Фустат
Фустат
Фустат | |
---|---|
Столица Египта, 641–750, 905–1168 гг. | |
![]() Рисунок Фустата из «Истории Египта » Раппопорта. | |
Прозвище: Город палаток | |
Координаты: 30 ° 00'18 "N 31 ° 14'15" E / 30,00500 ° N 31,23750 ° E | |
В настоящее время часть | Старый Каир |
Рашидунский халифат | 641–661 |
Омейядский халифат | 661–750 |
Аббасидский халифат | 750–969 |
Фатимидский халифат | 969–1168 |
Основан | 641 |
Основан | 'Амр ибн аль-'Ас |
Население (12 век) | |
• Общий | 200,000 |
Фустат ( араб . الفُسطاط , латинизированный : аль-Фустат ), также Фостат , был первой столицей Египта под властью мусульман и историческим центром современного Каира . Она была построена рядом с тем, что сейчас известно как Старый Каир Рашидуном , мусульманским генералом Амром ибн аль-Асом сразу после мусульманского завоевания Египта в 641 году нашей эры, и в ней находилась мечеть Амра , первая мечеть, построенная в Египте.
Город достиг своего расцвета в 12 веке, с населением около 200 000 человек. [1] Он был центром административной власти в Египте, пока в 1168 году его собственный визирь Шавар не приказал сжечь его , чтобы не допустить попадания его богатств в руки вторгшихся крестоносцев . Остатки города в конечном итоге были поглощены близлежащим Каиром , который был построен к северу от Фустата в 969 году, когда Фатимиды завоевали этот регион и создали новый город в качестве королевской резиденции для халифа. Эта территория пришла в запустение на сотни лет и использовалась как свалка.
Сегодня руины Фустата лежат в современном районе Старого Каира , и со времен его столицы осталось лишь несколько зданий. Многие археологические раскопки выявили богатство захороненного материала в этом районе. Многие древние предметы, найденные на этом месте, выставлены в Каирском музее исламского искусства .
Египетская столица
[ редактировать ]Фустат был столицей Египта около 500 лет. После основания города в 641 году его власть была непрерывной до 750 года, когда династия Аббасидов подняла восстание против Омейядов . Этот конфликт был сосредоточен не в Египте, а в других частях арабского мира. Когда Аббасиды пришли к власти, они перенесли различные столицы в более контролируемые районы. Они основали центр своего халифата в Багдаде , перенеся столицу из прежнего места Омейядов в Дамаске . Подобные шаги предпринимались и во всей новой династии. В Египте они перенесли столицу из Фустата немного севернее в аббасидский город аль-Аскар , который оставался столицей до 868 года. Когда династия Тулунидов взяла под свой контроль в 868 году, египетская столица ненадолго переехала в другой близлежащий северный город, Аль-Катта. 'я . [2] Это продолжалось только до 905 года, когда аль-Каттаи был разрушен, а столица была возвращена Фустату. Город снова потерял свой статус столицы, когда его собственный визирь Шавар приказал сжечь его в 1168 году, опасаясь, что он может попасть в руки Амальрика крестоносцев , короля Иерусалимского королевства . Столица Египта в конечном итоге была перенесена в Каир . [3]
Происхождение имени
[ редактировать ]Согласно легенде, место для Фустата было выбрано птицей: голубь отложил яйцо в шатре Амра ибн аль-Аса (585–664), мусульманского завоевателя Египта , незадолго до того, как он должен был выступить в поход на Александрию. в 641 году. Его лагерь в то время находился чуть севернее римской крепости Вавилон . [4] [5] Амр объявил голубиное гнездо знаком Бога, и палатку оставили нетронутой, когда он и его войска отправились в бой. Когда они вернулись с победой, Амр приказал своим солдатам разбить свои палатки вокруг его, дав название своей новой столице — Миср аль-Фустат или Фустат Мишр. [6] в народе переводится как «Город палаток», хотя это не точный перевод.
