HMS Арк Роял (1914)
![]() Арк Ройал около 1918 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Арк Роял |
Строитель | Судостроительная компания Blyth , Блит, Нортумберленд |
Заложен | 7 ноября 1913 г. |
Запущен | 5 сентября 1914 г. |
Приобретенный | Май 1914 г. |
Введен в эксплуатацию | 10 декабря 1914 г. |
Не работает | февраль 1944 г. |
Переименован | Пегас , 21 декабря 1934 года. |
Судьба | Продан, 18 октября 1946 г. |
![]() | |
Имя | Анита я |
Владелец | РЦ Эллерман |
Оператор | Элланита Навигационная Компания |
Приобретенный | 18 октября 1946 г. |
Судьба | Арестован за долги, 16 июня 1949 г. |
Примечания | Продан на металлолом , октябрь 1950 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Гидросамолетный авианосец |
Смещение | 7080 длинных тонн (7190 т ) (нормальный) |
Длина | 366 футов (111,6 м) в год |
Луч | 50 футов 10 дюймов (15,5 м) |
Черновик | 18 футов 9 дюймов (5,7 м) |
Установленная мощность | |
Движение |
|
Скорость | 11 узлов (20 км/ч; 13 миль в час) |
Диапазон | 3030 миль (5610 км; 3490 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 180 |
Вооружение | 4 одиночных 12-фунтовых (3 дюйма (76 мм)) орудия |
Самолет перевезен | 8 × гидросамолетов |
HMS Ark Royal был первым кораблем, спроектированным и построенным как авианосец . [ 1 ] Он был куплен Королевским флотом в 1914 году, вскоре после закладки киля, и корабль находился только в шпангоутах ; это позволило почти полностью изменить конструкцию корабля для размещения гидросамолетов . Во время Первой мировой войны Арк Ройал участвовала в Галлиполийской кампании в начале 1915 года, выполняя миссии воздушной разведки и наблюдения. Позже ее самолет поддерживал британские войска на Македонском фронте в 1916 году, прежде чем она вернулась в Дарданеллы, чтобы служить базой для всех гидросамолетов, действовавших в этом районе. В январе 1918 года несколько ее самолетов безуспешно атаковали немецкий линейный крейсер SMS Goeben, когда он вылетел из Дарданелл, чтобы атаковать корабли союзников в этом районе. Позднее в том же году корабль покинул этот район для поддержки гидросамолетов, проводящих противолодочное патрулирование над южной частью Эгейского моря .
После окончания войны «Арк Ройал» в основном служил авиационным транспортом и кораблем-базой для этих самолетов для поддержки операций белых русских и британцев против большевиков в Каспийском и Черноморском регионах во время интервенции союзников в Гражданскую войну в России . Она также поддерживала Королевских ВВС самолеты (RAF) в Британском Сомалиленде в кампании против Мохаммеда Абдаллы Хасана в 1920 году. Позже в том же году корабль был переведен в резерв . «Арк Ройал» был повторно введен в эксплуатацию для переправки эскадрильи Королевских ВВС в Дарданеллы во время Чанакского кризиса в 1922 году. По возвращении в Соединенное Королевство в следующем году он снова был переведен в резерв.
Корабль был повторно введен в эксплуатацию в 1930 году для использования в качестве учебного корабля для пилотов гидросамолетов и для оценки операций и техники катапульт самолетов . В 1934 году он был переименован в HMS Pegasus , освободив название авианосцу, заказанному в том же году , и продолжал служить в качестве учебного корабля до начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года. был передан во флот метрополии. В начале войны В дополнение к своим учебным обязанностям он выполнял задачи в качестве авиатранспорта, пока в конце 1940 года его не модифицировали в качестве прототипа истребителя-катапульты. Этот тип корабля предназначался для защиты конвоев. против атак немецких дальних морских патрульных бомбардировщиков , запуская истребители через катапульту для обеспечения воздушного прикрытия конвоя. «Пегас» служил в этой роли до середины 1941 года, когда вернулся к своим прежним обязанностям в качестве учебного корабля. Так продолжалось до начала 1944 года, когда он стал кораблем-казармой . Корабль был продан в конце 1946 года, а в следующем году началось его переоборудование в торговое судно. Однако в ходе процесса у владельца закончились деньги, и Анита I , как ее переименовали, была конфискована кредиторами в 1949 году и продана на металлолом . Она не распалась до конца 1950 года.
