Jump to content

Адский корабль

Орёку Мару во Второй мировой войне.

Адский корабль — корабль с крайне нечеловеческими условиями жизни или с репутацией жестокого среди экипажа. Сейчас это обычно относится к кораблям, используемым Императорским флотом Японии и Императорской японской армией для перевозки союзников военнопленных (военнопленных) и ромуша (азиатских подневольных рабов) с Филиппин , Голландской Ост-Индии , Гонконга и Сингапура в Вторая мировая война . Этих военнопленных отправляли на Японские острова , Формозу , Маньчжоу-Го , Корею , Молуккские острова , Суматру , Бирму и Сиам для использования в качестве принудительных работ .

Этимология

[ редактировать ]

Во время Войны за независимость в США военнопленные -патриоты иногда называли британские тюремные корабли, на которых они содержались, терминами «ад» и «адский корабль». Захваченных военнослужащих Патриотов, которые отказались присягнуть на верность Короне во время конфликта, британцы держали на кораблях-тюрьмах, многие из которых представляли собой старые и ветхие военные корабли. Условия на борту этих кораблей часто были ужасными, а среди заключенных были обычным явлением вспышки таких заболеваний, как дизентерия . Самым печально известным кораблем-тюрьмой был HMS Jersey , который был спроектирован для размещения 400 членов экипажа, но во время конфликта содержал до 1000 военнопленных; когда война закончилась в 1783 году, он был заброшен и сожжен в гавани Нью-Йорка . [1] [2]

Во время Второй мировой войны термин «адский корабль» был возрожден военнопленными союзников (военнопленными) для обозначения торговых судов, реквизированных Японской империей для перевозки военнопленных и подневольных рабочих в различные места, находящиеся под контролем Японии . По словам американского историка Грегори Ф. Мично, во время Второй мировой войны 134 японских «адских корабля» перевезли около 126 000 военнопленных союзников в более чем 156 рейсах. Во время войны японцы широко использовали принудительный труд, в том числе военнопленных союзников, для производства огромного количества материалов, необходимых для ведения военных операций . Таким образом, эти корабли использовались для переброски военнопленных в районы, где они должны были насильственно добывать материалы для военных усилий Японии. [3]

Условия на борту этих судов были ужасными: пассажирам часто отказывали в доступе к достаточной еде, напиткам и туалетам, при этом их помещали в стесненные условия. Окончательное обезвоживание , гипертермия и голод, а также суммарные казни и чрезмерные избиения привели к смерти некоторых, хотя основной причиной гибели военнопленных на борту этих кораблей были нападения союзников, в результате которых непреднамеренно погибли тысячи пассажиров; поскольку эти корабли также перевозили грузы для военных нужд Японии, они были отмечены для нападения союзников. ВМС США осуществили большую часть этих атак с помощью разведывательных служб союзников и Королевского флота Британского Тихоокеанского флота . [4]

Термин «адский корабль» также использовался британской прессой для обозначения кораблей, используемых нацистской Германией для перевозки военнопленных союзников, таких как нефтяной танкер « Альтмарк » . Корабль перевозил 300 британских моряков, подобранных после нахождения на торговых судах, потопленных крейсером « Кригсмарине Адмирал Граф Шпее», когда на него поднялся на абордаж эсминец Королевского флота HMS Cossack , который спас моряков. Описывая спасение, которое стало известно как с Альтмарком инцидент , британские газеты часто описывали Альтмарк с такими эпитетами, как «Адский корабль Гитлера» или «Адский корабль нацистов». [5] [6]

Японские адские корабли

[ редактировать ]

В мае 1942 года японцы начали переправлять захваченных военнопленных морем. Заключенных часто помещали в грузовые отсеки, в которых было мало воздуха, вентиляции, еды и воды, и их путешествия длились неделями. Многие умерли от асфиксии , голода или дизентерии . Некоторые военнопленные впадали в бред и не реагировали в условиях жары, влажности и недостатка кислорода, еды и воды. Эти транспорты перевозили как военнопленных, так и регулярные японские войска, а также грузы, и поэтому не имели права быть помечены как некомбатанты. В результате такие суда могли быть атакованы подводными лодками и самолетами союзников, а это означало, что они подвергались риску быть потопленными еще до того, как достигли пункта назначения. Более 20 000 военнопленных союзников погибли в море, когда перевозившие их транспортные корабли были атакованы подводными лодками и самолетами союзников.