Слово Миср было древним семитским корнем, обозначающим Египет, но в арабском языке оно также имеет значение большого города или метрополии (или, как глагол, «цивилизовать»), поэтому имя Миср аль-Фусхат могло означать «Метрополис мира». Палатка". Фушат Миср означает «Павильон Египта». [7] Египтяне по сей день называют Каир «Мишр» или, в просторечии, Маур, хотя на самом деле это название всей страны Египет. [8] Первая мечеть страны, мечеть Амра , была построена позднее в 642 году на том же месте полководческой палатки. [2] [6]
Ранняя история
[ редактировать ]
На протяжении тысячелетий столица Египта перемещалась вместе с представителями разных культур по разным местам вверх и вниз по Нилу, например, в Фивы и Мемфис , в зависимости от того, какая династия находилась у власти. После того, как Александр Македонский завоевал Египет около 331 г. до н. э., столицей стал названный в его честь город Александрия на побережье Средиземного моря . Эта ситуация оставалась стабильной на протяжении почти тысячи лет. После того, как армия арабского халифа Умара захватила этот регион в VII веке, вскоре после смерти Мухаммеда , он захотел основать новую столицу. Когда в сентябре 641 года Александрия пала, Амр ибн аль-Ас , командующий завоевательной армией, основал новую столицу на восточном берегу реки. [2]
Первоначальное население города почти полностью состояло из солдат и их семей, а планировка города была похожа на гарнизон. Амр намеревался сделать Фустата базой для завоевания Северной Африки, а также для начала дальнейших кампаний против Византии. [6] Он оставался основной базой арабской экспансии в Африке до тех пор, пока Кайраван не был основан в Тунисе в 670 году. [9]
Фустат развивался как ряд племенных территорий, хиттас , вокруг центральной мечети и административных зданий. [10] Большинство поселенцев прибыли из Йемена , следующая по величине группа из Западной Аравии , а также некоторые евреи и римские наемники. Арабский язык обычно был основным разговорным диалектом в Египте и языком письменного общения. коптском языке . В VIII веке в Фустате все еще говорили на [11]

Фустат был центром власти в Египте при династии Омейядов, которая началась с правления Муавии I и возглавляла исламский халифат с 660 по 750 годы. Однако Египет считался лишь провинцией более крупных держав и управлялся наместниками. которые были назначены из других мусульманских центров, таких как Дамаск , Медина и Багдад . Фустат был крупным городом, а в 9 веке его население составляло около 120 000 человек. [13] Но когда генерал Гаухар из тунисских захватил регион, это положило начало новой эре , Фатимидов когда Египет стал центром своей собственной власти. 8 августа 969 года Гавхар основал новый город к северу от Фустата, назвав его Аль-Кахира ( Каир ). [14] а в 971 году фатимидский халиф аль-Муизз перенес свой двор из аль-Мансурии в Тунисе в Аль-Кахиру. Но Каир в то время не задумывался как центр правительства — он использовался в основном как королевская резиденция халифа, его двора и армии, в то время как Фустат оставался столицей с точки зрения экономической и административной власти. [2] Город процветал и рос, а в 987 году географ Ибн Хокаль писал, что аль-Фустат составлял примерно треть Багдада . К 1168 году его население составляло 200 000 человек.