Дизайн и описание
[ редактировать ]В 1913 году Королевский флот провел испытания модифицированного крейсера « Гермес» , чтобы оценить способность гидросамолетов работать с флотом. Они добились такого успеха, что Адмиралтейство выделило 81 000 фунтов стерлингов в рамках военно-морской программы 1914–1915 годов на покупку торгового корабля для более тщательной модификации, чем это было возможно с «Гермесом» , для лучшего размещения гидросамолетов. В 1914 году был куплен трамповый пароход только что началось, , строительство которого в Blyth Shipbuilding Company поэтому его можно было легко модифицировать в соответствии с новой ролью. [ 2 ]
Ark Royal был заложен 7 ноября 1913 года судостроительной компанией Blyth в Блите, Нортумберленд , как грузовое судно, вероятно, предназначенное для торговли углем и зерном в Черном море. Она была куплена в мае 1914 г. [ 1 ] и был спущен на воду 5 сентября 1914 года. Корабль вступил в строй 10 декабря 1914 года. [ 3 ]
В корабль были внесены обширные изменения при преобразовании его в тендер для гидросамолетов: надстройка, труба и двигательная установка были перемещены в кормовую часть, а рабочая палуба заняла носовую половину корабля. Палуба предназначалась не для взлета, а для запуска и обкатки двигателей гидросамолетов, а также для подъема поврежденных самолетов с моря. [ 4 ] Корабль был оборудован большим авиационным трюмом длиной 150 футов (45,7 м), шириной 45 футов (13,7 м) и высотой 15 футов (4,6 м), а также обширными мастерскими. Два 3-тонных (3,0 т) паровых крана по бокам бака поднимали самолет через сдвижной люк ангара на полетную палубу или на воду. Она везла 4000 британских галлонов (18 000 л; 4800 галлонов США) бензина для своего самолета в стандартных коммерческих канистрах емкостью 2 британских галлона (9,1 л; 2,4 галлона США). [ 5 ]
Она могла нести пять гидросамолетов и двух-четырехколесные самолеты. Гидросамолеты взлетали и приземлялись в воду рядом с авианосцем, поднимались на корабль и спускались с него кранами; другому самолету придется вернуться на посадку после запуска. Ее первоначальный состав самолетов состоял из Short Folder , двух Wight Pushers , трех гидросамолетов Sopwith Type 807 и двух-четырех колесных самолетов Sopwith Tabloid . [ 6 ]
Ark Royal имел общую длину 366 футов (111,6 м), ширину 50 футов 10 дюймов (15,5 м) и осадку 18 футов 9 дюймов (5,7 м). Обычно его водоизмещение составляет 7 080 длинных тонн (7 190 т) при водоизмещении 7 450 длинных тонн (7 570 т) при глубокой загрузке . [ 7 ] Корабль имел одну вертикальную паровую машину тройного расширения, приводящую в движение один гребной вал . корабля Три цилиндрических котла вырабатывали достаточно пара, чтобы произвести 3000 лошадиных сил (2200 кВт) от двигателя. [ 8 ] Корабль имел расчетную скорость 11 узлов (20 км/ч; 13 миль в час); она развивала скорость 10,64 узла (19,71 км/ч; 12,24 миль в час) во время ходовых испытаний с мощностью на валу 2675 лошадиных сил (1995 кВт) в декабре 1914 года. [ 9 ] Ark Royal перевозил 500 тонн (490 длинных тонн) мазута , чего было достаточно, чтобы обеспечить дальность полета 3030 морских миль (5610 км; 3490 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 7 ]
Корабль был вооружен четырьмя 12-фунтовыми орудиями QF мощностью 12 центнеров. [ Примечание 1 ] и два пулемета. [ 10 ] Ее экипаж насчитывал 180 офицеров и солдат, в том числе 60 авиаторов. [ 8 ] «Ее поистине уникальной особенностью был устойчивый парус на бизани , который помогал ей держать голову по ветру; он остается единственным авианосцем, оснащенным парусом». [ 11 ]
Услуга
