История евреев в Александрии
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев Александрии восходит к основанию города Александром Македонским в 332 году до нашей эры. [ 1 ] Евреи в Александрии играли решающую роль в политической, экономической, культурной и религиозной жизни эллинистической и римской Александрии, при этом евреи составляли около 35% населения города в римскую эпоху. [ 2 ] [ 3 ] Александрийские евреи были основателями эллинистического иудаизма и первыми, кто перевел Тору с иврита на греческий койне , документ, известный как Септуагинта .
Многие важные еврейские писатели и деятели прибыли из Александрии или учились в ней, такие как Филон , Бен Сира , Тиберий Юлий Александр и Иосиф Флавий . Положение евреев Александрии начало ухудшаться в римскую эпоху, когда глубокие антисемитские города начали развиваться среди греческого и египетского населения настроения. Это привело к последующему Александрийскому погрому в 38 г. н. э. и Александрийскому бунту в 66 г. н. э., который произошел параллельно с началом Первой иудейско-римской войны . Еврейство Александрии начало уменьшаться, что привело к массовой иммиграции александрийских евреев в Рим , а также в другие города Средиземноморья и Северной Африки . К началу византийской эпохи еврейское население вновь увеличилось, но пострадало от гонений христианской церкви .
Во время последующего мусульманского завоевания Египта число евреев в Александрии значительно увеличилось, по некоторым оценкам, насчитывая около 400 000 человек. [ 4 ] [ 5 ] После создания Государства Израиль в 1948 году и последовавшей Шестидневной войны в 1967 году почти все еврейское население Александрии было изгнано из страны и эмигрировало в Израиль. [ 6 ]
Эллинистический и раннеримский период
[ редактировать ]По словам Иосифа Флавия, евреи населяли Александрию с момента ее основания, и большинство историков сходятся во мнении, что евреи жили в городе, по крайней мере, с начала третьего века до нашей эры. При Птолемеях евреям была отведена отдельная часть города, чтобы постоянные контакты с языческим населением не мешали им соблюдать свои законы. Этот еврейский квартал был одним из пяти районов города, каждый из которых был назван в честь буквы греческого алфавита , а еврейский квартал назывался Дельта .
В это время евреи в Александрии пользовались большей степенью политической независимости и известности, выступая в качестве городских ростовщиков, премиальных торговцев и алабархов . В это время также были созданы еврейские этнархи и совет из 71 старейшины. По словам Страбона , этнарх отвечал за общее ведение еврейских дел в городе, особенно за юридические вопросы и оформление документов. В городе также был основан большой Бет Дин, известный как «архион». Большая синагога Александрии (упоминается в Талмуде ) [ 7 ] также был создан в это время. В период Второго Храма евреи Александрии были представлены в Иерусалиме значительной общиной.