Город был известен своим процветанием, с затененными улицами, садами и рынками. Там располагались высотные жилые дома высотой около семи этажей, в которых, как сообщается, могли разместиться сотни человек. Аль-Мукаддаси в 10 веке описал их как минареты , а Насир Хусров в начале 11 века описал некоторые из них высотой до 14 этажей, с садами на крыше на верхнем этаже и водяными колесами, запряженными быками, для орошения. [15] [16]
Персидский писал об путешественник Насир-и-Хусрон экзотических и красивых товарах на рынках Фустата: переливающейся керамике, хрустале и множестве фруктов и цветов, даже в зимние месяцы. С 975 по 1075 год Фустат был крупным центром производства исламского искусства и керамики и одним из самых богатых городов мира. [10] [17] В одном отчете говорилось, что он платил налоги, эквивалентные 150 000 долларов США в день, администрации халифа аль-Муиза. Современные археологические раскопки выявили торговые артефакты из таких далеких стран, как Испания, Китай и Вьетнам . Раскопки также выявили сложные планы домов и улиц; Основная единица состояла из комнат, построенных вокруг центрального двора, основным средством доступа к которому была аркада арок на одной стороне двора. [10]
Разрушение и упадок
[ редактировать ]
В середине XII века халифом Египта был подросток Атид , но его должность была преимущественно церемониальной. Настоящая власть в Египте принадлежала визирю Шавару . В течение многих лет он был вовлечен в обширные политические интриги, пытаясь отразить наступление христианских крестоносцев и сил Нур ад-Дина из Сирии. Шавар добился этого, постоянно меняя союзы между ними, натравливая их друг против друга и, по сути, удерживая их в тупике, когда ни одна армия не могла успешно атаковать Египет, не будучи заблокированной другой. [18]
Однако в 1168 году христианский король Иерусалима Амальрик I , который в течение многих лет пытался начать успешное нападение на Египет с целью расширения территорий крестоносцев, наконец, добился определенного успеха. Он и его армия вошли в Египет, разграбили город Бильбейс , перебили почти всех его жителей, а затем продолжили путь к Фустату. Амальрик и его войска расположились лагерем к югу от города, а затем отправили послание молодому египетскому халифу Атиду , которому было всего 18 лет, с просьбой сдать город или постичь ту же участь, что и Бильбейса. [19]
Видя, что нападение Амальрика неизбежно, Шавар приказал сжечь город Фустат, чтобы не допустить его попадания в руки Амальрика. [20] По словам египетского историка аль-Макризи (1346–1442):
Шавар приказал эвакуировать Фустата. Он заставил [граждан] оставить свои деньги и имущество и бежать вместе со своими детьми, спасая свою жизнь. В панике и хаосе исхода бегущая толпа выглядела как огромная армия призраков... Некоторые укрылись в мечетях и банях... ожидая христианского нападения, подобного тому, что было в Бильбейсе. Шавар послал 20 000 канистр с нафтой и 10 000 осветительных бомб [мишаль] и распределил их по всему городу. Пламя и дым охватили город и поднялись к небу, представив ужасающую сцену. Пожар бушевал 54 дня. [20]

После разрушения Фустата прибыли сирийские войска и успешно отразили войска Амальрика. Затем, когда христиане ушли, сирийцы смогли сами завоевать Египет. Ненадежный Шавар был казнен, и правление Фатимидов фактически закончилось. Сирийский генерал Ширкух пришел к власти, но умер из-за плохого здоровья всего несколько месяцев спустя, после чего его племянник Саладин 2 марта 1169 года визирем Египта стал , положив начало династии Айюбидов . [19]
Поскольку Фустат стал не более чем умирающим пригородом, центр правительства навсегда переехал в соседний Каир. Позже Саладин попытался объединить Каир и Фустат в один город, окружив их массивными стенами, но это оказалось безуспешным. [2]
В 1166 году Маймонид отправился в Египет и поселился в Фустате, где приобрел большую известность как врач, практикуя в семье Саладина , а также в семье своего визиря Хади аль-Фадиля аль-Байсами и преемников Саладина. Ему был присвоен титул Раис аль-Умма или аль-Милла (Глава нации или веры). В Фустате он написал « Мишне Тору» (1180 г.) и «Путеводитель для растерянных» . [21] Некоторые из его сочинений были позже обнаружены среди фрагментов рукописей в генизе (кладовой) синагоги Бен-Эзра , расположенной в Фустате.