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]Корабль оказался слишком медленным для работы с Великим флотом и для операций в Северном море в целом, поэтому «Арк Ройал» в середине января 1915 года был отправлен в Средиземное море для поддержки кампании в Галлиполи . [ 10 ] Под командованием командира Роберта Кларк-Холла корабль отплыл 1 февраля 1915 года и прибыл на остров Тенедос 17 февраля. В день прибытия она попыталась управлять тремя своими гидросамолетами для разведки Проливов, но у двух из них были проблемы с двигателями, а третий не смог взлететь, потому что вода была слишком спокойной, что было распространенной проблемой многих первых гидросамолетов. Уайт-толкачу в конце концов удалось подняться в воздух и обнаружить новые укрепления в проливе; он сбросил одну 20-фунтовую (9,1 кг) бомбу на азиатскую сторону Дарданелл и вернулся с семью пулевыми отверстиями в коже. Двумя днями позже авиация корабля безуспешно попыталась обнаружить флот, бомбардировавший османские укрепления, защищавшие Проливы. Позже в этом месяце и в начале марта они провели дополнительные миссии по воздушной разведке и наблюдению в поддержку флота, когда он продвигался дальше вверх по проливам. Арк Ройал потеряла свой первый самолет 5 марта, когда пропеллер одного из ее самолетов Sopwith разлетелся на куски на высоте 3000 футов (910 м). Оба члена экипажа самолета были эвакуированы эсминец HMS Usk . [ 12 ]
Позже в том же месяце экипаж корабля научился обнаруживать мины с воздуха и добился умеренных успехов, хотя им не удалось обнаружить минное поле, в результате которого 18 марта потопил один французский и два британских предредноута и повредил британский линейный крейсер. Позже в том же месяце Арк Ройал и ее самолет были заменены 3-й эскадрильей Королевской военно-морской воздушной службы (RNAS). Готовясь к прибытию эскадрильи, экипаж корабля очистил виноградник на острове под аэродром и 26–27 марта разгрузил самолеты в ящиках. С 31 марта по 7 апреля «Арк Ройал» бомбардировал порт Смирны и ее спутники предприняли несколько ложных попыток приземления, а ее самолет без особого эффекта . Вернувшись на Тенедос 8 апреля, она обменяла свои таблоиды, которые никогда не летали с корабля, на пару Sopwith Schneider одноместных гидросамолетов . Кроме того, она получила два Sopwith Type 860 , еще один Wight Pusher и Short Type 166 , все двухместные гидросамолеты, в качестве замены. На корабле не было места для всех этих самолетов, и она воспользовалась угольщиком. Penmorvalt для их хранения и дополнительного места в мастерской. Ее самолет возобновил разведывательные и наблюдательные полеты над Дарданеллами; 12 апреля самолет обнаружил большой склад боеприпасов и предоставил корректирующие данные для направления огня с корабля HMS Lord Nelson на цель. [ 13 ]
Самолеты Арк Ройал оказывали поддержку австралийским и новозеландским войскам в бухте Анзак , когда они приземлились 25 апреля на полуострове Галлиполи . Двумя днями позже корабль попал под обстрел османского предредноута «Тургут Рейс» , стрелявшего через полуостров, и ему пришлось двигаться в спешке, чтобы избежать попадания. Месяц спустя бой на полуострове застопорился, и успех немецкой подводной лодки U-21 в потоплении двух британских предредноутов вынудил «Арк Ройял» перебраться на более безопасную якорную стоянку в Имбросе в конце мая . Там он стал базой для всех гидросамолетов в этом районе, в то время как ее собственный самолет продолжал поддерживать операции в Галлиполи. Иногда самолеты передавались в аренду другим кораблям для разведки или наблюдения. [ 14 ]