Список затонувших кораблей

[ редактировать ]

Арисан Мару

[ редактировать ]

24 октября 1944 года « Арисан Мару» него попала торпеда американской подводной лодки (USS Shark или USS Snook перевозил 1781 военнопленного и гражданского военнопленного США и союзников, когда около 17:00 в ); наконец, около 19:00 он затонул. Ни один военнопленный не погиб в результате торпедных ударов, и почти все смогли выбраться из трюмов корабля, но японцы не пытались спасти ни одного из них из моря. Только девять заключенных на борту пережили это событие. Пятеро сбежали и направились в Китай на одной из двух спасательных шлюпок корабля. Они воссоединились с американскими войсками и вернулись в Соединенные Штаты. Остальные четыре были позже отбиты императорскими японскими военно-морскими кораблями, причем один из них погиб вскоре после того, как достиг земли.

Бразилия Мару

[ редактировать ]

Выжившие с « Орёку Мару» , затонувшего 15 декабря 1944 года, были погружены на « Эноура Мару» и « Бразилия Мару» . Оба корабля прибыли в гавань Такао ( Гаосюн ) на Тайване в первый день Нового года. 6 января 1945 года меньшая группа заключенных была переведена из Бразиль-Мару в Энуру-Мару . Однако 9 января « Эноура Мару» был разбомблен и выведен из строя американской авиацией. [7] Бразилия Мару перевезла последних выживших военнопленных союзников в Модзи , Япония, 29 января 1945 года. Там японские медики были шокированы истощенным состоянием военнопленных и применили сортировку , чтобы разделить их. 110 наиболее тяжелых случаев были доставлены в примитивный военный госпиталь в Кокуре , где 73 умерли в течение месяца. Еще четыре группы были отправлены в лагеря для военнопленных № 1, 3, 4 и 17 в Фукуоке. Из 549 человек, живших на момент причаливания корабля, только 372 пережили войну. Некоторые в конечном итоге отправились в лагерь для военнопленных в Джинсене , Корея, где им поручили легкую работу, в основном шить одежду для японской армии. [8]

Просто любовь

[ редактировать ]

Hole Maru массой 5446 тонн. Yoshida Maru No.1 класса представлял собой транспорт [9] [10] перевозили в основном индийских военнопленных. [11] Он был торпедирован военным кораблем USS Wahoo (SS-238) под командованием CDR Дадли В. Мортона 26 января 1943 года. Затем Мортон приказал обстрелять спасательные шлюпки корабля из стрелкового оружия . [12] [13] [14] Гаагская конвенция 1907 года запрещает убийство выживших после кораблекрушения ни при каких обстоятельствах. [15] Мортон и его исполнительный директор Ричард О'Кейн также сообщили, что они ошибочно приняли выживших за японцев. О'Кейн далее пояснил, что огонь из Ваху был направлен на то, чтобы заставить войска покинуть свои лодки, и что ни один из солдат не стал объектом преднамеренного нападения. [14] Вице-адмирал Чарльз А. Локвуд , командующий подводными силами Тихоокеанского флота США (COMSUBPAC), утверждал, что выжившие были армейскими солдатами и открыли огонь из пулеметов и винтовок по Ваху, пока она маневрировала на поверхности, и что такое сопротивление было обычным явлением в подводная война. Сообщалось, что многие из пассажиров спасательных шлюпок были индийскими военнопленными из 2-го батальона 16-го Пенджабского полка , а также сопровождавшими их из 26-го японского склада полевой артиллерии. [16] Из 1126 человек, находившихся на борту «Буйо Мару» , всего погибло 195 индийцев и 87 японцев. [17] между инцидентом со стрельбой и первым затоплением (точное количество погибших различается в зависимости от источников). На следующий день, 27 января 1943 года, «Чоку Мару» (№ 2) спас оставшихся в живых и доставил их на Палау . [9]

Энура Мару

[ редактировать ]

Около 1000 выживших с « Орёку Мару» , затонувшего 15 декабря 1944 года, были погружены на « Эноура Мару», а остальные сели на борт меньшего по размеру «Бразилия Мару» . Оба корабля прибыли в гавань Такао ( Гаосюн ) на Тайване в первый день Нового года. 6 января 1945 года меньшая группа заключенных была переведена из Бразилии Мару в Энуру Мару , а 37 британцев и голландцев были доставлены на берег. Однако 9 января « Эноура Мару» был разбомблен и выведен из строя самолетом военного корабля США « Хорнет» , находясь в гавани, в результате чего погибло около 350 человек. [7]

Хофуку Мару

[ редактировать ]

Хофуку Мару , также известный как Хохуку Мару (豊福丸 (Кюдзитай: 豐福丸), Хофуку Мару) — японский грузовой корабль, затонувший 21 сентября 1944 года американской авиацией, на борту которого находились 1289 британских и голландских военнопленных; 1047 из них умерли.