Пока мамлюки находились у власти с 13 по 16 века, территория Фустата использовалась как свалка, хотя там по-прежнему проживало многотысячное население, причем основными ремеслами были гончарное дело и сбор мусора. Слои мусора накапливались в течение сотен лет, и постепенно население уменьшалось, оставляя некогда процветающий город пустошью. [5]
Современный Фустат
[ редактировать ]Сегодня от величия старого города мало что осталось. Три столицы, Фустат, аль-Аскар и аль-Каттаи, были поглощены растущим городом Каиром. Некоторые из старых зданий все еще можно увидеть в районе, известном как « Старый Каир », но большая часть остальных пришла в упадок, заросла сорняками или использовалась в качестве свалок мусора . [5] [22]
Самым старым сохранившимся зданием в этом районе, вероятно, является мечеть Ибн Тулуна 9-го века, которая была построена, когда столица находилась в Аль-Каттаи. Первая мечеть, когда-либо построенная в Египте (и, соответственно, одна из первых мечетей, построенных в Африке), мечеть Амр , все еще используется, но на протяжении веков была тщательно перестроена, и от первоначальной структуры ничего не осталось. [5] В феврале 2017 года на территории, прилегающей к мечети, был открыт Национальный музей египетской цивилизации. [23]
Считается, что дальнейшие археологические раскопки могут принести значительную пользу, учитывая, что остатки первоначального города все еще сохраняются под сотнями лет мусора. [5] Были проведены археологические раскопки, улочки все еще видны, а некоторые здания частично реконструированы до высоты пояса. Некоторые найденные артефакты можно увидеть в Каирском музее исламского искусства . [24] [ ненадежный источник? ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильямс, с. 37
- ^ Jump up to: а б с д и Петерсен (1999) стр. 44.
- ^ АльСайяд, Незар (2011). Каир Издательство Гарвардского университета. п. 75 . ISBN 978-0674047860 .
- ^ Йоманс, с. 15
- ^ Jump up to: а б с д и Очевидец , с. 124
- ^ Jump up to: а б с Дэвид (2000) с. 59
- ↑ Поскольку в слове Миср отсутствует артикль, это не будет «Павильон Метрополиса».
- ^ Ворман, Эрнест (октябрь 1905 г.). «Заметки о евреях в Фустате из Кембриджских документов Генизы». Еврейский ежеквартальный обзор . стр. 1–39.
- ^ Стоун, с. 41
- ^ Jump up to: а б с Петерсен (1999) стр. 91.
- ^ Лапид, с. 52. «В целом арабский язык стал языком письменного общения в администрации, литературе и религии. Арабский язык также стал основным разговорным диалектом в западных частях Ближнего Востока – Египте, Сирии, Месопотамии и Ираке – где языки, близкие к арабскому , такие как арамейский, уже использовались. Распространение арабского языка шло быстрее, чем распространение ислама, но это не означает, что процесс был быстрым или полным. Например, в Фустате в 8 веке еще говорили на коптском языке».
- ^ Мейсон, Роберт Б.; Килл, Эдвард Дж. (1990). «Петрография исламской керамики из Фустата». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . Том. 27. С. 165–184. JSTOR 40000079 .
- ^ Кейлин, Торе. «Фустат» . Энциклопедия Востока. Архивировано из оригинала 29 июня 2020 г. Проверено 13 августа 2007 г.
- ^ Бисон, Ирен (сентябрь – октябрь 1969 г.). «Каир, тысячелетие» . Саудовская Арамко Мир . стр. 24, 26–30. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 9 августа 2007 г.
- ^ Дорис Беренс-Абусейф (1992). Исламская архитектура в Каире . Издательство «Брилл» . п. 6. ISBN 90-04-09626-4 .
- ^ Баргузен, Джоан Д.; Молдер, Боб (2001). Повседневная жизнь в древнем и современном Каире . Книги двадцать первого века. п. 11. ISBN 0-8225-3221-2 .
- ^ Мейсон (1995), стр. 5–7.
- ^ Маалуф, стр. 159–161.
- ^ Jump up to: а б Тайерман, Кристофер (2006). Божья война: новая история крестовых походов . Белкнап. стр. 347–349 . ISBN 978-0-674-02387-1 .