Корабль покинул Имброс 1 ноября и направился в Митилини , откуда его самолеты выполняли воздушную разведку над Смирной, а затем продолжил свой путь в Салоники , куда прибыл 8 ноября. Находясь там, ее самолеты поддерживали британские войска, сражающиеся с болгарами , замечали британские корабли, проводившие береговые бомбардировки, и проводили противолодочное патрулирование. В это время компания Ark Royal эксплуатировала пять самолетов Short 166 и пару гидросамолетов Sopwith. 27 марта 1917 года корабль был переведен в Мудрос , чтобы служить базой для всех гидросамолетов, приписанных к 2-му крылу RNAS , которое контролировало все самолеты RNAS в этом районе. К концу 1917 года она эксплуатировала смесь самолетов Short Type 184 и Sopwith Baby . [ 15 ]
Утром 20 января 1918 года османский линейный крейсер «Явуз Султан Селим» вместе с лёгким крейсером «Мидилли» (ранее немецкие «Гебен» и «Бреслау» , до сих пор с немецкими экипажами) вышел из Дарданелл для атаки британских военных кораблей, базировавшихся в Мудросе. Явуз подорвался на мине вскоре после того, как они вышли из устья Дарданелл, поэтому они поменяли цели и потопили два британских монитора у острова Имброс. [ 16 ] Когда они возвращались в Дарданеллы, два корабля были атакованы двумя Ark Royal Sopwith Babies компании с 65-фунтовыми (29 кг) бомбами. Один Бэби был быстро сбит, а другой был вынужден совершить вынужденную посадку из-за проблем с двигателем на Имбросе; Пилот смог вырулить самолет на пляж, и через несколько дней его нашли. [ 15 ] «Мидилли» подорвался на пяти минах и на обратном пути затонул, в то время как «Явуз» подорвался еще на двух минах, а затем сел на мель в проливах. Ark Royal Корабли Short 184 компании попытались бомбить его на рассвете следующего утра, но все десять бомб промахнулись, а попытка атаковать корабль с помощью Short 184, модифицированного для установки 14-дюймовой (356-мм) торпеды, провалилась из-за веса. Торпеды оказалось больше, чем мог поднять самолет. [ 16 ] [ 17 ]
3 апреля корабль был переброшен на остров Сирос , где он мог поддерживать гидросамолеты 62-го крыла Королевских ВВС (RAF) в противолодочном патрулировании; часть бывшего крыла № 2 RNAS была переименована, когда RNAS и Королевский летный корпус были объединены в RAF. Арк Роял был переведен в Пирей в октябре и все еще находился там, когда Мудросское перемирие 31 октября было подписано с Турцией. Корабль вошел в состав флота союзников, оккупировавшего Константинополь после капитуляции. [ 18 ]
Межвоенные годы и Вторая мировая война
[ редактировать ]После войны «Арк Ройал» переправила самолеты через Черное море в Батуми , где они были переправлены через Кавказ британским военно-морским силам, поддерживающим белогвардейские силы, сражавшиеся с большевиками на Каспийском море во время Гражданской войны в России . Корабль был выведен из Черного моря в конце 1919 года и высадил свои гидросамолеты на Мальте, чтобы загрузить дюжину бомбардировщиков Airco DH.9 и 181 личный состав вспомогательных сил Z для транспортировки в Британский Сомалиленд . Корабль прибыл в Берберу 30 декабря, и эскадра была разгружена для поддержки воздушной и наземной кампании против Дийрие-Гуре . [ 19 ] Во время этой кампании «Арк Ройал» служил исключительно складом и ремонтным кораблем для Королевских ВВС. Она была выведена до его заключения и переброшена на Черное море для поддержки тамошних белогвардейских войск, когда они начали разрушаться. Корабль дважды переправлял беженцев с кавказского побережья в Крым , а после второго рейса его пришлось дезинфицировать в Константинополе из-за вспышки тифа среди его пассажиров. Летом 1920 года «Арк Ройал» переправил самолеты и личный состав Королевских ВВС в Басру . Затем она вернулась в Великобританию для ремонта и в ноябре была переведена в резерв в Росайте . [ 20 ]
