Тибетская двойная система правления
Двойная система правления — это традиционная диархическая политическая система тибетских народов , при которой Дези (временный правитель) сосуществует с духовной властью королевства, обычно объединенной под властью третьего единственного правителя. Фактическое распределение власти между институтами менялось в зависимости от времени и места. Тибетский термин Чо-сид-ньи ( тиб .: ཆོས་སྲིད་གཉིས་ , Уайли : chos-srid-gnyis ; альтернативные варианты написания включают Чхос-срид-гньис , Чхве-сид-ньи и Чос-сид-ньи ) буквально означает «и Дхарма , и временной». [ 1 ] [ 2 ] но его также можно перевести как «двойная система религии и политики». [ 3 ]
Поскольку высший правитель является покровителем и защитником государственной религии , некоторые аспекты двойной системы правления можно сравнить с верховным управлением или англиканской церкви даже с теократией . Однако другие аспекты напоминают секуляризм , стремящийся разделить доктрины религии и политики. При Чо-сид-ньи реальная политическая власть принадлежит как религиозной, так и светской власти, хотя и в рамках официально отдельных институтов. Религиозные и светские чиновники могут работать бок о бок, каждый из которых несет ответственность перед разными бюрократическими аппаратами .
История
[ редактировать ]По крайней мере, с периода монгольского присутствия в Тибете в XIII и XIV веках буддийские и бонские священнослужители участвовали в светском правительстве, имея те же права, что и миряне, назначаться на должности государственных чиновников, как военных, так и гражданских. [ 1 ] Эта система резко контрастировала с китайской системой , где буддийский взгляд на политику как на «мрачную науку», а также конфуцианская монополия на бюрократию препятствовали такой политической деятельности Сангхи . [ 1 ] При династии Мин (основанной в 1368 году) Сакья занимала посты над главами обоих компонентов, олицетворяя правительство как чо , так и срид . В результате появилось два свода законов и чиновников: религиозные ( тибетские : Лха - сде ( Lha-sde ) и временное ( тибет .: མི་སྡེ་ , Wylie : mi-sde ), однако филиалы разделяли правительство и не действовали исключительно друг от друга. [ 1 ] Эта система часто действовала под властью монголов и Китая. [ 4 ] с соответствующим императором выше местной тибетской администрации.
Тибетской формой правления с 1642 по 1951 год была Чо-сид-ньи. [ 1 ] Двойная система была реализована в период консолидации при Пятом Далай-ламе (годы правления 1642–1682), который объединил Тибет религиозно и политически после длительной гражданской войны. Он поставил правительство Тибета под контроль школы Гелуг тибетского буддизма после победы над конкурирующими сектами Кагью и Джонанг , а также светским правителем, принцем Цангпа . Тибетская модель стремилась произвести синтез дополнительных компонентов мирской нормы: Дхармы ( тибет . религия ( вайли : чос-луг ) и сансара ( тибетский : мир , Уайли : « оживай » ). [ 1 ] [ 2 ] Одно из основных предположений этой системы заключается в том, что легитимность светского правителя зависела от религии, в то время как институт государственной религии зависел от покровительства и защиты со стороны политической элиты. [ 1 ]
В 1751 году Седьмой Далай-лама упразднил пост Дези (или регента), которому было наделено слишком много власти. Дези был заменен Кашагом ( Советом), который представлял гражданскую администрацию . Таким образом, Далай -лама стал духовным и политическим лидером Тибета. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
В Бутане Чо-сид-ньи был основан Шабдрунгом Нгавангом Намгьялом в 17 веке (1651 г.) под кодексом, известным как Ца Йиг . Спасаясь от сектантских преследований в Тибете, Нгаванг Намгьял провозгласил линию передачи Друкпа государственной религией. В соответствии с бутанской системой полномочия правительства были разделены между религиозной ветвью, возглавляемой Дже Кхенпо из линии Друкпа , и гражданской административной ветвью, возглавляемой Друк Дези . И Дже Кхенпо, и Друк Дези находились под номинальной властью Шабдрунга , реинкарнации Нгаванга Намгьяла. После смерти Шабдрунга Нгаванга Намгьяла Бутан номинально придерживался двойной системы правления. На практике Шабдрунг часто был ребенком, находившимся под контролем Друк Дези, а региональные пенлопы (губернаторы) часто управляли своими округами вопреки Друк Дези до возникновения единой монархии в начале 20 века.
В Ладакхе и Сиккиме две родственные династии Чогьялов правили с абсолютным контролем , перемежаясь периодами вторжений и колонизации со стороны Тибета , Бутана , Индии , Непала и Британской империи . Основой монархии Чогьяла как в Ладакхе, так и в Сиккиме было ее признание Тремя Ламами и титул Чогьял ( тибетский : ཆོས་རྒྱལ་ , Уайли : chos-rgyal ; «Дхарма Раджа» или «Религиозный король») само по себе относится к двойной системе правления. Династия Намгьял в Ладакхе просуществовала с 1470 по 1834 год. Автономия тибетской элиты в Ладакхе, а также их система правления закончились кампаниями генерала Зоравара Сингха и раджпутов сюзеренитета . Ладакх становился регионом в составе индийского штата Джамму и Кашмир до 2019 года, когда он был образован в отдельную союзную территорию . Династия Намгьял продолжалась в Сиккиме с 1542 по 1975 год, когда королевство проголосовало плебисцитом за присоединение к союзу Индии .
