Jump to content

Тибетская двойная система правления

Пятый Далай-лама традиционную Чо-сид-ньи (двойную систему) внедрил в Тибете .

Двойная система правления — это традиционная диархическая политическая система тибетских народов , при которой Дези (временный правитель) сосуществует с духовной властью королевства, обычно объединенной под властью третьего единственного правителя. Фактическое распределение власти между институтами менялось в зависимости от времени и места. Тибетский термин Чо-сид-ньи ( тиб .: ཆོས་སྲིད་གཉིས་ , Уайли : chos-srid-gnyis ; альтернативные варианты написания включают Чхос-срид-гньис , Чхве-сид-ньи и Чос-сид-ньи ) буквально означает «и Дхарма , и временной». [ 1 ] [ 2 ] но его также можно перевести как «двойная система религии и политики». [ 3 ]

Поскольку высший правитель является покровителем и защитником государственной религии , некоторые аспекты двойной системы правления можно сравнить с верховным управлением или англиканской церкви даже с теократией . Однако другие аспекты напоминают секуляризм , стремящийся разделить доктрины религии и политики. При Чо-сид-ньи реальная политическая власть принадлежит как религиозной, так и светской власти, хотя и в рамках официально отдельных институтов. Религиозные и светские чиновники могут работать бок о бок, каждый из которых несет ответственность перед разными бюрократическими аппаратами .

Тибетский Кашаг в 1938–39 гг. С 1751 по 1951 год Кашаг заменял должность Дези в Чо-сид-ньи (двойной системе) Тибета .

По крайней мере, с периода монгольского присутствия в Тибете в XIII и XIV веках буддийские и бонские священнослужители участвовали в светском правительстве, имея те же права, что и миряне, назначаться на должности государственных чиновников, как военных, так и гражданских. [ 1 ] Эта система резко контрастировала с китайской системой , где буддийский взгляд на политику как на «мрачную науку», а также конфуцианская монополия на бюрократию препятствовали такой политической деятельности Сангхи . [ 1 ] При династии Мин (основанной в 1368 году) Сакья занимала посты над главами обоих компонентов, олицетворяя правительство как чо , так и срид . В результате появилось два свода законов и чиновников: религиозные ( тибетские : Лха - сде ( Lha-sde ) и временное ( тибет .: མི་སྡེ་ , Wylie : mi-sde ), однако филиалы разделяли правительство и не действовали исключительно друг от друга. [ 1 ] Эта система часто действовала под властью монголов и Китая. [ 4 ] с соответствующим императором выше местной тибетской администрации.

Тибетской формой правления с 1642 по 1951 год была Чо-сид-ньи. [ 1 ] Двойная система была реализована в период консолидации при Пятом Далай-ламе (годы правления 1642–1682), который объединил Тибет религиозно и политически после длительной гражданской войны. Он поставил правительство Тибета под контроль школы Гелуг тибетского буддизма после победы над конкурирующими сектами Кагью и Джонанг , а также светским правителем, принцем Цангпа . Тибетская модель стремилась произвести синтез дополнительных компонентов мирской нормы: Дхармы ( тибет . религия ( вайли : чос-луг ) и сансара ( тибетский : мир , Уайли : « оживай » ). [ 1 ] [ 2 ] Одно из основных предположений этой системы заключается в том, что легитимность светского правителя зависела от религии, в то время как институт государственной религии зависел от покровительства и защиты со стороны политической элиты. [ 1 ]

В 1751 году Седьмой Далай-лама упразднил пост Дези (или регента), которому было наделено слишком много власти. Дези был заменен Кашагом ( Советом), который представлял гражданскую администрацию . Таким образом, Далай -лама стал духовным и политическим лидером Тибета. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Шабдрунг Нгаванг Намгьял основал тибетскую Чо-сид-ньи (двойную систему) в Бутане.