Дзюнъё Мару

[ редактировать ]

водоизмещением 5065 тонн Бродячий пароход «Дзюнъё Мару» отплыл из Танджоенг Приока ( Батавия ) 16 сентября 1944 года с примерно 4200 ромушами рабами- и 2300 военнопленными на борту. В число голландских военнопленных входили 1600 человек из лагеря 10-го батальона и 700 человек из лагеря Кампонг-Макассар . Эта 23-я перевозка военнопленных с Явы называлась Java Party 23. В состав Java Party 23 входило около 6500 человек, направлявшихся в Паданг на западном побережье Суматры для работы на Суматранской железной дороге (Средняя Суматра). 18 сентября 1944 года корабль находился в 15 милях от западного побережья Суматры возле Бенкоелена , когда HMS Tradewind поразил его двумя торпедами: одной в носовой части и одной в корме. Около 4000 ромуш и 1626 военнопленных погибли, когда корабль затонул за 20 минут. Около 200 ромуша и 674 военнопленных были спасены японскими кораблями и доставлены в тюрьму в Паданге, где восемь заключенных умерли. [18] [19]

Качидоки Мару

[ редактировать ]

12 сентября 1944 года SS Kachidoki Maru с 950 британскими военнопленными на борту был потоплен авианосцем USS Pampanito . 431 из них был убит. Качидоки Мару путешествовал в конвое с Ракуё Мару ( см. ниже ), который был потоплен в тот же день авианосцем USS Sealion . [20] [21]

Лиссабон Мару

[ редактировать ]

Лиссабон Мару перевозил 2000 британских военнопленных из Гонконга в Японию в ужасных условиях, когда он был торпедирован военным кораблем USS Grouper 1 октября 1942 года. 800 военнопленных погибли, когда корабль затонул на следующий день. Многие были застрелены или убиты иным образом японской охраной корабля.

Марос Мару

[ редактировать ]

600-тонный корабль «Марос Мару» ( SS Maros был переименован в «Харуёси Мару» японцами ) отплыл из Амбона 17 сентября 1944 года и направился вдоль южного побережья Целебеса с примерно 500 британскими и голландскими военнопленными, направлявшимися в Сурабаю. 21 сентября 1944 года корабль прибыл на остров Муна (к югу от Целебеса), чтобы погрузить на борт 150 военнопленных. кораблю потребовался ремонт двигателя По прибытии в Макассар . Здесь за 40 дней, необходимых для завершения ремонта, в трюмах погибло 159 военнопленных. В гавани Макассара нашли могилу моряка. Только 327 военнопленных выжили, когда корабль достиг Сурабаи 26 ноября 1944 года. Они были перевезены поездом в лагерь Кампонг Макассар в Батавии (Мистер Корнелис) и прибыли 28 ноября 1944 года.

Монтевидео Мару

[ редактировать ]
Монтевидео Мару ок. 1941 год

Монтевидео Мару — японский вспомогательный корабль, который был потоплен во время Второй мировой войны подводной лодкой USS Sturgeon , в результате чего утонули 1054 австралийских военнопленных и гражданских лиц, перевозившихся из Рабаула . До войны он работал как пассажирское и грузовое судно, курсируя в основном между Азией и Южной Америкой.