- ^ Jump up to: а б Зейн Билкади (январь – февраль 1995 г.). «Нефтяное оружие» . Саудовская Арамко Мир . стр. 20–27. Архивировано из оригинала 9 июня 2011 г. Проверено 9 августа 2007 г.
- ^ Хоффман, Эдвард (2008). Мудрость Маймонида . Бостон: Шамбала Продакшнс. стр. 163–165. ISBN 978-1-590-30517-1 .
- ^ Кесслер, Адам Т. (2012). Песня «Синий и белый фарфор на Шелковом пути» . Лейден: Koninklijke Brill. п. 431. ИСБН 978-90-04-21859-8 .
- ^ «9 потрясающих фотографий недавно открытого Национального музея египетской цивилизации» . Сцена в Каире . 21 февраля 2017 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2020 г. . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Элисон Гаскойн. «Исламский Каир» . egyptvoyager.com. Архивировано из оригинала 2 декабря 2014 г. Проверено 13 августа 2007 г.
Библиография
[ редактировать ]- Абу-Лугход, Джанет Л. Каир: 1001 год победоносного города (Princeton University Press, 1971). ISBN 0-691-03085-5 .
- Антониу, Джим (март 1998 г.). «Исторический Каир – восстановление исторических памятников Каира» . Архитектурный обзор .
- Дэвид, Розали (2000). Опыт Древнего Египта . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-03263-6 .
- Путешествие очевидца: Египет . Дорлин Киндерсли Лимитед, Лондон. 2007. ISBN 978-0-7566-2875-8 .
- Гош, Амитав, В античной стране (Винтажные книги, 1994). ISBN 0-679-72783-3 .
- Лапидус, Ира М. (1988). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-22552-3 .
- Маалуф, Амин (1984). Крестовые походы глазами арабов . Книги Аль Саки. ISBN 0-8052-0898-4 .
- Мейсон, Роберт Б. (1995). «Новый взгляд на старые горшки: результаты недавних междисциплинарных исследований глазурованной керамики исламского мира». Мукарнас: Ежегодник исламского искусства и архитектуры . XII . Академическое издательство «Брилл». ISBN 90-04-10314-7 .
- Петерсен, Эндрю (1999). Словарь исламской архитектуры . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-21332-0 .
- Йоманс, Ричард (2006). Искусство и архитектура исламского Каира . Гранат и Итака Пресс. ISBN 1-85964-154-7 .
- Уильямс, Кэролайн (2002). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство . Американский университет в Каире Press. ISBN 977-424-695-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Бахарах, Джер Л. (2004). Находки Фустата: бусы, монеты, медицинские инструменты, текстиль и другие артефакты из коллекции Авад . Американский университет в Каире Press. ISBN 977-424-393-5 .
- Барекит, Элиноар (1999). Фустат на Ниле: еврейская элита в средневековом Египте . Брилл. ISBN 90-04-10168-3 .
- Кубяк, Владислав (1987). Аль-Фустат, его основание и раннее развитие города . Каир, Египет: Американский университет в Каире Press. ISBN 977-424-168-1 .
- Скэнлон, Джордж Т. (1974). «Ямы Фустата: проблемы хронологии». Журнал египетской археологии . 60 . Журнал египетской археологии, Vol. 60: 60–78. дои : 10.2307/3856171 . JSTOR 3856171 .
- Скэнлон, Джордж Т.; Пиндер-Уилсон, Ральф (2001). Фустатское стекло раннего исламского периода: находки, раскопанные Американским исследовательским центром в Египте, 1964–1980 гг . Альтажир Мир Ислама Траст. ISBN 1-901435-07-5 .
- Стюарт, Вашингтон (июль 1921 г.). «Гончарня Фостата, Старый Каир». Журнал Burlington для ценителей . 39 (220): 11–13 + 16–18.
- Толер, Памела Д. 2016. «Фрагменты из Фустата: взгляд на космополитичный Старый Каир». Мир Арамко. Том 67 (1), стр. 4–9. ОСЛК 895830331