Во время правления Ирода в Иерусалиме жило несколько выдающихся александрийских еврейских семей, например, Симеон Справедливый назначил первосвященником , которого Ирод . Еврейское население Александрии служило светскими государственными чиновниками и солдатами армии Птолемеев. Богатые евреи иногда занимали должность алабарха, например, Александр Алабарх . Однако Птолемей VII был настроен враждебно по отношению к евреям, поскольку, когда он стремился отобрать трон Египта у Клеопатры, евреи во главе с полководцем Онием сражались на стороне Клеопатры. Во время восстания Маккавеев александрийский еврей, вероятно, написал 2-е «Маккавеи» , в которых защищает эллинизм и критикует Селевкидов , в отличие от 1-й «Маккавеев» , написанной в Иудее и критикующей всю эллинистическую идеологию. [ 4 ] [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Римский период
[ редактировать ]После завоевания Египта римлянами сильный антисемитизм распространился среди нееврейского населения Александрии. Многие считали евреев привилегированными изоляционистами . Это мнение привело к Александрийскому погрому в 38 году нашей эры, который возглавил римский губернатор Авл Авилий Флакк . Многие евреи были убиты, их знатные люди подверглись публичной бичеванию, синагоги были осквернены и закрыты, а все евреи были помещены в одну четверть города. В 40 г. н. э. снова вспыхнули беспорядки между евреями и греками. Евреев обвинили в том, что они не чтят императора, а евреи были возмущены возведением глиняного жертвенника и разрушили его. В ответ Калигула приказал воздвигнуть себе статую в Иерусалимском храме . Филон писал, что Калигула «относился к евреям с особым подозрением, как будто они были единственными людьми, которые лелеяли желания, противоположные его». [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
После Первой еврейско-римской войны многие римляне в Александрии усомнились в лояльности городского еврейства. Насилие произошло в 66 г. н.э., когда александрийцы организовали публичное собрание для обсуждения вопроса о посольстве к Нерону , и большое количество евреев стекалось в амфитеатр . Когда александрийцы увидели иудеев, они напали на них ; большинство евреев было убито, а попавшие в плен сожжены заживо. Вслед за этим событием произошел второй александрийский погром. Тиберий Юлий Александр , наместник Александрии (который родился евреем, но оставил религию) смог успокоить беспорядки. Однако большинство евреев увидели рост антисемитизма и эмигрировали из города, в основном в Рим и другие города Средиземноморья и Северной Африки. В 115 году н.э. оставшееся еврейское население участвовало в Китосской войне , что привело к подорванию экономического положения общины и уменьшению ее населения. [ 4 ] [ 15 ] [ 5 ]
Византийский период
[ редактировать ]К началу византийской эпохи еврейское население снова увеличилось, но в 414 году Кирилл изгнал евреев из города. По мнению современного христианского историка Сократа Схоластика , изгнание было ответом на устроенную евреями резню против некоторых христиан. Историки разделились во мнениях относительно того, было ли изгнание массовым или справедливым в отношении тех, кто совершил насилие. [ 8 ] [ 16 ]
Арабский период
[ редактировать ]После мусульманского завоевания Египта, начавшегося в 641 году, евреям было разрешено вернуться в город; согласно некоторым арабским источникам, на момент завоевания в городе проживало около 400 000 человек. [ 4 ] Однако Вениамин Туделинский , посетивший город примерно в 1170 году, говорит лишь о 3000 евреев, проживавших в Александрии. Тем не менее, на протяжении всего Средневековья в Александрии существовала небольшая, но значительная община еврейских раввинов и ученых. Община упоминается в нескольких документах Каирской Генизы , некоторые из которых связаны с реакцией александрийских евреев на скандального Сар Шалома бен Моисея .
В XII веке Аарон Хе-Хавер бен Иешуа Аламани духовным лидером общины был . В арабский период александрийское еврейство поддерживало тесные отношения с другими египетскими общинами в Каире , Бильбейсе , Эль-Махалле-эль-Кубре , а также с некоторыми другими. Именно в это время в Александрии было две синагоги, одна из которых называлась «Малая Александрийская синагога». Евреи Александрии занимались международной торговлей с центром в своем городе, а некоторые даже занимали государственные посты. [ 4 ] [ 8 ]
Мамлюкский и османский периоды
[ редактировать ]Под властью мамлюков еврейское население Александрии начало сокращаться. Мешуллам из Вольтерры , посетивший его в 1481 году, утверждает, что нашел всего 60 еврейских семей, но сообщает, что старики помнили время, когда община насчитывала 4000 человек. В 1488 году Авдия Бертиноро нашел в Александрии 25 еврейских семей. После указа Альгамбры 1492 года большое количество евреев-сефардов иммигрировали в Александрию. Историк Джозеф Самбари упоминает активную еврейскую общину в Александрии в 17 веке. После резни Хмельницкого некоторые украинские евреи поселились в Александрии.