Ориоку Мару

[ редактировать ]

Oryoku Maru водоизмещением 7363 тонны, представлял собой пассажирский грузовой лайнер перевозивший 1620 выживших в Батаанском марше смерти , Коррехидоре и других сражениях, в основном американских, упакованных в трюмах, а также 1900 японских гражданских лиц и военнослужащих в каютах. [22] Она покинула Манилу 13 декабря 1944 года и в течение следующих двух дней подвергалась бомбардировкам и обстрелам американских самолетов. Когда он приближался к военно-морской базе Олонгапо в Субик-Бей , самолеты ВМС США с авианосца « Хорнет» атаковали немаркированный корабль, в результате чего он затонул 15 декабря. На борту корабля погибло около 270 человек. Некоторые умерли от удушья или обезвоживания. Другие погибли в результате нападения, утонули или были застрелены при побеге с затонувшего корабля в Субик-Бей , где расположен «Мемориал адского корабля». Полковник в своем официальном отчете писал:

Многие мужчины потеряли рассудок и ползали в абсолютной темноте, вооружившись ножами, пытаясь убить людей, чтобы выпить их кровь, или вооружившись флягами, наполненными мочой, и размахивая ими в темноте. В трюме было так многолюдно, и все так сцепились друг с другом, что двигаться можно было только через головы и тела других. [23]

Ракуйо Мару

[ редактировать ]

Ракуйо Мару был торпедирован 12 сентября 1944 года авианосцем USS Sealion , который позже понял, что корабль перевозил 1317 австралийских и британских военнопленных из Сингапура на Формозу (Тайвань). Всего погибло 1159 военнопленных. 350 человек, находившихся в спасательных шлюпках, на следующий день были обстреляны японским военным судном, и все они были убиты, когда они плыли к берегу. [20] 15 сентября Силион вместе с военными кораблями USS Growler и USS Pampanito вернулся в этот район и спас 63 выживших военнопленных, находившихся на плотах. Четверо из них погибли до того, как их удалось высадить в гавани Танапаг , Сайпане на Марианские острова . [20] [21] «Ракуё Мару» ехал в составе конвоя с SS «Качидоки Мару» ( см. выше ), потопленным в тот же день «Пампанито» .

Шиньо Мару

[ редактировать ]
Мемориальная доска «Адский корабль» в Сан-Антонио , штат Техас, посвящена 54-й годовщине инцидента с SS Shinyo Maru .

7 сентября 1944 года Синё Мару подвергся нападению подводной лодки USS Paddle . Два попадания торпеды потопили корабль и убили несколько сотен американских, голландских и филиппинских военнослужащих. Охранявшие пленников японцы открыли по ним огонь, когда они пытались покинуть корабль или доплыть до близлежащего острова Минданао . 47 японцев и 687 военнопленных союзников были убиты. [24] [25]

Суэц Мару

[ редактировать ]

Suez Maru представлял собой грузовое судно водоизмещением 4645 тонн с пассажирскими помещениями. 25 ноября 1943 года он отплыл с 548 военнопленными (415 британцами и 133 голландцами) из Амбона в Сурабаю . Все военнопленные были больными людьми из трудовых лагерей на Молуккских островах и Амбоне. Двадцать из них были носилками. 29 ноября 1943 года корабль был торпедирован авианосцем USS Bonefish недалеко от острова Кангеан к востоку от острова Мадоэра . Большинство военнопленных утонули в трюмах корабля. Экипаж Bonefish не знал, что Суэц Мару перевозил военнопленных. Тех, кто вырвался из трюма и покинул корабль, японцы расстреляли. Сапер W-12 подобрал выживших японцев, хотя недавно опубликованные документы утверждают, что W-12 расстрелял из пулемета выживших военнопленных (минимум 250 человек) в воде. [26] Выживших военнопленных не было.

Выступления в СМИ

[ редактировать ]

