоторые виды религии, обычно фундаменталистские и патриархальные, содержат как токсичные учения, так и токсичные практики. Нанесенный ущерб происходит через эти механизмы. [ 40 ] Конечно, любая религиозная группа также может иметь здоровое учение и здоровую практику. [ 70 ] Вместо того чтобы решать, является ли религия в целом токсичной или полезной, более продуктивным занятием было бы изучение механизмов, наносящих вред.
В 2019 году терапевты Лора Андерсон и Брайан Пек основали Институт религиозной травмы. [ 71 ] В настоящее время институт проводит исследование о том, что они называют «неблагоприятным религиозным опытом». [ 72 ] Хотя это и даст возможность сравниться с исследованиями «Неблагоприятного детского опыта», существует необходимость в продольных исследованиях для изучения реальных причинно-следственных связей.
См. также
[ редактировать ]- Восторг тревоги
- Религиозное насилие – насилие, совершаемое посредством религии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Стоун, Элисон М. (2013). «Не следует: лечение религиозной травмы и духовного вреда с помощью комбинированной терапии» . Группа . 37 (4): 323–337. дои : 10.13186/group.37.4.0323 . ISSN 0362-4021 . JSTOR 10.13186/group.37.4.0323 . S2CID 9599796 .
- ^ «Религиозный институт как внешняя причина» . Данные МКБ10 . Всемирная организация здравоохранения.
- ^ «Другие состояния, которые могут быть в центре клинического внимания» . ДСМВ . Американская психиатрическая ассоциация . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уинелл, Марлен. «Понимание синдрома религиозной травмы (часть 3): травма от ухода от религии» . Британская ассоциация поведенческой и когнитивной психотерапии . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Уинелл, Марлен. «Понимание синдрома религиозной травмы (часть 1): пришло время признать это» (PDF) . Британская ассоциация поведенческой и когнитивной психотерапии . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Герман, Джудит. Травма и восстановление, Basic Books, 1997, с. 157.
- ^ Блюменталь, Макс (9 сентября 2009 г.). «Кошмар христианства» . Нация . ISSN 0027-8378 . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Уинелл, Марлен. «Понимание синдрома религиозной травмы (часть 2): травма от религии» . Британская ассоциация поведенческой и когнитивной психотерапии . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Йейтс, Дженнифер; Снодграсс, Джилл Л. (2019), Снодграсс, Джилл Л. (ред.), «Религиозные места выживших ЛГБТК +: переживших христианское несексуальное духовное насилие» , «Определение религиозных различий в духовной помощи и консультировании », Очерки в честь Кэтлин Дж. . Грейдер, том. 2, Claremont Press, стр. 251–280, ISBN. 978-1-946230-32-4 , JSTOR j.ctvwrm4c3.18 , получено 26 октября 2020 г.
- ^ Шиффман, Ричард (05 февраля 2019 г.). «Когда религия приводит к травме (опубликовано в 2019 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Мойерс, Джим. «Психологические проблемы бывших фундаменталистов» . www.jimmoyers.com . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Ньюберг, Эндрю. (2020). Нейротеология: как наука может рассказать нам о духовности . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-17905-8 . OCLC 1145902629 .
- ^ Фортенбери, Джон (28 сентября 2014 г.). «Последствия ухода из религии для здоровья: как потеря веры может проявиться в разуме и теле» . Атлантика . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ Геренчер, Брюс (12 мая 2017 г.). «Пугаем детей и подростков, чтобы они спаслись» . Жизнь и времена Брюса Геренчера . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ «НИМЗ » Посттравматическое стрессовое расстройство» . www.nimh.nih.gov . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Герман, Джудит Льюис (1997). Травма и восстановление (Переизданная ред.). Нью-Йорк: BasicBooks. ISBN 0-465-08730-2 . OCLC 36543539 .
- ^ Jump up to: а б с Уокер, Пит (13 декабря 2013 г.). Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство: от выживания к процветанию: руководство и карта для восстановления после детской травмы (Первое изд.). [Лафайет, Калифорния]. ISBN 978-1-4928-7184-2 . OCLC 871177210 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Фрейд, Дженнифер и Энн ДеПринс (2002). «Вред травмы: патологический страх, разбитые предположения или предательство?». В Кауфмане, Джеффри (ред.). Утрата предполагаемого мира: теория травматической утраты . Психология Пресс. п. 73. ИСБН 1583913130 .
- ^ Тарико, Валери (2006). Темная сторона: как евангельские учения развращают любовь и истину . Сиэтл, Вашингтон: Dea Press. ISBN 1-4116-9125-3 . OCLC 71783763 .
- ^ Рэй, Даррел (2009). Вирус Бога: как религия заражает нашу жизнь и культуру . Боннер-Спрингс, Канзас: IPC Press. ISBN 978-0-9709505-1-2 . OCLC 282753096 .
- ^ Крамер, Джоэл (1993). Документы гуру: маски авторитарной власти . Альстад, Диана, 1944-. Беркли, Калифорния: North Atlantic Books/Frog. ISBN 1-883319-00-5 . OCLC 27684736 .