Он был повторно введен в эксплуатацию в сентябре 1922 года для перевозки 4-й эскадрильи , оснащенной дюжиной истребителей Bristol F.2 , в Дарданеллы во время Чанакского кризиса . Самолеты были переправлены в полусобранном виде, а затем переданы на авианосец «Аргус» , где были полностью собраны. 11 октября F.2 перелетели с авианосца на аэродром в Киле на европейской стороне проливов. Корабль оставался в этом районе до тех пор, пока он не прошел краткий ремонт на Мальте в начале 1923 года. Теперь оснащенный гидросамолетами Fairey III D, «Арк Ройал» вернулся в Дарданеллы, пока в конце года его не перевели обратно в Соединенное Королевство. По прибытии корабль был снова переведен в резерв и до 1930 года стал базой резерва тральщиков в Ширнессе . [ 20 ]

В 1930 году «Арк Ройал» снова был повторно введен в эксплуатацию в качестве учебного корабля, а на его баке перед кранами установили авиационную катапульту. В течение следующих девяти лет корабль проводил испытания и оценки катапульт, а также оборудования и методов запуска и восстановления гидросамолетов. 21 декабря 1934 года он был переименован в HMS Pegasus , чтобы дать название новому авианосцу , строительство которого тогда начиналось. Корабль был передан Флоту Метрополии, когда началась Вторая мировая война, и в основном использовался для обучения моряков методам запуска катапульт и подъема с корабля. На корабле использовались корабли Fairey Seafox , Supermarine Walrus и Fairey Swordfish из 764-й военно-морской авиационной эскадрильи . [ 21 ] Он также служил авиатранспортом и присутствовал в Скапа-Флоу , только что доставив несколько самолетов 14 октября, когда линкор Royal Oak был потоплен немецкой подводной лодкой U-47 . кораблем Будучи ближайшим к Ройал-Оуку , «Пегас» смог спасти около 400 выживших. [ 22 ]

В ноябре 1940 года «Пегас» был переоборудован в прототип катапультного истребителя. [ 23 ] с тремя истребителями Fairey Fulmar из 807-й морской авиационной эскадрильи в период с 1 декабря по 10 февраля 1941 года, которые были заменены самолетами из 804-й морской авиационной эскадрильи в период с 10 февраля по 23 июля. [ 24 ] Эти истребители должны были защищать конвои от атак морских патрульных бомбардировщиков Focke-Wulf Fw 200 и не давать им передавать по радио отчеты о местонахождении подводным лодкам . Если они окажутся вне досягаемости суши, истребителям придется броситься в море и надеяться, что их подберет корабль из конвоя. [ 25 ] С декабря 1940 по июль 1941 года корабль сопровождал девять конвоев. [ 23 ] В какой-то момент войны зенитное вооружение корабля было дополнено парой 20-мм легких зенитных орудий Oerlikon, корабля установленных в носовой части, мостик был увеличен, а мачта заменена треножной мачтой с типом 291. воздушного предупреждения РЛС . [ 26 ] Затем корабль снова стал учебным кораблем для гидросамолетов, находились 763 военнослужащих NAS . на его борту с 20 апреля 1942 года по 13 февраля 1944 года [ 27 ] Затем «Пегас» стал кораблем-казармой до мая 1946 года, а затем в июне был отправлен на утилизацию. [ 28 ]
Она была продана RC Ellerman 18 октября, переименована в Anita I и зарегистрирована под панамским флагом. Под управлением Compania de Navigation Ellanita в октябре 1947 года корабль отправился из Кардиффа в Антверпен, чтобы начать переоборудование в грузовое судно. Работы прекратились в начале 1948 года, и 16 июня 1949 года Анита I была конфискована кредиторами и продана с аукциона голландской фирме по демонтажу судов. Ее перепродали еще раз, прежде чем судно было куплено Британской металлургической корпорацией. в октябре 1950 года году корабль был разобран на металлолом на Тосе. У. Уорд , Грейс , Эссекс. [ 29 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мирянин 1976, с. 92
- ^ Layman 1976, стр. 91–92.