В Бутане Чо-сид-ньи был основан Шабдрунгом Нгавангом Намгьялом в 17 веке (1651 г.) под кодексом, известным как Ца Йиг . Спасаясь от сектантских преследований в Тибете, Нгаванг Намгьял провозгласил линию передачи Друкпа государственной религией. В соответствии с бутанской системой полномочия правительства были разделены между религиозной ветвью, возглавляемой Дже Кхенпо из линии Друкпа , и гражданской административной ветвью, возглавляемой Друк Дези . И Дже Кхенпо, и Друк Дези находились под номинальной властью Шабдрунга , реинкарнации Нгаванга Намгьяла. После смерти Шабдрунга Нгаванга Намгьяла Бутан номинально придерживался двойной системы правления. На практике Шабдрунг часто был ребенком, находившимся под контролем Друк Дези, а региональные пенлопы (губернаторы) часто управляли своими округами вопреки Друк Дези до возникновения единой монархии в начале 20 века.

В Ладакхе и Сиккиме две родственные династии Чогьялов правили с абсолютным контролем , перемежаясь периодами вторжений и колонизации со стороны Тибета , Бутана , Индии , Непала и Британской империи . Основой монархии Чогьяла как в Ладакхе, так и в Сиккиме было ее признание Тремя Ламами и титул Чогьял ( тибетский : ཆོས་རྒྱལ་ , Уайли : chos-rgyal ; «Дхарма Раджа» или «Религиозный король») само по себе относится к двойной системе правления. Династия Намгьял в Ладакхе просуществовала с 1470 по 1834 год. Автономия тибетской элиты в Ладакхе, а также их система правления закончились кампаниями генерала Зоравара Сингха и раджпутов сюзеренитета . Ладакх становился регионом в составе индийского штата Джамму и Кашмир до 2019 года, когда он был образован в отдельную союзную территорию . Династия Намгьял продолжалась в Сиккиме с 1542 по 1975 год, когда королевство проголосовало плебисцитом за присоединение к союзу Индии .

Современные системы

[ редактировать ]

Королевство Бутан

[ редактировать ]
Бутанец Друк Гьялпо Джигме Кхесар Намгьел Вангчук является воплощением Чо-сид-ньи согласно Конституции Бутана.

Единственным современным примером суверенного правительства, действующего под руководством Чосид-ньи, является Бутан , хотя он существует в сильно измененной форме. В 1907 году, стремясь реформировать дисфункциональную политическую систему, пенлопы (губернаторы) Бутана организовали установление бутанской монархии с Угьеном Вангчуком , пенлопом Тронгсы , назначенным наследственным королем, при поддержке Британии и вопреки желанию Бутана. Тибет. С момента основания династии Вангчуков в 1907 году пост Друк Дези занимал правящий Друк Гьялпо (король Бутана). При монархии относительное влияние Дже Кхенпо уменьшилось. Тем не менее, позиция остается мощной, и Дже Кхенпо обычно рассматривается как ближайший и самый влиятельный советник Друк Гьялпо.

У офиса Шабдрунга дела обстоят хуже, и он был включен в состав офиса Друк Гьялпо . В первые годы своего существования королевская семья страдала от вопросов легитимности, поскольку реинкарнации различных Шабдрунгов представляли угрозу. Согласно одному источнику в Друкпе, брат Шабдрунга Чхоки Гьелтшен бросил вызов вступлению на престол короля Джигме Вангчука в 1926 году . Ходили слухи, что он встретился с Махатмой Ганди , чтобы заручиться поддержкой Шабдрунга против короля. Седьмой Шабдрунг, Джигме Дорджи, был затем «удален» в монастырь Тало и умер в 1931 году по слухам о покушении. Он был последним Шабдрунгом, признанным Бутаном; последующие претенденты на воплощение не были признаны правительством. [ 8 ] [ 9 ] В 1962 году Джигме Нгаванг Намгьял , известный как Шабдрунг Ринпоче своим последователям , бежал из Бутана в Индию , где и провел остаток своей жизни. До 2002 года бутанские паломники могли отправиться в Калимпонг , расположенный к югу от Бутана, чтобы встретиться с Учителем. 5 апреля 2003 года Шабдрунг умер. Некоторые из его последователей утверждают, что он был отравлен, а Куэнсель приложил все усилия, чтобы объяснить, что он умер после продолжительного приступа рака. В начале 2007 года в сообщениях утверждалось, что нынешний Шабдрунг Пема Намгьел, тогда еще маленький ребенок, с 2005 года содержался под домашним арестом в Бутане вместе со своими родителями после того, как его пригласили в Бутан из его дома в Индии . [ 10 ]