- ^ Jump up to: а б с Хасан, Стивен (2012). Свобода духа: помощь близким избавиться от контроля над людьми, культами и убеждениями (1-е изд.). Ньютон, Массачусетс: Freedom of Mind Press. ISBN 978-0-9670688-1-7 . OCLC 809069037 .
- ^ Коэн, Эдмунд Д. (1988). Разум верующего в Библию (Новое обновленное изд.). Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 0-87975-495-8 . ОСЛК 19045001 .
- ^ Уоттерс, Венделл В. (1992). Смертельная доктрина: здоровье, болезнь и христианские разговоры о богах . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 0-87975-782-5 . ОСЛК 26541707 .
- ^ Гревен, Филип Дж. (1992). Пощадите ребенка: религиозные корни наказания и психологическое воздействие физического насилия (1-е изд. Винтажных книг). Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 0-679-73338-8 . OCLC 24373779 .
- ^ Выход из лона: свидетельства бывших фундаменталистов . Бабински, Эдвард Т. Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. 1995. ISBN 0-87975-907-0 . ОСЛК 30894317 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Лофтус, Джон В. (2012). Почему я стал атеистом: бывший проповедник отвергает христианство (Откр. и расширенное изд.). Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 978-1-61614-577-4 . OCLC 761482061 .
- ^ ДеВитт, Джерри (2013). Надежда после веры: путь бывшего пастора от веры к атеизму . Браун, Итан. Бостон, Массачусетс: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-82224-7 . OCLC 849498288 .
- ^ Хеймлих, Джанет (2011). Сломить их волю: пролить свет на жестокое обращение с детьми на религиозной почве . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 978-1-61614-405-0 . OCLC 679931793 .
- ^
МакГрат, Алистер (15 февраля 2011 г.). Почему Бог не уйдет: взаимодействие с новым атеизмом . Лондон: Общество распространения христианских знаний. ISBN 9780281065769 . Проверено 20 апреля 2024 г.
Религия — это «блестяще успешный вирус», который заражает даже лучшие умы. [...] Хотя высказывания Докинза о Боге как о «вирусе разума», я думаю, явно были метафорическими, некоторые из его менее искушенные последователи, кажется, понимают это буквально.
- ^
Боукер, Джон (1995). Является ли Бог вирусом?: Гены, культура и религия . Грешем читает лекции. Общество распространения христианских знаний. п. 72. ИСБН 9780281048120 . Проверено 20 апреля 2024 г.
Бог как вирус [...] рассмотрим основания, на которых Докинз утверждает, что Бог — это вирус. Он утверждает, что можно идентифицировать бог-мем [...].
- ^ Коэн, Шелдон; Мерфи, Майкл Л.М.; Пратер, Арик А. (4 января 2019 г.). «Десять удивительных фактов о стрессовых жизненных событиях и риске заболеваний» . Ежегодный обзор психологии . 70 : 577–597. doi : 10.1146/annurev-psych-010418-102857 . ISSN 0066-4308 . ПМК 6996482 . ПМИД 29949726 .
- ^ Бремнер, Дж. Дуглас (декабрь 2006 г.). «Травматический стресс: влияние на мозг» . Диалоги в клинической неврологии . 8 (4): 445–461. doi : 10.31887/DCNS.2006.8.4/jbremner . ISSN 1294-8322 . ПМК 3181836 . ПМИД 17290802 .
- ^ «Исследование неблагоприятного детского опыта (ACE) | Жестокое обращение с детьми | Предотвращение насилия | Центр травм | CDC» . 27 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2015 г. Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Анда, Роберт Ф.; Фелитти, Винсент Дж.; Бремнер, Дж. Дуглас; Уокер, Джон Д.; Уитфилд, Чарльз; Перри, Брюс Д.; Дубе, Шанта Р.; Джайлз, Уэйн Х. (апрель 2006 г.). «Продолжительные последствия жестокого обращения и связанных с ним неблагоприятных переживаний в детстве» . Европейский архив психиатрии и клинической неврологии . 256 (3): 174–186. дои : 10.1007/s00406-005-0624-4 . ISSN 0940-1334 . ПМК 3232061 . ПМИД 16311898 .
- ^ Данезе, Андреа; МакИвен, Брюс С. (12 апреля 2012 г.). «Неблагоприятные детские переживания, аллостаз, аллостатическая нагрузка и возрастные заболевания» . Физиология и поведение . Аллостаз и аллостатическая нагрузка. 106 (1): 29–39. дои : 10.1016/j.physbeh.2011.08.019 . ISSN 0031-9384 . ПМИД 21888923 . S2CID 3840754 .
- ^ Кауфман Дж.; Плотский, ПМ; Немерофф, CB; Чарни, DS (15 октября 2000 г.). «Влияние раннего неблагоприятного опыта на структуру и функцию мозга: клинические последствия» . Биологическая психиатрия . 48 (8): 778–790. дои : 10.1016/s0006-3223(00)00998-7 . ISSN 0006-3223 . ПМИД 11063974 . S2CID 16806144 .