Современные системы
[ редактировать ]Королевство Бутан
[ редактировать ]Единственным современным примером суверенного правительства, действующего под руководством Чосид-ньи, является Бутан , хотя он существует в сильно измененной форме. В 1907 году, стремясь реформировать дисфункциональную политическую систему, пенлопы (губернаторы) Бутана организовали установление бутанской монархии с Угьеном Вангчуком , пенлопом Тронгсы , назначенным наследственным королем, при поддержке Британии и вопреки желанию Бутана. Тибет. С момента основания династии Вангчуков в 1907 году пост Друк Дези занимал правящий Друк Гьялпо (король Бутана). При монархии относительное влияние Дже Кхенпо уменьшилось. Тем не менее, позиция остается мощной, и Дже Кхенпо обычно рассматривается как ближайший и самый влиятельный советник Друк Гьялпо.
У офиса Шабдрунга дела обстоят хуже, и он был включен в состав офиса Друк Гьялпо . В первые годы своего существования королевская семья страдала от вопросов легитимности, поскольку реинкарнации различных Шабдрунгов представляли угрозу. Согласно одному источнику в Друкпе, брат Шабдрунга Чхоки Гьелтшен бросил вызов вступлению на престол короля Джигме Вангчука в 1926 году . Ходили слухи, что он встретился с Махатмой Ганди , чтобы заручиться поддержкой Шабдрунга против короля. Седьмой Шабдрунг, Джигме Дорджи, был затем «удален» в монастырь Тало и умер в 1931 году по слухам о покушении. Он был последним Шабдрунгом, признанным Бутаном; последующие претенденты на воплощение не были признаны правительством. [ 8 ] [ 9 ] В 1962 году Джигме Нгаванг Намгьял , известный как Шабдрунг Ринпоче своим последователям , бежал из Бутана в Индию , где и провел остаток своей жизни. До 2002 года бутанские паломники могли отправиться в Калимпонг , расположенный к югу от Бутана, чтобы встретиться с Учителем. 5 апреля 2003 года Шабдрунг умер. Некоторые из его последователей утверждают, что он был отравлен, а Куэнсель приложил все усилия, чтобы объяснить, что он умер после продолжительного приступа рака. В начале 2007 года в сообщениях утверждалось, что нынешний Шабдрунг Пема Намгьел, тогда еще маленький ребенок, с 2005 года содержался под домашним арестом в Бутане вместе со своими родителями после того, как его пригласили в Бутан из его дома в Индии . [ 10 ]
Конституция Бутана , принятая в 2008 году, подтверждает приверженность Бутана системе Чо-сид-ньи. Однако титул «Друк Дези» никогда не появляется в Конституции, и все административные полномочия принадлежат непосредственно Друк Гьялпо и гражданским учреждениям. Более того, Друк Гьялпо назначает Дже Кхенпо по совету Пяти Лопонов, а сама демократическая Конституция является высшим законом страны, в отличие от номинального главы Шабдрунга. [ 3 ] В Конституции 2008 года нет никакого упоминания должности Шабдрунга.
Правительство Тибета в изгнании
[ редактировать ]Парламент состоит из 43–46 членов, в том числе 10 религиозных делегатов ( тибетского правительства в изгнании по 2 члена от четырёх школ тибетского буддизма и традиционной школы бон ). Помимо мест, зарезервированных для представителей религии, должности, как правило, открыты для священнослужителей: министром парламента премьер - является Лобсанг Тензин , буддийский монах. Администрацию правительства в изгнании на протяжении десятилетий возглавлял Далай-лама , но в 2011 году он уступил свои светские (светские) полномочия, сохранив лишь роль духовного лидера.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Синха, Нирмал К. (12 ноября 1968). «Чхос Шрид Гньис Лдан» (PDF) . Бюллетень тибетологии, Vol. В., нет. 3 . стр. 13–27 . Проверено 18 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Тибетско-английский словарь буддийского учения и практики» . Буддизм Алмазного пути по всему миру . Переводы и публикации Рангджунг Еше. 1996. Архивировано из оригинала 28 марта 2010 г. Проверено 18 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Конституция Королевства Бутан (на английском языке)» (PDF) . Правительство Бутана. 18 июля 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2011 г. Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ Вопрос о том, классифицируется ли историческая монгольско-китайская власть над Тибетом как сюзеренитет или суверенитет, при этом взгляды часто расходятся по современным политическим линиям.
- ^ «Его Святейшество Седьмой Далай-лама Келсанг Гьяцо» . Монастырь Намгьял: Личный монастырь Его Святейшества XIV Далай-ламы . 18 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2011 г. Проверено 18 октября 2010 г.
- ^ Самфель, Тубтен; Самфел, Тендер (2004). Далай-ламы Тибета Нью-Дели : Роли и Янссен. п. 101 . ISBN 81-7436-085-9 .
- ^ Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет, политическая история . Нью-Хейвен : Йель. п. 150.
- ^ Роуз, Лео Э. (1977). Политика Бутана . Итака: Издательство Корнельского университета. п. 27 . ISBN 0-8014-0909-8 .
- ^ Ронгтонг Кунли Дорджи (2003). «Мое понимание Шабдрунга» . Бутан сегодня . Проверено 4 марта 2009 г.
- ^ «Уважаемый буддийский учитель находится под домашним арестом в Бутане» . Буддийский канал . 3 февраля 2007 г. Проверено 4 марта 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Учреждение монашеского тела» . Бутан, 2008 г. 2008 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2012 г. Проверено 19 октября 2010 г.
- «Справочная информация: Бутан» . Государственный департамент США . 2 февраля 2010 г. Проверено 27 октября 2010 г.