Конституция Бутана , принятая в 2008 году, подтверждает приверженность Бутана системе Чо-сид-ньи. Однако титул «Друк Дези» никогда не появляется в Конституции, и все административные полномочия принадлежат непосредственно Друк Гьялпо и гражданским учреждениям. Более того, Друк Гьялпо назначает Дже Кхенпо по совету Пяти Лопонов, а сама демократическая Конституция является высшим законом страны, в отличие от номинального главы Шабдрунга. [ 3 ] В Конституции 2008 года нет никакого упоминания должности Шабдрунга.

Правительство Тибета в изгнании

[ редактировать ]

Парламент состоит из 43–46 членов, в том числе 10 религиозных делегатов ( тибетского правительства в изгнании по 2 члена от четырёх школ тибетского буддизма и традиционной школы бон ). Помимо мест, зарезервированных для представителей религии, должности, как правило, открыты для священнослужителей: министром парламента премьер - является Лобсанг Тензин , буддийский монах. Администрацию правительства в изгнании на протяжении десятилетий возглавлял Далай-лама , но в 2011 году он уступил свои светские (светские) полномочия, сохранив лишь роль духовного лидера.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Синха, Нирмал К. (12 ноября 1968). «Чхос Шрид Гньис Лдан» (PDF) . Бюллетень тибетологии, Vol. В., нет. 3 . стр. 13–27 . Проверено 18 октября 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Тибетско-английский словарь буддийского учения и практики» . Буддизм Алмазного пути по всему миру . Переводы и публикации Рангджунг Еше. 1996. Архивировано из оригинала 28 марта 2010 г. Проверено 18 октября 2010 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Конституция Королевства Бутан (на английском языке)» (PDF) . Правительство Бутана. 18 июля 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2011 г. Проверено 13 октября 2010 г.
  4. ^ Вопрос о том, классифицируется ли историческая монгольско-китайская власть над Тибетом как сюзеренитет или суверенитет, при этом взгляды часто расходятся по современным политическим линиям.
  5. ^ «Его Святейшество Седьмой Далай-лама Келсанг Гьяцо» . Монастырь Намгьял: Личный монастырь Его Святейшества XIV Далай-ламы . 18 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2011 г. Проверено 18 октября 2010 г.
  6. ^ Самфель, Тубтен; Самфел, Тендер (2004). Далай-ламы Тибета Нью-Дели : Роли и Янссен. п. 101 . ISBN  81-7436-085-9 .
  7. ^ Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет, политическая история . Нью-Хейвен : Йель. п. 150.
  8. ^ Роуз, Лео Э. (1977). Политика Бутана . Итака: Издательство Корнельского университета. п. 27 . ISBN  0-8014-0909-8 .
  9. ^ Ронгтонг Кунли Дорджи (2003). «Мое понимание Шабдрунга» . Бутан сегодня . Проверено 4 марта 2009 г.
  10. ^ «Уважаемый буддийский учитель находится под домашним арестом в Бутане» . Буддийский канал . 3 февраля 2007 г. Проверено 4 марта 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a1d3d5397a29474dd3fc431fc607fc56__1701122820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/56/a1d3d5397a29474dd3fc431fc607fc56.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tibetan dual system of government - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)