- ^ «Связь между повреждением головного мозга и религиозным фундаментализмом теперь установлена учеными» . Салон . 08.01.2019 . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Чжун, Желание; Кристофори, Ирен; Бульбулия, Джозеф; Крюгер, Франк; Графман, Иордания (июнь 2017 г.). «Биологические и когнитивные основы религиозного фундаментализма» . Нейропсихология . 100 : 18–25. doi : 10.1016/j.neuropsychologia.2017.04.009 . ISSN 1873-3514 . ПМК 5500821 . ПМИД 28392301 .
- ^ Jump up to: а б с Уинелл, Марлен. (2007) [©1993]. Покидая складку . Беркли, Калифорния: Апокриф. ISBN 978-1-933993-23-2 . OCLC 133132622 .
- ^ Цукерман, Фил (июнь 2015 г.). Веры больше нет: почему люди отвергают религию . Нью-Йорк. ISBN 978-0-19-024884-0 . OCLC 898157509 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Услуги профессионального развития» . Путешествие бесплатно . 22 марта 2020 г. Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Ван дер Колк, Бессель А. (2015). Тело ведет счет: мозг, разум и тело в исцелении травмы . Нью-Йорк, Нью-Йорк. ISBN 978-0-14-312774-1 . OCLC 900623268 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Джентри, Дж. Эрик (20 сентября 2016 г.). Направленная вперед травматологическая терапия: исцеление моральной раны . Блок, Ильза Кейт. Сарасота, Флорида. ISBN 978-0-9975292-0-3 . OCLC 962922635 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Статья Пита Уокера о сложном посттравматическом стрессовом расстройстве» . www.psychotherapy.net . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Моник Тельо (16 октября 2018 г.). «Уход при травмах: что это такое и почему это важно» . Гарвардский блог о здоровье . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ «Группа онлайн-поддержки Release and Reclaim» . Путешествие бесплатно . 03.03.2011 . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ «Группы поддержки» . Мелиоративный коллектив . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ «Группы поддержки» . Восстановление после религии . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ «Эксхристиан.Нет» . ExChristian.Net . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Например «Группа Facebook «Психическое здоровье для евангелистов» » . www.facebook.com . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Риддербуш, Катя (6 августа 2019 г.). «Синдром религиозной травмы: когда религия причиняет вам боль» . Deutschlandfunk (на немецком языке) . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ Смит, А. (2021). Исцеляемся вместе: роль общественной поддержки в преодолении религиозной травмы . Гармония Пресс.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Шиффман, Ричард (05 февраля 2019 г.). «Когда религия приводит к травме (опубликовано в 2019 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Тева, София (11 марта 2017 г.). «Жизнь после сексуального культа: «Если я больше не член этой религии, то кто я?» " . Хранитель . 12.06.2021
- ^ Фортенбери, Джон (28 сентября 2014 г.). «Последствия отказа от религии для здоровья» . Атлантика . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Хаган, Эква. «Невидимая демография» . Психология сегодня . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Тарико, Валери (18 апреля 2016 г.). «Можно ли пристраститься к религии?» . Альтернативный сайт.орг . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Тарико, Валери (30 апреля 2015 г.). « Я больше в это не верю»: каково это оставить позади оскорбительную правую религию» . Альтернативный сайт.орг . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Уинелл, Марлен (1 ноября 2014 г.). «Печальная, извращенная правда о влиянии консервативного христианства на разум» . Салон . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Пижамный серфинг. «Оставить религию — это все равно, что отказаться от наркотиков» (на испанском языке) . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ «Навигация по теням религиозной травмы и духовного насилия | Нейроконсультирование Сиэтла» . seattleneurocounseling.com . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Галлахер, Клодин (01 мая 2018 г.). «Религиозная травма: о чем вам никто не говорит в церкви» . Постмормонское психическое здоровье . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ «Интересные события в сообществе бывших Свидетелей Иеговы – VirusHead» . www.virushead.net . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Фэллон, Эми (12 сентября 2021 г.). «Потеря религии: столкнувшись с травмой отказа от веры» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ «Свободные сердца, свободные умы» . FreeHeartsFreeMinds . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ «Вера неверным» . Вера неверующим . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Райт, Джон (07 февраля 2018 г.), Оставив веру моего отца (документальный фильм), Барт Камполо, Тони Камполо, Hemet Productions, Jux Films, Matt Dean Films , получено 29 октября 2020 г.
- ^ Неортодоксальный (драма), Шира Хаас, Амит Рахав, Джефф Уилбуш, Алекс Рид, Studio Airlift, Real Film Berlin, 26 марта 2020 г. , получено 29 октября 2020 г.
{{citation}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Религия и процветание человечества . Коэн, Адам Б. Уэйко, Техас. 2020. ISBN 978-1-4813-1327-8 . OCLC 1159607564 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Рассел-Крафт, Стефани (23 марта 2021 г.). «Может ли религия вызвать посттравматическое стрессовое расстройство? Познакомьтесь с «евангелистами», ищущими терапию от религиозной травмы» . Новая Республика . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ «Опрос неблагоприятного религиозного опыта» . Институт религиозной травмы . Проверено 29 октября 2020 г.