- ^ Фридман, с. 363
- ^ Д.К. Браун (1983). Век военно-морского строительства, История Королевского корпуса военно-морских конструкторов . Лондон: Conway Maritime Press. п. 114. ИСБН 0-85177-282-Х .
- ^ Фридман, стр. 28, 363, 368.
- ^ Layman 1976, стр. 95–96.
- ^ Jump up to: а б Фридман, с. 364
- ^ Jump up to: а б Непрофессионал 1989, с. 45
- ^ Фридман, стр. 363, 368.
- ^ Jump up to: а б Фридман, с. 28
- ^ Браун 1999, стр. 76–77.
- ^ Layman 1976, стр. 96–7.
- ^ Layman 1976, стр. 98, 100.
- ^ Layman 1976, стр. 100–01.
- ^ Jump up to: а б Мирянин 1976, с. 102
- ^ Jump up to: а б Хаунам-Мик, RSS; и др. (2000). «Вопрос 3/99: Гибель немецкого легкого крейсера Бреслау». Военный корабль Интернешнл . XXXVII (1). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований: 92–95. ISSN 0043-0374 .
- ^ «Правовая разведка: иск Королевских ВВС в Суд по премиям» . Журнал «Полет» . XI (6, № 528). Архив FlightGlobal: 190. 6 февраля 1919 г. Проверено 23 марта 2012 г.
- ^ Layman 1976, стр. 102–03.
- ^ Омар, Мохамед (2001). Борьба на Африканском Роге . п. 402.
Это письмо отправлено всеми Дервишами, Амиром и всеми Долбахантами Правителю Берберы... Мы - Правительство, у нас есть Султан, Амир, и Вожди, и подданные... (ответ) В своем последнем письме мулла делает вид, что говорит от имени дервишей, их эмира (самого себя) и племен долбаханта. Это письмо показывает, что его цель — утвердиться в качестве правителя Долбаханты.
- ^ Jump up to: а б Мирянин 1976, с. 103
- ^ Стертивант, стр. 98, 100–101.
- ^ Layman 1976, стр. 103–04.
- ^ Jump up to: а б Мирянин 1976, с. 104
- ^ Стуртивант, стр. 178, 187, 189.
- ^ Пулман, стр. 39–41
- ^ Лентон, стр. 112–13
- ^ Стертивант, с. 98
- ^ Лейман 1989, с. 47
- ^ Лейман 1976, с. 105
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Дэвид К. (1999). Великий флот: проектирование и развитие военного корабля 1906–1922 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-315-Х .
- Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: эволюция кораблей и их самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-054-8 .
- Лейман, Р.Д. (1989). До авианосца: Развитие авиационных судов 1859–1922 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-210-9 .
- Лейман, Р.Д. (1976). «HMS Ark Royal – Пегас 1914–1950». Военный корабль Интернешнл . XIII (2). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований: 90–114. ISSN 0043-0374 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Пулман, Кеннет (1978). Фокке-Вульф Кондор: бич Атлантики . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 0-354-01164-2 .
- Стертивант, Рэй (1984). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж, Великобритания: Air-Britain (Историки). ISBN 0-85130-120-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- HMS Ark Royal/Pegasus в мировом списке авианосцев
- «Журналы Королевского флота - HMS Ark Royal» . Проверено 15 декабря 2013 г. Расшифрованные журналы с декабря 1914 г. по июнь 1917 г.
- «Журналы Королевского флота - HMS Ark Royal» . Проверено 15 декабря 2013 г. Расшифрованные журналы с июля 1917 г. по ноябрь 1920 г.
- «Корабли-катапульты - учебный фильм Королевского флота (1940)» на YouTube