В 2012 году кинопродюсер Ян Томпсон снял документальный фильм об адских кораблях, «Марше смерти» и лагерях для военнопленных под названием « Никогда не то же самое: Опыт военнопленных» . В фильме воспроизведены сцены лагерей и кораблей, показаны рисунки и записи заключенных, а фигурирует Лоретта Свит . в роли рассказчицы [27] [28] Midnight Oil В песне In the Valley упоминается затопление Монтевидео Мару , где утонул дед рассказчика, «Восходящее Солнце отправило его на покой».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «HMS Jersey: ужасный революционный корабль-тюрьма» . Исторические вещи . 12 августа 2023 г.
  2. ^ П. Уотсон, Роберт (15 августа 2017 г.). Корабль-призрак Бруклина: нерассказанная история американской революции . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press.
  3. ^ «Японские «Адские корабли» Второй мировой войны» .
  4. ^ «Японские «Адские корабли» Второй мировой войны» .
  5. ^ Джарвис, Адриан (январь 2001 г.). «Джентльменская война? Дневник капитана Альберта Горация Брауна из SS Huntsman» (PDF) . Северный моряк . ХI (1): 54.
  6. ^ Симпсон, Брайан (2003). Верховенство права в международных отношениях . Британская академия. п. 215. ИСБН  9780197263242 .
  7. ^ Jump up to: а б Хакетт, Боб (2013). «БРАЗИЛЬ МАРУ» . Страница Императорского флота Японии . Проверено 21 марта 2016 г.
  8. ^ Дневник военнопленного капитана П. Р. Корнуолла, Национальный архив Mil. Хист. Див. Файл 99-2-30, Книга 6 и его письма.
  9. ^ Jump up to: а б Хакетт, Боб (2013). «IJA Transport BUYO MARU» . Страница Императорского флота Японии . Проверено 21 марта 2016 г.
  10. ^ Нагасава, Фумио (1998). «ЁСИДА МАРУ № 1, класс 25 (1918–1919)» Ностальгические японские пароходы (на японском языке).
  11. ^ Холвитт, Джоэл И. «Казнь против Японии» , доктор философии. диссертация, Университет штата Огайо, 2005, стр. 288; ДеРоуз, Джеймс Ф. Неограниченная война (John Wiley & Sons, 2000), стр. 287–288.
  12. ^ Бриджланд, Тони. Волны ненависти (Pen and Sword Books, 2002), стр. 115–129.
  13. ^ Холвитт, стр.287.
  14. ^ Jump up to: а б О'Кейн. Ваху: Патрули самой известной подводной лодки Америки времен Второй мировой войны . стр. 153–154.
  15. ^ Конвенция об адаптации к морской войне принципов Женевской конвенции, статья 16.
  16. ^ Холвитт, стр.288; ДеРоуз, Джеймс Ф. Неограниченная война (John Wiley & Sons, 2000), стр. 287–288.
  17. ^ Холвитт, стр.289
  18. ^ Бикхейс, Хенк (18 июня 2013 г.). «Джунё Мару» . Японские лагеря для военнопленных . Хенк Бикхейс . Проверено 30 июня 2013 г.
  19. ^ «Джунё Мару» . Рулон почета . Проверено 30 сентября 2008 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Японские военнопленные 1942–1945 годов: как выжить после затопления «Ракуё Мару» Связано 20 февраля 2015 г.
  21. ^ Jump up to: а б «Тюлень» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 6 марта 2012 г.
  22. ^ Орёкумару. Архивировано 13 июля 2012 г. в archive.today .
  23. ^ Толанд, Джон (1970). Восходящее солнце: упадок и падение Японской империи 1936–1945 гг . Случайный дом . п. 601.
  24. ^ Отчет IJA о потерях военно-транспортных кораблей во Второй мировой войне.
  25. ^ Мацца, Юджин А. «USS Paddle: тонут американские военнопленные» . Воспоминания о войне: личные истории . Тихоокеанская война: ВМС США . Проверено 30 июня 2013 г.
  26. ^ Крессман, Роберт (2000). «Глава V: 1943 год» . Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-149-3 . OCLC   41977179 . Проверено 29 ноября 2007 г.
  27. ^ Бротман, Барбара (1 апреля 2013 г.). «От марша смерти до адских кораблей» . Чикаго Трибьюн . с. Образ жизни.
  28. Помимо прочего, дополнительное повествование предоставили Эд Аснер , Алек Болдуин , Кэтлин Тёрнер и Роберт Вагнер . «Никогда не то же самое: опыт военнопленного» . Киноцентр Джина Сискала . Школа Художественного института Чикаго. Архивировано из оригинала 28 марта 2014 г.
  • Национальный архив США, Mil. Хист. Див. Дневник военнопленного капитана Пола Р. Корнуолла, 41–45, файл 999-2-30 Bk.6 и неопубликованные письма.
  • Джонс, Аллан (2002). Зверства в Суэц-Мару: Правосудие отрицается!: история Льюиса Джонса, жертвы японского адского корабля времен Второй мировой войны . Хорнчерч: частное издание. ISBN  0954272501 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e186090d2d8eeac91dda771a8b844ae5__1721637180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/e5/e186090d2d8eeac91dda771a8b844ae5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hell ship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)