В 1660-е годы некоторые члены общины начали следовать за еврейским мистиком Шаббетаем Цви , в то время как большинство категорически выступало против него. В 1700 году некоторые еврейские рыбаки из Розетты переехали в Александрию в надежде на лучшие экономические возможности. Во время завоевания Египта французами Наполеон наложил на евреев большие штрафы и приказал древнюю синагогу, связанную с пророком Илией разрушить . Под властью Мухаммеда Али в Египте евреи начали переживать большое социальное и экономическое развитие. [ 4 ] [ 5 ] [ 17 ]
Современная эпоха
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны многие евреи, жившие в Османской Палестине, были сосланы в Александрию под властью Османской империи . В 1937 году в Александрии проживало 24 690 евреев. После создания Государства Израиль в 1948 году и последовавшей Шестидневной войны почти все еврейское население Египта было изгнано из страны и иммигрировало в Израиль. По состоянию на 2017 год в Александрии проживают всего 12 евреев. [ 4 ] [ 17 ] В феврале 2020 года 180 евреев из Европы , Израиля и США прибыли в Александрию для участия в религиозных церемониях в исторической синагоге Элияху Ханави , которая была отремонтирована правительством Египта в рамках программы по защите объектов еврейского наследия. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иосиф Флавий , « Против Апиона » II. 4
- ^ Дональдсон, Теренс Л. (11 мая 2000 г.). «Глава 12: Конфликт из-за изополитии: александская перспектива, стр. 2» . Религиозное соперничество и борьба за успех в Кесарии Приморской . Уилфрид Лорье Univ. Нажимать. ISBN 978-1-55458-670-7 .
- ^ Редис, Михаэль (Берлин) (1 октября 2006 г.). «Деяния александрийцев» . Новый Поли Брилла .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Александрия, Египет» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «АЛЕКСАНДРИЯ, Египет — Древний — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Рассеивание египетского еврейства» . публикация.cdlib.org . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Брэнд, Эзра. «Базилика, Стоа и кафедра: исторический и лингвистический анализ талмудического отрывка об Александрийской синагоге (Сукка 51b)» . www.ezrabrand.com . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Евреи в Александрии» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Архивировано из оригинала 14 июля 2021 г. Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Шавит, Яаков (октябрь 1997 г.). Афины в Иерусалиме: классическая античность и эллинизм в формировании современного светского еврея . Издательство Ливерпульского университета. ISBN 1-909821-76-4 . OCLC 1045466410 .
- ^ Харкер, Эндрю (21 июня 2012 г.). Риггс, Кристина (ред.). «Евреи в Римском Египте» . Оксфордский справочник по римскому Египту . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199571451.001.0001 . ISBN 9780199571451 . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Голдхилл, Саймон (2016). «Какое отношение Александрия имеет к Иерусалиму? Написание истории евреев в девятнадцатом веке» . Исторический журнал . 59 (1): 125–151. дои : 10.1017/S0018246X15000047 . ISSN 0018-246X . S2CID 162485754 .
- ^ Иосиф Флавий, Еврейские древности XVIII.8.1 .
- ^ Филон Александрийский, О посольстве к Гаю XXX.201 .
- ^ Гамбетти, Сандра, «Александрийский погром», Леви, Ричард С. (2005). Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований , Том 1. ABC-CLIO. ISBN 1-85109-439-3
- ^ «Погром в Александрии — Ливий» . www.Ливиус.орг . Проверено 31 июля 2017 г.
- ^ Сивер, Джеймс Эверетт (1952). Гонения на евреев в Римской империи (300-438 гг.) . Лоуренс, Публикации Канзасского университета, 1952.
- ^ Jump up to: а б Микколи, Дарио (2011). «Движущаяся история. Евреи и современность в Александрии 1881-1919» . Квест: Проблемы современной еврейской истории . hdl : 1814/22574 . ISSN 2037-741X .
- ^ Босшер, Флорис. «Возвращение домой: в синагоге Александрии проходят крупнейшие еврейские молитвы в Египте за последние десятилетия» . www.timesofisrael.com . Проверено 27 июня 2020 г.